Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Волочёбные (христославные) песни восточных славян Латышева, Светлана Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Латышева, Светлана Александровна. Волочёбные (христославные) песни восточных славян : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 2000.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-17/20-9

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Волочёбные (христо-славные) песни, сопровождающие пасхальный обходной ритуал, занимают особое положение в ряду календарно-песенных жанров восточных славян. Напевы, а также поэтические тексты данных песен обладают особенностями, выделяющими их среди других календарных песен. Кроме того, волочёбные песни - один из немногих календарных жанров, функционирующих в сфере вокально-инструментального музицирования. Несмотря на то, что данный музыкально-фольклорный феномен давно вызывал интерес учёных, до последнего времени он оставался недостаточно изученным. На сегодняшний день не существует целостного представления об этом жанре. Между тем волочёбные песни занимают важную позицию в календарном цикле: они приурочены к одному из ключевых, порубежных моментов года, с которым в народной культуре связано начало нового периода календарного аграрного цикла. Комплексное представление о данном жанре -недостающее звено в системе знаний о календарном цикле восточных славян. Актуальность диссертации, в которой предпринимается попытка составить подобное представление, заключается в заполнении этого пробела в исследовании восточнославянского календаря. Наша работа отвечает современной ситуации в отечественной этномузыкологии, выдвижению в качестве её магистрального направления типологических исследований традиционной культуры восточных славян, и особенно её ритуальных форм. Анализ звуковысотного склада волочёбных напевов даёт возможность постановки вопросов, важных для современного теоретического этномузыкознания. Волочёбные песни распространены не только на восточнославянских, но и на других тер-

риториях (в пограничных с Белоруссией районах Литвы, Латвии и Польши). Их изучение открывает перспективы для сравнительных исследований.

Разработанность темы. Как отмечалось выше, волочёбные песни восточных славян давно вызывали интерес исследователей. Начиная с 30-50-х годов прошлого века они становятся объектом внимания филологов, этнографов (см. работы Е.Ф. Карского, Ю.Ф. Крачковского, Е.Р. Романова, П.В. Шейна и др.). Работы учёных XIX в. хотя и содержат богатый этнографический материал, однако представляют явление в первоначальном приближении. Музыковеды обратились к волочёбных песням значительно позже, лишь в 70-90-е годы нашего столетия. Данному феномену посвящены публикации В. Елатова, И. Земцовского, 3. Можейко, С. Мытько, И. Польского, Л. Мухаринской, Т. Якименко и других авторов. В работах учёных содержится немало ценных сведений, которые представляют собой, тем не менее, лишь совокупность разрозненных наблюдений, касающихся волочёбных песен. Каждый из исследователей избирает какой-либо один ракурс осмысления песен данного жанра, связанный либо с их ритмическими, (В. Елатов, 3. Можейко, Л. Мухаринская и Т. Якименко), либо с мелодическими структурами (И. Земцовский, С. Мытько). Волочёбные песни рассматриваются авторами вне этнографического контекста. Встречающиеся в работах этнографические сведения подаются, как правило, в описательном плане (С. Мытько, Л. Соловей). Что касается материала, на который опираются исследователи, то он либо выборочный (И. Земцовский), либо локальный - «белорусский» (В. Елатов, 3. Можейко, О. Мытько, Л. Муха-

ринская и Т. Якименко1), «белорусский» и «украинский» (И. Польский). Естественно, что выводы, которые делаются на его основе, нуждаются в корректировке и дополнении.

Одной из объективных причин того, что изучение волочёбных песен не получило достаточно основательного и полного отражения в научных работах, послужило отсутствие полноценных коллекций полевых звукозаписей волочёбных напевов. Оказавшееся в нашем распоряжении - самое полное на сегодняшний день -собрание музыкально-этнографических материалов, связанных с волочёбным комплексом, насчитывает несколько сотен волочёбных напевов, которые записаны на территории, охватывающей 13 славянских областей и пограничные с Белоруссией районы Литвы, Латвии и Польши. Основу этого собрания составили «белорусская» коллекция Белорусской Академии музыки2, а также «русская» коллекция Российской Академии музыки им. Гнеси-ных. Столь представительный материал даёт возможность полноценного его научного обобщения.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы - в том, чтобы составить системное представление о жанре волочёбных песен, отсутствующее в науке, и включить его в комплекс имеющихся знаний о музыкальном календаре восточных славян. С этой целью в работе решаются следующие заОачи:

1 Безусловный приоритет в исследовании волочёбных песен, основная терріггорня бытования которых - Белоруссия, принадлежит белорусским ученым. В 1980 г. в серии «Бслару-ская народная творчасць» вышел том. посвященный волочёбным песням (Валачобныя песні. Мн.. 1980). Он содержит исследовательские наблюдения и основной фактологический материал н может служить пока'їателем разработанности проблемы к 80-м годам. : Предоставление Белорусской Академией музыки обшігрной коллекции, содержащей около полутора сотен звукозаписей напевов, сыграло решающую роль дія нашей работы, поскольку Белоруссия является основной территорией распространения данного жанра.

осуществление структурно-типологической систематики волочёбных напевов (на уровне их ритмической и зву-ковысотной организации);

выявление семантических и ритуальных функций волочёбных напевов в контексте пасхального комплекса как определённого периода в годовом календарном цикле восточных славян; - систематизация поэтических текстов волочёбных песен, раскрытие особенностей их строения и семантики, установление соотношения со структурой волочёбного обряда;

ареалогическое исследование волочёбных песен: описание географического распространения структурных типов волочёбных напевов, циклов вербальных текстов, песенных сюжетов. Материалом диссертации послужили:

публикации текстов волочёбных песен в сборниках XIX-XX вв.;

публикации напевов с текстами в песенных сборниках;

этнографические сведения, содержащиеся в трудах рубежа XIX-XX вв. (П.А. Бессонова, Д.Г. Булгаковского, В.Н. Добровольского, Е.Ф. Романова, П.В. Шейна и др.),

коллекции звукозаписей волочёбных напевов и бесед с информантами из архивов Лаборатории по изучению традиционных музыкальных культур РАМ им. Гнесиных (в том числе - наши собственные записи), Кабинетов народной музыки Белорусской Академии музыки и Московской консерватории. Научная новизна работы определяется тем, что данный песенный жанр впервые исследуется комплексно, в совокупности

всех составляющих его компонентов, в объёме материала, охватывающего всю территорию его распространения. Впервые предлагается определённая типологическая систематика волочёбных песен, учитывающая все компоненты музыкально-фольклорного текста (вербальный текст, ритмический и звуковысотный уровни) и формы их координации. При этом в корпусе волочёбных напевов нами обнаружена и рассмотрена звуковысотная система, до сих пор не описанная в специальной литературе, - система, основанная на однофункциональности звуков квартового соотношения, взаимозаменяемости мелодических ячеек и вариативности их синтаксиса.

Научную новизну работы составляет также подход к анализу поэтических текстов волочёбных песен, адресованных молодёжи: они рассмотрены с позиций структурно-морфологического метода В.Я. Проппа. Его использование позволило установить, что «молодёжные» тексты являются поэтическими образцами, исключительными по форме воплощения мифологических представлений, не имеющими аналогий среди других календарно-песенных жанров.

В работе впервые обобщены данные по этнографии исполнения волочёбных песен, описаны различные (в том числе и неизвестные до сих пор) ритуальные функции напевов. Тем самым в научный обиход вводится обширный массив новых, ранее не опубликованных этнографических сведений. Научную новизну работы определяет также то, что осуществлённое нами картографирование напевов данного песенного жанра охватывает весь его ареал.

В диссертации использована методология, сформировавшаяся в трудах структурно-типологического направления отечест-

?

венной фольклористики. Его начало связано с исследованиями П.Г. Богатырёва, Д.К. Зеленина, В.Я. Проппа и др. В этномузы-кознании основы структурно-типологического изучения были разработаны Ф. Колессой, К.В. Квиткой, Е.В. Гиппиусом, З.В. Эвальд. Начиная с 60-х годов это направление испытывает интенсивное развитие в работах, В.Л. Гошовского, СИ. Грицы, Б.Б. Ефименковой, З.Я. Можейко и других исследователей. Опираясь на методологию, разработанную в данном направлении отечественного этномузыковедения, мы рассматриваем анализируемый объект, с одной стороны - как компонент более крупной музыкально-этнографической системы, с другой - как систему взаи- мосвязанных компонентов (т.е. волочёбные песни представлены не только как часть волочёбного обряда, но и как определённая песенная система, основанная на координации вербального текста, ритмического и звуковысотного компонентов напева).

В работе предпринимается попытка многоаспектного, междисциплинарного исследования жанра волочёбны.х песен. Наше рассмотрение опирается на данные смежных наук: на результаты исследований народной культуры этнологами (А.К. Байбуриным, Г.А. Левинтоном и др.), этнолингвистами (Т.А. Агапкиной, Л.Н. Виноградовой, Н.И. и СМ. Толстыми и др.), а также этномузы-коведами (Б.Б. Ефименковой, Е.А Дороховой, М.А. Енговатовой, О.А. Пашиной и др.).

Работа также опирается на методологию, разработанную в трудах семиотического направления (Ю.М. Лотмана, Вяч.Вс. Иванова, В.Н. Топорова, Т.В. Цивьян и др.).

Практическая значимость работы. В научный обиход вводится новый материал - структурированный корпус напевов во-лочёбных песен и этнографические материалы, связанные с воло-

чёбным комплексом. Результаты исследования позволяют скорректировать программу дальнейшего изучения жанра. Изложенные в работе наблюдения над волочёбными песнями могут быть использованы фольклористами-собирателями в полевой работе. Предлагаемая систематика волочёбных напевов может быть учтена в отборе и структурировании материала при составлении сборников народных песен. Исследовательские данные представляется необходимым вводить в учебные курсы народного музыкального творчества (лекции, семинары, практические занятия). Материалы диссертации (волочёбные песни, нотации которых приведены в приложении, сведения об условиях их исполнения, этнографическом контексте) могут быть использованы фольклорными коллективами в исполнительской практике.

Апробация результатов исследования. Методика и результаты работы неоднократно обсуждались на заселении кафедры истории музыки РАМ им. Гнесиных. Исследовательские наблюдения апробированы в лекциях и на семинарах курса музыкального фольклора на ИТК факультете РАМ им. Гнесиных. Научные положения диссертации изложены в выступлениях на следующих конференциях: «Музыка как конструкция» (Москва, РАМ им. Гнесиных, 1994), «Голос и ритуал» (Международная научная конференция, Старая Руза, 1995), «Процессуальность в музыке устной традиции» (Международный теоретический семинар по этномузыковедению, Репино, 1997), а также на семинаре молодых музыковедов (Иваново, 1996). По теме диссертации опубликовано три работы (приведены на последней странице).

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения, списка литературы и приложения, представляющего собой сборник волочёбных песен (в нашей собственной

нотации), структурированный в соответствии с предлагаемой систематикой. Диссертация сопровождена нотными примерами, картами, таблицами, схемами.