Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Карл Нильсен. Инструментальное творчество Мамонтова Наталия Леонидовна

Карл Нильсен. Инструментальное творчество
<
Карл Нильсен. Инструментальное творчество Карл Нильсен. Инструментальное творчество Карл Нильсен. Инструментальное творчество Карл Нильсен. Инструментальное творчество Карл Нильсен. Инструментальное творчество Карл Нильсен. Инструментальное творчество Карл Нильсен. Инструментальное творчество Карл Нильсен. Инструментальное творчество Карл Нильсен. Инструментальное творчество Карл Нильсен. Инструментальное творчество Карл Нильсен. Инструментальное творчество Карл Нильсен. Инструментальное творчество
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мамонтова Наталия Леонидовна. Карл Нильсен. Инструментальное творчество : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Мамонтова Наталия Леонидовна; [Место защиты: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского].- Москва, 2007.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/192

Содержание к диссертации

Стр.

Введение 4

Гл. 1. Карл Нильсен — классик датской музыки

  1. Основные пути развития датской музыкальной культуры. 13

  2. Творческий путь Карла Нильсена. 139

Гл. 2. Эволюция симфонизма.

  1. От Первой симфонии к Четвертой. 69

  2. Шестая симфония. 85

Гл. 3. Пятая симфония как кульминация творчества Карла Нильсена 97

Гл. 4. Инструментальные концерты 114

  1. Скрипичный концерт. 115

  2. Концерт для флейты с оркестром. 121

  3. Концерт для кларнета с оркестром. 126

Гл. 5. Камерно-инструментальные и фортепианные произведения Нильсена

  1. Камерные инструментальные произведения. 134

  2. Фортепианное творчество. 141

Заключение. Черты стиля и эстетические взгляды. 156

Список использованной литературы 166

Приложения (II том)

I. Список произведений Карла Нильсена.

П. Сравнительная хронологическая таблица (Произведения Нильсена и его современников).

III. Карл Нильсен Мое детство на Фюне. Автобиография (перевод с английского Н. Мамонтовой).

IV. Карл Нильсен Живая музыка. Сборник эссе (перевод с английского 84
Н. Мамонтовой).

V. Карл Нильсен. Избранные письма (перевод с английского 116
Н. Мамонтовой).

Карл Нильсен, великий сын Дании, был прирожденным симфонистом, хотя его произведения охватывают все жанры. Благодаря своему огромному интеллекту он смог развивать свой дар, чтобы достичь целей, которые были, как мне кажется, ясны ему с самого начала. Его яркая индивидуальность основала целую школу и значительно повлияла на композиторов многих стран. Можно говорить об уме и о сердце. У Карла Нильсена было и то и другое в наивысшей степени.

Ян Сибелиус.

Введение к работе

В истории мировой культуры Дания представлена широко известными именами великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, скульптора Бертеля Торвальдсена, философа Серена Кьеркегора. Среди них достойное место по праву принадлежит Карлу Нильсену (1865-1931). Он стал основоположником национальной композиторской школы, и значение его для Дании можно сопоставить со значением Грига для Норвегии, Сибелиуса — для Финляндии. Долгое время музыка Нильсена оставалась в музыкальных кругах Дании своего рода эталоном, образцом для подражания, его имя — непререкаемым авторитетом, его мнение — единственно возможной истиной. Многогранная творческая деятельность Нильсена — композиторская, дирижерская, педагогическая, литературная позволяет назвать его среди крупнейших фигур в музыкальном мире как Скандинавии, так и всей Северной Европы.

Столь насыщенная творчеством жизнь была возможна благодаря его удивительной работоспособности, той трудовой «закваске», тому фундаменту, который был заложен в детстве. Судьба Нильсена очень интересна и необычна: выходец из деревни на острове Фюн, сын маляра, он стал выдающимся представителем национальной культуры. Его облик сочетал в себе первозданную непосредственность и открытость с поразительной глубиной интеллекта, что проявилось уже в первых его произведениях.

