Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русские певческие Триоди древнейшей традиции Тутолмина София Николаевна

Русские певческие Триоди древнейшей традиции
<
Русские певческие Триоди древнейшей традиции Русские певческие Триоди древнейшей традиции Русские певческие Триоди древнейшей традиции Русские певческие Триоди древнейшей традиции Русские певческие Триоди древнейшей традиции Русские певческие Триоди древнейшей традиции Русские певческие Триоди древнейшей традиции Русские певческие Триоди древнейшей традиции Русские певческие Триоди древнейшей традиции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тутолмина София Николаевна. Русские певческие Триоди древнейшей традиции : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 : СПб., 2004 327 c. РГБ ОД, 61:04-17/133

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Певческая Триодь в древнерусской рукописной традиции 12 -13 веков.

1. Рукописные источники йотированных Триодей 12 - 13 вв . 23

2. Рукописные источники ненотированных Триодей 12 - 14 вв. 44

3. Состав богослужебных последований в йотированных Триодях

12 - 13 вв. (сравнительный анализ). 59

Глава II. Певческая Триодь и Студийский Устав.

1. Уставные указания в йотированных Триодях . 98

2. Древнейшие богослужебные чины Страстной Седмицы. 112

3. Пасхальное чинопоследование. 125

Глава III. Музыкальное содержание певческой Триоди.

1. Принципы йотирования в древнейшей Триоди. Типы распевов. 135

2. Фиты в древнейшей Триоди. 154

3. Система распевов в древнейшей Триоди. Самогласны и подобны. 167

Глава IV. Древнерусские певческие Триоди по отношению к византийской традиции.

1. Греческие йотированные Триоди 11- 13 вв. 211

2. Влияние византийской нотации и распевов на древнерусскую традицию (на примере триодных песнопений). 215

Заключение. Йотированная Триодь в 14-17 вв. 235

Введение к работе

Древнерусское певческое искусство неразрывно связано с богослужением Русской Православной Церкви. Основными рукописными источниками, представляющими певческую традицию Древней Руси, являются богослужебные книги, в которых гимнографические тексты сопровождаются нотацией.

Репертуар песнопений для всего церковного года собран в книгах нескольких типов. К ним относятся Ирмологий, Октоих, Стихирарь, Кондакарь, Минея и Триодь. Все указанные книги были созданы в Византии и переведены на славянский язык свв. Кириллом и Мефодием и их учениками. В древнерусской рукописной традиции каждая из богослужебных книг получила собственную историю формирования и развития. Основными событиями, значительно повлиявшими на систему церковного пения, стали смена богослужебного Устава (со Студийского на Иерусалимский) на рубеже 14—15 веков, стилевой перелом, произошедший в 15 веке, а также целенаправленное редактирование книг («книжная справа») в середине 17 века.

О принадлежности рукописного источника к кругу певческих книг можно судить, во-первых, по его составу: он включает по преимуществу те гимнографические тексты, которые предназначены для распевания, и, во-вторых, по наличию нотных знаков и музыкальных указаний. Следует отметить, что не все певческие книги последовательно йотированы. Значительная часть певческих памятников была ориентирована на устную передачу напева, который был представлен лишь отдельными фрагментами нотации.

Среди певческих книг особое место принадлежит Триоди, так как она используется не весь церковный год, а в течение определенного периода, связанного с приготовлением и попразднованием Пасхи. Этот

период достаточно продолжительный: он охватывает 18 недель, то есть более одной трети года.

Пасха - Светлое Христово Воскресение - является центральным событием всего богослужебного круга. Длительное приготовление к этому "Празднику праздников" послужило причиной создания огромного массива служб Великого поста, а последующее празднование Пасхи (в течение 40 дней), затем Вознесения Господня (в 40-й день по Пасхе) и Сошествия Святого Духа на апостолов (в 50-й день по Пасхе) отразилось в службах Пентикостарии (Пятидесятницы). Каждый год празднование Пасхи перемещается на различные календарные дни, вместе с ним передвигается и весь подвижный богослужебный круг.

Триодный круг, как пишет ИД. Мансветов, «также древен, как самый праздник Пасхи и возникает одновременно с ним. Зерном, из которого выродилась и развилась эта система, был праздник Пасхи, который одними из восточных христиан праздновался вместе с еврейскою пасхою, в 14-й день месяца Нисана, а другими - в следующее за ним воскресение. Как скоро последний обычай получил законную силу, и праздник Пасхи был перенесен на воскресение, вся следующая за ним неделя примкнула к нему и стала считаться его продолжением под именем недели пасхальной или "тгааха avaaiaatuov". Первым придатком; к этому зерну, почти неотделимым от него хронологически, является страстная неделя или "ластха сгтаиртиочцоу", сначала в числе одного или двух постных дней - пятницы и субботы, в память страданий и смерти Христовой, а потом выработавшаяся в целую предпасхальную или страстную неделю. Дальнейшее развитие пошло по ту и другую сторону этой основной грани, через прибавление к Страстной неделе предшествующих ей недель Великого Поста, а к пасхальной примкнул, как

ее продолжение, период 50-цы, в составе которого выделился ряд недель и праздников, вошедших в круг Цветной Триоди"1.

По греческой традиции Триодь делится на две части: трюбюу (Постная Триодь) и лсутікоатарюу (Цветная Триодь). Существует два способа деления на Постную и Цветную Триоди.

  1. Постная Триодь оканчивается службой в пятницу 6-й седмицы Великого поста, то есть в последний день Святой Четыредесятницы, а Цветная начинается вечерней службой в ту же пятницу, перед Лазаревой Субботой, за которой следует Неделя Ваий или "Неделя Цветоносия». (Отсюда название Цветной Триоди.)

  2. Постная Триодь оканчивается службой Великой Субботы, Цветная начинается с Пасхальной Недели .

Первый тип характерен, главным образом, для рукописей до реформы середины 17 века, второй тип присутствует в уже отредактированных Триодях.

Указанное деление выдерживается в ненотированных Триодях. Йотированная же Триодь, как отмечает Н.В. Грузинцева, "никогда не делилась на Постную и Цветную Триоди в двух кодексах"3. (Исключение составляют два кодекса из собрания ГИМ: Син. 319 — Постная Триодь и Воскр. 27 - Цветная Триодь). Более того, Цветная Триодь в певческих рукописях, как правило, даже не имеет самоназвания. Службы Постной Триоди продолжаются службами Цветной Триоди без какой-либо четкой границы между ними. Это наблюдение было в свое время высказано и К.Н. Никольским, который писал, что Постная и Цветная Триоди "нераздельны

1 Мансветов И.Д. Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. С. 45.

В обоих случаях Цветная Триодь открывается праздником Воскресения: Воскрешением Лазаря или Воскресением Христовым.

3 Грузинцева Н.В. Стихиры-самогласны триодного стихираря в древнерусской рукописной традиции ХП - XVII веков. Дисс. ... канд. искусствоведения. Л., 1990. С. 37.

между собою, обе они суть две части одной книги. Ибо воспоминаемые в той и другой Триоди события следуют в непрерывном порядке и тесно соединяются между собой"1.

Основная структура русской Постной и Цветной Триоди заимствована из греческих прототипов. Обе части Триоди состоят из разделов, соответствующих богослужебным последованиям. Каждое воскресенье и некоторые субботы триодного периода имеют особые названия и посвящения. Так, четыре воскресенья перед Великим постом называются: Неделя2 о Мытаре и Фарисее, Неделя о Блудном Сыне, Неделя о Страшном Суде, Прощеное Воскресенье (или Адамово изгнание из рая). Первое воскресенье Великого поста посвящено памяти, всех пророков и окончанию иконоборчества. Этот день известен как Неделя Православия (в поздних книгах - Торжество Православия). В третье воскресенье Великого поста совершается вынос Креста и поклонение ему, чему посвящена и вся последующая четвертая седмица («средохрьстьная»3). Отметим, что в Триодях 12-13 веков еще не были включены памяти св. Григория Паламы (во вторую Неделю Великого Поста) и св. Иоанна Лествичника (в четвертую Неделю Великого поста). В древних Триодях отсутствует и память прп. Марии Египетской (в пятую Неделю Великого поста), но в списках Студийского Устава эта служба отмечена (очевидно, она совершалась по Минее, а не по Триоди).

Недели после Пасхи также имеют особые посвящения, связанные с евангельскими чтениями, положенными в эти дни, - о Фоме, Жен-Мироносиц, о Расслабленном, о Самаряныне, о Слепом, Святых Отцев.

1 Никольский К.Н., прот. Обозрение богослужебных книг православной российской
церкви по отношению их к церковному уставу. СПб., 1858. С. 101.

2 В древнейших Триодях неделями названы как воскресные дни, так и следующие за
ними седмицы. Поэтому для разграничения этих понятий мы называем воскресенье
Неделей (с прописной буквы), а седмицу неделей (со строчной буквы). При этом для
будничных дней, как правило, используем название «седмица».

3 Так в списках Студийского Устава: Соф. 1136. Л. 5 об.; Син. 330. Л. 15 об.

Особенностью древнейшей Триоди является включение в ее состав служб подвижных двунадесятых праздников: Недели Ваий (Вербного Воскресения), Вознесения и Пятидесятницы (Дня Святой Троицы)1. Через неделю после: Пятидесятницы совершается память Всех Святых -заключительная служба Цветной Триоди.

Триодь - одна из древнейших богослужебных книг, сохранившаяся в рукописях 12-13 вв. Эти рукописи отражают начальную стадию развития древнерусской певческой традиции. Выделенный период может быть определен исторически как домонгольский, литургически - как период действия в Русской Церкви Студийского Устава, филологически и палеографически - как период старого истинноречия и древней знаменной нотации.

Нотация в рукописях 12-13 веков пока не поддается точной расшифровке, поэтому о звучании песнопений этого периода можно говорить лишь предположительно. Решение этой проблемы зависит от многих факторов, и, прежде всего, необходимо тщательное изучение музыкальных источников, среди которых мы находим небольшое число йотированных Триодей.

В архивах Москвы и Санкт-Петербурга йотированные Триоди 12-13 веков представлены в восьми рукописях. Шесть из них содержат, в основном, стихиры (поэтому во многих исследованиях они названы Стихирарями) и только две включают песнопения других жанров: седальны, кондаки, акафист, каноны и, что самое главное, трипеснцы

В 16-17 вв. службы всех двунадесятых праздников (подвижных и неподвижных) были включены в новообразованную книгу «Праздники», но окончательное исключение их из Триоди произошло после «книжной справы» середины 17 века. Подробнее об этом см.: Кравченко СП Фиты знаменного распева (на материале певческой книги «Праздники»). Дисс... канд. искусствоведения. Л., 1981. С. 20 и далее.

2 Это следующие кодексы: РНБ, Соф. 96 и Соф. 85; РГАДА, ф. 381, № 147 и № 148;
ГИМ, Усп. 8 и Син. 278. Проблема терминологии рассмотрена нами далее.

3 ГИМ, Син. 319 и Воскр. 27.

(«триодионы») - неполные каноны, состоящие из трех песней, от которых и произошло название всей книги.

К выделенной группе рукописей примыкает еще одна йотированная Триодь 12 века новгородского происхождения, хранящаяся в библиотеке Хиландарского монастыря на Афоне и изданная в серии «Monumenta Musicae Byzantine» («Памятники Византийской Музыки»)1. В нашей работе также рассмотрены три фрагмента с триодными песнопениями: два из них входили в состав Хиландарского кодекса2.

Каждая рукопись уникальна и имеет свои особенности, историю и судьбу. Вместе с тем все рукописи 12-13 вв. обладают некоторыми общими чертами. Все рассматриваемые кодексы написаны на пергамене. Поэтические тексты песнопений принадлежат к одной редакции. Нотация включает некоторые архаичные знаки, вышедшие впоследствии из употребления.

Следует отметить относительно хорошую степень сохранности йотированных книг древнейшего периода. Н.П. Волков предполагает причину этого в том, что "ими больше дорожили, как более ценными, требовавшими от писца особого искусства при писании текста с нотными знаками"3.

Краткие описания некоторых йотированных Триодей 12-13 вв. приведены протоиереем В.М. Металловым в известном труде "Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский"1. Основное внимание автор уделяет проблеме датировки рукописей. Он отмечает наличие в них архаических знаков и старых слов, которые

1 Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica. Sticherarium // Monumenta Musicae Byzantine.
Vol. V (A). Copenhagen, 1957.

2 Два фрагмента Хиландарского кодекса: РНБ, Q. п. I 39 и БРАН, Дмитр. 44. Третий
рагмент йотированной Триоди - Погод. 46.
Волков Н.П. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI -

XIV веков и их указатель. СПб., 1897. Сноска на с. 19.

свидетельствуют в пользу весьма древнего происхождения данных рукописей. С другой стороны, как пишет исследователь, "заметно некоторое обилие и довольно частое употребление фит, что составляет характеристическую особенность конца XII века и времени дальнейшего"2. Автор обращает внимание на наличие сложных певческих знаков, на особое написание некоторых слов ("оцещение", "отьце" и т. п.), указывающих на новгородское происхождение рукописей, а также на присутствие в них ряда ненотированных стихир с указанием на подобен.

Дореволюционные исследователи-музыковеды упоминают Триодь, как правило, в связи с обращением к конкретным рукописным памятникам или описанием целых собраний. Так, СВ. Смоленский, исследуя собрание певческих рукописей Московского Синодального училища, приводит статистические данные о различных певческих книгах, относящихся к разным редакциям. В частности, он указывает 43 одноголосные Триоди (Постные и Цветные), приводя в сводной таблице точное количество списков каждой редакции (древнераздельноречной, раздельноречной нового поморского письма, Никоновского текста и т.д.)3. В другой работе "О древнерусских певческих нотациях" СВ. Смоленский обращается к рукописным Триодям в связи с публикацией фрагментов песнопений Лазаревой Субботы в качестве примеров разных видов знаменного письма и других нотаций4.

Первое специальное исследование Постной Триоди, было произведено филологом И.А. Карабиновым5. Основным предметом его

1 Соф. 96, Типогр. 148, Син. 423 (по современной нумерации - Син. 319), Син. 278,
Воскр. 27.

2 Металлов В.М., прот. Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский.
М., 1912. С. 177.

Смоленский СВ. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище. М., 1893. С.43.

4 Он же. О древнерусских певческих нотациях. Отд. оттиск, 1901. С.61-62.

5 Карабинов И.А. Постная Триодь. Исторический обзор плана, состава, редакций и
славянских переводов. СПб., 1910.

рассмотрения стали греческие рукописи, но были привлечены также и славянские Триоди, в том числе и певческие1. Главная задача книги, как формулирует ее автор, заключалась в том, чтобы "проследить историю образования сборника Постной Триоди, то есть объяснить исторический план этой богослужебной книги, указать, кем составлен или внесен тот или иной ее элемент, <...> определить место и хотя только приблизительно время появления составных ее частей"l. Выполняя поставленную задачу, исследователь подробнейшим образом описывает историю календаря Постной Триоди и состава ее чтений и песнопений. Интересны его объяснения происхождения всех жанров византийской гимнографии. По мнению Карабинова, все песнопения, в том числе и триодные, произошли от припевов, сопровождавших у древних христиан пение библейских псалмов и песней. Различные наименования этих припевов (антифоны, стихи, ипакои, тропари) перешли к образовавшимся из них песнопениям.

Процесс образования состава Постной Триоди Карабинов рассматривает в связи с деятельностью различных византийских гимнографов и выделяет в нем три основных периода, соответствующих различным эпохам развития византийской церковной поэзии. Первый период, по Карабинову, (с V по IX век) включает деятельность св. Романа Сладкопевца и группы палестинских песнописцев (свв. Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского и пр.). Второй период связан с деятельностью прп. Феодора Студита и других константинопольских песнописцев IX века. Третий период (X-XV вв.) - эпоха застоя и упадка византийской гимнографии.

Таким образом, основная проблема, которую решает исследователь -проблема авторства и времени происхождения песнопений Триоди. В заключительной главе Карабинов выделяет различные редакции Триоди

1 В списке источников автор указывает певческие рукописи: Соф. 85 и 96, Типогр. 147 и 148.

(всего пять типов) и излагает краткую историю славянских переводов Постной Триоди, что весьма ценно для нас, так как объясняет причины расхождения в текстах песнопений; которые связаны с многократным редактированием и исправлением книг по греческим образцам.

Филологические разыскания И.А. Карабинова были продолжены уже в наше время М.А. Моминой2. Ею были проведены обширные сравнительные исследования состава греческих и славянских кодексов и подробное текстологическое изучение гимнографических текстов не только по Триодям, но и по другим певческим книгам (Ирмологиям, Стихирарям Минейным, Кондакарям). В результате анализа ею было выделено девять типов Триоди, семь из которых представляют Триоди 11-14 веков Студийского Устава3. Интересно, что каждый из семи типов древнейших Триодей представлен одним-двумя списками, что свидетельствует об уникальности каждой рукописи этого периода, о нестабильности рукописной традиции и о гибкости богослужебного Устава4. Названия этих типов введены автором по названиям самих рукописей: Шафариковский; Битольский, Триодь Моисея Киянина, Загребский, Гимовский1, Жеравинский и Орбельский. Некоторые из перечисленных типов Триодей содержат фрагменты, нотации и будут

1 Карабинов И. А. Указ. соч. С. Ш.

2 Отметим, в частности, следующие работы М.АМоминой, посвященные Триоди. 1)
Постная и Цветная Триоди // Методические рекомендации по описанию славяно
русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976.
Ч.П. Вып.2. С. 389-419. 2) Типы славянской Триоди // Язык и письменность
среднеболгарского периода. М., 1982. С. 114-119. 3) Вопросы классификации
славянской Триоди // ТО ДРЛ. Л, 1983; Т. 37. С. 25-38. 4) Проблема правки славянских
богослужебных гимнографических книг на Руси в XI в. // ТО ДРЛ. СПб., 1991. Т. 45. С.
200 - 219. 5) Самоподобные песнопения в церковных богослужебных рукописях // Русь
и южные славяне. СПб., 1998. С. 165-184. 6) Совместно с Шварц Е.М. Рукописный
прототип старопечатных московских Триодей XVI века // Древнерусская литература:
Источниковедение. Л, 1984. С. 188-194.

3 Восьмой (Афонский) тип, наиболее распространенный на Руси, просуществовал с 14
по 17 век, девятый (Никоновский или Киевский) - со 2-й половины 17 века.

4 Все эти особенности Триодей древнейшей традиции будут рассмотрены в настоящей
работе на конкретных примерах.

рассмотрены нами в соответствующем разделе2. К Гимовскому типу М.А. Момина относит две полностью йотированные Триоди из собрания ТИМ, уже упомянутые нами и включенные в настоящую работу. Исследователь также считает, что именно эти две Триоди стали образцами для всех остальных йотированных списков Триоди 12-13 веков3 (она их называет Стихирарями). Таким образом, Момина отделяет йотированную традицию от недатированной и не предлагает никаких точек их соприкосновения, по крайней мере, в древнейшем периоде.

Причиной такого вывода является, на наш взгляд, некоторое ограничение в типологии, базирующейся исключительно на филологическом анализе рукописей. С нашей точки зрения очевидно, что по отношению к певческой Триоди необходим особый разносторонний анализ, включающий все возможные аспекты и соприкасающийся с различными научными дисциплинами: историей, палеографией, литургикой, уставоведением, филологией, текстологией и симиографией.

Изучение состава певческих сборников, необходимость которого была отмечена еще М.В. Бражниковым4, началось только с 70-х годов 20 столетия. За последние годы появилось множество музыковедческих исследований, включающих разделы об истории бытования и эволюции различных певческих книг5. Два фундаментальных исследования были

То есть из рукописи ГИМ'а - Государственного исторического музея.

Рукописные источники йотированных Триодей 12 - 13 вв

Среди йотированных рукописей 12 - 13 вв. до нас дошло всего 9 певческих Триодей и 3 фрагмента с триодными песнопениями. Два полных кодекса (Соф. 96 и Соф. 85) и два фрагмента (Пог. 46 и Q. п. I 39) хранятся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, один фрагмент (Дмитр. 44) - в Библиотеке Академии наук. Остальные шесть списков находятся в московских рукописных собраниях: в Российском государственном архиве древних актов - две рукописи (ф. 381, № 147 и № 1481) и в Государственном историческом музее - четыре рукописи (Воскр. 27, Усп. 8, Син. 278, Син. 319). Еще одна рукопись библиотеки Хиландарского монастыря на Афоне известна, как отмечалось, по публикации в серии Monumenta Musicae Byzantinae (Vol. 5a). Два фрагмента из данного кодекса находятся в рукописных собраниях Санкт-Петербурга (Q. п. 139 и Дмитр. 44).

Все указанные рукописи (за исключением Хиландарской) включены в Сводный каталог славяно-русских рукописных книг. В каталоге приведены описания рукописей, включающие их палеографические характеристики (количество листов, переплет, текст, нотация), полистные записи, краткое содержание с указанием утраченных листов и список литературы, состоящий преимущественно из указателей и описаний различных рукописных собраний1.

Все древнейшие рукописи (до 15 в.) написаны на пергамене; переплетены, как правило, позднее - в 14-15 вв., и в настоящее время уже имеют значительные повреждения и утраты. Пергаменные листы сшивались в тетради (по восемь листов в каждой), которые в каждом кодексе пронумерованы, благодаря чему можно определить, сколько и какие тетради утеряны. Например, в рукописи № 147 утрачены три тетради в начале и две тетради в середине кодекса. Отсутствует также окончание рукописи и отдельные листы внутри, но их количество можно установить лишь приблизительно, по содержанию. В Хиландарском кодексе, содержащем только Цветную Триодь, нумерация тетрадей начинается с , из чего можно заключить о существовании некогда первой половины рукописи - Триоди Постной.

Нередко в пергаменных рукописях наблюдается потемнение листов, в результате чего текст прочитывается с трудом или вовсе не прочитывается. Некоторые фрагменты текста или отдельные знаки и буквы могут быть выскоблены, затерты или размыты (как, например, на последнем листе в Соф. 96), что также создает определенные трудности при исследовании рукописи.

Датировка рукописей производится на основании почерка и полистных записей, в которых иногда указываются даты и исторические лица, связанные с созданием кодекса (как, например, в Соф. 85). При отсутствии таких записей рукопись датируется приблизительно. В настоящее время все известные древнейшие рукописи датированы. В нашем исследовании мы пользовались сведениями, помещенными в Сводном каталоге славяно-русских рукописных книг, а для рукописей, хранящихся в Российской национальной библиотеке - датировкой, выполненной Е.Э. Гранстрем1.

Сводный каталог содержит наиболее полные описания древнейших рукописей 11-13 вв., но собранные в нем сведения ограничиваются, в основном, характеристикой внешнего оформления кодексов: их размеров (формата и количества листов), материала, переплета, степени сохранности, почерка, украшений текста (заставок и инициалов). Содержание книг указывается очень кратко, особое внимание уделяется лишь утратам текста.

Уставные указания в йотированных Триодях

Рассмотренные йотированные Триоди 12-13 веков созданы в период, когда в Русской Церкви действовал Устав Студийского монастыря. Принесенный из Константинополя, этот Устав был сначала введен прп. Феодосием в Киево-Печерской Лавре и затем распространен по всей Руси. Существуют некоторые разногласия о названии и определении редакций этого Устава. Прот. М. Лисицын считает, что на Русь был принесен не Студийский, а Алексиевский Устав, составленный константинопольским патриархом Алексием Студитом, который соединил в этом Уставе практику Студийского монастыря с обычаями Великой патриаршей Церкви1. И. Мансветов называет этот Устав Студийским, хотя и отмечает некоторые переработки в нем применительно к нуждам Алексиевского монастыря .

Современный исследователь A.M. Пентковский подтверждает, что прп. Феодосием был введен Студийский Устав в Алексиевской версии, и использует название: Студийско-Алексиевский Устав (САУ) . При этом все сохранившиеся древнерусские списки этого Устава он разделяет на девять редакций, каждой из которых соответствует один (реже - два) списка4. Классификация производится исследователем, в основном, на материале Синаксаря, то есть месяцесловной части. В отличие от А. Пентковского, Е. Уханова основывает свою классификацию на триодной части Устава1 (на тексте Канонаря). В рамках студийской традиции исследователь выделяет не одну (Алексиевскую), а три принципиально разных (в вербальном отношении) версии1, лишь одна из которых является, по мнению автора, Алексиевской , две другие отражают Устав Великой Церкви3 и доалексиевскую версию Студийского Устава4.

В настоящем исследовании мы не ставили целью изучить все списки и редакции Студийского Устава, поэтому мы не можем принять точку зрению ни одного из названных исследователей. Для нас более важно не соотношение списков Устава между собой, а их согласование с конкретными Триодями, которые рассматриваются в нашей работе. Поэтому мы используем общее название, принятое в современной медиевистике5 - Устав Студийский, и привлекаем лишь два списка этого Устава - Соф. 1136 (РНБ) и Син. 330 (ГИМ)6, а также фрагмент Погод. 48 (РНБ)7.

Некоторые особенности службы по Триоди в период действия Студийского Устава были изучены И. Мансветовым и М. Лисицыным по всем сохранившимся рукописным спискам Студийского Устава. Но сопоставление Устава с конкретными Триодями производилось исследователями лишь на материале некоторых триодных последований, в частности, службы 12 тропарей , Чина нощи Великого Пятка , пасхальной утрени3. Собранный нами материал по всему составу Постной и Цветной Триоди 12-13 веков, включает не только песнопения, но и уставные указания в разных списках Триоди, что позволило сделать некоторые дополнительные наблюдения о соотношении йотированных Триодей эпохи Студийского Устава с самим Уставом. На основе этих наблюдений мы разделяем изученные нами йотированные Триоди на группы по степени их соответствия Студийскому Уставу (в списках Соф. 1136 и Син. 330).

В предыдущей главе нами был подробно рассмотрен состав каждого доследования Триоди по девяти йотированным спискам. При этом отмечались различия между кодексами как в составе песнопений, так и в распределении их в богослужебных последованиях, что регулируется с помощью уставных указаний, которые следует рассмотреть более подробно.

Уставные указания в рукописных йотированных Триодях содержатся в рубриках, которые открывают каждое богослужебное последование и сопровождают (в тексте или на полях) отдельные песнопения и их группы. В каждой рубрике могут быть собраны различные по своему содержанию уставные указания. Наиболее полная рубрика, предваряющая подборку песнопений, строится по следующей схеме:

1. Название дня.

2. Время дня («заутра» или «вечера»).

3. Местоположение в богослужении (стихиры «на Господи воззвах», «на стиховне», «на хвалите»).

4. Наличие повторов в исполнении («поют по одиною»4, «по двоицю»1, «тришда»),

5. Указание на самогласен или подобен.

6. Глас песнопения.

7. Дополнительные сведения (например, о содержании - «стихира за вься умьршая»2 или «о вторемь пришествии»3); ссылки на другие разделы Триоди или на Октоих4.

Принципы йотирования в древнейшей Триоди. Типы распевов

В -древнерусской знаменной нотации сохраняются принципы йотирования, существовавшие в нотации византийской. Эти принципы заключаются в следующем:

1. один знак (невма) приходится на один слог текста;

2. простые знаки чередуются с составными.

Исключение составляют мелизматические вставки - фитные распевы, записанные комплексами знаков, нередко в «этажном» виде.

Например: видяще, крьсте.

При этом даже в сложных мелизматических начертаниях, как правило, соблюдается разделение групп знаков по слогам текстов.

Среди всего многообразия знаков древнейшей русской нотации можно выделить не более десяти простых основных знаков и несколько знаков дополнительных. Практически все они заимствованы из палеовизантийской нотации1. Соединения простых знаков друг с другом и с дополнительными элементами дают множество составных знаков, использованных в песнопениях Триоди. Покажем их в следующей схеме.

Все перечисленные знаки древнерусской нотации использованы, как указывалось, в древнейших Триодях 12-13 веков и будут представлены нами в контексте триодных песнопений.

К сожалению, пока остается неизвестным, как назывались в 12-13 веках в древнерусской нотации эти певческие знаки: применялись ли для них греческие названия или уже были изобретены свои, русские термины. Тем более нам неизвестно их музыкальное значение, что препятствует асшифровке древнейших напевов. Мы используем те названия певческих знаков, которые привлечены нами из теоретических руководств, начиная с 15 в. Что же касается их певческого значения, то мы, с одной стороны, опираемся на многоэлементность знамен как показатель их сложности, а с другой - привлекаем информацию поздних теоретических руководств.

Распевы триодных песнопений различаются между собой составом певческих знаков и степенью сложности. Большая часть стихир содержит несложные силлабо-мелизматические распевы, основанные на чередовании простых и составных знаков. При этом наряду с речитативными фрагментами в них встречаются и мелизматические вставки, записанные комплексами знаков. Эти знаковые комплексы, как правило, включают знак фиты и потому являются фитными начертаниями. Если многосоставный знаковый комплекс знака фиты не содержит, то мы называем его «лицом», даже в тех случаях, когда он не включает знака змийцы, как в большинстве лицевых начертаний 17 в.

Например: красней добротою; Лазорево.

Следует отметить, что песнопения с фитными и лицевыми оборотами по своему количеству в Триоди часто преобладают над песнопениями без мелизматических вставок. Например, в службе Недели Блудного сына по списку Соф. 96 среди одиннадцати песнопений": последования девять включают фиты и лица, и только два не содержат фитных начертаний. Вместе с тем, встречаются и такие последования, в которых все песнопения не содержат фит, как, например, служба Мясопустной Субботы2.

Стихиры с фитами являются, как правило, самогласными, что следует из соответствующих ремарок; стихиры без фит могут быть как самогласными, так и подобными. Например, в службе Недели Мясопустной не содержат фитных начертаний четыре стихиры «на хвалите», распетые на подобен 6-го гласа «Все упование»1: «Егда хощеши прити», «Кънигы отъвързутъся», «Въструбимъ трубы», «Плачюся и рыдаю егда въ чювство прийму». Вместе с тем не содержат фит и две стихиры-самогласны: «Данилъ пророкъ» (8-го гласа) и «Господьня разумеюще заповеди» (7-го гласа).

В стихирах, распетых на подобен, чаще используются простые напевы, записанные несложными, одноступенными знаками с редкими вкраплениями составных знаков. Фитные начертания встречаются в них крайне редко2. Преобладание речитативности в большинстве стихир подобных позволяет отнести их распевы к силлабическому типу. (К таким песнопениям мы относим, в частности, стихиры Мясопустной Субботы, которые будут подробно рассмотрены далее.)