Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Рудякова Алла Эдуардовна

Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.)
<
Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.) Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рудякова Алла Эдуардовна. Становление и развитие саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII-XX вв.): диссертация ... кандидата : 17.00.02 / Рудякова Алла Эдуардовна;[Место защиты: Саратовская государственная консерватория (академия); имени Л.В. Собинова], 2016.- 238 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Зарождение саратовской вокально-педагогической школы от истоков до конца XIX в 20

1. Деятельность крепостных театров Саратовской губернии 21

2. Виды музыкально-театральной деятельности в Саратове 29

3. Вокальные традиции в практике любительского музицирования в Саратовской губернии 38

4. Вокальное образование в Саратовском музыкальном училище 46

Глава II. Становление саратовской вокально-педагогической школы в первой четверти XX в

1. Формирование вокального образования в Саратовской консерватории 60

2. Педагогическая деятельность М. Е. Медведева 66

3. Педагогическая система А. М. Пасхаловой 74

4. Преподавательская деятельность вокалистов Саратовской консерватории в контексте социальных процессов в России 86

Глава III. Развитие саратовской вокально-педагогической школы во второй четверти XX в . 97

1. Педагогический состав кафедры академического пения 97

2. Особенности деятельности кафедры академического пения во время Великой Отечественной войны 122

Глава IV. Оформление педагогических принципов саратовской вокально-педагогической школы с середины XX в . 137

1. Общие тенденции развития вокального искусства к середине XX в. на примере саратовской вокально-педагогической школы 137

2. Педагогическая династия: В. Е. Куколев – А. И. Быстров – Л. А. Сметанников 143

3. Педагогическая династия: В. Ф. Туровская – О. Н. Стрижова – А. В. Тарасова 160

4. Использование русской народной песни в педагогическом процессе 168

Заключение 178

Источники и литература 185

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Изучение саратовской вокально-

педагогической школы обусловлено осознанием значимости вклада её представителей в процесс развития музыкальной культуры Поволжья и русской музыкальной культуры в целом. Деятельность М.Е. Медведева, А.М. Пасхаловой, М.А. Эйхенвальд-Дубровской, Н.И. Сперанского, М.П. Томашевского, В. Е. Куколева, В.И. Егорова, Н.Е. Устинова, О.Н. Стрижовой, А.И. Быстрова, Л.А. Сметанникова и других педагогов-вокалистов неоценима, их вокальное и педагогическое мастерство оказало несомненное влияние на отечественную вокальную культуру ХХ–ХХI вв.

На основе исполнительской и педагогической деятельности саратовских вокалистов сформировалась школа, имеющая длительный исторический путь развития. Известный вокальный педагог-методист Д.Л. Аспелунд связывает понятие «школа» с фундаментальными представлениями общей педагогики, нацеленными на воспитание различных знаний и умений. Вместе с тем он выделяет понятие «вокальная школа», которая специализируется на обучении сольному пению на основе преемственности различных методов и приёмов1. Как следует из вышесказанного, необходимым компонентом понятия «школы» является преемственность, способствующая, по мнению В.А. Багадурова, её постоянному развитию и обогащению, благодаря выявлению наиболее эффективных методик2.

Понятие «школа» принято рассматривать в двух ипостасях, как: 1) комплекс технических навыков и приёмов; 2) определение особенностей по территориальному или национальному признаку, где формируются свои культурные традиции, связанные с народным искусством, исполнительством и обусловленные

1 Аспелунд, Д.Л. Развитие певца и его голоса [Электронный ресурс]: учебное пособие. —
Электрон. дан. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2016. – 180 с. – Режим доступа:

2 Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. Часть III. – М.: Государствен
ное музыкальное издательство, 1937. – 255 с.

местным темпераментом, языком, окружающей средой. В последнем случае можно говорить о понятии «национальная школа». По мнению Л.Г. Суховой, «характеристика национальной школы – как явления культуры – лежит … в сфере духовного, будучи имманентно связанной с такими категориями как национальный характер, мироощущение, ментальность, морально-этический потенциал, духовные этнотрадиции и т. д.»3.

Взяв за основу мнения авторитетных учёных-методистов Д.Л. Аспелунда, В.А. Багадурова, Л.Б. Дмитриева и И.К. Назаренко в определении понятия «вокальная школа», выделим две равноправные его составляющие: исполнительскую и педагогическую школу. Исполнительская вокальная школа характеризуется наличием комплекса определённых методов музыкальной выразительности и вокально-технических приёмов, позволяющих достигнуть уровня высокохудожественного исполнения. О педагогической вокальной школе можно говорить в контексте развития на основе преемственности, наличия общих методов, приёмов и традиций в вопросе академической постановки голоса. Стоит отметить, что эти две ветви вокальной школы активно взаимодействуют и влияют друг на друга, мотивируют к выработке новых задач в исполнительстве и новых методов постановки голоса в педагогике.

Термин саратовская вокально-педагогическая школа имеет явно выраженный региональный аспект. Анализируя процессы становления и развития саратовской школы пения, нельзя не отметить, что она обладает таким важным качеством, как интегрированность разных национальных традиций в общекультурное пространство. Саратовский регион, имеющий уникальное территориальное расположение, исторически был местом пересечения разных культурных потоков. При этом каждая национальность обладала своими фольклорными особенностями, добавляющими специфику в этнографический и музыкальный колорит губернии. Кроме того, множественность национальных культурных традиций Саратовского края должна быть дополнена разнообразием рели-3 Сухова Л. Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы.: Автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогических наук: Москва, 2005. – 53 с.

гиозных конфессий исследуемого региона, внесших свою лепту в формирование его уникального социума. Таким образом, особенностью формирования саратовской вокально-педагогической школы является территориальное расположение региона, благодаря которому произошло смешение большого количества взаимодействующих между собой фольклорных и академических традиций, имеющих мощные культурные корни.

Беря за основу вывод Д.Л. Аспелунда об обязательном наличии в понятии «школа» преемственности, отметим, что в Саратовском регионе на основе деятельности педагогов-вокалистов музыкально-образовательных учреждений (Музыкальные классы при ИРМО, Музыкальное училище, Саратовская консерватория) в течение многих десятилетий складывались свои педагогические династии, культивирующие конкретные вокально-технические принципы, приёмы и сумевшие сформировать свои традиции.

В саратовской вокально-педагогической школе мы также наблюдаем необходимое сочетание двух ветвей – педагогической и исполнительской, взаимно дополняющих и влияющих друг на друга. Исполнительская часть вокальной школы отражена в концертной и театральной деятельности, педагогическая – получила своё развитие в творчестве педагогов-вокалистов. Тесная связь между этими двумя ипостасями доказывается воспитанием плеяды ярких исполнителей, пополнивших ряды театральных и концертных площадок Саратова, а также других регионов России.

Как известно, историю создают отдельные личности. Роль яркой, неординарной личности признаётся одним их наиболее мощных двигателей в прогрессивном развитии школ. В этом контексте рассмотрение саратовской вокально-педагогической школы также оказывается весьма плодотворным, так как в основании, становлении и развитии её принципов, традиций были такие яркие личности как М.Е. Медведев, А.М. Пасхалова и др. – выдающиеся певцы и талантливые педагоги, люди широчайшего кругозора, близко общавшиеся с уникальными исполнителями – А.В. Неждановой, Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым и претворявшими в своём творчестве заветы русской вокальной школы.

Несмотря на весомый вклад саратовской вокально-педагогической школы в развитие вокального искусства, а также музыкальной культуры Саратовской губернии в целом, долгое время она оставалась на периферии исследовательских интересов. В музыковедении вопросы её становления и развития, имена наиболее ярких представителей получили лишь частичное рассмотрение в трудах саратовских музыкантов. Однако архивные и библиотечные фонды Москвы, Саратова и других городов России хранят уникальные материалы (письма, воспоминания, документы, методические работы, афиши, программы концертов, фото-, аудио- и видеозаписи). Их изучение в настоящее время позволит восстановить лакуны в истории развития саратовской вокально-педагогической школы и, шире, музыкальной культуры Саратова, а также глубже постичь основные методические принципы вокальной педагогики.

Необходимость своевременного изучения саратовской вокально-

педагогической школы вызвана неизбежной сменой поколений её представителей и возможной потерей информации о ярких музыкантах, внесших свой вклад в развитие вокального искусства страны. Кроме того, как нам представляется, методические принципы, изложенные в работах саратовских вокалистов, имеют право на их популяризацию и укоренение в методике преподавания постановки голоса.

Степень разработанности проблемы. Первоначальный период развития саратовской вокально-педагогической школы в самом общем плане отражен в основополагающих трудах учёных, изучающих историю музыки в России, где анализируются данные о концертной жизни, становлении и развитии отечественного (в том числе и провинциального) музыкального театра. Разносторонняя характеристика русского дворянского общества XVIII в., картина быта провинциального дворянства многосторонне раскрыта как в трудах исследователей XIX в. (Н.Д. Чечулин «Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века»), так и учёных XX в. (Ю.М. Лотман «Беседы о русской культуре» и др.). В области изучения культурной жизни Саратовского региона отметим исследования В.А. Дьяконова «Лицедеи, певчие, музыканты», А.С. Майоровой

«История культуры Саратовского края. Культура Саратовского края до начала XX века (Часть 1. Конец XVIII – первая половина XIX века)», Т.В. Платоновой «Провинциальное дворянство в конце XVIII – первой половине XIX века (По материалам Саратовской губернии)», А.С. Ступиной «Культурное пространство провинциального города (Саратов второй половины XIX – начале XX в. в воспоминаниях современников)» и др. Изучение этих исследований оказалось необходимым для составления целостной картины развития культуры Саратова, анализа предпосылок образования учебных заведений, при которых были музыкальные классы.

В контексте анализа педагогических воззрений саратовских вокалистов следует отметить исследование А.С. Яковлевой «Вокальная школа Московской консерватории», в котором автор рассматривает творческую деятельность московских вокалистов в единстве исполнительского, педагогического и теоретико-методического аспектов, изучает становление художественных традиций. Актуальность данной работы для нашего исследования проявляется и в том, что А.С. Яковлева, опираясь на воспоминания современников, характеризует педагогическую деятельность педагогов московской вокальной школы Е. Лавровской и Д. Гальвани, у которых учились саратовские вокалисты А.М. Пасхалова и М.Е. Медведев, что позволяет получить представление об основных педагогических приоритетах первых профессоров-вокалистов Саратовской консерватории. Вокальную школу М.Е. Медведева развёрнуто охарактеризовал его ученик С.Ю. Левик в книге «Записки оперного певца».

В изучении развития саратовской вокально-педагогической школы в XX в. большим подспорьем явились труды педагогов Саратовской консерватории, в которых систематизируется и анализируется разнообразный архивный и эпистолярный материал: исторические очерки Н.Ф. Таубе «Саратовская консерватория в дореволюционный период 1912–1917 гг.», «История Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова 1917–1924 гг.»; монография Б.Г. Манжоры «Саратовский Академический театр оперы и балета. Солидное артистическое дело» и «Саратовский Академический театр оперы и балета. Саратов

– сугубо оперный город. Часть вторая (1917–2003)»; цикл публикаций В.Е. Ха-нецкого «Музыкальная жизнь Саратова»; публикации Т.Ф. Малышевой «Из истории музыкальной культуры Саратова» и «Из истории Саратовской консерватории»; А.И. Демченко «Два столетия музыкальной культуры Саратова», «Золотой фонд столицы Поволжья. Очерки музыкальной культуры Саратова» и др.

Таким образом, к настоящему времени существует достаточное число работ, посвященных как отдельным саратовским педагогам-вокалистам, так и развитию общекультурных процессов в Саратовской губернии. Вместе с тем до сих пор не создано единой картины становления и развития саратовской вокально-педагогической школы, которая бы системно и многопланово осветила все этапы её существования и способствовала выявлению основных её методических принципов.

Объектом данного исследования является саратовская вокально-

педагогическая школа. Под термином «саратовская вокально-педагогическая школа» мы понимаем комплекс вокально-методических и вокально-исполнительских традиций, получивших своё становление и развитие на территории Саратовской губернии, оформленный в конгломерате творчества педагогов-вокалистов – представителей музыкальных учебных заведений и исполнителей театрально-концертных организаций. Подчеркнём, что в нашем исследовании мы больший акцент делаем на рассмотрение принципов педагогической ветви саратовской вокальной школы, способствовавшей активному развитию вокально-исполнительского искусства в регионе.

В качестве предмета исследования выступает история становления и развития саратовской вокально-педагогической школы, в процессе эволюции которой формируются методические принципы, определяющие её специфический облик. Заданные хронологические рамки исследования мотивированы актуализацией внимания к периоду формирования предпосылок появления саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII – начало XX в.) и времени образования педагогических династий в середине – второй половине XX в.

Материалом исследования послужил комплекс музыкальных, документальных и нарративных источников. Основополагающими источниками послужили документы Государственного Архива Саратовской области; Государственного Центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки; Дома-музея П.И. Чайковского в г. Клин; архива Государственной Саратовской консерватории имени Л.В. Собинова; архива Саратовского Областного Государственного краеведческого музея. Кроме того, материалами исследования послужили:

– методические работы педагогов-вокалистов;

– личные беседы с учениками и педагогами саратовской вокальной школы;

– иконографические, аудио- и видеоматериалы с записями исполнения ведущих преподавателей саратовской вокально-педагогической школы.

Цель работы – воссоздать полную картину становления и развития саратовской вокально-педагогической школы конца XVIII–XX вв. посредством выявления ведущих педагогических династий и их основных методических принципов преподавания.

В связи с этим в работе решаются следующие задачи:

– выявить культурно-исторические предпосылки образования саратовской вокально-педагогической школы;

– изучить и систематизировать материалы по истории саратовской вокально-педагогической школы, обозначить основной круг имён, представляющих её;

– рассмотреть исторический процесс становления и развития саратовской вокально-педагогической школы конца XVIII–XX вв.;

– сформулировать и систематизировать основные методические принципы, закрепившиеся в педагогической практике педагогов – представителей саратовской вокально-педагогической школы к середине XX в.

Методологической основой исследования являлись методы, применяемые в музыкознании: разные ракурсы сравнительного анализа, аналитический и теоретический методы. Задача выявления становления и последующего развития исследуемого феномена в исторической перспективе диктует использование

исторического подхода. Благодаря задействованию в работе значительного количества источников, безусловное значение имел источниковедческий метод архивных изысканий. Кроме того, изучение саратовской вокально-педагогической школы как регионального явления побудило обращение к области музыкального краеведения и общим вопросам культурологии.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном музыкознании предпринимается попытка реконструкции феномена саратовской вокально-педагогической школы с периода её формирования по настоящее время в историческом и методическом аспектах. В связи с этим нами:

– систематизированы и введены в научный обиход неизвестные ранее архивные данные о саратовских педагогах-вокалистах (А.М. Пасхаловой, М.Е. Медведеве и др.);

– выявлены и введены в научный обиход сведения о составе преподавателей-вокалистов Музыкальных классов Саратовского отделения ИРМО и Саратовского музыкального училища с 1895 по 1912 гг.;

– на основе изучения архива Саратовской консерватории выявлены и охарактеризованы неизвестные до настоящего времени имена преподавателей кафедры академического пения; проанализирована и воссоздана деятельность кафедры в период с 1912 по 1924 гг., а также в годы Великой Отечественной войны;

– воссоздана история становления и развития саратовской вокально-педагогической школы, что позволило проследить линию преемственности в педагогических воззрениях и приёмах, применяемых саратовскими вокалистами в процессе обучения, а также выявить педагогические династии, способствующие сохранению методических традиций в рамках исследуемой школы;

– определена сущность понятия «саратовская вокально-педагогическая школа», доказана её принадлежность и соподчинённость понятию «русская вокальная школа»;

– на основе сохранившихся научно-методических работ саратовских вокалистов впервые системно рассмотрены и проанализированы педагогические и методические взгляды саратовских педагогов.

Теоретическая и практическая значимость. В диссертации выведены основные методические принципы саратовской вокально-педагогической школы. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов «Основы методики постановки голоса», «История отечественной музыки», «История вокального искусства». Упражнения и репертуар, приведённые в исследовании, можно применять в классной работе по специальности «Академическое пение».

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование и расцвет саратовской вокально-педагогической школы
были подготовлены активным развитием культурных и, в частности, музыкаль
ных традиций в Саратовской губернии с конца XVIII в., когда регион активно
развивается, и пробуждается серьёзный интерес к созданию первых крепост
ных, а затем и городских театров, музыкальных салонов. Основными истоками
образования саратовской вокально-педагогической школы можно считать осно
вание Мариинского института благородных девиц, просветительскую деятель
ность Дворянского собрания, Саратовского отделения ИРМО, на основе кото
рого образовались Музыкальные классы, работу Саратовского музыкального
училища, а позже и Саратовской консерватории.

  1. Неравномерность процессов становления и развития саратовской вокально-педагогической школы связана с общеполитическими и культурными изменениями, происходящими в регионе и стране, в целом.

  2. Первая половина – середина XX в. – основополагающий период в становлении саратовской вокально-педагогической школы, время зарождения педагогических династий, своей деятельностью определивших дальнейшее развитие кафедры академического пения.

  3. Саратовская вокально-педагогическая школа соединяет множественность истоков (российские линии: московская и петербургская; европейские: ита-

льянская, немецкая и французская) и преемственность ведущих русских вокальных традиций.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Основные положения работы были представлены на Международных научных конференциях в Астрахани («Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика», 5–6 ноября 2014 года; «Музыкальное искусство и наука в современном мире» 12–13 ноября 2015 года, Астраханская Государственная консерватория); Саратове («Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика», 23 мая 2014года, 22 мая 2015 года, 19–20 мая 2016 года; «Проблемы художественного творчества», 27–28 ноября 2014 года, 26–28 ноября 2015 года; «Слово молодых учёных», 27 марта 2015 года – Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова; «Проблемы теории и практики постановки голоса», 2 декабря 2014 года – Институт искусств Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского).

Структура. Диссертация состоит из Введения, четырёх глав, Заключения, Списка литературы и Приложения.

Вокальные традиции в практике любительского музицирования в Саратовской губернии

Со второй половины XVIII в. в России начинается активное развитие усадебной жизни. В связи с освобождением дворян от обязательной службы в 1762 г., они устремились в свои владения, и начался интенсивный процесс обживания родовых поместий., что, естественно, отразилось на жизни Саратовской губернии. В дворянских усадьбах Куракиных, Голицыных, Нарышкиных, Столыпиных, Бах-метевых, Кожиных и других помещиков проходят балы, маскарады, концерты местных артистов.

Дворянская усадьба конца XVIII – первой половины XIX в. – это уникальный культурный мир эпохи русского Просвещения. Музыкально-театральная жизнь дворянской усадьбы сыграла значительную роль в формировании русской культуры [72, с. 2]. Н. Д. Чечулин подчёркивает, что в провинциальной России дворянство становится важной социальной группой именно во второй половине

XVIII в.: «только в эту пору явилось в провинции значительное число дворян, лю дей, по-тогдашнему интеллигентных, проводивших тут всю свою жизнь, а не только годы старости после тяжелой службы» [216, с. 1]. Именно провинциальное общество дворян, по мнению исследователя, являлось распространителем про свещения, культуры и нравственности. А. С. Майорова отмечает, что влияние дворянской культуры в Поволжье «было очень сильным», а причиной этого явля лась «способность к интенсивному саморазвитию» [118, c. 121]. Стараясь не от стать от столичной моды, саратовские помещики увлекаются театральными заба вами, и уже к началу XIX в. «не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели оркестры, не пели хоры, и где бы не возвышались театральные подмостки, на которых приносили посильные жертвы богиням искусства домо рощенные артисты…» [88, с. 112]. По статистическим данным на рубеже ХVIII– XIX вв. в России функционировало 54 крепостных усадебных театра, из них в Са 22 ратовской губернии в это время существовало 5 усадебных крепостных и один городской театр [83, с. 27].

Одним из родоначальников крепостного музыкального театра в Саратовской губернии был князь Александр Борисович Куракин, который в 1782 г. построил в селе Борисоглебское (ныне Надеждино) великолепный дворец. Высланный из столицы, Куракин окружил себя музыкальными забавами, ничем не отличающимися от принятых в высшем обществе. Музыка была частью повседневного быта А. Б. Куракина. Барон А. Вигель, неоднократно гостивший в поместье, вспоминал: «В великолепном уединении своём выстроил он себе наподобие посещаемых им дворцов также нечто похожее на Двор… Всякий день, даже в будни за столом гремела у него музыка, а по воскресным и праздничным дням были большие выходы…» [53, с. 104]. В доме существовали специальные залы для слушания музыки. Д. Карташев, посетивший Надеждино в 1848 г., описывает в своих воспоминаниях богато украшенный музыкальный зал и огромную столовую с хорами [53, с. 103].

Самым большим увлечением хозяина был существовавший в поместье постоянный театр, ставивший преимущественно музыкальные спектакли. Известно о постановках популярных в то время при дворе опер «Дианино дерево» В. Мартини-Солера, «Деревенская Ворожея» И. Керцелли, «Баба Яга» М. Стабингера и др. Для полноценных оперных постановок необходимы были оркестр, хор и солисты, способные исполнять сложные вокальные партии. Признавая французскую вокальную школу за эталон, Куракин выписывает из Парижа педагогов для обучения своих крепостных светскому и церковному пению [84, с. 16]. Стремясь сделать процесс обучения более понятным и результативным, князь сам составляет упражнения для развития голоса на основе мелодий русских народных песен [там же]. Для полноценной подготовки музыкантов в 1784 г. Куракин открывает в поместье музыкальную школу, где воспитываются певчие в том числе для домовой и приходской церквей. Кроме пения крепостные подростки обучались игре на музыкальных инструментах. В это время в поместье содержались три оркестра: бальный, оперный и роговый, а общее количество оркестрантов достигало 50 че 23 ловек. К 1795 г. симфонический оркестр состоял из 25 музыкантов, при котором было 17 певчих [84, с. 17]. В репертуар входили симфонические, оперные произведения, а также обработки народных песен. Оркестрами руководил капельмейстер, иностранец Христофор Крон, обладавший всесторонним музыкальным образованием. Он же выступал в роли педагога и под его руководством музыканты обучались игре на инструментах и хоровому пению [84, с. 18].

Сохранился «Приказ в Надеждинскую вотчинную контору» от 13.01.1807 князя Куракина, из содержания которого можно сделать вывод об обучении певиц в куракинском имении. Певиц отбирал лично князь, обучение было постоянным, каждодневным, последовательным. В имении имелись высококвалифицированные музыканты из числа крепостных, например, Афанасий Королёв. По-видимому, он был певцом, но имел музыкальные познания и в инструментальной музыке, так как впоследствии был назначен капельмейстером вместо Крона. Куракин посчитал, что Королёв вполне может заняться вокальным обучением певиц, предназначенных петь на клиросе в церкви [169, c. 387–393]. Вокальные занятия также вели крепостные Фёдор Сентюрин и Домна Сурнина [84, с. 16].

Необходимо заметить, что музыкальные развлечения были широко распространены в среде помещичьего дворянства Саратовской губернии. Так, известны данные об интенсивной музыкальной жизни в имении Зубриловка Балашовского уезда, где проживал князь Сергей Фёдорович Голицын; крепостной театр содержал крупный помещик Саратовского края А. Е. Столыпин. По воспоминаниям А. М. Тургенева, в его поместье еженедельно давались музыкальные и драматические спектакли, причем, пение и игра актеров были превосходны [201, с. 473–474, 486]. Наиболее сильное впечатление на А. М. Тургенева произвела постановка известной оперы Д. Паизиелло «Нина, или Сумасшедшая от любви», впервые представленная в Петербурге в 1794 г. Как известно, партия Нины написана для высокого меццо-сопрано и изобилует колоратурными вставками, мелодическими украшениями, высокими нотами. Постановка такой сложной с вокальной точки зрения оперы показывает, насколько высок был уровень подготовки певцов в столыпинской труппе. По свидетельству М. И. Пыляева, её основу составляли коми 24 ки И. П. Кураев и А. И. Касаткин, тенор Я. Я. Соколов, сестры певицы М. И. и А. И. Лисицыны. Примадонной крепостной труппы была певица Варвара Новикова, которую поклонники называли Варенькой Столыпинской [88, c. 156]. В 1806 г. А. Е. Столыпин продал императору Александру I «...труппу актёров и оркестр музыкантов, состоящий с детьми их из 74 человек... за 32 тысячи рублей» [166, c. 115].

Известны данные и о продаже Дирекции императорских театров хоровой капеллы из имения К. А. Нарышкина в деревне Пады Балашовского уезда, состоящей из 15 человек, и имеющей в своём составе все типы мужских голосов: тенора, дисканты, альты, басы, что позволяло этим составом исполнять сложную многоголосную музыку [84, с. 52]. Факт покупки государством капеллы говорит о высокой степени профессионализма певцов и музыкантов, их овладении большим оперным репертуаром.

Педагогическая система А. М. Пасхаловой

Рассматривая деятельность преподавателей-вокалистов начального периода работы Саратовской консерватории обозначим ведущие тенденции. Безусловно, значительный вес открытому высшему учебному заведению придало приглашение на кафедру известного певца М. Е. Медведева, к тому времени уже обладавшего педагогическим опытом, приобретённым им в Киеве и Москве. Дирекция консерватории оценила значимость приглашения в состав консерваторской профессуры певца такого уровня и положения. Согласно «Денежному Отчёту Саратовского Императорского Русского Общества и учреждённой при нём Алексеевской консерватории с 1 сентября 1913 по 1 сентября 1914 года», денежный оклад Медведева являлся самым большим после директора и составлял 5.247 рублей (у М. А. Эйхенвальд-Дубровской – 3200 руб.) [153, с. 6]. Из документов свидетельствует, что класс М. Е. Медведева был постоянно переполнен, например, в 1913/14 учебному году у него занимались 77 человек, тогда как всего в консерватории в это время обучалось 121 студент-вокалист [194, л. 29].

Важно отметить, что консерватория с момента своего образования стала музыкальным центром города. Педагоги-вокалисты сами постоянно принимали участие в концертах, а также устраивали концерты учеников своих классов. Систематически проводились ученические открытые и закрытые вечера. Весной 1915 г. состоялся первый выпуск студентов-вокалистов. Звание «свободного художника» получили шесть певцов, среди них саратовские рецензенты особенно выделяли баритона Несмелова и сопрано Лебедеву, которые, в силу своей концертной деятельности, уже были известны музыкальной общественности [194, л. 46].

События военного времени 1914–1918 гг., а также революция 1917 г. внесли существенные корректировки в культурную жизнь Саратова. В эти годы количе ство учащихся значительно снизилось, а учебные помещения неоднократно использовались не по назначению, для проведения митингов и собраний. Например, 1914/15 учебный год прошёл в трудных условиях военного времени, и, в связи с этим, основным видом деятельности педагогов и студентов были выступления с концертами в пользу раненых и семей, призванных на войну27. Безусловно, эти общественно-политические события негативно сказывались на проведении учебного процесса. Так, в силу недостаточного финансирования консерватории на специальность студентам отводилось лишь по два получасовых урока в неделю [194, с. 39]. В связи с революцией 1917 г. резко снизились творческие контакты саратовцев со столичными музыкантами, что отрицательно сказалось на дальнейшем оформлении методических принципов постановки голоса.

Однако, несмотря на все трудности, в залах консерватории продолжается концертная деятельность. Особенно популярными среди горожан становятся ученические вечера «классов педагогов». Цикл таких вечеров в Большом зале открыл вечер студентов класса М. Е. Медведева, состоявшийся 28.01.1918 Программа была достаточно обширна: 29 участников исполнили 45 номеров. По мнению рецензентов, наиболее ярко выступили колоратурное сопрано Лосева и бас К. А. Алексашин, исполнивший арию князя Игоря из одноимённой оперы А. П. Бородина, куплеты Эскамильо из оперы Ж. Бизе «Кармен», арию Короля Рене из оперы П. И. Чайковского «Иоланта». Впоследствии такие вечера становятся традиционными для консерватории, их проводят все ведущие педагоги: Н. И. Сперанский, А. М. Пасхалова, М. А. Эйхенвальд-Дубровская [195, л. 50].

Одной из особенностей тех лет является курс властей на ликвидацию неграмотности. Для этого организовывались передвижные избы-читальни на предприятиях города, где наряду с лекциями проводились концерты студентов консерватории. В частности, такие концерты постоянно проходили на Пищевом комбинате и фабрике Стружкина, где была специально для этого оборудована сцена [98, с. 75]. Несмотря на трудности, разруху, для первых лет советской власти характерен рост числа культурно-просветительных учреждений [104, с. 80]. Большой размах в городе получила концертная деятельность [99, с. 9]28. В Саратове прошла волна образования клубов, где постоянны проводились художественные вечера с пением, музыкой [104, с. 173]. Одним из самых тяжёлых для Поволжья был 1921 г., когда здесь разразился голод29. Также наблюдалась нехватка финансирования, что привело к переводу на хозяйственный расчёт многих культурных учреждений города, в том числе и консерватории [104, с. 92]. В тяжёлые голодные годы, чтобы как-то сохранить деятельность консерватории и помочь учащимся, организуются платные концерты силами педагогов-вокалистов и их учеников. В Саратовском краеведческом музее сохранились афиши таких концертов: «Концерт лучших учеников заслуженного профессора М. Е. Медведева 28 апреля 1924 года»; «Концерт-кабаре в пользу беспризорных детей в Большом зале консерватории 22 марта 1924 года»; «Рождественский концерт в пользу двухнедельника помощи пролетарскому студенчеству 24 декабря 1923 года»; «Грандиозный концерт-гулянье в городском саду Липки 1 июня 1924 года. Все собранные средства направляются на борьбу с туберкулёзом»; «Большое пароходное гулянье – концерт, организованное ячейкой МОПР в помощь борцам революции 10 августа 1924 года»; «Рождественский карнавал и большой художественный концерт с учениками А. М. Пасхаловой 24 декабря 1923 года»; «Грандиозный спектакль-концерт в пользу детей Германии и пролетарского студенчества 25 декабря 1923 года».

В 1921 г. происходит разграничение низшего, среднего и высшего звена в образовании. Согласно «Положению о высших учебных заведениях», утверждённому Совнаркомом 19.10.1921, дело музыкального образования упорядочивалось по принципу преемственности: 1 ступень – школа (обучение 3 года), 2 ступень – техникум (4 года), 3 ступень – вуз (5 лет). В 1923 г. в школе при консерватории (1 ступень) обучалось 193 человека, в техникуме – 158, в вузе – 19 человек. Во всех трёх звеньях преподавали М. Е. Медведев и А. М. Пасхалова [195, л. 7]. Такое но вовведение способствовало повышению качества обучения вокалистов. Эта система предоставляла возможность выявлять наиболее способных учеников с самого первого этапа обучения, следить за их развитием. Кроме того, обучение осуществляли одни и те же педагоги, преподающие во всех трёх звеньях, что позволяло не менять вокальную школу.

Особенности деятельности кафедры академического пения во время Великой Отечественной войны

К 50-м годам XX в. в деятельности педагогов-вокалистов Саратовской консерватории происходит оформление взглядов на основные этапы постановки голоса начинающего певца. Это связано с наработкой значительного количества опыта классной работы с учениками, обладающими всеми типами певческих голосов. Стоит отметить, что с 1930-х гг. в стране начинает проявляться большой интерес к вокальному искусству. Развивается художественная самодеятельность, являющаяся источником появления хороших голосов, открываются музыкальные школы. Проводится значительное количество концертов академической вокальной музыки на предприятиях, в учреждениях. По радио регулярно передаются оперные спектакли ведущих театров страны, что, безусловно, развивает у слушателей интерес к этому виду творчества. С целью показать общий уровень подготовки молодых певцов, а также выявления недостатков имеющейся системы образования организуются первые Всесоюзные конкурсы вокалистов. В довоенные годы состоялись следующие конкурсы: Первый (1933) и Второй Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей (1935), Всесоюзный конкурс вокалистов (1938). Для укрепления методической базы системы подготовки певцов образуется вокальная секция Всесоюзного театрального общества.

Значительную роль в выявлении наиболее эффективных методик преподавания пения сыграли Всесоюзные конференции, посвященные вопросам вокального исполнительства, проводимые в 1937 и 1940 гг. Решения конференции 1940 г. подытожили достоинства и недостатки советской методики вокального обучения. По воспоминаниям А. М. Пасхаловой, являвшейся её участницей, на конференции было прочитано много докладов о технике пения (поднимались вопросы певческого дыхания, построения переходных регистров мужских и женских голосов, положения гортани в пении), однако к единому мнению присутствовавшим на конференции педагогам прийти не удалось. В то же время «некоторые принципы постановки дыхания и концентрации звукового фокуса были приняты всеми» [11, л. 2]. По результатам конференции предлагалось усилить научно-теоретическую основу подготовки певца, для чего педагогам консерваторий рекомендовалось регулярно знакомиться с новыми трудами по постановке голоса, а также более углублённо заниматься собственными методическими разработками.

Вследствие этих тенденций, к середине XX в. преподавателями кафедры академического пения Саратовской консерватории было написано значительное количество методических работ, в которых обобщается опыт классной работы со студентами. Среди них выделим многочисленные методические работы А. М. Пасхаловой: «Происхождение камерного исполнительства» (1942); «Постановка детских голосов в музыкальной школе» (1943); «Вокальная педагогика и её задачи» (1944); «Воспитание и охрана детских голосов»; «Роль произношения в пении (слияние звука и слова, как одно из основ художественного пения)»; «Что нужно для совершенствования голоса в самом начале»; «Научные основы постановки голоса» (1944); «Стиль исполнения романсов Танеева» (1945); «Развитие “бельканто”»; «Моя педагогическая работа и её результаты»; «О постановке вокального образования в консерваториях» (1946); «О камерном пении и его задачах» (1947); «Работа над постановкой голоса для руководителей хора русской народной песни» (1948), посвященные разным вопросам постановки голоса и развития технических навыков исполнителя-вокалиста.

Другим педагогом-вокалистом, активно занимавшимся методической работой, был М. П. Томашевский. Его работы также посвящены не только проблемам постановки голоса, но артистическим качествам будущих исполнителей-вокалистов, а также работам исторического характера. Среди научно-методических трудов педагога отметим «Вокальное искусство России в XVIII веке», выделяющийся широтой поставленной проблематики (1939); «Анализ причин и критика недостатков, мешающих подготовке полноценных вокальных кадров» (1939); «Воспитание певца-актёра» (1940); «Самостоятельная работа студента-вокалиста» (1945); «Полноценная подготовка вокальных кадров» (1946); «Причина отставания вокалистов в достижении мастерства исполнения» (1947); «О книге С. П. Юдина “Певец и голос”» (1949); «О камерном пении и основных требованиях русского вокального искусства» (1950); «О научной конференции в Саратовской консерватории» (1950).

Остальные педагоги кафедры также принимали посильное участие в разработке методических вопросов вокального искусства. Так, В. Ф. Туровская занимается решением ряда проблем артистического и технического плана в своей диссертации «Взаимодействие творческой и технических сторон в развитии вокального мастерства певца-художника» (1946). С докладами на конференциях, посвященным вопросам вокального исполнительства, выступают В. Е. Куколев («Воспитание молодых певцов» (1945) и «Организация педагогического процесса: поведение, внимание, рабочее состояние студента и педагога» (1946)) и В. И. Егоров («Тремоляция, как один из основных недочётов в голосе» (1947); «Значение русской народной песни в вокальной педагогике» (1948); «Некоторые вопросы педагогического процесса в работе с вокалистами» (1950)).

С целью обмена педагогическим опытом на кафедре распространяется система посещения уроков коллег. Большое значение для повышения педагогического мастерства имели открытые уроки с учениками, проводимые всеми преподавателями-вокалистами. Все эти виды деятельности, безусловно, служили получению новых знаний, выявлению и последующему использованию наиболее эффективных приёмов в постановке голоса обучающихся.

Приведем примеры таких уроков. Так, Н. Е. Устинов дал открытый урок 17.12.1949, на котором выступили ряд студентов: Анисимова Маргарита (IV курс, 25 лет, меццо-сопрано, программа: М. П. Мусоргский. Сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина», Арутюнян Наталья – Колыбельная из кантаты «О Родине»); Лопухов Пётр (II курс, 29 лет, бас); Тархова Лидия (II курс, программа: С. С. Гулак-Артемовский. Дуэт Карася и Одарки из оперы «Запорожец за Дунаем»); студент Чувашской оперной студии Макеев Феликс (II курс, 20 лет, бас, программа: русская народная песня «Вдоль по Питерской», русская народная песня «Утёс», негритянская песня «Небо»). На основании урока было вынесено следующее мнение: «Преподаватель стремится к правильному оформлению звука у студентов, проводится достаточная работа над музыкальной стороной исполнения. К недостаткам можно отнести несколько форсированное и напряжённое звучание голосов у части студентов. Отдельные ноты у некоторых студентов не имеют достаточной опоры дыхания, теряют нужные обертоны и интонационно звучат неточно…» [27, л. 28].

Педагогическая династия: В. Е. Куколев – А. И. Быстров – Л. А. Сметанников

Проанализировав методические работы преподавателей кафедры академического пения, посвящённые использованию народной песни в педагогическом процессе, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, интерес педагогов к русской народной песне, как учебному материалу, был всегда высок. Вероятно, одной из причин стабильного интереса к ней послужила установка на развитие национальных основ русской вокальной школы, родоначальником которой считается М. И. Глинка. Именно на основе его педагогических сочинений был выведен «концентрический метод», очень активно использованный впоследствии многими известными педагогами. «Концентрический метод» был весьма актуален и на этапе становления саратовской вокально-педагогической школы, и в более позднее время, им пользовались в своей педагогической практике многие педагоги, о чем свидетельствует К. Н. Корзюкова. Во-вторых, обращение к народной песне способствовало решению ряда существенных задач при постановке певческого голоса. Убедительной иллюстрацией такой многосторонней «помощи» народнопесен 175 ного материала служит одна из самых ярких и основательных работ педагогов-вокалистов «Русская народная песня как один из источников русской школы пения» О. Н. Стрижовой [187]. Здесь автор при помощи русской песни показывает способы эффективного решения практически всех проблем, возникающих при постановке голоса. Наконец, нельзя не учитывать и фактор национальной принадлежности студентов, когда начальный этап постановки голоса опирается на органичный и близкий по духу репертуар, прежде всего, русский. Значительность и достаточная разработанность использования в методических трудах и педагогической практике народно песенного материала свидетельствует о его актуальности и постоянной востребованности, что мы наблюдаем и в современной педагогической работе саратовских педагогов-вокалистов.

Итак, сделаем вывод об основных педагогических традициях, получивших своё оформление в середине XX в. К этому времени в саратовской вокально-педагогической школе сформировались крепкие педагогические традиции в постановке певческого голоса, которые были развиты последующими поколениями саратовских педагогов-вокалистов. Обозначим эти основные педагогические принципы.

Безусловно, одним из основополагающих принципов постановки голоса является певческое дыхание. Стоит сказать, что представленные взгляды саратовских педагогов на эту проблему достаточно традиционны и не выходят за рамки общепринятых в вокальной педагогике. В анализируемый период саратовскими вокалистами не декларируется какой-либо один тип постановки певческого дыхания. В данном вопросе педагоги рекомендуют исходить от индивидуальности и типа голоса певца. В последующий период в саратовской вокально-педагогической школе утвердилась общая метода формирования певческого голоса на основе нижнерёберно-диафрагматического типа дыхания (А. И. Быстров, О. Н. Стрижова, А. В. Тарасова, Л. А. Сметанников).

Одной из основных задач в постановке голоса является работа над правильным звуковедением. Все педагоги саратовские педагоги-вокалисты считали необходимым воспитывать округлый, свободный, близко построенный, чистый интонационно, позиционно, однородный по тембру на всём диапазоне, хорошо опёртый на дыхание певческий звук. Безусловный приоритет отдавался поиску высокопозиционного звучания голоса, что достигалось задействованием в вокализации верхних (головных) резонаторов. Отдельно отметим методические установки педагогов, связанные с работой гортани в процессе исполнения. Саратовские вокалисты рекомендуют следить за пониженным её положением и свободой во время фонации. Большое значение в выработке всех основных качеств голоса придаётся моменту возникновения или формирования звука. Здесь саратовскими педагогами рекомендуется пользоваться мягкой атакой звука (но не исключается также применение с педагогическими целями твёрдой и придыхательной атак). С целью выработки однородного по тембру на всём диапазоне голоса требовалось работать над переходными нотами – округлять, «притемнять» их. Чтобы решить проблему построения нижнего регистра у мужских и женских голосов предлагалось сохранять при вокализации высокую позицию.

Основой для решения технических вопросов в постановке голоса, безусловно, являлись вокальные упражнения и вокализы. Упражнения были разнообразны, на все виды вокальной техники, на различные слоги («до», «ля», «ми»), также применялась вокализация на гласные. В основном во всех классах первое упражнение на уроке пелось учеником с закрытым ртом на звук «м». Это было необходимо для построения звука в головном резонаторе. В видах упражнений прослеживается традиция преемственности и постепенного усложнения в техническом отношении. Упражнения, используемые А. И. Быстровым и Л. А. Сметанниковым практически идентичны, педагогами лишь используются разные слоги. В классной работе у всех педагогов использовались вокализы традиционных для вокальной педагогики авторов Ф. Абта, Г. Зейдлера, Н. Ваккаи, Г. Панофки, Б. Лютгена. В их применении требовалось исходить от качества выучки и от выполненных задач, не стремясь охватить максимально возможное количество. Исполнять вокализы рекомендовалось с сольфеджированием, что способствовало решению неко 177 торые технических задач: работу над дикцией, четкости соединения гласной с согласной, близости построения звука, освобождение аппарата.

Используемый вокально-педагогический репертуар был разнообразен80, педагоги старались его подбирать с учётом решения требуемых технических задач, а также уровня развития ученика. На основе анализа студенческого исполнительского репертуара нами сделан вывод о более активном использовании произведений отечественных композиторов, тогда как обращение к зарубежным произведениям было не столь частым. Безусловно, во многом это обуславливалось, с одной стороны, педагогическими традициями, сложившимися в саратовской вокально-педагогической школе, а с другой, – политической и культурной обстановкой в стране, военным временем, а также многочисленными ведомственными директивами и учебными программами.

Таким образом, основные педагогические принципы проведения учебного процесса представителей саратовской вокально-педагогической школы совпадают с общими вокально-педагогическими принципами современной вокальной методики, что проявляется в следующем: 1) в соблюдении принципа постепенности и последовательности («от простого к сложному»), который проявляется и в подборе упражнений и вокализов, и всего вокально-педагогического репертуара, применяемого в процессе обучения; 2) следовании принципу единства художественно-технического развития, при котором даже вокализы требовалось исполнять как небольшие пьесы, имеющие свой музыкальный образ, в произведениях же с текстом всё исполнение должно подчиняться эмоционально-смысловому содержанию; 3) сохранение индивидуального подхода к работе со студентом, с учетом его психо-физиологических особенностей и задатков, что проявляется в подборе вокально-педагогического репертуара, а также в технических методах воспитания молодых певцов.