После смерти композитора в 1931 году его жизнь и творчество начали активно изучаться, в Дании появился ряд трудов, среди которых особенно выделяется двухтомная монография Торбена Майера «Карл Нильсен. Художник и человек» , содержащая полную биографию композитора и анализ основных музыкальных произведений. Также следует назвать сравнительно недавно вышедшую в Дании монографию Иенсен Иоргена «Карл Нильсен, датчанин» и фундаментальный труд Вагна Каппеля «Современные датские

1 Meyer Т. Carl Nielsen. Kunstneren og Mennesket. Kob., 1947.

2 Jensen J0rgen I. Carl Nielsen, danskeren. Musikbiografi. KJab., 1991.

5 композиторы на фоне датской музыкальной жизни и истории» . Эти монографии содержат ценный материал об этапах жизненного и творческого пути композитора, об истории создания ряда произведений. Интерес к фигуре Нильсена возник не только в Дании, о чем свидетельствует труд английского музыковеда Роберта Симпсона «К. Нильсен — симфонист», в котором детально рассматриваются все симфонии и есть ценные наблюдения над ладогармоническим языком.. Кроме того, благодаря полученной возможности работы в Датской королевской библиотеке удалось ознакомиться с трудами американских музыковедов (работы на соискание кандидатской и докторской степени), специализирующихся на творчестве Нильсена. Однако все они сфокусированы на теоретических вопросах, посвященных форме и гармоническому языку, а проблемы стиля и исторического места композитора затронуты лишь вскользь. Помимо этого, некоторые наблюдения кажутся даже наивными: так, в нескольких работах авторы составили большие таблицы, в которых подсчитано, сколько раз в той или иной части симфонии композитор использовал трезвучия, большие, малые, уменьшенные септаккорды, нонаккорды и т.д. На основе этих таблиц делаются соответствующие выводы. Среди них наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживают работы Д. Уилсона «Аналитическое и статистическое изучение гармонии в шести симфониях Карла Нильсена»5 и Дж. Хайатта «Форма и тональная организация в поздних инструментальных произведениях Карла Нильсена» . В них положения о гармонии и форме Нильсена представляются достаточно убедительными.

При изложении творческого пути мы опирались на фактологический материал монографии Дж. Лоусона «Карл Нильсен»7, но в большей степени понять облик художника и его творческие позиции нам помогли собственные высказывания композитора: автобиография Min Fynske Barndom (Мое детство на Фюне) и сборник музыкальных эссе Levende Musik (Живая музыка) (перевод этих трудов на русский язык сделан автором данной работы и представлен в приложении). Живой и непосредственный язык, особенная наблюдательность, образность и оригинальность изложения придают им высокую художественную ценность и рисуют чрезвычайно привлекательный портрет Нильсена. В 1954 году в Копенгагене были изданы избранные письма композитора. В них Нильсен много говорит о процессе работы над своими произведениями, описывает

3 Kappel Vagn. Contemporary Dannish composers against the background of Danish musical life and history. Keb.,
1950.

4 Simpson R. С Nielsen — Simphonist. London, 1952.

5 Wilson Dean. An analytical and statistical study of the harmony in Carl Nielsen's six symphonies. — Michigan
State University, Ph.D., 1967.

6 Hiatt James. Form and tonal organization in the late instrumental works of Carl Nielsen. Indiana University. Ph.D.,
1986.

7 Lawson Jack. Carl Nielsen. — London, 1997.

впечатления от разных поездок и встреч, рецензирует услышанные произведения и их исполнение. Часть писем также была переведена автором работы и использована в диссертации.

Дом детства Нильсена в деревушке Нёре-Линельсе неподалеку от столицы Фюна — города Оденсе был превращен в маленький музей в 1956 году. Более крупный музей в Оденсе, открытый в 1988 году, расположен неподалеку от музея Ханса Кристиана Андерсена, который был земляком Нильсена. В музее Нильсена находится коллекция работ жены композитора — талантливого скульптора Анне Марии Нильсен и экспозиция, представляющая жизнь и достижения двух больших художников.

Большинство произведений Нильсена записаны на компакт-дисках как в новых исполнениях, так и в реставрированных старых. Авторские рукописи находятся в Собрании Карла Нильсена в музыкальном отделе Королевской библиотеки в Копенгагене. Другие отделы библиотеки также располагают материалами, относящимися к Нильсену: письмами, фотографиями и др. Работа над новым научным и также практическим изданием музыки Нильсена была начата в 1994 году в Копенгагене. На данный момент вышли симфонии и партитура оперы «Маскарад» с подробными комментариями. В 1992 году ВВС выпустила документальный фильм «Карл Нильсен жизнь в шести симфониях» (автор сценария Симон Раттл, режиссер Барри Гэвин). В 1978 году Иорген Роос выпустил документальный фильм «Карл Нильсен». Художественный фильм Эрика Клаусена по книге Нильсена «Мое детство на Фюне» («Карл симфония моего детства») вышел в 1994 году.

