Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Декоративно-прикладное искусство алтайцев Эдоков Алексей Владимирович

Декоративно-прикладное искусство алтайцев
<
Декоративно-прикладное искусство алтайцев Декоративно-прикладное искусство алтайцев Декоративно-прикладное искусство алтайцев Декоративно-прикладное искусство алтайцев Декоративно-прикладное искусство алтайцев Декоративно-прикладное искусство алтайцев Декоративно-прикладное искусство алтайцев Декоративно-прикладное искусство алтайцев Декоративно-прикладное искусство алтайцев
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эдоков Алексей Владимирович. Декоративно-прикладное искусство алтайцев : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : Барнаул, 2003 161 c. РГБ ОД, 61:04-17/25-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические этапы развития декоративно-прикладного искусства Горного Алтая

1.1. «Звериный стиль» скифов Алтая 16 стр.

1.2. Декоративное искусство тюркских каганатов 30 стр.

1.3. Этнографическое и декоративное искусство алтайцев конца XIX - начала XX века .

1.3.а. Этнические группы Южного Алтая. Алтай-улус. Теленгиты и Телеуты.

1.3.6. Этнические группы Северного Алтая. Чалканцы. Кумандинцы. Тубалары.

1.3.в. Выводы 46 стр.

1.4. Современное развитие декоративно - прикладного искусства Республики Алтай 69 стр.

Глава 2. Виды ремесел декоративно-прикладного искусства алтайцев

2.1. Ювелирное дело и обработка металла .77 стр.

2.2. Художественная выделка кожи и кожаные изделия .91 стр.

2.3. Обработка войлока и мягких материалов из ткани 94 стр.

2.4. Резьба по дереву и изделия из бересты 104 стр.

2.5. Национальный костюм как ансамбль декоративно-прикладного искусства 109 стр.

2.6. Мотивы алтайского орнамента, тамги и цвет - центральные составляющие декоративно-прикладного искусства алтайцев 116 стр.

Заключение 133 стр.

Принятые сокращения 133 стр.

Список использованной литературы 133 стр.

Список опубликованных и архивных источников 146 стр.

Приложения 146 стр.

Введение к работе

Актуальность темы. За последние годы интерес к декоративно- прикладному искусству алтайцев чрезвычайно возрос и привлек внимание людей самых разных профессий, от учителя истории до менеджера круп ного туристического агентства, проникнув в самые различные слои обще ства. Обладая активной способностью к выражению этнического самосо знания народа, прикладное искусство как бы конденсирует национально- специфические особенности его исторического развития. Народное искус ство алтайцев стало узловой средой существования и функционирования эстетических и нравственных идеалов, как бы способствуя пониманию за кономерностей социального поведения людей разных национальностей, способов их мировоззрения и миропонимания.

Тема декоративно-прикладного искусства алтайцев становится осо- бенно актуальной не столько при изучении истории, сколько, может быть, при прогнозировании дальнейшего развития национального искусства в условиях современной России, поскольку оно играет свою особую роль в межнациональных отношениях. В первую очередь, это связано с измене ниями в общественном развитии и бурным ростом этнического самосозна I ния народов бывшего СССР, их стремлением к выявлению самобытных ценностей национальной культуры и созданию условий для дальнейшего свободного и всестороннего развития в новой реальности XXI века.

Другой причиной побудившей автора обратится к этой теме, стал объ ективный процесс поиска региональных особенностей местных нацио- ь нальных культур, происходящий в современном изобразительном искусст ве Сибири. Художники Алтая вынуждены буквально по крупицам собирать материалы по художественной и материальной культуре алтайцев из различных научных публикации археологов, этнографов и историков. Однако в области теории декоративно-прикладного искусства сделано пока весьма немного. Не менее значимой представляется проблема выявления и установления логических и исторических связей между разновременными пластами национального искусства. Роль художественной традиции, понимаемой как общность эстетических идей уже осуществленных и тех, которые еще предстоит воплотить в жизнь - в формировании и функционировании уже появившегося современного профессионального декоративно-прикладного искусства.

Теория декоративно-прикладного искусства Горного Алтая, его достижения и своеобразие, отношение к художественной культуре прошлого, а также к народному искусству соседних тюрко-монгольских народов; его состояние в настоящее время и перспективы развития в будущем должны стать объектом исследования не только как феномена народно-художественного сознания, но и как определенного научного источника, являющегося важным фактором при изучении проблем этногенеза и культурно-исторических взаимосвязей.

Признание территорий Республики Алтай как особо охраняемого экологического объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО изменило отношение к историко-культурному наследию алтайцев. Рассматриваемые раньше лишь как объекты для научного исследования, памятники декоративно-прикладного искусства алтайцев превратились в духовные ресурсы, за-ключающие в себе многогранный потенциал в области культуры и экономики (Соёнов, Суразаков, 2001). 29 июня 1994г. был принят закон «Об историко-культурном наследии народов Республики Алтай». В связи с этими обстоятельствами создание теории декоративно-прикладного искусства алтайцев становится объективной необходимостью.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящей работы является декоративно-прикладное искусство как художественное явление и вид изобразительного искусства, а предметом исследования - специфика его развития на примере декоративно-прикладного искусства алтайцев и его типологических подвидов, таких, как орнамент, кожа, костюм, войлок, металл и дерево. Над этой темой автор исследования начал работать с 1996г., когда стал работать в ГАИТИ. В секторе искусствоведения им был собран материал по теме «Самодеятельное и народное искусство Респуб лики Алтай», затем в секторе археологии был написан раздел по теме: «Древнее искусство Горного Алтая и сопредельных территорий», посвя щенный историческим аспектам теории «Декоративно-прикладное искус ство алтайцев».

В настоящем разделе введения необходимо коснуться и вопросов тер минологии, поскольку ряд традиционных терминов используется здесь в несколько иной трактовке, отличной от принятой семантике. Так в энцик лопедическом словаре декоративно-прикладному искусству, дана следующая формулировка: «... это область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в обществе и частном быту, а также художественная обработка утилитарных предметов» (СЭС, 1980, с.375). Подобное изложение можно найти и у других авторов: «Декоративно-прикладное искусство - это изготовленные и художе ственно отделанные кустарным или промышленным способом предметы быта, имеющие не только чисто практическое, но и эстетическое значение. Поверхность этих предметов художественно оформлена таким образом, что декорировка не противоречит их утилитарной форме, а находится в тесной связи с нею, представляет одно целое» (Духанин, 1959, с.232). С та ким определением декоративно-прикладного искусства (как объекта дис І сертации - А.Э) необходимо согласиться, однако для предмета исследова ния необходимо существенно расширить толкование. Таким образом, под декоративно-прикладным искусством алтайцев необходимо понимать декоративно-прикладное искусство, связанное с местным бытом, и с формированием среды обитания определенного этноса. Здесь подразумевается такая область художественно народного творчества, которая изначально связана с историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с хозяйственной, промысловой деятельностью, с постройкой жилья, с изготовлением одежды, утвари, орудий труда и риту 11 альных предметов. Это искусство формировалось в глубинах этноса, и его принципы и приемы веками передавались из поколения в поколение, из рода в род. Подражание и преемственность трудовых навыков шли рядом и были неразрывно связаны друг с другом.

В своем изложении теории декоративно-прикладного искусства алтайцев автор стремился к тому, чтобы одни и те же проблемы, представляющиеся ему существенными, фигурировали, так или иначе, во всех раз Э делах исследования, как бы поворачиваясь перед читателем разными сто ронами, раскрываясь перед ним на разных уровнях, в различных аспектах, вырастая в цельную теорию из анализа казалось бы разрозненных художественных явлений.

Цель и задачи предпринимаемого исследования заключаются в создании первой, претендующей на полный охват всего известного материала, теории декоративно-прикладного искусства Горного Алтая. Предложе « на научная концепция исторического развития всех форм и видов декора тивного искусства (профессионального и народного творчества) на территории Республики Алтай. Данный в исследовании искусствоведческий анализ определенных исторических пластов народного творчества и деко-ративно-прикладного искусства может обогатить конкретными примерами концепции этнографов, социологов, историков, культурологов, специалистов в области психологии творчества и других ученых, исследующих раз личные уровни алтайской культуры.

Главными задачами диссертанта стало решение следующих вопросов:

1. Показать преемственность декоративно-прикладного искусства алтайцев от скифо-сибирского «звериного стиля» до наших дней.

2. Классифицировать виды национального декоративно- прикладного искусства и дать описание основных технических приемов создания предметов народного искусства алтайцев.

3. Используя последние научные достижения в различных облас тях знания, таких, как археология, история, философия, психология твор чества, методология, этнография и искусствоведение, пересмотреть с но- вых методологических позиции уже известное теоретическое положение по декоративно-прикладному искусству алтайцев и определить его прак тическую значимость.

Так, теория декоративно-прикладного искусства Горного Алтая уже легла в основу разработанного автором спецкурса «Декоративно-прикладное искусство Горного Алтая», и утвержденного учебного пособия к печати Экспертным Советом Министерства образования и науки Респуб-лики Алтай в 2001г. (рис.1) Дальнейшее практическое использование данной работы может иметь место и в музейном деле, в разработке принципов экспозиции, в активизации собирательской и исследовательской деятель - ности школьников, студентов, работников Министерства культуры Рес публики Алтай. Материалы исследования будут использованы непосредственно на школьных занятиях, экскурсиях, научно-популярных лекции о художественном наследии Горного Алтая, потребность в которых все бо-лее увеличивается в связи с развитием туризма и повышением внимания населения республики к прошлому своего региона. Уроки, извлеченные из истории искусства Горного Алтая, начнут играть активную роль в интер щ национальном воспитании, особенно молодежи, в разъяснении этногенеза алтайцев и других национальностей республики, выявлении динамики культурных и межэтнических связей.

Систематизированные и введенные в научный оборот материалы из теории развития декоративно-прикладного искусства алтайцев могут быть использованы в новых изданиях по истории искусства народов России, учебниках, исторических исследованиях, трудах энциклопедического характера.

Методические аспекты исследования. Основной метод настоящей работы заключается в сравнительном анализе различных типов источников из смежных областей научного знания, таких, как археология, этнография и история.

Методология исследования включает в себя принципы историзма и соответствует стремлению современной концепции парадигмы искусствоведения выработать подлинно научную концепцию развития декоративно-прикладного искусства Горного Алтая. При этом историко-культурное осмысление различных аспектов художественной практики алтайцев опирались бы на объективную историческую аргументацию или иное историко-культурное явление или понятие и получало при этом не вульгарно-социологическое (что широко практиковалось ранее - А.Э), а этнокультурное обоснование.

Другой, не менее важный аспект настоящего исследования, заключается в использовании принципов междисциплинарного синтеза. Предметы декоративно-прикладного искусства являются, с одной стороны, памятниками материальной культуры, а с другой, как любое художественное про-изведение, отражают мировоззрение своих создателей и их духовную культуру, будучи специфическими носителями идеологической информации. Исходя из этого тезиса, А.А. Формозов рассматривал три варианта изучения памятников древнего искусства; описание и классификация, анализ технических особенностей и выявление хронологической позиции, обычные для всех археологических и этнографических объектов; их эстетическая оценка как художественных произведений; «использование памятников как источника по истории культуры, главным образом по истории мышления, религии, духовной жизни» (Формозов 1969 с. 12).

Существует возможность рассматривать изобразительные памятники как тексты, предназначавшиеся для фиксации каких-то идей и образов, иными словами, содержащие некую образную информацию. Метод иссле дования, как известно, определяется свойствами изучаемого объекта. Как археологические артефакты, так и предметы народного искусства могут исследоваться типологическим методом. Что касается двух других аспек тов, указанных А.А. Формозовым, то следует рассмотреть возможность применения методов, которыми пользуются искусствоведы.

Если говорить о методах, приемлемых для всех сфер человеческого творчества, то нужно выделить формально-стилистический, структу ралистский и семиотический методы, а применительно к изобразительным искусствам, еще и иконографический и иконологический методы. Все эти методы имеют свои преимущества и свои слабые стороны и отдельно не способны всесторонне определить стилистическую специфику народного искусства. «Однако применение всех их в отдельности или комплексно вполне оправданно для выявления определенных характеристик объекта изучения» (Чежина, 1990, с.77).

1 Новизна работы определяется тем, что, несмотря на появление новых фактов и источников по отдельным вопросам декоративного искусства из археологии, этнографии и истории до настоящего времени не введена в на-учный оборот общая теория алтайского декоративно-прикладного искусства. Расширен круг впервые открытых и использованных диссертантом литературных источников, музейных и архивных фондов, а также введены в 0 научный оборот новые материалы собранных комплексными научными экспедициями Институтом алтаистики имени С.С. Сурозакова (в дальнейшем ИА - А.Э) в конце прошлого XX века.

Одна из актуальных задач настоящей работы заключалась также в том, чтобы привлечь общественное внимание к богатству художественного наследия Горного Алтая и тем самым способствовать процессу актуализа ции национальных традиций в современном искусстве суверенной республики, совершенствованию музейного дела, дела охраны памятников, пат риотическому и интернациональному воспитанию народа. Основой и стержнем данной работы является рассмотрение декоративно-прикладного искусства алтайцев как проявления духовной жизни народа.

Апробация и внедрение результатов работы. Содержанием диссер тации являются многолетние плановые исследования истории и видов на родного декоративно-прикладного искусства Горного Алтая, основные по ложения которого и фактические открытия прошли апробацию в виде на- " учных публикаций, а также в качестве сообщений и докладов на регио нальных, всесоюзных и международных конференциях и симпозиумах.

По теме «Декоративно-прикладное искусство алтайцев» автором было написано учебное пособие, рекомендованное к печати Экспертным Советом Министерства образования и науки Республики Алтай в 2001г. Последующая работа над настоящей темой привела нас к мысли о расширении и углублении своих исследований по данной проблематике.

Источники: Источниковедческая база исследования состоит из му зейных, библиотечных и архивных фондов различных городов России, в которых содержатся образцы и памятники различных эпох, либо докумен- ты и литературные материалы, свидетельствующие о ключевых этапах развития декоративно-прикладного искусства алтайцев.

Для исторического раздела, посвященного выявлению периодов развития декоративно-прикладного искусства Древнего Алтая, особое значе ние имеет богатейшее собрание образцов декоративного искусства, извле ченных из оледенелых алтайских курганов: Пазырыка, Башадара, Туекты, Катанды и У кока. Они стали не только точными временными ориентира ми, но и мерой стилистического своеобразия древнего скифо-сибирского стиля, позволившего с достаточной уверенностью проследить путь худо жественной традиции во времени и пространстве. Так, выяснилось, что на 11 иболее устойчивые типологические комплексы (виды ремесла, орнаментальные и сюжетные мотивы), свойственные древнему искусству Горного Алтая - по крайней мере с эпохи Пазырыкской культуры (V-II1 вв. до н.э.) -в виде реминисценций прослеживаются в этнографическом искусстве современных алтайцев вплоть до начала XX века. Более того, на всем этом научно обозримом временном промежутке именно они определяют жизненность и своеобразие алтайской изобразительной традиции в огромном пространственном круге сопредельных и, в первую очередь, кочевых народов Сибири и Центральной Азии.

Известное подтверждение этим выводам послужило знакомство с археологическим материалом из коллекций института археологии АТУ (Барнаул), СО РАН (Новосибирск), археологической лаборатории и архивного фонда ИА, материалы которых относятся к тюркскому и этнографическому времени.

Материалы этнографического искусства Горного Алтая конца XIX -начала XX вв., в основном изучаются и находятся в экспозициях и фондах краеведческих музеев Республики Алтай и Алтайского края: в городах Барнауле, Бийске и Горно-Алтайске, а также в этнографических коллекциях школьных музеев Республики Алтай. Много материала в виде подлин-ных образцов, зарисовок алтайских художников, описаний и литературных источников хранится в архиве этнографического музея РАН. В работе широко использованы и материалы из личного архива искусствоведа В.И. Эдокова (1937 - 1995) собранные им в течение тридцатилетней научной деятельности.

Краткий обзор литературы. Степень изученности проблемы о декоративном искусстве алтайцев носит, в основном, конспективно-описательный характер, так как проблема искусствоведческой интерпретации декоративно-прикладного искусства алтайцев затрагивалась главным образом фрагментарно. Это связано, в первую очередь, с использованием соответствующих методик, анализа источников информации, которые затрагивали главным образом его разнородные компоненты либо древнего и археологического, либо этнографического народного искусствалПри этом надо заметить, что все авторы, под каким бы углом зрения и в каком бы объеме ни касались данной проблемы, единогласно отмечали очевидную взаимосвязь между древними и современными образцами декоративного искусства. Всю известную литературу по данному вопросу можно условно поделить на три группы: историко-археологическую, этнографическую и собственно искусствоведческую касающихся исследования народного искусства алтайцев, в эту же группу можно отнести и искусствоведческие сочинения по прилегающим территориям.

