Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Куляш Байсеитова и становление оперного жанра в Казахстане Бегембетова, Галия Зайнакуловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бегембетова, Галия Зайнакуловна. Куляш Байсеитова и становление оперного жанра в Казахстане : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Алматы, 1995.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы ксслєаояяния, В изучении истории национальных оперных школ проблеме вокального исполнительства отводится особая роль. Однако, эта область музыкального творчества является наименее изученной и малоисследованной. В то же время ее многоаспектная разработка способна обогатить установившиеся наши представления относительно глубинных пластов и современных тенденций развития исполнительской культуры. Особое значение это имеет для народов Средней Азии и Казахстана, в музыкальной жизни которых качественно новой и органичной частью стало профессиональное исполнительское творчество в таких европейских жанрах как опера, симфония, оратория, кантата.

В музыкальной культуре казахского народа исполнительство занимает ведущее место. Обращаясь к его истокам следует отметить, что в жизнеспособности песенного пласта фольклора, так же как и инструментального, рещающим фактором на протяжении столетий, выдвигался теснейший контакт музыканта и слушателя. Ибо сама природа данного исконно национального художественного явления содействовала формігрованию специфических форм его функционирования и эстетического воздействия, являясь тем самым, одним из основополагающих критериев профессионализма в искусстве устной традиции и своебразным "опознавательным знаком " определенных стилевых ориентации эпох и поколений.

Необходимость обращения к вопросам казахского певческого искусства в данном исследовании объясняется тем, что именно народно-профессиональные певцы стали участниками первых музыкально-драматических и оперных постановок. Это уникальное явление было закономерным, обусловленное целым рядом причин, и, в частности, наличием испокон веков казахской традиционной вокальной школы. Поэтому зарождение неведомого ранее жанра оперы в Казахстане явилось не итогом более или менее длительного развития форм композиторского творчества и национального театра.а истоком.началом пути развития почти всех видов профессионального музыкального искусства.С возникновени ем и развитием

4 оперы.наряду с зарождением хорового пения и балетного искусства, в первую очередь связан и рост вокального исполнительства. При исследовании вопросов осмысления истории становления и освоения оперного жанра в республике.помимо профессионального композиторского творчества,необходиио рассмотрение проблемы исполнительской деятельности певцов, танцоров, дирижеров, и режиссеров.

Целки задачи.исслелопатпг. Целью настоящей диссертации служит научно-практическое осмысление проблем вокального исполнительства и выявление его роли в становлении национальной оперы на примере творческой деятельности одного из корифеев казахской сцены Куляш Байсеитовой. В задачи работы входит: -изучить некоторые вопросы взаимосвязи двух различных направлений вокальной школы: традиционной народно-профессиональной и европейской классической;

-рассмотреть предпосылки, способствовавшие возможности подобного синтез в творчестве первых певцов оперной сцены;

^выявить на основе анализа всех оперных партий Куляш Байсеитовой определенные факторы, свидетельствующие о взаимообусловленности таланта певца (вокального и драматического) и успешного развития оперного жанра в целом.

Материалы игуледппднту составили личные фонды Куляш Байсеитовой, Евгения Брусиловского, Государственного архива РК; рукописные партитуры, клавиры, либретто опер 30-40-х годов, сохранившиеся в фондах архива ГАТОБ им. Абая; записи голоса К. Байсеитовой, существующие в фондах Государственного Комитата по телевидению и радиовещанию, а также в отделе кинофотодокументов ІДГА РК.

Научная нппи.чтга игглрдпвяиист проявляется в том, что в данной работе впервые в музыковедческой науке Казахстана рассматриваются вопросы вокальногоиспол-нительства как одной из главных составных частей в процессе зарождения оперного жанра в Казахстане. Впервые также, прослежены типы взаимодействия двух кардинально противоположных певческих традиций - казахской народно-

5 профессиональной и европейской классической - в творчестве первых оперных певцов театра оперы и балета им. Абая. Подобный синтез наиболее полно раскрыт в работе на примере творчества Куляцц Байсеитовой и в связи с этим дана во всем объеме творческая биография певицы.

МетоАОлатческой базой исследатния служат положения и идеи, содержащиеся в трудах современных.в том числе казахстанских музыковедов, где рассматриваются различные генетические связи с народным певческим искусством, а также привлечены данные из работ историков, театроведов Казахстана.

Практическая лнячпмпгт.. Материал диссертации может быть использован в исследованиях по истории казахской культуры, истории оперного жанра, в музыкально-критической деятельности и в учебном процессе.

Агдюбагщдработы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите отделом музыкального искусства. Ученым советом Института литературы и искусства им.М. О. Ауэзова HAH РК. Основные положения и выводы были изложены в докладах на расширенном заседании Ученого совета Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова, посвященного 80-летию со дня рождения Куляш Байсеитовой (Алмати, 1992), Межвузовской конференции, посвященной 80-летию М.Тулебаева (Алма-ты,1993), 2-й Республиканской научно-теоретической конференции «История и культура Жегысу» (Талдыкорган,1993). По теме диссертации опубликован ряд научных статей.

Структурр работы. Диссертация изложена на 165 страницах, состоит из Введения, двух глав .заключения, библиографии и приложения.