Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана Агагишиева, З.З.

Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана
<
Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Агагишиева, З.З.. Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана : Дис. ... канд. искусствоведение : 17.00.02.-

Содержание к диссертации

ВВВДЕНИЕ 2 - 17

ГЛАВА I. МУЗЫКАЛЬНО-ЭПИЧЕСКОЕ ПЕСНЕТВОРЧЕСТВО КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДА (Общая характеристика эпической традиции горцев) 18 - 43

ГЛАВА П. ДРЕВНИЕ СКАЗАНИЯ И НАРТСКИЙ ЭПОС 44-59

ГЛАВА Ш. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ 60-103

1. Героико-исторические песни 62-79

2. Социально-исторические песни 79 - 103

а) Песни об абреках 87 - 90

б) Песни о набегах 90 - 95

Б) Песни морально-этического содержания 95 - 103

ГЛАВА ІУ. ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ 104 - 123

ГЛАВА У. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭПИЧЕСКИХ ПЕСЕН ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДНОСТЕЙ 124-182

1. Кавказско-иберийская традиция 124- 159

а) Аварские эпические песни 124- 139

б) Лазские эпические песни 139- 153

в) Даргинские эпические песни 153 - 159

2. Тюркская эпическая традиция 159 - 182

а) Кумыкские эпические песни 159- 170

б) Ногайские эпические песни 170 - 182

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 183 - 194

БИБЛИОГРАФИЯ 195-204.  

Введение к работе

Дагестан - уникальная сграна. На небольшой площади, занятой по преимуществу горным ландшафтом, живут 36 народностей, говорящих на различных языках и диалекгах. Разделенные языковыми барьерами, имевшие собственные границы, национальную неповторимость, его народы вместе с тем были тесно связаны между собой.

Дагестанские памятники эпического искусства, являющие большой пласт фольклора народов гор, пронесли сквозь многие века их героическую повесть. Не отраженная в силу специфических особенностей развития горского общества в летописи, она во многом сохранилась благодаря памяти коллективного создателя, запечатлевшего в песнях, сказаниях, преданиях, легендах эталоны мужества, гуманизма, мировоззрение низов, их социально-исторический опыт.

Тысячелетия Дагестан оказывал сопротивление иноземным экспансиям. Уже только более близкая история "запомнила" Тогрул-бека, зологоордынских ханов Тохгамыша, Тимура, иранского шаха Надира и др., посягавших на свободу и независимость горских пле-мен . Ранее сюда вторгались скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, арабы, тюрки, сельджуки, сефевиды и др.

Документы, свидетельства ученых, сопредельных государств, путешественников, а также современная археологическая наука рассказывают, что регион еще и сегодня во многом представляет собой загадку. Обнаружение древнейших поселений, материальная культура которых указывает на развитость взаимосвязей между Востоком и Западом, говорит о собственных и привнесенных элементах различных искусств, являющихся плодом непосредственных или опосредованных межнациональных связей. Хазарский каганат, по сей день представляющий в науке проблему, оставил следы бытования могущественного государства, в котором наличествовало одновременно несколько религий. Целую эпоху знаменует собой сопротивление дагестанских горцев арабской экспансии, насильственно насадившей ислам.

По Прикаспийской низменности, через город Дербент, известный всему древнему и средневековому миру, шел один из главных караванных путей с Запада на Восток. Здесь царила атмосфера оживленной торговли, постоянными гостями были заезжие люди, богатые купцы; Дербент славился пышными караван-сараями, где встречались разноязыкие представители племен и культур, мастера различных ис-кусеТВ .

Новая история края связана с русской ориентацией, исподволь возникавшей в моменты надвигающейся опасности, когда местные феодалы искали защиты у северного соседа. В частности, на это указывает переписка кумыкских шамхалов с Иваном Грозным. Отношения крепли тем более, чем больше в сознание правителей гор проникало понимание того, что помощь от притязаний турецких султанов и иранских шахов можно искать у России.

Петр I, совершивший два похода в Дагестан (где ему были оказаны великие почести, вручен символический ключ от крепости Дербент) , задолго до того снаряжал в Прикаспийские районы экспедиции с научно-изыскательскими целями, а собственным посещением края еще более закрепил уже наметившиеся связи. Вся сложность перемен восстанавливается подчас не только благодаря документальным данным, как например, историческим хроникам ("Хроника Мухаммеда Та 3 Там же, с.121. хира ал-Карахи"4, где нашла освещение Кавказская война под руководством Шамиля, "Дербенг-наме"5, "Тарихи Дагестан"6 и др.), но и фольклору, который, по словам В.И.Ленина, выражал "чаяния и ожидания народные" .

