Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха Сидорова Елена Викторовна

Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха
<
Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сидорова Елена Викторовна. Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 Москва, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:07-17/18

Введение к работе

Обоснование темы диссертации

Более двух с половиной столетий музыковеды всего мира обращаются к феномену музыки И.С. Баха, пытаясь охватить поистине гигантское наследие композитора, осмыслить и понять круг его художественных образов, разгадать тайну творчества, объяснить непостижимое сочетание гениальности и технически безупречного мастерства, земного и божественного начал в творчестве великого художника.

Мировой фонд музыковедческих исследований творчества Баха показывает, как с течением времени изменялся интерес к художественным объектам баховского искусства, привлекающим внимание ученых, и угол зрения при подходе к ним, и методы научного анализа. И это объясняется не только развитием научной мысли, но и необъятным содержанием творчества Баха. На каждом историческом этапе изучения этого творчества раскрываются все новые и новые пласты содержания, новые художественные средства, которыми пользовался композитор. В этом поступательном процессе познания содержания, смысла и техники баховского творчества неминуемо возвращение к одним и тем же жанрам музыки композитора, которые всякий раз предстают в понимании музыкантов и ученых разных поколений как вновь открываемые, заново осмысливаемые. Подобно тому, как исполнители в течение нескольких столетий не перестают раскрывать в баховских сочинениях новые оттенки смысла и новые нюансы трактовки, так и ученые видят и воспринимают одни и те же сочинения Баха по-разному. Поэтому первым побудительным стимулом для создания настоящей работы была попытка обобщить и систематизировать накопленный на сегодняшний день научный опыт музыкознания, касающийся кантатного творчества Баха. Вторым побудительным стимулом явилось рассмотрение кантат с позиций участия в них протестантского хорала. Огромное значение протестантского хорала в творчестве Баха (и, особенно, в его духовных сочинениях) давно является бесспорным фактом. Музыкально-историческим подтверждением является создание Бахом произведений разных жанров и форм, опирающихся на протестантский хорал. Особая роль принадлежит хоралу в музыкально-поэтических композициях Баха - пассионах, мессах, мотетах, кантатах: почти во всех произведениях этого ряда присутствует хорал. Нередко один и тот же хорал в различном жанровом, структурном, тембровом воплощении предстает перед нами в разных кантатах и, наоборот, в одной кантате хорал получает многостороннее переосмысление. «Жемчужиной» кантатного наследия Баха является цикл хоральных кантат.

Известно, что хорал является не только мелодической основой тематических образований в кантатных композициях. Наряду с прямым цитированием евангельских, библейских текстов, а также с так называемыми «мадригальными стихами» - хоральная (духовная) песня выполняет особую смысловую, драматургическую, структурную функцию в кантате. Роль хорала в кантате, методы работы с мелодией и текстом хоралов, а также как следствие - принципы формообразования в разных кантатах - различны.

Подход к анализу кантатного наследия Баха с позиций «удельного веса» в них хорального содержания позволил определить рамки исследуемого материала, выделив из всего вокально-инструментального и кантатного наследия лишь область духовных кантат (их у И.С.Баха свыше двухсот). Именно в духовных кантатах хорал, хоральные обработки являются существенным содержательным разделом (а в некоторых - и целостной основой) художественной концепции всего произведения.

Актуальность исследования. В названии настоящей работы отражены две важнейшие стороны ее содержания - речь в ней идет о том, как Бах использовал протестантский хорал и в каких конкретно музыкальных произведениях. Наше внимание направлено на хорал потому, что это один из основных первоматериалов всего баховского искусства.1 Духовные кантаты избраны по следующим причинам:

• жанр вокально-хоровой музыки открывает возможности более широкого спектра исследования баховских шедевров: участие в них текста предоставляет дополнительные возможности для познания характерных особенностей баховского стиля, которые проявляются в отношении Баха к тексту хорала, соотнесения его с мелодией, семантической и функциональной роли хорала в драматургическом развитии кантаты;

• выявленные в духовных кантатах стилистические особенности музыкального языка Баха, принципы работы с хоральным материалом, приемы построения целостной композиции имеют универсальное значение. То, что присутствует в хоральных обработках духовных кантат, свойственно всем его произведениям, в том числе и большим органным хоральным обработкам;

• на сегодняшний день духовные кантаты в отечественном музыковедении остаются малоизученной областью творчества Баха, особенно в аналитическом аспекте.

В названии отражены также специфика и своеобразие настоящего исследования. О роли протестантского хорала, некоторых особенностях его обработки в баховских сочинениях речь идет во многих исследованиях2, так же как и о духовных кантатах как таковых.3 Однако анализ всех богатейших приемов художественной интерпретации хорала в совокупности со структурой циклических форм кантат как специальная научно-исследовательская задача не предпринимался. Поэтому в настоящей работе, с одной стороны, значительно расширен и углублен аполитический аспект исследования с соответствующими аналитическими методами - рассмотрение всех деталей интонационного, ладового, гармонического, ритмического, фактурного, жанрового преобразования хорального материала. С другой стороны, введен обобщающе - типологический план, основанный на систематизации приемов развития хорала в цикле духовных кантат. Духовные кантаты Баха продемонстрировали такое богатство, разнообразие, изысканность и бесконечную фантазию композитора при работе с хоралами, что нам показалось необходимым описать и обобщить все те приемы и методы работы, с которыми мы встретились в процессе анализа. Кроме того, хорал в большой мере определял особенности построения кантатного цикла и типы кантат, С позиций рассмотрения «жизни» хорала в духовных кантатах представилась возможность оценить разнообразие циклической композиции кантат - со стороны структуры цикла и со стороны его содержания. Именно это определило своеобразное направление нашего исследования на фоне обширной музыковедческой литературы о Бахе и его духовных кантатах.

В настоящей диссертации приняты во внимание все существующие му-зыковедческо-аналитические позиции, все данные и сведения последних лет. Некоторые из них используются как базовая информация, другие упоминаются с позиций критического анализа, третьи становятся материалом научного обобщения. И все же при всем богатстве направлений исследования ба-ховского творчества анализ взаимодействия трех компонентов - хорал - хоральная обработка — циклическая форма кантаты - насколько нам известно, не предпринимался. В комплексном выявлении целостной хоральной основы духовных кантат Баха и исследовании принципов художественной интерпретации хоралов в вокально-хоровых произведениях проявилась оригинальность подхода к изучению творческого наследия Баха.

Цель работы - дополнить и расширить представления о баховской духовной кантате с позиций участия в ней протестантского хорала - носителя смысла и содержания текста. Отсутствие в отечественном музыкознании специальных исследований о хоралах в духовной музыке Баха позволяет отнести обращение к данной теме и разработку затрагиваемых вопросов к ряду необходимых и актуальных. Основная проблема диссертации - аналитическое исследование видов хоральных преобразований, как в мелодическом, так и в фактурно-компози-ционном плане, позволяющее выявить дополнительные черты в характеристике композиторского мышления Баха.

На пути раскрытия этой проблемы возникла необходимость решения комплекса задач, связанных с рассмотрением:

• мелодических, структурных и содержательных особенностей протестантских хоралов;

• обработок хоралов в сольных, ансамблевых и хоровых номерах духовных кантат;

• методов работы композитора с мелодией и текстом;

• роли хорала в кантате и, как следствие,

• принципов формообразования, которые в разных кантатах различны. Тем не менее, при всем многообразии методов и принципов работы с хоралом, они поддаются определенной систематизации, обобщению.

Одной из специальных задач работы явилось определение типологии духовных кантат на основе анализа местоположения хоралов в кантатах, их роли в раскрытии содержания и драматургической функции, выполняемой в вокально-хоровых композициях, Среди них - кантаты, имеющие хоральную обработку только в заключительном хоре или в сольных срединных номерах; построенные на тематической основе двух и более хоралов; опирающиеся целиком на тексто-музыкальный материал одного хорала или только его текст; хоральные, «сквозные» и др.

Материалом исследования послужили 219 духовных кантат И.С. Баха. Общее количество духовных кантат складывается из произведений, которые в каталоге В. Шмидера [Schmleder W., 109] числятся под номерами BWV 1 - 199. К числу 199 надо прибавить 17 кантат, имеющих дополнительные варианты с обозначением я; кроме этого, кантата 120 существует допол 9 нительно в версии с обозначением в, а кантата 36 - е, с. В процессе работы были проанализированы все духовные кантаты, имеющие в своей структуре хоральную композицию (таковых оказалось 185), особому рассмотрению подверглись 54 хоральные кантаты.

Методологическую основу диссертации составил утвердившийся в отечественной музыковедческой науке историко-стилистический подход. Применительно к духовным кантатам Баха он проявился, прежде всего, в том, что произведения анализировались в соответствии с закономерностями, сложившимися в сфере духовной музыки на определенном историческом этапе своего существования. При рассмотрении отдельных номеров кантат нами использовалась как традиционная методология структурно-композиционного и интонационно-тематического анализа, так и оригинальные способы исследования хоральных и кантатных текстов. В частности, при анализе смысловой связи музыкального и поэтического содержания хоралов и хоральных обработок, нами применены графические изображения временных хронотопов, таблицы сопоставительного анализа гармонизации хоралов, схемы теологического толкования и композиционного решения кантат. При анализе гармонического содержания хоральной обработки нами впервые применен метод «выведения» фрагментов хоральной обработки из контекста кантаты и их сравнения. 

Научная новизна определяется ракурсом и методологией исследования, связанными с целенаправленным изучением не только взаимодействия поэзии и музыки в хоральных обработках духовных кантат, но и всего круга выразительных средств, используемых для воплощения художественного образа - текстового комбинирования, варьирования мелодики, гармонии, объединения различных видов фактуры, тембров, формы.

Аспект исследования хорал в кантате, подход к анализу кантатного наследия Баха с позиций «удельного веса» в них хорального содержания открывает новые возможности в рассмотрении вопросов семантики хоральных обработок в духовных кантатах: текст хорала - текст кантаты; музыка хорала - музыка кантаты; хорал в хоровом номере; хорал в арии; хорал в речитативе; хорал в инструментальном, вокальном изложении; структурные особенности хоральных обработок; оісанровое перевоплощение хорала в кантате; воплощение одного хорала в нескольких кантатах разного типа и др. На этой основе сформировалась гипотеза работы, суть которой заключается в том, что тексто-музыкальная основа протестантского хорала и его обработки является основным творческим методом композитора. В процессе создания духовной кантаты Бах переосмысливает содержание самого хорального первоисточника, раскрывая в нем такие стороны, которые не лежат на поверхности хорала, но ярко проявляются в жанре хоральной композиции и цикле хоральной кантаты.

Опора на тексто-музыкальную основу протестантского хорала и его обработок как объектов аналитического исследования позволяет вынести на защиту следующие положения:

• наличие эволюционных процессов в становлении жанра духовной кантаты, определение типов духовных кантат И.С. Баха на основе общности стилистических и структурных признаков;

• анализ и обобщение основных методов работы с хоралом и принципов формообразования хоральных обработок на разных уровнях структурной организации кантат, классификация хоральных обработок;

• проведение комплексного анализа кантат, опирающихся на один и тот же хорал, но имеющих разные структурные особенности.

Наряду с обобщением традиционных трактовок принципов формообразования хоральных обработок вводится ряд новых понятий: «рассредоточенная хоральная форма», «неполная рассредоточенная хоральная форма», «вариативная хоральная форма» и другие. В диссертации значительное внимание уделено терминологическому аппарату, конкретизируется понятие «хоральная кантата», дается обоснование ее характерных особенностей, вводится понятие «сквозной кантаты». Ограничения, принятые в диссертационном исследовании

1. За границами исследования остались такие вокально-хоровые формы Баха, как светские кантаты, оратории, пассионы, мессы, мотеты, а также инструментальные сочинения.

2. При определении характерных структурных особенностей отдельных групп кантат с точки зрения участия в них хоралов и выполнения ими определенной смысловой драматургической функции в цикле, более подробно рассматриваются лишь некоторые, наиболее показательные кантаты каждого типа.

3. В силу большого объема исследуемого материала, не все аналитические описания помещены в текст диссертационной работы. Приводится подробный анализ хоровых обработок, раскрывающих характерные особенности отдельных групп кантат.

4. Переводы текстов хоралов и кантат (в комплексе) даны только для тех кантат, которые избраны для более подробного анализа.

5. Произведения предшественников и современников великого немецкого мастера в аналогичных музыкальных жанрах рассмотрены только в порядке краткого обзора.

Практическое значение исследования состоит в том, что благодаря историко-теоретическим обобщениям, систематизации огромного материала на разных уровнях организации музыкальной композиции, кантатное творчество Баха становится более понятным, доступным для осмысления и воплощения, прежде всего, в исполнительской практике.

Для исполнения музыкально-поэтической композиции особую важность приобретает понимание смысла текста произведения. Преодолению языкового барьера служат переводы этих текстов, выполненные специалистами-филологами, имеющими опыт работы в этой области.

Исследование духовных кантат И.С. Баха с позиции участия в них хоралов, обобщение традиционных (и новаторских) методов работы с хоралом и принципов формообразования в хоральных обработках вносит свою посильную лепту в дело изучения баховского наследия. Результаты исследования могут быть использованы в курсах истории музыки, анализа музыкальных форм, истории хоровой музыки на всех уровнях музыкального образования.

Структура диссертационной работы

Диссертация состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Библиографического списка и Приложений.

Во Введении представлен обзор отечественной и зарубежной музыковедческой литературы, касающейся выявления роли хорала в смысловом, драматургическом, структурном развитии духовных кантат И.С. Баха. Дано обоснование темы диссертационной работы, ее актуальности и научной новизны; формулируются цели и задачи исследовательской работы; раскрываются методы исследовательского процесса.

В Первой главе рассматриваются поэтапно все вопросы, связанные с художественной «жизнью» хорала в циклической форме кантаты. Дана краткая характеристика жанра хорала; представлен круг хоралов, которые используются в духовных кантатах И.С. Баха и сведения об их авторах; рассмотрены вопросы истории создания и практики бытования отдельных хоралов.

На основе принципов расположения хорального материала в хоральной композиции определяется классификация хоральных обработок.

Рассматриваются композиционно-структурные особенности кантат. Местоположение хоралов в кантатах, их роль в раскрытии содержания вокально-хоровых композиций являются основополагающими для определения типологии духовных кантат.

Подробному рассмотрению подвергаются методы тематической хоральной разработки, структурные особенности и принципы формообразования в рамках отдельных номеров кантат, исследуется жанровое переосмысление хорала в хоральных обработках. Особое внимание уделяется вопросам взаимоотношения пары понятий: хоральная строфа — хоральная композиция; мпогострофный хорал - многочастная кантата. Раскрывается понятие «хоральная кантата», «сквозная кантата». Рассматривается полное и частичное использование текста (versus) и мелодии (cantus firmus) хорала в кантатах.

Во Второй главе дается целостный анализ кантат разного типа, имеющих в основе один и тот же хорал, что позволяет провести их сравнительный анализ.

До сих пор в музыковедческой литературе нечасто можно встретить тексты хоралов и кантат в переводе на русский язык. В связи с этим работа включает комплексы текстов «хорал-кантата», в переводе с немецкого языка,

В Заключительном разделе даны основные выводы работы, сформулированы принципы художественного воплощения хорала в духовных кантатах И.С. Баха, обрисованы некоторые перспективы дальнейшего изучения тех жанров музыкального творчества Баха, которые имеют в своей основе протестантский хорал.

Библиография включает основные научные работы отечественного и зарубежного музыкознания по избранной теме. Список трудов, имеющих непосредственное отношение к раскрытию поставленной проблемы, составляет свыше 80 наименований работ отечественных авторов и около 40 - зарубежных.

В Приложении представлены нотные примеры, таблицы, наглядно подтверждающие основные теоретические положения диссертационной работы. Тексты отдельных хоралов и духовных кантат приводятся в переводе Г.Б. Куборской.

Условные обозначения, принятые в работе

BWV - Schmieder W. Thematisch-sistematisches Verzeichnis der Werke Johann Sebastian Bachs. - 2., iiberarb. und erweiterte Ausgabe. - Wiesbaden, 1990. ВС - Schulze H.J. und Wolff Ch. Bach-Compendium / Analytisch-bibliographisches Repertorium der Werke Jochann Sebastian Bachs. -Bd. 1. Vokalwerke. eil IV. -Leipzig Peters, 1989.

EKgb - Evangelisches Kirchen Gesangbuch. - Ausgabe fur die Evangelisch

Lutherische Kirche in Bayera. - Drucknummer: 72292. B.C. - Basso continuo c.f. - cantus firmus Обзор литературы

Исследование баховского творчества представляет собой объемную и разностороннюю область мировой музыковедческой науки. Вначале мы считаем необходимым сказать о ряде работ, посвященных не только протестантскому хоралу или духовным кантатам, но и проблемам стиля великого композитора: это - мысли, высказанные разными учеными, которые составили фундаментальный слой наших знаний и представлений о музыкальном мире Баха.

Отечественное баховедение - огромная и богатая по содержанию область музыковедческой науки, о чем можно судить по библиографии, представленной в «Русской книге о Бахе» [32], которая заканчивается 1984 годом. Здесь отражены и историко-биографическое направление развития отечественной бахианы, и справочно-систематизирующее, и историко-гума-нитарное, и культурно-стилевое. Творчество И.С.Баха исследуется по жанрам его музыки, по отдельным крупным сочинениям, анализируется по наиболее характерным приемам письма, композиторской техники, стилистики и т.п. Особая область исследований связана с вопросами исполнения баховских сочинений. Опираясь на фонд российской бахианы, выделим лишь те работы, которые сыграли ведущую роль в становлении методологии отечественного музыкознания и соответственно послужили методологической основой настоящей диссертации.

Первые серьезные наблюдения о творчестве Баха появились в публикациях В. Одоевского (1835), Г. Лароша (1869,1900), Я. Гапдшина (1913,1915), Е. Браудо4.

Вместе со становлением музыкальной науки в России и новой, подлинно научной методологии музыковедческого исследования под руководством Б.В. Асафьева развернулась широкая научная разработка баховского наследия. Воззрения Асафьева, высказанные в его фундаментальных трудах, выявляют проблему мелоса в музыке, интонационных связей народной песни и мелодизма Баха, а также понимания формы в музыке как процесса интони 16

рования в его динамическом становлении и диалектическом единстве. Развивая мысль об исторической обусловленности творчества композитора, опираясь на анализ музыкального искусства барокко, Асафьев высказывает мысль, что творчество Баха «глубоко коренится в интонациях своего времени, делая из них отбор художественно-эстетический и этический» [1, с. 340]. Методологические принципы анализа музыкального искусства, сформулированные Асафьевым, стали определяющими в дальнейшем развитии отечественного музыкознания.

Большой вклад в развитие баховской проблематики внесен Б. Яворским. В своей работе «Сюиты Баха для клавира», опубликованной в 1933 году, и многочисленных неопубликованных трудах автор стремится к раскрытию глубинных законов музыкального мышления, что является очень важным для понимания своеобразия музыки Баха.

Исследования ученых XX века направлены на углубленное изучение стиля И.С. Баха.

Проблеме типологии музыкального мышления великого композитора посвящена статья Ю. Тюлина «Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников» [63]. Автор отмечает яркое проявление вокального начала в инструментальной музыке Баха, которое в своей основе имеет пе-сенность народного происхождения. Возникновение сложнейших полифонических форм связано, по мнению автора, с особым способом обработки исходных народных напевов. Именно этот сплав «музыкального профессионализма с народным творчеством», по утверждению автора, и создает «неисчерпаемое многообразие баховского языка» [63, с. 54].

Событием в культурной жизни России явилась публикация в 1934 году фундаментального труда А. Швейцера «И.С. Бах» (в переводе 3. СавеловоЙ французского издания 1905 года).

В 1940 году в Москве вышло учебное пособие С. Скребкова «Полифонический анализ» [52]. По-существу, эта работа представляет собой итог большого теоретического исследования, рассматривающего в историческом аспекте характерные свойства музыки Баха. В центре внимания автора -рассмотрение особенностей баховского стиля на примерах его полифонических произведений. Анализируя структуры полифонических форм (фуги, канонов, инвенций, жиг), автор впервые обращается к рассмотрению хоральных обработок Еаха. Выявленные исследователем принципы обработки хоралов впоследствии станут основополагающими для разработки методологии анализа хоральных обработок.5

Мысль о родстве фуги Баха с гомофонными формами (концертной, рондо) Скребков развил позже в фундаментальном исследовании «Художественные принципы музыкальных стилей» [53]. В этой работе автор изложил оригинальную концепцию стилевых особенностей творчества Баха (тематиз-ма, лада, фактуры, формообразования). Опираясь на анализ крупнейших ба-ховских вокально-хоровых сочинений - мессы си-минор и Страстей по Матфею - Скребков выявляет в них «процессуальность в развитии музыкальных образов, которая станет основой симфонической драматургии в музыке классического и современного искусства» [53, 202]. Синтезирование в единой структуре контрастных тематических образований, имеющих свои собственные принципы строения (например, в концертной форме и рондо), по мнению автора, образует форму нового качества, которую он называет «модуляционным рондо». Развивая мысль об общности принципов построения формы в разных жанрах баховского творчества, Скребков выявляет принципы модуляционного рондо, которые обнаруживаются не только в фугах, но также и в хоральных обработках Баха.

Гармонический стиль Баха исследуется в книге М. Этингера «Гармония И.С. Баха» [82]. Здесь автором последовательно рассматриваются вопросы лада, гармонических начальных и кадансовых построений, секвенций, модуляций, гармонического варьирования в различных формах, тональных планов в инструментальной и вокальной музыке Баха.

Характеристике баховского полифонического стиля посвящена глава книги Вл. Протопопова «История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII-XIX веков» (М., 1965, с. 67-179). Полифоническая техника письма Баха рассматривается в работе К. Южак «Некоторые особенности строения фуги И.С. Баха» (М., 1965). Исследуя сложные контрапунктические приемы, используемые композитором, автор высказывает предположение, что их применение в музыке Баха вызваны стремлением композитора к концентрации наиболее существенных черт тематизма.

Проблемы музыкальной формы в произведениях Баха рассматриваются в работах Ю. Холопова «Концертная форма у И.С. Баха» (М., 1974); А. Чу-гаева «Особенности строения клавирных фуг И.С. Баха» (М., 1975).

Научная отечественная бахиана 60-70-х годов XX века обогатилась переводами ряда значительных зарубежных работ: статьи Г. Бесселера «Бах как новатор» (М, 1960); повторного издания книги А. Швейцера «Иоганн Себастьян Бах» (М., 1965) в переводе М. Друскина с расширенного немецкого издания 1908 года; первой монографии о Бахе Й. Н. Форкеля (создана в 1802 году, опубликована в Москве лишь в 1974 году) в редакции, с послесловием и комментариями Н. Копчевского [67].

Определяя различные подходы к изучению баховского стиля, исследователи в поисках объяснения «подлинного живого духа» [выражение И.Н. Форкеля, 67, с. 7] произведений Баха, уделяют особое внимание проблеме роли протестантского хорала и своеобразию хоральной обработки в творчестве Баха. Как известно, хорал является не только интонационной, смысловой и формообразующей основой многих инструментальных и вокальных произведений Баха, но и неиссякаемым источником творческого вдохновения композитора. С наибольшей полнотой хорал и его обработка представлены в вокально-хоровом наследии, особенно в области духовной музыки.

В отечественном баховедении область духовной музыки Баха стала исследоваться сравнительно недавно. О причинах недостаточного внимания исследователей к вокально-хоровым шедеврам Баха еще в начале XX века упоминал Э. Праут [41, с. 3 - 4]: при жизни великий композитор был известен, главным образом, как виртуоз игры на органе и клавикордах. Многие из его произведений были написаны для этих и других музыкальных инструментов. Вероятно, именно по этой причине вокально-хоровые жанры великого немецкого кантора в отечественном музыкознании гораздо менее изучены по сравнению с его камерно-инструментальной, оркестровой, органной и кла-вирной музыкой. Вместе с тем, по наблюдению Н. Симаковой, фактическое соотношение вокальных и инструментальных произведений в наследии Баха по количеству наименований приблизительно равное, но, «учитывая протяженность, масштабность произведений в реальном звучании, вторые почти вдвое уступают первым» [51, сн. 11 с. 23]. Добавим к этому, что среди кан-татно-ораториальных произведений подавляющее большинство составляют духовные кантаты.

Начало нового этапа в развитии отечественного баховедения ознаменовано публикацией в 1980 году «Документов жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха» (сборника извлечений из 3-х томного академического издания всех имеющих отношение к И.С. Баху рукописных и печатных текстов 1685-1800 годов - Bach-Dokumente, составленного X. Шульце в переводе с немецкого языка и комментариями В. Ерохина [9]). И хотя подлинные автографические документы И.С. Баха были представлены в данной публикации далеко не в полном виде, этот материал послужил хорошим подспорьем в дальнейших исследовательских исканиях отечественных ученых.

В 1980 году появляется фундаментальное исследование Т. Ливановой «Музыкальная драматургия И.С. Баха», представленное как продолжение опубликованной в 1948 году одноименной книги8 и посвященное вокально-хоровой музыке композитора, включая духовные кантаты [31]. В центре внимания работы - проблема большой композиции в вокальных циклах Баха. Рассматривая вопросы воплощения художественных образов и сюжетов в музыке Баха, Т. Ливанова подчеркивает их фактурную многомерность, семантическую многозначность, процессуальность, обладающую свободой и гибкостью выражения, изобразительностью. В книге рассматриваются вопросы соотношения духовного и светского начал в вокальном творчестве Баха, принципы интерпретации текста, формообразующей роли хорала, влияния бытовых жанров.

Фундаментальные музыковедческие работы обобщающего характера о стиле Баха пополняются в 1981 году теоретическим исследованием Вл. Протопопова «Принципы музыкальной формы И.С. Баха» [42]. В свободной и гибкой форме очерков автор изложил оригинальную концепцию баховского формообразования. Объектом изучения в этой работе является все творчество Баха, включая инструментальные и вокальные сочинения. К числу важнейших формообразующих принципов, действующих в разных жанрах, автор относит фугированность, рондовариативность, сквозное развитие тематизма. Обстоятельное рассмотрение получает форма da capo, которая встречается в сольных и хоровых номерах кантат Баха особенно часто.

Анализируя состояние баховедения 70-х годов в России, М. Друскин писал, что отечественное музыковедение остро нуждается в создании «обновленной цельной концепции» творчества Баха [14, с. 57]. В своей монографии о Бахе [10], опубликованной в 1982 году, автор стремится к решению этой задачи. Кантатам Баха посвящен целый раздел книги. Новая датировка ряда баховских кантат приводит к иному освещению творческой эволюции композитора.

Возросший интерес отечественных ученых к эстетическим, историко-стилистическим вопросам духовной музыки, и в частности - вокальным жанрам эпохи барокко, проявился в работах М. Лобановой [33], Ю. Холопова [70, 71, 72], М. Катунян [22, 23, 24], Н. Зейфас [20, 21]. Ценные наблюдения образного, семантического, структурного своеобразия композиторского почерка Баха содержатся в работах А. Денисова [7, 8], В. Медушевского [35].

Появляются работы, посвященные специальному рассмотрению роли хорала и хоральной обработки в кантатах Баха. Э. Федосова в работе «Обработка хоралов в кантатах Баха» [66] рассматривает несколько основных типов обработки мелодий хоралов. Н. Лукьянова в статье «Об одном принципе формообразования в хоральных обработках из кантат И.С. Баха» [34] обосновывает положение о влиянии формы хорала на строение хоровой хоральной обработки.

Темы «Протестанский хорал», «Хоральная обработка» включаются в учебник музыкальной формы Т. Кюрегян [25]; подробному рассмотрению строения протестанского хорала и духовных кантат Баха посвящены разделы учебного пособия В. Холоповой [74]. В русле проблем западноевропейской музыки раскрывается «комментирующая» роль хоральной обработки эпохи барокко в статье Н. Эскиной [80].

300-летний юбилей со дня рождения Баха ознаменован появлением «Русской книги о Бахе» (М., 1985), представляющей собой собрание новых исследований ведущих отечественных ученых об искусстве великого композитора. Две статьи этого сборника посвящены хоральным обработкам - в статье Ю. Евдокимовой [18] рассматриваются особенности органных хоральных обработок; статья Т. Мюллера [38] целиком посвящена хоральным обработкам в кантатах Баха. 

В форме лекции по полифонии издается методическая разработка Т. Франтовой «Хоральная обработка» [68], в которой автор подчеркивает прогрессивную роль протестанского хорала и жанра хоральной обработки з развитии вокальной и инструментальной музыки барокко. На основе анализа различных видов органной хоральной обработки Баха, его предшественников и современников автором разработана типология хоральных обработок, их классификация «в соответствии с ... критериями ее многоаспектной характеристики» [68, с. 80].

Интерес к изучению баховского творчества в нашей стране подтверждается последним (дополненным, расширенным) переизданием в 2000 году фундаментального труда о И.С. Бахе - перевода монографии А. Швейцера [79]. В книге прозвучал тезис, являющийся ключевым для постижения смысла музыки Баха: "он кладет в основу своего творчества хорал" [79, с. 6]. Особое внимание автор уделяет рассмотрению текстов кантат Баха, без которых - по утверждению автора - непостижим подлинный смысл бахов-ской музыки [79, с. 329 - 336].

Интерес к изучению музыки Баха возрастает с каждым годом. Духовная кантата Баха, протестантский хорал, хоральная обработка, долго остававшиеся вне поля зрения отечественного музыкознания, в последнее время привлекают все большее внимание исполнителей и исследователей.

Плодотворно работает в области изучения авторских первоисточников Т. Шабалина «Рукописи И.С. Баха; ключи к тайнам творчества» [78]. Составленный ею в соответствии с новейшими открытиями в мировой бахиане «Хронограф жизни и творчества Баха» включен в последнее (расширенное, дополненное) издание монографии А. Швейцера «Иоганн Себастьян Бах» [79, с. 646-737].

Одной из последних работ отечественного баховедения, связанной с освещением литературных текстов кантатно-ораториального творчества Баха, явилась книга М. Сапонова «Шедевры Баха по-русски. Страсти, оратории, мессы, мотеты, кантаты, музыкальные драмы» [48].9 Издание представляет собой новейший справочник по вокально-хоровым произведениям И.С. Баха.

Зарубежное баховедение. Большой вклад в мировую бахиану вносят ученые разных стран, и в первую очередь, соотечественники И.С. Баха - немецкие музыковеды. Не углубляясь в историю зарубежного баховедения10, отметим лишь в общих чертах основные тенденции его развития на современном этапе.

В Германии научные исследования творчества Баха публикуются в отдельных трудах, периодических изданиях (Bach-Jahrbuch, Bach-Studien, Bach-Interpretationen и других); работают многочисленные институты, музеи, архивы, исследовательские проекты по изучению баховского наследия, объединяющие усилия ученых разных стран. Среди них: «Международное сотрудничество теологического Bachforschung (научного исследования произведений Баха)» (1976), большой исследовательский проект (в сотрудничестве с университетом Цюриха) «Bach und die Nachweit» («Бах и будущее поколение»).11 Современный уровень технического развития дает возможность получения более полной информации о последних достижениях в области развития бахианы.

Важную роль в осмыслении творческого пути и стиля Баха сыграли работы прошлых столетий - И. Форкеля (Forkel Jok, 1802), Ф. Шпитты {Spina Ph., 1873-1880), А. Швейцера (Schweitzer А., 1905), А. Шеринга (Sche-ringA., 1942),В.Ноймана(Лешпаия W., 1967).

Непреходящее значение приобрели грандиозные каталоги-справочники творческого наследия Баха В, Шмидера (Schmieder W,, первое издание 1950, 2-е переработанное и расширенное 1990); Bach-Compendium (1985 - 1989) X. Шульце (Schulze Н.) и X. Вольфа (Wolff Ск). Систематизированным обозначением каждого произведения Баха, установленным авторами каталогов, пользуются до настоящего времени ученые всего мира.

Благодаря усилиям В. Ноймана и X. Шульце, с 1963 по 1978 годы публикуются подлинные рукописные автобиографические документы (Bach-Dokumente, Bde 1-1963, 2-1969, 3-1972, 4-1978), принадлежащие И.С. Баху. Настоящее издание сейчас перерабатывается.

С 1954 года осуществляется «новое» полное издание сочинений И.С. Баха (NBA), сопровождаемое обстоятельными критическими статьями (Kritischen Bericht) ведущих ученых-музыковедов.

В XX веке усилия ученых сконцентрировались вокруг вопросов хронологии шедевров Баха. В своих публикациях А. Дюрр (Diirr А.), Г. Дадельзен (Dadelsen С), а вслед за ними - Р. Маршалл (Marshall R.), Й. Кобаяси (Ко-bayashi Y.) предложили пересмотреть хронологию развития творческого пути Баха, эволюцию его композиторского стиля. Результатом большой иссле-довательной работы А. Дюрра, Й. Кобаяси при участии К. Вайсвенгера (Weisswenger К.) явилось «Kleine Ausgabe» (1998), уточняющее и дополняющее хронологию произведений Баха, а по-существу, значительно корректирующее содержание каталога В. Шмидера. Интересы исследователей творчества Баха развиваются в разных направлениях: всестороннему изучению структуры хоровых частей в кантатах Баха посвящена диссертационная работа Э. Платена (Platen Е. 1959). В области изучения кантатно-ораториального наследия основополагающими являются работы А. Дюрра (первое издание фундаментального труда «Кантаты» опубликовано в 1971 году, в 2000 году работа издается в восьмой раз [89]). Теологический аспект духовных сочинений Баха находит освещение в работах М. Петцольдта [Petzoldt М., 105, 106, 107].

Особое место хорал занимает в музыкально-поэтических композициях Баха - пассионах, мотетах, кантатах. В последние годы появилось немало серьезных исследований духовной музыки Баха, опирающейся на протестантский хорал.

«Попыткой интерпретации происхождения ежегодника хоральных кантат Баха» назвал свое исследование Вальтер Хиндерман [Hindermann W., 94]. В ней автор определяет принципы организации кантатного цикла.13

Итоговой вехой изучения кантатного творчества Баха явилось трехтомное издание «Die Welt der Bach Kantaten» {«Мир кантат Баха»), выходившее в свет в период с 1996 по 1999 годы. В статьях ведущих специалистов раскрывается широкая панорама методов исследования, практики исполнения и интерпретации кантат Баха: тексты кантат и их авторы рассматриваются в статьях Х.-Й. Шульце [Schulze #., 111]; литургический и теологический аспект кантатиых текстов освещены М. Петцольдтом; стилистические особенности хоровых номеров раскрыты Д.-Р. Меламедом [Melamed R., 102, 103]; сольных-П. Воллни [WollnyP., 120] и С. Кристом [Crist А., 85] и др.

Значительные исследовательские работы, направленные на выявление традиции и новаторства в формировании стиля композитора и включающие разносторонний анализ хорала и хоральных обработок в духовных кантатах Баха, появились в последнее десятилетие.

Доктору Фридхельму Крулшахеру (Krummacher F.\ профессору Музыкально-научного института Христиан-Альбрехтского университета в Киле, принадлежат обстоятельные исследования вопросов хоральных обработок и их значения в творческом наследии И.С. Баха. Всестороннее изучение стилистических особенностей музыкального языка Баха привело Круммахера к наблюдениям, которые он последовательно изложил в своих работах 1991-1995 годов. В них выявляется структура духовных диалогов в кантатах Баха; рассматриваются ранние кантаты Баха в контексте традиций, что способствует историческому и эстетическому пониманию музыки Баха в контексте современности.

Результаты углубленного изучения ученым вокально-хоровых произведений Баха отразились в работах 1995-2000 годов.15 Охватывая, по-сущест-ву, все кантатное творчество композитора, автор выявляет существенные черты каждого из трех его периодов: раннего [96], среднего Лейпцигского 1724 - 1725 годов [97] и позднего 1725 - 1734 годов [98]. Опираясь на анализ музыкальной интерпретации текстов в хоровых, ансамблевых, сольных кан-татных номерах, автор приходит к выводу о важнейшем значении структуры в воплощении художественного замысла. По мнению Круммахера, именно структура музыкального произведения является носителем выразительности, экспрессии музыки Баха, определяет характерные особенности его музыкального языка.

Одну из последних работ «Bachs Weg in der Arbeit am Werk» («Бахов-ский путь в работе над произведениями») [99] Круммахер посвящает вопросам становления и развития композиторского стиля Баха. Опираясь на анализ хоровых частей духовных вокальных сочинений, автор показывает «как планомерно Бах разрабатывал художественные решения, которые можно охарактеризовать понятиями тематической комбинации и концентрации вокальных и инструментальных голосов» [с. 34]. В описание композиционных приемов вводятся образные выражения: демонтирование хора в состав инструментов» [с. 44], «интеграции контрапунктического и гармонического планов» [с. 46], подчеркивающие отличие композиционных решений Баха от сложившихся в музыкальном искусстве нормативов. Вокально-хоровые про 26

изведения Баха, по наблюдениям Круммахера, демонстрируют «многослойную комбинаторику», «многократную модификацию Ritornellprinzips», «необъятную сложность структур» [с. 81]. Исследования Ф. Круммахера внесли большой вклад в изучение композиторского феномена Баха, в познание становления и эволюции его музыкального стиля.

Интересны наблюдения Райихарда Сцескуса (Szeskus R.), касающиеся творческих методов Баха в работе с хоралом.16 Освещая вопросы современной интерпретации хорала в крупных вокальных произведениях Баха (ораториях, Страстях) автор выявляет историческую сущность хорала, его эстетическую функцию в произведении искусства, критикует субъективно-эмоциональный подход в исполнительском воспроизведении хоральных разделов.1 Работа «lum Vokaleinfluss in Bachs Kantatenritornellen» {«К вокальному влиянию в баховских кантатних ритурнелях») [115] содержит ценные наблюдения о взаимопроникновении вокального (хорального) и инструментального тематизма в ритурнельных разделах баховских кантат.

Рассмотрению соотношения «Слово - Звук» в сольных номерах кантат Баха посвящены работы Рашшара Эманса [Emans R., 90]. В статье «Die so-listischen Choralbearbeitungen Bachs...» {«Сольные хоральные обработки Баха...») автор развивает предположения о существовании «внутренней хронологии» баховских кантат, основываясь на анализе детального соотношения музыки и текста в ариях, речитативах и ансамблевых номерах как проявлении существенных стилистических черт композитора. 

В свете новейших достижений баховедения освещаются вопросы роли и значения протестанского хорала в духовных сочинениях Баха Г. Поосом [Poos К, 108] 8, Э. Зайделем [Seidel К, 112].19

В исследованиях зарубежных ученых с разных позиций рассматривается роль протестантского хорала в творчестве композитора, влияние его на формирование музыкального стиля, особые приемы и методы интерпретации в рамках отдельной части крупного произведения, а также в рамках целостного кантатного цикла. Нередко исследования, осуществляемые с различных позиций, приводят к столкновению мнений, противоречивости суждений, что, однако, не умаляет общего вклада и значения каждого из них в познании творческого метода Баха.