Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Трофимова Глюза Ильясовна

Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана
<
Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трофимова Глюза Ильясовна. Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Трофимова Глюза Ильясовна; [Место защиты: Казан. гос. консерватория им. Н.Г. Жиганова].- Казань, 2009.- 301 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/131

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История собирания и изучения песенного фольклора православных татар (кряшен) 9

Глава 2. Обрядовая система в песенной традиции бакалинских кряшен 20

Глава 3. Поэтическая организация 54

3.1. Поэтическое содержание песен 56

3.2. Художественные средства народной поэзии 77

3.3. Поэтическая форма песенных текстов 86

Глава 4. Музыкально-стилистические особенности песен бакалинских кряшен

4.1. Метроритмическая организация 93

4.2. Ладоинтонационная организация 103

4.3. Особенности гетерофонной фактуры 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127

БИБЛИОГРАФИЯ 134

Введение к работе

Изменения, произошедшие в постсоветский период, открыли широкие возможности не только для переосмысления и достоверного освещения накопленных знаний в области этногенеза татарского народа, его материальной и духовной культуры, но и поисков новых подходов в исследовании данной проблемы. Только за последние несколько лет ученые Татарстана опубликовали большое количество трудов по истории и этнографии татар1. Одной из наиболее сложных и спорных проблем этого направления остается вопрос классификации татарской этнической общности с ее довольно сложной структурой.

В этнокультурной дифференциации татар волго-уральского региона выделяются следующие этнические подразделения, называемые субэтносами: казанские, касимовские татары и татары-мишари [Исхаков, 2002, с. 16]. Однако на этом субэтническом уровне возникает проблема разделения татар на разные конфессиональные группы - мусульман и православных (крещеных). Крещеные татары (кряшены) не укладываются в рамки указанных субэтносов, что позволяет считать их особой субконфессиональной общностью [Исхаков, 2002, с. 16].

Внутри этих субэтносов этнографы выделяют этнорегиональные группы. Например, центральные, чепецкие (кировские), пермские, оренбургские,

Среди них необходимо выделить коллективную монографию «Татары» - М., 2001.

тептяри (казанские татары); темниковские, лямбирские, сергачские (мишари). Отдельные группы входят и в состав крещеных татар, которые расселены, в основном, в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии, а также в Кировской и Челябинской областях.

В вопросах региональной классификации татар-кряшен исследователи
смешивают самые разные принципы: географический {восточнозакамская.
западнозакамская,
западнопредкамская группы), топонимический

(нижнекамские, елабужские, заинско-шешмипские, чистопольские,

молькеевские, бакалинские), этнонимический (нагайбаки).

Бакалинские - это этноконфессиональная группа татар-кряшен, имеющая общую историю с нагайбаками. К данной группе примыкают кряшены, проживающие в Илишевском и Шаранском районах Башкортостана, Муслюмовском и Мензелинском районах Татарстана. Все они объединены общей духовной традицией, имеют единую обрядовую и песенную систему. Поскольку территория их расселения занимает бассейн рек Сюнь и Ик, этномузыколог Г.М.Макаров предлагает называть их (аналогично наванию одной из групп восточных марийцев, проживающих здесь) икско-сюньскилт кряшенами.

Предметом нашего исследования является лишь один сегмент данной традиции - культура татар-кряшен, проживающих в селах Бакалинского района Башкортостана, получивших свое название от кустового села Бакалы.

Научная литература располагает различными версиями об их происхождении. Одни исследователи считают этническим ядром кряшен данного региона казанских татар, переселенных после крещения в середине XVI века (см.: Кошелев). По другой версии - казанских татар, переселенных после крещения в XVIII веке (см.: Шакуров, Якупов). Третьи - относят предков кряшен Башкортостана к ногайско-кыпчакской группе, вышедших из

'Тептяри — приуральская группа татар, возникшая по причине вынужденного переселения казанских татар с середины XVI века. Слово тептяр образовалось от искаженного дэфтэр (тетрадь), ибо казанские татары-переселенцы закрепляли свой договор с башкирами об аренде земли записями в тетрадях.

центральных районов Казанского ханства (см.: Баязитова, Исхаков). Доказательством тому служат названия отдельных сел Бакалинского района (Яца Балыклы, Дияшево), созвучных названиям сел Лаишевского (села Балыклы-Чукаево, Старый Яваш) и Мамадышского (с. Балыклы) районов. Состав местного населения увеличивался за счет крещения башкир, а также освобожденных из киргиз-кайсацкого (казахского) плена и насильно крещеных — персиян, афганцев, каракалпаков, турков, аравитян, армян, арабов и др.

С 1736 г. часть кряшен Уфимского уезда была определена в казацкую службу с целью осуществления военного надзора над местным населением и охраны восточной пограничной линии с Киргиз-кайсацкой ордой. Село Нагайбак переименовывается в крепость, постройку которой связывают с именем начальника Оренбургской экспедиции статского советника И.К.Кириллова. Казаки-кряшены жили в крепости Нагайбак и в близлежащих селах. О происхождении слова нагайбак исследователи выдвигают две версии. Одни связывают с именем собственным - мужским Нагайбак, а, точнее Нугайбек или женским — Нугайбикэ (см.: Шакуров). Другие трактуют этослово как «ногай-бек», т.е. «ногайский князь» (см.: Ахметзянов).

В 1842 году по причине сложности патрулирования восточной пограничной линии и под предлогом ее усиления казаков-нагайбаков переселяют на вновь созданную Верхне-Уральскую защитную линию вдоль пограничной полосы с Киргиз-Кайсацкой ордой. Переселенцы были поселены на территории Оренбургского и Троицкого округов. В память о былом проживании в Уфимской губернии нагайбаки сохранили некоторые названия сел - Кили (Кассель), Сарашлы (Остроленко), Балыклы (Париж) и др.

Таким образом, к XX веку произошло разделение татар-кряшен на две группы: бакалітские (ныне кряшены Башкортостана) и нагайбаки (ныне кряшены Челябинской области). Освобожденная территория Уфимской губернии после переселения нагайбаков стала заселяться, чувашами, марийцами, русскими из Казанской губернии и близлежащих волостей. Крещеные чуваши и марийцы после переселения продолжали долгое время

сохранять свои языческие обычаи.

Для данной группы татар-кряшен характерен ряд особенностей, отличающих их от других групп татар: сохранение старинных форм языка, песен, традиций, обычаев, личных имен. Этнокультурные черты группы татар-кряшен Башкортостана формировались под влиянием нескольких культурных пластов. В ее самобытности отразились древние традиции татар, элементы культуры ассимилированных в ее составе финно-угорских народов Поволжья и Приуралья и выходцев из Центральной Азии и Ближнего Востока. Под влиянием христианской религии и внутренней социальной организации казачьих обществ сложился особый менталитет бакалинских кряшен, сформировались отличительные черты в материальной и духовной культуре и в языке. Исследователи находят ряд признаков, позволяющих выделить отдельный бакалинский диалект (см.: Баязитова). Данный, фактически неизученный в татарской фольклористике песенный пласт существенно-раздвигает границы национального стиля, расширяет сферу фольклорных интонаций и дает представление о реальном многообразии и богатстве традиций народной'Музыкальной культуры.

Если в современной этномузыкологии довольно активно ведется исследование народно-музыкального творчества региональных групп православных татар (см. первую главу диссертации), то работы по собиранию и изучению фольклора татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана полностью отсутствуют. Именно это обстоятельство объясняет актуальность и выбор темы данной диссертации.

Объектом исследования является музыкальная культура одной из совершенно неизученных этнорегиональных групп православных татар.

Предметом исследования выступают поэтическая и музыкальная стороны народно-песенного творчества данной группы татар-кряшен.

