Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Симфонии Эдуарда Тубина: тематика и формообразование Пяртлас, Маргус Оскарович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пяртлас, Маргус Оскарович. Симфонии Эдуарда Тубина: тематика и формообразование : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 1992.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Творчество выдающегося эстонского композитора Эдуарда Тубкна /1905 - 1982/ все более и более завоевывает пркананхе как у себя на родине, так ж 8а ее пределами. Центральное место в его обширном наследии занимают двоять симфонии. Глубокая, внутренняя содержательность мувыкс я мастерское владение формой дают основание сравнивать Э.Тубина с крупнейшими симфонистами XX века. К сожалению, при жизнк композитора концертная судьба его произведений оказалась трудной. В связи с тем, что с 1944 года Э.Тубин проживал в Швеции, советские официальные власти исключили его имя из культурной жизни послевоенной Эстонии. Вплоть до 1985 года исполнение и пропагандирование его произведений в Эстонии и во всем Советском Союзе, было связано с многими препятствиями. Поэтому и в научном исследовании наследия эстонского симфониста сделаны пока только первые шаги. Возрастающий в последнее время международный интерес к музыке Э.Тубина обусловливает необходимость к своевременность серьезных монографических исследований его творчества, глубокого теоретического осмысления вклада композитора в естонскую национальную культуру и в музыкальное наследие XX века в целом.

Даль заботы - исследование тематизма и формообразования в симфониях Э.Тубина, выявление особенностей симфонического мышления композитора.

Теоретической базой исследования послужили принципы анализа музыкальных произведений, разработанные в трудах крупных советских музыковедов Б.Асафьева, Л.Мазеля, В.Цуккермана, В.Бобровского, Е.Ручьевской и др. При рассмотрении специальных теоретических проблем диссертант опирается также на научные идеи М.Арановского /проблемы жанра симфонии/, И.Барсовой и Ю.Кона /музыкальная семантика/, А.Должанского, В.Задерацкого, К.Юкак /полифония/, В.Холопо-вой, Р.Лаула, Р.Рети /способы тематического развития/. Использованы имеющиеся работы эстонских и зарубежных исследователей /М.Хума-ла, Ы.Вайтмаа, Л.Нормета, 1.П.Раммо, Г.Коннора/ о творчестве Э.Тубина.

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первое специальное теоретическое исследование о всех симфониях Э.Ту-бива. Впервые подробно рассматриваются особенности симфонического

тематизма композитора и принципы тематического развития. Это позволяет сделать многие важные выводы о специфике музыкального мышления Э.Тубина, указать на индивидуальные черты его симфонизма. Наряду с выявлением характерных композиционных особенностей симфоний Э.Тубина, работа также расширяет представления об их образном строе и драматургии.

Практическая ценность таботы. Материалы диссертации могут найти применение в вузовских курсах анализа музыкальных произведений, истории зарубежной музыки, в курсе истории эстонской музыки в Таллинской консерватории, а также оказать помощь дирижерам - исполнителям симфоний Тубина.

Апробация таботы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории музыки С.-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, рекомендована к защите 21 мая 1992 г.

Структура работы, диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка использованной литературы /30 наименований на русском языке, 32 - на других языках/. Приложение включает 58 нотных примеров.