Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века Савельева Юлия Владимировна

Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века
<
Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савельева Юлия Владимировна. Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 2003.- 393 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-17/89-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Публичные развлечения и городская музыка 16

1. Музыкально-зрелищные формы развлечений и их органицация 16

2. Уличное музицирование 31

3. Зрелища, концерты, "вокзалы" в общественных садах 39

4. Праздники, танцы и музыка в трактирных заведениях 52

5. Балы, маскарады, "музыкально-театральные автоматы" в клубах и частных домах 65

6. "Развлекательные программы" в концертных залах и театрах 77

Глава 2. Патриотические праздники, народные гулянья и их музыкальное оформление 94

1. Типологические особенности общественных праздников 94

2. Столичные торжества в честь победы в Отечественной войне 1812 года и патриотическая музыка 101

3. Городские народные гулянья и их сценические версии 133

Глава 3. Популярная музыка города в песенниках и инструментальных сборниках

1. Песенник и его структура

2. Танцы и песни в инструментальных аранжировках

Заключение

Приложения

Приложение

Уличное музицирование

Улицы Петербурга имели ряд "выгодных" для горожан особенностей. Современники писали о них следующее: "улицы здешние, суть весьма широкие и прямые. Если от сего они и кажутся не так многолюдны, то в замену того весьма безопасны и выгодны для здоровья жителей..." (19: ИЗ). За всеми проезжими улицами устанавливался надзор полиции для устранения "всякой нечистоты, равно как и всего то, что могло бы где-либо препятствовать проходу или проезду, или делать оные опасными" (19: 34) . Для этой цели на всех перекрестках учредили "будки" - так называемых "дневных и ночных стражей" порядка. "Музыкальная жизнь" петербургских улиц и дворов была весьма насыщенной. Здесь звучали русские народные песни, национальные тирольские напевы "под цитру", популярные мелодии шарманщиков, инструментальная музыка, исполняемая на дудках, волынках, кларнетах, флейтах, скрипках или арфах, играл "человек-оркестр" с турецким барабаном, флейтой и бубнами. Впрочем, как правило, уличные артисты объединялись в группы по национальности и по роду инструмента. Специфика уличных увеселений с музыкой заключалась в том, что они не были ограничены ни временем, ни определенным местом, ни стоимостью билетов, поэтому их структура была достаточно условной. В сущности, все здесь определял исполнитель и предлагаемый им номер: музыкальный, театрализованный (например, кукольная комедия) или цирковой.

В роли современных "жонглеров" и "шпильманов" выступали и конкурировали певцы, инструменталисты, отряды шарманщиков и цирковая братия. Чаще всего, ими являлись странствующие музыканты-иностранцы из Италии, Тироля23, немецких княжеств, реже из России. А.Бахтияров, описывая "брюхо Петербурга", пишет, что в столице "шаталось множество бродячих музыкантов-итальянцев, чехов, немцев и савояров24", причем, последние "играли на волынке, итальянцы заводили ширманку, а чехи своею игрою на плохих арфах нагоняли "злаго духа" (23: 295). Все эти "заморские пташки", несмотря на дождь и холод, "щелкали и прыгали не разбирая ни грязи, ни пыли", занимались тем, что выпрашивали милостыню, так сказать, "под предлогом художественного дилетантизма" (23: 295). Эта деятельность разворачивалась ежедневно с 10-ти часов утра до позднего времени и "насильно лезла на дворы, становилась где бы ни было, по середине улиц, перед окнами, перед балконами, подставляя шляпы с требованием награды или просто криками: "Коспода ! Дафай тенга !"(272: 78). Одно из ярких и полных описаний звуковой палитры улицы встречаем в "Прогулках по Невскому проспекту": "Многочисленные оркестры музыкантов, тирольские певцы в блузах, певицы в капотах и шляпах, виртуозы с кларнетом и флейтою, немецкий бас с шарманкою, приютятся везде, чтобы дать концерт в роде музыкантов Крылова. Фокусники, эквилибристы, волтижеры, разные мусьи и мадамы с учеными собаками и обезьянами, с учеными лошадьми, медведями и даже с"ученою козою", взрослые крикуны в красных куртках, в шляпах с перьями и в сапогах без подошв, с органчиками, с дудками, с волынками, поют и свистят..."(272: 78). Весной, с наступлением теплого сезона, число уличных музыкантов или, как их образно называли - "разных певчих птиц", "наших столичных жаворонков и скворцов", значительно увеличивалось и доходило до "страшного изобилия".

Отметим, что с течением времени описанная выше ситуация не изменилась. Например, в С.-Петербургских Ведомостях от 14 марта 1852 года сообщалось о "странствующих музыкантах, которые с самого раннего утра являлись к вам во двор, бросали ноты наземь и начинали .. . "Ваньку Таньку", "II segreto" и прочее и прочее" (253: 9). На наш взгляд, в общей массе курсировавших по петербургским улицам музыкантов, можно выделить два основных, наиболее часто встречаемых "отряда": тирольские певцы и шарманщики. Без сомнения, тирольцы были очень популярны, привлекая людей своей специфической манерой пения с частыми переходами от низкого грудного регистра к головному (фальцету) на разложенных аккордовых звуках и широких интервалах, характерных для йодлей . Особенности тирольских напевов , с восходящими квартовыми, секстовыми скачками и движением по аккордовым звукам в трехдольном размере, в частности представлены в "сочинениях-имитациях": небольших песнях, танцах, а также пьесах и вариациях на тирольские темы.

Обратимся к песне "Тиролец" (F-dur, 3Л , Valse), написанной для голоса с фортепиано неизвестным автором. Сочинение является имитацией тирольских напевов, которая в основном связана с использованием "раскачек" интервалов: малых - сі - аі, сі - fi и больших, захватывающих восходящее терцово-квартовое движение на октаву и нону. Все интервальные "раскачки", как правило, отличаются повторной структурой. (Нотный пример 1 2?). Создавались также тирольские танцы. В частности, в издании первой половины XIX века встречается анонимный "Тирольский вальс" (C-dur, 3Л, с трио - a-moll) для фортепиано, также являвшийся стилизацией "альпийского танца"28. Здесь все подчинено мелодическому развитию, построенному на чередовании вращательного и нисходящего поступенного движения. Гармонические изменения сведены к минимуму, а в 1 - 8-м тактах введен доминантовый органный пункт. (Нотный пример 2). Тирольскую песню "Warm in der Frahaufsteh" ("Однажды рано встав...") в качестве темы вариаций для фортепиано использовал популярный в 1800 - 1810 годах композитор И.Гелинек . Тирольская тема (Es-dur, 3/4) построена по 4-х -тактам: А-А-В-А. В мелодии находим характерные "двойные" взлеты, те же интервальные "раскачки" в триольном ритме с акцентом на третьей доле. В сопровождении использованы только тонико-доминантовые гармонические функции. (Нотный пример 3 ). Несомненно, сочинение пьес-имитаций, вариаций, вставных номеров в дивертисментах, опер, включавших в себя "тирольские мотивы", свидетельствует о достаточно широком распространении национальных песен альпийских горцев в городской среде Петербурга.

Праздники, танцы и музыка в трактирных заведениях

Первый "питейный дом" - "Австерия" - был открыт Петром I для своих приближенных и знатных гостей. В 1724 году по указу императора в Петербурге насчитывалось уже 15 трактиров или гербергов (157: 20-21). Они отличались тем, что вмещали в себя "все, что только составляет порок от преувеличения, все, что ведет к разврату и разорению": "в одной комнате плясали с дикими воплями цыганские баядерки, в зале танцовали под звуки немецкой музыки, в боковых комнатах пили на смерть и играли в азартные игры, в горку, в гальбе-цвельв, в квинтич..., припевая "Дверь в трактирах Бахус отворяет, полны чаши пуншем наливает... " (41: 187). Начало XIX столетия стало периодом активного развития трактирного дела и посетителями перестали бывать только иностранцы. В городе в эти годы действовали трактирные заведения разных видов и категорий. К ним относились гостиницы, рестораны, кофейные дома, трактиры и харчевни. Помимо разнообразия заведений надо отметить и то, что их число в столице было достаточно велико. Согласно "статистической заметке" А.П.Башуцкого, к 1834 году "город заключал в себе 103 питейных дома и столько же штофных лавок, всего же вообще в городе с уездом находилось 241 питейное заведение" (26: 187). В 1852 году, в соответствии с записью в "Проекте нового Положения о трактирных заведениях", в Петербурге насчитывалось 258 трактирных заведений, тогда как в Москве их было - 328 (274: 28). Таким образом, к середине XIX века "трактирная жизнь" стала привычной для различных слоев горожан. Любимой "местностью" для трактирщиков являлась Адмиралтейская площадь, Невский проспект до

Полицейского моста, перекресток Морской и Невского. Кроме того, особой популярностью пользовались загородные трактиры, где всегда было многолюдно и где частенько происходили настоящие оргии. Зимой сюда "бывало катят сотни саней, летом приезжают на катерах с музыкою и песенниками. Заехав в трактир, шампанское спрашивали ящиками, а не бутылками. Вместо чаю пили пунш. Музыка, песенники, плясуны и мертвая чаша! Тогда это считалось молодецкою забавою !.." (279: 386). В начале XIX века множество трактирных заведений открылось на Петергофской дороге, чему способствовало обилие проезжавших по ней людей. Надо сказать, что пример подавало правительство, которое на первых 7-ми верстах содержало 5 гербергов, поэтому и владельцы дач отдавали свободные помещения под трактиры, а иногда устраивали особые домики для сдачи под кофейные дома, трактиры, гостиницы (334: 20). Обывателям Петербурга были хорошо известны трактиры "Берлин", "Золотой орел", "Надежда" , "Красный кабачок" и в подражание ему "Желтый кабачок" и "Соломенный кабачок", "Немецкий трактир", "Русский трактир", "Вильна" и другие. Рестораны "Дюме" ("Малая Морская, 16(15)") и "Талон" ("Невский пр., 15") имели исключительную привилегию наполнять желудки петербургских львов и денди, трактир "Палкин" (с 1808 года) был одним из известнейших в Петербурге и предназначался для состоятельных посетителей, был первым в городе и единственным заведением до середины XIX века, где предлагали блюда русской кухни (6: 86-87; 157: 26). Существовали трактирные заведения, которым отдавали предпочтение люди одной профессии. Так, "Демутов трактир" ("наб. Мойки, (40)") вошел главным образом в литературную хронику эпохи, в "Золотом якоре" (Васильевский о-в, 6-я линия, 7) собирались художники (6: 78, 107).

Кроме еды и питья, в некоторых трактирах публику развлекали музыкой и танцами. Известно, что еще в XVIII веке иностранные гастролеры, а также петербургские музыканты снимали залы гостиниц и ресторанов. Так, например, в 1762 году арфист И.Хохбруккер выступал в трактире Гейса на Большой Морской за Исаакиевской площадью, арфист Н.Кельснер устраивал концерты с участием певцов в Рижском трактире, А.Лолли выступал в Великий пост 1776 в трактире в доме Кизеля на Малой Морской, 17 ( 254, 2: 102-103). Тексты трактирных афишек с извещением о развлечениях с музыкой начинались с фразы "с дозволения правительства", что подразумевало наличие свидетельств от дирекции императорских театров . Помимо этого, для трактирных заведений с музыкой существовало указание с требованием околотрактирной "зеленой зоны" определенных размеров, что, вероятно, было связано с шумом, громкой музыкой, большим числом пьяных и наведением порядка в городе. В этом смысле любопытен приказ санкт-петербургской полиции о том, что музыка разрешалась только в загородных и "садовых" трактирах: "увеселения как-то: оркестры музыки, пение тирольцев, хоры цыган и т. п. будут разрешаемы только тем заведениям, которые помещаются в парках и садах, покрытых зеленью и деревьями, не менее как на пространстве 250 саж. и в загородных местах, зимою же подобные увеселения на тех же основаниях будут разрешаемы в тех только садах при трактирных заведениях в черте города находящихся, где будут устроены катки и ледовые горы" (2: 594). В проекте нового положения от 7 июля 1852 года находим сноску на предыдущее положение по трактирным заведениям, согласно статье 55 которого до этого времени не допускались "в общих комнатах всех заведений музыка, пляски, пение и недозволенные игры". Хотя здесь же уточнялось: "по 60 проекта воспрещается только пляска и пение, а о музыке вовсе не упоминается".

В связи с этим, Комиссия, образованная при Общей Думе, постановила "не излишним изъяснить положительно, что в трактирных заведениях не воспрещается иметь органы, часы с курантами и тому подобные инструменты" (274: 23-44). Подтверждение о запретах на "музыкальные увеселения" в более позднее время (1840-е годы) в связи с ужесточением цензуры, находим в "Русской ресторации" Ф.Булгарина: "В наше время русские трактиры уже совершенно изменились, теперь в них не позволяют пить до заглушения рассудка, теперь нет в трактирах карточной игры, нет песен, плясок и музыки и двери запираются в трактирах в назначенный час (11-ть часов вечера)... Прекрасный пол не смеет теперь переступить через порог Русского трактира!" (41: 36). Тем не менее, несмотря на все перечисленные ограничения, за исключением 1826 года56, трактиры с музыкой в Петербурге действовали успешно, даже наперекор законодательству. Судя по афишкам начала XIX века, в городских трактирах, находившихся в саду и при вокзале, а также в загородных заведениях Петербурга устраивались следующие "музыкальные увеселения": - праздники с хороводами, хорами русских песельников и цыган; - балы и маскарады с привлечением оркестра; - небольшие концертные программы или отдельные музыкальные номера (солисты-певцы и инструменталисты); цирковые, театрализованные, танцевальные номера; - выступления оркестров духовой и роговой музыки; - механические органы и певчие птицы. Трактирная и околотрактирная музыка в эти годы была представлена

Столичные торжества в честь победы в Отечественной войне 1812 года и патриотическая музыка

Сегодня очевидно, что победа в Отечественной войне 1812 года стала знаковым временем для России и принесла отечеству огромную пользу: "Увенчанные славою, обогащенные новыми идеями в науках, искусствах и художествах, мы возвратились в отечество. ... С этой поры для Петербурга начался новый период жизни" (276: 17)8. Влияние военных событий на сознание людей и уклад их жизни было невероятно велико. Обострилось чувство патриотизма, моментально изменившее умонастроения общества, "освободив" его от почитания всего иностранного. Показательны слова начальника репертуарной части конторы императорских санкт-петербургских театров Р.Зотова, 8 Это историческое время было и до сих пор остается "благодарным полем исследования как для историков России, так и специально для военной науки" (241: 1). Целый ряд работ, написанных "по достоверным источникам и составленных по высочайшему повелению", появился сразу, что называется "по горячим следам". В частности, А.Жомини, К.Ф.Толь, Д.ГІБутурлин, Д.Ахшарумов, АИ.Михайловский-Данилевский получают самостоятельные поручения сделать описания наполеоновских войн. Реалии сражений, обозрения разных этапов войны, подробные описания походов, которые мы находим в "Военном журнале", в полковых историях и летописях

Отечественной войны 1812 года, а также рассказы очевидцев и воспоминания современников дают возможность осмыслить и оценить этот сложнейший исторический период в настоящее время. В 1912 году В. Всеволодский-Гернгросс писал: "Пройдет целая вереница столетий, а этот год будет гореть все тем же ярким пламенем и возбуждать в поколениях все те же чувства" (67: 9).И действительно, мы видим, что тема "Отечественной войны в произведениях искусства" находила и находит свое преломление в работах многих авторов, среди которых упомянутый Всеволодский-Гернгросс (театр), В.И.Музалевский (музыка), А.А.Горелов (народное творчество), ЛГ.Фризман (поэзия), О.В.Чернов (живопись) и другие. вступившего в 1812 году в ополчение прапорщиком9. В автобиографических записках он отмечает, что "... рабское уважение к иноземному, вся система воспитания детей французскими гувернерами, все предубеждения в пользу иностранцев - все это надолго (жаль, что не навсегда !) исчезло !" (125: 36). Этот процесс начался с того, что высшая петербургская публика перестала ходить в театр на любимый французский спектакль, труппа была распущена и положенные на ее содержание средства назначены на военные нужды. С началом войны изменился быт русской армии. Теперь, ее новый характер диктовался жесткой военной ситуацией, тогда как в начале XIX века до 1812 года русские войска, в отличие от армии петровской и суворовской в XVIII столетии, были "парадной армией": "Под бой барабана и звуки флейты она должна была вышагивать, поднимая ногу, как в балете" (186: 317). Люди разных сословий вступали в военную службу, "горя желанием с оружием в руках отразить неприятеля, намеревавшегося поработить Россию" (76: 89). Так, в письме К.Н.Батюшкова к П.А.Вяземскому от 3 октября 1812 года читаем: "... я решился, и твердо решился, отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, - сердце, лишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени" (97: 203). 103

Любовь и преданность отечеству, "высокое чувство своего достоинства", - все эти качества, проявившиеся в русском народе, стали залогом будущей "виктории". Несомненно, победа в Отечественной войне 1812 года была долгожданной и сопровождалась безудержной радостью народа. В Петербурге празднование победы в Отечественной войне 1812 года имело широкий резонанс, который можно было бы сравнить с аналогичными процессами массового характера во Франции 1790-х годов, вызванными Великой французской революцией. 1814 год был ознаменован целой серией патриотических праздников различного уровня, в рамках которых устраивались зрелищные представления, спектакли, концерты, балы-маскарады. Обратимся к сообщениям, пестревшим на страницах "Русского инвалида" за этот год: 15 апреля - "Столица праздновала вступление Союзных войск в Париж самым блистательным торжеством"10; 18 апреля - "Коммерческий клуб праздновал новую счастливейшую для человечества эпоху, начинающуюся занятием Парижа и падением Бонапарта, блистательным торжеством"11; 19 апреля - "второе Танцевальное общество праздновало занятие Парижа"12; 10 июня - чтение Высочайшего Манифеста о мире: "так торжествуем мы ныне и с нами все человечество победу Твою Великий Государь!"13; 17 июня - праздник мира в Павловске14; 27 июля - торжество в Павловске: "достойный предмет празднования и душевного восторга Марии был - Бессмертный Сын Ея, Великий Государь Российский!"15; 30 июля - "победоносные воины Императорской гвардии, бессмертные Герои Кульмские, возвратились в Столицу покрытые лаврами"16; 18 октября - "Императорские полки кавалергардов, конной гвардии и гвардейской конной артиллерии, покрытые неувядаемыми лаврами истинных заслуг, вновь вступили в сию Столицу"17; 19 ноября - "здешнее купечество давало большой обеденный стол в честь генералов, штаб- и обер - офицеров обеих прибывших в Столицу кавалерийских дивизий"1 . Все столичные викториальные праздники отличались особой пышностью, зрелищностью и сопровождались музыкой преимущественно военно-патриотической направленности. По свидетельству современников, описания представляли лишь "в слабом абрисе картину того торжества, которого описать невозможно: язык немел при изображении пламенных ощущений сердечных"19.

Согласно традиционным "разделам" празднования "викторий" условно выделяем следующие формы их проведения: столицу возвращались войска, наполняя улицы города полковой музыкой и солдатскими песнями. Ю.Арнольд вспоминает, как в 1815 году гвардейские полки "церемониальным маршем дефилировали под звуки то полковой музыки, то барабанов с пикколами, с великаном тамбурмажором во главе, то голосистых песельников, предшествуемых лихим запевалою-молодцом..." (14:5 Военные парады, являясь элементом придворного церемониала , по масштабности и зрелищности мероприятия не могли не иметь резонанса в городе. К числу таких "замечательных парадов" рассматриваемой эпохи можно отнести парад, происходивший в годовщину Кульмского боя21, 18-го августа 1814 года на Царицыном лугу. В этот день были освящены и даны полку заслуженные им в этом сражении новые Георгиевские знамена22. Участвовавшие в параде войска собирались "заблаговременно": Преображенский полк у Михайловского замка, Семеновский у дома Апраксина, Измайловский у Мраморного дворца, Егерский и Гвардейский экипаж у дома Дерибаса. По прибытии государя, полки с музыкой входили на площадь и после совершения молебствия и освящения знамен, проходили церемониальным маршем (99: 436). Напомним, что к 1812 году музыканты находились в штате каждого

Танцы и песни в инструментальных аранжировках

Явное преимущество имеют "театральные" песни - 292 текста. Причем их число от песенника 1811 года к песеннику 1820-го года выросло и пополнилось новыми "образцами" из современных опер и балетных дивертисментов. Группа "простонародных" песен также 169 250 русских (в том числе хороводных, святочных, свадебных) песен и 27 малороссийских, что составляет примерно четверть всего сборника. Далее следуют "любовные" - 106, "нежные" - 98, "военные" - 40. Остальные рубрики малочисленны. В связи с зыбкостью "жанровых" границ разделов в песенниках мы предлагаем выделить более крупные и устойчивые "жанровые" группы городской камерной вокальной музыки: - народная песня (русская и малороссийская); - "российская песня"9; - героико-патриотические куплеты, песня, гимн; - "театральные песни": ария, ариетта, песня из популярного оперного, водевильного или балетного спектакля. Представленные "песенные модели", на наш взгляд, определяли слуховой опыт широкого круга городского населения. Каждая из указанных "жанровых" групп вокальной музыки активно функционировала в городе, в структуре музыкально-зрелищных форм публичных развлечений, и, вместе с тем, именно эти песни исполнялись в домах горожан в часы досуга. В этом смысле расхожее выражение: "в России все поют песни" - справедливо и для рассматриваемого периода. Обратим особое внимание на военно-патриотический репертуар песенников, являвшийся своеобразным "вектором" времени. Здесь мы, в частности, находим популярные в эпоху Отечественной войны 1812 года военные песни, многие из которых уже рассматривались в главе "Столичные торжества в честь победы в Отечественной войне 1812 года и патриотическая музыка". В этой группе текстов просматривается развитие двух направлений: - авторской патриотической песни (например, "Защитника Петрова града" Д. Н. Кашина, "Ты возвратился благодатный" Ф.Антонолини, "Гром победы раздавайся" О.А.Козловского), - солдатского фольклора ("Станем братцы собираться", "Братцы! Грудью послужите", "Уж столице возвестили", "Для российского солдата", "За горами, за долами Бонапарте с плясунами"). Высокая степень распространения их в

