Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря Никаноров Александр Борисович

Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря
<
Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никаноров Александр Борисович. Колокола и колокольные звоны Псковско-Печерского монастыря : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 2000.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 05-17/167

Введение к работе

Актуальность исследования. Феномен местных стилей русского колокольного звона не получил достаточного освещений ни в прошлом, ни в настоящем. Хотя еще в 1851 г. И.П.Сахаровым и его коллегами, членами Русского археологического общества, разрабатывался план описания старинных колоколов, а в 1908 г. вопрос о записи и специальном изучении церковных звонов обсуждался Музыкально-этнографической комиссией, серьезных шагов в этом направлении не было сделано. Единственное комплексное исследование колоколов и системы традиционного исполнительства осуществлено в 1884 г. священником Аристархом Израиле-вым на примере звонницы Успенского собора Ростовского кремля. Публикация его труда способствовала сохранению ростовских звонов как музыкально-исторического памятника до нашего времени. В последующих немногочисленных исследованиях второй половины XIX - начала XX вв., принадлежавших С.Г.Рыбакову (1896), С.В.Смоленскому (1907), А.М.Покровскому (1922), К.К.Сараджеву (1920-е гг.) отмечались некоторые особенности звонов Петербурга, Казани, Новгорода, Москвы, но проблемаспе-цифики локальных колокольных традиций не разрабатывалась.

После утраты в первой половине XX в. подавляющего большинства колокольных ансамблей и нарушения преемственности в среде церковных звонарей проблема возрождения колокольной культуры с учетом регионально-стилевой специфики стала почти неразрешимой. Современная практика реставрации колокольных звонов обычно сводится к налаживанию «акустико-технической системы» колоколен по принципу некоего универсального «зву-коинструмента», так называемой «русской звонницы» (термин С.Г.Тосина). Локальную специфику и связанную с ней морфологию кол околонесущих сооружений, как правило, при этом

игнорируют; в различных регионах внедряются стандартные формы колокольного исполнительства, далекие от этно-исторических прообразов.

Современные кампанологи практически лишены возможности исследовать феномен традиционных звонов в преемственно сохранившихся формах. Немногочисленные и часто противоречивые сведения, которыми располагает наука в настоящее время, не всегда поддаются корректной интерпретации и не являются бесспорными историческими источниками. Дошедшие до нас элементы деструктурированных традиций позволяют лишь в целом воссоздать обобщенно-гипотетическую модель системы русской колокольной культуры. Изучение феномена некогда своеобразных и разветвленных региональных традиций колокольного звона, насильственно прерванных в 1920-1930-х гг., чрезвычайно сложно. Не случайно в современных кампанологических исследованиях преобладает общеисторическая (А.Ф.Бондаренко, А.Н.Давыдов, ВАКондрашина), культурологическая (Н.С.Каровская, С.ППьян-кова, Т.П.Решетникова), научно-техническая проблематика (АМ.Лапшин, О.Б.Лисовская, О.Н.Магницкий, Б.Н.Нюнин, Ю.В.Пухначев, ТБ.Шашкина и др.). Работы, посвященные изучению музыкальной организации русского звона и его инструментальной природы, немногочисленны (Л Д Благовещенская, АН.Горкина, С.Г.Тосин, АС.Ярешко). И те, и другие исследования вьшолнены на широком межрегиональном материале без учета локальной стилистики. Лишь в отдельных исследованиях, использующих архивные и этнографические данные, делаются попытки описания реалий колокольной культуры некоторых регионов, таких как Ростово-Ярославский, Сибирь, Русский Север (АЕ.Виденеева, Л Д Благовещенская, АНДавыдов) Однако обширный исторический материал, как правило, не может бьпь соотнесен с безвозвратно утраченными памятниками и живой колокольной практикой и не позволяет судить о механизмах локальных традиций колокольных звонов.