Устное народное творчество запечатлело героическую летопись народа. Уже при первоначальном взгляде на дагестанский материал очевидно, что эстетика героического прошла огромную диалектическую эволюцию. Она вместила в себя древнее мифологическое сознание человека, эпоху господства новой истории, начавшейся после присоединения Дагестана к России. В каждый период понятие героя в категории героического переосмыслялось, приобретая иную наполненность. Чем более определялось самосознание горцев, тем более крепла ветвь героического эпоса. К.Маркс пишет: "Относительно некоторых форм искусства, например эпоса, даже признано, что они в своей классической форме, составляющей эпоху в мировой истории, никогда не могут быть созданы, как только началось художественное производство, как таковое; что, таким образом, в области самого искусства известные значительные формы его возможны только.

Многострадальная судьба народа обусловила возведение героического в изначальный культ. На первоначальных этапах (прослеживающихся в эпическом материале) на передний план выходил герой -защитник Родины, где выдвигался, главным образом, его беззаветный патриотизм. Эпоха обострения классовой борьбы феодального Дагестана выдвинула тип защитника обездоленных. В соответствии с этим менялись и средства обрисовки горцев, получая более глубокую разработанность. И чем ближе к нашему времени, тем более образы персонажей, заглавных фигур были сверены с правдой жизни. Стихийный реализм побеждал обобщенные, отвлеченные представления о сущности личности; утрачивалась мифологическая изобразительность, на смену ей приходили реалии событий, обстоятельств, конкретность деталей. Знаменитая дагестанская песня о Хочбаре, которую Л.Толстой назвал "удивительной", соотнесена с определенным отрезком неутихающей борьбы феодала и бунтаря-одиночки, защищавшего интересы бедноты.

Канун Великой Октябрьской социалистической революции, взрывная атмосфера времени дали новый прилив народного вдохновения. Десятки, согни песен были сложены о борцах за дело грудящегося люда. Подчас в них, славивших подвиги рыцарей революции, назывались конкретные имена. Такими являлись произведения о Ленине,Орджоникидзе, Кирове и дагестанских сынах: Гамиде Далгаге, Алибеке Багагырове, Муслиме Агаеве, Тарикули Юзбекове... В песнях о павших в бою с героическими мотивами совместились элегические.

В Дагестане, где процент неграмотности населения был велик, фольклорные пеони подчас еще подменяли литературное творчество. Синкретизм, на этом этапе прослеживающийся наиболее явственно, приближается к рубежу, когда советская литература, становящаяся очевидным завоеванием новой действительности, и фольклор создавались параллельно.

Само по себе высокоэстегическй организованное эпическое искусство горцев становится еще более значимым, когда выявляется в своем первородном качестве, а именно в соединении с музыкой, ибо только гак и может прочитываться, существовать и передаваться эпическое пение, обусловленное эмоционально-психологическим складом народа. Прекрасные, подчас достойные самой высокой оценки ге-роико-исгорические песни, социально-исторические баллады не могут характеризоваться полно и всесторонне без того музыкального обрамления, которое было типично для искусства дагестанцев. Мелодия отражала столь же высокоэсгегическое содержание, поддерживала стих, сообщая ему полноту жизни, обеспечивая гармонию слова и звука.

Суровая, аскетическая обстановка горного края, в котором жили дагестанцы, отразилась в ритмах музыки. Звуковое воплощение песен характеризовалось тем же суровым, мужественным колоритом, интонациями боевых кличей, высоким пафосом и патетикой. В их напевах, в зависимости от того, какой исторический пласт они отражают, слышны го трубные гласы древних охотников, го интонации плачей, напутствий, прощаний, ригмы боевых ритуальных ганцев, бой барабана.

Великий русский художник Л.Н.Толстой гонко ощутил, что душа горца выражалась в эпической песне. В повести "Хаджи-Мурагм он передал тог музыкально-поэтический сгрой духовного склада горца, его чувства и эмоции, обуславливающиеся близостью к природе и выражающиеся с большим накалом в масштабе сграсгей и поступков, когда жизнь отдавалась без колебаний, дружба скреплялась навечно, любовь была жертвенной, слезы - кровавыми, радости - жгучими, а песня вбирала весь эгог сгусток человеческих страстей. В его рассказах о горских напевах показано, что мужественные мотивы окрашивали лирические напевы матерей, сестер, невест. В "Хаджи-Мурате" он неоднократно воспроизводит состояние героя через посредство эпи-ческо-песенной стихии. Одна из них звучала преданием о храбром воине. Толстой подчеркивает, что воспитанный в музыкальных традициях своей культуры Хаджи-Мураг сразу же различил среди других звуков голос, певший "заунывный напев"17 о битве, где джигиг бился "... пока были пули в ружьях и кинжалы на поясах и кровь в жилах" . Услышанное напомнило ему (Хаджи-Мурагу - З.А.) другую.

