Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности развития музыкальных жанров кхайяля, уртын-дуу и блюза и их функция в культурах Южной и Центральной Азии и Северной Америки Каратыгина, Маргарита Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каратыгина, Маргарита Ивановна. Особенности развития музыкальных жанров кхайяля, уртын-дуу и блюза и их функция в культурах Южной и Центральной Азии и Северной Америки : автореферат дис. ... кандидата искусствовед. : 17.00.02 / Груз. гос. театральный ин-т им. Ш. Руставели.- Тбилиси, 1990.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-5/2705-4

Введение к работе

Актуальность исследования определяется тем, что оно отражает все более ощутимые в последние десятилетия тенденции многих областей знания к сочетании эмпирических наблюдений с теоретическими обобщениями на самых высоких уровнях абстракции, к поискам разного рода универсалий, к попыткам максимально полной классификации и каталогизации изучаемых объектов, к составлению оптимальных типологических структурных матриц. Отмеченные тенденции важны и для музыкальной науки, отстающей от многих смежных дисциплин не только в плане разработки научного аппарата, но и в элементарной описанности подлежащих ее рассмотрению явлений. Помимо решения в работе специальных задач, связанных с культурологическим анализом музыкального жанра, здесь подішмается также целый ряд насущных для музыкознания вопросов, относящихся к выработке методологических принципов культурно-исторического исследования, ориентированного на восприятие того или иного музыкального феномена в общей системе мировой культуры, пронизанной многообразными внутренними связями и универсальными закономерностями.

Научная новизна исследования заключается в использовании метода межцивилязационных сопоставлений музыкальных жанров, а также в применения по отношению к данной проблематике культурологического подхода. На сегодняшний день музыкознание располагает солидным объемом научной литературы, в центре внимания которой оказывается тот или иной музыкальный жанр. Нередко, однако, основной объект исследования предстает изъятым из системы контекстов к связей, в других случаях учитывается только исторический фон, на котором идет развитие музыкального явления, или в какой-то вере выявляется обусловленность особенностей данного жанра спецификой соответствующей культуры. Вместе с тем автору не прж-

6.

лоцидось встречаться с попыткой всестороннего анализа соотношения конкретной музыкальной культуры и репрезентирующих ее жанров, то есть привнесением б науку о жанрах музыкально-культурологических аспектов.

Цель исследования. Рассматривая ведущие музыкальные жанры в качестве представителей класса явлений культуры, автор пытается реанггь вопрос о их роли в развитии цивилизации, их девизно-лидерной сущности и функции накопителей и переносчиков важнейших цивчлизационных признаков. Исходя из понимания типологиза-ции как исследовательской процедуры, которая "заключается в выявлении качественных характеристик изучаемого ьшожества явлений и в построении систе«ы идеальных моделей с заданными дифференцирующими признаками" (Ы.В.Крюков), автор обьодиняот кайры уртын-дуу, кхайяль и <5лвэ ка основе одного, но ярко выраженного признака - их функции в культуре, осознавая при этом, что по другим своим признакам те же самые феномены могут распределиться по различным типологическим нишам.

В качестве предмета исследования в данной работе избрано явление ведущего музыкального жанра, к категории которого относятся такие виды музыки, которые кумуляруют весь культурный опыт сзоеЗ цивилизации и передают этот опыт через поколения. Наряду с клеи существуют также рядовые жанры, производные от лидерных а сйхадаввще более узкими функциями в культуре. Так, в ЕЬсной Азии практически все, что появилось после кхайяля, было его разнообразными имитациями. Даже тхумрн, при всей специфичности его генезиса и опоре на новые формы городского музыкального мышления, в сущности, является "кхайялем в уменьшении", не говоря уже о менее значительных продуктах так называемой легкой классики. Ана-догячно этому, 8 США все, что появилось после блгза, питается

V. от его корней, развивается в его энергетическом поли. Та яа картина предстает в монгольской музыкальной культура,где целая цепь явлений (от оогино-дуу до современной популярной музыки и форм композиторского творчества) ориентирована на эталон уртмн -

АУУ.

Методологическая основа исследования. Продолжая научные традиции Московской государственной консерватории, настоящая диссертация опирается на разработанную в ее стенах методологическую базу, в частности, на предложенную-Дк.К.Михайловым мето дологню изучения музыкальных культур мира, согласно которой специфика того или иного музыкального явления обусловливается всей системой его жизнеобеспечения, и всем оо'щакультугннм контекстом. Для того, чтобы составить наиболее полное и контексту альное представление о какой-либо музыкальной кулиурз или де об отдельных ее элементах, необходимо сочетание историко-тино-логического и регионально-цивнлизационного подходов с системны.! принципом разработки материала, что естественно предполагает использование на только музыковедческого аппарата, но и научны. методов других отраслей знаїгая: истории, этнографии, шнгнисіи кн, культурологии, востоковедения и т.д. Историки-гипологичі.'!.--кий подход мояно рассматривать как исследовательский погод, і с нованный на сопоставлении обобщенных моделей-типов, взятых и и\ исторической динамике и обнаруживающих сходство или различие и существенных признаков, связей, функций, уровней организации и т.д. С другой стороны, для наиболее эффективного использовании указанного подхода необходим системный взгляд на изучаемый о>; ект, прадстапллщнй ого в качестве элемента покой глобальной системы: культуры, цивилизации, социальной общности и т.д., во всем комплексе сущоетпугяіих и ней взаимосвязей, процессов,

8.

контекстов и закономерностей.

Особого внимания заслуживает широко используемый в настоящем исследовании регионально-цивилизационный подход, разработанный в начале 19й0-х гг. Дж.К.Михайловым и предполагающий отношение к любому явлению музыкальной культуры как к продукту определенной цивилизации. Музыкальный аспект цивилизации Дх.К,Михайлов трактует как "максимальную реальную общность специальных институтов музыкальной культуры, функционирующих в определенном регионе, музыкально-культурных традиций, принципов музыкального мышления (хотя бы на уровне одной культурной страты), основанную на осознанной необходимости сосуществования".

Помимо указанных научных подходов, составляющих методологическую базу данной работы, в исследовании нашли применение отдельные концепции ряда развитых в современных гуманитарных науках теорий, таких, например, как адаптивная интерпретация культуры, термодинамическое, культурно-биологическое и культурно-экологическое направления в американской антропологии. Применительно к целям настоящего исследования особенно плодотворным представляется обращение к функциональному направлению в интерпретации культуры, в течение вот уже нескольких десятилетий формирующемуся в западной антропологии (Дк.Стюард, А.Кребер, К.Клакхон н др.), но получившему полноценное теоретико-методологическое обоснование в советской культурологии. Главным в достижениях функционального подхода по отношению к данной работе является выработанный Э.С.Маркаряном взгляд на явления культуры как на носителей ее функций.

Теоретическое значение работы заключается в том, что здесь впервые в советском музыкознании проблема музыкального жанра выведена на максимально универсальный уровень мировой культуры.

9.

В работе выявлен комплекс аспектов, позволяющих полно и многосторонне осветить данную проблему, включая вопросы генезиса и эволюции музыкальных жанров, их социокультурной обусловленности, специфики музыкально-выразительных средств и т.д. Многие предложенные в работе ракурсы исследования могут быть плодотворно развиты. В то же время работа демонстрирует гибкость и высокую степень универсальности используемого в ней научного аппарата, прилояимого, по мнению автора, к достаточно иирокому спектру актуальных проблем музыкознания: изучению разнообразна музыкальных традиций, форм коммуникации, специальных институтов, социокультурных процессов и т.д.

Практическое значение работы состоит в возможности ее применения в курсе "Музыкальные культуры мира", читаемом в Московской консерватории, и аналогичных дисциплинах, ведущихся в других музыкальных вузах. Работа может также оказаться полезной для культурологов, востоковедов, американистов и представителей других гуманитарных наук, занимающихся проблемами культуры и цивилизации.

Апробация работы. Основные положения данного исследования выносились автором на обсуждение в докладах и сообщениях на. Все союзной конференции музыковедов "Проблема национального в соя-ременном композиторском творчестве" (Ереван, 1986), Международной конференции "Культурные процессы в развивающихся странах" (Москва, 1986), У Международном конгрессе монголоведов (Улан-Батор, 1987), Ш Международном музыковедческом симпозиуме (Сямар-канд, 1987), Советско-индийском семинара "Традиции и современность в индийской музыке" (Москва, 1907), Международном круглом столе "История и культура монголояэнчннх народов (Улан-Уда, 1909), заседаниях специального семинара по монголоведению п

10.

ИМЛИ им. А.М.Горького АН СССР и организованных данным институтом конференциях, на заседаниях Комиссии по истории США и Канады Научного Совета по истории мировой культуры АН СССР, конференции "Образ и действительность в искусстве и социальной мысли США" (Москва, 1986), а также на заседаниях кафедр Истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.Иі Чайковского н Теории музыки Тбилисской государственной консерватории им. В.Сараджишвили.