Целенаправленное выявление и освоение музыкально-исторического наследия отдельных регионов - не только дань прошлому,

но и актуальная задача научно обоснованной реконструкции отечественной колокольной культуры. Лишь с учетом локальной специфики можно добиться достоверности при воссоздании традиционного исполнительства. В этой связи особое значение имеет изучение колокольной культуры Псково-Новгородской земли. Наследие этого древнего центра русского православия Северо-Западной Руси представлено не только значительным количеством документов и памятников XVI-XVIII вв., но и живой практикой традиционного колокольного звона.

Степень изученности проблемы. Несмотря на известность отдельных фактов (история вечевых и корсунских колоколов Пскова и Новгорода), феномен этой колокольной культуры фактически остается неисследованным. Отдельные попытки описания и систематизации памятников этого региона, предпринимавшиеся в XIX и в XX вв., имели лишь эпизодический характер. В основном интерес к колоколам проявляли исследователи с целью создания фактологической базы для изучения древнерусского ремесла (В.КАфанасьев, ВАБогусевич, А.И.Семенов, НХ.Порфиридов), а также специалисты по декоративно-прикладному искусству (ИИ.Плешанова, Э.С.Смирнова). В конце XX в. производились научные описания некоторых колоколов или наборов. Однако среди других памятников, представляющих наследие Пскова и Новгорода, колокола остаются наименее известными. В настоящее время не выработано системного взгляда на колокольную культуру Пско-во-Новгородского региона ни в истории, ни в искусствоведении, ни, тем более, в музыкознании. Множество фактов, касающихся принципов функционирования, специфики звучания, особенностей распространения колоколов на территории региона и за его пределами, не введено в научный оборот и не востребовано современными исследованиями.

Объект нашего исследования - колокола и подколокольные сооружения (колокольни и звонницы), исполняемые на них колокольные звоны, традиционно сохраняющиеся на территории северо-западной Псковщины, и в первую очередь в Псково-Печерс-ком монастыре. Предметом исследования является феномен

наследия традиционной колокольной культуры Псковско-Новго-родской земли XVI-XVHI вв. в историко-культурном и инстру-ментоведческом аспектах. Данный исторический период достаточно полно обеспечен документальными материалами, которые соотносимы с результатами натурных исследований сохранившихся памятников, проведенных автором диссертации.

Цель работы - на основе историко-кампанологического анализа музыкально-этнографических и документальных данных выявить инструментальную и музыкальную специфику колокольной традиции Псково-Печерского монастыря как репрезентанта псково-новгородской колокольной культуры.

Основные задачи исследования сводятся к следующему:

ввести в научный оборот результаты органологических исследований колоколов и подколокольных сооружений Псковского региона (в первую очередь собрания Псково-Печерского монастыря), а так-же других памятников Псково-Новгородской колокольной культуры;

выявить специфику традиционного колокольного исполнительства и систему музыкально-акустических средств, свойственных преемственно сохраняющимся образцам этого региона;

определить особенности жанровой системы колокольных звонов Псково-Печерского монастыря и северо-западной Псковщины и критерии их этноисторической самобытности в русле звуко-идеала русского средневековья.

Источниковой базой исследования явились:

1. Сведения из письменных источников XVI - началаXX в.:
летописей, писцовых книг, храмовых описей и других докумен
тов, запечатлевших историю исследуемого региона, выявленные
в архивных собраниях Пскова, Великих Лук, Новгорода, Москвы,
Санкт-Петербурга, Тарту.

2. Музыкально-этнографический материал, зафиксированный
автором в ходе кампанологических экспедиций, проводимых ре
гулярно с 1978 г. на территории северо-западной части Псковской
области (Печерский, атакже Качановский районы) и русско-эстон
ского пограничья. Этот материал включает результаты наблюдения

за процессами исполнения аутентичными звонарями традиционных колокольных звонов, фиксацию их на магнитных носителях (свыше 500 звукозаписей), кино- и фотодокументирование, полевые дневники и опросы информантов по специально разработанным анкетам.

3. Данные натурных исследований (в том числе научно-технические измерения) памятников колокольного искусства, имеющихся на звонницах Псково-Печерского монастыря, действующих храмов Печерского района, а также в музейных собраниях Пскова и Новгорода.

Методы и подходы. В исследовании колоколов Псково-Нов-городской традициии впервые использовался комплексный подход. Целостное инструментоведческое исследование их осуществлялось с учетом исполнительского, акустического, исторического аспектов. При этом автор опирался на системно-этнофопичес-кий метод, разработанный и изложенный в трудах И.В.Мациевс-кого. Выявление данных о сохранившихся в настоящее время традиционных элементах колокольной культуры Псковщины реализовывалось с опорой на полевую этнографическую работу, впервые примененную к изучению русских колокольных звонов А.С.Ярешко.

Кроме графической, фоно-, фото- и видеофиксации исполнительского процесса аутентичных звонарей в условиях обряда, нами использовался метод включенного наблюдения, позволивший установить тесный контакт с этнофорами и производить опросы звонарей, священнослужителей, членов монастырской братии и церковных причтов, прихожан, паломников. Это позволило собрать ряд уникальных сведений, касающихся техники звона, механизма передачи исполнительского опыта и системы организации ансамблей звонарей.

Принципиальным для нашей работы явилось положение, впервые аргументированное ЛД.Благовещенской, о подколоколь-ном сооружении (звоннице, колокольне) как особом монументальном инструменте, а точнее, архитектурно-инструментальном комплексе. С целью выяснения конструктивно-технической, мор-

фологической и функциональной специфики памятников колокольной культуры выполнялись натурные исследования колоколоне-сущих сооружений и колоколов, систем их балансировки, акустические замеры. Обработка зафиксированного звучащего материала осуществлялась как традиционным способом слухового йотирования, так и методом спектрального анализа с применением новейших компьютерных технологий Важное значение при этом имел акустико-психологический подход, сформулированный в трудах Ю Н Рагса

Научная новизна работы заключается в том, что автором впервьіевьтолненовсестороннееисследованиетїструметшїЬіїото феномена колоколов и звонов одной преемственно сохранившейся локальной традиции Выявлены характерные музыкально-акустические свойства древних псковских колоколов, дифференцированы колоколонесущие сооружения как различные структурно-типологические и функциональные проявления региональной колокольной традиции. Произведена систематизация бытующих исполнительских приемов, типов композиций и жанров традиционных звонов в сопоставлении с данными впервые вводимых в научный оборот письменных кампанологических источников. Предложена историческая периодизация псково-новгородской колокольной культуры.

Теоретическая и практическая значимость. Северо-западная Псковщина является средоточением локусов, имеющих преемственную связь с древними колокольными традициями Материалы исследования могут стать базой для научной реконструкции традиционных наборов колоколов и практики звона Псково-Нов-городского региона, а также использованы для выработки методик изучения и реконструкции традиционной колокольной практики в других местностях.

Теоретические данные и фактологический материал предполагают введение их в специальные курсы русской кампанологии, инст-рументоведения, народного музыкального творчества, сравнительного музыкознания, истории русской музыки и музыкальной акустики для высших и средних учебных заведений культуры и искусства.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании Сектора инструментоведения Российского института истории искусств и рекомендована к защите. Научно-практические результаты апробированы на конференциях проводимых Ассоциацией колокольного искусства России «Колокола История и современность» (Санкт-Петербург, 1988; Ростов Великий, 1989, 1997; Архангельск, 1991; Ярославль, 1992; Суздаль, 1994; Валдай, 1995; Новгород, 1999, Чебоксары, 2001); на международных этномузыковедческих и инструментоведческих научных конференциях и симпозиумах Российского института истории искусств (Санкт-Петербург): «Горковенковские чтения» (1983, 1997, 1999, 2001), «Благодатовские чтения» (1993, 1995, 1997, 2000, 2004), «Инструментоведческие аспекты изучения колоколов и колокольных звонов» (1993), «Гиппиусовские чтения» (1993), «Искусство устной традиции: Историческая морфология» (1996); «Наследие монастырской культуры» (1997); «Интермодальное пространство в инструментальной культуре» (1998), «Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре» (1999); «Музыкант в традиционной и современной культуре» (2001); «Российский институт истории искусств и, европейское инструментоведение» (2002); «Международная ин-струментоведческая конференция к 100-летию Е.В.Гиппиуса» (2003); конференция, организованная Фольклорной комиссией Союза композиторов России: «Процессуальность в музыке устной традиции» (Репино, 1997). Результаты исследований, касающиеся культурно-исторической проблематики, обнародовались на всероссийских и региональных научных форумах в Новгороде (1992, 1993, 1995), Пскове (1992,1993, 1994), Старой Ладоге (1993), Тихвине (1989), Санкт-Петербурге (1988, 1993, 1997, 1998), Ярославле (1992, 1998, 2002), Минске (2002).