эпических песен точно подметил декабрист, писатель А.Бесгужев-Марлинский, живший среди горцев, ощутивший их внутренний накал и напряженность, идущие от постоянной готовности к бою. В своей повести "Мулла-Hyp" он писал о воздействии песен: "Порой он призывал наемного нукера своего из лезгин, и тог напевал ему дикие песни гор под звуки бубна, славил набеги своих предков, удальство своих братьев в битве и охоте, и сердце азиата разгоралось на кровь, на истребление" .

Музыка, выражающая чистую героику, несла в себе графически сдержанный рисунок, отражающий последовательно моменты барабанного боя, предвосхищающего сражение, эпизоды батальных действий. Тогда как поздние песни, которые включают в себя и баллады, становятся эмоционально многограннее. В них вливается сильная, страстная лирико-романгическая струя, пронизывает женское любовное начало, влекущее за собой интонации печали, нежности, страдания.

Стиховое содержание зачастую прямо влияло на музыкальную семантику песен. Форма дагестанских баллад, ткань которых пронизывает напряженность, быстрая сменяемость картин, событийного ряда и лирического наплыва, - вся эта наполненность находит отражение в музыке.

Таким образом, эпическая, лиро-эпическая традиции горского народа - плод его духовной деятельности - яркое, художественно-самобытное полотно, в котором возродились исполинские характеры и чувства, беззаветный патриотизм и неизбывная любовь к Родине. В ней самими условиями жизни определилась специфика общественного исторического развития с его укладом, сформировавшим систему взглядов, сверенных с пониманием мира и отношением к нему.

Цели и задачи диссертации - дать классификацию всего музыкально-поэтического фонда эпических песен по жанрово-тематическим признакам, установить взаимосвязь текста и напева, их музыкальную семантику, выявить и описать константы стиля каждой локальной эпической традиции Дагестана, определить общие и особенные черты эпического наследия основных дагестанских народностей: аварцев, даргинцев, лакцев, кумыков, ногайцев. 

Как полагает В.Е.Гусев, "один филологический анализ, как и один музыковедческий анализ, не может раскрыть ни содержания, униформы народной песни; не достигнет цели, по существу, и параллель-то ное, но изолированное, раздельное исследование текста и мелодии" .

Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967, с.88. Выбор темы диссертации вытекает из состояния вопроса и предполагает два возможных направления: либо изучение каждой локальной музыкальной культуры, либо одного конкретного жанра. Исходя из этого, работа проводится в плане изучения жанра эпических песен, бытующих у основных народностей, и способствует воссозданию общей картины, позволяющей выявить художественно-стилистические закономерности, их национальное своеобразие. Во главу угла выдвигается освещение целостного исторического движения традиции, посредством раскрытия происходящих изменений в идейно-тематическом и, соответственно, музыкально-поэтическом аспектах.

Дагестанская фольклористика достаточно полно исследовала родную словесность, ее классические традиционные образы. Интерес к устно-поэтическому творчеству аборигенов возник до революции, Дагестан привлекал этнографов, археологов, историков, языковедов. Плеяда русских ориенталистов занималась изучением этнической самобытности дагестанских "племен". Благодаря деятельности В.Розена, А.Казим-бека, И.Березина, М.Ковалевского, П.К.Услара, К.Клапрота, А.Берже, В.В.Радлова, Н.А.Смирнова были заложены основы организации, постановки исследований на Северном Кавказе и, в частности, в Дагестане.

Уже отмечалось, чго богатое наследие горцев было достаточно выявлено и изучено филологами. Однако, оно приобретает неизмеримо большую значительность и всесторонность будучи исследовано в синтезе с музыкой, с которой изначально была создана и развивалась эпическая традиция. Она бытует в жанрово-сгрукгурной многосложности, куда кроме песен, баллад опосредованно включаются плачи-причитания. Эти образцы народного искусства легко переходили один в друтой. Героические песни вбирают идейно-гемагические циклы, которые передают многие аспекты жизни народа в его философской, социально-политической направленности. Их музыкальное воплощение отличается большей консервативностью, нежели поэтическое содержание, которое подвижно, динамично, тогда как мелодико-ригмическая основа стабильна. Вместе с тем, музыка, отторгнутая от положенной на нее поэтической основы, не достигает той значительности, которую они являют в синтезе.  

Похожие диссертации на Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана