Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы цикличности в кантатах и ораториях грузинских советских композиторов Чогошвили, Мери Акакмевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чогошвили, Мери Акакмевна. Принципы цикличности в кантатах и ораториях грузинских советских композиторов : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Тбилиси, 1990.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Нантатно-ораториальные произведения занимают значительное место на путях развития профессиональной грузинской музыки. Одной из самых значительных проблем является проблема национального генезиса грузинского кантатно-оратори-ального цикла, отражение некоторых общих и индивидуальных явлений в циклах советских грузинских и русских кантат и ораторий, принципов цикличности. С этой точки зрения полезно изучение избранных образцов вокально-симфонического жанра для определения его роли, особенностей и содержания.

Грузинские кантатно-ораториальныа произведения отмечены значительными достоинствами. Зтот жанр вокально-симфонической музыки от зарождения до наших дней обогатился наилучшими творениями, в которых в полной мере проявилось поступательное движеще грузинской музыки, высокий профессионализм каждого творца -музыканта, отточенное мастерство, овладение сложнейшими закономерностями современной композиторской техники, наконец - оригинальность письма, проникнутого ритмическим, интонационным и тембровым богатством и многообразием уникальной грузинской народной музыки. Это последнее ясно показывает самое значительное - неразрывную связь творца-музыканта с национальной почвой.

Чем вызвана популярность указанного жанра, его актуальность сегодня? Он характеризуется, в первую очередь, богатством и многообразием выразительных возможностей, оригинальностью осмысления,актуальностью темы, синтетичностью и легкостью восприятия.

Жанр кантаты и оратории за многие годы развития (почти за три столетия) подвергся значительным изменениям; С момента зарождения этот жанр был близок народным массам, поэтому совершенно естественно, что его эволюция была связана с запросами эпохи. 6 произ-

- с -

ведениях данного жанра отражены все важнейшие моменты жизни нар да. И это предопределяет их громадную популярность.

Целью исследования является изучение принципов цикличности кантатах и ораториях грузинских композиторов. Уже много лет гру эинские советские композиторы проявляет повышенный интерес к ВС калыю-симфоническоцу жанру. Ch является мощным средством напря женной публицистичности и проявления высокой гражданственности, торое характеризуется разнообразием контрастности исторической социальной тематики. В произведениях указанного жанра, начиная первых его образцов и по сей день, ясно прослеживается мощный пульс развития, в то же время ясно проявляется и процесс высоко художественного и мастерского усвоения современного композиторе кого мышления и национальной основы, что прослеживается наиболе полно в творениях последних лет.

многообразен круг художественных образов указанных произвед ний. Разнообразны композиционные средства для максимального вон щения замысла.

При-исследовании произведений характера грузинских кантат и ораторий необходимо коснуться двух значительных проблем: первая ясно выявляет национальную самобытность жанра,что заключается в вопросе национального генезиса и, в частности, в 4-х его исток

Заслуживает внимания и второй проблема - взаимосвязи грузин ких кантат и ораторий с русскиыи советскими произведениями этог же жанра. Весьма интересно их срашшние с точки зрения эволюции развития и композиционного строя. В этом случае заметны сходные особенности. Нашей целью является выделение художественно значи тельных образцов данного жанра, определение их тематики, строен способов развития в цикле и его основных принципов.

Отой цели соответствует круг основных» задач работы. Для выя

- З -

ления качества цикличности в грузинских кантатах и ораториях совершенно целенаправленно нами исследованы сквозные и смешанные вокальные формы, контрастно-составные, куплетные и куплетно-ва-риантные формы.

Заслуживает большого внимания вопрос взаимодействия музыки и текста. В нашем труде даны как положения и утверждения отдельных ученых, так и сопоставление их. В процессе исследования появилось наше отношение и независимая позиция к тем или иным вопросам.

Предметом исследования является состав цикла грузинских кантат и ораторий и его основные особенности. Исследуются кантаты 3. Палиашвили и М.Баланчивадзе, оратория И.Мтвелидзе "Кавкасиони", кантата Л.Чимакадэе "Сердце Картли", оратория А.Мачаварианй "День моей родины", оратория А.Шаверзашвили "Слава Октябрю", оратория О.Тактакишвили "По следам Руставели", оратория С.Насидзе "Родина моя", оратория Р.Габичвадзе "Ca-n.tv^s Ai^mcornus "("Хвала гуманизму"), кантаты И.Кечакмадзе "Родине", "Об Илии" и др.

Необходимо отметить, что на протяжении ряда лет предметом нашего научного изучения являлись кантаты и оратории русских советских композиторов: С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова, Р. Щедрина, А.Шнитке и В.Гаврилина (а также А.Арутюняна, Е.Балсиса, Б.Кутавичоса). В результате этого мы смогли выдвинуть на первый план проблему индивидуального и общего в циклах грузинских и русских кантатно-ораториальных циклах.

Метод исследования. Методологической основой работы является принцип историзма в сочетании с системным подходом к изучению и оценке высокозначимых явлений. Исходя из этого, исследование опирается на важнейшие положения музыкальной науки, выработанные в разных ее областях - эстетике, теории (а также, в частности, социологии и психологии восприятия).

Основой рассмотрения национального генезиса грузинского кан-татно-ораториального цикла явились труди академика И.Джавахишви-ли "Основные вопросы истории грузинской музыки" и профессора Д. Джанелидзе "История грузинского театра (народные истоки"). Особую роль в разработке темы играют также аналитико-грамматический,сравнительный методы анализа музыкальных произведений (проблема общего и особенного).

Научная новизна работы заключается в следующем:

представление грузинской кантаты.и оратории с первых образцов по сей день в динамике и научное изучение строения и особенностей цикла является первым опытом в грузинском музыковедении;

при кратком обоЗрении проблемы историзма в музыке еще более ясно определилась ценность вопроса национального генезиса грузинского кантатно-ораториального цикла и реальность его существования;

при исследовании принципа цикличности в грузинских кантатах и ораториях проявились весьма интересные музыкальные формы: сквозная и смешанная вокальные, контрастно-составная, куплетная и ку-плетно-вариактная; выявился контраст и принцип сквозного развития как главная основа образования цикла;

в вокально-симфонических циклах устанавливается использование полифонических форм и полифонических способов развития, а также драматургическое осмысление места и роли народных лестен;

основополагающей силой является логический процесс взаимодействия слова и музыки. В этой связи однозначно понимаемым можно считать громадное значение выявленных в достаточной мере структурных закономерностей особенности форм поэтических творений;

со всей полнотой выявлена проблема общего и особенного, которая проявляется в результате сложного процесса сравнительного анализа некоторых общих и индивидуальных qco6eHHOcTeB грузинских

-5 -и русских советских кантатно-ораториальных циклов;

- с научной точки зрения определен сложный процесс взаимоотношения и взаимопроникновения различных жанров; в то же время, в свою очередь, налицо и образование совершенно нового (хотя и родственного) жанра - хорового концерта.

Практическая значимость исследования. Кроме научной значимости, работа имеет и учебно-практическое назначение. При анализе музыкального произведения и изучении кантаты и оратории труд приобретает значение вспомогательной литературы и дополняет материал по изучению грузинской кантаты и оратории. Надо отметить возможность применения результатов теоретической по своей направленности работы, которая заложена в наблюдениях и выводах, изложенных в ней, в самом подходе - целостном изучении новых форм, в методике анализа вокально-симфонических произведений; многие положения могут служить методологическим и методическим руководством в разработке анализа как грузинской народной музыки, так и профессиональной вокальной, вокально-симфонической и хоровой музыки.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях кафедры теории музыки и кафедры эстетики и искусствоведения Тбилисской гос.консерватории. Основное содержание работы освещено' в публикациях. Материалы исследования включены автором в лекции по курсу анализа музыкальных произведений.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литератури и нотного приложения. Общая структура исследования, продиктована замыслом рассматриваемых проблем.