Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальная организация традиционных колокольных звонов Горкина Анна Николаевна

Музыкальная организация традиционных колокольных звонов
<
Музыкальная организация традиционных колокольных звонов Музыкальная организация традиционных колокольных звонов Музыкальная организация традиционных колокольных звонов Музыкальная организация традиционных колокольных звонов Музыкальная организация традиционных колокольных звонов Музыкальная организация традиционных колокольных звонов Музыкальная организация традиционных колокольных звонов Музыкальная организация традиционных колокольных звонов Музыкальная организация традиционных колокольных звонов Музыкальная организация традиционных колокольных звонов Музыкальная организация традиционных колокольных звонов Музыкальная организация традиционных колокольных звонов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Горкина Анна Николаевна. Музыкальная организация традиционных колокольных звонов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 2003.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-17/95-6

Содержание к диссертации

Введение

1 глава Музыкальные свойства в звучании колоколов и звонов 14

/./. Традиционная интерпретация колокольных звонов 14

1.2. Звуковой феномен колокола. Способы звона 20

1.3. Звуковые особенности русских колоколов и звонов 29

2 глава Физико-акустические и музыкальные характеристики звука колокола 35

2.1. Внутренняя структура звука колокола. Обертоны 35

2.2. Высота, длительность, громкость и тембр в звучании колокола 48

3 глава Объединение колоколов в звонницу 71

3.1. Состав звонницы 71

3.2. Традиционные принципы формирования подбора колоколов 76

4 глава Особенности звучания колоколов в ритмических построениях 89

4.1. Виды звонов и их музыкально-акустическое оформление 89

4.2. Основные темповые и ритмические закономерности традиционных звонов 98

5 глава Трезвон. Композиция и структура 103

5.1. Основные принципы организации Трезвона 103

5.2. Влияние архитектуры колоколен на особенности Трезвона 109

5.3. Разнообразие Трезвонов 115

Заключение 123

Библиография 127

Приложение 142

Введение к работе

Выбор темы и объекта исследования настоящей работы во многом обусловлен необходимостью обобщить накопившийся опыт изучения звуковых качеств отечественных колоколов и колокольных звонов; а также сопоставить имеющиеся теоретические разработки с экспериментальными данными, полученными в результате рассмотрения особенностей функционирования колоколов и звонов. Современный исследователь колокольного искусства испытывает специфические трудности, связанные с неразработанностью терминологии, отсутствием сформированной системы изучения предмета и несформулированностью философских и эстетических его оснований. Сегодня не требует доказательств тот факт, что колокола -сложный художественный объект, который может быть всесторонне изучен только в результате проведения комплексных исследований с участием представителей различных отраслей наук - исторических, точных, технических, искусствоведческих. В настоящей работе центральным оказывается музыковедческий аспект этой комплексной темы.

О колоколах, звонах, колокололитейном искусстве существует довольно обширная литература. Большая часть работ, опубликованных в конце XIX - начале XX века, представляет собой археологическое описание древних русских колоколов с указанием их веса, происхождения; расшифровку надписей, что дает исследователю немало фактического материала для обобщения: имена русских мастеров-колокололитейщиков, < количество, вес, величина колоколов в каждом веке, особенности распространения звонов, то есть то, без чего трудно представить уровень развития искусства колокольного звона на Руси. Важным свидетельством являются воспоминания иностранных путешественников, побывавших в России: Адама Олеария, Корнилия де Бруина, барона Герберштейна,

Джерома Горсея, Павла Алеппского и других.

I

Существует литература исследовательского характера, в которой делаются попытки осмыслить накопленный материал и выявить определенную точку зрения на искусство колокольного звона. Труд Н.И.Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» -самый фундаментальный в этой области1 (120). Эта книга «стала первой попыткой обобщения богатого, но достаточно разрозненного материала по данной теме. До начала XX века русская историческая наука не имела исследования, в котором был бы прослежен процесс развития колокольного искусства в целом. Н.И.Оловянишников, изучив большой материал, связанный не только с историей, но и с производством колоколов, объединил в единый труд все собранные им сведения» (26, с.66).

В работах С.Г.Рыбакова «Церковный звон в России» (147) и С.В.Смоленского «О колокольном звоне в России» (158) ставится глубоко новаторская по своей сути проблема эстетического осмысления колокольных звонов. Их основная ценность заключается в стремлении осознать колокольные звоны как явление художественного порядка, как особую форму искусства, выявить его эстетическую основу.

В очерке прот.А.Израилева «Ростовские колокола и звоны» (63) впервые делается попытка выявить акустические особенности звонов и предлагается осуществить настройку колоколов на определенные звуки для извлечения более гармоничных созвучий в процессе звона. К уникальным явлениям можно отнести и нотные записи ростовских звонов, приводимые в этой работе.

В ряде публикаций рассматриваются вопросы развития колокололитейного дела в России. Одним из первых современных отечественных исследований, рассматривающих техническую сторону вопросов колокольного звона и литья колоколов, стала книга Ю.В.Пухначева

Переиздание этой книги осуществлено в январе 2003 г. (Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искуство / Под ред. А.Ф.Бондаренко. - М.: НП ИД «Русская панорама», 2003) Текст книги дополнен подробными научными комментариями, подготовленными А.Ф.Бондаренко, М.В.Есиповой, О.Н.Магницким, А.Б.Никаноровым, Ю.В.Пухначевым.