Историко-археологическому аспекту, сюжетам и проблемам интер претации художественных образов, связанных со скифской цивилизаций и её искусством, посвящен значительный объем археологической литерату ры. Отметим основополагающие системы взглядов в исследованиях в дан ной области: описательное М.П. Грязнова «Древнее искусство Алтая» (1958); статьи Л.Л. Барковой, посвященные анализу образов животных и птиц в пазырыкском искусстве (1987, 1990, 1995), на данную же тему пи сали ряд иностранных авторов, таких, как F. Напсаг (1952) и Е. Jacobson (1993); серия публикаций А.С. Суразакова по семантике пазырыкского ис кусства (1983, 1986, 1988, 1992); работы по реконструкции мировоззрен ческих и мифологических представлений Н.В. Полосьмак (1991, 1994, 1997, 1999, 2000); исследования, посвященные специфике изобразительной структуры «звериного. стиля» Е.В. Переводчиковой (1980, 1984, 1986, 1994) и иных отечественных и зарубежных авторов.

Однако, как справедливо отмечает В.Д. Кубарев, «Динамическое па-зырыкское искусство практически не рассматривалось в сравнении с син-хронными наскальными изображениями Алтая. Большое число разнообразных сюжетов так называемого «звериного стиля» и интенсивные иссле дования алтайских петроглифов в последние годы позволили начать работу по корреляции, датированию и культурной атрибуции анализируемых материалов» (Кубарев, 1999, с.84). И проблема здесь, видимо, не только в техническом различии между двухмерными графическим изображением и объемно-материальными формами образцов скифского искусства, сколько в отсутствии теоретической /семиотической/ модели, которая смогла объединить все известные материалы в стройную систему. Другой вопрос, на наш взгляд, заключается в специфике трактовки настоящей проблемы, как правило, археологами, порой подменяющими искусствоведческий анализ v довольно подробными техническими описаниями.

Не избежала подобных просчетов и книга Е.В. Переводчиковой «Язык звериных образов» (Переводчикова, 1994), которая, несмотря на заявленную тему так и не смогла уйти от статистических методов и описания образцов. Публикации таких исследовании, как, «Архитипические образы в скифском искусстве» (Маточкина, 1999, с. 122-126), «Пазырыкские сюжеты в петроглифах Алтая» (В.Д. Кубарев, 1999, с.84-92), «Современный период исследования петроглифов Алтая» (Елин, 1999, с. 178-181), «Макро и мик роскопическое строение животных в наскальных рисунках» (Ушаков, 1999, с. 181-184), несмотря на разнообразие в них научных гипотез (от pea- листично-прагматических до поиска архетипа), связывает желание рассмо треть образцы звериного стиля в контексте искусствоведческого анализа.

Другой значительный литературный источник по настоящей теме связан с исследованиями российских ученых этнографов и историков, охва тывая период с конца XIX в. до наших дней. В первых трудах исследовате лей Горного Алтая можно найти описание и приемы изготовления предме тов быта и культуры алтайцев В.В. Вербицкий (1893), В.В. Радлов (1893), значение и семантику культовых предметов А.В. Анохин (1924), историче- ские и этнографические связи алтайцев Л.П. Потапов(1953), описание изо бразительных материалов алтайцев из музеев и частных коллекции С.В.Иванов (1954, 1979), отдельным аспектам современного этнографического искусства алтайцев посвящен ряд работ В.П. Дьяконовой (2001), СП. Тюхтеневой (1994), Е.Я. Ямаевой (2001), Н.А. Тадиной (1995), Н.И. Шатиновой (1990) и ряда других ученых.

К собственно искусствоведческому анализу декоративно-прикладного искусства алтайцев можно отнести ряд авторов — искусствоведов: Г.А. Федорова-Давыдова (1976), Н.И. Каплан (1961), В.И. Эдокова (1986, 1989, 1990, 1995), Е.П. Маточкина (1991).

Если произведение Г.А.Федорова-Давыдова «Искусство кочевников и Золотой орды» посвящено целиком искусствоведческому анализу различ ных аспектов «звериного стиля» и тюркской скульптуре с привлечением алтайских образцов, то в книге И.И.Каплан «Декоративно-прикладное искусство Алтая», посвященной народному изобразительному творчеству Алтайского края, есть раздел о декоративном искусстве Горного Алтая, но и он носит описательный характер и наполнен призывом к безотлагательному его сбору, сохранению и научному его осмыслению, ввиду наметив шейся тенденции к затуханию традиции. Несколько иной, принципиаль- I ный характер носят отдельные искусствоведческие работы В.И. Эдокова и Е.П. Маточкина, в которых намечены общие черты теории развития деко ративно-прикладного искусства алтайцев, однако в силу обстоятельств, я они так и не доведены до своего логического завершения. ! Кроме вышеперечисленных трудов, с настоящей темой связаны ис і : следования и публикации, посвященные сопредельным территориям Гор ного Алтая, о которых необходимо упомянуть в данном контексте. Это ра боты; Антонова (1976), И.И. Соктоевой (1988), СИ. Вайнштейна (1974), Майдара (1981), Анри Морана (1982), Наям-Осорын Цултема (1984), Н.В. Кочешкова (1979), Л.Р. Кызласова (1980), Н.С. Сычевой (1980) и других ученых из сопредельных республик: Казахстана, Монголии, Китая, Хака сии, Соха, Тывы.

В заключение следует отметить, что по настоящей теме, особенно по исследованию скифо-сибирского «звериного стиля», имеется большое количество публикаций и отдельных монографии. Их авторов интересовали вопросы статистического и типологического сравнения, а также выяснение взаимовлияния или возникновения того или иного мотива, семантики, исполнение техники приемов изображений и подробное археологическое описание памятников, (рис. 2) Все это, несомненно, важные проблемы, однако подробная историография предмета исследования в его различных ракурсах, по мнению автора, тема, достойная отдельной диссертации. Конечно, для сравнения отдельных научных идей и гипотез касающихся глобальных вопросов исторического развития декоративно-прикладного, искусства алтайцев, обращение к основным литературным и документальным источникам становится необходимостью и присутствует в основном тексте диссертации.

Таким образом, проведенный обзор научных публикации позволяет выделить три основных направления по теме: историческое, этнографическое и искусствоведческое. При этом большинство из рассматриваемых в диссертации трудов и источников тяготеют к искусствоведческой и семантической интерпретации, рассматривая объекты декоративно-прикладного искусства алтайцев в свете новой научной парадигмы.

Структура и объем исследования. Диссертация имеет 161 страниц текста и альбом с иллюстрациями.

В кандидатскую диссертацию входит введение, содержащее историографический анализ литературных источников, архивных документов и других материалов, положенных в основу исследования, и два тематических раздела. Первый из них состоит из трех глав и представляет собой краткий исторический очерк происхождения и фактического состояния народного искусства Горного Алтая, который раскрывает исторические корни профессиональной художественной традиции декоративно-прикладного искусства алтайцев. Второй раздел посвящен основным видам и техникам изготовления предметов и анализу художественных комплексов нацио нального искусства (орнаментальные мотивы, национальный костюм, там ги, цвет). По ходу исследования делаются соответствующие пояснения и выводы. В заключении даны рекомендации и обобщения.

Основной текст сопровождают «Примечания», включающие сноски, содержащие библиографические ссылки, указания на архивные источники, исторические, географические и демографические справки и другой вспомогательный материал. Отдельный альбом иллюстрации включает в себя таблицы, копии документов, иллюстрации и пояснения к ним из музеев и архивов, большинство изобразительных материалов и таблиц собраны автором и публикуется впервые. 

«Звериный стиль» скифов Алтая

Эпоха раннего железного века в истории кочевых племен Горного Алтая, являвшихся составной частью конгломерата народов, обитавших на необозримых территориях Великого пояса степей Евразии, застала их на высшей ступени первобытнообщинного строя, на стадии военной демократии. Сходство основных социально-экономических условий жизни, а главным образом подвижность быта и взаимосвязь различных племен на огромных расстояниях, породила близость их идеологии и однотипность искусства. Со времени открытия древнего скифо-сибирского искусства, его называют «звериным стилем», подразумевая, что в нем присутствуют черты анимализма (от латинского - animal, животное), признаки которого, несмотря на местные особенности, проявляются в деталях, иконографии, сюжетах и жанрах древнего искусства. Этот период времени на Алтае в современной историографии принято называть скифским, а культуру -«пазырыкской», по наиболее ярким ее памятникам, открытым в долине Пазырыка.

Наиболее характерный предметный инвентарь этой культуры был извлечен из курганных комплексов Туэкты, Башадара, Катанды, Пазырыка и Укока, датируемых началом VIII-II вв. до н.э. Континентальный климат Горного Алтая и особенности конструкций погребальных сооружений привели здесь к образованию под каменной насыпью курганов вечной мерзлоты, способствовавшей сохранности дерева, войлока, кожи, меха, шелка и других недолговечных материалов, которые в обычных условиях в земле не сохраняются, (рис.3)

Археологические материалы, извлеченные из курганов Горного Алтая, их историческая и искусствоведческая интерпретация, опубликованы в многочисленных изданиях, главные из которых относятся к 70-м годам прошлого XX века. Однако в последнее время, благодаря новым археологическим открытиям, осуществленным новосибирскими учеными на плато Укок и в сопредельных Алтаю республиках - Хакасии, Тыве и Казахстане, появилось много новых публикации, которые в значительной степени рас-ширили представления о роли и распространении пазырыкского искусства как в скифское время, так и в последующие эпохи. (Полосьмак, Молодин, 2000, стр. 66-87).

Совокупность археологической литературы наряду с другими истори-ко-этнографическими источниками, дают нам возможность выделить исторические этапы и рубежи развития древнего искусства, обнаружить се-мантико-стилистические особенности и устойчивые компоненты. Так, например, характер использования того или иного материала, средств художественной выразительности, исходные формы и производные комплексы орнамента, которые были в древнем искусстве, а затем, пройдя тысячелетия практически без изменения, оказались структурообразующими элементами современного прикладного искусства алтайцев. Даже простое сопоставление показывает, что основные виды прикладного искусства прошлого, то есть художественное оформление дерева, войлока, металла, кожи имеют прямые аналоги в современном декоративном искусстве Горного Алтая.

Это же сопоставление свидетельствует и о том, что на протяжении тысячелетий народное искусство алтайцев всегда сохраняло свою древнюю основу, свою самобытность, впитывая все лучшее из культурного наследия прошлого, и в лучших своих проявлениях выражает его творческий дух и эстетические воззрения. Поэтому кажется естественным на основе существующего научного материала составление своеобразной родословной этнографического искусства современных алтайцев, начиная с истоков, то есть с эпохи Пазырыка.

Археологические данные указывают, что алтайцы, точнее жители Алтая скифского времени, имели постоянные бревенчатые дома. Погребальные камеры Пазырыка, Башадара, Укока и других курганов свидетельствуют не только о высокой технике плотничьего дела, но и сохраняют ряд типичных деталей в конструкции домов, что, в свою очередь, прямо ука-зывает на сравнительно оседлый или полукочевой образ жизни. В природных условиях Горного Алтая, чисто кочевая жизнь без заготовки на зиму корма для скота немыслима и в настоящее время, и едва ли была возможна в прошлом. Большую часть времени население Алтая должно было проводить в постоянных жилищах, расположенных в горных долинах, где, возможно, были небольшие посевы. По крайней мере, остатки ирригационных сооружений указывают на это. Перекочевки яйлажного типа летом со скотом в зону альпийских лугов, а зимой обратно - в речные и степные долины, вероятнее всего, были и в те времена. Крупного табунного скотоводства с постоянными перекочевками, такого, как в степях Монголии и Средней Азии, на Алтае не могло быть. Основой скотоводческого хозяйства были лошади и овцы. Помимо скотоводства скифы Алтая, по всей вероятности, занимались охотой на пушного зверя и копытных животных.

Рядовые погребения скифского времени обычно представляют собой захоронение человека с двумя-тремя лошадьми в довольно глубокой яме, под могильным холмом небольших размеров. Здесь уже упоминалось, что на Алтае вследствие особой конструкции могильных сооружений и исклю чительно благоприятных климатических условий и промерзания грунта в могилах прекрасно сохранились изделия из таких легко разрушающихся материалов, как дерево, кожа, мех, войлок и ткань. Поэтому комплекс об наруженных алтайских находок по количеству значительно меньший, чем единовременный материал причерноморских скифов, зато более многооб разный.

Этнографическое и декоративное искусство алтайцев конца XIX - начала XX века

Как известно, в 1756 году алтайцы, спасаясь от китайско-монгольского геноцида, добровольно вошли в подданство России. Это событие имело огромное значение для дальнейшего развития истории Горного Алтая и его коренного населения, дав перспективу общественно-экономического и культурного развития в дальнейшем. Отныне, несмотря на колониальную политику царизма, народная культура алтайцев стала развиваться в тесном соприкосновении с более развитой цивилизацией русского населения.

В настоящее время имеется довольно обширная историческая и этнографическая литература по Горному Алтаю, но работ, посвященных собственно народному искусству, очень мало, хотя интерес к этой проблеме появился со второй половины XIX века. Выразилось это, прежде всего в сборе довольно обширного материала в виде зарисовок и подлинных музейных образцов, собранных русскими учеными и путешественниками Г.Н. Потаниным, А.В. Анохиным (1924), а так же алтайским художником Г.И. Чорос-Гуркиным. (рис.20) Материал этот хранится в Государственном музее этнографии РАН, и он так или иначе был использован СВ. Ивановым в таких исследованиях, как «Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в.в.», «Скульптура алтайцев, хакас и сибирских татар» (Иванов, 1953, 1979). Однако автор этих работ не ставил своей целью искусствоведческий анализ декоративно-орнаментальных памятников и обращался к ним лишь постольку, поскольку на них имеются те или иные сюжетные изображения.

Книга Н.И. Каплан «Очерки по народному искусству Алтая» (Каплан, 1961), обобщила материал экспедиции научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП), собранный за время полевых исследований в 1952 - 1957 годах. Это сочинение посвящено преимущественно декоративно-прикладному искусству русского населения и отчасти алтайских казахов. Несколько исследований по декоративно-прикладному искусству алтайцев опубликовано алтайским искусствоведом В.И. Эдоковым (1971, 1980, 1986,1988).

Этим, пожалуй, и ограничивается список литературы о народно - традиционном искусстве алтайцев. Поэтому в настоящее время центральными источниками, которые могут дать действительные представления о прикладном искусстве алтайского народа с конца XIX века и до наших дней, являются материалы в виде подлинных образцов и описании. Они находиться в фондах Горно-Алтайского, Бийского и Барнаульского краеведческих музеев, Института алтаистики им. С.С. Суразакова, а также в частных архивах и коллекциях.

Основу музейного собрания декоративно-прикладного искусства алтайцев составляют подлинные предметы и вещи, еще недавно бытовавшие в жизни народа, это - деревянные кровати, сундуки, кожаные сосуды для жидкости - ташауры, посуда и ювелирные украшения, (рис.21) А также большая и весьма ценная в художественном отношении коллекция в виде зарисовок и описаний, любовно выполненная И.В. Титковым. В этой коллекции, явившейся результатом кропотливого собирательства, особенно хорошо представлены алтайские войлочные изделия, художественная обработка металла (чеканка, литье, инкрустация) и особенно орнаментального оформления предметов из бересты. В музее хранятся также альбомы зарисовок алтайского орнамента Е.П. Алтайчиновой и Н.И. Каплан. Альбом содержит, главным образом, зарисовки и фотографии декоративно-прикладного искусства алтайских казахов, (рис.22)

Огромное значение для изучения декоративно-прикладного искусства алтайцев имеют многочисленные этнографические зарисовки и описания предметов народного быта алтайцев художника Г.И. Чорос-Гуркина, который в течение всей своей жизни интересовался всем многообразием народного творчества, тщательно зарисовывая и записывая, часто на двух языках, русском и алтайском, все, что привлекало его внимание. В результате многолетних наблюдений в его архиве накопилось большое этнографическое собрание, часть которого, непосредственно относящаяся к нашей теме, впервые здесь введена в научный оборот. Материал этот в виде альбомов, отдельных зарисовок и путевых записей хранится в Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств, другая часть - в фондах Горно-Алтайского республиканского краеведческого музея, (рис.23)

Уникальный альбом образцов народного искусства алтайцев хранится в архиве Института Гуманитарных Исследований Республики Алтай. Он содержит рисунки бытовой утвари и её описание, сделанные художником Н.В. Шагаевым в 1956 году во время комплексной историко-этнографическое экспедиции по Улаганскому району.