При всем значении Нильсена для Северной Европы, при неуклонно возрастающем интересе к его жизни и творчеству на его родине и за рубежом — в нашей стране это имя

почти неизвестно, произведения его, за редким исключением , не исполняются. В отечественном музыкознании не сложилось представления об этом замечательном художнике, о его обширном творческом наследии. На русском языке нет как ни одного опубликованного исследования о жизненном и творческом пути Нильсена, так и ни одного труда о датской музыке вообще. Единственной книгой, дающей читателям некоторую возможность познакомиться с композитором, стал недавно вышедший перевод его критических эссе «Живая музыка» .

К числу таких исключений относится исполнение в июне 2006 года в Москве Первой симфонии Нильсена.

8 конце апреля 2007 г. в Большом зале Московской консерватории прошел цикл концертов под
управлением Г. Рождественского, посвященный скандинавским композиторам. В нем прозвучали и
симфонические произведения Нильсена, что показывает растущий интерес к творчеству композитора в
нашей стране.

9 Нильсен К. Живая музыка. Перевод и предисловие М. Мищенко. — С-Пб., 2005.

7 До недавнего времени единственным обращением к фигуре Нильсена на русском языке бьшо исследование Н. Мохова — его дипломная работа10, а затем и кандидатская диссертация . Впоследствии на основе этих материалов автором была написана глава для учебника . Как первый шаг на пути изучения творчества композитора эти работы имели важное значение. В них есть интересные сведения, прежде всего, малоизвестные высказывания композитора; Н. Мохов использовал имевшиеся тогда материалы из иностранных трудов. Однако его работы не могли раскрыть всех «белых пятен», связанных с проблематикой творчества К. Нильсена. Облик Нильсена — человека и художника, его эстетические взгляды, стиль произведений не получили достаточно полного освещения; композиционные принципы, музыкальный язык немногих представленных симфоний анализируются недостаточно точно. Многие понятия устарели. Так, например, не находит необходимого определения и объяснения принцип тонально-гармонического мышления Нильсена, который обычно называют то «прогрессивной», то «прогрессирующей» тональностью, опираясь на формулировку progressive tonality, принадлежащую исследователю творчества Нильсена Р. Симпсону. Между тем, отношение к тональности является одной из главных особенностей творческого почерка Нильсена. С позиции современной теории музыки тип тонального мышления Нильсена можно определить как новую модальность или неомодальность . Симпсон объясняет свое понятие, как «цель, которая должна быть достигнута или порядок, который должен быть развит». Но прежде всего, по нашему мнению, это процесс смены тональностей, отражающий непрерывное движение, обновление, постоянную изменчивость материи, что соответствует главному эстетическому кредо композитора, выраженному в словах «музыка есть жизнь и подобно ей — неугасима». Взгляд на музыку, как на проявление вечного движения материи, способствовал тому, что даже самая мельчайшая частица музыкальной ткани имела для Нильсена особое значение. Внимание к интервалу, ритмическому рисунку, самоценности оркестрового тембра, где отдельному инструменту уделяется большое внимание, стали узнаваемыми особенностями музыкального языка Нильсена.

Отдельным произведениям или некоторым стилистическим особенностям творчества Нильсена посвящены несколько статей петрозаводских музыковедов (отметим

Мохов.Н. Симфоническое творчество Карла Нильсена на примере его Третьей и Шестой симфонии. Дигш. работа. МГК, 1974.

1 Мохов Н. Симфоническое творчество Карла Нильсена и его значение для скандинавской музыки XX столетия. Канд. дисс. Л., 1983.

12 Мохов Н. Карл Нильсен // История зарубежной музыки. Учебник. Вып. 5: Конец XIX — начало XX вв /
Ред. И. Нестьев. М., 1988.

13 Термин принадлежит Ю. Н. Холопову.