Целью настоящей работы является рассмотрение песенной традиции татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана, комплексное описание обрядово-песенной системы данной этноконфессиональной группы, анализ

характерных особенностей поэтического и музыкального стилей с точки зрения

выявления их этнорегиональной специфики.

В соответствии с обозначенной целью определяются основные задачи: .1) реконструирование традиционной обрядовой системы в рамках

«внесемейного и семейного функционирования» \Алъмеева,1989, с. 10];

2) анализ поэтической организации песенного творчества данной
этнотерриториальной группы с характеристикой особенностей содержания
текстов, поэтического стиля и композиционного строения;

3) изучение музыкальной стилистики мелодики песен с выявлением
этнорегиональной специфики:

а) метроритмической организации;

б) ладоинтонационной организации с выявлением интонационных
стереотипов;

в) принципов формирования гетерофонной фактуры, и типов развития;;
многоголосия.

Источниковой базой исследования послужили образцы, впервые записанные автором настоящей работы в селах Бакалинского района-республики Башкортостан в период с 2000 по 2006 годы. Всего обследовано 12 деревень: с.Бакалы, Умирово, Утарово, Ново-Илеково, Старо-Азмёево, Новые Маты, Старые Маты, Бузюрово, Петровка, Новые Балыклы, Курчеево, Нарат Чокыр. В своей работе автор использует данные некоторых местных краеведов, источники личного происхождения в виде воспоминаний пожилых этнофоров о проведении старинных обрядов, о характере их бытования, а также записи отдельных текстов уже не интонируемых обрядовых песен и т.д.

Методологической основой диссертации послужил комплекс теорий, сложившийся в отечественном теоретическом музыкознании. В данной работе мы опирались на методологические подходы, разработанные в трудах отечественных этномузыкологов К.Квитки, ИЗемцовского, Э.Алексеева, а также на выводы исследований региональных историков (Д.Исхакова, Р.Хакимова), лингвистов (Ф.Баязитовой), этнографов (Р.Уразмановой,

Ю.Мухаметшина), этномузыкологов (Н.Альмеевой, И.Нуриевой, Э.Каюмовой, З.Сайдашевой, Г.Кондратьева, О.Герасимова, Г.Макарова и других).

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии (130 наименований), приложения, комментарий и алфавитного указателя песен. Приложение представляет собой сборник нотных транскрипций собранных аудиозаписей в количестве ПО образцов. В основу систематизации его материала взят общепринятый принцип деления на обрядовый и необрядовый фольклор. Первый вид представлен в сборнике песнями* только семейно-бытового функционирования. К сожалению, песни аграрного календаря нам не удалось зафиксировать. Исключением является лишь одна песня, исполнявшаяся во время сенокоса (№51). Этот раздел сборника представлен гостевыми и свадебными {мэщлес нэм туй э/сырлары), поминальными песнями (улгэн кешене искэ алу ашы э/сырлары), песнями проводов солдата {солдат' озату щырлары), помочными песнями (вмэ щыръг). Второй раздел (необрядовый) включает лирические песни (рзын нэм салмак квйлэр), напевы уличных гуляний» и деревенские напевы (урам нэм авыл кейлэрё), такмаки и короткие напевы {такмаклар нэм кыска квйлэр). Однако, как отмечал и М.Нигмедзянов, это деление условно. В расположении песен внутри жанровых групп мы придерживались алфавитного принципа.

Йотирование образцов осуществлялось на основе теоретической концепции аналитической нотации Э.Е.Алексеева. В мелодике напевов сохранено своеобразие ладовой природы, не совпадающей иногда с тональной практикой европейской академической музыки. Поэтому при ключе выписываются только реально используемые знаки альтерации в порядке их появления в нотном тексте. Каждую огласовку согласных мы выделяем в нотах отдельной длительностью. При транскрипции соблюдается принцип диалектных особенностей местного говора и песенного произношения слов.

К сборнику прилагаются комментарии, в которых содержатся паспортные данные к песенным образцам с указанием времени, места фиксации и сведений об этнофорах, а также алфавитный указатель песен.

Поэтическое содержание песен

Коллективная манера пения диктует и поэтическое содержание, которое отличается удивительной объективностью высказывания. В песнях кряшен, в отличие от лирики казанских татар, практически не встречаются высокопарные обращения к своей возлюбленной (возлюбленному) с обилием красочных эпитетов, сравнений, параллелизмов, идущих от суфийской поэзии. В поэтической лирике бакалинских кряшен господствуют эстетические критерии, тесно связанные с их коллективным мышлением. Это — воспевание духовной красоты человека, взаимная поддержка людей, умение ценить дружбу, глубокое почитание родственных отношений, любовь к родному краю. Немало песен содержат размышления о пройденных молодых годах, воспоминания о счастливой поре, наставления молодым.

Одно из центральных мест в песенной лирике бакалинских кряшен занимает группа песен о родном крае, о тоске по родным и близким людям. Эта тема встречается практически в каждой жанровой разновидности песен: в гостевых и застольных, в свадебных, в поминальных, в меньшей степени — в песнях внесемейного функционирования. Все эти песни являются плодом творчества тех людей, которые по тем или иным причинам были вынуждены покинуть родные места (рекруты, солдаты, замужние женщины, люди, переехавшие из родных краев в другие места для проживания), либо людей, временно или навсегда потерявших своих близких (в связи с уходом на службу в армию, отъездом, смертью). Главным мотивом подобных песен является именно любовь и восхищение своей родной землей, воспевание красоты родных мест, в отличие от лирики казанских татар, где центральным является выражение тоски по дому, стремление вернуться на родину:

И, ямъле дз Свнзкзй буйларында, Как хорошо на берегах Сюни, (№19)

Тату йврсэк безгэ кем тияр. Если будем дружны, кто нас тронет.

Матчай урамнарыннан без утэек, Пройдем мы по улицам Матов, (№90)

Яшелкзй дэ ефэклзр сутэек. Распустим зеленые шелка.

Яшелкэй дэ ефэклзр, яшьлзр йорж, Зеленые шелка, молодые сердца,

Бер жырламай ничек, ай, туззек. Невозмоэюно нам без песни.

Любовь к родине тесно переплетается в песнях с выражением тоски по

близким родственникам, со стремлением скорее встретиться:

Басу капкаларын чыккан чакта Когда выходил я за ворота, (№50)

Камчыларым калды каерылып. Сломалась моя плеть.

Камчыларым очен укенмимен, Плети той мне не жаль,

Туганнарым калды аерылып. Расстался я со своими родными

Иртэннзрдэ томан, ай, твшэ, По утрам туман опускается, (№75)

Кара карлыган пешэ. Созревает черная смородина.

Сзхрзлзргз чыгып бер жырласам, Как запою я в полях,

Сез, дусларым, искз твшерзм. Сразу вас вспоминаю, друзья. Тоска по родным, в свою очередь, напрямую связана с желанием совместного пения, что выражается в воспоминаниях о былом пении, либо в мечтах о возможном коллективном гулянии:

Эрнэш урамнары киц урам, Улицы Арняша широки, (№71)

Уртасыннан ага гврлэвек. Посреди нее течет ручей.

Щыенкайда дуслар щыелышкач, Когда соберемся с друзьями вместе,

Кугэрченнэр кебек ощырларбыз. Споем, словно голуби.

Сен сулары алкын, суы салкын, Река Сюнь полноводна, вода в ней (№35)

холодна,

Ак урдэклэр каршыда йвзэ алмый. Белые уточки напротив не могут плыть.

Сез, дусларым, безгэ бигрэк якын, Вы, друзья, очень близки нам,

Бер щырламый кунеллэрем тузэ алмый. Не могу я стерпеть, чтобы не спеть.

Таким образом, даже в песнях, объединенных названием «любовь к родине», выражается главная суть бакалинской песенной традиции — большая значимость хорового исполнения и огромное почитание родственных отношений.

В отличие от песенной поэзии других групп татар, в песнях бакалинских кряшен совершенно не встречается тема сиротства, одиночества. Это вновь свидетельствует о большой силе родственных связей, об общинной, коллективной традиции жизни населения данного региона.

Метроритмическая организация

Изучение метроритмической организации традиционных песен бакалинских кряшен, при всем ее: многообразии, позволяет выявить определённую системность..Учитывая большую роль в формировании данной этнической группы чувашского компонента (о чём говорилось выше), невольно напрашивается параллель с песенной культурой чуваш- в частности с особенностями ритмики; столь глубоко изученной этномузыкологом М;Е.Кондратьевым. Собранный нами материал позволяет определить сущность ритмической организации песен бакалинских кряшен?и выявить эти; параллели; В; первую очередь- необходимо выделить, два вида ритмических формул, связанные с разными, жанрами- и с разными; истоками: квантитативный; и регулярно-акцентный. Первый; вид (квантитативный) по мнению М.Г.Кондратьева, имеет у народов Поволжья: (не мусульман) раннее происхождение, не имеющее ничего общего с более поздней квантитативностью арабо-персидского аруза, заимствованного тюрками-мусульманами [Кондратьев, 2007, с.56]. Поскольку в бакалинской традиции; этот ритм связан преимущественно с обрядовыми песнями (гостевые, свадебные, проводы солдата, поминальные), назовём его типовым. Понятие «типовой» мы относим к тем напевам, которые включают социально осмысленные знаки, т.е. отшлифованные музыкально-народной практикой, присущие конкретной социальной среде. Однако в песенной практике бакалинцев бытует немало образцов, явно тяготеющих к песенной культуре казанских татар. Это — таюлаки, авыл квйлэре (деревенские напевы), тугэрэк yen квйлэре (хороводно-игровые); основанные на регулярно-акцентном ритме. Поскольку эти жанры бытуют и у других этнических групп татар и даже у некоторых народов, финно-угорской группы, то их принято называть жанрами «общетатарской песенности». Назовём напевы этих жанров, в отличие от первых, атиповими.

Значительный интерес представляют типовые напевы, в ритмических структурах большинства которых отчетливо проявляются элементы квантитативной системы с наличием нескольких стоп (Харлап) либо ритмических ячеек (Кондратьев) с неравными (долгими и краткими) длительностями.

Традиционные протяжные песни бакалинских кряшен в своей основе опираются преимущественно на 11-10-сложный стих (значительно реже встречается 10-9-сложные стихи). При небольшом числе разновидностей метрических структур 10-11-сложных- стихов, их ритмическое наполнение достаточно разнообразно. Варьированию подвергается внутреннее строение ритмических ячеек, но не количество- ячеек внутри строки. Ритмическое структура ячеек в песнях исследуемой традиции во многом совпадает с ячейками в чувашских песнях, описанных Кондратьевым [см. Кондратьев, 1990, с.51, таблица 15]. Отметим лишь, что ячейка может состоять из равнодлительных элементов (например, J , J J ) и разнодлительных элементов ямбического характера (короткой и более долгой, типа, У J, i1 J). Ритмические различия фраз-стихов касаются, главным образом, долгого элемента в ритмической ячейке. Каждый исполнитель по своему усмотрению выдерживает долгий звук, сохраняя при этом общую метрическую сетку строки.-сложные ритмоформулы господствуют преимущественно в первых строках строфы. В песенной практике типовых жанров бакалинцев можно выделить пять разновидностей этих строк, состоящих из двух полустиший в соотношении 7+4: Значительно реже 11-сложный стих лежит в основе второй строки. Здесь он может иметь различное строение — 7+4 или 8+3:

Все указанные ритмоформулы встречаются в протяжных лирических, гостевых, поминальных песнях, в песнях проводов солдата. Наиболее распространены первые две ритмоформулы. Характерным признаком всех видов (за исключением №3) является ямбическое окончание.

Вторая строка чаще всего образована 10-сложным стихом в соотношении 7+3. В изучаемых песнях распространены четыре вида подобных ритмоформул:

В случае, когда 10-сложный стих лежит в основе первой строки, он состоит из 6-ти и 4-хсложных полустиший. Вторые строки подобных песен основаны на 9-сложном стихе. Такая структура не характерна в целом для песен бакалинских кряшен и встречается в единичных образцах:

Ритмоформулы в объеме фразы-стиха образуют ритмическую форму напева-строфы, называемую исследователями фольклора народов Поволжья по-разному: "ритмическое клише" (Альмеева), "музыкальная рама" (Нуриева). Эти формулы реализуются в рамках полустрофы и могут состоять из двух (часто с повтором второй строки) или трех мелострок. Например, слогоритмические формулы двухстрочных напевов с наличием чётко выраженного ямбизма выглядят следующим образом:

Эти метрические формулы наиболее популярны в песнях бакалинских кряшен и в разных напевах варьируются, благодаря увеличению протяжённости долгих слогов.

Вторая схема, в отличие от ямбического семисложника первой формулы, основана на равнодлительном семисложнике:

II (7+3) Наиболее типичны для исследуемых песен трехстрочные композиции с короткой второй строкой, выполняющей функцию как бы "цепного запева" (И.Земцовский), характерные для русских протяжных песен, ибо предвосхищает начальную фразу (или слово) второй поэтической строки: Матчай буйлары киртлэч, киртлэч,

Ладоинтонационная организация

С точки зрения ладоинтонационной организации в песнях бакалинских кряшен можно выделить два вида: ангемитонный и гемитонный с господствующим значением первого. В отношении использования ангемитонного лада вполне приемлема классификация Н.Альмеевой, подразделяющая его на формульный пласт и бесформульный. Однако их целесообразнее было бы назвать типовой и атиповой пласт. К бесформульному пласту Альмеева относит напевы "общетатарского" типа, имея в виду, по всей вероятности, напевы казанских татар [Альмеева, 1989, с. 11].

Типовой пласт (в отличие от заинско-шешминских кряшен, исследованных Н.Альмеевой) у бакалинцев представлен преимущественно бестерцовыми формами (т.е. без наличия терции от нижнего звука), из терцовых структур - только в наличием м.З в объеме квинты, сексты, септимы.

Каждые из этих типовых ладовых образований представляет собой определенную систему со своими закономерностями интонационного развития, со своим соотношением дихордовых, трихордовых и тетрахордовых попевок. Напевы в объеме квинты бестерцового пласта основаны на соотношении нескольких самостоятельных интонационных ячеек со своими опорными тонами. Рассмотрим их реализацию в песне Идэш урамнары кщурам... (№16). В основе верхнего голоса лежит квинтовый трихорд (b-as-es). Причем мелодия развертывается в рамках секундового дихорда (6.2) с устоем "as" и лишь в кадансе трихорд интонируется полностью. В основе мелодии нижнего голоса лежит квинтовый тетрахорд (b-as-f-es) с интонированием восходящей и нисходящей кварты и нижний секундовый дихорд. Если выписать эти попевки, то получим следующую схему:

верхний голос нижний голос

Несколько иная картина соотношения- попевок в песне Утэ, сутэ... (№93). Мелодия каждого из двух голосов основана на обыгрывании собственного, секундового дихорда (d-e и h-a). И- лишь каденция верхнего голоса, приводящая к общему устою, завершается типовым нисходящим, квинтовым трихордом:

верхний голос нижний голос

Идентичное развитие мелодии наблюдается и в других песнях (см.№17, 45, 46, 47, 84 и т.д.). Например, в песне Иртэннэрдэ торып квйлэп салдым... (№45) интонационные характеристики попевок выглядят следующим образом. Верхний голос основан на квартовом трихорде с интонированием восходящей кварты (a-d-c) и завершается нисходящим квинтовым трихордом (d-c-g). В основе мелодии нижнего голоса лежат тот же квартовый трихорд и каденционный секундовый дихорд (a-g):

