Введение к работе
t.
В современных условиях, когда требования к исполнительскому мастерству скрипачей неуклонно возрастают, возникает потребность в гашболее целесообразной организации учебного процесса, при которой учащийся мог бы максимально эффективно и. » сжатые сроки осваивать скрипичные навыки. На практике, однако, упомянутые навыка чаще всего вырабатываются бессистемно, спонтанно. В итоге, к 12-13 годам, когда скрипач уже должен был оы овладеть основным комплексом игровых приемов, он неожиданно сталкивается с целым рядом технологических проблем, выражающихся в отсутствии надежно отлаженной координации движений, в непропорциональном развитии навыков левой и правой руки и т.д. Избежать такой опасности, па наш взгляд, можно лишь применив к учебному процессу метод системного подхода.
Актуальность темы диссертации заключается в назревшей необходимости системно-комплексного формирования техники в условиях повседневной педагогической практики. Соответственно, цель написания диссертации состоит в том, чтобы на основе методологии системного подхода обнаружить закономерности развития и взаимодействия игровых навыков и, с учетом ввзрветаых особенностей учащихся и профессиональных требований, предложить возможные направления формирования скрипичной техники. Особо подчеркнем, что принцип системности в диссертации тесно связывается с решением художественных задач - главной целью исполнительской деятельности.
Объектом исследоашшя в работе избрани процессы взаимодействия навнкоз, существенно влияющие на плодотворность деятельности музыката.
Проблема исследования заключается в определении тех направлений, ка которых мо:*ет быть осуществлен поиск практических методов интенсивного и эффективного формирования техники. Наряду с этим ставится задача создания целостной обобщенной модели развития исполнительской системы.
В качестве гипотезы исследования выдвигается положение о том, что успешное функционирование творческой техника возможно лишь при органичной взаимодействии навыкоз на всех этапах становления мастерства. Охгатывзя все стороны деятельности, принцип састекаоста позволяет связывать воедино различные компоненты игрового процесса, а также достаточно достоверно прогнозировать дальнейшее развитие скрипача.
Как видно из вышесказанного, ведущим методом исследоелшш гяляется системный подход. Последний дает возможность, исходя и» псахофазиолопгческоа природы навыков, объединять их в группы по наиболее характерным общим свойствам и признакам, выявлять закономерности взаимодействие элемеитез техники. В силу сказанного, новизна научно-исследоштяяьаенх задач данной диссертации видится в специфическом ракурсе рассмотрения проблем скрипичяоЗ техники. Несмотря на то, что идея применения системного подхода к исполнительской деятельности уже обсуждалась в лзгггратуре, ухазггиый метод ro настоящего времени не привлекался для раскрытия закбкомераостей форьшрозгнвг кгрозых навыков и нахождения конкретяых техволопгйжкнх решений. Таксе исследование проводится впервые.
Результаты работы могут быть использованы в педагогической практике в кач/^тве научной основы для системно-комплексного освоения ИСПОДНЯТсУГЬСІМХ навыкоз и организации учебного процесса. Отдельные положения диссертации могут послужить методологическим ориентиром при создания разного рода практических пособий (хрестоматий по различным видам техники, сборинкоз этюдов, пьес ), а также способствовать дальнейшему обсуждению и изучению затронутых в ней проблей.
Апробация результатов исследования. Настоящее исследование обсуддалось на кафедре скрипки и альта Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Римского-Корсакова; на конференции педагогов специальных музыкальных школ в Москве; па семинаре , организованном кафедрой оркестровых инструментов Владивостокского института искусств; на семинарах преподавателей музыкал! іьіх школ и училищ Твери, Калининграда, Москвы, Самары, Саратова, Пензы, Лиепаи, Вильнюса, Петропавловска-Камчатского и других городов, а также на специальных заседаниях кафедр Консерватории и Высшей школы г. Граца (Австрия); на конференции Американской Нациош\. ьной Ассоциации педагогов-сотрудников в г.Атланта (штат Джорджия, США). В 1990 и 1991 гг. по материалам диссертации были сделаны сообщения в Школе Менухина (Лондон) и Стокгольмской консерватории.
Объем и структура диссертации. Исследование состоит из введения, четырех глаз, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается выбор темы, определяется степень ее разработанности, обозначаются предмет и цель исследования, выявляются научная новизна и практическая значимость работы. Предпринятый исторический экскурс позволяет проследить развитие системных взглядов на педагогический процесс и исполнительскую деятельность в целом.