Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности модальной организации в современной Болгарской музыке : (На примере творчества В. Казанджиева и Ив. Спасова) Найденова, Албена Георгиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Найденова, Албена Георгиевна. Особенности модальной организации в современной Болгарской музыке : (На примере творчества В. Казанджиева и Ив. Спасова) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Москва, 1990.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-7/2375-9

Введение к работе

Актуальность темы. Содержанием данной диссертационной работы является исследование проблематики современной модальности и ее преломление в творчестве болгарских композиторов. Актуальность выбранной тема в качестве объекта современной музыкальной науки обусловлена тем фактом, что модальный метод -один из наиболее распространенных в современной композиторе- . кой практике, а для болгарской музыки он исключительно важен ввиду ее непосредственной опоры на народно-песенное искусство.

Модальность - древнейший способ мышления; древнегреческая монодия, средневековые монодические формы (григорианский хорал, православная церковно-певческая практика), раннее многоголосие, полифония позднего средневековья и эпохи Возрождения, а также раннее барокко. Расширяя исторические и географические границы, можно открыть модальность в старинной восточной музыке и в народном творчестве многих европейских стран, как и в некоторых формах и жанрах болгарской народной музыки. Со времени формирования мажорно-минорной системы в конце ХУІ и начале ХУЛ веков в профессиональной европейской практике модальная система постепенно выходит из употребления для того, чтобы быть заново открытой в XIX веке композиторами разных стран. Современное же музыкальное мышление, согласно диалектическому закону (отрицание отрицания), снова закономерно актуализирует модальность как принцип мышления. Отсюда особая важность разработки этой проблематики в современном теоретическом музыкознании.

Цель работы и основные задачи исследования связаны с освещением особенностей модальной организации в современной болгарской музыке. Для характеристики этих особенностей необходимо показать их в широких рамках общего процесса становления и-' развития принципов музыкального мышления, последовательно представленного следующими этапами: старинная модальность - тональность - новая модальность.

Для обоснования темы приводятся необходимые теоретические научно-методические изыскания, касахщиеся самого принципа ладовой модальности, определяемой нами как организация звуко-

высотного материала, опирающегося на строгое соблюдение заданного звукоряда с особым типом взаимоотношений между звуками.

На решение основных задач направлено и построение исследования: теоретические проблемы модальности в композиторской практике вообще и в болгарском композиторском творчестве, в частности, прослеживаются параллельно, освещая генезис и эволюцию модальности с логическим акцентам на особенностях модальной организации в современной болгарской музыке.

Научная новизна. Новизна многих выводов обусловливается сложным переплетением путей развития, с одной стороны, болгарского музыковедения, где ряд проблем модальности еще недостаточно разработан в музыкально-теоретической области, с другой - советского, в котором практически не уделено внимание болгарской музыке.

К центральным относятся следующие выводы и обобщения. В работе впервые рассмотрена модальная организация ряда важнейших явлений болгарской музыки в первую очередь - на примере творчества двух ведущих композиторов: В.Казанджиева и Ив.Спа-сова. Показана историческая преемственность категорий и форм ладового мышления современных болгарских композиторов в свете исторической эволюции народно-песенной, церковно-певческой и профессиональной музыки композиторов Болгарии. Модальность в болгарской музыке анализируется в контексте развития ладового мышления вообще: от кристаллизации первичных ладовых образований до ладов современной композиторской практики XX века. На основе этого впервые в болгарском музыковедении дается сравнительная характеристика модальных и тональных ладов, а также -систематика родов и видов модально-ладовых систем, извлеченных из музыкального фольклора, церковно-певческой и композиторской практики.

С учетом современных музыкально-теоретических наук предлагается выработанный авторш категориальный аппарат исследования модальности. В работе прослеживаются источники терминологии в теоретических концепциях модальности и дается собственное обоснование классификации понятий современной модальности на базе самого существенного принципа модально-ладовой v организации - мелодико-звукорядного. В связи с решением пос-

гавленной задачи оказалось необходимым также и освещение принципов ладовой модальности как особого рода организации звуко-зысотного материала.

Эти выводы и обобщения основываются на анализе обширного эмпирического материала, художественно ценных достижений народной музыки, церковно-певческого искусства, мировой композиторской практики.

Практическая ценность работы. Данное исследование направлено на теоретическое осмысление ряда проблем модальности, а кроме того оно может иметь широкое практическое применение. Основные положения работы могут найти разностороннее применение в следущих сферах музыкальной науки и практики: в курсах теории музыки, музыкального анализа, при конкретном изучении гармонии музыкальных сочинений, в курсах истории музыки, в области музыкальной критики и исполнительства.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.ШЧайковского 20 февраля 1990 года и рекомендована к защите.

Объем и структура работы. Текст диссертации, объемом в 187 машинописных страниц, состоит из Введения, пяти глав (отражающих проблематику и последовательность предлагаемого в ра- боте теоретического обоснования особенностей модальности в современной болгарской музыке), Заключения и примечаний к тексту. Библиография насчитывает 218 наименований. Приложения включают в себя таблицы, схемы, нотные примеры и их анализ. Приложение оформлено в виде отдельного тома.

Похожие диссертации на Особенности модальной организации в современной Болгарской музыке : (На примере творчества В. Казанджиева и Ив. Спасова)