Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

О преломлении традиций старинных отечественных хоровых жанров в русской музыке 70-80-х годов XX века Рязанцева, Лариса Дмитриевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рязанцева, Лариса Дмитриевна. О преломлении традиций старинных отечественных хоровых жанров в русской музыке 70-80-х годов XX века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Рос. акад. музыки им. Гнесиных.- Москва, 1994.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-3/1259-8

Введение к работе

Актуальность и селе дов дни л. В последние деелтилстия а русской культуре обозначилась сиена приоритетов. Она проявилась в появлении явно выраженного интереса к прошлому, в пробуждении глубишгаїї "исторической памяти", в повороте деятелей культуры к событиям, произведениям искусства и жанрам давно проведшего времени, На-п— нал с СО-х годов и особенно в поелсдутч-.е десятилетия, активизируется работа по зосстановлениг архитектурных и иоторкческлх памятников, происходят открытия в области палеографи, появляется ряд исследовании по истории отечественной философии, эстетики, литературы, музики. Начинается пересмотр сложишгихоя опенок и вэглядои, воскрешается из небытия художественные ценности, уведпи'е в расценке, ооздастся произведения, обрап-ённио а глубь отечественной культури. Прошлое становится объектом как научного, так и эстетического притяжения, оно оказывается органически вклгчённнм в новое время и влиясіднм на него. Последовательное и осопнянное расширение исторических горизонтов происходит также в музыке.

Сущестаеннус роль в отом процессе сугрзло обращение і: и с-іонам отечестленноіі культури, в частности, к профессиональной музы-ке, сопровожденной культовый ритуал. Г;то явление постепенно стало набирать силу и к концу fO-x годов приобрело сформировавшийся облик, в нём ологшлнсь характерные особенности, педдаиг.иесл обобщение. Отзвуки далёкого просілого лес заметнее начати влиять на сон-ременное ком поп и терское творчество, определять его образный огрей, диктовать выбор язикових средств. Повне сочинения со старыми яан-ровими наименования)'!! всё чаще стали звучать л коннертных залах, способствуя возникновение у киркою круга слушателей художественных потребностей в зтоіі сфере музикального творчества. Таким образом, можно говорить о сложившейся но во К социокультурное ситуации, требушей своего осмисленим как в плане настоящего, так и в связи с прошлым и перспективами на будущее.

Актуальность избранной теми определяется также богатством и разнообразием самого материала, високими художественными достоинствами сочинений, ориєнтироваипих на преломление традиций отечестве ни их старинных хорових жанров. Вместе с тем многие из этих сочинении ещё fig стали объектом специального исследования, но апп-Ліізировались в связи с общей исторической ретроспективой и с позиций ііх функционирования в современной системе музыкальных жанров. Ло настоящего времени не производился анализ современного композиторского творчества, опирающегося на культовые музыкачыше

жанри приьосланной традиции. В свнаи с теи, что отиечсинае явление стало играть знвчнтольнуь роль в современной культурной «изmi, оно потребовало специального исследования.

Сольное количество сочинений, обозначивших тенденцию возрождении отаршіних хорових вшгров, всё белее возрастающая роль её в обяеи процессе развития русского музикального иокуоства определили Сорцударовку цали в данной исследовании. Ев стало изучение оссОинноотей оовреиьшюго преломления традиций отарннных отечеот-вонних хорових жанров, форы и способов их битования в систеие русскою иувикалытго искусства 70-АО-х годов XX века.

Многообразие и сложность поставленной цели определили ряд вадач, репаемкх в данной исследовании:

осознать ваконоиернсоти Функционирования жанровой традиции в той области сиотеии хорових аанров, которая била длительное время в "исторической тени", в забвении;

выявит механизмы воздействия новой социокультурной ситуации на отарншше жанровые структури н особенности жанрових вэаинодей-отвкй в совреиенних произведениях, опираецнхоя на эти структури)

уотшювшть степень соответствия вновь созданных сочинений овоеиу «анровоиу прототипу н виявить фактори обновления жанра;

определить динамику аволеции жанра, как в сопоставлении с отдалённый временен его бытования, так и в настоящее вреия;

создать классификацию, отражающую закоиоиерности оовремен-иого Функционирования старинних жанров;

дать оценку отмеченному явленню, виявить его роль в совре-иенной культурной жизни и определить перспективы дальнейших путей аволецконпого процесса в данной жанровой сфере.

Научная монизма настопыеЯ работи определяется недостаточной отепенью разработки данной проблемы, отсутствием анализа отмеченного явления, несмотря на многочисленность и Фундаментальность трудов по иотории русской пузики. В данной работе впервие делает-оп попытка установления закономерности возникновения "волн возрождения" в иотории русской пузики, выявляются причини у. особенности их проявили я па~ современной, этапе.

Мотодолотическур основу диссертации составил системний метод исследования, благодаря которому использование старинных жанрових отруктур в современном композиторском творчестве рассматривается не изолированно, а как результат взаимодействия со иоеІІ жанровой оиоіеиой музикального творчества. Кроме того, обращение к прошлому отечоственной культуры обусловило историко-типологический иод-

ход в исследовании избранной теин. Именно поэтому стало необходимым привлечение трудов по истории русской музики и церковної! ууэи-ки в России, а также ряд работ по теории жпира, так как икгмю кап-ровий аспект наиболее отчетливо отразил характер современно in преломления традиций.

Материалом диссертации послужили сочинения русских композито-ров, (в большей части в рукописях), в которых влияние старинных отечественных хоровых жанров проявилось п-рю'.о или с.чоерчдойако. Определяющим фактором служило наличие в них томил? гса жанровых при-знаиэв, свойственных культовым хоровым жанрам или одного из татах признаков, например; т.онцертногт) типа фактуры.

Практическое значение работы зпі-.ігчаетсп в тон, что исследование данной теми помогает углубить знания в области, долгое время находившейся в забвении. Полученные результаты должны привлечь внимание к новому качеству старинных жанровых структур, нацелить современное поколение композиторов, музыковедов на их освоение, на богатый духовный потенциал, заключенный и них. Материалы даянс.1 работы могут бить испельзов&пы в вуговских ;:утісах анализа музыкальных произведешь! при изучении рчда теоретических и исторических тем, курсах 'Теоретические проблемы музыки XX века", "Уорозая литература". Некоторые научные положения диссертации могли бы стать основой в процессе дальнейших нсследованийпри разработке этой темы.

Апробация работы. Диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории музыки Московской государственной консерватории и била рекомендована к зацитс. Отдельные положения диссертации паяли воплощение в публикациях автора, в выступлениях с докладами на фестивалях ("Невские хоровые ассамблеи", Ленинград, І?***; Фестиваль отечественной хоровой музыки, Москва, 1??г), научно-практических конференциях (Харьков, 19W; Одесса, І99С;Ростов-До.ч, 19Г0;Лонецк,І99І).

Похожие диссертации на О преломлении традиций старинных отечественных хоровых жанров в русской музыке 70-80-х годов XX века