Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Калугина Наталья Александровна

Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора
<
Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калугина Наталья Александровна. Графическое наследие Александра Боюллова.Особенности творческого метода архитектора: диссертация ... кандидата : 17.00.04 / Калугина Наталья Александровна;[Место защиты: Московская государственная художественно-промышленная академия им.С.Г.Строганова].- Москва, 2016.- 326 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историография 17

1.1 Творчество А.П. Брюллова в оценке современников 17

1.2 Научные публикации, исследования и выставки XX - XXI веков 23

Глава 2. Творческий путь А.П. Брюллова. Истоки, периодизация и направления деятельности 49

2 .1 Становление личности художника в ранний период творчества 49

2.2 Зрелый и поздний периоды творчества 57

Глава 3. Альбомная и станковая графика как отражение творческого метода А.П. Брюллова. Стилистика, жанровое своеобразие, способы исполнения 68

3.1 Путевые альбомы и карандашные рисунки 68

3.2 Видовые и сюжетные акварели 100

3.3 Акварельный и карандашный портрет 129

Глава 4. Печатная графика как средство расширения границ творческой деятельности «художника архитектуры» 177

4.1 Литографированные альбомы 177

4.2 Иллюстративная графика 188

4.3 Литографированный портрет 196

Глава 5. Проектная графика. Особенности оформления и авторский подход в интерпретации архитектурных объектов 199

5.1 Ученические работы 199

5.2 Проект реставрации терм форума в Помпеях 210

Список сокращений к хронике жизни и творчества А.П. Брюллова 271

Список источников и литературы 275

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена несколькими причинами. С одной стороны, необходимость его проведения назрела ввиду повышенного интереса современных специалистов и публики к графике. Доказательством служит масштабная международная выставочная деятельность с привлечением обширного графического материала, в том числе работ Александра Брюллова. В течение последних двадцати лет произведения художника ежегодно демонстрировались на выставках в России и странах Европы. Отдельно следует упомянуть юбилейную экспозицию «Александр Павлович Брюллов. Русский камерный портрет» (ГМП, 2008), которая снискала широкий отклик общественности и стала кульминацией эпохальной трилогии выставок, посвященных творчеству русских акварелистов-портретистов: П.Ф. Соколова, А.П. Брюллова и В.И. Гау.

Популяризация графики архитектора осуществляется через публикацию его рисунков на обложках классической литературы, в альбомах, коллекционных и подарочных изданиях по искусству. Его работы востребованы на художественном рынке, фигурируют в каталогах продаж и среди лотов на торгах крупнейших аукционных домов - Sotheby's и Christie's. При этом ввиду недостаточной изученности художественного творчества архитектора затруднена деятельность искусствоведов, координаторов проектов и коллекционеров, которые систематично сталкиваются с проблемами атрибуции и аннотирования его работ.

Перечисленные аргументы заставляют задуматься о серьезном изучении художественного творчества Александра Брюллова с целью выявления

1 Сидоров А.А. Рисунки русских мастеров. Вторая половина XIX века. М., 1960. С. 57.

максимально полного круга его графических произведений, особенностей его авторского стиля и творческого метода.

С другой стороны, актуальность диссертации определяется рядом затронутых в ней вопросов общего характера. В частности, в работе автор заявляет о необходимости углубленного изучения творческих контактов между специалистами разного профиля, а также рассматривает взаимосвязь «проектного» и «творческого» рисунка в наследии отечественных зодчих, которая стоит в числе главных задач теоретического обоснования основ архитектурной науки, но до сих пор вызывает множество споров.

Степень разработанности научной темы. Александр Брюллов не относится к числу забытых мастеров. Его имя встречается на страницах каталогов, упоминается в десятках статей и изданиях справочного характера. Однако, как показал анализ, исследователи воспринимают Л.П.Брюллова, прежде всего, как архитектора-проектировщика, затрагивая его изобразительное творчество поверхностно и избирательно. Большим препятствием для объективной оценки достижений Александра Павловича на поприще рисования становилось подчас непроизвольное сопоставление его работ с произведениями Карла Брюллова, который своими успехами опередил старшего брата. Для многих поколений исследователей начинания Брюллова-младшего служили неким камертоном для всего, что делал Брюллов-старший. Однако творческий путь Александра Павловича был качественно иным, нежели бурная, стремительно развивающаяся карьера гениального живописца. Как специалист он «созревал» планомерно, пробовал себя в различных областях искусства, благодаря чему сумел максимально широко раскрыть свой потеЕщиал.

Интерес к графике А.П. Брюллова проявился на раннем этапе его творческого пути. Начиная с 1822 года, когда братья были избраны из числа лучших учеников Академии и отправлены в Европу для продолжения образования, вся русская общественность следила за их начинаниями. Художественные способности А.П. Брюллова были отмечены в Отчетах Императорской Академии художеств и на страницах «Журнала изящных искусств». Однако первые серьезные исследования рисунков появились уже после смерти мастера.

Графические работы Александра Брюллова упоминаются в трудах современных ученых: Е.А. Борисовой, Г.А. Миролюбовой, Е.Н. Петровой, И.Н.Бочарова и Ю.П.Глушаковой. Но большинство публикаций по теме приходится на долю исследователей советского периода: И.Б. Чижовой, М.М. Раковой и Л.И. Певзнер, которые писали в основном о портрете и классифицировали его художественное творчество как модное увлечение времени. Среди них только А.А. Сидоров рассматривал графику архитектора как отдельную ветвь многопрофильного профессионального пути и упоминал его работы в одном ряду с произведениями художников. В отличие от многих исследователей, поклонников таланта Карла Павловича, в своем трактате по русскому рисунку автор справедливо отмечает, что оба брата заслуживают равного признания, так как «в чем-то дополняли друг друга», бескомпромиссно

утверждая, что «Александр Брюллов столь же первоклассный мастер, как и его младший брат»2.

Аналогичной позиции придерживается и Э. Герловина, написавшая статью о Брюллове - портретисте . В дополнение к теоретическим рассуждениям и заключениям своих предшественников, в частности А.Н. Греча4, который первым обратился к портретному творчеству художника, она составила каталог графических портретов кисти Брюллова. Однако он оказался утсряшгым и не был приобщен к изучению.

