Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

О формах взаимодействия различных высотных структур в современной музыке Магакян, Нелли Джорджевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Магакян, Нелли Джорджевна. О формах взаимодействия различных высотных структур в современной музыке : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 1990.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми. Сочетание различных форл звукоорганиза-цни, техник и методов письма в современной музыке (как советской, так и зарубежной) выступает как одна из характерных тенденций._ Именно вследствие этого взаимодействия и возникает ряд важных явленій, не укладывающийся в рамки существующей классификации высотных систем. Между тем обращение к произведениям музыки XX века убеждает в том, что многообразные формы тональных систем, техник и методов письма существуют не в обособленном виде, а сочетаются и взаимодействуют в зависимости от замысла композитора.

Подобного рода явления оказались существенными для современного этапа развития отечественной и зарубежной музыки, отличительная черта которого - переходность, вызревание новых качеств стиля, их закрепление, обусловливающие перспект'/вы дальнейшего развития языковых средств музыки. Это определяет актуальность разработки данного аспекта проблемы тональности в современной музыке.

Научная новизна исследования заключается в изучении и систематизации особенностей звуковысотнои организации музнки с позиции

взаимодействия, взаимопроникноьония различных её форм, различных техник композиции, что является одной из характерных тенденций в современной музыке.

Такой подход к разработке теории тональности связан с расширением и углублением сложившихся представлений о звуковысотной системе музыки XX века. Он может быть использован при анализе тонально-гармонической системы многих современных произведений и тем самым приобрести практическое значение.

Отметим, что в самой общей форме вопрос о взаимодействии
классических и современных методов звукоорганизации рассматрива
ется как советским, так,и зарубежным музыкознанием. Укажем на ис
следования Ю.Тюлина ("Современная гармония и её историческое"про
исхождение"), М.Тараканова ("Новая тональность в музыке XX века",
"Новые образы, новые средства"), Л.Мазеля ("Проблемы классичес
кой гармонии"), Ю.Холопова ("Современные черты гармонии Прокофье
ва"; "Классические структуры в современной гармонии", "Музыка XX
века в вузовском курсе анализа музыкальных произведений"), В.Хо-
лоповой ("О композиционных особенностях Скрипичного концерта Бер
га") и др. Среди зарубежных исследователей к этой проблеме обра
щаются Да.Перл ( Perle G. Serial composition and atonallty. Berke
ley-Los Angeles, 1963 ), Э.Веллес ( Weiiesz E. The ori
gins of Schonberg's twelve-tone system.«ash.1958), Й.ВДер ( ru_
fer J. Die Komposition mit zwolf Tonen,- Kasaelj Basel; u.a.,1966)
И Т.д.

В данных исследованиях в основном внимание уделено проявлениям традиционных элементов, восходящих к макоро-минорной системо з современных нетональных структурах и, в частности, додека-фонных или использующих элементы серийности. Отмечено и противоположное явление, то есть возникновение тонально зыбких зон, случаи использования последовательностей из неповторяющихся тонов

хроматического ряда (порой даже всех двенадцати). Тем не менее пока ещё не появились исследования, специально посвященные анализу природы звуковысотных связей в музыке, возникающих на основе разнокачественных сочетаний систем, порывающих с классическим ма-жоро-минором. Между тем многие произведения советских, а также некоторых зарубежных композиторов представляют богатый материал для системного изучения этой теш. В работе предпринята попытка обосновать соотношение различных, а порой и противоположных типов звукоорганизации, представив их не как случайное явление или как результат разрушения сложившихся норм и обычаев, а как характерную тенденцию в творчестве композиторов второй половины XX века.

В диссертации также выявляются и характеризуются промежуточные формы, возникающие как в рамках отдельно взятых типов звукоорганизации, так и в результате контрастных сочетаний разнородных явлений. В заключении I и Ш глав предложена классификация подобных промежуточных форм.

Вместе с тем в работе уделено большое внимание изучению образно-выразительной роли тональности, а также формообразующих ее функций в современных высотных структурах, поскольку тенденция сочетания различных форм, равно как их взаимодействия определяется не только конструктивными задачами (тонально-гармонической логикой как важнейшим фактором формообразования), но и художествен-ногэстетическими принципами.

Хронологические рамки темы охватывают 60-70-е - начало 80-х годов, так как именно в этот период в советской музыке особенно активно используются различные техники музыкальной композиции, возникшие в XX веке, и среди них - усложнение и развитие форм звуковысотной организации, а также возникновение своеобразных явлений смешанного типа.

Объектом исследования послужили произведения наиболее ярких

представителей исследуемого периода, творчество которых и і'::.;', а я элементы традиционных тонально-гармонических структур, хпракте; зующихся своеобразным сочетанием тонально-атональных принципов, вследствие чего и возникают многообразные переходные ступени о-широко трактованной тонально:: система к наиболее сложным -;тр;/і:т рам.

С целью вписать искания советских мастеров в мировой музыкальный процесс наряду с анализом произведений советских компог-. торов в работе неоднократно проводятся параллели с современно:! зарубежно:! музыкой. 3 качестве анализируемого материала привлек ются в основном произведения симфонического, инструментального камерно-инструментального жанров, в редких случаях - вокальная, оперная и балетная музыка (обращение к ним вы.-шано наглядностью и яршетью примеров).

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась но зчеодани Сектора истории музыки народов СССР (ВШИ Искусствознании СССР) материаты работы были использованы на конференциях и в выступле ниях в Институте Искусств Академии наук Арм.ССР (1087), Ереване кой Государственной консерватории (1985, 1988).