Петербурге была во многом обусловлена не только сложившейся общественно-политической ситуацией, но и прибывшими в столицу российскими войсками, которые являлись непосредственными и наиболее активными "носителями" традиции военной песни. "Театральный репертуар" песенников был составлен из текстов ариетт и арий, собранных, или как было напечатано в рекламах "извлеченных", из известных опер, водевилей, балетных дивертисментов конца XVIII - начала XIX века западноевропейских и русских авторов. Отметим, опять-таки наиболее "ходовые" из них: - Н.Изуар "Жоконд, или Искатели приключений" ("Joconde", 26 января 1815); В.А.Моцарт "Волшебная флейта" ("Die Zauberflote", на русской сцене впервые поставлена в 1795 году); - Ф.Кауэр - С.И.Давыдов "Русалка"10; Д.Штейбельт "Сандрильона" ("Cendrillone", 14 октября 1810); - Г.Спонтини "Весталка" ("La Vestale", 13 января 1811); - К.А.Кавос "Казак-стихотворец" (15 мая 1812), "Иван Сусанин", "Князь- невидимка"(5 мая 1805), "Любовная почта" (21 января 1806); "Торжество России, или Русские в Париже" (3 июня 1814), "Ополчение, или Любовь к Отечеству"(30 августа 1812); А.Н.Титов "Ям" (16 июня 1805), "Посиделки" (20 апреля 1808), "Филаткина свадьба" (12 апреля 1809). Все перечисленные музыкально-театральные сочинения были в разные годы поставлены на сцене петербургских театров. Некоторые из них, приобрели колоссальную известность. Например, "Волшебная флейта", первая постановка которой была осуществлена на русском языке, стала исключительно популярной оперой еще в конце XVIII века. В 1794 году было опубликовано либретто оперы с русским текстом, издавались также и "выбранные лучшие арии из оперы с русскими и немецкими словами - "Веть птицеловот я веть я" (Папагено), "Такой небесной красоты" (Тамино), "Мой сын любезной, не страшись" (Царица ночи) и другие. (146: 240). Совершенно феноменальный успех имела опера "Русалка" некоторые зрители увлекались игровыми куплетами "Мужчины, как мухи, на свете к нам льнут" или чувствительной арией "Приди в чертог ко мне златой", то других привлекала досочиненная Давыдовым ария Лесты "Вы нам верность никогда не хотите сохранить", раскрывающая в образе Русалки черты страдающей женщины" (78: 281-282). Опера ставилась на петербургской сцене в течение многих лет в исполнении немецкой и русской труппы, постепенно "предлагая" публике новые части "тетралогии". В песеннике 1820-го года представлены арии из всех четырех частей "Русалки".

Помимо трех выше упомянутых образцов, здесь предлагались и другие вокальные номера из этой оперы, количество которых заметно превышало арии из остальных спектаклей. Приведем лишь некоторые: "Блаженна участь тех людей", "Блаженствуй Царица драгая", "В приятном торжестве таком", "Как вспомню я бывало", "Исполнен свет о мне хвалой", "Как мальчиком я был", "Как сердце трепещет", "Кто милую жену найдет", "Кто презря нежную любовь", "Лишь мрачна ночь", "Любит матушка над вами", "Младые красотки приманка мущин", "Непостоянен женский нрав", "Отнюдь я не стану грешить" и многие другие. Обратим внимание, что в предложенном перечне спектаклей в наибольшем составе представлены сочинения французских композиторов. Несомненно, сфера влияния французской музыки в России была достаточно велика. В 1804-1808 годах во главе французской труппы стоял выдающийся музыкант Буальдье, и это время было значительным периодом ее деятельности в Петербурге. Кроме того, французская "опера-комик" сыграла огромную роль в формировании русской комической оперы. Другой жанр французской оперы - "опера спасения" , типичным

Похожие диссертации на Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века