Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Юозас Груодис и формирование литовской композиторской школы Амбразас Альгирдас-Йонас Йонович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Амбразас Альгирдас-Йонас Йонович. Юозас Груодис и формирование литовской композиторской школы : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Всесоюз. НИИ искусствознания.- Москва, 1991.- 46 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/2685-1

Введение к работе

Тема исследования. Ее актуальность. Нынешнее состояние ооветской музыки обусловлено достигнутым уровнем отдельных национальных композиторских школ, их взаимовлиянием и взаимообогащением. Хотя опыт профессиональной музыки каждой республики рассматривается в целом .ряде обобщающих исследований и отдельных монографий, все еще остро ощущается недостаток рабо? , посвященных системному теоретическому анализу национальных композиторских школ как целостных структур, раскрытию внешних и внутренних обстоятельств, объективных и субъективных факторов их становления и развития. Примечательно, что пока не получило четкого истолкования даже само понятие "национальная композиторская школа . При этом особенно актуальной является проблема национального своеобразия (включающая соотношение народного я композиторского творчества), имеющая специфі. .е ские пути решения в профессиональной музыке каждой отдельной республики.

Целесообразность исследования литовской композиторской школы объясняется ^е самобытностью и достигнутой зрелостью. Сказанное обусловлено не только художественными достапенідаа таких изеєотннх композиторов как Б. Дварионас, С. Вайнюнао, , Й. Юзелюнас, Э. Бальсио, В. Баркаускас, Б. Кутавичюс, В. Лау-рушас, 0. Балакаускас и др., но, главным образом, определенным внутренним единством литовской профессиональной музыки в целом. Явно выраженное национальное своеобразие сочетается в ней с современностью музыкального мышления и языка, а древний и самобытный С-шьклор нашел органичное, глубинное, подчас -

Предлагаемую нами трактовку этого понятия см. ниже, с. 10.

новаторское преломление. Заслуживает внимания целенаправленность развития литовской композиторской школы, скорость эволюции отдельных признаков музыкального языка при сохранили . единой еотетичеокой основы. "

В процесс*, формирования литовской композиторской школы "аправляющую и определяющую роль сыграли творчество и многогранная музыкальная деятельность Юозаса Груодиса (1884-1948). Во многом опираясь на основные естетические идеи и творческие принципы М. К. Чюрлениса,, Ю. Груодас создал цельную программу развития литовской национальной музыки. Эту программу он последовательно осуществлял как в своем творчестве, так и в педагогической работе, будучи первым и в течение 20-летші единственным педагогом класса композиции в созданной им хе Каунасской консерватории. Воспитание композиторской смены переняли бывшие ученики Ю. Груодиса, а его самобытное и новаторское творчество стало примером для поседующих поколений-литовоких композиторов. Тем не менее заслуги Ю. Груодиса в деле создания национальной композиторской школы до сих пор еще недостаточно оценены, что мешает правильному пониманию процесса развития литовской музыки в целом. Сказанное вызвало необходимость уделить Ю. Груодису особое внимание и центральное место в предлагаемой работе.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации -выявление характертг черт литовской композиторской школы в целом и не. отдельных етапах ее развития.

Дяя достижения этой цели было необходимо решить следующие частные задачи:

рассмотреть формы проявления национального начала в музыкальном і.скусетве;

дать шшлиз понятий "национальный стиль музыки", "на-

циональна.- композиторская школа";

выявить национальные особенности литовского музыкального фольклора;

раскрыть причины сравнительно позднего возникновения . литовской национальной профессиональной музыки;

в аспекте проблемы национального своеобразия рассмотреть эстетические взгляды и творчество первых значительных литовских композиторов, особенно - М. К. Чюрлениса;

осветить факторы, определившие формирование творческой индивидуальности Ю. Гр„:>диса; выявить воздействие его деятельности на разные области музыкальной культуры Литвы; дать комплексный анализ и. оценку его эотетики, стиля, трактовки фольклора; " .

- рассмотреть обстоятельства и определить основные вехи развития литовской музыки в послевоенное 40-летие (1945-1985); предложить ее периодизацию на оонове смен господствующих стилевых тенденций;

проследить развитие традиций'Ю. Груодиоа в решении проблемы национального своеобразия;

наметить пути дальнейшего изучения литовской композиторской школы.