Все эти данные показывают, что прикладное искусство занимало огромное место в существовании алтайского демоса. Появившееся и развивающееся на основе общественно-трудовой деятельности людей, данное искусство запечатлевало нетривиальное существование скотоводов и охотников. Естественное влечение к удовлетворению эстетических потребностей в художественном оформлении уклада вызвало к жизни его разнообразные виды. Кочевой быт проживания ограничивал эти возможности. Тем не менее, печатью художественного творчества были отмечены не только изделия долговременного использования, как; например, внутреннее убранство жилья, женские украшения, конская упряжь, но и будничная одежда, утварь, (рис.24)

Проникновение декоративно-прикладного искусства в жизнь людей придавало ему истинно народный характер. Искусство это все-таки не выделилось в особую отрасль художественного ремесла; занимались им многие, имевшие к этому склонность и обладавшие необходимыми способностями и навыками. Эти навыки, как и мотивы орнамента, передавались из поколения в поколение и прочно сохранялись в народе.

Имеющиеся материалы показывают, что основные творческие поиски алтайцы сосредоточивались на убранстве юрты, на предметах быта, таких, как украшение женской одежды, конской сбруи, орудий труда и охоты. В связи с этим получили большое развитие резьба по дереву, художественная обработка металла и войлока, тиснение на коже, аппликации на ткани, вышивка и другие ремесла.

Ювелирное дело и обработка металла

Подлинных образцов декоративно-прикладного искусства алтайцев из металла сохранилось немного. Среди основополагающих предметов чаще всего встречаются кожаные пояса с металлическими бляхами. Как следует из письменных памятников, в тюркскую эпоху такие пояса были принадлежностью каждого взрослого мужчины. Об этом же свидетельствуют древнетюркские каменные изваяния. Бронзовые поясные бляхи из Курай-ского кургана наглядно демонстрируют процесс постепенного превращения зооморфного рогообразного мотива - орнамента в растительный. (рис.52)

По этнографическим описаниям, зарисовкам и фотографиям, примерно столетней давности, можно заключить, что художественная обработка металла у алтайцев, как и у других кочевых народов, находила применение, прежде всего в украшении боевого и охотничьего оружия, конской упряжи, а так же при изготовлении ювелирных изделий. Декоративно оформленные металлические пластинки и бляхи прикреплялись на кожаные ремни и сумки, огнива и охотничьи ножи, при этом наибольшее внимание уделялось отделке рукояток и ножен.

Зарисовки и описания художников Г.И. Гуркина, И.В. Титкова, Н.В. Шагаева, а также материалы, собранные искусствоведом И.И. Каплан, свидетельствуют о том, что основные усилия мастеров кузнечного дела были направлены на украшение различных приспособлений для верховой езды. Орнаментированные металлические детали и накладки украшали богатую конскую упряжь: седла, подседельники, стремена, уздечки и другие предметы кочевого быта. Ремни уздечек соединялись железными кольцами, плетением, застегивались пряжками и украшались в местах соединения ремней бляхами и пластинками - круглыми, многоугольными или в виде многолепестковых розеток, (рис.53)

Наиболее распространенной техникой украшения узд, нагрудников и потфей являлись накладки на кожаные ремни и деревянные части седла бронзовых, медных и посеребренных пластин с нанесенным на них орнаментом. Кроме того были широко распространены различные металлические ювелирные украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески в виде различного рода декоративных пряжек из бронзы и меди. Художественной -обработке подвергались и предметы быта: подставки для очага (очок) (рис.54), самодельные металлические кувшины и чайники.

И все же, несмотря на сравнительно широкое распространение орнаментальных металлических изделий в быту алтайцев, до недавнего времени подлинных образцов орнаментированного металла сохранилось очень немного, включая республиканский краеведческий музей. Поэтому основными источниками этого вида народного искусства остаются свидетельства вышеназванных художников, а также материалы - фотографии, зарисовки, описания, беседы с информаторами, собранные искусствоведом В.И. Эдоковым в различных районах Республики Алтай.

Необходимо отметить, что определенную сложность в приобретении изделий народного искусства для музейной экспозиции, особенно личных украшений типа серег, колец, накостных бляшек, декоративных пряжек - вызывает обычай их захоронения вместе с владельцем. Ввиду этих и со путствующих им причин, до сих пор не имелось ни полного описания, ни классификации художественных изделий из металла, не выяснена техника их изготовления, специфика и семантика орнаментики, излюбленная тех нология обработки металла, не установлено ни одного имени подлинно ал тайского мастера. Даже Н.И. Каплан в книге «Очерки по народному искус ству алтайцев» которая, судя по названию, в какой-то степени посвящена исследованию декоративного искусства алтайцев, остановилась лишь на описании нескольких металлических пряжек, алтайское происхождение которых еще требует доказательств. Описание фрагментов уздечек и седел, которые бытовали у алтайцев в середине 1960-х годов, когда еще в селах встречались старики-мастера, помнившие секреты нанесения орнамен тальных узоров на металлические изделия, есть в экспедиционных отчетах Института Алтаистики. (рис.55).Спустя годы, уже во всей Республике Алтай не удалось найти ни одного такого мастера, и сведения о тонкостях кузнечного ремесла пришлось добывать, из вторых, а то и третьих рук. Пришлось реставрировать ту или иную технику изготовления предметов декоративно-прикладного искусства из металла, по аналогии с подобными же работами, которые встречаются у соседних народов - киргизов, казахов, тувинцев, монголов и бурят. Понятно, что исчезновение производства художественных металлических изделий в повседневной практике народа обусловлено рядом исторических причин, и, в первую очередь, вытеснением дорогостоящих изделий кустарного домашнего производства, что, в конечном счете, и привело к окончательному упадку алтайского кузнечного ремесла. Но еще в XIX веке оно было достаточно развито и, как подчеркивал В.В. Радлов, кузнецы у алтайцев «везде пользуются большим почетом» (Радлов, 1989, с. 159).