Исследования музыкально-исторического наследия колокольной культуры Северо-Западной Руси, осуществлявшиеся автором на Секторе инструментоведения Российского института истории искусств, получали одобрение и поддержку в рамках грантов Министерства культуры РФ, РГНФ и РФФИ (1993, 1996-1999,

2000-2002). Результаты работы регулярно вводились в учебную практиту музыкальных училищ Петербурга и Новгорода, Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, аспирантских курсов Европейского университета, Курсов повышения квалификации работников учреждений культуры, Школы звонарей Белорусского экзархата (г. Минск). Ряд материалов исследования колокольной культуры Северо-Западной Руси лег в основу проектов реконструкции звонов Софийского собора и Юрьева монастыря в Новгороде, написанных в соавторстве с САСтаростенко-вым и практически реализованных под его руководством.

Автор явился инициатором и руководителем первой международной историко-музыковедческой конференции «Инструмен-товедческие аспекты изучения колокольных звонов» (РИИИ, 1993), а также кампанологических секций в рамках Международных ин-струментоведческих конференций сериала «Благодатовские чтения» (РИИИ, 1993,1995,1997,2000,2004). Составленный им сборник исследований и материалов «Музыка колоколов» (СПб., 1999) и представленная к защите книга «Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря» (СПб, 2000) вошли в научную, педагогическую и просветительскую практику высших и средних учебных заведений искусств, центров духовного возрождения, приходских и епархиальных колокольных школ России и Беларуси. Монография «Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря» была отмечена в числе лучших исследований 2000-2001 гг. на конкурсе, посвященном 2000-летию Рождества Христова, проведенном Санкт-Петербургской Православной духовной академией и Российским государственным педагогическим университетом.

Структура и общее содержание работы. Монография (общий объем 15 печ. листов) состоит из введения, трех глав (очерков) и заключения, трех приложений, списка литературы и рукописных источников (218 наименований), списка информаторов. Книга снабжена иконографическим материалом в виде 38 фотоиллюстраций; факсимиле, таблицами, диаграммами и спектрограммами, иллюстрирующими результаты исследования.

Во введении дана общая характеристика колокольной культуры Северо-Западной Руси, культурно-историческое значение Псково-Печерского монастыря, поставлены основные проблемы. 1-я глава посвящена истории колокольных наборов монастыря. Проанализированы данные письменных источников XVI-XX вв., опубликованы результаты научного описания и таксации колоколов, основных монастырских наборов. Во 2-й главе освещена специфика их темброобразования, способы звукоизвлечения, исполнительские приемы. В 3-й главе рассмотрены архитектурно-музыкальные особенности Большой звонницы - главного ко-локолонесущего сооружения, система жанров монастырских звонов и специфика формообразования в них. Текст дополняют фрагменты нотировок отдельных колокольных композиций. В заключении подведены итоги исследования и намечены дальнейшие перспективы. Приложения содержат эпиграфику колоколов Псково-Печерского монастыря, документальные материалы XVI-XX вв. о звонницах и колоколах. Впервые вводится в научный оборот текст Звонарского устава Оптиной пустыни -уникального письменного памятника первой половины XIX в., отразившего систему звона типологически родственную псковской колокольной традиции.

Помимо монографии по данной теме автором подготовлено и опубликовано более сорока печатных работ (общий объем - около 20 ал.), развивающих основные положения, касающиеся истории Псково-Новгородской колокольной культуры, акустики колоколов Северо-Западной Руси, традиционного исполнительства, колоколов и звонов Печерского монастыря, а также историографии и источниковедения традиционной колокольной культуры.