Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : "мелодическое" и "гармоническое" пение Генченкова Мария Владимировна

Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры :
<
Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры :
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Генченкова Мария Владимировна. Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : "мелодическое" и "гармоническое" пение : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Генченкова Мария Владимировна; [Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных].- Москва, 2007.- 310 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/165

Введение к работе

Актуальность исследования определяется необходимостью осмысления творческого наследия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры как важнейшей части русской церковной музыкальной культуры.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра - «художественный портрет России в ее целом» , старинный русский монастырь, находящийся в непосредственной близости от столицы, одна из самых древних обителей центральной Руси «Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории, здесь собрание наиболее нервных, чувствующих и двигательных, окончаний, здесь Россия ощущается, как целое»2

Троице-Сергиева Лавра обладает богатейшими музыкальными традициями Лавре принадлежит одно из самых ценных рукописных певческих собраний, которое находится ныне в РГБ. Среди композиторов, творивших в обители, можно назвать имена и тех, которые жили в эпоху Московской Руси (Иона Зуй, Лонгин Шишелов), и современников (ди-ак. С 3 Трубачев, архим. Матфей (Мормыль)). Лавра имеет давние традиции хорового исполнительства и регентского искусства, поддерживающие строгую уставность, каноничность монастырского богослужения

Троицкая песнотворческая традиция включает «мелодическое» и «гармоническое» пение Такое наименование русского церковного одноголосия и многоголосия встречается в работах прот. Димитрия Разумовского, прот Василия Металлова и др

Формирование троицкого мелодического пения происходило в течение длительного времени Целесообразно выделить «ранний» период в развитии лаврского одноголосия, в течение которого появились первые известные образцы, относящиеся к путевому распеву (эти песнопения сохранились в рукописях последней трети XVI - XVII вв ), а также «поздний» период (XVIII- XIX вв), связанный с отражением преимущественно «поздних» церковных распевов, - греческого, киевского (и их сокращенных вариантов), сокращенного знаменного распева, а также знаменного силлабо-мелизматического в новой редакции

Троицкое гармоническое пение таюке имеет два этапа развития «ранний», к которому относится «строчное» пение (песнопения зафикси-

1 Флоренский П Христианство и культура М , 2001 С 491

2 Там же

4 рованы в рукописях конца XVI - XVII вв.), и поздний, включающий «партесное» пение (с конца XIX в до наших дней)3.

Отметим, что в настоящее время в Лавре начинается возрождение исполнительских традиций мелодического и раннего гармонического пения, на новом уровне развивается сочинение многоголосных композиций

Таким образом, комплекс песнопений, созданных в Лавре на протяжении нескольких исторических периодов, обладает редкостным богатством состава и образует особую монастырскую традицию, требующую осмысления со стороны ученых.

Итак, объектом исследования является монастырское песнотворче-ство как часть русской церковно-певческой культуры

Предмет исследования - раскрытие композиционных свойств мас-теропения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Изучение троицкого мастеропения началось сравнительно недавно и отражено в единичных исследованиях

С. Трубачевым, приложившим немало усилий к сохранению и возрождению творческого наследия Троицкой обители, был подготовлен к изданию «Ирмологий по напеву Троице-Сергиевой Лавры», выпущенный с предисловием автора Н В Парфентьева в книге «Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII веков» рассмотрела певческие циклы некоторых монастырских распевщиков, в том числе Лонгина Шишелова5 В работах Г А Пожидаевой «Пространные распевы Древней Руси ХІ-ХИ веков» и «Певческие традиции Древней Руси» проанализированы песнопения монастырской традиции XVI-XVII вв уточнена их региональная атрибуция и наиболее яркие стилистические особенности, расширен круг пения монастырских школ, в том числе и троицкой6 В работе НС Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века» затронуты некоторые аспекты творчества современных мастеров пения Троице-Сергиевой Лавры- ар-

3 Регенты Лавры считают, что в продолжение XVIII-XIX вв местная певческая традиция была одноголосной На данный момент это подтверждается нотным материалом 4Ирмологий по напеву Троице-Сергиевой Лавры Т 2 М, 1982

5 Парфентьева Н Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-
XVII веков Челябинск. 1997 С 172-180

6 Пожидаева Г Пространные распевы Древней Руси XI - XVII веков М , 1999 С 264-
282 Певческие традиции Древней Руси М , 2007 С 264-313

5 хим Матфея (Мормыля), игум Никифора, а также положено начало изучению композиторского наследия диак С Трубачева7

Однако до сих пор еще не было специального исследования, целиком посвященного песенному творчеству древнейшего русского монастыря.

Основная проблема исследования заключается в попытке сформировать целостное представление о песнотворческом искусстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, включающем «мелодическое» и «гармоническое» пение, - от древнейших времен до сего дня.

С основной проблемой исследования связан комплекс субпроблем.

изучение репертуара троицкого песнотворчества,

анализ жанров в троицком мастеропении;

определение стиля и стилистики в троицких песнопениях,

выявление и обозначение общих свойств в лаврской традиции раннего и позднего периодов

В качестве основного материала исследования фигурируют как опубликованные, так и рукописные троицкие песнопения К опубликованным образцам троицкого одноголосия и многоголосия относятся композиции в расшифровке М В Бражникова, В М. Беляева, А В Конотопа, Г А По-жидаевой, Н С. Серегиной8, песнопения «Ирмология по напеву Троице-Сергиевой Лавры»9, а также избранные песнопения из Обихода иером На-фанаила и современных репертуарных сборников. Ирмология, Всенощного бдения, Литургии, «Песнопений Триоди Постной», «Песнопений Страстной Седмицы», «Рождественского триптиха»10. Особая роль в исследова-

7 Гуляницкая Н Поэтика музыкальной композиции Теоретические аспекты русской
духовной музыки XX века М , 2002 С 223-229, 237-240, 278-292

8 См Успенский Н Образцы древнерусского певческого искусства Л, 1971, Беляев В
Раннее русское многоголосие М, 1997, Конотоп А Русское строчное многоголосие
XV - XVII веков Текстология Стиль Культурный контекст М, 2005, Пожидаева Г
Избранные стихиры из службы преподобному Сергию Радонежскому / Пер крюкового
письма М, 1992, Монастырские напевы XVI-XVII веков Традиции русского церковно
го пения / Пер крюкового письма Г Пожидаевой Вып II М, 2002, Серегина Н Песно
пения русским святым СПб, 1994

9 Ирмологий по напеву Троице-Сергиевой Лавры Т 2 М, 1982

10 См Иером Нафанаил Песнопения Божественной Литургии / Предисл авт ЧІМ,
б г, Песнопения Всенощного бдения Ч 2 М, б г, Ирмологий Нотное приложение
Т З М, 1983, Всенощное бдение Неизменяемые песнопения для монастырских хоров /
Сост Архим Матфей (Мормыль) Сергиев Посад, 2005, Песнопения Божественной
Литургии / Сост архим Матфей, игум Никифор Сергиев Посад, 2006, Песнопения
Страстной Седмицы Нот сб для монастырских хоров / Сост архим Матфей (Мор
мыль) Сергиев Посад, 2002, Песнопения Постной Триоди Нот сб для монастырских
хоров / Сост архим Матфей (Мормыль) Сергиев Посад, 2002, Рождественский празд
ничный триптих / Сост Архим Матфей (Мормыль) Сергиев Посад, 1999

ний принадлежит материалам, обнаруженным в хранилищах РГБ - песнопениям рукописи ф 304 / II, № 390 Весь этот материал - изданный и рукописный, около 800 песнопений, - оказался необходимым и достаточным для изучения троицкой традиции

Помимо образцов, созданных в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, к работе привлечены рукописные и опубликованные песнопения различных распевов русской православной церкви с XI по XX вв , а также избранные ненотированные рукописные источники

При исследовании материала основными стали музыковедческие методы, в сочетании с теми, которые сложились в смежных областях знания- литературоведении, языкознании, искусствоведении Важно подчеркнуть, что в процессе исследования мы опирались на общеметодологические закономерности гуманитарного знания (например, герменевтику, компаративистику, системный подход)

Кроме того, в работе над темой использовано интервьюирование: регенты Лавры любезно сообщили некоторые необходимые для исследования данные

Гипотеза исследования заключается в том, что Свято-Троицкая Сергиева Лавра, как крупнейший мировой духовный и культурный центр, обладает своеобразной музыкальной традицией, развившейся в течение нескольких веков и сохранившейся в обновленном виде до настоящего времени

Работа содержит ряд ограничений. Исследование базируется в основном на опубликованных источниках, поскольку в изданиях содержится достаточное количество композиций лаврского происхождения для раскрытия избранной темы Однако, не ограничиваясь этим, мы привлекли рукописный материал, открывший неизвестные страницы деятельности лаврских распевщиков

Авторское творчество мастеров Троице-Сергиевой Лавры представлено в диссертации только современными обработками троицкого напева, поскольку оно требует досконального исследования с выявлением новых материалов

Комплекс вопросов, затронутых при исследовании данной темы, ограничен определенной аспектацией Он связан с рассмотрением субпроблем, самых необходимых для создания относительно целостного представления о песнотворчестве Троице-Сергиевой Лавры

Как представляется автору, научная новизна работы состоит в том, что впервые специальному исследованию подверглось монастырское музыкальное творчество, а именно песенные традиции Свято-Троицкой Сер-гиевой Лавры.

Кроме того, обнаружен особый тип лаврского гармонического пения* раннее строчное многоголосие, включающее «двоестрочие» и «троестро-чие» с ведущим голосом «путь» При этом впервые к образцам раннего путевого многоголосия применена и обоснована теория транспозиции, использование которой открывает новый облик этого пения

Открыт и введен в научный оборот ряд поздних троицких одноголосных песнопений (рукопись РГБ, ф. 304 / II, № 390), демонстрирующих новые образцы творчества лаврских распевщиков

Внесена ясность в атрибуцию песнопений позднего троицкого многоголосия, что позволило разграничить авторское и анонимное творчество, а также лаврское и принадлежащее иной традиции

В результате изучения стиля и стилистики лаврского песнотворчест-ва обнаружены оригинальные черты композиционной техники распевщиков (проявившиеся на звуковысотном, ритмическом, формообразующем уровнях); некоторые принципы оказались традиционными для лаврского мастеропения в течение нескольких исторических периодов

Таким образом, песнотворческие традиции Троицкой обители, раскрытые на материале мелодического и гармонического пения, отличаются самобытностью.

На защиту выносятся следующие положения-

  1. Троицкое песнотворчество, развивающееся в течение нескольких веков и сохранившееся в обновленном виде до сего дня, обладает своеобразием

  2. В троицком мастеропении существует строчное многоголосие, его фактурно-гармонические черты раскрываются при прочтении нотации с применением транспозиции голосов или их фрагментов.

Структура диссертационного исследования включает введение, три главы (I «Жанры в троицком музыкальном искусстве Репертуар троицкого мастеропения», II «Мелодическое» пение, III «Гармоническое» пение) и заключение. Работа снабжена библиографическим списком и четырьмя приложениями, в которых содержатся образцы реконструкции раннего троицкого путевого многоголосия, группа «словарей», составленных на основе мелодического лаврского пения (словарь попевок, лиц и фит

8 троицкого путевого пения, словари оригинальных троицких кокиз раннего и позднего одноголосия); троицкие одноголосные песнопения из рукописи РГБ, ф 304 / II, № 390, впервые вводимые в научный оборот, примеры к Главе II

Апробация диссертации. Результаты исследования неоднократно обсуждались на кафедре теории музыки РАМ им Гнесиных Основные положения работы отражены в ряде публикаций по теме диссертации (см список) Результаты исследования прошли апробацию на научных конференциях 1) «Христианские образы в искусстве», РАМ им Гнесиных, 2004 (тема доклада - «О стилистике «мелодического пения» (на материале Ирмология по напеву Троице-Сергиевой Лавры)»); 2) Международная научная конференция журнала «Древняя Русь» и Государственной Третьяковской галереи «Комплексный подход в изучении Древней Руси», конференц-зал ВНИИПВТИ, 2005 (тема доклада- «Распевы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры XVI - XVII веков), 3) «Христианские образы в искусстве», РАМ им. Гнесиных, 2006 (тема доклада - «Опыт реконструкции раннего троицкого многоголосия»).

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в научных работах, а также в вузовских курсах истории и теории музыки. Образцы реконструированных троицких строчных песнопений могут войти в репертуар духовных и светских хоровых коллективов.