Обработка войлока и мягких материалов из ткани

Как можно понять из предыдущих глав, уже несколько тысячелетий назад орнаментированные изделия из дерева составляли едва ли не самый значительный раздел декоративно-прикладного искусства Алтая. Хорошо сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты деревянные изделия показывают, что дерево пронизывало буквально все стороны жизни и быта его древних жителей, сопровождая их от рождения до смерти.

В последующие после Пазырыка столетия культура декорированного дерева все более занимает ведущие позиции, не уступая другим материалам - войлоку, металлу. Иначе и быть не могло. Постоянная жизнь в окружении леса обеспечивала обилие разнообразного материала, а сравнительная простота обработки и легкость технологического процесса, не требующая сложных технических приспособлений, обусловили широкое применение в быту деревянных изделий. Очевидно, не меньшее значение имели и такие качества деревянных предметов, как известная легкость и прочность, которые наилучшим образом отвечали условиям кочевой жизни.

Блюда для разделывания и хранения мяса (тепши), ступки для измельчения зерна (сокы) (рис.74), ложки, черпаки, трубки для перегонки молочной водки (аракы), кровати (агаш-орын), сундуки, лари, шкатулки, ведра (коноки) (рис.75), струнные и духовые музыкальные инструменты (топшуры, икили), столбы-коновязи (чакы) - все эти предметы быта делались из дерева и почти всегда украшались довольно сложным орнамент- -ным узором, выполненным контурной или выемчатой резьбой, сюжетными рисунками или геометрическими узорами.

Сохранившиеся до наших времен декоративные предметы столетней или несколько большей давности свидетельствуют о наличии определенных традиций, а также разработанности технологии, своеобразием мотивов орнаментов. Веками выработанное чувство материала определяло мастерские навыки ритмического членения орнаментируемых плоскостей, пропорциональное соотношение частей. Все это можно проследить на украшениях деревянных кроватей (агаш-орын). Сделанные почти без применения гвоздей, кровати были хорошо приспособлены для кочевого быта, так как быстро разбирались и собирались, были легко транспортабельны. Конструкция кроватей в целом была однотипной. Размеры соответствовали росту человека и размерам юрты: длина 170-180 см, ширина 80-100 см, высота примерно 50 см. Верхняя часть образует прямоугольную раму, укрепленную тремя или четырьмя поперечными брусками, на которую настила-лось ложе, (рис.76)

По своей конструкции и внешней конфигурации алтайские деревянные кровати несколько напоминают башкирские подставки под сундуки, с той лишь разницей, что свои подставки башкиры наряду с резьбой нередко украшали росписью. Алтайцы же росписи на деревянных изделиях почти:v не употребляли.

Для алтайской резьбы характерны разнообразные виды орнаментации и различные принципы композиционных построений. Фону всегда прида-ется большое значение. Орнамент, как правило, на нем располагается свободно. Геометрическим или зигзагообразным орнаментом украшалась передняя лицевая сторона кровати. Обязательной частью была верхняя доска - карниз, обычно выступающая с головной и ножной части ложа.

Из сопоставления образцов резьбы, выполненных в различное время и в разных районах Горного Алтая, можно сделать вывод, что при орнаментировании передней крышки лицевой плоскости, всегда имелся центральный узор растительного, рогообразного или геометрического происхождения. Центральный мотив «открыт» в боковые стороны, которые в свою очередь, дополняют его либо совершенно новым узором, либо вариантами на тему центрального мотива. Нередко отдельным узором украшались боковые стойки кроватей, но при всех вариациях орнаментального узора он всегда очень точно вписывался в форму планшета, очертания которого тоже были не всегда одинаковыми. Основная техника декорирования подобных изделий - выемчатая резьба.

Обязательным предметом алтайского жилища были сундуки, в которых хранились особо ценные вещи. Чтобы в сундуки не проникала сырость, обычно их ставили на специальные бревна - подставки. Как и у кроватей, контурной резьбой украшалась только лицевая стенка сундука. (рис.77)

В основе орнаментального оформления деревянных изделий, и в первую очередь кроватей и сундуков, лежит определенная художественная система, связанная с другими видами алтайского прикладного искусства. Сохранившиеся образцы орнаментированных сундуков столетней или несколько меньшей давности показывают, что композиционный строй резного декора основан на законе зеркальной симметрии и многократного повторения отдельных элементов по краям или углам изобразительной плоскости. Среди них главное место занимает классический алтайский рогооб-разный мотив - кульдя. Наиболее характерным примером композиционного расположения орнаментального узора на сундуках служат лицевая часть двух сундуков, хранящихся в коллекции Республиканского музея. Они показывают, что обычно в удлиненный прямоугольник передней стенки сундука симметрично вписывались два меньших квадрата или соединенных такой же формы перемычкой. Середину обоих квадратов первого сундука занимает рогообразный четырехконечный узор, а второго - две окружности, заполненные геометрическим орнаментом, повторяющим форму круга, (рис.78)