Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Коккезова Айшат Мамедьяевна

Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века
<
Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коккезова Айшат Мамедьяевна. Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и ее роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX – начале ХХ века: диссертация ... кандидата : 17.00.02 / Коккезова Айшат Мамедьяевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова], 2017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Матвей Пресман – основоположник профессионального музыкального образования в Ростове-на-Дону 18

1.1. Музыкальная культура и образование в Ростове-на-Дону в 70–90-х годах XIX века 18

1.2. Ростовское отделение ИРМО. Музыкальные классы. Музыкальное училище 1.2.1. Возникновение, становление и развитие 23

1.2.2. Хозяйство и финансы 30

1.2.3. Учащиеся и отделения 34

1.2.4. Преподаватели 36

1. 3. Пресман – руководитель 42

1.3.1. Стиль и принципы руководства 42

1.3.2. Конфликт 44

1.3.3. Возвращение в Ростов: вторая попытка 58

ГЛАВА 2. Матвей Пресман – организатор концертной жизни и просветитель 62

2.1. Концертная деятельность Ростовского отделения ИРМО (1896–1912). Общая характеристика 62

2.2. Камерные и симфонические концерты 65

2.3. Оперные спектакли 73

2.4. Программы концертов и репертуар. Премьеры. Просветительская деятельность Пресмана 81

2. 5. Исполнители 95

ГЛАВА 3. Матвей Пресман – педагог 110

3.1. Педагогика в деятельности Пресмана 110

3.2. Пресман – продолжатель традиций московской фортепианной школы 114

3.3. Редакторская деятельность Пресмана как отражение педагогических воззрений 129

Заключение 149

Список литературы и источников

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние десятилетия в современном музыкознании возрос интерес к музыкальному краеведению. Появилось множество статей, научных исследований, посвященных музыкальной культуре отдельных регионов России, городов, деятельности провинциальных музыкальных организаций и их представителей. Востребованность темы культуры родного края может быть оценена, безусловно, как положительное явление, так как работы этого направления имеют важное значение - способствуют более глубокому познанию музыкального прошлого страны, а также художественного пространства русского музыкального искусства в целом.

Культура провинции долгое время оставалась темой малоизученной. Новое направление - «музыкальное краеведение» - в отечественном музыкознании начало складываться со второй половины XX века. За эти годы данная область науки получила многостороннее осмысление - историческое, социальное, культурологическое. Появился даже соответствующий термин -провинциология.

В поле зрения исследователей попадают различные вопросы музыкальной жизни российских регионов. Проблемные направления определяются, в первую очередь, спецификой каждой местности. Тем не менее, есть вопросы, которые представляют повсеместный интерес. К ним относятся история отделений Русского музыкального общества, получившего в 1873 году статус «Императорское» (далее, в зависимости от даты или периода событий, «РМО» или «ИРМО»), становление профессионального музыкального образования и организация музыкальных учебных заведений, концертная жизнь и исполнительство, музыкальный театр, просветительская деятельность.

Не менее важным представляется изучение вклада тех музыкантов, чья роль в становлении культуры регионов была определяющей.

В числе таких личностей - уроженец Ростова-на-Дону, Матвей Леонтьевич Пресман (1870-1941). Один из крупных музыкантов своего времени, Прссман принадлежит к числу тех, кто, будучи выходцем из провинции, получил блестящее образование в столице под руководством авторитетных педагогов и вернулся на свою «малую родину», чтобы посвятить себя развитию музыкальной культуры Юга России.

Прссман был натурой весьма интересной и неординарной. Представление о его персоне складывается во многом из его поступков и самой деятельности. Но есть и прямые, очень ценные характеристики. О нем вспоминают как о наделенном ярким общественным темпераментом человеке с неуемной энергией, всегда жизнерадостном, остроумном, обладавшем такими качествами, которые сегодня принято называть харизмой, обаянием. Бесконечный поток инициатив, предприимчивость и настойчивость в достижении поставленных целей, талант созидать новое дело и руководить - вес это было присуще Прссману.

Разносторонне одаренный, Прссман был музыкально-общественным деятелем, организатором концертной жизни, просветителем, превосходным педагогом, пианистом, редактором сочинений различных композиторов. В течение многих лет являлся бессменным директором основанного им музыкального училища. Деятельность Прссмана на этом посту высоко ценили такие крупные мастера как С. Рахманинов, В. Сафонов, А. Зилоти, А. Глазунов, с которыми музыкант состоял в дружеских отношениях. В круг его общения также входили А. Скрябин, М. Ипполитов-Иванов, А. Арснский, Ц. Кюи, Р. Глиэр, Ф. Шаляпин, И. Левин, Г. Нсйгауз, Л. Николаев, 3. Палиашвили и другие.

О большом авторитете Прссмана в музыкальных кругах свидетельствует и тот факт, что он был трижды приглашен на международный конкурс пианистов и композиторов имени А. Рубинштейна в качестве члена жюри - в Берлин (1895), Париж (1905) и Петербург (1910). Еще одним подтверждением значительности его фигуры является то, что Матвей Прссман один из нс-

многих провинциальных музыкантов, чья успешная деятельность описывается в монументальной 10-томной «Истории русской музыки». Он удостоился характеристики умелого организатора, благодаря энергии которого на Юге России было открыто и процветало Ростовское музыкальное училище.

Пресман трудился и служил музыкальному искусству на протяжении всей своей жизни. Вместе с тем, его многообразная творческая деятельность все еще остается практически неизученной. Поэтому представляется необходимым восполнить этот пробел - воссоздать жизненный и творческий путь Матвея Леонтьевича Пресмана, раскрыть масштаб его незаурядной личности, представить разные грани его художественной и общественной деятельности, а главное, по-новому оценить его вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. Этим обуславливается актуальность данной работы.

