Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тувинский песенный фольклор : ладозвукорядный аспект Монгуш Аясмаа Данзы-Белековна

Тувинский песенный фольклор : ладозвукорядный аспект
<
Тувинский песенный фольклор : ладозвукорядный аспект Тувинский песенный фольклор : ладозвукорядный аспект Тувинский песенный фольклор : ладозвукорядный аспект Тувинский песенный фольклор : ладозвукорядный аспект Тувинский песенный фольклор : ладозвукорядный аспект
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Монгуш Аясмаа Данзы-Белековна. Тувинский песенный фольклор : ладозвукорядный аспект : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Монгуш Аясмаа Данзы-Белековна; [Место защиты: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки].- Новосибирск, 2009.- 225 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/7

Введение к работе

Актуальность исследования. Тува - уникальный регион Центральной Азии, вызывающий огромный интерес у отечественных и зарубежных исследователей. Ее разнообразные и богатые музыкальные традиции сохранили яркое своеобразие во многом благодаря достаточной отдаленности от центров различных цивилизаций вплоть до начала XX века. Будучи древнейшими кочевниками азиатских степей, тувинцы донесли до наших дней архаичную культуру и мировоззрение, неповторимый музыкальный фольклор, как инструментальный так и вокальный, в том числе горловое пение - хоомей - и песенную культуру.

Песенная традиция занимает доминирующее положение в музыкальной культуре тувинцев и до настоящего времени является активно функционирующей формой фольклора. Однако исследована она совершенно недостаточно. В трудах, посвященных песенному тувинскому фольклору, наиболее раскрыты вопросы содержания, этнографического бытования народных песен, дифференцирования на основные жанровые разновидности и некоторые аспекты музыкального строения.

В современной ситуации, когда городская культура начинает все больше проникать в традиционный быт тувинцев, вопросы сохранения национальной музыки, в частности, песенной традиции, становятся еще более актуальными.

Необходимо подчеркнуть, что одна из важных сторон музыкального языка песенного фольклора тувинцев - ладовая - изучена явно недостаточно. Ангемитоника как ладовая основа не только песенного, но и музыкального фольклора тувинцев в целом исследована также далеко не в полной мере.

Чрезвычайно важной стороной тувинского песенного мелоса является ладозвукоряд. Подчеркнем, что ладозвукоряды в качестве некоего

самостоятельного, автономного звуковысотного комплексного феномена, сопряженного с традиционным мелосом в целом, базируются на ряде существенных и многообразных закономерностей. Поэтому теоретические разработки, нацеленные на исследование как таковых ладозвукорядных параметров традиционного (в частности, песенного) мелоса следует расценивать в качестве актуальной этномузыкологической задачи, в том числе и для тувинской музыкальной фольклористики.

Отметим, что с ладовой точки зрения традиционная музыка Сибири изучена неравномерно. Отсутствие глубоко разработанной методологии ладоинтонационного анализа тувинской музыки затрудняет развитие дальнейших музыковедческих изысканий в области метроритма, фактуры, тембра и других выразительных средств. Думается, что без учета структуры ладозвукорядов традиционной музыки, в том числе и песенного фольклора, невозможно выявление самобытности, оригинальности и специфичности традиционного музыкального языка тувинцев, а также сравнительное рассмотрение его на фоне других музыкальных традиций центрально-азиатского региона России. Последнее, как известно, являет собой самостоятельную и весьма сложную исследовательскую задачу.

Объектом исследования является песенный жанр тувинского музыкального фольклора, взятый, по возможности, в целом.

Предмет исследования - ладозвукорядный аспект тувинских традиционных песен в его связях с некоторыми другими параметрами музыкально-выразительных средств.

Цель диссертационного исследования - выявление основополагающих закономерностей строения ладозвукорядов тувинского песенного мелоса.

Для достижения обозначенной цели необходимо уточнение ряда вопросов, сопряженных с различными параметрами песенного тувинского фольклора. Это подразумевает решение ряда конкретных задач. Среди них:

рассмотрение методологических основ ладозвукорядного анализа в контекстах теории монодии и ангемитонной пентатоники;

типологизация ладозвукорядов тувинских песен;

- установление ладофункциональных и ладоинтонационных
принципов песенной мелодики тувинцев в связи с типологией
ладозвукорядов;

- апробация выработанной методики в ходе музыковедческого
анализа на примере отдельного образца песенного фольклора;

рассмотрение места песенной традиции в общей жанровой картине тувинской традиционной музыки;

освещение специфики жанровых разновидностей тувинских песен в связи с их интонационно-ладовыми особенностями;

Материалом для ладозвукорядного анализа образцов фольклора тувинцев послужили нотные расшифровки 173 напевов традиционных тувинских песен А.Н. Аксенова, З.К. Кыргыс, М.М. Мунзук, Е.Л. Крупич, Н.М. Скворцовой, а также собственные расшифровки1.

Методологическая основа настоящей диссертации формировалась при опоре на комплекс идей и подходов, сложившихся главным образом в отечественном теоретическом музыкознании, этомузыкознании, фольклористике.

Важнейшей методологической основой является общая теория лада, изложенная в трудах отечественных исследователей (Б.В. Асафьева, Т.С. Бершадской, Ю.Н. Тюлина, Ю.Н. Холопова, В.А. Цуккермана и др.).

1 Аксенов А.Н. Тувинская народная музыка.- М.: Музыка, 1964; Кыргыс З.К. Тыва улустун кожамыктары (Тувинские народные частушки).- Кызыл: Тув. книж. изд., 1975; Кыргыс З.К. Песенная культура тувинского народа.- Кызыл: Тув. книж. изд., 1992; Кыргыс З.К. Тувинское горловое пение. Этномузыковедческое исследование.- Новосибирск: Наука, 2002; Тыва улустун ырлары (Тувинские народные песни) / Сост. М. Мунзук, К. Мунзук.- Кызыл: Тув.книж. изд., 1973; Монгуш А.Д-Б. Некоторые аспекты осмысления интонационной природы традиционного пласта музыкального наследия тувинцев. Дипломная работа. Научный руководитель: канд. иск. СБ. Лупинос- Владивосток, 1999; Крупич Е.Л. Ыр и кожамык тувинцев-тоджинцев: семантика и структура (временной аспект). Квалифик. работа на соиск. степ, бакалавра муз. иск. Научный руководитель: канд. иск. Г.Б. Сыченко.- Новосибирск, 2005; Крупич Е.Л. Песенная традиция тувинцев-тоджинцев. Дипломная работа. Научный руководитель: канд. иск. Сыченко Г.Б. - Новосибирск, 2006.

На базе общей теории лада была выработана теория монодийных ладов, получившая обоснование в трудах таких отечественных ученых, как СП. Галицкая, Е.В. Герцман, Ю.Г. Кон, Х.С. Кушнарев, Ю.Н. Холопов, А.Г. Юсфин и др., широко используемая в настоящей диссертации, Особое значение здесь имели категория диффузности1 и принцип составности (термин СП. Галицкой).

При изучении ладовых основ тувинского песенного фольклора необходимо также обращение к теории ангемитонно-пентатонической ладовой организации, на которую опирается интонационная практика многих народов, в том числе и тувинского. Теоретическое осмысление звукорядов ангемитоники и ангемитонной пентатоники содержится в исследованиях А.Н. Аксенова, Л.В. Бражник, Я.М. Гиршмана, И Нам Сун, Р.А. Исхаковой-Вамба, Т.Ю. Камаевой, К.В. Квитки, М.Г. Кондратьева, О.И. Куницына, Н.М. Нигмедзянова, О.В. Новиковой, Ю.Н. Холопова и др. В этих работах предлагаются самые различные методы изучения ангемитоники, что свидетельствует об отсутствии более или менее единого устоявшегося комплекса способов анализа ладовых явлений ангемитонной пентатоники. Тем не менее, некоторые теоретические положения, фигурирующие в трудах названных авторов, рассматриваются автором диссертации как необходимые в ходе исследования ладозвукорядной структуры тувинских песен.

В настоящем исследовании были использованы отдельные элементы контекстуального подхода, изложенные в трудах Е.М. Алкон по отношению к музыке устно-письменной традиции (термин СБ. Лупиноса).

Подход к типологии ладозвукорядов тувинского песенного фольклора осуществлялся на основе выработанной в музыкознании общей системы классификаций, а также на серии одноосновных параметров для анализа звукорядов монодийной музыки2. В методологическом плане наиболее

1 Галицкая СП. Теоретические вопросы монодии.- Ташкент: Фан, 1981, гл. IV.

2 Последние предложены в дипломной работе Н.М. Полещук «Курдские народные песни: ладовый аспект».
Кафедра этномузыкознания НГК (академии) им. М.И. Глинки. Научный руководитель: док. иск. СП.
Галицкая.- Новосибирск, 2000.

важны способы формирования опорных тонов, соображения о соотношении между звуками ладоопорных комплексов, о выявлении ладовых звеньев, о принципах их соединения. Кроме этого, при анализе тувинского песенного мелоса значительную методологическую роль играли идеи, связанные с ладовой функциональностью и ладовой переменностью в монодийной музыке.

В ходе обзора жанров традиционной тувинской музыки реализованы также элементы историко-культурологического подхода.

Приводимые в диссертации расшифровки тувинских песен осуществлялась с использованием метода аналитического йотирования, разработанного Е.В. Гиппиусом и в дальнейшем получившего развитие в работах Э.Е. Алексеева, А.А. Банина и др.

В ходе исследования были задействованы также некоторые моменты симметрологического анализа, фигурирующие в трудах отечественных исследователей. В музыкальной науке вопросы зеркальной симметрии по отношению к семиступенной диатонике достаточно подробно изучены в работах Л.В. Александровой, А.Н. Должанского, Б.И. Каракулова, Ю.Н. Холопова. Отдельные положения этих работ вполне приемлемы при исследовании ангемитоники и ангемитоннои пентатоники. Что касается проявления принципа зеркальной симметрии в ангемитоннои пентатонике, то здесь были использованы труды И Нам Сун, посвященные ладовой организации корейского музыкального фольклора.

Новизна исследования сопряжена с рядом моментов. Впервые в тувинском музыкознании исследование ладозвукорядного аспекта в песенном фольклоре выступает как самостоятельная задача. В данной работе впервые предпринята разносторонняя классификация ладозвукорядов тувинских песен. В ней впервые осуществлен ладоинтонационныи анализ традиционного песенного фольклора в контексте теории монодии и ангемитоники, что значительно расширяет представление о принципах ладообразования в тувинском мелосе. На базе выявленных в диссертации

основных закономерностей строения ладозвукорядов песенного фольклора тувинцев осуществлен музыкально-поэтический анализ протяжной песни жанра узун ыр "Коцгургай".

Практическая значимость

Многие выводы, фигурирующие в диссертации, могут привлекаться в ходе дальнейшего изучения интонационного строения тувинского фольклорного мелоса, а также для сравнительно-исторических исследований музыкальных культур различных коренных сибирских народов. Кроме того, некоторые результаты диссертации могут быть использованы в учебных курсах по музыкальному фольклору народов Сибири. Частично их возможно задействовать в курсах теории и истории музыки, читаемых в Кызылском училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола, в филиале Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства (Кызыл).

Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки и была рекомендована к защите. Основные результаты исследования фигурировали в докладах, представленных на научных конференциях различных уровней, проводившихся в г.г. Абакан (2007), Владивосток (2000, 2004, 2005), Кемерово (2007), Кызыл (2006, 2007, 2008) и опубликованы в ряде работ.

Цели и задачи, поставленные в настоящей диссертации, обусловливают ее структуру. Диссертация состоит из Введения, шести глав, Заключения, списка использованной литературы из 215 наименований на русском и тувинском языках, а также двух Приложений.