Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Н.Ф. Финдейзен. Культурно-историческое значение наследия Космовская, Марина Львовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Космовская, Марина Львовна. Н.Ф. Финдейзен. Культурно-историческое значение наследия : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 1998.- 34 с.: ил.

Введение к работе

Николай Федорович ФиндеГнен (1868-1928) - ученый, историк, сточниковед и историограф русской музыки с древнейших времен, узыкальный критик (не только практик, но и теоретик, разработавший тучные основы музыкальной критики), создатель и бессменный редактор-здатель "Русской музыкальной газеты" (1894-1918), музыкально-Зщественный деятель, лектор, педагог, собравший обширнейшую частную узыкальную коллекцию. Его взгляд был устремлен из прошлого в /душее с глубоким осознанием собственной принадлежности к русской ;тории, с четкой формулировкой целей и задач своей деятельности, >стоявших в изучении музыкального прошлого и популяризации музыки 1к Божественного откровения.

Творческая жизнь Н.Ф.Финдейзена, начавшаяся в 90-х годах XIX :ка, соединила в себе черты двух исторических эпох. Во-первых, он был в ісле тех русских музыкантов, которые непосредственно контактировали с эедставителями "новой русской школы", - Н.А.Римским-Корсаковым, '.А.Балакиревым, Ц.А.Кюи. Идеолога "Могучей кучки" В.В.Стасова индейзен считал своим учителем, а глинкинские традиции он воспринял родной сестры первого классика русской музыки Л.Й.Шестаковой, с іторой связали его годы работы над личным архивом композитора, 'зданием музея Глинки, публикацией документальных материалов. Во-орых, Финдейзен - старший современник музыкантов первых хятилетий XX века. А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский, да Б.В.Асафьев, высказывали ему свое почтение (в письмах и личных тактах) и с должным уважением относились к его деятельности.

Актуальность обращения к созданному Н.Ф.Финдейзеном состоит том, что он был одним из активнейших музыкальных деятелей эпохи, торая сейчас привлекает к себе пристальное внимание и требует ресмотра установившихся стереотипов восприятия, предвзятых оценок. )хивные материалы, оставленные Финдейзеном, сохранили огромную патологическую значимость для восстановления объективной картины тории русской культуры его времени. О своем времени и о себе он эемился говорить и говорил со всей честностью и открытостью, кренностью и непреклонностью, о чем бы ни рассуждал, будь то кусство, общественная жизнь или политика. Одно могло удержать его от срытого нелицеприятного высказывания - удивительное чувство такта в ташении к живущим музыкальным деятелям старшего поколения. И эту, проверенную временем, но обдуманную и взвешенную критику, он верял дневникам, тщательно охраняя собственные наблюдения от стороннего взгляда. По сей день они остались в рукописях.

Во всех энциклопедиях признаются такие заслуги Финдейзена, как

создание "Русской музыкальной газеты", "Очерков по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" и музыкально-исторического Музея Филармонии. Но прошли десятилетия со дня смерти Николая Федоровича и значительно шире видится иерархия его заслуг перед отечественной историей музыки, по-новому прочитываются не опубликованные до сих пор документы его личного архива.

Для музыковедов как нынешнего, так и последующих поколений неизменной и все возрастающей ценностью будут обладать подлинные документы, составившие некогда домашнюю коллекцию Н.Ф.Финдейзена: по истории музыки до XIX века, творчеству композиторов XIX столетия и его современников. Его личные документы, дневники, мемуары, переписка уже стали историческими материалами, ценнейшими источниками сведений о музыкально-общественной жизни конца XIX - первых десятилетий XX века.

Создавая основательную музыковедческую базу, Финдейзен сам выступил в качестве первого историографа русской музыкальной культуры. Методология этой сферы его деятельности совсем не изучена, но очень важна, поскольку его работой закладывался фундамент музыкальной науки.

Существенным, но неизученным является опыт Н.Ф.Финдейзена по организации деятельности разнообразных общественных организаций, в числе которых редакция "Русской музыкальной газеты", музыкальные общества, музеи. Кроме того, он был незаурядным лектором и педагогом и его опыт в этой сфере весьма поучителен и интересен.

Для диссертации о культурно-историческом значении наследия Н.Ф.Финдейзена избран совершенно определенный ракурс, обусловленный целью работы: осветить вклад Финдейзена в изучение мировой музыкальной культуры.

В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:

-дать характеристику финдейзеновской коллекции, сохранившейся в государственных архивах России;

-выявить значимость архивных фондов Финдейзена как в плане истории русской музыкальной культуры, так и для воссоздания его личной творческой биографии, направлений его деятельности;

-исследовать методологию научно-критического анализа;

-осветить вклад Финдейзена и его "Русской музыкальной газеты" в изучение истории музыкальной культуры, а также в создание летописи музыкальной жизни России конца XIX - начала XX века;

-наметить пути дальнейшего изучения и научной разработки наследия Н.Ф.Финдейзена.

В основе диссертации лежат материалы архива Н.Ф.Финдейзена,

эбранные в Рукописном отделе Российской Национальной библиотеки, рхиве Государственного Центрального музея музыкальной культуры меня М.И.Глинки, архиве Дома-Музея П.И.Чайковского в Клину и др. эсударствеиных хранилищах; 28 его книг и более 600 статей в ериодических изданиях ("Русской музыкальной газете", "Живописном эозрении", "Знамени", "Вечерней газете" и других); отдельные убликации о его жизни и деятельности; ежегодные комплекты "Русской узыкальной газеты"; труды по истории русской музыкальной культуры.

Научная новизна работы состоит в том, что она является первым пытом освещения деятельности Финдейзена в совокупности его ногогранных устремлений как ученого, критика, редактора, музыкального росветителя, педагога. Для воссоздания спектра творческих интересов в яссертации впервые дается общая характеристика наследия Финдейзена. а основе изучения архивных материалов уточняются некоторые «графические сведения. Подробно рассматриваются его ировоззренческие устои и определяется место музыки, религии, политики общей системе взглядов. Впервые специальному анализу подвергается )хив Финдейзена, изучается вклад его в методологию исторической науки, :следуется концепция научно-критического анализа. Выверяются, шояняются, в некоторых случаях приводятся впервые критические 'ждения Финдейзена о многих примечательных явлениях прошлого ечественной музыкальной культуры и современной ему музыкальной изни.

Практическая целесообразность изучения, анализа и оценки орческого наследия Финдейзена состоит в том, чтобы стимулировать ільнейшую разработку материалов его архива, исследование его научного критического наследия. Будущая монография жизни и деятельности лколая Федоровича представляется весьма поучительной и полезной, (скольку раскроет пути осознания собственного предназначения, стоявшего в бескорыстном служении искусству, служении многогранном разноаспектном, но целенаправленном.

Знакомство с финдейзеновским архивом и методологией научно-итической работы может оказать существенное влияние на >рмирование взглядов будущих поколений ученых и критиков, вершенствование их работ о музыке и современной музыкальной риодической печати.

Результаты диссертационного исследования будут способствовать сширению тематики соответствующих разделов вузовских курсов тории русской музыки, музыкальной критики, спецкурса по гочниковедению и историографии, семинаров по музыкальной критике в гдних и высших специальных учебных заведениях.

Изучение работ Финдейзена и сотрудников "Русской музыкальной газеты" значительно обогатят курс "Истории музыкальной культуры", ныне вводимый в старших классах общеобразовательных школ, лицеев гуманитарного профиля, гуманитарных университетов.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к зашите на заседании кафедры теории, критики и практики музыкального искусства Санкт-Петербургской консерватории. Отдельные положения проведенного исследования прозвучали в докладах на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Курского государственного педагогического университета в 1983-1998 годах, на международных и всероссийских конференциях в Петербургской консерватории (апрель 1987 года, апрель 1996, февраль и апрель 1997 года) и в консерватории в Ростове-на-Дону (апрель 1993 года), на международных конференциях по проблемам современной педагогики (1992, 1993, 1998 годы). Основные положения вошли в публикации по теме диссертации.

Материалы архива Финдейзена, его трудов по истории музыки и публикаций "Русской музыкальной газеты" лежали в основе ряда тем спецкурсов по истории музыкальной культуры, читаемых в Курском госпединституте (с 1983 года) и Санкт-Петербургском Институте развития личности (перед учителями школ Ленинградской области - с 1990 по 1998 год), в школе-лицее №21 г. Курска (с 1990 года), а также в цикле лекций, проведенных по линии общества "Знание" перед работниками предприятий, учащимися средних специальных учебных заведений, учениками школ таких городов Курской области, как Железногорск, Курчатов, Фатеж, Поныри, Обоянь, Тим, Щигры, Солнцево и многих других населенных пунктов (1990-1994 годы).

В соответствии с новым видением значимости наследия Н.Ф.Финдейзена родилась структура диссертации: наличие двух частей обусловлено основными направлениями анализа. Во-первых, изучение архива и возможностей последующей его разработки; во-вторых, исследование научно-теоретических основ работы Финдейзена как ученого и критика, практических результатов его концепции "исторической критики". В соответствии с этими ракурсами работа состоит из двух частей: часть I - архив Н.Ф.Финдейзена, часть II - история мировой музыкальной культуры в его научных трудах, "Русской музыкальной газете" и материалах личного архива.

Первая часть состоит из трех глав. В первой дается общая характеристика фондов Н.Ф.Финдейзена в государственных архивах России. Во второй - анализ трех групп рукописных материалов: многочисленных дневников, мемуаров и эпистолярного наследия. В

гретьей главе рассматривается система мировоззренческих ценностей Финдейзена.

Во второй части - пять глав. Некоторые аспекты его научной и фитической работы представлены в первой главе. Во второй исследуются, <ак итог источниковедческих изысканий ученого, сборник "Музыкальная ггарина" и "Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до сонца XVIII века". В третьей раскрываются основные направления и темы, гривлекавшие внимание ученого в истории музыки XIX века, среди которых особое внимание уделяется обширной финдейзеновской чгинкиане. В четвертой анализируется участие Н.Ф.Финдейзена и его 'Русской музыкальной газеты" в музыкальной полемике іредреволюционного четвертьстолетия. В пятой предлагается панорама 53глядов главного редактора РМГ и сотрудников его издания на историю іарубежной музыки.

Специфика исследования обусловила наличие трех списков штературы: 1- список работ Финдейзена; 2 - перечень архивных материалов; 3 - общий, включающий упоминающиеся в тексте книги и ;татьи, в их числе публикации сотрудников «Русской музыкальной азеты».