8 статьи Ю. Кона, К. Южак, Р. Островского в сборнике «Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (К 130-летию со дня рождения)») . Особого внимания заслуживают две статьи О. Бочкаревой о тональной и гармонической логике некоторых камерных произведений Нильсена15.

Сейчас представляется очевидной необходимость более углубленного изучения творчества К. Нильсена. Значимость его разносторонней художественной деятельности, оригинальность облика, своеобразие музыкального языка выдвигают задачи комплексного подхода к его творчеству и рассмотрения его в соответствии с современными представлениями о композиционных и ладогармонических принципах музыки XX века. Знакомство с литературными трудами композитора позволяет заглянуть в его жизнь, мир его творчества, понять своеобразие формирования его личности и эстетики.

Перед Нильсеном вставала очень непростая задача: обобщить важнейшие традиции датской культуры, подвести своеобразные итоги ее длительного развития и, соотнеся это с достижениями европейской музыки, вывести ее на новый уровень. Задача стать европейским композитором, не утратив при этом своей индивидуальности, в том числе и национальной.

Творчество Нильсена находится на рубеже веков, а подобное время всегда ставит перед художником множество проблем. Собственно, Нильсен, как и Сибелиус, появляется в музыкальном мире на фундаменте и одновременно на исходе романтизма, и, как свойственно создателям национальной классики во многих странах, их творчество призвано синтезировать черты разных художественных направлений. Интересно, что родившись в один год (1865), Нильсен и Сибелиус и творчество свое как начинают, так и заканчивают практически одновременно: в 1892 году появляются Первая симфония Нильсена и «Куллерво»-симфония Сибелиуса; к началу 30-х годов завершает свое творчество Сибелиус, а в 1931 году умирает Нильсен. Появление ряда крупных произведений тоже совпадает: так, в 1902 году увидели свет Вторая симфония Нильсена и Вторая симфония Сибелиуса (см. таблицу в приложении). Но, несмотря на такой хронологический параллелизм, их творческие пути во многом расходятся. Сопоставляя Сибелиуса и Нильсена, шведский музыковед Бу Вальнер называет их «современниками,

1 Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (К 130-летию со дня рождения): Материалы

межвузовской научной конференции. Петрозаводск, 1996.

15 Бочкарева О. По поводу открытого тонального плана второй скрипичной сонаты Карла Нильсена //

Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (К 130-летию со дня рождения): Материалы

межвузовской научной конференции. Петрозаводск, 1996.

Бочкарева О. Из наблюдений над гармонией в произведениях Селима Палмгрена и Карла Нильсена // О

музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран / Ред.-сост. К.И. Южак. Петрозаводск — СПб.,

1998.

9 представлявшими две разные эпохи»16, и с этим трудно не согласиться. Сибелиус — композитор эпического мышления, эпические сказания родной страны служили ему надежной опорой. Он не стремился радикально изменить те романтические традиции, от которых отталкивался и которые стали для него основополагающими. Как и у Сибелиуса, музыкальный язык первых симфоний Нильсена близок симфоническим традициям немецкой школы, однако позднее в его творчестве проявляются черты, характерные для XX века. Он поразительным образом приблизился к тем композиторам, которые жили после него. Откликаясь на волнующие события своего времени (например, Первую мировую войну), он предвидел все большее тяготение к полифонии, линеарности, стремление к дифференциации оркестровых тембров и тем приемам оркестрового письма, которые стали отличительной особенностью творчества следующего поколения европейских композиторов.

Положение Нильсена в современном ему музыкальном мире бьшо очень своеобразным. Воспитанный на традициях XIX века и тесно с ними связанный, Нильсен был непосредственным свидетелем стремительно проносящихся событий и меняющихся вкусов века XX. Он был младшим современником Верди и Брамса, современником Малера и Штрауса, на его глазах возникали новые направления и новые техники музыкальной композиции. XX век дал новое рождение жанру симфонии, и найти свое русло в необыкновенном многообразии разных явлений симфонизма бьшо для композитора нелегкой задачей. Симфониям Нильсена удалось занять существенное место в ушедшем веке, что во многом произошло благодаря тому, что его творческие и эстетические позиции были глубоко индивидуальными. Одно из самых новаторских достижений Нильсена — это его оркестр. Он оригинален, и во многом это оркестр художника XX века. Персонификация оркестровых тембров, рельефное оркестровое письмо, когда каждый инструмент имеет свой собственный голос, заставляет вспомнить Малера, в симфониях которого каждый отдельный инструмент выступает самостоятельно и может сказать свое особое слово. Однако при таком интересе к тембру Нильсену не импонировал массивный оркестр Малера, так же, как и не привлекал его чересчур красочный оркестр Р. Штрауса. Собственный оркестр Нильсена скорее можно назвать классическим, а в поздних сочинениях он наоборот приходит к сокращению состава исполнителей. Он был единственным скандинавским композитором, уделявшим столь большое внимание полифонии . На протяжении всего своего творчества он строго и

16 Цит. по: Гунько Н. Шведская симфония на пороге XX века. В. Стенхаммар и X. Альвен. Дипл. работа.
МГК, 1999. С. 26.

17 У шведских современников Нильсена — Стенхаммара и Альвена, есть фуги в финалах Вторых симфоний,
однако их использование, скорее, можно назвать эпизодическим.

10 последовательно использовал и развивал полифонические приемы, быстро ставшие неотъемлемой частью его стиля. В этом смысле неудивительно, что внимание Нильсена гораздо более привлекало строгое и аскетичное мышление Регера, а среди композиторов прошлого образцом для подражания и недосягаемой вершиной на музыкальном Олимпе он считал Моцарта. «Мы (датчане — Н. М.) избежали участи задохнуться в жалких имитациях немецкого позднего романтизма и взамен получили ряд грандиозных симфоний Нильсена, которые, помимо их собственных достоинств, во многом способствовали пониманию и оценке датской музыкальной публикой таких композиторов, как Стравинский, Барток, Хиндемит, Онеггер, Мийо и др., в то время как экспрессионизм

возбудил лишь мимолетный и поверхностный интерес в Дании» , — пишет В. Каппель.

Очень сложной является проблема определения национальных особенностей симфонизма Нильсена. По словам Й. Кудаля, открытость Дании культурным влияниям извне и интенсивные контакты между городом и деревней привели к тому, что датская народная музыка претерпела большие изменения. К началу XIX века мажор и минор стали универсальными ладами для инструментальной танцевальной музыки и баллад, представляющих вокальное направление. Уже в XVIII веке среди крестьян стали популярными польские танцы, менуэт и так называемые «английские» танцы (лонгвэй и кадриль). После 1800 года форма всех мелодий представляла собой повторяющиеся восьмитакты. Таким образом, выявить в народной музыке какие-то специфически национальные, датские черты, которые могли бы повлиять на музыку датских композиторов, практически невозможно19. Тематизм Нильсена также не демонстрирует конкретных связей с национальными чертами, однако, в пространстве его симфонических партитур часто слышны голоса деревянных духовых инструментов. Их свободные, почти алеаторические пассажи, тембры, семантика которых привычно напоминает о пасторальных образах, тесно связаны с импровизациями народных музыкантов, из среды которых вышел сам Нильсен. В этом проявляются и национальные корни, и в то же время это очень созвучно современным ему течениям.

Обращаясь к периодизации творчества Нильсена, можно в основном согласиться с Н. Моховым, который выделяет четыре периода:

1-й—1888-1901,

2-й—1901-1911,

3-й—1911-1921,

4-й—1921-1931.

Kappel V. Danish Composers. Copenhagen, 1967. P. 47.

Koudal Jens Henrik. Folk music. II Denmark. The Royal Danish Ministry of Foreign Affairs. 2002. P. 330.

Такая периодизация соответствует основным этапам эволюции стиля композитора. Но автору данной работы представляется целесообразным отметить еще одну внутреннюю границу в третьем периоде, а именно, 1916 год — дату сочинения Четвертой симфонии. Нельзя сказать, что она обозначила собой абсолютно новый этап, но все же она явилась новым шагом на пути изменения тонального мышления Нильсена и его отношения к форме. Тут же следует подчеркнуть пограничное значение 1921 года, поскольку Пятая симфония, созданная в этот год, с одной стороны является вершиной творчества Нильсена, подытоживая достижения композитора в симфонической музыке, а с другой — содержит в себе многое из того, что будет развито в последнем периоде его творчества.

Музыкальное мышление Нильсена было неразрывно связано с его исполнительской деятельностью. Прежде, чем он стал композитором, он осознал себя как исполнитель. Его исполнительская карьера была разнообразной и продолжалась почти всю его жизнь. С детства он играл на скрипке вместе с отцом и другими деревенскими музыкантами на сельских праздниках, затем стал тромбонистом в военном духовом оркестре столицы Фюна — Оденсе. В Консерватории он получил образование как скрипач и в дальнейшем много выступал в составе образованного с друзьями квартета, шестнадцать лет играл в группе вторых скрипок в оркестре Королевского театра. Почти тридцать лет продолжалась дирижерская деятельность Нильсена. Как дирижер он пользовался огромным авторитетом во всех скандинавских странах, особенно в Швеции. Неудивительно, что композитору, почти всю жизнь находившемуся среди разнообразных ансамблей и оркестров и самому игравшему в них, свойственно особое чутье к тембру, умение услышать индивидуальный голос в пространстве партитуры.

Немало сил отдал композитор педагогической деятельности — пятнадцать лет он был профессором Копенгагенской консерватории, а в 1931 году был избран ее ректором.

Творчество Нильсена весьма разнообразно. Он работал почти во всех современных ему музыкальных жанрах — от оперы до фортепианной миниатюры и песни. Им созданы шесть симфоний и две оперы — «Саул и Давид» и «Маскарад» (по пьесе датского драматурга XVIII века Хольберга); три концерта (для скрипки, флейты и кларнета с оркестром), ряд одночастных оркестровых произведений («Пан и Сиринкс», «Сон о саге», увертюра «Гелиос»), четыре струнных квартета, струнный и духовой квинтеты, фортепианные и другие камерно-инструментальные произведения. Нильсену также принадлежит органная музыка, множество песен, кантаты «Весна на Фюне», «Сон», «Hymnus Amoris».

Однако в центре творчества Нильсена все же находятся симфонии и концерты, написанные в период с 1892 по 1928 год. Наряду с некоторыми камерными произведениями они наиболее полно раскрывают основные особенности мышления композитора, симфонического метода, своеобразия музыкального языка и отражают эволюцию его стиля. Три инструментальных концерта (для скрипки, для флейты и для кларнета с оркестром), написанные в разные периоды его жизни, занимают важное место в творчестве Нильсена. Помимо изменений в мелодике, гармонии происходят заметные изменения в трактовке формы и концепции жанра.

Другие инструментальные сочинения — симфонические увертюры и фантазии, а также камерные произведения, и особенно, Духовой квинтет позволяют рассмотреть своеобразие камерного стиля и его связи с симфонизмом Нильсена.

Таким образом, целью данной работы является анализ инструментального творчества Карла Нильсена. Он дает возможность сделать существенные выводы о стилистических особенностях творчества композитора. Среди рассматриваемых сочинений наиболее подробный анализ получили концерты, так как они меньше всего известны в отечественном музыкознании, а также Пятая и Шестая симфония как более значимые для эволюции симфонизма произведения.

Автору посчастливилось принять участие в работе научных конференций, посвященных изучению скандинавской культуры и искусства, и выступить с докладами, тезисы которых были опубликованы. Автор пользуется случаем выразить благодарность за предоставленную возможность выступлений и публикацию материалов докладов членам кафедры теории музыки Петрозаводской государственной консерватории (зав. кафедрой — проф. И. Н. Баранова); секции изучения Скандинавских стран и Финляндии Российской Академии наук при Институте мировой истории (дир. — акад. А. О. Чубарьян); руководству Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и лично — А. Познанской (организатору скандинавской выставки и конференции). С теплым чувством автор вспоминает неизменную благожелательность проф. Петрозаводской консерватории О. А. Бочкаревой.

Также хочется поблагодарить представителей датской стороны за помощь и консультации по проблемам изучения творчества Нильсена во время стажировки автора в Дании в декабре 2002 — июле 2003 гг.: доцентов музыковедческого факультета Копенгагенского университета Майкла Фьельдсё, Аннеметте Киркегор и Марианну Онана; сотрудников Королевской библиотеки в Копенгагене, а также корреспондента ИТАР ТАСС в Дании Геннадия Кульбицкого и его семью за поддержку и помощь.