Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Древнее и средневековое декоративное искусство Эфиопии: роль религии в его развитии Ворку Гебейху Тегене

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ворку Гебейху Тегене. Древнее и средневековое декоративное искусство Эфиопии: роль религии в его развитии : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Моск. гос. художественно-промышленный ун-т им. С. Г. Строганова.- Москва, 1998.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-6/678-9

Введение к работе

Декоративное искусство - одно из уникальных явлений материальной и духовной культуры народов Эфиопии. Древнее и средневековое декоративное искусство Эфиопии необычайно интересно, очень своеобразно и разнообразно по тематике, технике исполнения и выбору материала. В нем преобладает орнаментальный характер, тяготеющий к геометрическому стилю. Для декоративного искусства этих исторических эпох характерна так же религиозная тенденция развития. Рассматриваемые в диссертации произведения декоративного искусства, так или иначе отражают различные религиозные культы, это касается, в частности, языческой и христианской религии. Если в диссертации древнее декоративное искусство Эфиопии характеризуется элементами языческих культов, то средневековое декоративное искусство страны определяется христианским типом культуры. В связи с этим, автор диссертации ведет свое исследование, акцентируя внимание на том, что религия являлась основной движущей силой для развития декоративного искусства Эфиопии древности и средневековья. Изучение проблемы развития декоративного искусства во взаимосвязи с религией дает возможность раскрыть духовную культуру страны в целом. Декоративное искусство древней и средневековой Эфиопии развивалось так же в синтезе со скульптурой, живописью и особенно архитектурой, включая в себя широкий круг художественных изображений и символов. Все это говорит о безусловном значении данного вопроса не только для истории декоративного искусства, но и для пластического искусства Эфиопии в целом.

Несмотря на важность данной темы, до сих пор не было сделано систематического исследования научных искусствоведческих трудов, осмысляющего тенденции развития декоративного искусства Эфиопии в рамках эпохи древности и средневековья. Исходя из этого, Актуальность темы заключена в слабой изученности этапов развития декоративного искусства Эфиопии древних и средних веков, нашедшего свое отражение, в первую очередь, в религиозных верованиях. Кроме того, актуальность и чрезвычайная важность изучения этой проблемы определяется следующим кругом вопросов: в настоящее время возникла настоятельная потребность в изучении, осмыслении и систематизации художественного и культурного наследия Африканских стран и включении его в сферу мировой художественной культуры. Многовековое, яркое и самобытное декоративное искусство Эфиопии, благодаря данному научному исследованию должно стать всеобщим достоянием и заполнить существующий пробел в истории искусства стран Африканского континента. .

Сегодня, для дальнейшего развития искусства Эфиопии существует необходимость в использовании художественного опыта прошлых эпох. Поскольку в настоящее время уже чувствуется отход от традиционного искусства страны в связи с Евро-Американским современным влиянием. Древнее и средневековое искусство Эфиопии как художественно-традиционная культура должна стать опорой, обеспечить баланс и гармоничное развитие современного декоративного искусства этой древней страны в противовес заморским культурам. Вместе с тем, приведенный автором в диссертации систематично-искусствоведческий анализ прошлого, непосредственным образом затрагивает проблемы сохранения памятников культурного наследия и понимания традиционной художественной ценности искусства.

Актуальность темы возрастает при рассмотрении декоративного искусства Эфиопии в связи с религией, т.е. христианских и ранних форм религиозных верований. Значительная часть произведений искусства, созданных в древние и средние века предназначалась для тех или иных религиозных целей. Произведения искусства, дошедшие до нас из тех исторических эпох убедительно свидетельствуют об их прочной связи с религией и по своему идейному содержанию, и по участию в религиозных обрядах. Таким образом, важность изучения декоративного искусства Эфиопии с точки зрения влияния религии на его развитие заключается в необходимости целостного понимания художественно-религиозной культуры исторического прошлого. Итак, малоизученность эфиопского декоративного искусства прошлого и необходимость его исторической реконструкции вызывает интерес к проблеме и актуальность ее решения.

Главная цель исследования заключается в том, чтобы систематически изучить основные этапы исторического развития декоративного искусства древней и средневековой Эфиопии, с учетом роли и степени влияния на него религии, раскрывая тем самым характерные его особенности и черты. В рамках поставленной цели автор сконцентрировал свое внимание на рассмотрение следующих конкретных задач:

1 - рассмотреть древнее декоративное искусство Эфиопии, обоб
щая роль и степень влияния ранних форм религиозных культов на его
этапы развития;

2 - проанализировать средневековое декоративное искусство
Эфиопии, характеризуя роль христианских культов на его этапы ис
торического развития;

3 - систематизировать и классифицировать древнее и средневеко
вое декоративное искусство Эфиопии по различным историческим
периодам, по видам применяемых материалов и их назначению;

  1. - проанализировать изобразительно-выразительные средства, раскрывающие художественные формы и образное содержание произведений декоративного искусства эпохи древней и средневековой Эфиопии;

  2. - распознать основные религиозные символы и их влияние на формирование декоративных мотивов в искусстве;

  3. - обобщить стилистические связи произведений декоративного искусства древней и средневековой Эфиопии, определив тем самым его типологические тенденции по отношению к общему процессу исторического развития внешних культур указанных эпох.

Объект исследования. Объектом данного исследования являются различные культовые сооружения, а также утилитарные и культовые предметные формы. Их можно конкретизировать следующим образом, это: наскальные изображения, стелы - мегалиты, алтари и храмы, статуи и рельефы, вотивные троны, монолитные стелы, церкви (резные рельефы, орнаменты и росписи), рукописные миниатюры, металлические изделия (фигурки, монеты и кресты). Автор, опираясь на эти различные объекты и конкретные факты историко-археологиче-ских данных, в первую очередь, рассматривает и анализирует их как произведение декоративного искусства как с точки зрения собственного представления, так и заимствуя сведения из ключевых литературных источников, которые более или менее касаются исследуемой темы.

Уровень разработанности проблемы. Данное исследование велось в условиях малой изученности материалов по истории искусства Эфиопии древних и средних веков, собственно говоря, до сей поры не проводилось систематического исследования декоративного искусства Эфиопии этих эпох, не вышло в свет ни одного издания, рассматривающего его как самостоятельный вид искусства страны. Ни одно исследование не охватывает достаточно широко хронологические рамки его развития, рассматривая декоративное искусство в связи с различными религиозными культами и историческими периодами Эфиопии.

Но, несмотря на ограниченность материалов по исследуемой теме, автор стремился изучить все доступные ему источники, используя не только труды искусствоведов, но и книги, посвященные общим вопросам истории, археологии, этнографии и религии. Среди них особого внимания заслуживают работы следующих историков, которые внесли значительный вклад в раскрытие общей истории Эфиопии древних и средних веков.

Кобищанов Ю.М. «На заре цивилизации: Африка в древнейшем мире», М., 1981; - «Аксум», М., 1966; - «Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире»,М., 1980.

Кулик С. «Три славные страницы Эфиопии/ Черный феникс, М., 1988; Ла-писо Г.Д. «История народа и государства Эфиопии всех времен». Аддис-Абеба, 1972. (амхарский язык); Sergew Hable Sellasse «Ethiopian History to 1270», Аддис-Абеба, 1972; Doresse J. «Ethiopian ancient cities and temples», 1967.

В трудах данных авторов, диссертант нашел важные для исследования сведения по различным вопросам: социальным, торгово-экономическим, политическим, религиозным, в том числе, и художественным аспектам. Отечественные и зарубежные авторы этих книг при общем анализе процесса исторического развития страны уделяют внимание и искусству. В этих работах можно найти отдельные разделы, где в тех или иных ситуациях анализируется искусство. Вместе с этим, в некоторых трудах имеются иллюстрации, свидетельствующие не только об исторических фактах, но и о произведениях искусства. Например, очень редкие и ценные иллюстративные материалы были обнаружены диссертантом в книгах С.Кулика; Sergew Hable Sellasse; J.Doresse.

Наряду с указанными материалами автор использовал работы, представляющие интерес для раскрытия различных религиозных аспектов, в частности связи религии и искусства.

Хренников А.В. «История и традиции эфиопской христианской ортодоксальной церкви, самобытность и путь к независимости// Труды российской исто-рико-этносоциологической экспедиции в Эфиопии в 1990-1992 гг.». М, 1997. Найхарут А. «Происхождение креста». М., 1975; А.Мень «История религии». В поисках истины и жизни. М., 1974. Ариэль Голан «Миф и символ». М., 1994; Уг-ринович Д.М. «Искусство и религия». М., 1992.

Автор диссертации использовал эти материалы для рассмотрения проблематики данной темы исследования. Однако, приведенные выше труды авторов, имеющие, скорее историческое и археологическое направление в области науки, а также религиозно-философских знаний, не ставили своей задачей специально исследовать искусство Эфиопии.

Особого внимания заслуживают труды искусствоведов, специально посвященные и непосредственно касающиеся искусства Эфиопии древности и средневековья. Диссертант тщательно изучил и принял во внимание художественный анализ авторов, следующих книг:

Воронина В.Л. «Архитектура Эфиопии» //Всеобщая история архитектуры в 12 томах. М., 1970; 1; 8; 10. Кауфман С. «Зодчество и скульптура древней Эфиопии //Искусство народов Африки». М., 1975. Gerster G/ «Churches in rock. Early Christian art in Ethiopia». London. 1970; Ethiopia: illuminatied manuckripts», Italy. 1961 -издана под руководством UNESCO world art series; Bisaro E. «Traditional painting// the hidden reality of three contemporary artists of Ethiopia». Zurich. 1989/ Jill Last «Ethiopia design and decoration» Addis-Abeba/1986.

При работе над диссертацией особенно ценной для автора оказалась книга, написанная G.Gerster «Скальные церкви: раннехристианское искусство Эфиопии». Значение этой работы для диссертанта заключается в том, что в ней рассматриваются не только различные церкви как религиозная ценность, но и, в первую очередь, как произведение архитектуры и декоративного искусства. Вместе с тем анализируются различные произведения скульптуры, живописи, изделий художественного металла украшающие ту или иную скальную церковь.

Особенно важным источником для соискателя явилась редкая книга, посвященная книжной миниатюре: «Ethiopia: illuminated manusikripts», изданная под руководством «UNESCO world art series». В ней собраны самые ценные, своеобразные миниатюры из старейших рукописных книг средневековой Эфиопии.

И, наконец, единственной книгой, которая непосредственно посвящена декоративному искусству Эфиопии можно считать: «Ethiopia: design and decoration». В нее включено большое количество иллюстраций, отражающих различные произведения народного декоративного искусства разных регионов и этносов современной Эфиопии. Это небольшая по объему книга, в определенной степени помогла диссертанту увидеть историко-художественную преемственность в современной тенденции развития искусства страны. Отдельные аспекты для исследования декоративного искусства Эфиопии эпохи древности и средневековья были взяты из различных справочников.

Таким образом, работу над диссертацией облегчило изучение различных литературных источников, изданных разными странами, написанных отечественными эфиопскими и африканистами, востоковедами, хранящихся в библиотеках России и Эфиопии. Кроме того, исследование характерных для изучаемых объектов предметных форм декоративного искусства, экспонируемых в музейных фондах, а также - различные сооружения, сохранившиеся в различных исторических местах, вопросы с учеными и консультации по интересующим вопросам. Значительную помощь для автора оказала учеба в МГХПУ, общение с ведущими искусствоведами и деятелями общественных наук университета. Все это дало возможность диссертанту ввести в свою работу тексты архивных документов, обобщить и детально проанализировать развитие древнего и средневекового декоративного искусства Эфиопии с учетом роли религии.

Всесторонний анализ искусствоведческой, исторической, археологической, религиозной литературы позволяет сделать следующие выводы: во-первых, отечественными и зарубежными историками, археологами, искусствоведами проделана немалая работа по исследованию каждой из областей развития эфиопской культуры и искусства.

Во-вторых, большинство трудов посвящено общему историческому развитию культуры и искусства, многие специфические направления и особенности их развития не исследованы, такие как историческое развитие декоративного искусства Эфиопии в эпоху древности и средневековья.

Методом исследования является комплексный подход к изучению декоративного искусства Эфиопии древности и средневековья, в котором автор опирается на разработанные современной искусствоведческой, археологической, этнографической науками методы изучения традиционного искусства. Комплексный подход для данного исследования дал возможность соискателю по научному представить и рассмотреть декоративное искусство не только как отдельный элемент культуры, но и как совокупное явление в общем процессе социально-исторического развития общества древней и средневековой Эфиопии. Это позволило дать объективный и художественный анализ, увидеть стилистическую общность произведений разных видов искусства в различных исторических периодах Эфиопии.

Границы исследования определяются хронологией, географией и религией.

1 - хронологически исследование охватывает период от зарождения первобытного искусства на территории Эфиопии до XVI в. н.э. В данном исследовании этот промежуток временно подразделяется на шесть исторических периодов страны, включая первобытность, которой помогают определить степень и этапы развития искусства. Однако, по принципиальному соображению автора, все эти периоды входят в две крупные исторические эпохи - древности и средневековья, что и определяет главы диссертации:

1 глава охватывает искусство от времени его зарождения на тер
ритории Эфиопии до IV в. н.э., - расцвета древне-эфиопского Аксум-
ского государства, - кризиса языческого типа культуры и возникно
вения христианства.

II глава включает в себя промежуток от V в. н.э., - начала формирования христианского типа культуры Эфиопии, до XVI в. н.э., - начала формирования Гондерской династии (XVII - середины XIX вв.), где искусство развивалось под влиянием светской культуры, а не религиозной, как было в предыдущих периодах страны.

2 - географические границы исследуемой темы определяет прак
тически всю территорию Эфиопии. Однако, следует учесть, что если
автор и не ограничивает, при рассмотрении, первобытное искусство,
он все же останавливается на тех регионах, где сформировались наи
более крупные государственные монархические правления и богатые
исторические центры, которые свидетельствуют о древнейшей и сред-

невековой христианской цивилизациях, то есть, это Северная и центральная часть Эфиопии.

3 - религиозные "границы: исследование ведется с точки зрения роли религии в историческом развитии декоративного искусства, с одной стороны, - в связи с ранними формами религии - язычеством (многобожием), с другой, - с христианством. В данную работу не входит исследование искусства эфиопских мусульман.

Кроме того, следует учесть, что описание чисто религиозных особенностей, подробное и полное изложение сложных религиозных систем не входит в задачу представленной работы. На первый план автор ставит целью исследовать искусство, проанализировать те или иные достоинства различных произведений с художественной и эстетической точек зрения. Однако, безусловно, автору представляется необходимым охарактеризовать роль и влияние данных религий при художественном анализе различных произведений декоративного искусства.

Научная новизна заключена в том, что работа является первым опытом изучения и систематизации декоративного искусства Эфиопии древности и средневековья, рассматриваемого в единстве с религиозными верованиями каждого исторического периода.

Научная ценность работы заключается в следующем:

автором разработана периодизация древнего и средневекового искусства Эфиопии;

собран, классифицирован, осмыслен материал по декоративному искусству Эфиопии и проанализирован с точки зрения влияния различных религиозных верований на его формы и декор;

расшифрованы древние и средневековые символы, которые отражаются в произведениях декоративного искусства Эфиопии тех эпох;

выявлены типологические и семантические связи между отдельными видами декоративного искусства, а также влияние на них искусства сопредельных стран;

определена художественная специфика декоративного искусства Эфиопии, которая рассматривается в связи с обрядовой культурой народа, его обычаями, мифологическими и религиозными представлениями.

Практическое значение диссертации заключается в возможности использования результата исследования в дальнейшем изучении искусства Эфиопии, учеными-искусствоведами, а также художниками в их практической деятельности.

Опробация работы. Основные положения диссертации раскрыты и отражены в публикациях, сборниках статей, научных конференциях, список которых прилагается в конце автореферата.