Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков Азизи Фарогат Абдукаххорзода

Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков
<
Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Азизи Фарогат Абдукаххорзода. Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Азизи Фарогат Абдукаххорзода; [Место защиты: Новосибирская государственная консерватория (академия)].- Новосибирск, 2009.- 361 с.: ил.

Введение к работе

Традиционное профессиональное музыкальное творчество таджикского народа – явление необыкновенно богатое, многогранное, уходящее своими корнями в глубь веков. Однако ХХ столетие стало для него временем серьезных испытаний. Вместе с большими переменами социально-политического характера, началось строительство новой по форме и содержанию музыкальной культуры. Таджикская музыка становилась частью единого культурного комплекса страны Советов. Мощным и конкретным был размах этого культурного строительства. Казалось, от желания достигнуть общей для всех республик культурной парадигмы сжималось время. Такими ускоренными были планы, темпы, сроки.

За короткое время было сделано очень многое, преобразования затронули весь спектр проявлений социокультурного процесса – начиная от образовательных и культурных институтов до конкретных форм и видов музыки. При этом, к сожалению, устойчивые многовековые профессиональные музыкальные традиции таджиков уходили как бы в «никуда». Парадокс заключается в том, что о национальных традициях вообще говорилось очень много. Они выступали критерием в оценке самых различных художественных явлений. Но представления об этих традициях приобрели довольно специфический характер. В них (представлениях) разрывалась связь между «национальным» и собственно «традиционным». В последнее привносился оттенок «музейности» (в лучшем случае) или «пережитков прошлого» (в худшем варианте). Подобная ситуация дала основание американскому музыковеду Т. Левину утверждать, что Шашмаком XX века – «застывшая музыка» («frozen music»).

Профессиональные музыкальные традиции вступили в «полосу невезения». Одно из проявлений такого невезения – причисление жанров профессиональной традиции к фольклору, что в определённой степени было обусловлено и состоянием музыкальной науки. Так, о «невозможности провести отчётливую границу между фольклором и профессиональным искусством устной традиции» пишет Н. Шахназарова.

Отмеченная активная модернизация фактически поставила под угрозу сам факт существования данного искусства в качестве живого, развивающегося пласта культуры. При этом макомы были включены в звуковой тезаурус эпохи, о чем красноречиво свидетельствует факт создания ансамбля макомистов при Комитете по радиовещанию (1947). Но исполнители заучивали на слух мелодию как простую песню, не представляя и не осознавая принципов организации макома. Во всём проявлялась сложность и противоречивость данного периода.

К счастью, подобная тенденция была преодолена. Заметный перелом, наступивший в 70-х годах прошлого столетия, заложил начало постепенного перехода к новому этапу. В качестве точки отсчёта здесь обычно называют острую дискуссию, имевшую место на VII Международном музыкальном конгрессе (1973), а в секторе образования – открытие кафедр восточной музыки в Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи (1972) и в Таджикском государственном институте искусств им. М. Турсунзаде (1979) по инициативе и под непосредственным руководством известного макомоведа, профессора Ф. М. Кароматова. Одним из показателей изменения ситуации стало внимание к традиционному музыкальному профессионализму со стороны исследователей.

Не удивительно, что проблемы, связанные с изучением традиционного музыкального творчества таджикского народа, обусловлены, прежде всего, многообразием его жанровых и локально-стилевых проявлений, а также неизученностью составляющих элементов. Своеобразным «камнем преткновения» здесь является отсутствие упомянутой выше четкой грани между двумя формами существования традиционного творчества таджиков – фольклорной и профессиональной. При отсутствии полноценной научной дифференциации жанров по критерию профессионализма, данное обстоятельство сказывается непосредственно на процессе их изучения.

Как известно, помимо Шашмакома, точнее макома, – самого изученного и уже официально признанного в качестве профессионального жанра, в таджикской музыке существует ряд жанров, практически неизученных и, в силу этого, не соотносимых однозначно с профессиональным или фольклорным типом творчества. Речь идет, в первую очередь, о таких жанрах как фалак, маддох, наът, кисса, ашула, ашулаи калон и др. Из них самым распространенным и значимым является фалак, в котором наиболее отчетливо проявляются черты профессионализма.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что проблема профессионализма в устной музыкальной традиции по сей день относится к крайне мало разработанным. Именно поэтому в стремлении осмыслить многообразие проявлений таджикского музыкального профессионализма, исследователь неизбежно столкнется и с целым рядом проблем, связанных с изучением профессиональной музыкальной традиции – вне зависимости от принадлежности последней к той или иной конкретной традиционной культуре.

Изложенное обусловило актуальность темы настоящего исследования, а также определило цели и задачи. Его объектом является устное профессиональное музыкальное творчество таджикского народа. Предмет научного интереса – маком и фалак как ведущие жанры этого творчества.

Основная цель диссертации – двоякая. Поскольку принадлежность фалака к профессиональной традиции может быть доказана лишь на основе предварительного целенаправленного изучения практически неисследованного жанра, только в контексте реализации этой цели становится возможным сопоставление двух полюсов традиционного музыкального искусства таджиков – макома и фалака как двух неповторимых и, одновременно, взаимосвязанных явлений традиционного профессионализма.

Осуществление цели требует решения ряда задач.

В первую очередь – это анализ основных проблем изучения таджикской традиционной профессиональной музыки в контексте проблематики традиционного профессионализма в целом. В русле данной задачи возникает необходимость освещения следующих вопросов:

  1. обобщить основные параметры проявлений традиционного профессионализма и определить критерии, необходимые для построения концепции;

  2. выявить сущностные признаки устной профессиональной музыкальной традиции и обозначить понятие «классика» с учётом его соотношения с музыкальным устным профессионализмом в целом;

  3. обосновать правомерность изучения музыкального профессионализма таджиков с точки зрения единого культурного пространства, внутренне дифференцированного на долинное и горное;

  4. охарактеризовать степень изученности проблемы исследования традиционного музыкального профессионализма таджиков и представить в диахроническом ракурсе существующую методологию.

По мере осмысления обозначенных вопросов открывается перспектива решения основополагающих задач – характеристики двух феноменов традиционного профессионального музыкального творчества: макома как классического олицетворения традиции (музыка долинных таджиков) и фалака – репрезентирующего «неклассическую» систему (музыкальный профессионализм горцев). Здесь оба жанра необходимо рассмотреть с точки зрения основных параметров музыкального профессионализма системы макамата, осветив вопросы их генезиса, семантики, терминологии, структуры и исполнительской практики. Особо следует выделить задачу осмысления традиционной системы обучения устод–шогирд как основного института функционирования традиционного профессионализма.

В результате решения обозначенных задач открывается возможность постановки следующей – продемонстрировать принадлежность фалака к профессиональной ветви устной музыкальной традиции путем выявления сходства и различия макома и фалака с дополнительным подключением еще одного жанра восточной классической традиции – раги. Это связывается с целым комплексом вопросов: сопоставлением терминологии и сущностных параметров; осмыслением принципа асл–фар’ как организующего начала в творческом процессе; рассмотрением роли тарона в образовании цикла. Наконец, итоговой задачей настоящей работы является характеристика проявлений традиционного профессионального музыкального творчества в современных условиях. Здесь заявлены проблемные вопросы, затрагивающие сферу, по сей день волнующую музыкальную общественность республики: характеристика подходов к устному музыкальному профессионализму в системе образования; рассмотрение традиционных и современных форм функционирования этого типа творчества.

Методология исследования базируется на принципах комплексного и системного подходов. Это позволило рассматривать сущностные параметры традиционного музыкального профессионализма таджиков как проявления канонической системы макамата (в синхроническом и диахроническом планах). Одним из аспектов отмеченных подходов стало обращение к характерному для мировоззрения Ислама принципу «концептуальной бинарности» асл–фар’ («основа-ответвление»), с помощью которого были выявлены закономерности макомного мышления. При построении концепции учитывались положения этнической традиции (Л. Гумилев), так называемого экологического мышления, а также теории социальных эстафет (М. Розов), создающей единый аналитический аппарат для теоретического описания многообразия традиций.

Основополагающую роль в формировании концептуальной основы диссертации сыграли методы и подходы к изучению традиционной музыки, изложенные в трудах Б. Асафьева, В. Беляева, Б. Бартока, И. Земцовского, Ф. Кароматова, К. Квитки, Е. Гиппиуса, Ф. Шахобова и других исследователей. Особо выделим работы С. Аверинцева, Э. Алексеева, С. Галицкой, Л. Мазеля, М. Сапонова, А. Сохора, Н. Шахназаровой, Ш. Шукурова, способствующие выявлению признаков профессионализма в традиционном искусстве. Здесь же следует отметить позиции И. Еолян, Н. Тагмизяна, М. Харлапа, М. Дрожжиной позволяющие раскрыть отдельные параметры данного профессионализма.

Понимание принадлежности жанров профессионального музыкального творчества таджикского народа к единой системе макамата во многом складывалось на основе исследований, посвященных другим элементам этой системы – макаму и раге (Г. Фармера, А. Даниелу, В. Бхаткханде, Ю. Эльснера, В. Ширали, Дж. Раси, Х. Тума), дастгяху и мугаму (У. Гаджибекова, М. Баркашли, Ф. Амирова, С. Багировой, Т. Джанизаде, С. Агаевой, Г. Шамилли). В разработке проблем, связанных с историко- и социокультурными аспектами предмета исследования, существенную помощь оказали труды С. Айни, Е. Бертельса, М. Шукурова, Т. Вызго, Ф. Кароматова, Н. Нурджонова, Р. Амонова, Т. Левина, Л. Сакаты, З. Таджиковой, О. Матякубова, Т. Гафурбекова, А. Джумаева, А. Низомова, А. Раджабова, Н. Хакимова, С. Худойбердиева, О. Ибрагимова и др. С их помощью были раскрыты представления о генезисе и развитии макома и фалака – профессиональных жанров таджикской традиционной музыки. Теоретический аспект диссертации формировался на основе работ Ф. Шахобова, И. Раджабова, С. Галицкой, О. Матякубова, Ю. Плахова, Ф. Ульмасова. При этом труды Ф. Шахобова, И. Раджабова, А. Абдурашидова способствовали формированию аналитического аппарата. Благодаря проецированию изложенных в них основных теоретических положений на неисследованный ранее музыкальный жанр (фалак), возникла возможность предложить принципиально новый ракурс в исследовании элементов обозначенной системы (макамата), а именно – сравнительный анализ макома, раги, фалака. Отражению профессиональных жанров таджикской традиционной музыки как живой действующей традиции способствовали труды Ф. Кароматова, В. Юнусовой, А. Абдурашидова, раскрывающие эти явления как динамичный творческий процесс.

Методология изучения обозначенной проблематики складывалась в прямой зависимости от условий функционирования жанров традиционного профессионализма таджиков. Данное обстоятельство диктует необходимость более детального освещения процесса научных поисков и определения новых подходов, соответствующих современным реалиям. В связи с этим анализу степени изученности проблемы, методологии ее изучения (с характеристикой основных этапов), а также формированию собственной позиции автора настоящей диссертации, посвящена отдельная (вводная) глава работы.

Материал исследования отражает его этномузыкологическую специфику и представлен следующими группами источников:

1. Музыкально-истоковедческая база складывалась преимущественно на основе полевых материалов, собранных автором настоящей диссертации в процессе экспедиционной работы с 1983 по 2008 гг. Все экспедиции (около 20, включая 5 международных) осуществлялись под руководством автора настоящей диссертации и охватили все регионы Таджикистана – Согдийскую область (Исфара, Истравшан, Пенджикент, Матча, Худжанд), Хатлонскую область (Бальджуван, Восе, Дангара, Куляб, Сари Хосор, Хамадони, Шурабад), Горно-Бадахшанскую автономную область (Бартанг, Барсем, Бидухт, Рошткалъа, Рушан, Спонч, Хорог). Сюда входят труднодоступные высокогорные районы Памира и Кухистана.

2. Был исследован весь комплекс материалов личного архива выдающегося таджикского исполнителя и исследователя макомов, композитора Ф. Шахобова (1911-1974), материалы архива Фонда фольклора Института языка и литературы Академии наук Таджикистана и материалы (воспоминания) Народного гафиза Таджикистана, макомиста Нериё Аминова;

3. Проанализированы и сопоставлены опубликованные к настоящему времени полные циклы Шашмакома: «Шесть музыкальных поэм (макомов), записанных В. Успенским в Бухаре. Шашмаком: Бузрук. Рост. Наво. Дугох. Сегох. Ирок» / под редакцией Фитрата и Н. Миронова (Москва, 1924); «Шашмаком». Составители: Б. Файзуллаев, Ш. Сахибов, Ф. Шахобов / Под ред. В. Беляева. В 5-ти томах (Москва, 1950, 1954, 1957, 1959, 1967); Шашмаком // Узбек халк музикаси. – Т. 5. Записано Раджаби Ю. / Под ред. И. Акбарова. – Ташкент, 1958; Шашмаком / Под ред. Ф. Кароматова. В 6-ти томах. – Ташкент, 1966 – 1975.

4. Трактат персоязычного поэта Индии, музыканта и ученого Амира Хусрава Дехлави «Дар иншиоби усул ва фуруъи мусики» (XIII в.); труд бухарского ученого-музыканта Наджмиддина Кавкаби (XVI в.) – «Рисола дар баёни Дувоздахмаком»; трактат персоязычного индийского автора Воджида Али Хона «Матлаъ аль-улум ва маджмаъ аль-фунун» (XIX в.).

Научная новизна исследования сопряжена с его проблематикой и вытекает из заявленной цели и задач, где впервые:

- объектом комплексного исследования становится устное профессиональное музыкальное творчество таджикского народа;

- предметом такого исследования являются маком и фалак как два ведущих жанра профессиональной традиционной таджикской музыки;

- через обращение к характерному для мировоззрения Ислама принципу «концептуальной бинарности» асл–фар’ («основа-ответвление») были выявлены закономерности макомного мышления;

- предпринято осмысление принципа асл–фар’ как организующего начала в творческом процессе, что в комплексе с выявлением роли тарона в качестве исторически связующей формы между макомом, фалаком и рагой позволило обозначить принципиально новый ракурс в исследовании таджикской профессиональной музыки устной традиции – рассматривать ее как целостное явление.

- рассмотрено понятие «классика» в аспекте дифференциации жанров профессиональной светской музыкальной традиции. Это позволило уточнить ряд терминологических и содержательных моментов в сфере рассматриваемой проблематики. Речь идет о содержании и соотношении понятий «традиционное профессиональное музыкальное творчество» и «классическая восточная музыка» с последующей их проекцией на рассматриваемые жанры – маком и фалак. Предложенные в данном направлении наблюдения в определенной степени способствовали дифференциации проявлений традиционного профессионализма на «классические» и «неклассические» и формированию нового (сравнительного) подхода к изучению жанров устной музыкальной профессиональной традиции таджиков.

Кроме того, впервые представлена объемная и детальная характеристика фалака как «неклассического» элемента традиционного музыкального профессионализма таджиков (при этом в научный оборот вводятся новые данные, полученные в результате многочисленных экспедиционных исследований автора настоящей диссертации).

Новизну исследования обусловили также введение в орбиту музыкознания созданного в 50-е годы ХХ века трактата по Шашмакому Фазлиддина Шахобова, уточнение некоторых научных представлений о параметрах Шашмакома (специфики формообразования шуъба макомов, особенности трактовки усуля сакиль, конкретизации системы намудов и др.). Здесь же в качестве момента новизны необходимо отметить характеристику и осмысление основных параметров системы традиционного обучения устод–шогирд, в частности, предпринятое определение двух типов трактатописания в средневековой науке – с последующим рассмотрением традиции шарти мутриби как неотъемлемой составной части этой системы.

Впервые вовлечена в научный обиход и обнаруженная автором настоящей диссертации (в процессе работы с исполнителями фалака – фалакхонами) конкретная ладовая система чормуком (именуемая также чормодарон) с последующим выявлением её жанрового ареала и характера функционирования.

Структура работы также обусловлена ее целью и поставленными задачами. Она состоит из Введения, пяти глав (каждая из которых посвящена масштабной проблеме, формирующей концептуальный замысел исследования), Заключения, списка литературы из 355 наименований (в том числе

31 на иностранных языках – английском, узбекском, хинди, урду). В 5-ти Приложениях представлены выполненные автором расшифровки музыкальных образцов, фотографии традиционных исполнителей (макомистов и фалакхонов), разработанные автором учебные программы, а также карта Таджикистана с указанием ареала распространения фалака и таблицы, иллюстрирующие сравнительно-сопоставительный анализ терминологии, употребляемой в различных трактатах.

Апробация диссертации. Работа выполнена на кафедре этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры. Ряд принципиальных для диссертации идей был обсуждён в дискуссиях на международных форумах («Институт устод–шогирд и его роль в традиционной профессиональной музыке стран мусульманского Востока» (Иран, Исфахан, 2006), («Роль струнно-смычковых музыкальных инструментов в исполнительских традициях макома и фалака» (Франция, Виллькроз, 2008). Помимо печатных работ автора (по теме диссертации опубликовано 23 статьи и 2 монографии) положения диссертации изложены в научных докладах и выступлениях на конференциях и симпозиумах международного уровня в городах Кулябе («Феномен фалака в традиционной таджикской музыке начала XXI века» 2006), Худжанде («К вопросу кристаллизации элементов макома», 2007), Душанбе («Система устод–шогирд: от арийцев до сегодня», 2006; Вклад Рудаки в развитие таджикской традиционной музыки», 2008). На основе положений диссертации разработаны учебные программы по предметам «Основы макомов» (Душанбе, 2008) и «Этнографическое сольфеджио» (Душанбе, 2009), читаемым автором настоящей работы на отделениях таджикской традиционной музыки Таджикской национальной консерватории им. Т. Сатторова.

Практическая ценность. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе как основа методических разработок для традиционных школ системы устод–шогирд, отделений этномузыковедов и таджикской традиционной музыки (средних и высших учебных заведений культуры и искусства Таджикистана), представлять интерес для профессиональных музыкантов (музыковедов, этномузыковедов и традиционных исполнителей), востоковедов, фольклористов, искусствоведов, культурологов, историков, носителей и любителей искусства макома и фалака; стимулировать научные исследования по таджикской традиционной музыке.

Материалы диссертации могут быть задействованы в учебных курсах высшего и среднего профессионального звена музыкального, культурологического, искусствоведческого и востоковедческого образования («Основы макомов», «История таджикской музыки», «Современная музыка стран Востока», «Этнографическое сольфеджио», «Основы профессиональной восточной музыки») в Таджикистане и за его пределами.

Похожие диссертации на Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков