Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Символика в музыке Альбана Берга Векслер, Юлия Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Векслер, Юлия Сергеевна. Символика в музыке Альбана Берга : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Нижегород. гос. консерватория им. М. И. Глинки.- Москва, 1998.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-7/2019-0

Введение к работе

з І.

Актуальность теми.

Судьба творческого наследия Альбана Вертя, со дня смерти которого про» гддо уже более 60 лет, поистине удивительна: этот классик XX века, получивший признание еще при -.лчзни, в конце столетия словно бы переживает второг рождение. Творчество Берга находигся сейчас в центре виймання зарубежных исследователей - за последние 10-15 лет о нем было написано не менее десятка монографий, не говоря уже о многочисленных статьях и рецензиях.

Мощную волну интереса к Бергу породил целый комплекс объективных и субъективных причин. 'Уникальная композиторская индивидуальность, соткан-пая из противоречий и в то же время необычайно цельная, обладает большой притягательной силой. Одни видят в Берге преданного ученика Шенберга, приверженца метода «композиики 12-ю тоїлми», пылкого пропагандиста нового искусства. Другие считают его «запоздавшим романтиком», который неуютно чувствует себя в «конструктивном» XX веке. Третьи открывают для себя одер-яагмого «числоманией» шифровальщика, который, подобно нидерландским полифонистам, выстраивает на основе тайных чисел и буквенных шифров математически выверенные конструкции своих сочинений.

Называя себя «неисправимым романтиком», Берг едва ли ставил своей целью создание «музыки будущего», как это делал Шенберг. И все же он по-своему опередил время - лишь в коцце XX века начал открываться глубокий сокровенный смысл его творений, который не лежит на поверхности, но является результатом истолкования, интерпретации, дешифровки. Не случайно на пер-. вый план выдвинулось все, что находится за пределами нотного текста, будь то духовная биография композитора, иитергекстовые параллели или его «причудливая мистика», масштабы которой раньше просто не осознавались. Подобный взгляд на Берга и его творчество появился лишь на исходе нашего столетия, отмеченного все более явственной синтезирующей тенденцией, поро-

4 -дившего особый тип культуры, опгріфуїошей «символами, архетипами, знаками» (А.Ивашкин).

Берговсхий бум последних двух десятилетий имеет и еще одну причину; стало доступно для изучения ьаследае Берга, в течение 40 лет находившееся в собстаеншсти супруги композатора Елены Берг. После ее смерти практически аолиостью оно перешло в распоряжение Австрийской национальной библиотеки - в настоящее время там хранятся автографы партитур, дирехшоны и эскизы берговских со-ашешш, а также многочисленные документы, связанные с его жизнью и творчеством. Появление новых материалов определило направление большинства исследований последнего времени, среди которых как источниковедческие работы и труды о духовном окружении Берга, так и исследования, касающиеся многообразных проявлений символики в его творчестве, уникальной «автобиографии в звуках». Этой актуальной сейчас прсбяшатике посвящено и настоящее исследование, которое тем более ценно, что в отечественном музыкознании творчеству Альбана Берга уделяется гораздо меньше внимания, чем оно того заслуживает.

Научмач новизна работы определяется как избранным ргкурсоы, так и материалом исследования. Здесь предпринята попытка составить по возможности целостную картину бергоаского творчества, рассматриваемого сквозь призму симзолики. Хотя категория символики, охватывающая мапіческие чизла, слово в различных ипостасях, зеркально-симметричные структуры, фатальные ритмы и цитата, постоянно находится в центре ізаніего внимания, символика сама по себе является скорге не целью, но средством: она дает возмоясяоеть, формально не отступая от текста музыкального произведзния, по существу выйти да.чеко за его предглы, она с.туь,ш медиумом, езязызахяшш композиционно-технические аспекты музыки Берга с его фнлософсга-эстетическями установками, начиная от уровня обыденного сознакид и заканчивая творческими принципами. Именно в згой ракурсе рассматриваются вахяше для Берга проблемы соотношения музыкального и внемузьпезлівего, экспрессии и конструкція!. В исследовании се«аіггики бгргоаежк символов впервые предпринята попытка применить ме-

тещ концептуального анализа, что позволяло объединить с помощью семантической категории судьбы такие разные явления как магические числа и ритмы, буквенные шифры и щггаты.

Материал исследования во многом уникален. Среди важнейших документальных источников - фонд Альбана Берга в музыкальном собрании Австрийской национальной библиотеки, неопубликованная переписка Шенберга, Берга и Веберна, тилоскрипт которой находится б Венской городской библиотеке, на» конец, личная библиотека Берга в его венской квартире (Trauttmansdorftgasse ТІ, Wien ХЩ, Alban Berg Stiftung). Все эти материал в определенной мере освоены зарубежным музыковедением, но пракпгчески не известны в России. Настоящая работа предлагает первый опыт их осмысления и интерпретации в отечественном музыкознании. Автор опирается не только на труды зарубежных ученых, но на собственные архивные исследования в фонде F 21 Berg Австрийской национальной библиотеки :*. в Alban Berg Stiftung, поэтому многие из приведенных материалов публикуются впервые. Приложение к работе содержит около 30 факсимиле эскизов к различным сочинениям Берга, часть из которых расшифрована автором самостоятельно.

Практическая ценность работы. Результаты исследования могут быть использованы в вузовских курсах истории зарубежной музыки, а также на семинарах по современной музыке, проводимых в выснгах « средних учебных заведениях. Документальные материалы, на которЕГх основана работа, могут служить базой для дальнейших исследований творчества Альбана Берга и новой венской школы в целом. Некоторые из них могут быть полезными и в исполнительской практике.

Апробация работы. Основные идеи диссертации изложены в научных публикациях, отражены в выступлениях на международной научной конференции «Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему» (Ростов-на-Дону, 1996) и на конференции памяти А.В.Михайлова «Слово и музыка в опере» (Москва, 1996), а также в лекциях, прочитанных в 1997-1998 годах в Нижегородской консерватории в рамках курса «Современная музыка».

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав я Заключения, содержит справочно-библиографический аппарат, включающий архивные источники и список литературы. Работа снабжена «Приложениями», в состав которых входит иллюстративный материал, факсимиле эскизов к сочинениям А.Бсрга с транскрипцией и переводо.м, а также поэтический текст.