Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оперное творчество В. Беллини и Г. Доницетти в итальянской музыкально-театральной культуре эпохи романтизма Драч, Ирина Степановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Драч, Ирина Степановна. Оперное творчество В. Беллини и Г. Доницетти в итальянской музыкально-театральной культуре эпохи романтизма : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Киев. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Киев, 1990.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-3/3624-0

Введение к работе

-' і

Актуальность теин диссертации определяется недостаточной изученностью в отечественном музыкознании оперного творчества В.Беллини и Г.Доницетти. Исполнительская практика последних десятилетий проявляет повышенный интерес к их сочинениям. Сегодня на музыкальной сцене наряду с такими широко известными произведениями, как "Норма", "Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток", звучат и оперы, которые исчезли из репертуара, оказавшись в тени вердиевских шедевров. Вновь возрождаются даже такие работы, которые при жизни авторов не пользовались успехом и были забыты сразу после премьеры. В настоящее время за рубежом поставлены практически все оперы Беллини. Неисчерпаемым источником обновления современного репертуара стало также наследие Доницетти, создавшего около семидесяти музыкально-театральных партитур.

Творчество названных композиторов представляет блестящий период развития итальянской оперной культуры, названный "эпохой классического бельканто". Музикальная историография пока не располагает однозначным пониманием данного феномена. Рассматривая этот завершающий этап всеобъемлющего господства традиции "прекрасного пения" в ее контрасте с драматически экспрессивным вокальным стилем вердиевских опер, мы получаем общие суждения о ней как об отжившем и увядающем искусстве. Статика музыкально-сценической драматургии, стереотипность интонационных характеристик, обособление сольных и речитативных эпизодов, перегруженность мелодического рисунка колоратурой - таковы приметы . итальянской оперы первых десятилетий прошлого века. В совокупности этих качеств легко увидеть ее кризисное состояние.

Между тем в конкретных представлениях о музыкальном театре эпохи "классического бельканто" доминирует противоположная точка зрения. При атом и в сюжете, ив композиционных структурах, и в самом вокальном интонировании зрелых опер Беллини и Доницетти явно обнаруживаются новые романтические тенденции. Преобразование системы вокальных амплуа, предвосхитившее окончательно закрепившуюся в творчестве Верди современную типологию

- 2 -оперных голосов, подчинение виртуозного начала выразительным задачам, обогащение красочной палитры вокального звучания убеждают в перспективном характере творческих поисков Беллини и Доницетти.

В данной диссертации "классическое бельканто" понимается как самостоятельная разновидность итальянского бельканто как такового, качественно трансформированного в музыкально-сценическом искусстве Италии первой половины XIX столетия.

Обращение к вопросам бельканто показало противоречивость ис-толковния этого термина литературой различного профиля /истори-чяской, методической, справочной и пр./. Возникший в прошлом веке, он "был взят из про- и антивагнеровских инвектив и использован вягнерианцами уничижительно, иными - как символ, принявший на себя достоинства старой итальянской вокальной традиции" .

Из лексики музыкальных критиков тюнятие "бельканто" ппони-кает в методические труды, заменяя такие выражения, как "идеальная постановка голоса","универсальная техника пения". В исторических исследованиях его адаптация сопровождалась появлением ряда новых смысловых оттенков. В частности, термином "бельканто" стали обозначяться и стиль исполнения, и особый род вокального письма.

Чтобы избежать разночтения, в данной работе предлагается следующее определение: бельканто - исторически конкретный тип оперного интонирования, сформировавшийся в Италии на протяжении первых двух столетий оперной истории в результате тесной интеграции композиторского и исполнительского творчества. Этот аспект также позволил связать феномен бельканто с определенной эстетической концепцией оперного героя.

Выяснение природы художественной выразительности бельканто и закономерностей его развития представляется важным не только для исторической науки, но и для современной исполнительской практики. Актуализация наследия Беллини и Доницетти, интенсивно переживаемая за рубежом, коснулась и советского оперного театра.

Pleasants Н. The, greet singers: From the dawn of opera to our own time* - London.- Gollancz ltd, 1967. - P.PO.

Постановки беллиниевского "Пирата", доницеттиевских "Фаворитки", "Дочери полка", "Колокольчика" и "Риты" отражают интерес исполнителей к данному репертуару. Однако его освоение проходит не столь стремительно, как на западе. Среди сдержитчшцих этот процесс фянторов можно назвать, прежде всего, невысокий уровень общего исполнительского мастерства, ограниченное понимание роли и особенностей функционирования вокальной традиции бельканто. Кроме того, негативно сказывается и укоренившийся в отечественном музыкознянии известный "нигилизм" в отношении к названным композиторам, привитый еще такими авторитетными русскими критиками, как А.Серов и В.Стасов. Это не позволяло до последнего времени увидеть в живой звучащей «узыкв Беллини и Доницетти материал для постановки серьезных научных проблем.

Научная новизна работы состоит в том, что итальянская музыкально-театральная культура первой половины XIX в«ка исследуется в плане взаимодействия композиторского и исполнительского творчества. С одной стороны, стремление соотнести конкретику реальной оперной практики в Италии с искусством Беллини и Доницетти как раз и сформировало тот взгляд на проблемы бельканто, который был изложен выше. С другой стороны, рассмотрение вокально-сценических и творческих процессов сквозь призму бельканто позволило обосновать целесообразность сравнительной характеристики названных композиторов. Их оперная деятельность по-видимому рязворачи-вялась как некий диалог-соперничество, в котором проявлялись своеобразие художественной позиции каждого автора, реакция на достижения л неудачи друг друга.

Материалом для исследования послужили семь из десяти опер Беллини и двадцать восемь - Доницетти, клавиры и партитуры которых хранятся в нотных библиотеках нашей страны. Большим подспорьем при изучении итальянской музыкально-театральной жизни оказалась газётно-журнальная периодика, первой половины прошлого столетия.

Предметом данной диссертационной работы явились широко понимаемые исторические закономерности развития оперного театра в переходный период, связанный со сменой эстетических ориентиров. Его целью и задачей стало выявление направленности эволюционных

-_4 -

процессов, происходящих в итальянской опере эпохи романтизма, и определение роли отдельных составляющих в наблюдающихся здесь глобальных стилевых сдвигах.

Основные положения, выносимые на защиту

трактовка периода "классического бельканто" как самостоятельной стадии развития в итальянском музыкальном театре определенного типа оперного интонирования;

осмысление характерной для итальянской оперы эпохи романтизма взаимообусловленности творчества и исполнительской практики как основы функционирования бельканто;

понимание оперного искусства Беллини и Доницетти как крупного явления в истории культуры, обладающего высокой художественной ценностью; , .

истолкование их творчества как своеобразного феномена, связанного с завершающим этапом существования статичных моделей "ieria',' внутри которых складывались отдельные признаки музыкальной драмы. '

Практическая ценность работы обусловлена возможностью применения в учебных курсах музыкально-исторических дисциплин. Изложенные в ней факты и принципиальные Положения могут принести определенную пользу в исторической и теоретической разработке проблем вокальной методики. Конкретные наблюдения, возникшие в результате анализа музыкального материала, могут заинтересовать практиков оперного театра.

Апробация работы проходила на заседаниях кафедры истории зарубежной музыки Киевской государственной консерватории, а также в Одессе на республиканской научной конференции в I9B7 году /тезисы доклада опубликованы/.

Структура диссертации определилась проблематикой работы, ее направленностью, конкретными и чястными аспектами изучаемых общих проблем. Она содержит две части: одна - посвящена итальянской музыкально-театральной практике первой половины прошлого столетия /введение и глава I/, другая - представляет сравнительную характеристику творчества Беллини и Доницетти в аспекте общих художественных процессов, происходящих в оперном искусстве Италии той поры /главы П,Ш,1У/. Исследование привело к ряду выводов, о которых речь идет в заключении.