Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народная песня ойратов в историческом контексте Ван Гао Чао

Народная песня ойратов в историческом контексте
<
Народная песня ойратов в историческом контексте Народная песня ойратов в историческом контексте Народная песня ойратов в историческом контексте Народная песня ойратов в историческом контексте Народная песня ойратов в историческом контексте
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ван Гао Чао. Народная песня ойратов в историческом контексте : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Ван Гао Чао; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова].- Ростов-на-Дону, 2008.- 272 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/23

Введение к работе

Актуальность исследования. Ойратская народная песня, претерпевшая разнообразные изменения вследствие расселения ойратов на территориях различных государств, испытавшая влияние различных этнокультурных связей, до сих пор не подвергалась анализу с точки зрения исторического контекста. Этот ракурс проблемы особенно актуален в связи с необыкновенно интересной и сложной исторической судьбой ойратов. Четыреста лет тому назад ойраты представляли собой единый этнос в пределах Джунгарского ханства (1635-1758), сыгравшего «...крупную роль в международных отношениях в Средней, Центральной и Восточной Азии, ...оставив заметный след в истории соседних с ними больших и малых государств и народов - Китая (с Тибетом и Кашгарией), России, Монголии, казахов, узбеков, туркмен, киргизов и каракалпаков».1 В настоящее время носителями обозначенной музыкальной культуры являются несколько этносов в пределах различных государств. Предложенный в исследовании и принятый в работах исторического и этнографического плана условный термин «ойратская» народная песня является обозначением песенного фольклора этих народов (в первую очередь - синьцзянских ойратов и нижневолжских калмыков).

Ойратская народная песня, таким образом, - явление неоднородное, исторически, географически и стилистически многослойное. Предпринятое в работе музыкально-историческое и музыкально-этнографическое исследование раскрывает через призму культурно-исторических связей ойратов (торгоутов, дербетов, хошудов, элетов и др.) особенности музыкально-песенного фольклора: его жанровый состав, ладовые основы, специфику интонирования, вокальной техники исполнителей ут дун (протяжной песни) и ахр дун (короткой песни) в едином этнокультурном комплексе. В работе также дифференцируют-

' Златкин И. История Джунгарского ханства - М Наука, 1964, с. 3

ся специфические особенности песенной культуры синьцзянских ой-ратов и нижневолжских калмыков, которые сложились под влиянием судьбоносных для этих народов исторических событий.

Таким образом, данная работа явилась первой попыткой обобщающего исследования столь уникального явления ойратского фольклора как народная песня, что придаёт особую актуальность диссертационному исследованию.

Современный этап развития человеческой цивилизации (начала XXI века) характеризуется особенно острым интересом к самым разнообразным явлениям традиционной культуры, которая, к сожалению, переживает период постепенного угасания. В музыкальном искусстве торгоутов, дербетов, хошудов, элетов и других ойратских этносов также со временем утрачиваются многие специфические особенности народной песни. Запечатление подобного рода «уходящей натуры» способствует созданию преемственности поколений, сохранению этнической памяти, а, возможно, и возрождению ойратской народной песни в новых исторических условиях.

Степень изученности темы. Несмотря на ряд трудов по изучению ойратской песенной культуры, остаются малоисследованными проблемы генезиса данной традиции, особенностей песенной строфики и мелодики, ладоинтонационной организации и специфики вокального интонирования.

К наиболее значительным китайским источникам по ойратской народной песне следует отнести работы Ля Шу Не «Монгольская народная песня», Дже Та Ли My «Особенности Синьцзян-ойратской народной музыки», Дорджала «Народные песни синьцзянских ойратов». В настоящей работе введен в научный оборот обширный круг искусствоведческих источников на китайском языке по музыкальному фольклору не только ойратов, но и монголов, в частности, работы Уланже, Гургума, Да Бухчолу и других. Большое значение в контексте данной проблемы имело изучение классификации народной мелодики, мелоса традиционного танцевального искусства, нашедшее отражение в работах Хурлебат, Бей Цу Ин, Эрдени, Ван Кэ Фын и других. Отдельные аспекты, связанные со спецификой вокального исполнения монгольских песен (Внутренняя Монголия), отражены в работе Герлету «Исполнение украшений погана» и в сборнике «Монгольская протяж-

пая песня», однако, в них материал о данном стиле изложен обобщенно и отсутствует специальный музыковедческий анализ.

Серьёзные труды по ойратской мелодике нижневолжских калмыков были опубликованы в России Н. Страховым, Г. Потаниным, А. Рудневым, А. Лнстопадовым, А. Спадавеккиа, Б. Пестовским, М. Тритузом, Н. Луганским, в научном анализе которых представлены наиболее значительные основы народной песни ойрат-калмыков.

Определённые традиции народной музыки ойрат-калмыков нашли отражение и в работах более позднего периода- В. Шивляновой, Д. Дондоковой, Г. Дорджиевой, Г. Бадмаевой, К. Кутушовой.

Объект исследования. Объектом исследования является ойратс-кая народная песня в контексте этнической истории и культуры синь-цзянских ойратов и нижневолжских калмыков.

Предмет исследования. Предметом исследования выступают проблемы генезиса, истории развития, жанрового состава, ладово-инто-национные особенности ойратской народной песни.

Хронологические рамки исследования охватывают период истории ойратов с XIII века по настоящее время.

Цель исследования: выявить общие и специфические особенности народных песен ойратов - синьцзянских ойратов и нижневолжских калмыков.

В соответствии с обозначенной целью в работе последовательно решаются следующие задачи:

рассмотреть музыкальный фольклор ойратов в контексте исторического развития;

рассмотреть песенный репертуар синьцзянских ойратов и нижневолжских калмыков;

выявить жанровый состав народной песни ойратов (синьцзянских ойратов и нижневолжских калмыков);

выделить наиболее характерные черты песенной строфики, ла-доинтонационной основы песенной мелодики;

изучить эстетику народного вокального интонирования и исполнительской традиции ут дул, ахр дун, а также хола-ду (горловое пение);

описать и классифицировать традиционные вокальные приёмы исполнения народной песни ойратов - дыхания, техники интонирования, орнаментики;

определить изменения исследуемых музыкально-песенных традиционных культур на современном этапе.

Методология и методика исследования основываются на теоретической базе китайского и российского этномузыкознания, при этом соотносятся и взаимодействуют различные подходы, методики анализа, нотировки полевого экспедиционного материала и публикаций (китайские и российские). Концепция изучения китайской народной песни в контексте культуры и искусства, представленная в трудах по истории музыки Китая и его музыкального фольклора, оказала влияние на отдельные положения данной диссертационной работы.

Из весьма обширной и разновекторной по подходам и методикам области литературы российского музыкознания в качестве основополагающих избраны труды И. Земцовского, Э. Алексеева. Комплексный подход к анализу фольклорного материала, в котором равное внимание уделено и общеэстетической оценке явления, и вопросам композиционной связи текста с напевом, закономерностям ладообразования, представляется по-прежнему актуальным. В работе над диссертацией активно использовались методы и методика полевых экспедиций: дневники, аудиозаписи, видеосъёмка, анкетирование, опрос, интервьюирование.

При работе с источниками в китайской нотации автором осуществлён её перевод в общепринятую европейскую нотацию.

Материал исследования: полевые аудио- и видеозаписи в китайских провинциях Синьцзян-Уйгурского автономного округа, Внутренней Монголии, Чинхэ и в Яшкульском, Кетченеровском, Лаганском, Юстинском районах республики Калмыкия на протяжении 1993-2006 гг. с собственной расшифровкой по двум методикам - китайской и европейской, публикации ойратского песенного фольклора, как в России, так и в Китае; архивные материалы: рукописного фонда, фоног-раммархива института гуманитарных исследований РАН, национального архива Республики Калмыкия, архива г. Астрахани (Россия) и архивов Пекина, Урумчи, Борталы, Баингола (Китай). Личный архив автора составляют более 3000 единиц содержания (тексты, аудио-, видеозаписи, фотоматериалы образцов народного прикладного искусства), из них более 1000 единиц являются аудио- и видеозаписями народных песен ойратов.

Научная новизна. Настоящая работа явилась первым опытом обращения к песенному фольклору ойратов, в которой осуществляется попытка совместить всё многообразие различных ветвей ойратской песни в географическом, историческом и жанровом аспектах проблемы:

впервые народные песни ойратов —ут дун и ахр дун - рассматриваются в этноисторическом и функциональном планах;

впервые столь последовательно сопоставляются жанровый состав песен синьцзянских ойратов и ойратов- нижневолжских калмыков, выявляются общие базисные элементы и различия, обусловленные этнической историей ойратов;

в работе приводится авторский вариант жанрового состава песен синьцзянских ойратов и нижневолжских калмыков по сюжетно-поэти-ческому содержанию и социально-общественной функциональности;

впервые в российское этномузыкознание введены китайские источники по этнической истории и музыкальному фольклору ойратов;

впервые в научный оборот введены переводы отдельных первоисточников с китайского, калмыцкого языков, с ойратского письма -тодо бичик и с монгольского -худу бичик, с цифрового нотного письма, осуществлённые автором диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В развитии музыкального фольклора ойратов выделяются три стадии эволюции, соответствующие трём основным периодам этнической истории: I период - до XIII века («лесной»); II период -с XIII века («степной»); III период - с XX века по настоящее время.

  2. Ойратская народная песня в ходе эволюции отражала сложную историю народа, его общественно-политическое положение и художественное мышление, что обусловило содержательные и жанровые особенности народно-песенного творчества.

  3. Вследствие изменения геополитического пространства двух этносов ойратов - синьцзянских ойратов и нижневолжских калмыков - в жанровом составе песен исторически сформировались значительные различия, что нашло отражение в структуре мелострофики и ладоинтонационной сфере ут дун (протяжной песни) и ахр дун (короткой песни) синьцзянских ойратов и нижневолжских калмыков.

  4. Песенной культуре ойратов свойственны специфические вокально-технические средства, основанные на традиционных приёмах исполнения^/» дун, ахр дун, хола-ду, что проявляется в своеобразии дыхания, орнаментики, техники интонирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и материалы исследования направлены на изучение ойратского музыкального фольклора в контексте истории и сопоставительного анализа. Материалы диссертации могут быть использованы искусствоведами - калмыковедами, китаеведами в области культурологии, этнографии, этиомузыкознания и стать базой для дальнейшего изучения феномена ойратской народной песни.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедр истории музыки Астраханской государственной консерватории и истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова. Основные научные положения и источниковедческие материалы работы были представлены в докладах на XXXVIII Урало-Поволжской археологической конференции (Астрахань, 2006); на Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Астрахань, 2006). В публикациях по теме диссертации автор излагает подходы к изучению народной песни ой-ратов в её жанровом многообразии, вводит новые материалы по фольклору и музыкальной этнографии.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырёх глав, Заключения, Библиографии (236 наименований) и Приложений, в состав которых вошли карта, схемы, четыре таблицы, 119 нотных примера, 7 примеров йорялей (благопожеланий).