Методологическая основа. Основная проблематика работы обусловила и выбранную методологию ее разработки. Литовская профессиональная музыка" (аз более узком плане - национальная композиторская школа) рассматривается как составная часть национальной культуры и анализируется комплексно, в связи с явлениями общественной, духовной жизни, с национальной литературой и искусством, с общим движением эстетической мысля, при учете соответствующих моментов других национальных культур. Многогранность проблематики обусловила привлечение данных от-

_ 4 -дельных отраслей музыкознания (музыкальной эстетики, истории, теории, фольклористики). '

Комплексный метод в работе сочетается о принципом исто-ризма. Национальный стиль и национальная шкг :а понимаются как динамические, развивающиеся системы в диалектическом единстве устойчивых и изменяющихся элементов.

Источники и научная новизна исследования. В большинстве случаев (особенно по отношению к наследию 10. Груодиса и к дзя тельиости музыкальных учреждений Литвы) автор опирался на первоисточники: изданные и рукописные музыкальные произведения, документальные материалы, хранимые в архивах Вильнюса, Москвы, Крымской области, Лейпцига, ч диссертации учтена почти вся доступная литература о литовской музыке, а также ряд работ по затрагиваемым в работе- общим вопросам истории, эстетики, музыкознания. В исследовании обобщен многолетний труд автора над изучением творчества и музыкальной деятельности Ю. Груодиса, публикацией его наследия. Многие моменты творческой биографии, эстетики, стиля Ю. Груодиса диссертантом изучены вгофвые и нашли отражение в двух монографиях, а также в дру-' гих публикациях. В диссертацию вошел ряд положений из статей автора в литовской, всесоюзной и зарубежной печати о совре- . менной литовской музыке и ее национальном своеобразии. Многие произведения литовских композиторов автором проанализированы впервые в советском, музыковедении.

Научная новизна диссертации состоит, главным образом, в опыте комплексной разработки проблеми национального своеобразия, рассматриваемого в качестве необходимого условия единства композиторской школы,и всей музыкальной культуры Литвы.

. Прсктическое использование и апробация работы. Результаті предгринятого (.сследовашш мсгут гослужить для дальнейшей

. 5 -

разработки таких общетеоретических проблем как национальный стиль, национальная школа, соотношение фольклора п профессионального творчества, закономерности развития национальных музыкальных культур. Материалы и положения диссертации должны способствовать обогащению читаемых в музыкальных вузах страны учебных курсов истории музыки народов СССР, анализа :*73ы-кальных произведений. Ряд положений диссертации, изложенных в публикациях автора, ужа внедрен в педагогическую практику в Литовской консерватории. Основная публикация автора - монография "Жизнь и творчество Юозаса Груодиса" (В., 1981; Л., 1985) снискала положительные рецензии в республиканской а всесоюзной печати. По отдельным проблемам диссертации автор

выступил на мегдународной конференции по народной музыке в

j.

Стокгольма (4.06.1978), наП-оЙ, ХП-ой межреспубликанских . конференциях музыковедов Прибалтики (Таллинн, 1969, 1978, 1987 гг.), на конференции ЛО СК РСФСР "Композиторское творчество и фольклор" (Л., 1975), па теоретических' конференциях, посеяв»иных 50-летяэ Литовской консерватории (В., 1983) и . столетию со дня рождения D. Груодиса (В., 1934). Автор'сделал ряд публичных докладов в СССР и за рубеаом, в частности в Берлине, Лейпциге (1973), Эрфурте (1985), Парюке (1987).

Полный текст диссертации и автореферат обсуадены и одобрены на совместном заседании кафедр теории, истории музыки и композиции Литовской консерватории и ка заседании сектора Истории музыка народов СССР Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культури СССР.

Структура работы обусловлена спецификой ее проблематики і включает,в себя введение, четыре главы, заключение, список істочников я перечень основной использованной литературы. Іяссертоцпя имеет приложение, состоящее кз комментариев и до-

- f -полнеиий к отдельным главам и нотных примеров.