Таким образом, общие сведения о художественном творчестве архитектора можно почерпнуть из многих источников. Однако тематических публикаций по изучаемому вопросу крайне мало.

Главная заслуга в оценке творческого наследия А.П. Брюллова принадлежит научному сотруднику Академии художеств, историку архитектуры Галине Андреевне Оль (1910-1993), которая стала автором первой и единственной на сегодняшний день монографии о Брюллове-архитекторе5. Анализируя важнейшие спроектированные А.П. Брюлловым объекты, Оль дала общую характеристику профессионального пути и осветила основные факты его биографии, намеренно обходя заслуги мастера в области рисунка и живописи, которые, по ее убеждению, требует специального исследования.

Блок из четырех сходных по содержанию статей появился в 80-90 годы XX века. В их числе работы Г.Н. Сауткиной - «Александр Брюллов - первый архитектор-пенсионер Общества поощрения художников»6 и И.С. Ковалевой: «Архитектор Александр Брюллов - художник»7, «Ранние годы становления архитектора Александра Брюллова как художника»8, «О некоторых акварелях А.П. Брюллова»9. В дополнение к монографии Г.А. Оль исследователи пытаются расширить представление о творческих способностях Брюллова, обращая внимание читателей на его рисунки. И, несмотря на то, что И.С. Ковалева, по ее собственным словам, изучила и резюмировала только «опубликованные материалы об А. Брюллове», научных открытий предшественников для нее оказалось достаточно, чтобы вновь заявить о необходимости детального изучения графического наследия архитектора.

Со времени выхода последних монографических статей прошло порядка двадцати лет, а в науке до сих пор не существует ясного понимания творчества А.П. Брюллова. В общей цепочке обособленных искусствоведческих заключений недостает многих важных звеньев, столь необходимых для

2 Сидоров А. А. Рисунки старых русских мастеров. М., 1956. С. 316.

3 Герловина Э. Графические портреты А.П. Брюллова // Искусство. М., 1963. № 6. С. 63-67.

4 Греч А.Н. Акварельные портреты А.П. Брюллова // Среди коллекционеров. 1924. Март-апрель. С. 4-8.
J Оль Г.А. Архитектор Брюллов / Под ред. Г.Г. Гримма. Л.; М., 1955. - 128 С.

* Сауткина Г.Н. Александр Брюллов-первый архитектор-пенсионер Общества поощрения художников // Проблемы синтеза искусств и архитектуры: Тематический сборник научных трудов / Под ред. ИИ. Фомина / Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Л., 1983. Вып. XV. С. 55-63.

7 Ковалева ИС. Архитектор Александр Брюллов-художник // Проблемы синтеза искусств и архитектуры:
Тематический сборник научных трудов / Под ред. ИИ. Фомина / Институт живописи, скульптуры и
архитектуры имени И.Е. Ренина. Л., 1983. Вып. XIV. С. 34-38.

8 Ковалева И.С. Ранние годы становления архитектора Александра Брюллова как художника Ц Проблемы
русской и зарубежной архитектуры: Сборник по учебно-методическим вопросам / Под ред О.В. Василенко /
Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репипа. Л., 1988. С. 40^18.

9 Ковалева И.С. О некоторых акварелях А.П. Брюллова // Сборник научных статей PAX / Сост. Е.М Елизарова /
Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. СПб.. 1999. С. 14-19.

полноценного представления о художнике и его работах. Существующие публикации в большинстве своем устарели и не позволяют заполнить образовавшуюся в науке лакуну. Таким образом, диссертация представляет собой первый опыт систематизированного обобщения деятельности А.П. Брюллова как рисовальщика и акварелиста. Она расширяет диапазон прежних представлений о мастере и выявляет новые аспекты его изобразительного творчества.

Научная новизна работы. В ходе исследования были включены в научный оборот неизвестные ранее документы; дополнена биография А.П. Брюллова; впервые детально реконструирована хроника его жизни и творчества (с точностью до дня); восстановлены личные и профессиональные контакты; расширен круг его графических произведений; уточнены датировки и названия значительного перечня листов; проведена комплексная систематизация и предложена классификация обширного изобразительного материала, как бесспорного, так и приписываемого кисти А.П. Брюллова; составлен первый каталог его работ.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить творчество А.П. Брюллова, провести искусствоведческий анализ его графических произведений и выявить особенности творческого метода «художника архитектуры».

Задачи исследования: раскрыть причины увлечения А.П. Брюллова рисованием; понять какое место в его наследии занимает художественная графика и насколько она соотносится с его проектными работами в области архитектуры; определить степень влияния на Брюллова других мастеров; обозначить круг его графических произведений; проследить историю их бытования; раскрыть идейно-художественные основы графики А.П. Брюллова; на конкретных примерах выявить авторский стиль, то есть индивидуальность его творческой манеры, а также методику изобразительной деятельности, которая сложилась под влиянием образования, воспитания, убеждений и мировосприятия, и основывалась на особенностях исследовательского подхода художника и его принципах художественно-творческого освоения и интерпретации действительности.

Для решения задач потребовалось: максимально полно изучить фонды музеев России и ближнего зарубежья; установить общее количество графических листов А.П. Брюллова; классифицировать и проанализировать их по параметрам: время создания, техника исполнения, тематика, иконографическая точность, художественный уровень, особенности оформления; уточнить наличие копий и авторских повторений; провести атрибуцию ранее неизученных произведений; составить каталог графики А.П. Брюллова; сделать краткий сравнительный анализ его работ между собой и с произведениями других мастеров; осмыслить художественно-теоретические взгляды самого Брюллова и его современников; изучить соответствующие теме критические заметки, архивные материалы и научные работы предшественников; систематизировать сведения, почерпнутые из книг и выпусков периодической печати; интерпретировать полученную информацию.

В ходе исследования была установлена периодичность обращения А.П. Брюллова к художественному творчеству; рассмотрен алгоритм разработки сюжетов; определены ведущие темы, жанры произведений и их иерархия; проверено соответствие обнаруженных работ эволюционпому ряду бесспорных графических листов художника; выявлены методы его работы, манера рисования и письма; проанализирована эволюция подписи; проверена подлинность надписей, которые были рассмотрены и на предмет соответствия их содержания реальным фактам биографии художника; была проведена идентификация изображенных на рисунках памятников, географических зон и персонажей.

Объект исследования — графические работы А.П. Брюллова из частных коллекций, музеев РФ и Украины, а также материалы из библиотек и архивов Москвы и Санкт-Петербурга.

Предмет исследования - особенности творческого метода Брюллова-рисовальщика.

Источники. Диссертация строится на обширной документальной базе, в которую включены источники двух типов: изобразительные и информационные. К изобразительным источникам принадлежат оригинальные графические листы А.П.Брюллова: чертежи, эстампы, альбомные, а также самостоятельные карандашные и акварельные рисунки: эскизы, наброски, станковые произведения. В число информационных вошли архивные документы (юридические и эпистолярные: деловые и личные письма, дневники, отчеты, воспоминания), а также печатные источники, отражающие деятельность Александра Павловича, его взгляды на творчество и раскрывающие причины увлечения зодчего изобразительным искусством. В работе диссертант апеллирует к высказываниям самого Брюллова, суждениям окружающих его общественных деятелей, художников, публицистов и литераторов: Н.В.Кукольника, Ф.В.Чижова, Ф.И.Иордана, П.К.Клодта и В.А. Перовского. Они дают представление не только о личности архитектора, но и позволяют узнать как относились к его художественному творчеству современники, понять культурную обстановку и оценить эстетические представления эпохи в целом.

С целью наиболее полного раскрытия темы была изучена значительная часть книжного фонда российских библиотек: PAX, РНБ, ГРМ, РАЖВиЗ Ильи Глазунова, ГТГ, ГЛИБ, РГБИ и РГБ, в том числе отдела диссертаций. Важным этапом в процессе сбора информации для диссертации стала работа в архивах: РГИА, ОР РНБ, ОР ГРМ в Санкт-Петербурге, а также АВПРИ, ОР РГБ, ОР ГТГ в Москве. Максимально тщательноьгу анализу подверглись материалы, датировка которых не выходит за хронологические рамки исследования. определяющиеся периодом жизни Александра Брюллова (1798-1877).

При изучении произведений А.П. Брюллова были применены следующие
методы: искусствоведческий, источниковедческий, историко-культурный и
подходы: монографический, хронологический, жанрово-стилистический,
типологический, иконографический, художественно-аналитический,

сравнительный.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Воспитанники архитектурного класса Академии художеств, где рисунок был одним из базовых принципов обучения, получали по выпуску квалификацию художников и по роду занятий именовались «художниками архитектуры». Однако фактически понятия «художник» и «архитектор» не являются одноуровневыми, а соотносятся друг с другом как общее и частное. В лице Брюллова феномен «рисующего архитектора» представляется редким и любопытным явлением русского искусства XIX столетия. В нем обнаруживается особый тип творческого подхода к работе, который в данном конкретном случае сложился благодаря преемственности семейных ценностей и традиций.

  2. Деятельность Александра Брюллова представлена в новом ракурсе. Рисование рассматривается как компонент феномена его личности, а художественное творчество как отдельная ветвь многопрофильного профессионального пути.

3. Выявленный круг памятников демонстрирует, что графическое
наследие Александра Брюллова в целом неоднородно. Произведения
различаются не только по видам графики, но и по жанрам, технике исполнения
и уровню мастерства. Это свидетельствует о существовании специфичной
«экспериментальной творческой лаборатории».

  1. Творческий метод Александра Брюллова самобытен. В нем синтезированы методы художника и ученого, объединены теория и практика, самосознание и накопленный опыт. В художественной графике Брюллова сочетаются приемы рисования и черчения, но с обязательпьщ акцентом на эстетическую функцию исходного произведения.

  2. Творчество Александра Брюллова развивалось в духе эпохи. Авторский стиль в его рисунках сформировался под влиянием «романтизма» как направления и определялся мировоззрением, индивидуальным видением, частными задачами и творческими потребностями мастера, практикующего по -преимуществу в области архитектуры.

  3. Творческое наследие Александра Брюллова занимает важную нишу в отечественном графическом искусстве вследствие высокого художественного качества и историко-культурного значения ряда его произведений.

Практическая и теоретическая значимость диссертации определяется тем, что приведенные в работе рассуждения, положения и выводы можно применить для интерпретации изобразительного творчества других русских архитекторов, а также для изучения графического искусства в целом. Собранные автором данные могут оказаться полезными в научно-исследовательской работе, собирательской, лекционной, в особенности музейной и выставочной деятельности.

Структура диссертации. Диссертация оформлена в три тома. Первый том включает теоретическую часть исследования: «Введение», пять глав, «Заключение» и приложения: «Хроника жизни и творчества А.П. Брюллова», список источников и литературы, списки сокращений. Второй том оформлен в виде каталога графических произведений А.П. Брюллова. Помимо аннотаций он включает в себя упорядоченный но хронологии список выставок, на которых

Становление личности художника в ранний период творчества

Александр Павлович Брюлло (с 1822 года - Брюллов) родился 29 ноября 1798 года173 в семье академика, резчика по дереву и гравера французского происхождения П.И. Брюлло и его жены М.К. Шредер, которая была дочерью придворного садовника. Он был старшим из пятерых совместных детей супругов. Внутрисемейный статус, как можно полагать, напрямую отразился на характере юноши, который с раннего возраста развивал в себе чувство ответственности, воспитывал прилежность в учении, проявлял целеустремленность в достижении поставленной цели. Эти качества обеспечили ему успешную карьеру признанного в России архитектора и искусного рисовальщика.

Первоначальное художественное образование Александру Павловичу дал отец, выходец из потомственной творческой семьи, интересы и традиции которой положили начало его собственной деятельности. 15 января 1810 года Александр Брюлло вне конкурса был принят на обучение в Академию художеств, на условиях «своекоштного воспитанника».

В отличие от младшего брата, темпераментного Карла, за время пребывания в Воспитательном училище (1810-1816) Александр Брюлло проявлял склонность к языкам и точным наукам, что впоследствии и стало определяющим при выборе специализации. Возможно, на его решение стать архитектором повлиял расчетливый совет отца, который старался избежать профессионального соперничества братьев в будущем. Ведь Александр считался лучшим и единственным соперником Карлу в искусстве рисования. Известный впоследствии гравер Ф.И. Иордан писал об однокашниках: «Между моими первыми товарищами с малолетства необыкновенный талант в рисунке и в композиции проявляли два брата Карл и Александр Брюлло»174. Поэтому в 1816 году, перейдя в третий возраст, Александр Павлович поступил в архитектурный 50 класс, где занимался под руководством братьев Александра (1770-1847) и Андрея (1773-1849) Михайловых.

31 декабря 1820 года, за два года до первоначально намеченного срока, Александр Павлович Брюлло завершил обучение в Академии художеств, получив по выпуску аттестат первой степени, звание художника четырнадцатого класса и шпагу. Для усовершенствования практических навыков 15 января 1821 года при содействии своего учителя молодой архитектор поступил на службу в Комиссию по перестройке Исаакиевского собора, где числился помощником по укладке фундамента. Этот непродолжительный период деятельности следует рассматривать как первый опыт непосредственного участия в строительстве и важный этап творческого становления будущего специалиста. Работая под руководством маститого французского зодчего О. Монферрана, воспитанный на традициях классической школы Брюлло стал проявлять интерес к техническим новшествам и разным стилевым направлениям в архитектуре. Особого внимания начинающего зодчего удостоилось искусство европейского Средневековья, которое впоследствии получило яркое отражение не только в его архитектурных постройках, но и в графике.

Аналитический подход Александра Павловича к достижениям предшествующих поколений в большей мере активировался во время пенсионерской практики за границей175, которая продлилась семь лет, с 1822 по 1829 год, и предусматривала непосредственную работу с подлинными художественными образцами прошлого.

Представленный А.П. Брюлло выпускной проект «учебного заведения»176 не был отмечен золотой медалью, что формально лишало его прав на продолжение образования на территории Европы за счет Академии. Практика стала возможной благодаря содействию брата Карла и материальной поддержке организаторов Общества поощрения художников, которое предоставило на содержание обоих братьев сорок восемь тысяч рублей. «Если люди с дарованиями делают честь своему Отечеству, то поддержать и покровительствовать их есть дело всякого, кто только любит его. Верьте, что успехами Вашими и любезного брата Вашего увеличивается обязанность Общества устроить будущее Ваше счастье»177, - писал соучредитель общества П.А. Кикин, обращаясь к А.П. Брюлло. Поэтому вопреки состоявшемуся распоряжению академического правления, согласно которому выпускники, определенные к отправке в чужие края, должны были предварительно оставаться на три года при Академии, 12 апреля 1822 года братья Брюлло получили официальное разрешение на поездку за границу. В связи с оформлением заграничных паспортов, иностранная фамилия была изменена на «Брюлловъ».

Путь следования братьев Брюлловых, остановочные пункты, а также круг лиц, с которыми требовалось установить деловые и творческие контакты, регламентировались инструкцией178. Однако в большей мере она носила рекомендательный характер и не лишала пенсионера права действовать по своему усмотрению. Пометка в личном деле архитектора Брюллова гласит, что он «был отправлен в чужие края для усовершенствования по части художеств»179. Это уточнение заведомо подразумевало широкий круг потенциально интересующих его тем, что сближало учебную деятельность Александра с интересами Карла и окружающих его художников. Однако совместное путешествие братьев было непродолжительным. Уже в 1824 году частота их контактов заметно снижается. А с 1825 года их общение продолжается главным образом за счет редкой переписки.

Письма, рукописные отчеты и путевые дневники являются важным источником информации о занятиях и перемещениях А.П. Брюллова за границей, позволяют судить о его характере и темпераменте180. Содержание писем и записок наглядно демонстрирует склонность автора к аналитическому мышлению, а зачастую и к философскому осмыслению действительности, отразившейся в его рисунках. По итогам изучения значительного эпистолярного наследия мастера можно уверенно говорить о том, что Брюллов нередко лишь фактически оценивал архитектурные памятники, оправдывая свои действия тем, что «бумага не позволяет продолжать столь далеко, как того требует углубленное изучение предмета...»181. Он часто дополнял свои теоретические суждения графическими зарисовками на полях тетрадей и в путевых альбомах, документально фиксируя или по-своему интерпретируя увиденное. Таким образом, на всех этапах он привносил в практику обучения элемент воображения и художественного творчества.

Формирование основных целей пенсионерской практики А.П. Брюллова, как и всех академических воспитанников, проходило в несколько этапов. Два года начинающие архитекторы посвящали теоретическому исследованию строительных объектов. Третий год был отведен практической работе с памятником. На четвертый год ученик трудился над проектом реставрации архитектурного памятника или целого ансамбля. При этом помимо подробной пояснительной записки, проект должен был включать графическую фиксацию исследуемого объекта в сохранившемся или воссозданном виде. Важную роль в процессе пополнения образования начинающего специалиста играло посещение музеев, выставок, а также знакомство с раритетами частных коллекций, благодаря которым Брюллов приобщался культуре и вкусам европейского общества.

Проживая за границей, помимо самообразования Александр Павлович выполнял и возложенные на него комиссионерские обязанности, выступая посредником в деле продажи и покупки произведений искусства. Из переписки Брюллова с Обществом поощрения художников известно, что по заданию меценатов Брюллов распространял издания о примечательных постройках Петербурга и составлял рекомендации на приобретение обнаруженных им ценных экспонатов для собрания Эрмитажа182.

Изучая архитектурные памятники Европы, Брюллов много времени уделял художественному творчеству. Изначально используя рисунки как подсобный в работе архитектора материал, мастер постепенно повышал художественное качество своих работ, доведя их до уровня самостоятельных произведений. Лучшие графические листы художник отправлял в Петербург в качестве отчета, а также для участия в аукционах и экспонирования на выставках, где они были отмечены похвалой царствующего монарха. Так, в 1825 году император одарил его бриллиантовым перстнем за рисунок «Развалины храма Юноны Лацинии в Джирдженти». Подобную награду А. П. Брюллов получил и от императрицы Марии Федоровны в 1826 году за акварельный рисунок римского Колизея183.

В целом пенсионерский период обучения А.П. Брюллова можно разделить на три обособленных этапа: немецкий (1822-1823), итальянский (1823-1926) и французский (1826-1829). При этом на первый, самый непродолжительный период путешествия пришлась большая часть впечатлений, инициированных долговременным ожиданием знакомства с искусством стран зарубежья.

Видовые и сюжетные акварели

Графическое наследие Александра Брюллова насчитывает более сорока станковых акварелей, которые своим появлением ознаменовали новый этап в развитии русской архитектурной графики.

На начале XIX века рисунок акварелью сделался самоценным художественным произведением и во многом решал задачи живописи. Возникло понятие «акварельной живописи», которая совмещала в себе свойства графической и живописной техники. Первая проявилась в активной роли бумаги, качество и световая проходимость которой задавала общий тон рисунка, вторая -в использовании приемов, схожих при работе маслом - в богатстве колорита, в использовании многочисленных красочных пигментов, в выделении фигур и пространства светотеневой моделировкой форм. При этом отсутствие характерной для масляной живописи рельефности мазка придавало поверхности графического листа естественность, создавало эффект легкости и воздушности изображения. Поэтому, несмотря на то, что станковые акварели зачастую уступали живописным произведениям по размерам и долговечности, они имели ряд преимуществ. В частности акварели, оформленные в виде картин, были намного доступнее по цене. В отличие от живописи они не требовали больших профессиональных навыков и временных затрат на исполнение, выглядели более натуралистично, живо отражали темперамент художника и позволяли сохранить свежесть его натурных впечатлений.

В этой сфере изобразительного искусства проявили свои способности многие русские архитекторы XIX века. Среди них выделяется Александр Павлович Брюллов, который приобщился к этому виду творчества во время ученической практики за границей. Первые работы русских архитекторов-пенсионеров в области акварельной живописи были восприняты петербургскими покровителями как начало успешной карьеры некоторых из них на поприще рисования. Подтверждением этому может служить статья, опубликованная в 1826 году в альманахе «Северные цветы». Выделяя Александра Брюллова среди сверстников по профессии, неизвестный обозреватель отдельно указывает на одаренность архитектора в области художества. «Молодые художники: Глинка, два брата Эльсон, Мейер и А. Брюллов дают о себе весьма большие надежды. Последний обещает быть притом и славным живописцем»360.

Несмотря на все удобства работы в путевых альбомах, используя только графитный карандаш, мастер не мог достичь необходимой для его профессиональной практики информативности, присущей изображению в цвете. Поэтому А.П. Брюллов часто перерабатывал свои карандашные вариации в самостоятельные полихромные акварели, которые можно считать полноценными станковыми произведениями.

Вне зависимости от постоянных контактов с живописцами и систематическое давление со стороны представителей Общества поощрения художников, не одобрявших чрезмерное увлечение архитектора изобразительным искусством, Брюллов сумел выработать особый, только ему присущий художественный язык и развить свой индивидуальный стиль, в котором органично сочеталась геометрия архитектурной графики и эмоциональная образность живописного произведения. «Многим весьма странно, а может быть, и смешно покажется ...что Архитектор занимается живописью; но вместо оправдания и исчисления должного и не должного занятий Архитектора, я скажу только, сколько было людей, которые видели в себе множество различных способностей»361, - писал Брюллов в ученических отчетах.

Приоритет станковой акварели на раннем этапе творчества А. П. Брюллова объясняется не только его личными пристрастиями. По причине нерегулярной пересылки пенсиона стажеры вынуждены были зарабатывать на свои потребности самостоятельно. Поэтому в данном случае рисование было быстрым и достаточно легким способом поправки материального положения. Благодаря своим декоративным качествам акварели пользовались большим спросом у путешественников, которые охотно покупали рисунки в качестве сувенира. Приезжающие в Европу представители императорской фамилии и просто ценители искусства часто делали заказы молодым мастерам, в том числе и архитекторам, которые подходили к их исполнению не менее тщательно и скрупулезно, в чем, зачастую, «не уступали в деятельности живописцам»362. Подтверждением работы мастера на заказ может служить письмо, отправленное А.П. Брюллову братом из Рима в 1824 году. Обращаясь к Александру, Карл Павлович сообщает, что «господин Самарин... тебе заказывает 20 рисунков... Я за тебя дал слово, что ты непременно выполнишь по 60 франков (за картину)»363. Постоянным покупателем графических произведений А.П. Брюллова был В.А. Перовский364. «Перовский взял у меня рисунок Потсдамской картинной галереи (который я сделал проезжая Пруссию)»365, - сообщал Брюллов в письмах на родину. По всей вероятности, часть «акварельных картин» создавалась для отчета перед Обществом поощрения художников, и входила в состав так называемой серии «Видов Италии», которые становились наглядным пособием для учеников Академии.

Государственный Русский музей300. Все станковые акварели А.П. Брюллова характеризуются однообразием оформления и имеют схожие параметры. Средний размер бумаги не превышает полуметра и в большинстве случаев определяется соотношением 33,5 на 25,5 сантиметров. По нижнему краю листа, под графической двухполосной рамкой, приводятся уточняющие изображение названия и пояснительные надписи367. Среди прочих текстов на «картинах» всегда присутствует подпись художника. Она, как правило, органично «вживлена» в красочный слой акварели и представляет собой некий визирующий элемент, сообщающий информацию об авторе, а также свидетельствующий о завершенности рисунка (в эскизах и беглых набросках чаще встречается монограмма). Надписи и подпись А.П. Брюллов наносил черной краской или чернилами курсивом, указывая имя, фамилию и год создания произведения. Подпись на рисунках художника можно встретить преимущественно в трех вариантах, чаще всего в полном написании «Александру Брюлловъ» или в сокращенном - «А. Брюлловъ». Иногда мастер подписывался, используя латинский шрифт «A: Brulloff». При этом можно заметить, что транслитерация русского «в» на конце подписи в «ff» восходит к родному для него немецкому языку.

Акварельные работы А.П. Брюллова отличаются гармонией цветовых и тоновых сочетаний. При этом последовательность применения разных графических техник и особенности их комбинаций в одном рисунке осуществляются в соответствии с замыслом автора. Как правило, художник создает изображение грифелем карандаша, поверх которого наносит краску, распределяя ее тонким слоем, или путем наложения нескольких слоев друг на друга. Брюлловский рисунок под покраску в отличие от автономного карандашного наброска более сдержанный в средствах, но одновременно более точный и выверенный. Художник не допускает неопределенности в направлениях линий и условностей в масштабных соотношениях изображаемых объектов. Изредка отступая от нанесенного контура, аккуратными касаниями кисти Брюллов выявляет формы изображаемых объектов. Это частичное списание карандашного рисунка придает акварели естественный вид, одновременно обнажая следы творческого процесса.

Красочная палитра акварелей Александра Брюллова полихромная, без ограничений. Она всегда интенсивная и насыщенная, что зачастую не соответствует натуре. Примечательно, что в «акварельных картинах» художник редко оставлял неокрашенной бумагу, равномерно обрабатывая всю поверхность листа. Для работы с акварелью Брюллов выбирал рисовальную бумагу или ватман. Отдельные элементы изображения художник покрывал сахарной водой, которую использовал в качестве лака. Этот прием позволял ему добиться блеска и глубокого тона пройденной раствором поверхности. При создании произведения мастер рассчитывал освещение, благодаря которому проявлялись интересующие его детали, продумывал общий колорит рисунка, влияющий на впечатление зрителя от изображения, а также узнавание представленного на листе объекта.

Добиваясь легкости рисунка, художник сознательно не применял гуашь и белила, которые из-за своей пастозности создавали на красочной поверхности нежелательный рельеф. Используя чистый звучный цвет акварельной краски, просвечивающую из-под нее белую бумагу, игру света и тени, А. П. Брюллов сочетал безупречную моделировку форм с тонкой проработкой деталей, что значительно повышало декоративные качества графического листа в целом.

Ученические работы

Проектная графика составляет самый масштабный и при этом самый однотипный в изобразительном плане пласт графического наследия Александра Брюллова. В отличие от станкового искусства, художественная составляющая архитектурного конструирования имеет второстепенное значение. Чертежу присущи ясность форм, лаконичность и убедительность изобразительного языка, достоверность и тщательность в отображении деталей. Графический проект - это не самостоятельное произведение, а наглядное средство представления и своего рода «инструкция» для воплощения в жизнь замысла архитектора. Однако он также обладает специфическими особенностями. Рождаясь путем сочетания методов рисования и черчения, по средствам работы с профессиональными инструментами, чертеж воспринимается визуально, а, следовательно, также дает представление о мастерстве зодчего как художника, который воспроизводит пространство и существующую в нем архитектуру на плоскости бумажного листа.

Проектно-графическое наследие А.П. Брюллова представлено в фондохранилищах ряда архивов и крупных музеев Москвы и Санкт-Петербурга. В собрании РГИА хранятся комплекты оригинальных и гравированных чертежей собора в городе Гатчина672, Мариинской больницы673 и Мраморного дворца674. Два недатированные рисунка с набросками люстр находятся в составе эпистолярного архива Брюлловых, хранящегося в здании их бывшей дачи в городе Павловске под Петербургом. Тремя сугубо архитектурными зарисовками Брюллова: «Беседка в парке. План беседки»675, «Пейзаж с античным храмом»676 и «Архитектурная композиция»677 обладает собрание графики Государственной Третьяковской галереи. Аналогичными, в некотором роде, «случайными» экспонатами художественной коллекции Государственного Русского музея стали пять чертежей к проектам Александрийской больницы и Мраморного дворца678. Наиболее значительными и ценными коллекциями с точки зрения истории и искусствоведения обладают Российская Академия художеств (Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина) и Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, экспонаты которых органично дополняют друг друга.

Собрание научно-исследовательского музея Российской Академии художеств насчитывает около полутора тысяч проектных работ Александра Брюллова, что составляет преобладающую часть всего графического наследия мастера679. Часть нынешнего хранения графики А.П.Брюллова связана с Академией исторически. Часть поступила в ее запасники в 1934 году из Государственного Русского музея. Важно, что именно Академии художеств, с которой была связана жизнь и профессиональная карьера мастера на протяжении пятидесяти лет, принадлежат листы, относящиеся ко всем этапам его творческой карьеры, начиная с ученических работ. При этом наибольшую часть фонда составляют графические проекты осуществленных построек, которые в виду этого имеют не только культурную, но и документальную ценность. Пожалуй, именно этим объясняется повышенный интерес к собранию исследователей, которые регулярно публикуют и периодически выставляют графические работы зодчего, так или иначе связанных с архитектурой. Таким образом, академический фонд графики А.П. Брюллова можно назвать еще и самым «подвижным» среди вышеперечисленных хранений.

Если доминирующую часть петербургской коллекции составляют чистовые листы, то более скромное московское собрание отличается своей камерностью. Оно составлено из вторичных в отношении художественного качества произведений. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева обладает не большой, всего двадцать восемь единиц, но уникальной коллекцией работ А. П. Брюллова, ядро которой составляют рисунки и чертежи, поступившие в 1964 году из Республиканского музея русской архитектуры. Большинство из них представляют собой черновики, так называемые поисковые эскизы и рабочие наброски. Они сделаны на использованной бумаге, сохранившей фрагменты писем, любопытные авторские рисунки и пометки личного характера, которые проливают свет на персональные контакты и частную жизнь архитектора. Ценность имеющихся в музее графических листов подтверждается также значительным количеством подготовительных рисунков к проектам памятников и мемориалов680, которые требуют отдельного детального исследования с целью их последующей идентификации с оригиналом и расширения списка работ зодчего в области мемориальной архитектуры.

На основании изучения экспонатов вышеперечисленных собраний можно произвести общий стилистический анализ и предложить классификацию проектной графики архитектора А. П. Брюллова, которую условно можно подразделить на проектные и рабочие чертежи, поисковые и чистовые эскизы, черновики и наброски.

Графическое наследие архитектора в области художественно-конструкторской графики следует рассматривать, разделив на два творческих периода разной продолжительности. Ранний период деятельности Брюллова приходится на 1810 - 1820-е годы и соединяет этап ученичества и первые годы самостоятельного ведения строительных работ. В это время начинающий зодчий находился под влиянием стиля классицизм, приверженцами которого были его учителя - архитекторы братья Михайловы. Границы зрелого творческого этапа значительно шире. Он охватывает временной отрезок с 1830 года до 1860-х годов. В этот период, работая вместе с признанными лидерами русской архитектуры, Александр Павлович всячески способствовал перестройке старой академической школы, приобщая ее к новым условиям функционирования. В частности, получив должность преподавателя, Брюллов совместно с К. А. Тоном он ввел в программу обучения исполнение рабочих чертежей, повысив качество архитектурного образования и уровень развития строительного дела в целом681. Как практикующий специалист, он стремился расширить круг применяемых форм, используя различные исторические стили. В архитектурном творчестве Брюллова романтические тенденции выразились преимущественно в том, что заимствованные из средневекового и древнерусского зодчества характерные декоративные детали стали совмещаться с типичными для классицизма ордерной системой и симметричной планировочной композицией. Богатство архитектурных форм влекло за собой поиски новых средств художественной выразительности и в проектной графике.

При исполнении чертежей Брюллов руководствовался методикой, художественно-техническими приемами и нормами, утвержденными еще в XVIII веке682. Рассчитав масштабы и габариты будущего строения, мастер наносил на листе разметку, а затем поэтапно выстраивал чертеж, все проекции или детали здания в карандаше. Окончательная доработка графического проекта подразумевала нанесение надписей, оформление чертежа в технике обводки контуров тушью и закрепление рисунка средствами тональной графики. Важно, что для подцветки изображений А.П. Брюллов пользовался исключительно акварелью, которая в отличие от кроющих красок, таких как гуашь и темпера, позволяет работать методом лессировок, делая чертеж более естественным, ясно 203 читаемым и простым для визуального восприятия. Как и в работах художественной направленности, при создании чертежа архитектор не использовал белил, а для акцентировки освещенных поверхностей конструкций учитывал светоносные свойства бумаги. Таким образом, среди основных графических техник А.П. Брюллова можно назвать рисунок карандашом от руки, обводку подосновы тушью от руки, рисунок карандашом и тушью с помощью чертежных инструментов, отмывку тушью и акварельной краской, работу акварелью с неограниченным количеством цветов и подцветку акварелью.

Технику работы над чертежом Брюллов оттачивал во время обучения в Академии художеств, когда в обязанности воспитанников входил ежедневный отчет готовыми рисунками. Тематика учебного проектирования в начале XIX века была очень разнообразной. Ученики начинали с рисования архитектурных ордеров, орнаментов с гипсов, работали над копированием хранящихся в классах чертежей и эстампов европейских мастеров, что само по себе указывает на следование каноническим образцам. К числу таких ранних работ, исполненных в 1819 году, относится рисунок тушью с изображением античной ротонды в Тиволи683, заимствованной, вероятно, из гравированного увража, подборка которых была широко представлена в академической библиотеке . Этот сдержанный и академичный по манере исполнения рисунок святилища богини Весты контрастирует с сепией под названием «Пейзаж с античным храмом»685, имеющей аналогичную датировку. Очевидно, что схожие по типологии композиции отличаются не только графической техникой, но и решением архитектурной темы. Лист «Пейзаж с античным храмом» выглядит более живописным за счет второстепенных деталей, которые являются следствием фантазии мастера, но играют немаловажную роль в композиционной схеме и эмоционально-образном строе произведения.

Проект реставрации терм форума в Помпеях

На момент обнаружения Помпеи в 1748 году раскопки были сосредоточены на крупных общественных сооружениях, амфитеатрах и форумах707. Осенью 1824 года в ходе раскопок на территории города были открыты «весьма хорошо сохранившиеся бани»708. «Свидетелем открытия Помпеянских бань был известный соотечественник наш, Алекс(андр) Брюллов, издавший об них в Париже весьма любопытное сочинение»709, - писал в своей книге тот же А. И. Левшин. Это предприятие стало главным и единственным серьезным достижением молодого архитектора в области строительной практики.

Повышенный интерес Брюллова к античным баням объясняется как относительно хорошей сохранностью памятника, так и недостаточным изучением такого рода строений в мировой архитектурной практике XIX столетия. Благодаря протекции неаполитанского короля, после написания серии акварельных портретов королевской семьи, Брюллов становится первым русским архитектором, допущенным к изучению терм вскоре после их обнаружения. Таким образом, Александру Павловичу достался ценнейший объект, которым до него никто не занимался, что, очевидно, приумножило его усердие. Уже в декабре 1825 года А.П. Брюллов приступил к обмерам античных терм в Помпеях. Обмеры и зарисовки, изучение данного типа зданий по античным источникам710 и гравюрам Пиранези дали архитектору материал для глубокого понимания основ конструирования.

На момент работы в Помпеях А. П. Брюллова на территории города было раскрыто два комплекса общественных бань: термы Форума и Стабиевы термы. Отдельные исследователи, которые в своих публикациях так или иначе затрагивали тему изучения бань архитектором Брюлловым, писали о его работе с археологическим памятником на улице Стабий711. Однако сопоставление графических обмерных чертежей с планами сохранившихся до наших дней строений и визуальное сличение зарисовок внутренних помещений с оригиналом позволяет сделать вывод о том, что Брюллов исследовал термы Форума.

Они небольшие по размеру, но самые изысканные в отношении декоративного оформления. Поэтому, по мнению Брюллова, «как по величине, так и по богатству из всей Помпеи нужно почесть сии бани лучшим остатком» . Построенные в первый период колонии дуумвиром Луцием Цестием на общественные деньги, они имели все характерные признаки римских терм. В них были спроектированы помещения, необходимые для полного цикла их функционирования: раздевалки, ванна с холодной водой, ванна с теплой водой, ванна с горячей водой, мужское и женское отделение. Самыми красивыми были «прохладная комната» - Фригидарий, которая напоминала интерьер баптистерия или небольшого храма эпохи Возрождения и помещение «теплой бани» -Тепидария, декорированное стуковым орнаментом и скульптурами атлантов, разделяющих ниши для хранения одежды.

Проект реставрации помпеянских терм, разработанный А.П. Брюлловым, ввиду относительно хорошей сохранности памятника можно отнести к числу «реставраций-восстановлений». Этот вид графической фиксации памятника требовал от автора меньших усилий, чем воссоздание сильно утраченного строения, когда архитектор был вынужден прибегать к творческому воображению. Поэтому приходится констатировать, что даже во время проведения своего первого и единственного за время стажировки серьезного исследования, А. П. Брюллов во многом проявил себя как талантливый художник, изучающий помимо архитектуры изобразительное искусство помпеянской цивилизации. Тем более что на территории города сохранилось много представляющих ценность росписей. А. Левшин писал о том, что «во многих домах Помпеи найдены на стенах картины, носящие на себе печать отличнейших талантов... по сочинению, они составляют предмет удивления нашего и образцы для подражания новейших артистов»713. В их числе оказался Александр Брюллов, ставший впоследствии знатоком и активным приверженцем помпеянского стиля в оформлении интерьеров. Работая над изучением древнего памятника, архитектор приложил все свое мастерство рисовальщика, продемонстрировав высокий уровень фиксации археологических остатков. Хотя, по его мнению, развалины Помпеи «при всей их оригинальности немного представляли Художнику для красивого рисунка» .

Главным итогом проведенной работы стал гравированный увраж. Предваряя чертежи, несколько листов увража Брюллов отводит под описание римских античных терм, акцентируя внимание читателей на их планировке и оборудование. Архитектор затрагивал следующие вопросы: назначение и оформление каждого помещения, оценивал строительные и отделочные материалы, а также особенности скульптурного и живописного декора внутренних помещений715. Описание каждого интерьера сопровождалось таблицей, включающей в себя план, разрез, а также рисунки декоративных деталей в их современном состоянии.

В экспликации к чертежам приводится перечень изображенных на листах конструкций. Издание «Therms de Pompei» включает десять листов с литографированными чертежами, рисунками и таблицами. Восемь из них представляют конструкции бань Форума, планы и детали/ш Девятый и десятый листы издания демонстрируют разрезы помещений терм в Байя и храма Венеры. Работу Брюллова отличает скупость при выборе изобразительных средств и как следствие - условность изображения. Сухая графичность, обусловленная последующим литографированием чертежей, сглаживается за счет вариативности толщины линий, обозначающих разные типы архитектурных конструкций.

Все чертежи к изданию выполнены в масштабе. Некоторые оригинальные графические рисунки, ставшие основой для эстампов, хранятся в собрании Академии художеств и представляют собой листы ватмана большого формата: в среднем 400 х 500 миллиметров. Часть из них автор снабдил размерной таблицей и дописал утраченные элементы декора, о чем свидетельствуют его рисунки отдельных деталей и рукописные пометки на полях следующего содержания: «... полъ крыла приписано... ручки у Вазы приписаны...» В числе самых интересных работ можно назвать первый лист увража, на котором представлен генеральный план участка в масштабе. Он отличается наибольшей информативностью, наглядной и простой читаемостью. Ориентирование сооружения по сторонам света осуществляется за счет оси полярных координат, приведенной в верхнем левом углу листа внутри контура проекции внутреннего двора. Разрез по горизонтали Брюллов представляет таким образом, чтобы можно было видеть конструктивные элементы всех входящих в комплекс сооружений, вписанных в участок между улицами «Агсо» (Терм) и «Foro» (Форума). Границы рассечения несущих стен, перегородок, окон и дверей Брюллов обводит широким темным контуром, а плоскости сечения заливает тушью. Толстые линии зрительно контрастируют с тонкими, которыми архитектор выполняет разметку местности и показывает отдельные элементы внутренних помещений, включая лестницы, бассейны, замощение гипокауста и меблировку комнат.

Так как лист подробно передает все детали плана, то большая часть оставшегося листажа увража представляет разрезы помещений по плафону с демонстрацией монументальной живописи. При этом в гравюре тоновая подцветка присутствует только на плоскостях сечения стен, в то время как скульптурные формы и живописные узоры отображены, как и полагается контурно. На втором листе представлен свод Аподитория (раздевалки) и Фригидария, третий показывает свод Тепидария, четвертый - различные детали: плафон и кариатиды (атланты) Тепидария, карнизы Аподитория и Фригидария, демонстрирующие конструктивные особенности помещений и их декоративную отделку. При этом композиционное построение плафона, судя по рисунку в масштабе, характеризуется преобладанием живописных плоских цветных элементов. Пятый чертеж в большом масштабе воспроизводит устройство жаровни Тепидария и круглой ванны Калидария, шестой - свод Калидария719. Девятый и десятый листы показывают графическую фиксацию плана, а также стен и потолка терм в Байя и храма Венеры.

Среди страниц увража выделяются листы под номерами семь и восемь, которые представляют собой наиболее интересные в изобразительном плане эстампы. На них отображены перспективные виды внутренних помещений терм в Помпеях. Литографии, вошедшие в альбом, были сделаны Робертом Сандсом с рисунков А.П. Брюллова. Один из них под названием «Перспективный вид зала в публичных банях в Помпеях» демонстрирует интерьер Тепидария и на сегодняшний день хранится в НИМ PAX720. Второй - «Бани в Помпеях. Интерьер» считается утерянным. На нем представлен вид Калидария721.