Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная чеканка и керамика Хорезма XIX-XX ВВ(Развитие традиций и особенности творческого процесса) Ходжаниязова, Олмахон Аминбаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ходжаниязова, Олмахон Аминбаевна. Художественная чеканка и керамика Хорезма XIX-XX ВВ(Развитие традиций и особенности творческого процесса) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Ташкент, 1995.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность настоящего исследования усиливается и в связи с общеисторическими явлениями и событиями - провозглашение независимости Узбекистана закономерно обострило необходимость возрождения, активного развития и изучения исконно национальных видов и форм искусства. В связи с возрождением неяамской рзяигяй И вознякаей свободой в отправйении куяьтовых рйгуааов к традиционно обычаев к жизни быяи вызваны прежде забытые ри-ту&яьно-куяьтовыв предметы, которые сегодня снова входят в обиход коренного населения. Исследование этого нового процесса также овядетехьотвувт об актуаганостн проблемы изучения современных форм бытования произведений народного прикладного искусства.

В новых условиях перехода к рыночным отношениям изгоняется и положение мастеров народного искусства. Возникновение и расширенно частного предпринимательства в сфере художестввжмх промыслов активизировало деятельность ряда видов кароднэго искусства, стицуяироваяо творчество народагых иаетров« Тен на менее многие пробяемы остаатоя нереввикыш а тормозят резвнтаз искусства. Народные ыастара йтаякиваятся е вопросами беетгвэд*» кия сырьём, материалами, серьезной пробяемой остается вопрос сбыта продукции и налогообложения, пяохо решается вопрос в ученичеством. Эта стороны *шка рассматривается лами в оэяэи с изученной современного состояния худокзетвгккых psweean Хорезма, что может быть попользовано в качестве ерввнятводзоро матерааяа при оценке состояния воого докаратавно-нрмкяг&иого искусства республики. ">'-'--

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Основной материал диссертации впервые вводится в научный обиход ее" автором и был собран ни в различных музеях, мастерских народных ремесленников и в домах кораниого населения Хорезма. Сак принцип искусствоведческого анализа - исследование художественных особенностей развития прнкяадного искусства Хорезма на протяжении XIX-XX вв., локальных черт искусства региона и индивидуальных свойств и стиля отдельных мастеров, анализ орнаментального состава произведе- . ний и многие друга - впервые столь широко и специально применен на иатернаяа художественной керамики и чеканки Хорезма, что является, на наш взгляд, новым вкладом в развитие искусствоведения республики*

ТБОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕЖОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертации закдю- , чаэтся в том, что её положения позволяет уточнить периодизаций развития всего декоративно-прикладного искусства Узбекистана, определить своеобразие в развитии ремесел её отдельных psraoaos и центров, выявить особенности художественного ывд-йения й прннцяпы эот&тнчеекого мироощущения народных.мастеров.

Важны», на наш взгяяд, является и то обстоятельство,что до недавнего временя бытовавшая точка зрения критики и нокус-етвоведенмя иа народное прикладное искусство как на вторично во отношении к изобразительному искусству, благодаря изыска-йяям искусствоведов в области народного искусства начинает пересматриваться. Выводы налей работы также'вносят свой вклад в понимание народного искусства как полноценного и Еыоакопро- . фесокок&хьного явления национальной художественной культуры. Результата исследования позволяют также углубить н развить понимание таках теоретических вопросов народного искусстгл как кробяе«& новаторства и традиций, вопросы взаимоотношений кол-

яентивного и индивидуального творчества, аспекты взаимодействия различных шкоя прикладного искусства Узбекистана, роль народного искусства в создании современной национальная кукь-

туры.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исходя из необходимости ис-«559довйть процесс развития художественной керамики и чеканки Хорезма в XIX-XX вв., наии поставлен ряд конкретних задач:

,» осуществить классификацию форм и видов художественной керамики н чеканки Хорезма и на этой основе выявить специфику функционаяьного назначения ряда изделий этого региона}

дать искусетвоведческйй анализ орнаментального декора иссаадувшлс изделий;

выявить характер развития художественного стиля в произведениях керамики н чеканки Хорезма на протяжении XIX-XX вв,, определив ого осноБнне этапн;

определить йокальиыо особенности кераодкн а чзкакта ' Хорезма;

» дать характеристику указанных видов художественного рензояа в быту и духовкой жизни общества;

опредеяить рояь художественного рвмэсаа Хорезма т товь-яо в быту, но н в духовной жизни общества как важных факторов, составляющих основу национального своеобразия куя*тури$

рассмотреть а дать характеристику современных пробяец и соотояния художественной керамики и чеканки Хорезма в точки арения йамвкнвщахся политических к еоциахько-экокоинчезйяг: уйяоаий»

ПРЛКТИЧЕСКОВ ЗНАЧЕНИЙ ДИССЕРТАЦИИ вакточаетоя й ?8Uewo в нэй содержится неяубхиковавшнйоя ранаа я еистзнатгшгроваккий наші ыатарнах, который «ояегс быть вековой дяя создания учебная

пособий и программ по народному искусству республики для студентов специальных средних и высших учебных заведений* Данные диссертации также могут быть использованы при подготовке рекомендаций по составления туристических маршрутов н лутоводи-теаей по Хорезму.

ИСТОЧНИКИ ДИССЕРТАЦИИ, Материал диссертации собирались её авторок кйк в музеях республики, так и в Москве и Ленинграде /ныне Санкт-Петербург/, в частности, в Цузеа искусств,Цузее прикладного искусства и Цузеэ истории народов Узбекистана им, Т.Айбека /ныне Государственный национальный музей истории Узбекистана/ в Ташкенте, в Музее прикладного искусства, Кузее революционной истории и Иуэеэ ремесла Худойбергана Деван ибн Матпаш в Хиве, а такие Музее культуры народов Востока в Носине, в Государственном Эрмитаие и Государственном этнограф!-ч@скои йуаее в Сшшт-Петербургв и др. Источником двя диссер-тацки сяуянян такяе материалы, собиравшиеся наші в библиотеках Москвы /Публичная библиотека им.В.НДеиина/ и Ташкента /Государственной публичной библиотеке им. А.Навои и фундаыен-їавьной библиотеке АН РУз/. Помимо.етого огромный иатериая наші быя собран р процесс многочисленных поездок по городам и овлаи Хорезмской области и бесед с жителями и народными «ветерана, которые энакомилк со овоиш изделиями и представляли информации о технике, приемах исполнения, сведения о других мастерах и т,д» Нами собирался материал также на ряде керамических предприятий Хорезмской области, в частности, на Хивинском керамическом ваводе и на сувенирной фабрике Хивы,

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация обсуздахась на заседают отдела декоративно-прикладного искусства НИИ искусогвозка-шя кы*Хаизы. Её основные положения изложены в ряде статей и

выступлений на конференциях, обсуждениях выставок и "кругжых стояах", проходивших в Ташкента по инициативе НИИ искусствознания им.Хямзы или Соиза художников Узбекистана.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиография и списка сокращений.