Интонирование кварты может уравновешиваться противоположным движением (как в предыдущем примере), либо звучать в прямом, например, в песне №40, где мелодия основана на квинтовом трихорде:

Вторая бестерцовая ангемитонная структура (секстовая) представлена интонированием терцового трихода (б.З) с типовым завершением нисходящего квинтового трихода, как, например, в песне Алтынкай мэчетлэр янадыр.верхний голос нижний голос

Яркая отличительная черта эстетики музицирования кряшен — это коллективность пения. Архаический- многоголосный фольклор православных татар, к сожалению, до сих пор не получил достаточно полного освещения- в научной литературе. В работах Р.А.Исхаковой-Вамбы и М.Н.Нигмедзянова как первых исследователей музыкальной культуры данной этноконфессиональной группы музыкальные образцы- либо зафиксированы одноголосно, либо эти примеры не оценивались как многоголосные . и не удостаивались-соответствующего анализа-(при характеристике многоголосного пения кряшен нередко употреблялся термин «случайное многоголосие»). Впервые многоголосие крещеных татар было исследовано и описано Н.Ю.Альмеевой [Альмеева, 1986, 1998].

Н.Альмеева подчеркивает принципиально коллективное общинное пение кряшен, называя его «коллективным самовыражением». Причины многоголосного пения кряшен исследователь видит не в результате христианизации (с XVI в.) или во влиянии культуры других народов, а в сохранении его с более древних времен. «Песенная культура кряшен явно несет в себе «звуковую информацию» весьма отдаленных эпох — и дохристианских, и домусульманских. Песенная традиция кряшен уходит корнями в архаическую стадию формирования музыкальных традиций Волго-Камья в целом. Христианизация, в отличие. от исламизации народов Поволжья, видимо не несла столь жестких запретов на обрядовое музицирование. Поэтому мы трактуем христианизацию не как фактор возникновения многоголосия у кряшен, а как фактор сохранения его как такового» [Альмеева, 1986, с.23].

По характеру многоголосной традиции Н.Альмеева подразделяет кряшен Поволжья и Приуралья на три крупных ареала:

1. Гетерофонный, являющийся наиболее архаичным с эпицентром Закамье.

2. Бакалинская песенная традиция, для которой»характерно двухголосие.

3. Казачья традиция.

Изучая многоголосие первого ареала на примере песенной традиции заинско-шешминских кряшен, Н.Альмеева впервые определяет типологию гетерофонной фактуры, выделив два вида:

1) фактура с нефиксированной вертикалью, т.е. нефиксированная синхронно;

2) фактура с фиксированной вертикалью, где на сильные доли приходятся уже гармонические интервалы.

Многоголосие напевов бакалинских кряшен представляет собой более развитое явление, выходящее за рамки установленной типологии. Во-первых, это не только двухголосие. Во-вторых, вертикаль проявляется не только на. сильных долях. Для бакалинцев характерно однотембровое пение (женский дуэт или ансамбль) и разнотембровое (мужское и женское групповое пение). Оба эти вида ансамбля реализуют многоголосие по-разному: в тесном расположении голосов (в амбитусе квинты, сексты) и с октавным удвоением (октавный параллелизм).

Суть гетерофонии, как известно, одновременное звучание вариантов одного напева, их стихийное отклонение относительно друг друга. Для пения женского ансамбля в тесном расположении характерны гетерофонные фактуры разного типа. К первому из них относится почти унисонное пение с эпизодическим расхождением голосов, образующее по вертикали гармонические интервалы. Данный вид фактуры приближает пение бакалинцев к песенной культуре казанско-татарских кряшен.Иначе реализуется секстовый пентахорд (a-b-d-e-fis) в песне №8. В первых фразах мелодия основывается на квартовом трихорде (a-b-d), а в нижнем голосе - с захватом нижней терции {fis-a-b-d).

Похожие диссертации на Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана