Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели : к вопросу эволюции мировоззрения композитора Денисова, Зарина Мухриддиновна

Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели : к вопросу эволюции мировоззрения композитора
<
Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели : к вопросу эволюции мировоззрения композитора Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели : к вопросу эволюции мировоззрения композитора Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели : к вопросу эволюции мировоззрения композитора Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели : к вопросу эволюции мировоззрения композитора Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели : к вопросу эволюции мировоззрения композитора
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Денисова, Зарина Мухриддиновна. Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели : к вопросу эволюции мировоззрения композитора : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Денисова Зарина Мухриддиновна; [Место защиты: Магнитог. гос. консерватория им. М.И. Глинки].- Магнитогорск, 2010.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/53

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Панораму музыкального искусства XX–XXI веков невозможно представить без имени Гии Александровича Канчели, композитора, оказавшего большое влияние на музыкальную культуру своего времени и во многом предопределившего пути ее развития. В отечественном музыковедении творчество Г.А. Канчели получило достойное освещение. В большинстве исследовательских работ он предстает как композитор-философ, для которого музыка является способом постижения масштабных вопросов, относящихся к гносеологии и онтологии.

И все же нельзя считать, что творчество Г.А. Канчели изучено в достаточной мере. Несмотря на наличие обстоятельных трудов, сегодня представляется необходимым акцентировать внимание на комплексе проблем, касающихся мировоззренческих основ творческой эволюции композитора. В специальном освещении нуждается также реквием «Стикс», который относится к специфической жанровой разновидности — к светским произведениям с духовной проблематикой. Однако творческая деятельность Г.А. Канчели в аспекте духовных исканий, характерных для последней трети XX века, еще не стала предметом специального исследования. Советское музыковедение по понятным причинам совсем в ином аспекте трактовало концепцию творчества композитора. Ее осмысление было продиктовано идеологическими установками прошлого, когда наличие религиозно-философской проблематики в творчестве отечественных композиторов Г. Свиридова, А. Шнитке, С. Губайдуллиной и, в том числе Г.А. Канчели, хотя и осознавалось, но, тем не менее, оставалось за пределами специального изучения. Сказанным обусловлена актуальность настоящего диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Современное музыковедение располагает значительным количеством работ (от небольших статей до фундаментальных аналитических трудов), посвященных музыке Г.А. Канчели. Это статьи Г. Орджоникидзе («Становление (Рапсодия на тему Гии Канчели)»), И. Барсовой («Музыкальная драматургия Четвертой симфонии Г. Канчели»), Ю. Евдокимовой («Вторая симфония Г. Канчели»). В этих работах внимание акцентируется на вопросах драматургии, композиции симфоний, интонационного мышления композитора, своеобразного претворения национальных традиций в его музыке. Выделяются также труды Н. Зейфас («Песнопения: о музыке Г. Канчели», «Гия Канчели в диалогах»). В них обстоятельно представлен документальный материал: высказывания самого Г.А. Канчели и других известных музыкантов о его творчестве, рецензии, различные интервью, беседы. Они содержат обзор основных сочинений всех жанров, что позволяет достаточно полно судить о творческом облике композитора и чертах его стиля в целом. Особенности симфоний Г.А. Канчели рассматриваются на страницах различных работ других музыковедов, объектом которых является отечественная симфония (М. Арановский «Симфонические искания», Г. Григорьева «Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века», Е.Б. Долинская «О русской музыке последней трети XX века»). И, тем не менее, творческие искания Г.А. Канчели в сфере высокой духовности до сих пор оставались за пределами специального внимания этих авторов.

В настоящем диссертационном исследовании анализируются некоторые симфонические сочинения Г.А. Канчели, характеризующие важные этапы его становления как художника, в творчестве которого доминирует осмысление мира, его духовно-философской константы. Вершиной творческих исканий композитора в этом плане представляется реквием «Стикс». Именно в этом произведении масштабно и целостно представлен неповторимый духовно-философский мир Г.А. Канчели. Поэтому обращение к реквиему «Стикс», наряду с анализом других произведений композитора, вполне закономерно. Рассмотрение «Стикса» в контексте изучения разных образцов симфонического творчества Г.А. Канчели открывает возможность сущностного, научно обоснованного постижения глубинных основ духовно-философской самобытности, исканий и свершений одного из выдающихся художников современности.

Объектом исследования являются симфонические произведения, а также другие сочинения Г.А. Канчели (вокально-симфонический цикл «Светлая печаль», Литургия «Оплаканный ветром», Реквием «Стикс»), драматургия которых основана на принципах симфонизма.

Предмет исследования — эволюция духовно-философской проблематики творчества Г.А. Канчели в процессе продвижения от сочинения ранних симфоний к созданию Реквиема «Стикс».

Цель исследования — осмысление процесса формирования мировоззрения Г.А. Канчели в контексте его религиозно-философских исканий, ярко отразивших художественные тенденции конца XX столетия.

Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:

1) рассмотреть симфонии Г.А. Канчели и его сочинения, близкие к ним по жанровой специфике, в контексте особенностей развития отечественной музыки в последней трети XX века;

2) проанализировать Четвертую симфонию Г.А. Канчели как сочинение, в котором автор впервые воплотил духовно-философскую проблематику;

3) проследить эволюцию творчества Г.А. Канчели (от Первой симфонии до Реквиема «Стикс») в плане мировоззренческих исканий композитора;

4) доказать закономерность появления в творчестве Г.А. Канчели Реквиема «Стикс» — произведения, продиктованного общечеловеческой нравственно-этической идеей и обусловленного предшествующими духовно-философскими поисками композитора;

5) проанализировать Реквием «Стикс» как сочинение, в котором композитор, осуществив содержательный и стилевой синтез, целостно воплотил свою религиозно-философскую концепцию.

Основным музыкальным материалом исследования послужили симфонические и вокально-симфонические сочинения Г.А. Канчели. Специально рассматриваются Четвертая симфония и Реквием «Стикс». Для воссоздания целостной картины эволюции духовно-философского начала в творчестве композитора также исследуются вокально-симфонический цикл «Светлая печаль», Литургия «Оплаканный ветром».

Методологическая база исследования. Для разработки данной темы большое значение имели исследования музыковедов М. Арановского, М. Высоцкой, Г. Григорьевой, Е. Долинской, В. Конен, Т. Левой, Л. Раабена, М. Сабининой, ставившие целью изучение историко-культурного контекста композиторского творчества конца XX столетия. Теоретическую основу диссертации составили основополагающие концепции современного отечественного музыкознания, представленные в трудах В. Бобровского, В. Задерацкого, Е. Назайкинского, Е. Ручьевской, Ю. Холопова, Н. Шахназаровой. Значительную роль в исследовании специфики музыкального языка Г.А. Канчели сыграли работы М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Л.Н. Шаймухаметовой, Б.Л. Яворского, посвященные проблемам музыкальной семантики, а также формирующийся в российском музыкознании метод выявления сакральных смыслов произведений духовно-философского содержания (труды М. Гуляницкой, Л.А. Серебряковой, Н.П. и Н.В. Парфентьевых).

Для разработки темы диссертации основополагающее значение имели также труды по философии, истории культуры, искусствознанию, в частности, теоретические работы, посвященные проблеме символа (Н. Бердяев, В. Бычков, И. Ильин, П. Флоренский, Е. Трубецкой, Л. Успенский, Б. Успенский, А. Лосев, С. Аверинцев, А. Белый). Большое влияние на методологию настоящего диссертационного исследования оказал опыт литературоведческого анализа, накопленный в трудах А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева, А.Н. Топорова и других ученых. Методологические принципы аналитических разделов диссертации определились в синтезе композиционно-драматургического и интонационно-семантического подходов, направленных на понимание специфики музыкального языка композитора. Все это позволило реализовать в настоящей работе принцип системного анализа исследования конкретного художественного явления.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) разработан новый ракурс исследовательского подхода к изучению творчества Г.А. Канчели;

2) впервые осуществлен интонационно-семантический анализ произведений Г.А. Канчели, позволивший комплексно раскрыть процесс эволюции мировоззренческих основ его творчества;

3) предложена новая интерпретация содержания Четвертой симфонии, в которой ярко воплощена духовно-философская проблематика;

4) выявлена преемственность принципов воплощения духовно-философской образности в последующих произведениях (V–VII симфониях, вокально-симфоническом цикле «Светлая печаль», Литургии «Оплаканный ветром»);

5) впервые указано на последовательную разработку в творчестве Г.А. Канчели духовно-философской проблематики, составляющей особый пласт его содержания, неразрывно связанный с религиозным миропониманием;

6) осуществлен ранее не предпринимавшийся образно-концепционный и интонационно-драматургический анализ Реквиема «Стикс».

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Формировавшаяся на протяжении всего творческого пути мировоззренческая позиция композитора, связанная с философским осмыслением сути бытия, неуклонно эволюционировала; условно выделены три периода, каждому из которых присуща ярко выраженная специфика.

2. В ранний период творчества (конец 60-х годов — начало 70-х годов) в симфонических сочинениях Г.А. Канчели воплощает философскую проблематику сквозь призму национального миросозерцания.

3. В зрелый период творчества, открывающийся Четвертой симфонией, главной концептуальной основой содержания произведений Г.А. Канчели становится духовно-философская проблематика.

4. Реквием «Стикс», знаменующий новую стадию осмысления сути бытия, всецело направлен на воплощение в творчестве Г.А. Канчели целостной религиозно-философской концепции.

Практическая значимость работы определяется возможностью применять основные положения диссертации в работах, посвященных методологическому, историко-теоретическому анализу становления индивидуального стиля творца как выразителя духовности эпохи, которую он представляет. Материалы диссертации могут быть широко использованы в учебных курсах «История отечественной музыки XX века», «История современной музыки», «Анализ музыкальных произведений XX века». Исследование может оказать практическую помощь педагогам и студентам музыкальных вузов и колледжей в изучении творчества Г.А. Канчели.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на нескольких научных и научно-практических конференциях, в том числе, на Региональной научно-практической конференции «Музыка в духовной культуре XX века» (Екатеринбург, 2008 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования» (Оренбург, 2009 г.); Второй Международной научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства» (Нижний Новгород, 2010 г.). Основные положения работы отражены в семи публикациях, две из которых помещены в рецензируемых журналах, входящих в список ВАК. Они также включены в курс лекций по истории отечественной музыки XX века, читаемый автором в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского.

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы и трех Приложений (в том числе, нотных примеров).

Похожие диссертации на Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели : к вопросу эволюции мировоззрения композитора