Объектом исследования выступает музыкальная культура Ростова-на-Дону конца XIX - начала XX века.

Предметом исследования является музыкально-общественная деятельность М. Пресмана в центральный - ростовский - период жизни (1896— 1912), его творческие принципы в каждом из ее видов.

Цель исследования - на основе широкого круга документов воссоздать творческий облик Пресмана и обозначить вклад музыканта в развитие музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX - начале XX века.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

определить роль Прссмана в истории профессионального музыкального образования в Ростове-на-Дону;

охарактеризовать его музыкально-общественную работу в качестве директора Музыкальных классов и училища Ростовского отделения ИРМО, вскрыть его методы руководителя, благодаря которым возглавляемое им учебное заведение вошло в число лучших в стране;

выявить цели Прссмана - организатора концертной жизни местного отделения ИРМО, показать значение и результаты его деятельности в этой сфере, обозначить се просветительскую направленность;

представить портрет Прссмана-псдагога, обнаружить его педагогические принципы;

высветить особенности деятельности Прссмана-редактора.

Степень изученности проблемы. Исследование музыкально-общественной деятельности Прссмана в контексте эпохи было бы невозможно без освоения работ, посвященных истории русской музыкальной культуры России рубежа XIX-XX веков, и, в частности, ее регионов. До середины прошлого века историческое музыкознание изучало, в основном, события, происходившие в музыкальной жизни Москвы и Петербурга. Еще в 1930 году Б. Асафьев высказывал сожаление о том, что в своем изложении истории русской музыки он не мог выйти за пределы двух столиц, «так как наше музыкальное краеведение только-только зарождается (и притом очень робко)»'. О важности музыкально-краеведческих исследований говорили музыковеды и позже, уже в специально посвященных этой теме работах. Среди них труды Б. Штейнпрссса, М. Этингсра, М. Алексеева.

В конце XX - начале XXI века к соответствующей проблематике обращаются ученые из смежных областей науки - музыкальные педагоги, культурологи, защищаются кандидатские и докторские диссертации. В их числе работа Л. Тарасовой, в которой музыкальное краеведение представлено как формирующаяся научная дисциплина, с се историографией, источниковедением и методологической базой. Упомянем также диссертацию В. Юдиной о музыкальной культуре российской провинции, в которой широко используется термин «провинциология», понимаемый как сфера культурологии, представляющая провинцию в историческом, философском, нравственно-психологическом и социологическом ракурсах.

Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века. -Л.: Музыка, 1968. - С. 298.

Помимо специально-краеведческих исследований, тема музыкальной жизни русской периферии переходит и в фундаментальные обобщающие труды, в частности, - «Историю русской музыки» в 10 томах. В томе 10Б присутствуют три больших блока о концертной жизни, музыкальном театре и образовании в российской провинции.

К настоящему времени появилось множество работ, посвященных прошлому музыкальной культуры отдельных регионов России. Это исследования Е. Кононовой - о Харькове, Г. Борисова - о Екатсринодаре, Е. Казьминой - о Тамбовском крае, Е. Порфирьсвой - о Казани, Е. Еременко - о Томске, И. Козловской - о Пермском крае, С. Горлинской - о Курске и др.

Отдельный пласт составили материалы по истории Русского музыкального общества и его отделений, изучение которых позволило оценить деятельность Ростовского отделения в сравнении с другими. К ним относятся работы «свидетелей событий» - Н. Кашкина, П. Пузыревского, Н. Финдсйзена, а также новейшие издания, посвященные юбилейным датам общества. Из современных исследований стоит особо отметить диссертацию по культурологии Т. Зима об РМО как о социокультурном явлении в России конца XIX - начала XX века.

Разработка темы диссертации проводилась и с привлечением трудов, содержащих сведения о крупных деятелях музыкальной культуры других регионов: С. Старикове (Тамбов), И. Слатине (Харьков), Р. Гуммсрте (Казань), В. Виллуане (Нижний Новгород) и других. В ряду этих выдающихся личностей одно из почетных мест занимает Матвей Пресман.

Важную категорию представляют работы по Донскому краеведению. Объектом изучения становятся различные аспекты музыкальной жизни края: исполнительство и педагогика, концертно-театральная жизнь, музыкальная критика, традиционная народная культура, творческие союзы. Эти и другие темы освещали Н. Мещерякова, М. Черных, В. Леонов, И. Палкіша, А. Смстанникова и другие. Очень ценным изданием, отличающимся широтой

охватываемых тем и не утратившим актуальности и по сей день, является сборник статей «Культура Донского края» (1993).

Непосредственно жизни и деятельности Прссмана посвящены несколько статей, которые, в основном, содержат только биографические данные. Эти публикации ценны мыслью о том, что фигура Прссмана была для Ростова весьма значимой.

Одной из первых привлекла внимание общественности к личности ростовского музыканта 3. Римская. Ею в середине 1990-х годов написаны две статьи, одна из которых является расширенным вариантов второй. Автор, используя отчеты Ростовского отделения ИРМО, даст общее представление о деятельности Прссмана в качестве одного из директоров общества, обзорно касается таких вопросов как состав преподавателей училища, количество отделений и учащихся, концертная жизнь.

Общие сведения о Прссманс встречаются и в книге М. Гонтмахсра «Евреи на Донской земле. История. Факты. Биографии» (2-е изд. - 2007). В этом уникальном труде, где собран большой массив фактического материала из архивов, литературных источников и живых свидетельств, в частности, о культурной жизни Ростова, Прссману посвящен отдельный биографический очерк. К сожалению, в тексте можно найти некоторые фактические неточности, не указаны использованные источники.

И. Ромащук - едва ли не единственный автор за пределами Ростова, проявляющий последовательный интерес к герою настоящей работы. Ею опубликованы три статьи о жизни и личности ростовского музыканта, круге его общения, охарактеризован Прссман - педагог и музыкально-общественный деятель.

В связи с тем, что в исследовании рассматривается педагогическая и редакторская деятельность Прссмана, круг необходимых трудов расширился за счет работ по музыкальной педагогике, а также публикаций, посвященных редактированию музыкальных произведений, в частности, сонат венских

классиков. К ним относятся книги и статьи А. Алексеева, Д. Благого, А. Гольденвейзера, А. Меркулова, С. Фейнберга, С. Хентовой и др.

Материалы исследования составили источники, которые группируются следующим образом:

  1. Краеведческие и справочные издания о Ростове, освещающую общественную и культурную жизнь города изучаемого периода.

  2. Воспоминания, дневники и письма видных деятелей искусства, современников Пресмана, а также посвященные им книги и статьи. В частности, работы о С. Рахманинове, В. Сафонове, А. Скрябине, М. Ипполитове-Иванове, которые составляли круг общения музыканта.

  3. Материалы периодической печати, связанные с творческой деятельностью Пресмана, помещенные в газетах и журналах того времени.

Среди них выделим «Русскую музыкальную газету» и «Приазовский край». Были рассмотрены все номера этих газет за 1896-1916 годы. Обращение к ним в качестве источников обосновано следующим:

«Русская музыкальная газета», основанная Н. Финдейзеном, на протяжении четверти века была главным, весьма авторитетным музыкальным изданием России конца XIX - начала XX века. За все время своего существования (1894-1918) «РМГ» знакомила читателя со всеми сторонами музыкальной жизни страны, зарубежными новостями. Но особо важное значение се заключалось еще и в том, что она освещала музыкальную жизнь провинции. В рубрике «Музыка в провинции» фиксировались наиболее значимые события, произошедшие в периферийных городах. Отдельные события из ростовской музыкальной жизни также освещались на страницах этой газеты, что, безусловно, говорило об их значимости.

Из местной прессы по широте профиля выделялся «Приазовский край» - ежедневная политическая, экономическая и литературная газета. В рубрике «Театр и музыка» печатались афиши и анонсы, рецензии на спектакли и концерты, критнко-биографическис очерки о музыкантах, теоретические

и исторические работы и т. д. Помимо вышеназванных, были также просмотрены газеты «Донская пчела», «Южный телеграф» и другие издания, тематика которых затрагивала культурную жизнь Ростова.

4. Архивные материалы:

из Государственного архива Ростовской области (ГАРО), в котором хранятся отчеты Ростовского отделения ИРМО, включающие сведения об учащихся и педагогах Музыкальных классов и училища, составе дирекции, содержат программы и афиши концертов и т. д.;

из архивов Москвы: фонда архивно-рукописных материалов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. Глинки, Российского государственного архива литературы и искусства, Архива Московской консерватории, Мемориального музея им. А. Скрябина. В хранилищах этих архивов были найдены опубликованные и неопубликованные письма и телеграммы Прссмана и к Пресману музыкальных деятелей изучаемой эпохи, музыкальные и литературные рукописи, личные документы, публикации прессы, программы и афиши концертов и спектаклей с участием Прссмана и др.

5. Особое место среди использованных источников занимают материа
лы из личного архива Прссмана, хранившиеся у его правнука А. Маргулиса и
ныне принадлежащие реставратору и коллекционеру С. Медведеву: рукопи
си, документы, справки, вырезки из газет, фотографии. Все материалы нико
гда ранее не попадали в поле зрения исследователей. Из них выделим:

рукопись «Уголка музыкальной Москвы 80-х годов» - одного из яр
ких литературных текстов Прссмана, являющегося бесценным источником
сведений о годах учебы у Н. Зверева, об именитых учителях и сокурсниках
Прссмана - В. Сафонове, А. Зилоти, А. Арспском, С. Рахманинове,
А. Скрябине и других. Рукописный вариант является более полным и даст
возможность ознакомиться с этим материалом в его первоначальном виде;

ю

две рукописные тетради мемуаров Пресмана «Мои воспоминания о Музыкальном училище в Ростове-на-Дону», датируемые последними годами жизни (1940-1941). Автор сам не проставил даты, однако в тексте имеется следующая отсылка ко времени написания: «дата 1 сентября 1900 года послужила, очевидно, датой для теперешнего сорокалетнего юбилейного торжества» . Из всей своей долгой 50-летнсй творческой деятельности, Пресман посвятил мемуары именно ростовскому периоду, что является подтверждением важности этого этапа в жизни музыканта. Воспоминания проливают свет на события, происходившие с момента приезда Пресмана в Ростов и открытия Музыкальных классов до момента его ухода с должности директора, и содержат исключительные сведения, которые больше нигде не встречаются;

воспоминания Лидии Келлер - ученицы Пресмана, обучавшейся у него в 1904-1906 годы, - единственное сохранившееся свидетельство учащейся Ростовского музыкального училища во времена Пресмана. Особой ценностью этих мемуаров является содержащаяся в них характеристика личности Пресмана, а также приводимые многочисленные факты, имена, дополняющие общую картину жизни училища рассматриваемого периода и помогающие почувствовать атмосферу времени и места.

  1. Опубликованное мемуарно-публицистическое наследие Пресмана. Это уже упомянутый «Уголок музыкальной Москвы 80-х годов», воспоминания о Скрябине, статьи в газетах. Эти материалы позволяют услышать речь «от первого лица», излагают взгляды автора на проблемы музыкального образования, музыкальных организаций и учебных заведений, их устройства и принципов руководства.

  2. Музыкальные произведения и учебные пособия под редакцией Пресмана, анализ которых был необходим при исследовании его педагогических принципов и особенностей редакторского стиля.

Пресман М. Л. Мои воспоминания о Музыкальном училище в Ростовс-на-Дону. Тетрадь I // Личный архив С. Г. Медведем. - С. 23.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Матвей Прссман - выдающийся музыкально-общественный деятель русской провинции, сыгравший значительную роль в становлении и развитии художественной культуры Ростова-на-Дону.

  2. Результаты деятельности Прссмана - директора Музыкальных классов при организованном по его инициативе Ростовском отделении ИРМО -позволяют назвать его основоположником профессионального музыкального образования в Ростове.

  3. Стремительные темпы преобразования Музыкальных классов в училище, положительная динамика его дальнейшего развития стали возможны благодаря серьезному и обдуманному подходу Прссмана-руководитсля ко всем сторонам жизни учебного заведения (забота о расширении контингента, формирование педагогического коллектива, открытие новых отделений, решение финансово-хозяйственных вопросов).

  4. За годы директорства Прссмана Музыкальное училище быстро стало не только образцовым учебным заведением, но фактически - солидной концертной организацией, способствовавшей превращению Ростова в один из крупных музыкальных центров России. Концертная жизнь города приобрела такие качества как регулярность, интенсивность, жанровое разнообразие и полноту, высокий творческий уровень.

  5. Основной целью Прссмана как организатора концертной жизни стало просветительство, выражавшееся в стремлении привлечь публику и сформировать у нее устойчивый интерес к музыке. Просветительская функция осуществлялась путем составления разнообразных программ, включения в репертуар шедевров мировой классической музыки, широкой пропаганды сочинений величайших современников, приглашения известных исполнителей.

6. Пресман, ученик выдающихся мастеров Н. Зверева и В. Сафонова, явился продолжателем традиций московской фортепианной школы. Талантливый, авторитетный, всегда востребованный педагог, он не ограничивался только преподаванием фортепиано, вел и многие другие дисциплины, бьш истинным воспитателем музыкантов-артистов.

Научная новизна данной работы во многом обусловлена тем, что это первое монографическое исследование музыкально-общественной деятельности Пресмана. В диссертации впервые:

восстановлены, уточнены и представлены наиболее полные на сегодняшний день факты личной и творческой биографии музыканта;

воссозданы личные связи Пресмана с его великими современниками, что подтвердило тезис об авторитетности его фигуры в профессиональной музыкальной среде России того времени;

в научный обиход введены документы из российских архивов, связанные с творческой деятельностью Пресмана; также обнаружены и впервые осмыслены материалы из ранее неизвестного личного архива музыканта;

- определена роль Пресмана как выдающегося музыкально-
общественного деятеля русской провинции конца XIX - начала XX века, а
именно, основоположника профессионального музыкального образования в
Ростове-на-Дону;

проведено сопоставление состояния дел в Ростове и других регионах, а также сравнительное рассмотрение «пресмановского периода» и предшествовавшего ему, что позволило показать общее и особенное в развитии музыкальной жизни региона, определить указанный период как переломный и одновременно увидеть предпосылки этого перелома;

на основе анализа деятельности Ростовского отделения ИРМО и училища в период с 1896 по 1912 год выявлены конкретные результаты эффективного руководства Пресмана, определившие успешное развитие управляемого им учебного заведения;

оценена как решающая роль Прссмана в организации концертов, в формировании репертуара, приглашении на гастроли крупных артистов, исходя из чего выдвинуто утверждение: годы работы музыканта в Ростове явились качественно новым этапом в концертной жизни города;

на основе публицистического и мемуарного наследия Прссмана, воспоминаний учеников освещены его педагогические взгляды и принципы;

раскрыты черты редакторского стиля Прссмана на материале составленных им учебных пособий и выполненных редакций фортепианных сонат венских классиков.

Методологическая основа исследования базируется на комплексном подходе. Основными методами, применяемыми в работе, являются:

  1. Метод историко-культурной реконструкции, использованный при систематизации фактологического материала.

  2. Биографический метод, дающий возможность на основе фрагментарных данных воссоздать и представить максимально полную информацию о жизни Прссмана, ее хронологию, а также принципы и результаты его музыкально-общественной деятельности.

  3. Методы источниковедения - при текстологическом анализе рукописных и иных материалов.

  4. Метод сравнительного анализа, на основе которого осуществлено выделение общих и различных черт в панораме музыкалыюй жизни Ростова.

  5. Аксиологический метод, содействовавший установлению ценности и исторической значимости роли Прссмана в развитии художественной культуры Ростова.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования расширяют имеющиеся представления о провинциальной культуре конца XIX - начала XX века и роли в ней тех, кто определял ее облик. Широкий круг материалов диссертации позволяет не только установить факты музыкально-общественной деятельности Прссмана, оценить его вклад, но и конкретизировать и дополнить картину музыкальной жизни

Ростова рубежа XIX и XX веков. Это, в свою очередь, обогащает историографию русской музыки этого времени.

Практическая значимость обусловлена тем, что предлагаемый труд может стать определенным вкладом в общую копилку новых знаний о Донском краеведении. Материалы исследования могут быть использованы в курсах истории русской музыки и музыкального краеведения, а также в спра-вочно-библиографических изданиях, при составлении архивных баз данных, в исторических исследованиях региональной культуры, при подготовке музыкально-краеведческих статей, очерков, мероприятий.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены в 8 научных публикациях общим объемом 5, 5 п. л., в том числе в 4 статьях в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК; докладах автора на конференциях: Международной научной конференции «Музыкальное образование и наука: диалог поколений» (Ростов-на-Дону, 2016), VIII Международной научно-практической конференция «Образование и наука в современных условиях» (Чебоксары, 2016), V Международной научно-творческой конференции «Искусство и наука третьего тысячелетия» (Симферополь, 2016). Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова 29 марта 2017 года (протокол № 6).

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и архивных источников (386 пунктов), 6 приложений. В приложения вошли автобиография Пре-смана, адреса и приветствия к его юбилеям, письма и телеграммы, статьи Пресмана, материалы из его личного архива (иллюстрации).

Ростовское отделение ИРМО. Музыкальные классы. Музыкальное училище 1.2.1. Возникновение, становление и развитие

Занятия музыкой входят в систему общего образования в разного рода пансионах и гимназиях, появляются частные музыкальные школы. Характер обучения в этих школах был, скорее, дилетантский. Заведения эти имели узкий профиль, давали, как правило, ограниченные знания и навыки, так как зачастую в них преподавалось один-два предмета – фортепиано, скрипка, иногда классы пения и теории музыки. Во многих случаях организаторы видели в них лишь коммерческое предприятие. Но, несмотря на недостатки подобного обучения, оно выполняло важную роль в деле просвещения, а само наличие немалого количества школ в городе говорило о заинтересованности населения в обучении музыке.

Частные школы появлялись, а некоторые продолжали функционировать и после открытия Музыкальных классов Ростовского отделения ИРМО. Существование их параллельно с последними, вероятнее всего, было обусловлено несколькими причинами. Первой из них могло являться то, что число желающих обучаться в классах, затем в училище местного отделения ИРМО с каждым годом росло, а возможности принимать всех желающих у училища не было. Те, кому не повезло, могли в дальнейшем составлять контингент частных музыкальных школ. Также такие школы могли привлекать тех, кто выбирал занятия музыкой «для себя», в то время как в классах ИРМО была четкая программа обучения специальности, включающая не только игру на инструменте. Что же касается периода предпрофессионального, то во второй половине 70-х годов были открыты музыкальные классы Ростовского музыкального общества (самодеятельного), но по причине отсутствия соответствующего набора (всего 12 человек) они не смогли нормально функционировать. Первым частным музыкальным заведением стала Музыкальная школа свободного художника А. Ивановой. Кроме объявлений о наборе, плате и перечне предполагаемых дисциплин о дальнейшей судьбе этой школы почти не известно. В 1891 году появилась частная школа Саяр-Вашкевича [72, 47].

Собственно говоря, о многих частных школах того времени известно было только по их намерениям. А воплощались ли они в жизнь и как функционировали в дальнейшем, не всегда понятно. Так, например, вышеупомянутый профессор музыки Саяр-Вашкевич сначала хотел открыть в Ростове музыкальное училище «в объеме курса правительственных музыкальных училищ гг. Харькова, Одессы и Киева» [31]. Далее в газетах появляются объявления о том, что «намерение профессора музыки Саяр-Вашкевича поставить в Ростове на серьезных основаниях музыкальное училище, увенчалось полным успехом. Кроме фортепианных классов, он открыл прием для желающих учиться пению, теории музыки и другим предметам, относящихся к этому роду искусства. Состав учеников музыкального училища с каждым днем все увеличивается, а в связи с этим и преподавание становится все более правильным, регулярным». Там же сообщается, что для преподавания в этом училище приглашены лучшие музыкальные силы Ростова [32]. Однако всего через полгода газета уже пишет вовсе не о музыкальном училище, а о частной школе Саяр-Вашкевича, в которой кроме фортепиано, «планируют преподавать игру на скрипке и теорию музыки» [33].

В Ростове были известны также Классы фортепианной игры О. Фриче, Музыкальная школа М. Вульфмана, Музыкальные курсы С. Когбетлиева, Музыкальная школа Б. Штейнбух и другие. Названия, которые давались этим учебным заведениям, были достаточно условными, не всегда соответствующими современным представлениям. И все же некоторые отличительные признаки они имели. Музыкальные классы открывались, в основном, для начинающих, которым преподавали основы музыкальных знаний и обучали первоначальным навыкам игры на инструменте. Курсы предназначались обычно для взрослых, имея экспериментальную направленность. В отличие от них, музыкальные школы были настроены более академично и представляли собой не столько начальное звено, сколько комплекс всех этапов системы образования – приготовительный, младший, средний и высший [83, 671–673].

Важной движущей силой развития культурной жизни города в 70-е годы становятся разного рода общества, в которые ростовчане объединяются по интересам. Истинные почитатели музыки создают в 1875 году Ростовское музыкальное общество. Задачи изначально ставились большие: «содействие, по мере своих сил, развитию в жителях Ростова вкуса к музыке и правильного музыкального образования» [28]. На деле это был, скорее, кружок любителей, который по своему статусу и финансовым возможностям не соответствовал уровню серьезной организации, способной поставить музыкальное образование на прочную основу, тем более координировать концертную жизнь в городе. Нужны были специальные условия, определенная инфраструктура. На протяжении двадцати лет это общество переживало как периоды более или менее активной деятельности, так и периоды спадов и кризисов (редкие мероприятия, текучесть музыкантов, смена директоров). Предпринимались даже попытки преобразования его в отделение ИРМО, но они не увенчались успехом [72, 27–40]. Тем не менее, деятельность этого общества стала еще одним важным звеном на пути к профессиональному искусству. Большим достижением было открытие Музыкальных классов при этом обществе в 1894 году.

Точкой отсчета начала подготовки музыкально-профессиональных кадров в Ростове стал 1896 год, когда эти классы возглавил Матвей Леонтьевич Пресман. Одновременно с этим по его инициативе в городе, наконец, появляется Ростовское отделение ИРМО – главного координирующего просветительско-образовательного центра в Российской империи. Культуролог Т. Зима выдвигает три обязательных условия, при которых могло возникнуть и развиваться РМО и каждое из его отделений в отдельности, выводит «формулу триединства»: «носитель идеи – соцзаказ – финансы» [37, 13]. И если в Ростове-на-Дону к описываемому времени «соцзаказ» был налицо (т. е. в обществе назрела необходимость в профессиональном музыкальном образовании), то «носителя идеи», способного поставить это дело на должный уровень, не было. Такой личностью стал Матвей Пресман, который взялся претворять эту идею в жизнь, приступив к конкретным действиям. Прирожденный стратег и менеджер, он понимал, что открытие в городе юридически узаконенного местного отделения ИРМО станет прочной основой не только для музыкально-образовательной системы, но и всей музыкальной культуры в целом. (Третьего элемента «формулы», финансов, мы коснемся ниже.)

Пресман – руководитель

Не могли не найти свое почетное место в программах ростовских концертов творения великого П. Чайковского, музыка которого к этому времени уже завоевала известность и мировую славу. Чайковский был первым из русских композиторов, кто еще при жизни добился всемирного признания.

Пресману посчастливилось лично видеть Чайковского еще во времена учебы у Зверева. Чайковский был частым гостем в доме последнего, оставив много теплых детских воспоминаний в памяти Пресмана.

В концертах отделения Пресманом был представлено почти все многообразие творчества композитора – от фортепианных и камерно-ансамблевых сочинений, романсов и арий из опер до крупных симфонических опусов. Из камерных произведений ростовчане могли услышать: Сонату для фортепиано G-dur ор. 37а, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели а-moll ор. 50 (памяти великого артиста Н. Рубинштейна), которое исполнялось не единожды, Квартеты D-dur ор. 11 № 1, F-dur ор. 22 № 2, es-moll ор. 30 № 3 (памяти Ф. Лауба), Флорентийский секстет для 2-х скрипок, 2-х альтов и 2 виолончелей.

О великолепном исполнении a-moll ного трио в газете писали: «Трио Чайковского – вдохновенное произведение, написанное с редким сочетанием мастерства формы и широты полета фантазия, гениальная мощь которой у незабвенного композитора вылилась здесь роскошнейшими красками наружу. Среди собравшейся публики трио вызвало бурю восторгов, чему немало способствовала его передача гг. Пресманом, Чабаном и Горским, очень одушевленная, прочувствованная, горячая. Партию фортепиано исполнял г. Пресман. Пианист отлично справился со своей нелегкой задачей: помимо свободы и полной непринужденности, его исполнение было отмечено тонкой отделкой пассажей и серьезным проникновением в композиторские намерения. Нельзя не выразить самого искреннего пожелания, к которому, наверное, присоединятся и многие из присутствовавших на вечере, чтобы это замечательное произведение было еще раз повторено» [122]. Исключительно сочинениям Чайковского были посвящены квартетные собрания 24 октября 1898 и 11 декабря 1899 годов.

Вершиной концертов из творений автора «Евгения Онегина» были «дни Чайковского» – грандиозный цикл концертов по случаю десятилетия со дня кончины композитора в 1903 году. Были даны ученический концерт, квартетное собрание, большой симфонический концерт. В газетах писали: «Чествование Чайковского удалось на славу. … С последним взмахом дирижерской палочки М. Пресмана – дружный, искренний взрыв рукоплесканий. Многие не на шутку изумлены – с ученическим оркестром так играют Чайковского!! … В антракте – оживленные разговоры „по поводу“. Ах, недоброжелателям нашего Музыкального училища они очень должны прийтись не по вкусу. То и дело слышится искреннее, горячее слово похвалы, которая с особенным удовольствием вырывается именно сейчас, в эти торжественные моменты преклонения перед украшением и гордостью русского искусства» [164].

На таких концертах солистами и ученическим оркестром исполнялись крупные произведения композитора: Фортепианный концерт, Концерт для скрипки с оркестром D-dur, «Вариации на тему рококо» для виолончели, арии из опер, Элегия и Вальс из Серенады для струнного оркестра ор. 48, «Славянский марш», «Итальянское каприччио», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», гениальнейшая Симфония № 6.

В программы концертов Ростовского отделения Пресман включал и сочинения членов Могучей кучки, причем почти все они звучали в Ростове впервые: «Исламей» М. Балакирева, Квартеты А. Бородина – А-dur № 1, D-dur № 2; Квартет c-moll ор. 45 и Вариации для фортепиано ор. 61 Ц. Кюи, Сюита из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.

Включение в концертный репертуар сочинений редко или вовсе не звучавших в том или ином городе с целью расширения музыкального багажа слушателей было еще одной идеей, лежащей в основе просветительских замыслов провинциальных деятелей [70, 353]. Премьерными в Ростове были исполнения произведений Н. Афанасьева (автора первого русского смычкового квартета «Волга», получившего в 1860 году премию РМО), К. Давыдова, А. Лядова, С. Танеева, П. Пабста, А. Глазунова 25 . Исключительно музыке Глазунова было посвящено квартетное собрание 27 января 1907 года, по случаю 25-летия его композиторской деятельности26.

Испытывая интерес ко всему новому, Пресман активно включал в репертуар произведения своих современников, как отечественных, так и зарубежных, которые особо нуждались в «продвижении». На концертах Ростовского отделения ИРМО слушатели впервые услышали некоторые сочинения М. Ипполитова-Иванова, Э. Направника, В. Золотарева, К. Синдинга, И. Падеревского и др.27.

Неоценима заслуга Пресмана в пропаганде сочинений своих величайших современников: А. Аренского, С. Рахманинова, А. Скрябина. Со всеми ними он был знаком лично, а с двумя последними состоял в дружеских отношениях.

Камерные и симфонические концерты

Из всех перечисленных работ Пресмана в нашем распоряжении имеются сборник сочинений С. Хеллера, «Приготовительный класс», редакции сонат Гайдна и Моцарта и обнаруженные в личном архиве музыканта рукописные наброски «20 упражнений по принципу „Новой формулы“»32. Редакторские труды Пресмана находили и находят достойную оценку в музыкально-педагогических кругах. Его редакции сонат до сих пор входят в рабочие и учебные программы ВУЗов, нередко упоминаются в публикациях известных исследователей [215]. Так, С. Хентова ставит имя Пресмана-редактора в один ряд с такими «выдающимися педагогами-редакторами» как К. Черни, И. Мошелес, Г. Гермер, З. Леберт, К. Клиндворт [255, 54]. А. Меркулов в своих новейших статьях о редакциях сонат венских классиков указывает и имя Пресмана, обозначает место его работ в истории редакций, анализирует их стилистическую направленность [77; 79].

Оценки современников самого Пресмана тоже весьма ценны. Так, в некоторых документах его работы приравнивали к научным [306]. Один из составленных им сборников был в свое время одобрен Советом профессоров Петербургской консерватории. Стоит отметить, что многочисленность появлявшихся в то время музыкально-теоретических и музыкально-исторических работ, обширная география этих трудов (они прибывали в Петербургскую консерваторию как из провинциальных городов, так и из Москвы и самой северной столицы), подразумевали огромную конкуренцию в борьбе за рекомендациями к изданию. Тем важнее тот факт, что сборник Пресмана был высоко оценен комиссией. Совет отметил его пособие, как «весьма полезное для обучающихся игре на фортепиано» [310].

Редакторский талант Пресмана признавали и именитые композиторы, чьи сочинения попадали в его сборники. Р. Глиэр, входивший в близкий круг общения музыканта, писал: «Я только что просмотрел пьесы, которые вошли в составленный Вами репертуар. Вполне соглашаюсь с Вашей фразировкой и педализацией и радуюсь тому, что мои пьесы появятся в печати в такой прекрасной редакции» [300].

О Пресмане-редакторе хорошо отзывался А. Скрябин. В письме к Н. Финдейзену ростовский музыкант писал: «Не могу не поделиться с Вами и не похвастаться тем, что, будучи в Ростове, Скрябин просматривая свои сочинения в моей редакции, наговорил мне столько комплиментов, что я был вполне удовлетворен и, конечно, очень польщен; Скрябин выразил мне свою благодарность и одобрение даже письменно». Отзыв композитора Пресман посылал Юргенсону, который издавал этот сборник. Возвращая письмо, Юргенсон писал, что ему было приятно прочитать этот отзыв [236, 555].

Композитор Л. Книна отмечал один из трудов Пресмана как «рационально и прогрессивно» составленный, который он «будет предлагать учителям первоначальных классов» [312].

По достоинству оценивали педагогические труды музыканта и его коллеги, ученики. Г. Шароев, коллега в Азербайджанской консерватории, один из создателей профессионального музыкального образования и, в частности, фортепианной школы в Азербайджане, писал в газете, что «крупные работы Пресмана в области педагогического репертуара стали ценным пособием в программах наших консерваторий»33 [383].

Ростовские ученики в поздравительном адресе в честь 25-летнего юбилея музыкальной деятельности Пресмана называли его «печатные педагогические труды и редактированные издания русских композиторов и старых классиков, вечно юных и новых, – школой, на которой воспитывается наше музыкальное поколение» [289].

Начнем рассмотрение трудов Пресмана с учебных сборников, в которых он выступал не только редактором, но и автором-составителем. Впервые музыкант обратился к составлению педагогических сборников в 1909 году, уже имея за плечами 18-летний стаж. За эти годы активной педагогической деятельности через его «руки» прошли десятки и даже сотни учеников. Неудивительно, что к этому времени Пресману было что сказать не только своим воспитанникам в классе, но и более широкой аудитории, возможно, ему захотелось поделиться мыслями о музыкальной педагогике и внести свою лепту в ее развитие.

Анализ трудов Пресмана показывает, что в них он ориентировался на те же самые педагогические установки, о которых говорилось в предыдущем параграфе. Продолжатель традиций Н. Зверева, Пресман стремился заинтересовать детей с самого начала их обучения музыке. На это направлен его «Приготовительный класс. Школа игры на фортепиано для начинающих». Еще одной важной задачей в своих педагогических работах он ставит формирование и развитие музыкального вкуса детей, приобщение их к миру музыки и обучение искусству художественного исполнения на инструменте. Этот принцип находит отражение в вышеназванном труде, а также в «Сборнике сочинений С. Хеллера», «Педагогическом репертуаре» из сочинений русских композиторов, а также классиков XVII–XVIII веков

Пресман – продолжатель традиций московской фортепианной школы

Разные виды многогранной деятельности Пресмана – директора, организатора концертов, педагога, артиста – находились в состоянии активного взаимодействия и взаимообмена. Достойная постановка учебного процесса в училище, заключавшаяся в привлечении контингента, расширении состава отделений, формировании высокопрофессионального преподавательского коллектива, активная и интересная концертная жизнь, которая была важной профессиональной практикой для учащихся, – все это делало профессию музыканта привлекательной и престижной.

Значимым это было и для музыкальной жизни города в целом. Училище не только поставляло исполнителей – солистов, симфонический оркестр, хор, – но и формировало саму художественную культуру города. Так, М. Ипполитов-Иванов вспоминал: «В 1908 году я дирижировал концертом в Ростове-на-Дону с большим симфоническим оркестром, уже пополненным учащимися местного училища, среди которых были исключительные виртуозы» [40, 137].

Именно стараниями таких энтузиастов как Пресман закладывались, в частности, концертные традиции – не только местные, но и общероссийские. Так, рассматривая репертуар концертов региональных отделений ИРМО, часто пишут, что он был традиционным – включал выдающиеся образцы западноевропейской и русской музыки. А ведь эти традиции тогда и формировались: в разных городах происходил этот стихийный отбор, в результате которого и вырисовывалась система приоритетов музыкантов и публики.

Сказанное относится и к сочинениям современных авторов. Так, благодаря Пресману, в начале XX века Ростов стал одним из первых русских периферийных городов, где широко зазвучала музыка Рахманинова.

Провинциальная концертная практика известных композиторов и исполнителей оставляла след не только в местной культурной жизни, но и в их собственной биографии. Организованные Пресманом гастроли Скрябина в 1911 и 1912 годах в Ростове и соседних городах имели для композитора большое значение. В тот период жизни Скрябина – после разрыва с антрепренером С. Кусевицким, повлекшим за собой затруднительное материальное положение, и, как следствие, подавленное психологическое состояние композитора, – эти концерты стали началом новой волны его концертной деятельности. В биографии же другого друга Пресмана, С. Рахманинова, город Ростов тоже занял достойное место. В первую очередь, из-за активной пропаганды здесь его сочинений, а во-вторых, в связи с его громкой отставкой с поста помощника по музыкальной части председателя главной дирекции ИРМО из-за «дела Пресмана».

Образовательные традиции, заложенные Пресманом более ста лет назад, стали основами, начавшими распространяться уже в начале прошлого века. В 1907 году в соседней Нахичевани было открыто отделение Ростовского музыкального училища, в котором преподавали те же педагоги, что и в Ростове. Открытые в 1911 году Музыкальные классы в Новочеркасске создавались по образцу и подобию ростовских, и возглавил их Э. Гартмут – педагог, приглашенный в свое время Пресманом, и много лет проработавший в училище ИРМО.

Преемственность этих традиций наблюдается и сегодня. Например, среди педагогов Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова есть «потомки» вокалиста Л. Образцова. Образцов успешно и надолго влился в крепкий педагогический коллектив училища, оправдав все возложенные на него ожидания. Он проработал в Ростове около двадцати лет – до 1929 года. Позже стал профессором Ленинградской консерватории.

Продолжателем его профессиональных традиций в городе явился певец Александр Павлович Зданович – видный педагог, основатель и первый заведующий кафедрой сольного пения Ростовской консерватории. Зданович учился в Ленинграде в классе Образцова с 1929 по 1936 годы, в первые же годы после его отъезда из Ростова. Проработав в 30–60-е годы солистом Ленинградского театра Музыкальной комедии, Куйбышевского оперного, Музыкальной комедии в Киеве, преподавателем в Саратовской, Новосибирской консерваториях, Зданович в 1967 году переехал в Ростов-на-Дону.

Образованная и возглавляемая им кафедра сольного пения сразу же стала одной из самых заметных в институте. Среди выпускников класса Здановича – заслуженные и народные артисты, заслуженные деятели искусств, профессора и доценты консерваторий, солисты музыкальных театров и концертных организаций. Из нынешних преподавателей консерватории учениками Здановича являются заслуженный артист России, профессор В. Мостицкий, заслуженный деятель искусств Казахстана

B. Зеленова. Те же, в свою очередь, воспитали множество прекрасных певцов, которые на сегодняшний день блистают на сценах российских театров. Назовем имена А. Лейченкова, С. Маньковского, Р. Коткеевой, М. Суздальцевой – солистов Ростовского музыкального театра, И. Крикуновой – в прошлом солистки Ростовского музыкального, ныне работающей в Самарском академическом театре оперы и балета, C. Барагамян – солистки Ростовской филармонии. Аналогичные «генеалогические древа», соединяющие педагогические школы Ростовского музыкального училища ИРМО и Ростовскую консерваторию, прослеживаются и на кафедре струнных инструментов. Заведующий кафедрой, концертмейстер группы виолончелей Ростовского симфонического оркестра народный артист России, профессор М. Щербаков является «правнуком» преподавателя П. Федорова и «внуком» выпускника училища ростовского ИРМО А. Штримера – одного из основателей советской виолончельной школы, профессора Ленинградской консерватории.

Поиск таких примеров, уходящих корнями к пресмановскому училищу, наверняка, может быть продолжен, ведь многие педагоги Ростовского музыкального училища ИРМО, стоявшие у истоков зарождения музыкального образования в Ростове-на-Дону, в дальнейшем продолжали свою деятельность в солидных учебных заведениях страны, множество их выпускников обучалось в различных вузах, воспитали десятки и сотни питомцев.

Оценивая деятельность Пресмана, можно с уверенностью сказать, что по своему масштабу это была крупная личность, передовой музыкант своего времени, музыкант мыслящий, созидающий, стремившийся всегда вперед. Досадные неудачи жизни – то ли обстоятельства и неблагосклонность фортуны, то ли чрезмерно категоричный характер – не сломили его волевую и деятельную натуру. Это была по-настоящему достойная фигура, энтузиазмом и профессионализмом которой был заложен прочный фундамент музыкальной культуры Ростова-на-Дону конца XIX – начала XX века.