5 «Загадки звучащего металла» (135). Специальной монографией, посвященной изучению исторической проблематики этих вопросов, стала работа А.Ф.Бондаренко «Московские колокола XVII века», основанная на изучении широкого круга исторических и архивных материалов (23).

Основным лейтмотивом большинства исследований, посвященных колокольной теме (как современных, так и более ранних), является следующий тезис: колокольные звоны - одно из весьма значительных явлений русской культуры; их основной смысл и значение неразрывно связано с православным Богослужением, а также - со многими житейскими событиями. Звон колокола собирал народ на вече, приветствовал высокопоставленных гостей, предупреждал о пожаре и стихийных бедствиях, о приближении врага; объявлял рекрутский набор, возвещал о свадьбе, смерти или казни, о чудесных знамениях и исцелениях. Колокола обозначали время, указывали дорогу путникам в бескрайних российских просторах и служили маяками морским путешественникам, сообщая о близости берега. Для слуха русского человека были с детства знакомыми множество разнообразных звонов; наиболее запоминающимся колокольным голосам присваивались имена, их узнавали и отличали среди остальных. Колокола и звоны называли «красными», «постными», «проводными», «встречными», «разгонными», «вечевыми», «сполошными», «осадными», «вестовыми», «ратными», «пленными», «карноухими», «ссыльными» и множеством других. Колокольный звон призывал в церковь, наставлял на путь истинный заблудших и укреплял сомневающихся в вере, поднимал дух ратников во время битвы.

Исследователи отмечают, что в народном осмыслении колокол воспринимался как живое существо, во многом подобное человеку - главным образом из-за способности «говорить». Колоколам давали личные имена и прозвища; к элементам антропоморфизма можно отнести и наименование частей колокола: «тулово», «уши», «юбка», «язык». Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать; в их звуках

6 слышалась человеческая речь (в исследованиях упоминается о до сих пор бытующих у звонарей приговорках, подобранных под определенный рисунок звона). Сама судьба колоколов, особенно во время переломных исторических моментов, была подобна человеческой. Их наказывали, обрубали им «уши», вырывали «язык», снимали и «казнили» плетями, отправляли в ссылку. Такая судьба постигла вечевые колокола Пскова и Новгорода, знаменитый Угличский колокол, сосланный в Тобольск. Плененные колокола покоренных городов становились символом военных побед: «Иван Великий был не столько блестяще организованным техническим сооружением (этот смысл за памятником при всех условиях сохраняется), сколько триумфальной колонной (столпом) московских великих князей, пирамидой военных и политических трофеев, в основу которой положена идея обзора, обхода, осмотра... Предметом внимания делался сам колокол, его легендарное имя, его прошлое, читаемое отныне в контексте его новой судьбы, и в этом смысле приобретали значение его живой голос, его неповторимый тембр, его узнаваемость» (66, с.85).

Особое место занимали колокола в старинных преданиях: они часто наделялись способностью самостоятельно действовать - звонить или возвещать о грядущем. В русском фольклоре (как и в средневековой литературе других европейских стран) можно найти' немало текстов о различных чудесных событиях, с этим связанных: колокола неожиданно начинали звонить без чьей-либо помощи, падали или водружались на колокольню, по каким-либо причинам меняли или, наоборот, не хотели покидать своей звонницы. Такие сюжеты достаточно подробно рассмотрены в работе Т.А.Агапкиной «Колокола и колокольный звон в традиционной культуре славян» (1).

Колокола, являясь неотъемлемыми участниками православного Богослужения, имели в народном мировосприятии статус сакрального предмета. Особое отношение к колоколу и к колокольному звону в сознании людей подтверждалось еще и тем, что прежде чем занять место на

колокольне, колокола освящали специальным «Чином благословения кампана, сиесть колокола или звона». Вот что говорилось там о колоколе: «О еже подати ему благодать, яко да вси слышащий звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию...; о еже гласом звенения его утолитися и утишитися и престати всем ветром зельным, бурям же, громом и молниям, и всем вредным безведриям...; о еже отгнати всю силу, коварства же и наветы невидимых врагов, от всех верных своих, глас звука его слышащих...» (177, с.36). На этом основании отношение к колоколам в русской культуре могло расцениваться как своего рода показатель благочестия общества и каждого человека в отдельности, а сам образ колокола был несовместим с ложью, несправедливостью или греховностью.

В контексте современной музыкальной культуры России колокола и колокольные звоны - одна из наименее изученных тем. Будучи самым непосредственным образом связано с Православием, это искусство было подвергнуто жестоким гонениям. В Советской России были уничтожены многие сотни колоколов и значительно ограничены звоны на уцелевших колокольнях. Лишь в последнее десятилетие XX века эта древняя традиция стала оживать. Ее возрождению способствует и возникновение серьезного научного интереса к колокольной тематике, обусловившего появление достаточно большого количества публикаций. Среди авторов-исследователей можно назвать имена Ю.В.Пухначева, Л.Д.Благовещенской, А.С.Ярешко, А.Ф.Бондаренко, Т.Ф.Владышевской, В.В.Кавельмахера, Н.С.Каровской, А.Б.Никанорова, Т.Б.Шашкиной, С.Г.Тосина, В.А.Кондрашиной и других.

В большинстве работ, посвященных отечественному колокольному звону, отмечается особая красочность, богатство его звучания и полная противоположность искусству звонов, имеющемуся в западноевропейских странах. Считается, что коренным отличием русского и западного искусства звонов является преимущественная опора на ритмичность в строении русских звонов. Ритм, будучи важной составляющей музыкального искусства, позволяет представить колокольный звон как некую достаточно

8 развернутую ритмическую партитуру для особого типа ударных инструментов, в качестве которых рассматриваются при такой интерпретации колокола. Между тем ритмика звонов, по нашему мнению, всегда не только сосуществует, но, как правило, зависит от темброво-акустической природы колокола. Такое комплексное существование всех средств музыкальной выразительности, присущих колоколу, находит свое наиболее полное выражение именно в традиционных звонах .

Практически в каждом исследовании, посвященном колоколам и звонам, авторы упоминают об особых музыкальных качествах этого искусства. Диссертация Л.Д.Благовещенской «Колокольня с подбором колоколов и колокольный звон в России» (18) первая научно-исследовательская работа в современном музыкознании, целиком посвященная колокольной тематике. Предлагая различные методологические подходы, автор рассматривает колокольные звоны как сугубо музыкальное явление или один из специфических музыкальных жанров.

В многочисленных публикациях (195 - 203) и диссертации А.С.Ярешко «Колокольные звоны - один из истоков национального своеобразия творчества русских композиторов» (198) искусство колокольного звона рассматривается как музыкально-инструментальная форма традиционного народного творчества. Автором формулируются положения о музыкально-художественной сущности отечественных колокольных звонов, определяется место этого искусства в общем ряду национальных духовных и культурных ценностей, подробно анализируется влияние звонов на творчество русских композиторов.

Исследования С.Г.Тосина (170-174) продолжают изучение русского колокольного звона как особого музыкально-художественного феномена, подробно рассматривая вопросы современного колокольного исполнительства в России.

Концертные колокольные звоны, получившие активное распространение на музейных звонницах в последнее десятилетие, остаются вне нашего поля зрения.

В работах А.Б.Никанорова затрагивается широкий круг вопросов -исторических, органологических, акустических (58, 108 - 115). Основное внимание автора сосредоточено на изучении колокольных звонов северозападного региона России.

Несмотря на более чем полуторавековой интерес исследователей к проблеме звукового феномена отечественных колоколов, на сегодняшний

день еще не имеется специального исследования, рассматривающего

' "'- п

музыкально-звуковые особенности русских звонов в рамках их к

ос сХ &',/ц

традиционного функционирования. В настоящее время возникла настоятельная потребность проработки вопросов качества звучания колоколов: индивидуального и в наборах (звонницах). Такая проблематика во многом обусловлена проведением работ по возрождению колокольных звонов во многих монастырях и приходах Русской Православной Церкви. В их ходе была выявлена очень незначительная и фрагментарная теоретическая разработанность положений о необходимых звуковых качествах колоколов, | ~1 основных принципах формирования звонниц и особенностях традиционных J звонов.

В связи с этим нами была определена основная проблема: изучение колокольных звонов как особой музыкально-звуковой среды, обладающей рядом характерных свойств. Ее границы конкретизируются понятием «традиционные», поскольку установлены в соответствии с определенными правилами и нормами. Эти требования, предъявляемые к очередности и времени звучания колоколов, имеют в своей основе древнюю традицию. Они служат внешним организующим принципом звона и включают в себя ряд количественных факторов: сколько колоколов размещено на колокольне, как они размещены, какое между ними весовое соотношение; каковы особенности управления колоколами - сколько звонарей необходимо для звона.

Центром нашего исследования становится изучение качественной стороны всех вышеперечисленных факторов. Мы предполагаем, что

рассматриваемая звуковая среда, внешне устроенная согласно традиционным правилам, имеет определенную внутреннюю организацию. И в качестве основного фактора здесь выступают именно музыкальные свойства в звучании колоколов. Звук колокола и колокольные звоны музыкальны по своей природе; эта особенность заложена в физико-акустических свойствах колокола и является константным качеством. В то же время музыкальные свойства колокола и традиционных колокольных звонов не являются самодостаточными и имеют подчиненное значение, будучи одной из специфических особенностей этого искусства.

Объектом исследования становится колокол и наборы колоколов старинного и современного литья, образующие действующие звонницы; исторические и современные звоны.

Предметом исследования является рассмотрение звуковых особенностей колокола и собственно музыкального компонента его звучания: индивидуального (на основе анализа различных акустических характеристик) и - в наборе колоколов; возможностей сосуществования колоколов на одной звоннице, объединения их в благозвучные подборы и взаимодействия в звоне.

Целью настоящего исследования является выявление и обоснование организующей роли музыкальных свойств в искусстве колокольного звона на трех уровнях: звучания колокола, набора колоколов (звонницы) и традиционных звонов. В связи с этим ставятся следующие задачи:

определение основных подходов к интерпретации функциональных особенностей традиционных колокольных звонов;

разрешение вопроса о качественном отличии в звучании колоколов русских и западноевропейских;

сходство и различия в звуке русских колоколов старинного и современного литья;

исследование возможных изменений звучания колоколов в процессе звона и влияние этих изменений на специфические особенности различных видов традиционных русских звонов;

определение основных параметров качественного звучания колокола и собрания колоколов при осуществлении подбора для достижения благозвучного звона; /

выявление основных принципов внутренней организации звонов в большое количество колоколов;

определение роли тембра, ритмических и мелодических элементов в структурной организации звона.

Материалом исследования стали нотные расшифровки записи звучания \
современных и старинных колоколов разного веса (преимущественно
русского профиля) - всего более четырехсот; аудио- и видеозаписи
традиционных и концертных звонов и их расшифровки - более двухсот;
акустические паспорта колоколов - более семисот; а также - круг
фактологических данных из работ отечественных и зарубежных авторов,
посвященных колоколам и звонам. —'

В качестве методологической базы исследования используется комплексный подход, включающий в себя применение методики спектрального анализа звука (на основе современных компьютерных технологий), историко-типологического, сравнительного и музыкально-аналитического методов. Исследование ориентировано на всестороннее рассмотрение музыкально-художественных особенностей русского колокола и традиционных звонов в общем ряду ценностной иерархии основных свойств, присущих этому искусству.

Новизна диссертации определяется не только самим объектом анализа, поскольку особенности звучания отечественных колоколов и звонниц мало исследованы в российском музыкознании. Настоящая работа рассматривает основные уровни музыкально-акустической организации этого искусства, обобщая большой объем музыкально-аналитического материала. Звучание

12 колокола и колокольные звоны исследуются в контексте традиционного функционирования, что способствует пониманию исторической специфики этого искусства и его роли в музыкальном и культурном наследии России. Предметом исследования становится практически не освоенный материал. Его изучение строится на междисциплинарной основе и направлено на художественно-эстетическую интерпретацию полученных результатов. Данные, полученные автором настоящей диссертации в ходе экспериментов и исследований, позволяют представить традиционные колокольные звоны в широком контексте отечественной музыкальной культуры, выявить специфику и динамику развития их музыкальной организации. В научный обиход вводится значительный объем информации о звуковых особенностях русского колокола; предприняты поиски подходов к музыкальной типологизации отечественных колоколов. Проведено исследование основных принципов подбора колоколов в звонницы. Ритмика традиционных звонов рассматривается в контексте музыкально-акустических закономерностей звучания колоколов.

В каждой из пяти глав работы последовательно раскрываются все вышеизложенные аспекты избранной темы.

В первой главе исследования рассматриваются имеющиеся в исторических источниках и современных публикациях подходы к изучению звука колокола и трактовке колокольных звонов в соответствии с традициями этого искусства. В связи с выявлением недостаточной разработки вопросов, касающихся особенностей звучания отечественных колоколов, обнаруживается необходимость в проведении музыкально-акустических исследований, результаты которых излагаются во второй главе.

На основе историко-типологического и музыкального анализа полученных данных, а также - материалов некоторых исторических источников, изучаются традиционные принципы формирования звонниц: этому посвящена третья глава диссертации. В четвертой главе работы изучается весь комплекс выразительных средств, который формируется в

13 результате взаимодействия индивидуальных звуковых особенностей колоколов в различных видах звонов и возникающие в этом случае темповые и ритмические закономерности. Наиболее ярко все эти особенности проявляются в традиционном Трезвоне, который с разных сторон рассматривается в пятой главе.

В заключении подводятся некоторые основные итоги исследования, охватывающие музыкально-акустические особенности изучения звучания русского колокола, а также - всей комплексной структуры колокольных звонов.

Приложение включает в себя отечественную «колокольную летопись», составленную на основе исторических фактов, ставших заметными вехами на протяжении развития традиции; ряд материалов, связанных с изучением особенностей исторического и современного колокольного звука; схемы основных типов звонниц и расположения колоколов; пример акустического Паспорта на колокол.

Традиционная интерпретация колокольных звонов

Основной задачей настоящей главы является изучение имеющихся в научной литературе подходов к трактовке звучания колокола и исследованиям колокольных звонов применительно к их традиционному функционированию.

Звучание колокола и колокольных звонов воспринимается как: передающее какой-либо сигнал; заключающее в себе определенный символ; несущее в себе определенное музыкально-эстетическое содержание.

Заметим, что при интерпретации звучания колокола как сигнала особенно важна легкая и конкретная узнаваемость этого звука (даже - среди других колоколов). Такое качество и являлось исторически наиболее древним требованием, предъявляемым к колоколам: наличие яркого и характерного тембра.

Звуковые качества колокола как символа объединяют в себе определенные характеристики, присущие именно русским колоколам. Их звучание оценивается как расстроенное (или диссонирующее), а также обладающее особой звуковой силой, что связано со значительными размерами русских колоколов.

Исторически в основе русского колокольного звона лежит именно сигнальная функция: громкость и далеко распространяющееся звучание колокола в первую очередь оповещало жителей как можно более обширного пространства о времени начала Богослужений и о каких-либо гражданских событиях. Храмы и монастыри стремились иметь на колокольне хотя бы один большой колокол - и его звучный голос становился их своеобразным символом. По колоколам отмечали время, их звоны координировали внутреннюю жизнь больших и малых городов, сел, деревень, монастырей. Постепенно, с развитием колокололитейного ремесла и общего распространения достижений технической цивилизации, их сигнальная функция стала отходить на второй план. Незаметно происходила эстетизация колокольного звона. Особенно ярко этот процесс дал о себе знать во второй половине XIX века - и не случайно. Это было время обращения русского общества к своему культурному наследию, важной частью которого являлся и колокольный звон. Результатом стало появление колокольной темы в художественной литературе, поэзии, научных работах, где колокольный звон предстает перед читателями как художественное и музыкальное явление. В то же время звук колокола стал осознаваться как глубоко символичный: «колокольные звоны - это голос Родины, народа, Православной Церкви, это подлинно духовное творчество» (199, с.82). Колокольные звоны «есть символ церковной духовности. Холодный металл, отлитый по правилам искусства, прорезывая своими колебаниями слои воздуха, отзывается в человеческом сердце высокими, чистыми голосами трезвыми - духовно согревает его» (64, с. 18). Эта тема также достаточно подробно рассматривается во многих современных исследованиях -С.Г.Тосина (170), А.С.Ярешко (199), Т.А.Агапкиной (1), В.В.Кавельмахера (66), Ю.В.Пухначева (135), И.А.Чудиновой (185), С.Е.Макаровой (95), диссертации Н.С. Каровской (70).

Музыкальные свойства колокола, наряду с требованием особого тембра, включают в себя и возможность определенным образом классифицировать высоту его звучания (то есть соотнести этот звук с каким-либо нотным эквивалентом), а также - определить длительность и громкость этого звука. Звон колокола издревле воспринимается человеческим слухом, как содержащий в себе определенные музыкальные черты. Как отмечают исследователи, именно это качество послужило тому, что уже в конце XIX века «наметился путь сближения искусства церковного звона с академическим музыкальным искусством; в связи с теми или иными художественными темами у композиторов появлялась необходимость обращения к звону в операх, симфонических, камерных произведениях: «Колокол - это и подражание церковным звонам, и та особая «колокольность» - символ красоты, гармоничности человеческих отношений, символ традиций русского народа и сама эта традиция, которая уже вошла в творения отечественных музыкантов» (143, с. 118). «Сложность и богатство звука колокола, непредсказуемость сочетаний, разнообразие ритмических, динамических и интонационных возможностей, способность заполнить звучанием большие пространства, объединяя десятки и сотни слушателей, -качества, обеспечивающие колокольной музыке место в современной профессиональной музыкальной культуре» - говорится в «Школе звонаря» В.М.Петровского (129, с.43).

Осознание звона как искусства художественного и музыкального в своей основе складывалось постепенно. Колокольные звоны, поистине наполняющие собой все пространство необъятной России, не могли не оказывать воздействие на музыкальное творчество отечественных композиторов - трудно указать кого-либо, в чьем творчестве не нашлось бы отзвука этой колокольной симфонии. Вот как отметил это явление Б.В.Асафьев в своей работе «О русской песенности»: «Интересно обратить внимание на одно явление, связанное в русской музыке с интонациями атмосферности: русские композиторы любили изображать колокольный звон совсем не потому лишь, что он был постоянной принадлежностью быта. Если вникнуть в гармонию звонов, она отличается красочно-выразительною особенностью. Это звон в единстве с воздухом, по которому он расплывается, звон, как колорит атмосферы, стимул для музыкантов, любопытствующих до музыкальных интонаций воздуха...» (10, с.77).

Осмысление колокола как музыкального инструмента стало центром творческой деятельности К.К.Сараджева, известного московского звонаря Москвы 20-х годов XX века. В неповторимом звучании колоколов он пытался раскрыть для слушателя огромные возможности тех темброво-выразительных музыкальных средств, которые ранее не были столь широко применяемы композиторами (но в творчестве А.Н.Скрябина, согласно исследованиям А.С.Ярешко, становятся одним из основополагающих гармонических элементов фактуры - см. 203). В то же время К.К.Сараджева интересовала «не только окраска колокольного звучания, то слышимое лишь им одним древообразное разветвление звуковых нитей, их сплетение, подобное изысканному кружеву, но и тот специфический ритм, который проистекал из ударной природы колоколов. Ему удалось открыть, что частота ударов по колоколам разного размера и разных по высоте основного тона существенно влияет на конечный звуковой эффект, - более того, неодинаковая сила удара (резкого, умеренного, либо нежного) и разные градации в распределении усилия звонаря по тем или иным колоколам звонницы открывают для музыканта возможности управлять сменой оттенков звуковых сплетений, регулировать степень их напряжения...» (183, с.4). Деятельность К.К.Сараджева, П.Ф.Гедике, Е.Н.Лебедевой была направлена на включение колокольного звона в область музыкального искусства. К сожалению, более чем на пятьдесят лет научное изучение этой традиционной области русского искусства было насильственно прервано. Были утрачены многие сотни колоколов, обладавших уникальными голосами; в связи с запрещением колокольных звонов эта традиция как бы законсервировалась и только в последнее десятилетие XX века начала постепенно восстанавливаться.

Внутренняя структура звука колокола. Обертоны

Энергия, необходимая для возникновения колебаний, сообщается колоколу через удар языка об ударное кольцо (при неподвижном колоколе и язычном способе звона). Как было установлено в ходе экспериментов, для достижения возможной полноты в звучании колокола необходимо производить удары, попадая языком строго в ударное кольцо. Вес языка должен быть также точно определен: для колоколов весом до 40 пудов - 1/20 от веса колокола; весом до 300 пудов - 1/25 и более 300 - 1/30. Язык является достаточно важной деталью колокола, определяющей его звук. А Физика колебаний рассматривалась во многих исследованиях (88, 206, 56,172,)119) и до настоящего времени остается в центре внимания ученых-акустиков, принимающих непосредственное участие в разработке современных технологий по литью колоколов (см.117).

Различные колебания юбки колокола - продольные и поперечные -рождают множество частичных тонов (разных по частоте и интенсивности).

Каждое из колебаний соответствует звуку определенной частоты. Упрощенно одиночный звук колокола может быть представлен в виде звучания общей суммы таких разнообразных по высоте и громкости компонентов. Достаточно подробное физико-акустическое описание этих процессов содержится во многих исследованиях (главным образом -западных ученых - 88, 205, 206, 208, 210, 211, 212), но применительно к русским колоколам вопросы, связанные с особенностями их акустических свойств, затрагивались лишь частично. Между тем, именно здесь следует искать ответ на вопрос о различных качествах колокольного звука.

Как известно, колебания бывают двух видов - простые и сложные (84, с.З). Простое колебание (его также называют гармоническим) соответствует какой-либо одной строго определенной частоте. Музыкальная характеристика такого звука содержит в себе информацию о его высоте, громкости и длительности звучания. В состав сложного колебания входят два или более различных по частоте простых колебания. (Именно таков по составу звук большинства музыкальных инструментов). Сложные колебания могут быть периодическими и непериодическими. Если частоты простых колебаний, входящих в состав сложного, находятся в кратных соотношениях, то это - периодическое колебание. (К примеру, частота первого простого колебания соответствует 220 Гц, второе - 440 Гц, третье - 660 Гц и т.д.) Несмотря на множественный частотный состав такого звука, в музыке он будет охарактеризован одной конкретной высотой (нотой). Эту высоту наш слух определяет по частоте наименьшего простого колебания. В акустике ее принято называть основным тоном, а последующие - обертонами или гармониками. Остальные составляющие такого звука - обертоны - трудно уловить слухом, так как они сливаются с основным тоном, но именно наличие обертонов и создает звук определенного тембра.

Непериодическими могут быть названы сложные колебания, в которых отдельно взятые компоненты не кратны друг другу. В этом случае слух не может определить высоту тона. (К примеру, звуки некоторых ударных инструментов не имеют определенной высоты - тарелки, гонги и др.)

Звук колокола представляет собой сложное колебание, суммирующее в себе большое число простых гармонических колебаний, возникающих в различных частях колокола. (Причем каждое простое колебание является отдельно взятым частичным тоном или обертоном - оба этих понятия употребляются в различных исследованиях как обозначающие множественные тоны-составляющие). Теперь рассмотрим вопрос о характере этого колебания - периодическое оно или нет. С одной стороны, звук колокола не может быть однозначно соотнесен с какой-либо высотой на всем протяжении звучания - его высотное положение может быть оценено по-разному на определенных отрезках времени угасания звука. Об этом неоднократно упоминается в различных исследованиях (117/Ш119, 88, 206) и делаются попытки объяснить такую особенность звучания колокола (тем более что каждый из тонов, которыми характеризуется звук, звучит на определенной высоте и тембрально окрашен).

Для объективного анализа звука колокола нами были рассмотрены акустические спектры колоколов разных размеров и возраста. Исследование проводилось с помощью компьютерных программ «Cool Edit Pro» и «Spectra Plus» (США) на основе цифровой записи звука колокола магнитофоном фирмы «Sony» (Япония) типа MD-3Z.

Прежде чем перейти непосредственно к музыкальной интерпретации полученных выводов, остановимся на вопросе о физико-акустических характеристиках обертонов, важных в музыкальном отношении. Физические данные, характеризующие звук отдельного обертона, следующие: - Частота (Гц); - начальная амплитуда колебания в момент удара (дБ); - затухание звука после удара (секунды). В момент удара и в первые 0,75-1 секунду после него в спектре выявляется множественное количество обертонов, которые могут быть условно разделены на три группы: самые сильные (по амплитуде), средние и слабые.

Традиционные принципы формирования подбора колоколов

Русские колокололитейщики и звонари никогда не настраивали колокола по классическому звукоряду, но к их подбору в звонницу относились весьма ответственно, исходя из собственных эстетических критериев. Между колоколами, присутствующими на одной колокольне, стремились достичь согласия и в результате подобных поисков, продолжающихся на всем протяжении формирования каждого колокольного набора, выстраивался неповторимый звукоряд, обеспечивающий индивидуальность целостного звучания. Определенное влияние западного искусства карильона можно отметить в деятельности прот.Аристарха Израилева, но в данном случае набор колоколов, подобранных по звукам, способным составлять определенные гармонические сочетания, должен был использоваться, в первую очередь, для традиционных русских звонов.

В этот период времени (конец XIX - начало XX века) проблема подбора колоколов для звона обращала на себя внимание многих звонарей и музыкантов, которые отмечали, что часть звонниц в России была плохо подобрана, а на некоторых было даже невозможно звонить. Эта проблема была напрямую связана с качеством литья отдельных колоколов, которое на протяжении всей истории российского колокололитейного производства было весьма изменчивым. Многие владельцы колокололитейных заводов в конце XX века занимались поиском возможных путей разрешения этой проблемы (к примеру - Оловянишников, Самгин, Лавров и др.) и предлагали при покупке подбирать колокола в звонницы по благозвучию (фактически -по мажорному или минорному трезвучию или их обращениям). Для этого на складах держали сотни уже отлитых колоколов весом от 0,5 до 300 пудов и привлекали специалистов-музыкантов или приборы: так, на заводе Оловянишникова использовались 55 стальных камертонов, изготовленных о.Аристархом Израилевым. Несмотря на многие критические высказывания по поводу настройки отечественных колоколов и их подбора по определенному звукоряду, в книге Н. Оловянишникова приведены таблицы с перечнем возможных колоколов в ряду той ли иной звонницы (в зависимости от их суммарного веса), где в качестве характеристики звона употребляются мажорный или минорный «тон», а ряд колоколов выстроен по звукам соответствующих гармонических созвучий (трезвучий, квартсекст- или секстаккордов). Естественно, что каждый из колоколов в своем звучании обладал всеми характеристиками традиционного русского колокольного тембра и в то же время имел и музыкальную характеристику - по унтертону (120, сс.420-426). Таблицы, приводимые Оловянишниковым в своей книге, свидетельствуют об одном из возможных подходов к подбору колоколов в звонницу, имевших место и, наверное, достаточно распространенных в России в начале XX века. Основанием для такого подхода мог стать подбор колоколов на звоннице Успенского собора Ростовского кремля в городе Ростове Великом, колокола и звоны которой были подробно описаны и изучены о.Аристархом Израилевым и были отмечены в ряде других работ. Эта звонница считалась своеобразным эталоном по подбору колоколов - в звучании трех самых больших из них отчетливо слышался до-мажорный аккорд. Известны многие публикации с описаниями этого колокольного феномена, частоты колебаний (унтертонов) колоколов были определены о.Аристархом Израилевым с точностью до сотых долей Гц.

По результатам нашего акустического исследования ростовских колоколов, проведенного автором настоящей диссертации совместно со специалистами московского Колокольного центра, было установлено с отсутствие в звучании больших благовестников этой звонницы частот, соответствующих звукам до-мажорного трезвучия.

Таб. 11В таблице приведены акустические данные по ростовским колоколам, взятые нами из книги о. Аристарха Израилева «Ростовские колокола и звоны» и данные, полученные в результате исследования, проведенного в 1999 году:

Название колокола, когда и кто лил Веспуды Унтертон в 1884г. Унтертон в 1999г. Разница унтертонов

Анализируя сегодняшние значения унтертонов колоколов, можно сразу отметить явное расхождение (в большинстве случаев, в меньшую сторону) с данными, приведенными в книге. После тщательного изучения этого вопроса с привлечением прослушивания сохранившихся записей Ростовской звонницы, сделанных в разное время и консультаций с металловедами было сделано предположение о причинах несовпадения в данных по частотным характеристикам унтертонов колоколов. В качестве главной причины было указано на старение (разрыхление) колокольного сплава - бронзы, в результате которого изменяются ее физико-химические и механические і свойства и структура. (Отметим, что старению подвержены все сплавы; оно может быть естественное в процессе эксплуатации и длительного хранения или искусственное при определенных режимах нагрева и охлаждения). В результате специальных исследований был сделан вывод о причине тех изменений, которые происходят со временем в колокольной бронзе и стало возможным объяснение разницы между звучанием (тембром) старых и новых колоколов, веса и размеры которых примерно совпадают. (Результаты этого исследования были изложены нами в совместной статье «Звучание колоколов и время», опубликованной в качестве приложения к сборнику трудов протоиерея Аристарха Израилева - 46, ее.743-755; более подробно методику данного исследования см. в приложении 3). После подтверждения факта изменения частоты унтертонов колоколов со временем (с привлечением ряда других старинных колоколов) была также рассмотрена гипотеза о возможном звучании ростовских колоколов в момент их создания. Это стало возможным после привлечения данных о результатах акустических измерений петербургских исследователей (см.56, ее. 126-141) и записей ростовских звонов 1996г. При помощи соответствующей математической интерпретации имеющихся данных был рассмотрен вопрос об определении первоначального значения унтертонов ростовских колоколов, в первую очередь четырех самых больших и старых «Сысой», «Полиелейный», «Лебедь» и «Баран», для которых точно известен год отливки и у которых тенденция снижения частоты унтертона со временем проявляется достаточно отчетливо. (К сожалению, другие колокола звонницы переливались или точная дата их отливки не известна; унтертоны, например, «Красного» и зазвонных колоколов ведут себя неустойчиво и даже увеличиваются со временем, что можно объяснить, в частности, большим износом ударного кольца.)

Основные темповые и ритмические закономерности традиционных звонов

Внутри каждой из групп колоколов (зазвонных, подзвонных и благовестников) можно выявить общую максимальную скорость для последовательных ударов в колокол. Эта величина зависит от особенностей затухания звука (или - от временной продолжительности атаки и следующей после нее звуковой фазы) и от способа звона в колокол. Под способом звона в колокол в данном случае подразумеваются следующие два: удар языком в один край колокола; удар языком в оба края колокола. Удар в оба края обычно применяется при звоне в большие по весу (свыше 100 пудов) колокола (см. прил.2, п.5). Язык колокола в этом случае подчиняется физическим законам движения маятника и скорость чередующихся ударов в разные края колокола является неизменной. Темп Благовеста в этом случае будет напрямую зависеть от веса языка и диаметра колокола: Для средних и малых по весу колоколов скорость последовательных ударов находится под контролем звонаря и многовариантна, но, исходя из физико-акустических параметров колокола, а также - особенностей восприятия звука нашим слухом (см.З) здесь также выявляется некий темповый порог, связанный с наличием необходимого временного интервала для звучания колокола (или нескольких колоколов, звон в которые осуществляется одновременно).

Еще раз отметим некоторые закономерности, традиционно присутствующие в Трезвоне: одновременное участие в звоне целого ряда колоколов: от большого (соответствующего статусу праздника) до малых; исходя из праздничного (быстрого) Благовеста в большой колокол -определенная скорость звона, связанная с величиной благовестника; максимально возможное количество ударов средних и малых колоколов (связанное с естественными возможностями слуха, определяющими благозвучную характеристику звона в целом) и ритмическое соотнесение этих ударов с ударами благовестника (распределение наложений или очередности ударов).

Координация между ударами в колокола разных размеров, возможная вследствие язычного способа звона в колокол (при его относительной неподвижности) и является отличительной особенностью традиционного русского Трезвона (как звона во все колокола) в отличие от западного католического. При вращении или качании колокола в католическом звоне практически невозможна постановка вопроса о ритмическом согласовании ударов между собой, поскольку трудно осуществить контроль за временным моментом соприкосновения колокола с языком и скоординировать остальные колокола.

Между тем, как уже упоминалось ранее, на Руси также существовал способ звона, основанный на качании колокола (см. первую главу наст, работы), и до настоящего времени употребляемый в Псково-Печерском монастыре. Имеющиеся в составе звонницы благовестники «Праздничный» (весом более 170 пудов) и «Полиелейный» (161 пуд) раскачиваются с земли при помощи специальных шестов - «очепов» и канатной тяги; выработанная веками техника и мастерство звона й эти колокола передается от звонаря к звонарю: «Звонарь вставляет ногу в петлю и обеими руками, используя вес всего тела, натягивает веревку. Колокол, выведенный из равновесия, стремится вернуться в исходное положение. При этом неумелый звонарь может на некоторое время повиснуть в воздухе... Раскачивать колокол нетрудно, но, чтобы он зазвучал, нужно обладать определенными навыками... Колокол нужно «попридержать», то есть немного притормозить его движение, заставив язык качаться в противоположном направлении... Частота ударов, в соответствии с законом маятника, предопределена массой колокола. Звонарь может звонить достаточно долго, а колокол звучит ровно и по-особому мягко» (109, с.46).

Приспособления, употребляемые при католическом звоне, отличаются от русских «очепов» и не могут Создать ритмичного звона даже в два колокола (67, ее.50-51). Применительно к карильонным колоколам очевидна возможность любого ритмического совмещения их ударов. Но такой звон более сопоставим с игрой на клавишных инструментах и именно в этом ракурсе изучается, являясь одним из видов исполнения специальным образом переложенных музыкальных пьес разных композиторов, и не имеет ничего общего с традиционным звоном не только в России, но и на Западе.

Ритм традиционного Трезвона организуется на основе последовательных ударов больших благовестников. Применительно к теории музыкального ритма серии таких ударов интерпретируются исследователями как ритмическое остинато или органный пункт (129, 199, 170). Параллель с такими понятиями на первый взгляд кажется очевидной, но колокольный звон в таком случае начинав рассматриваться как музыкальное произведение, а традиционные приемы звона трактуются как некие образно-жанровые элементы. Между тем, в звоне всегда присутствуют все три его функциональные особенности и для комплексного его изучения необходимо учитывать всю полноту. «Мы считаем необходимым подчеркнуть, что колокольный звон - это феномен, во многом не похожий на другие музыкальные явления. Это не только искусство, тем более искусство музыкальное, как его часто трактуют современные исследователи, разбирающие его на ритм, жанры, гармонию и мелодию... Колокольный звон - это весть, знак, символ, глас, обращенный ко всему народу, ко всем, кто его слышит. Поэтому нельзя буквально переносить на понимание русского колокольного звона принципы, выработанные академической музыкальной наукой, применяя к звону такие же аналитические методы, как например, к народной песне или фольклору в целом» - отмечает Н.С.Каровская в своем исследовании (70, с.57).