Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв. Сезёва Наталья Ивановна

Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв.
<
Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв. Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв. Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв. Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв. Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв. Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв. Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв. Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв. Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сезёва Наталья Ивановна. Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв. : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : Барнаул, 2004 280 c. РГБ ОД, 61:05-17/99

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Структурообразующие факторы художественной жизни Тюмени второй половины XIX —первой четверти XX столетия 27

1.1. Формы художественной жизни Тюмени второй половины XIX века: кружок К.Н. Высоцкого 27

1.2. Роль учебных заведений в развитии художественной жизни Тюмени на рубеже XIX — начала XX вв 43

2.3. Студии изобразительных искусств Тюмени 1920-х годов 58

2.4. Выставочная деятельность Тюмени. 1918-1927 гг 80

2.5. Место традиционного народного искусства в художественной жизни Тюмени 1920-х годов 88

Глава II. Крупнейшие художники и их роль в углублении и совершенствовании содержания художественной жизни Тюмени второй половины XIX — первой четверти XX столетия 97

2.1. У истоков профессионального искусства Тюмени второй половины X1X века. И.А.Калганов 98

2.2. Неизвестные страницы художественной жизни Тюмени конца XIX века. В.Г. Федоров 108

2.3. Выдающаяся роль художников-педагогов в развитии художественной жизни Тюмени 1920-х годов. И.И. Овешков. К.П. Трофимов. Е.К. Кропивницкий . 118

2.4. А.П. Митинский - художник, педагог, общественный деятель 138

Заключение 144

Список источников и литературы 148

Приложения 171

Введение к работе

Актуальность исследования. Общая картина развития художественной жизни и изобразительного искусства России второй половины XIX - начала XX вв. не может быть полной и объективной без введения в научный оборот огромного пласта регионального искусства. Поэтому в последнее десятилетие XX столетия особое внимание искусствоведов, а также исследователей смежных профессий (историков, культурологов, эстетиков) привлекают вопросы, связанные с изучением местного художественного наследия, темы провинциальной художественной жизни в локальных масштабах отдельных городов и областей, а также исторически сложившихся регионов.

История становления и развития художественной жизни Сибири в настоящее время недостаточно изучена даже со стороны фактологии. Это обстоятельство чрезвычайно усложняет интерпретацию, которая должна опираться на достоверный фактологический материал, обширную источниковую и изобразительную базу. На первоначальном этапе изучение художественной жизни Сибири развивалось в общесибирских рамках, не дифференцируясь из-за отсутствия достаточного материала по конкретным городам и губерниям. В последующем получила развитие и другая тенденция, выразившаяся в исследовании художественной жизни отдельных сибирских городов (Омск, Иркутск, Томск, Новосибирск, Барнаул).

Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв., представляя собой довольно цельный социокультурный феномен, до настоящего времени не . становилась предметом специального системного научного изучения. Отсутствие искусствоведческого исследования, обобщающего факты, события, явления художественной жизни Тюмени данного периода, являлось главным стимулом при определении темы нашей работы: В диссертации,

построенной на конкретном, вновь выявленном материале (архивно-документальном, газетном и изобразительном), впервые предпринята попытка воссоздания общей картины развития художественной жизни Тюмени, являющейся и частью истории искусства Сибири, и частью отечественной культуры, что еще более актуализирует тему.

Степень изученности проблемы. Духовная культура служила предметом изысканий искусствоведов, историков на протяжении двух столетий. Полученные результаты нашли отражение в научных и научно-популярных работах, требующих определенного анализа, систематизации и объективной оценки. Труды отечественных исследователей по интересующей нас теме в соответствии с хронологическим принципом уместно разделить на литературу дооктябрьского, советского и постсоветского периодов.

В дореволюционной историографии эта тема не являлась предметом специальных исследований.

В конце XIX - начале XX вв. на страницах сибирских и столичных газет и журналов активно обсуждались вопросы, касающиеся современного состояния художественной жизни и изобразительного искусства Сибири: необходимости организации в крупных губернских городах рисовальных школ, художественных выставок, обществ любителей изящных искусств, художественных музеев и художественно-промышленных мастерских с целью всестороннего изучения традиционных кустарных промыслов. Большая часть статей по этой проблематике была написана Н. М. Дцринцевым (1842 - 1894) - крупнейшим общественным деятелем, ученым, писателем, блестящим публицистом и талантливым сатириком - фельетонистом, организатором и вдохновителем областнического движения в Сибири, издателем и редактором лучшей провинциальной газеты XIX века «Восточное обозрение». В многочисленных очерках, эссе, критических статьях, рецензиях автор анализирует современное состояние художественной жизни и изобразительного искусства Сибири, дает

6 яркие и запоминающиеся «портреты» наиболее крупных и талантливых писателей, поэтов, художников, являясь, по сути, создателем летописи художественной культуры Сибири второй половины XIX - нач. XX вв. Как правило, в этих обзорах, содержались фрагментарные, краткие сведения о Тюмени. Поэтому в значительно большей степени эти материалы могут быть отнесены к источникам информации о местной художественной жизни, чем к исследовательской литературе.

В статьях, касающихся истории изобразительного искусства Сибири, Н. Ядринцев неоднократно обращается к творчеству тюменского художника второй половины XIX века, «известного карикатуриста», «художника самородка, обнаруживающего замечательный талант школы Перова» - И.А. Калганова1.

Этому художнику посвящена глава в книге воспоминаний сибирского купца-мецената Н.М. Чукмалдина «Записки о моей жизни» , опубликованной в 1902 году. Автор дает описание жизненной и творческой биографии художника, сведения по истории создания его произведений. На страницах книги впервые воспроизводятся репродукции с живописных и графических работ И.А. Калганова (в настоящее время - в собрании ТМИИ).

Об особом характере и жанрово-тематическом репертуаре изобразительного искусства Сибири (карикатура, бытовая картина), крупных оригинальных художниках второй половины XIX века (И.А. Калганов, М.С. Знаменский) размышляют в ряде публикаций известный историк, сибиревед П.М. Головачев1, ученые - исследователи Сибири Н. Г. Потанин и Н.М. Ядринцев. Они отмечают «юмористические и сатирические наклонности» в творчестве первых сибирских

См.: Ядринцев Н.. Школа рисования в Сибири/УВосточное обозрение. 1883. № 45; Н.Я. Искусство в Сибири//Восточное обозрение. 1889. № 43; Старый сибиряк. Письма из Петербурга//Сибирская газета. 1881. № 8.

Чукмалдин Н.М. Записки о моей жизни. - Москва: Типография А.В. Васильева и К0, 1902. С. 150-158.

писателей и художников. «Сибирская действительность, - пишет Головачев, -представляла и представляет слишком много отрицательных явлений, которые не могут не бросаться в глаза всем и каждому. Поэтому на сибирской почве естественным было вырасти столь оригинальным и свежим талантам, как скончавшийся в марте текущего года М.С. Знаменский в Тобольске и Калганов в Тюмени. Карикатура - единственный вид живописи, который мог бы процветать в Сибири».

Изучение истории региональной культуры и непосредственно художественной жизни Тюмени приходится на первые послеоктябрьские десятилетия.

В 1924 году в сборнике трудов Тюменского общества научного изучения местного края были опубликованы материалы «К истории иконописи и живописи в Западной Сибири» местного краеведа и историка В.Г. Молодых.3 В данной обстоятельной статье, построенной на вновь выявленных архивных и изобразительных материалах, автор воссоздает общую картину становления и развития иконописи в Сибири (на примере Тобольской губернии), сложение особого сибирского стиля, дает биографические сведения о сибирских иконописцах и живописцах XVII - середины XIX вв., в том числе первых художниках Тюмени и Тобольска. В предисловии автор констатирует: «Обстоятельного исследования о развитии живописи в Сибири до сих пор не имеется. Не обследована ни иконопись, ни живопись, ни прикладное искусство. Цель настоящего труда — собрать все уже более или менее известные данные, могущие служить для детальной разработки о сибирском иконописном и живописном искусстве. Не приходится говорить, что такая разработка

1 Головачев П. Сибирская жизнь как почва для искусства//Сибирь. 1880. №6.

2 Сибирь. 1880. №6.

3 Молодых В.Г. Материалы к истории иконописания и живописи в Западной
Сибири//3аписки Тюменского общества научного изучения местного края. -
Тюмень, 1924. Вып. 1.С. 154-165.

преимущественно на местах по местным архивам и художественным материалам крайне желательна и необходима для сохранения редких в Сибири памятников искусств: и только этот путь откроет много и интересного и неожиданного» .

О необходимости изучения истории искусства в Сибири в эти же годы писал художник и искусствовед А.Н. Тихомиров, выразивший беспокойство относительно того, что в Сибири «стираются памятники и вехи культурной работы, и подрывается этим преемственность работы» .

Серьезные попытки осмыслить феномен сибирского изобразительного искусства связаны с несколькими общесибирскими акциями по консолидации научных и творческих сил (первый научно-исследовательский съезд в декабре 1926 г., выставка работ и съезд художников Сибири в январе 1927 г. в Новосибирске) вокруг очередного общерегионального проекта — создания Сибирской советской энциклопедии (ССЭ), три тома которой вышли в 1929 - 1932 годах 3. Авторами входящих в энциклопедию статей была представлена последовательная картина развития сибирского изобразительного искусства, приведены персональные биографические справки о некоторых крупных художниках. В общей статье по истории изобразительного искусства сведения и материалы о художниках Тюмени практически отсутствуют. Исключение составляет упоминание имени педагога Н.В. Кузьмина.

Особенно много в разработке вопросов истории искусства в Сибири было сделано в 1940-е-1950-е годы, когда происходило накопление сил, подготовка почвы для будущих исследований. В этот период публикуются работы известных сибирских исследователей о художниках и коллекционерах: Н. Бестужеве (М. Барановская и И. Зильберштейн), Г. Гуркине (Г.Образцов, Э. Стрельцов), П.

1 Молодых В.Г. Указ. соч. С. 154.

2 Тихомиров А.Н. Искусство в Сибири//Северная Азия. 1925. Кн. 5 - 6. С. 168.

3 См.: Сибирская советская энциклопедия: В 3 т. М., 1929 - 1932.

Кошарове (Л. Боженко), И. Каротанове (Т.Ряннель и Н. Лисовский), В. Сукачеве (А. Фатьянов).

Особое внимание заслуживает книга тюменского историка П. И. Рощевского, посвященная творчеству известного тобольского художника второй половины XIX века М.С. Знаменского. '

Первым исследователем, посвятившим себя планомерному изучению изобразительного искусства Тюмени, стал главный хранитель Тюменской областной картинной галереи Е.К. Кроллау. В 1960 году он подготовил и опубликовал в «Ежегоднике областного краеведческого музея» статью о творчестве тюменского художника-карикатуриста второй половины XIX века И.А. Калганова. Впервые были проанализированы основные художественные произведения мастера, определены роль и место художника в истории сибирского и общерусского демократического искусства второй половины XIX века.

Е.К. Кроллау обратился к изучению творчества старейших художников города. Личное общение с мастерами, активно участвовавшими в становлении профессионального искусства в 1920-е годы, а также организация и проведение серии персональных выставок (В.П. Барашева (1958), А.П. Митинского (1962),3 способствовали каталогизации коллекций произведений художников Тюмени, значительному пополнению музейных фондов. В конце 1950 — начале 1960 — х гг. систематически публикуются его статьи в газетах и журналах, обзоры к каталогам музейных выставок.

Рощевский П. И. Воспитанник декабристов художник М.С. Знаменский. — Тюмень, 1954. 146 с.

Кроллау Е.К. Талантливый тюменский художниюТЕжегодник Тюменского областного краеведческого музея. Вып. 2. - Тюменское книжное изд-во,1960. С.85 -97.

См.: Выставка произведений старейшего художника г. Тюмени В.П. Барашева, посвященная 45-летию творческой деятельности. Каталог. Сост. Е. Кроллау. -Тюмень, 1957. 12 с; Выставка произведений художника Александра Павловича Митинского. К 40-летию творческой деятельности. Каталог. -Тюмень, 1962. 41 с.

После организации в 1960-е годы сектора по изучению культуры Сибири при Сибирском отделении Академии наук СССР ведущее положение в разработке исследований по историко-культурной проблематике в регионе заняли новосибирские ученые. Результатом их работы стала пятитомная «История Сибири», вышедшая в 1968-1969 гг.,1 отдельные главы которой посвящены культуре края. В них небольшими разделами вошли материалы по изобразительному искусству Сибири.

В третьем томе исследования в разделе истории изобразительного искусства периода XIX — начала XX вв. дается краткая характеристика творчества тюменского художника И.А. Калганова — «мастера сатиры и последователя П.А. Федотова».

Достаточно разрозненные факты, изложенные в пяти томах этого исследования, плохо укладывались в целостную картину развития изобразительного искусства в Сибири.

В целом выход в свет коллективного и обобщающего труда «История Сибири» высветил многие проблемы: неравномерность в изучении изобразительного искусства Сибири, отдельных ее городов, а главное - определил необходимость более глубоких разработок и осмысления культурно-исторического и художественного развития края.

В 1974 году вышла в свет книга новосибирского искусствоведа П.Д. Муратова «Художественная жизнь Сибири 1920-х годов»2. В исследовании отражена деятельность секций ИЗО в городах Сибири* вопросы художественного образования, история художественных группировок в таких крупных сибирских

История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5 т. - Л.: Наука, 1968. Т. 4. С. 417-418.

Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. - Л.: Художник РСФСР, 1974. 143 с.

11 городах как Красноярск, Новониколаевск (Новосибирск), Омск, Томск, Барнаул, Иркутск.

Однако в панораме художественной жизни Сибири указанного периода Тюмень осталась вне научных интересов исследователя.

Следует подчеркнуть, что написанная главным образом на материалах периодики книга стала и остается пока единственным обобщающим исследованием в изучении художественной культуры региона в XX веке. Она дала импульс новым направлениям, сыграла большую роль в пробуждении интереса сибирских искусствоведов к забытому, слабо изученному периоду первой четверти XX века, изучению и комплектованию художественных коллекций местных художников. В один год с этой монографией вышла другая книга П.Д. Муратова «Изобразительное искусство Томска»1. В ней автор прослеживает путь формирования местной художественной школы.

Значительный вклад в изучение истории культуры и изобразительного искусства Сибири внесла алтайский искусствовед Л.И. Снитко. В составленном ею в 1977 году коллективном сборнике очерков «Изобразительное искусство Алтая» , а также в монографии «Первые художники Алтая» автор дает общую картину развития изобразительного искусства на Алтае XIX — первого тридцатилетия XX века. Большое внимание уделяет творчеству первых художников-профессионалов Г.И. Гуркина, А.О. Никулина, Н.И. Чевалкова.

Последние десятилетия XX века-были особенно-плодотворным в плане изучения художественной жизни Сибири. Многие исследования принимают новые формы, переходят в стадию новых поисковых моделей.

Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1974. 80 с.

Изобразительное искусство Алтая //Сост. Л.И. Снитко. - Барнаул, 1977.

3 Снитко Л.П. Первые художники Алтая. - Л.: Художник РСФСР. 1983. 155 с.

В этот период центрами по изучению художественной жизни Сибири становятся крупные региональные музеи изобразительных искусств. Об этом свидетельствует большая исследовательская работа, проводимая ведущими искусствоведами Омска, Иркутска, Томска, Барнаула, Красноярска, Тюмени.

Характерными особенностями .этапа становятся организация межмузейных выставок, каталогизация музейных коллекций, проведение региональных научно-практических конференций.1 Первой конференцией, объединившей музеи Сибири вокруг проблемы состояния косторезного искусства на Алтае, явилась конференция в Барнауле (1978). Ее организатором выступила искусствовед Т.М. Степанская, привлекшая к участию в сибирском форуме сотрудников Государственного Эрмитажа.

Из публикаций 1990-х годов по тематике «Художественная жизнь Омска XIX - нач. XX вв.» обращают на себя внимание работы искусствоведов ООМИИ им. М.А. Врубеля Т.В. Еременко, Н.П. Мороченко, Г.Ю. Мысливцевой, И.В. Спириной, И.Г. Девятьяровой2.

См. напр.: Суриковские чтения. Сб. мат. научно-практической конференции. -Красноярск, 1988-1991. 126 с; Из истории формирования коллекций. Атрибуция. Сб. научных трудов. - Омск, 1995. 99 с; Декабрьские диалоги. Мат. II научной конференции памяти Ф.В. Мелехина. Омск, 2000. 175 с; Декабрьские диалоги. Мат. Всерос. научной конференции памяти Ф.В. Мелехина. - Омск, 2002. Вып. 3. 91 с; Художественная жизнь Сибири. XX век. Сб. материалов Региональной научно-практической конференции. - Омск, 2002. 91 с.

2 Еременко Т.В. Ранняя живопись В. Уфимцева и Н. Мамонтова в собрании ОГИК музее//Известие ОГИК музее. 1997. № 5; Мороченко Н.П. История одного архива//Иртыш. 1995. № 1. С. 206-221; она же: «Новая встреча с художником»//Сб. науч. тр. ООМИИ им. М.А. Врубеля. - Омск, 1997. С. 122-130; Мысливцева Г.Ю. Принцип одного искусства в Сибирском художественно-промышленном техникуме им. М.А. Врубеля//Сб. науч. тр. ООМИИ им. М.А. Врубеля. - Омск, 1997. С. 131-138; Спирина И.В. Изобразительное искусство и художественное ремесло на первой Западно-Сибирской выставке в Омске в 1911 году//280 лет Омску: история и современность: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. 1996 г. - Омск, 1996. С. 142-143.

Ценным вкладом в изучение культуры Сибири можно считать издания, подготовленные томскими историками искусства. Они освещают различные аспекты истории деятельности первого художественного объединения в Сибири — Томского общества любителей художеств (1909-1919) .

Исполненный иркутским исследователем Ю.П. Лыховым совместно с сибирским знатоком иконописи, искусствоведом Т.А. Крючковой биографический и библиографический материал позволил издать справочник «Иконописцы, мастера, художники Иркутска (XVII-1917)» - капитальный труд, включающий 442 персоны2.

Продолжающийся процесс накопления материалов привел к появлению первых диссертационных исследований по художественной жизни отдельных сибирских городов, в том числе в интересующих нас рамках: иркутского историка искусства Ю.П. Лыхова3 и омского искусствоведа И.Г. Девятьяровой1.

Активизация в изучении художественной жизни Тюмени приходится на конец 1980-х годов.

Важной вехой можно считать организацию в 1992 году в Тюменском музее изобразительных искусств (ТМИИ) научной конференции «Художественный

Хроника художественной жизни Томска. 1909-1919 гг.: К 90-летию Томского общества любителей художеств (по материалам газеты «Сибирская жизні>»)/Сост. И.П. Тюрина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 169 с; Художественная жизнь Томска 1917-1918. Хроника. Архивные документы и материалы. Каталоги/Отв. ред. Л.И. Овчинникова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 148 с; Художественная жизнь Сибири начала XX в. К 90-летию Томского общества любителей художеств. Материалы регион, науч.-практ. конф./Под ред. И.П. Тюриной. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 214 с.

Лыхин Ю.П., Крючкова Т.А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII -1917 год). Биобиблиографический словарь Иркутска: изд. АЭМ Тальцы, 2000. 407 с.

Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска первой четверти XX века: автореф. дис. канд. ист. наук. - Иркутск, 2000. 22 с.

музей: коллекции, культура края», приуроченной к 35-летнему юбилею музея. В опубликованных тезисах и статьях сборника материалов конференции нашли отражение многие исследования искусствоведов и музейщиков Тобольска, Омска, Барнаула, Новосибирска, а также ведущих сотрудников ТМИИ Н.Х. Шайхтдиновой, В.А. Субботиной, Е.М. Козловой, Н.Н. Федоровой, И.А. Мануйловой, Н.И. Сезёвой.3

В рамках конференции автором диссертации была организована музейная выставка «Первые художники Тюмени. А.П. Митинский. В.П. Барашев. И.И. Кротов. П.А. Россомахин. И.П. Котовщиков». На ней впервые в полном объеме экспонировались живописные, графические произведения из музейного фонда и частных собраний Тюмени, Москвы, С-Петербурга, а также богатый архивный материал 1920-х годов (документы, фотографии, афиши, письма и т.д.) Это дало толчок к значительному пополнению художественных коллекций музея, а также их каталогизации.

Общая картина становления и развития профессионального изобразительного искусства Тюмени первого послеоктябрьского десятилетия была представлена в альбоме «Художники Тюмени», посвященном 50-летию Тюменской организации СХ РСФСР.4 В научный оборот впервые введены материалы о старейших художниках Тюмени, проанализирована работа

Девятьярова И.Г. Художественная жизнь Омска конца XIX-первой четверти XX века: автореф. дис. канд. ист. наук. - Омск, 2001. 41 с.

2 Художественный музей: коллекции, культура края. Сб. статей и тезисов научной конференции. - Тюмень, 1993, 126 с.

См. напр.: Шайхтдинова Н.Х. Ткацкий стан. Отражение представлений о мироздании. С. 66-70; Субботина В.А. Тобольский художник М.С. Знаменский и место его творчества в русском искусстве середины XIX века. С. 35-43; Сезёва Н.И. Художественные студии Тюмени в 1920-е годы. С. 90-104.

4 Сезёва Н.И. Художники Тюмени 1920-1940-х годов/УХудожники Тюмени. К 50-летию Тюменской организации СХ РСФСР. - Москва, 1994. С. 26-51.

художественных студий (1918-1925), составлены биографические справки-персоналии.

Большого внимания заслуживает художественный альбом «На память. Тюмень глазами художника, фотографа, путешественника. XVIII-XX вв.»1, в обзорных статьях которого предпринята попытка исследовать истоки зарождения жанра городского пейзажа, проанализировать особый характер «портретирования» Тюмени, высветить имена художников - «летописцев» старого города.

На этом этапе усиливается внимание к творчеству отдельных художников. Результатом многолетних изысканий автора диссертации явилась монография о В.Г. Федорове . На основе новых, впервые вводимых в научный оборот архивных и изобразительных материалов воссоздан жизненный и творческий путь художника, составлен каталог коллекции (155 ед. хр. живописи и графики).

С начала 1990-х годов возрождается, после длительного перерыва, проведение ежегодных региональных научно-практических конференций «Словцовские чтения», организуемых по инициативе Тюменского областного краеведческого музея (ТОКМ). Они способствовали выходу из рамок узкоотраслевой модели и объединению искусствоведов, историков, краеведов вокруг общего объекта - местной культуры. По итогам конференции в ежегодниках ТОКМ издаются лучшие, наиболее значимые материалы. В разделе, посвященном культурологическим и искусствоведческим исследованиям, публикуются статьи о художественной жизни и изобразительному искусству

Сезёва Н.И. На память. Тюмень глазами художника, фотографа, путешественника. XVIII-XX вв. - М.: Галарт, 1998. 204 с.

Сезёва Н.И. Василий Герасимович Федоров. Судьба и творчество. -Екатеринбург: Средне-Уральское изд-во, 1998. 144 с.

16 Тюмени '.

Таким образом, на всех историографических этапах исследователями был внесен определенный вклад в изучение художественной жизни Сибирского региона, в том числе некоторых городов, накоплен материал, освещающий отдельные эпизоды биографий и творчества художников.

Однако в целом по данной теме специальные исследования не проводились, и общая картина становления и развития художественной жизни Тюмени пока не представлена.

Цель исследования - выявление специфических региональных особенностей в развитии художественной жизни Тюмени второй половины XIX -первой четверти XX вв.

Для достижения цели решались следующие задачи:

D проанализировать формы и методы художественного образования в
городе (кружки, учебные заведения, студии изобразительных искусств,
мастерские); - -

исследовать выставочную деятельность в Тюмени;

раскрыть роль творческой личности в развитии и углублении художественной жизни Тюмени, становлении профессионального изобразительного искусства;

выявить круг тюменских художников, рассмотреть и реконструировать их творческую биографию;

1 См. напр.: Сезева Н.И. Юмор и сатира в творчестве сибиряков — художника И.А. Калганова и писателя Н.М. Ядринцева//Ежегодник ТОКМ: Материалы XI региональной научно-практической конференции«Словцовские чтения-1999». -Тюмень, 2000. С. 178-193; она же. «Бесценный, драгоценный дар...»: история поступления картины СВ. Иванова в Тобольский губернский музей//Ежегодник ТОКМ: Материалы региональной научной конференции «Словцовские чтения-1997». - Тюмень, 1999. С. 140-145; она же. И.И. Овешков -художник, педагог, общественный деятель/ЛЕжегодник ТОКМ: Материалы XII Всероссийской научной конференции «Словцовские чтения».

выявить региональные (локальные) жанрово-тематические, образно-пластические особенности творчества художников города;

D составить хронику художественной жизни Тюмени и биографический словарь участников художественной жизни города.

Объект исследования - художественная жизнь Сибири второй половины XIX — первой четверти XX вв.

Предмет исследования - процесс формирования и специфические особенности развития художественной жизни Тюмени второй половины XIX — первой четверти XX вв.

Территориальные рамки исследования - город Тюмень.

Хронологические рамки - вторая половина XIX — первая четверть XX вв.

Методологическая база и методы исследования обусловлены спецификой изучаемого материала и задачами диссертации.

Методологической основой в исследовании явились концепции, положения, взгляды ведущих отечественных историков искусства, специалистов в области изучения художественной жизни и проблем изобразительного искусства России второй половины XIX - начала XX вв. В первую очередь ориентирами служили труды Г.Ю. Стернина, В.П. Лапшина, Д.В.Сарабьянова, А.А. Федорова-Давыдова и др.

Крупный отечественный историк искусства Г.В. Стернин в серии книг, посвященных русской художественной жизни XIX — начала XX веков,1 очерчивает круг явлений, составляющих художественную жизнь, а именно: «Это, в первую очередь, - само искусство и его взаимоотношения со зрителем, разные виды и формы выставочной деятельности, общественные притязания различных художественных организаций и группировок и их действительная роль в

См.: Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков. -М.:, 1976; Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. - М.: Искусство, 1988.

культурном быте, художественная критика, ее воздействие на творческую практику, равно как и обратное влияние, которое испытывает критическая пресса, отражая тенденции развития искусства, и т.д.» Художественная жизнь в области искусствознания им определена как «диалог» между искусством и его современниками, сфера общественного бытования живописи и других видов

пластического творчества» .

Методологические разработки, предложенные Г.Ю. Стерниным, были широко использованы в книге В.П. Лапшина «Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году».

Монография В.П. Лапшина оказалась очень «созвучной сегодняшнему дню искусствознания с его обостренным вниманием к факту и высокой требовательностью к осмыслению этого факта, с его аргументированным концептуализмом, с желанием прикоснуться к материалу в его первооснове -архивной, документальной — и проанализировать найденное с позиций современной науки»4.

Художественная жизнь Сибири 1920-х годов, став предметом исследования известного сибирского искусствоведа П.Д. Муратова1, также опиралась на уже существующие методологические принципы, разработанные Г.В. Стерниным, В.П. Лапшиным.

Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX — начала XX века. - М.: Советский художник, 1984. С. 17.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. - М.: Искусство, 1988. С. 4.

3 Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. - М.: Советский художник, 1983.

Герман М. Рецензия на книгу В.П. Лапшина «Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году»//Декоративное искусство СССР. - М., 1984. № 8 (3211). С. 41.

В данном исследовании также были использованы методологические разработки сибирских историков искусства (Т.М. Степанской, Л.И. Снитко, Ю.П. Лыхов, И.Г. Девятьярова).

Указанные труды помогли уяснить ряд сложнейших вопросов художественной жизни общества - сущность его художественного движения, многослойность и переплетение художественных процессов, помогли утвердиться в понимании для исследователя «ценности факта и высокой требовательности к осмыслению этого факта», в обоснованности и необходимости внимания к теме художественной жизни провинциальных российских городов.

В качестве технологии исследования применены сравнительный, исторический, стилистический, описательный и хронологический методы.

Автор использовал современные междисциплинарные подходы
(исторические, культурологические, искусствоведческие), которые

предусматривают не механическое соединение методик анализа материала, а нахождение сферы их пересечения.

Источниковая база исследования. Характер исследования определил содержание источниковой базы. В процессе работы над темой выявлен обширный круг разнообразных ранее не публиковавшихся источников, которые впервые вводятся в научный оборот.

Основная информация привлечена из сорока фондов двенадцати центральных и местных государственных архивов. Наиболее ценные сведения были обнаружены в Государственном архиве Тюменской области (ГАТО) и Тюменском филиале Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО). Существенные дополнения внесли материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского Государственного исторического архива (РГИА), Российского Государственного архива литературы и искусства

Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. - Л.: Художник РСФСР, 1974.

(РГАЛИ), Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Государственного архива Пермской области (ГАПО), Государственного архива Томской области (ГАТО), Государственного архива Омской области (ГАОО), а также ведомственных архивов Художественно-педагогического музея игрушки Российской Академии образования в г. Сергиевом Посаде, Богородическом дворце-музее, Тобольском государственном историко-архитектурном музее -заповеднике, Тюменском областном музее изобразительных искусств. Привлечены материалы из частных собраний.

Значительный интерес для данного исследования представляет делопроизводственная документация различных учреждений. Она включает в себя отчеты о деятельности учебных заведений, общественных организаций, протоколы заседаний различных комиссий, официальную переписку, личные дела, формулярные и послужные списки, требовательные ведомости. Из обнаруженных документов наиболее ценные сведения были получены в центральных и сибирских архивах.

В Российском Государственном историческом архиве (РГИА, Ф. 789) — личные дела учащихся Императорской Академии художеств в Петербурге художников В.Г. Федорова (Оп. 10 (1906). Д. 152) и М.И. Авилова (Оп. 13. Д. 85).

В Российском Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, Ф. 677) - формулярные списки учащихся и служащих Центрального Строгановского художественно-промышленного училища в Москве художников К.П. Трофимова (Оп. 1 (1916). Д. 9032); Ф.С. Бондарева (Оп. 1 (1910). Д. 1009), ШТ. Мельникова (Оп. 1(1908). Д...).

В Государственном архиве Российской Федерации (Г АРФ) выявлен огромный и ценный материал в фондах Главпрофобра (Ф. 1565): документы о работе Тюменского губпрофобраза 1920-1921 гг. (Оп. 2 (1921). Д. 321, положение и программа занятий Свободной студии ИЗО, докладные записки о деятельности секции ИЗО Главпрофобра в г. Тюмени (Оп. 9 (1921). Д. 466, 476, 478, 479);

Главсоцвосе Наркомпроса (Ф. 1575): списки учащихся и преподавательского состава в студии ИЗО, сведения, докладные записки о деятельности секции ИЗО губнаробраза (Оп. 1 (1921). Д. 79); отдела ИЗО Наркомпроса (Ф. 2306): протоколы заседания конференции по художественному образованию за 1920 год (Оп. 23 (1920). Д. 116), смета расходов по отделу ИЗО на 1918 год (Оп. 23 (1918). Д. 26, 27).

В фондах УралОНО (ФР-233) Государственного архива Свердловской области (ГАСО) получены сведения о работе художественной школы за период с 1923 по 1925 гг.: проект и программа деятельности художественной школы (Оп. 1 (1924-1925). Д. 91), сметная документация и статотчеты Тюменского Губнаробраза за 1923-1924 гг. (Оп. 1 (1923). Д. 3, 25, 91, 92, 93).

Особый интерес представляет делопроизводственная документация из Государственного архива Тюменской области (ГАТО) - государственных учреждений (Ф. 1, 2, 80, 81, 84, 86, 101), учебных заведений (Ф. И-92, Ф. И-57), культурно-просветительских учреждений (Ф. 105).

Обширный блок материалов извлечен из дореволюционных фондов.

В документах Тюменского Александровского реального училища (Ф.-57) получены сведения из послужного списка преподавателей рисования Н.В. Кузьмина (Оп. 1. Д. 136), из приказов - информация об устройстве ученической выставки в 1911 году (Оп. 1. Д. 317). В фондах частного Коммерческого училища (Ф. И-92) формулярные списки о службе учителей рисования А.Д. Трунова и П.Г. Мельникова (Оп. 1. Д. 61, 57), программа уроков рисования (Оп. 1. Д. 22).

Основным источником изучения художественной жизни Тюмени в 1920-е годы (советский период) стали делопроизводственные документы губнаробраза ГАТО (Ф. И 80). В распорядительных актах - приказах и постановлениях нашли отражение культурные преобразования послереволюционного времени: возникновение губернской структуры управления изобразительным искусством, развитие студийного образования и другие вопросы, связанные с художественной

жизнью города: декреты, инструкции, удостоверения, отчеты подотдела искусств (Оп. 1. Д. 23), протоколы заседаний коллегии п/отдела искусств Губнаробраза (Оп. 1 (1919-1923). Д. 5, 6, 50, 150), доклад И.И. Овешкова «Об организации школ и мастерских по подготовке специалистов художественной промышленности для местного края» (Оп. 1 (1921). Д. 162), положения свободной студии ИЗО (Оп. 1 (1921). Д. 145).

Важную информацию дают отдельные делопроизводственные документы (Оп. 1. Д. 10, 23), книги приказов по личному составу (Оп. 1 (1921-1922). Д. 65, 66), ведомости п /отделов, секций и их заведующих (Оп. 1 (1920). Д. 10).

Фонд Губпрофобра (Ф. 84) содержит отчеты за каждый месяц о деятельности подотдела, послужные списки художников (Оп. 2. Д. 1558); ряд необходимых сведений сообщают документы фонда Тюменского губернского совета профессиональных союзов (Ф. 101): информацию о штате (Оп. 1. Д. 101).

Отдельную группу в источниковой базе составляют документы, хранящиеся в архивах российских музеев. Огромную комплексную коллекцию, насчитывающую более 1000 ед. хр., содержит личный фонд И.И. Овешкова в Художественно-педагогическом музее игрушки РАО в г. Сергиевом Посаде. (Ф. МИ-35). Фонд содержит творческие произведения художника (живопись, графика, скульптура, игрушка) 1900-1940-х годов, богатый документальный материал. Достаточно полно представлен сибирский период (Тобольск, Тюмень).

Некоторые вопросы уточнены в архивах Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (Инв. № 27529), отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи (Ф-12. Д.439), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Работа в архивах Урала и Сибири (Тобольск, Омск, Екатеринбург, Пермь, Тюмень), а также центральных архивах способствовала выявлению новых имен художников, чья творческая биография тесно связана с Тюменью. В результате личных встреч с наследниками художников, коллекционерами фонды ТМИИ

пополнились крупными художественными собраниями, на основе которых сформированы пятнадцать комплексных личных фондов художников.

Из дореволюционного периода наиболее ценным является личный фонд В.Г. Федорова (1857-1928). Имя художника оказалось незаслуженно забытым и вычеркнутым из контекста художественной жизни Тюмени второй половины XIX — начала XX вв.

Личное дело Федорова, хранящееся в фондах Санкт - Петербургской Академии художеств (РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 152) позволило проследить творческий путь художника, разыскать родственников, проживавших в Нижнем Новгороде. В результате научно-исследовательской работы автора диссертации в фонды музея поступила большая коллекция произведений художника, состоящая из 87 картин и этюдов, 75 графических листов, а также уникальный архивный материал (авторские фотографии, театральные программы и афиши, документы), переданная в дар внучкой художника Л.В. Федоровой (г. Нижний Новгород).

Первое послеоктябрьское десятилетие оказалось наиболее неисследованным периодом в художественной жизни Тюмени.

Благодаря поступившим в фонды музея в 1980-1990-е гг. изобразительным и архивным материалам из частных собраний: З.М.Авиловой (С-Петербург), Л.Е. Кропивницкого (Москва), И.И. Овешкова (Сергиев Посад), Е.К. Трофимовой, И.И. Кротова, В.П. Барашева, И;П. Котовщикова, А.П. Митинского (Тюмень), П.И. Кротова (Рига), удалось восстановить «утерянные звенья цепи», заполнить «сплошные белые пятна» в художественной жизни Тюмени 1920-х годов.

Из личных фондов особо ценными изобразительными и документальными материалами обладает фонд М.И. Авилова, поступивший в 1990 году от дочери художника З.М. Авиловой-Кругловой (С-Петербург). Он содержит живописные и графические произведения 1910-1940-х гг. (150 ед. хр.): пейзажи, анималистические рисунки, книжные иллюстрации, эскизы плакатов сибирского периода (Тюмень, Иркутск, Барнаул, 1918-1921 год). В фонде представлены

фотографии, печатные материалы (брошюра Н. Еремина «Ванюха Никудышкин» с рисунками автора, изданная в Иркутске в 1920 году; оригинал обложки сборника «Коммунар»; плакаты тюменско-барнаульского периода («Товарищи - готовы ли Ваши кузницы для ремонта», 1921), газетная листовка «Сыпной тиф», 1921; театральные афиши Городского театра им. А.И. Текутьева в Тюмени 1918-1919 гг.).

Личный фонд Е.Л. Кропивницкого и О.П. Потаповой был сформирован благодаря сыну художника, известному московскому художнику Л.Е. Кропивницкому, передавшему в дар ТМИИ в 1991 году ценный изобразительный материал: живописные и графические произведения Евгения Леонидовича и Ольги Потаповны Кропивницких (живопись, графика — 38 ед. хр.), работы тюменских художников 1920-х годов (В.П. Барашева, И.И. Кротова - 6 ед. хр.), а также творческие и личные (биографические) материалы (фотографии, пригласительные билеты, удостоверения).

Благодаря поступившим в собрание ТМИИ материалам от сына художника И.И. Овешкова (г. Сергиев Посад) был сформирован личный фонд художника в котором представлены живописные, графические произведения мастера 1910-1940-х годов (180 ед.хр.), включая сибирский период: эскизы игрушек (10 ед. хр.), а также уникальный архивный материал - театральные афиши 1910-1920-х годов, программа свободной студии «ИЗО» в Тюмени в 1920-м году, фотографии сибирского периода, удостоверения, сметы.

Самым обширным и разнообразным оказался личный фонд А.П. Митинского (более 200 ед. хр.). В разное время в научный архив ТМИИ из пяти личных коллекций семьи художника поступили изобразительные и документальные материалы: альбомы с рисунками А.П. Митинского 1920-х годов, фотографии, письма. Дополнен личный фонд художника воспоминаниями его многочисленных учеников.

Большое значение в изучении темы имеет эпистолярное наследие (письма, воспоминания художников): П.И. Кротова (Рига), Л.Е. Кропивницкого (Москва), И.В. Трофимова (Москва), Н.Л. Сеченова, В.П. Барашева, А.П. Митинского, И.П. Котовщикова (Тюмень), а также материалы из частных собраний А.В. Тепляковой, О.В. Теслер, Е.К. Трофимовой (Тюмень), Н.А. Маясовой (Москва), И.И. Овешкова (Москва), А.Н. Русакова (Санкт-Петербург), Л.В. Федоровой (Нижний Новгород).

Отдельный блок источников - периодическая печать, дающая возможность составить общую картину художественной жизни Тюмени и представить ее динамику. В ходе работы были фронтально изучены газеты 12 наименований и журналы 8 наименований, материалы которых позволили восстановить не только события художественной жизни, но и на их основе детализировать общую картину развития изобразительного искусства Тюмени: дополнить круг художников, выявить новые биографические данные и жанрово-тематические пристрастия участников художественных выставок.

В исследовании использованы общесибирские и местные периодические издания второй половины XIX - начала XX вв.: «Сибирская торговая газета» (Тюмень), «Сибирский листок объявлений» (Тюмень), «Тобольские губернские ведомости» (Тобольск), «Тюменский ремесленник» (Тюмень), «Сибирский листок» (Тобольск), «Сибирь» (Иркутск), «Восточное обозрение» (Иркутск).

Следует отметить," что количество издаваемых газет и их информационная насыщенность по различным вопросам художественной жизни города резко возрастает в первое послеоктябрьское десятилетие. Часть из них стала библиографической редкостью, часть прежде была малодоступной исследователю и выявлена автором диссертации в отделе газет (ОГ) Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург) и Российской государственной библиотеки (г.Москва). События художественной жизни отражены в газетах «Известия», «Трудовой набат», «Красное знамя», «Свободное слово», «Тюменский рабочий», «К оружию», «Юный коммунар». Публикации этих лет подчас являются

единственным источником информации о культурной жизни Тюмени первого послереволюционного десятилетия.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном искусствознании:

предпринята попытка комплексного анализа художественной жизни Тюмени второй половины XIX — первой четверти XX вв.;

введены в научный оборот уникальные источники, заполняющие огромную лакуну общей картины развития художественной жизни и изобразительного искусства Сибири исследуемого периода;

воссозданы творческие биографии забытых художников Тюмени второй половины XIX — первой четверти XX вв. (И.А. Калганов, В.Г.Федоров, М.И. Авилов, И.И. Овешков, К.П. Трофимов, Е.Л. Кропивницкий и др.), определена их роль в общественной и культурной жизни города;

составлены аннотированный «Словарь художников и деятелей культуры, живших и работавших в Тюмени во второй половине XIX — первой четверти XX века» и «Хроника художественной и выставочной деятельности Тюмени. 1918 — 1928 гг.»;

в результате исследовательской работы автора диссертации в фонды ТМИИ поступили ценные коллекции произведений художников, работавших в Тюмени во второй половине XIX — начале XX вв. (2.150 ед. хр., живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство), из частных собраний Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода, Тюмени. Принятые на основной учет ТМИИ, произведения составили основу вновь созданного отдела художественной культуры и искусства края (ИК);

автором диссертации собран ценный архивно-документальный материал (сформированы пятнадцать комплексных личных фондов художников), на основе которого был создан в 1980 году научный архив ТМИИ (НА ТМИИ);

Формы художественной жизни Тюмени второй половины XIX века: кружок К.Н. Высоцкого

Тюмень, первый русский город в Сибири, во второй половине XIX века превратился в крупный купеческий торгово-промышленный город не только Тобольской губернии, но и всей Западной Сибири. В ряду факторов, способствовавших процветанию города с самого начала его основания (1586), можно назвать: естественно-географическое, быстрое развитие товарного производства, промышленности, местных ремесел и промыслов, регулярное движение по проложенным- через- Тюмень дорогам на восток, запад, юг. Основными путями сообщения служили реки, которые вместе с сухопутными дорогами придавали Тюмени положение естественного центра всей транспортной сети Сибири, что обусловило ее социально-экономический, промышленный, общественный и культурный облик. В середине XIX века известный русский историк - экономист Ю.А. Гагемейстер писал: «Тюмень, без сомнения, самый цветущий город Тобольской губернии. Он обязан этим тому обстоятельству, что находится на постовом и торговом пути; Тюмень — ближайший к Уралу город, в Тюмени кончается водный путь, которым город сообщается с востоком».1 Специфика развития Тюмени как крупного торгово-промышленного центра всей Западной Сибири, влияла на формирование особого состава населения: он был представлен в большей степени ремесленным и мещанским сословием и небольшой, но влиятельной частью купечества. Согласно статистическим данным в 1870-е годы в Тюмени было до 45,2 % всех первогильдийских капиталов Западной Европы, сосредоточенных в руках крупных купеческих семейных династий: Колокольниковых, Подаруевых, Текутьевых, Колмогоровых, Решетниковых, Шешуковых, Иконниковых. В путевых записках И. Завалишин отмечал: «Тюмень, уже не городок, подобно Ишиму, Кургану и Ялуторовску, а соперничает с Омском и Тобольском — населением, постройками и общественными заведениями. Торговым же сословием он первенствует, и что всего важнее, духом торгового сословия ушел далеко вперед всех городов сибирских и очень многих русских».1

В целом во второй половине XIX века жизнь сибирских городов во многом определяло купечество. «Купечество в России и купечество в Сибири, казалось бы, тот же образ жизни, те же понятия, то же почти образование, а разница между ними есть, да и немалая. В России впереди купечества стоит другое сословие — не менее богатое и вдобавок — далеко просвещеннее его — дворянство. У нас в Сибири дворянства почти нет и во главу угла всех наших сословий по весу и значению в обществе мы должны поставить купечество» , - так точно в 1858 году определили местоположение купечества в сибирском обществе «Тобольские губернские ведомости».

Значение сибирского купечества раскрывается не только его ведущей ролью в экономике края, но и в активном содействии развитию культуры, нередко образования. Купцы жертвовали огромные деньги на благоустройство городов, строительство учебных заведений, больниц, приютов, публичных библиотек, открывали театры, музеи, занимались издательской деятельностью, финансировали научные экспедиции по изучению археологии, этнографии народов Сибири. Развитый в сибирском самосознании патриотизм вызывал стремление употребить во благо края всякую деятельность на любом поприще. «Проснувшимся инстинктам» сибирского купечества было обязано появление сибирского общественного течения второй половины XIX века — областничества. Оно пропагандировало независимое политическое, экономическое, культурное развитие Сибири на основе ее самобытности. Эту систему взглядов, имевшую своеобразный, чисто сибирский колорит, можно назвать сибирским инвариантом славянофильства.

Во второй половине XIX века в условиях обостренных социальных противоречий и накала идейной борьбы в русском обществе по вопросам о судьбах и путях исторического развития Сибири широкое распространение получили негативные оценки культурного состояния Сибири того времени, а вместе с тем и всего исторического процесса развития русской культуры в Сибири.

Сибирские «областники» (Н.Ядринцев, Н.Потанин, А.Щапов и др.) в поисках путей борьбы за улучшение экономического и культурного состояния края в своих произведениях намеренно заостряли внимание общественности на отрицательных, негативных фактах сибирской действительности, изображали культурное состояние сибирских городов в мрачных, гротесково-сатирических тонах.

«Пробудившаяся в Сибири местная жизнь остановилась прежде всего на темной стороне сибирской жизни. И это естественно. Что прежде всего бросается в глаза человеку, вновь приехавшему в Сибирь? - пишет в одной из статей Г.Н. Потанин. - Его прежде всего поражает отсутствие общества в Сибири, он видит перед собой население, живущее разрозненными интересами, но общества он не видит.

Студии изобразительных искусств Тюмени 1920-х годов

Художественная жизнь 1920-х гг. была необычайно активной и напряженной не только в Москве и Петербурге, но и во всех крупных российских, в том числе сибирских городах. В 1917 году в Иркутске открылся университет и институт изящных искусств, в 1918 году в Томске - Сибирская народная академия, в Барнауле — Алтайская художественная школа, позднее в Омске — художественно-промышленное училище им. М.А. Врубеля. Это во многом объясняется тем, что до революции в этих городах уже были созданы художественные общества и художественные школы, работали коллективы профессиональных художников.

Становление профессионального искусства в Тюмени приходится на первое послеоктябрьское десятилетие. Этот период в России отмечен событиями большого значения - свершились Февральская и Октябрьская революции, началась Гражданская война. Они вызвали коренные изменения во всех сферах жизни и определили ход культурных преобразований в Сибири. В отличие от центральных районов России, где культурное строительство протекало в форме непрерывного процесса, в Сибири этот период распадается на три самостоятельных отрезка. Советская власть здесь устанавливалась дважды, поэтому исследователи выделяют первый период Советской власти и второй — с конца 1919 года.

В Тюмени власть Советов была установлена в январе І 918 года. Решением 1 губернской конференции, состоявшейся в апреле этого же года, Тюмень становится столицей огромной Тобольской губернии. «Губернский центр из Тобольска переносится в Тюмень и Тобольская губерния переименовывается в Тюменскую, с сохранением старых территорий. Такое преобразование вызывается местными условиями, т.к. Тюмень является центром Тобольской губернии в силу своего экономического положения. Промышленные центры Тобольской губернии - города Курган и Ялуторовск, естественно тяготеют к Тюмени».1

Выступление чехословацкого корпуса 25 мая 1918 года привели к падению Советской власти и установлению в ноябре 1918 года в Тюмени и на территории всей Тюменской (Тобольской) губернии диктатуры адмирала Колчака.

Только с освобождением в августе 1919 года Тюмени и восстановлением Советской власти начался новый этап развития художественной жизни города.

Общее собрание Тюменской организации РКП (б), обсудив положение дел на культурном фронте, 27 ноября 1919 года приняло решение: « признать необходимым сплочение всех местных сил деятелей социалистической культуры, учителей, артистов, художников и музыкантов путем создания их общего профсоюза, который, организационно приобщив их к великой трудовой семье — Совету профсоюзов, позволит в то же время и улучшить постановку дела народного образования губернии в интересах рабочих и крестьян и победы их Советской власти...» .

Организационной формой, объединяющей деятелей всех видов искусств, стал Союз работников искусства губсовета профсоюзов (Рабис), насчитывающий к концу 1919 - началу 1920 года в городе 322 члена. Руководство деятельностью художников в Тюмени взяла на себя секция искусств внешкольного подотдела Губнаробраза при Губревкоме. 2 октября 1919 года в губернской газете «Известия» публикуется объявление о обходимости в трехдневный срок зарегистрироваться в секции «ИЗО» при отделе народного образования «художникам, скульпторам, преподавателям лепки, рисования»1.

В этот период резко изменились формы государственного вмешательства в художественную жизнь. Из общего дела художественное образование превратилось в государственную политику. Художественное просвещение народа становится главной задачей, поставленной Советской властью перед центральными и местными государственными структурами, управляющими развитием культуры и искусства. Многочисленные художественные организации 1920-х годов в комплексе решали вопросы создания новых форм художественной жизни: теоретически разрабатывали и реформировали художественное образование, осуществляли план" монументальной пропаганды, объявляли конкурсы, создавали научные и научно-практические учреждения, формулировали смысл и фактически поднимали уровень художественной промышленности, открывали школы, студии, мастерские.

Единой художественной школы, по примеру Омска или Барнаула, в Тюмени не удалось создать. Универсальной формой, способствовавшей выявлению и сплочению всех творческих сил Тюмени в 1920-е годы, явились художественные студии (курсы, школы), ставшие самой массовой и популярной формой художественного образования. У истоков становления студийного образования Тюмени стояли известные в дальнейшем мастера изобразительного искусства: народный художник России М.И. Авилов; блестящий исследователь русского народного искусства, много сделавший для возрождения кустарных крестьянских промыслов скульптор-игрушечник И.И. Овешков; живописец, график, скульптор, сценограф, мастер декоративно-прикладного искусства К.П. Трофимов. Каждый из них был поистине универсальной личностью, органично сочетая способности организатора и исследователя, теоретика и практика, художника и педагога. Благодаря их усилиям в Тюмени в течение нескольких лет работали студии ИЗО: 1918 -1919 гг. - студия Авилова - Трофимова; 1920 - 1923 — студия Овешкова; 1923-1925 - студия Трофимова. Каждый из них до революции получил прекрасное профессиональное образование: Академию художеств окончил М.И. Авилов, специальные художественно-промышленные училища: барона Штиглица - И.И. Овешков, Строгановское - К.П. Трофимов, Е.Л. Кропивницкий. Поэтому при разработке положения и структуры, методов и форм преподавания в организованных студиях (курсах, школах) художники в значительной степени использовали программы тех учебных заведений, в которых каждый из них проходил до революции профессиональное обучение.

У истоков профессионального искусства Тюмени второй половины X1X века. И.А.Калганов

Наиболее крупным явлением в художественной жизни Тюмени второй половины XIX века является творчество И. А. Калганова (1846-1882) -талантливого живописца-бытописателя, блестящего рисовальщика, автора едких, острых карикатур «на местные злобы дня».

С середины 1860-х гг. имя художника получило широкую известность не только в Тобольской губернии (Ирбит, Туринск, Тобольск, Тюмень), но и во многих городах Сибири. Повышенный интерес к его творчеству был вызван не только демократической направленностью его произведений, их художественными достоинствами, но и тем, что его творчество вобрало в себя многие актуальные проблемы развития сибирского искусства, его особого характера.

Тематика и содержание творчества Калганова полностью находится в русле основных программных идей сибирских областников, которые считали главной задачей художника изучение и отражение особенностей уклада местной жизни той или иной области или города.

Тюмень, ее купеческие нравы и обычаи хорошо были известны И.А. Калганову (в 1871 году привезен местным купцом-меценатом Н.М. Чукмалдиным). Все герои, сюжеты, образы рождены у него местными впечатлениями. Но художник писал не просто бытовые сцены: каждая его работа дает концентрат представлений о какой-либо из сторон жизни Тюмени второй половины XIX в., является откликом на все крупные, наиболее значимые события в истории города.

В «Записных книжках сибиряка» известный ученый, путешественник, писатель Г.Н. Потанин, дал крайне выразительную характеристику Тюмени второй половины XIX века: «Тюмень - это чистейшей воды Тит Титыч. Жизнь в Тюмени - это театр Островского, импровизированный самой жизнью» . Выразительные, колоритные образы местного купечества, как бы сошедшие со страниц драм Островского, воссозданы карандашом и кистью художника в серии графических и живописных работ. Подобно Островскому, воссоздавшему в своих комедиях и драмах уклад, быт, нравы и обычаи купеческого Замоскворечья, в основе любого сатирического образа, созданного Калгановым, всегда лежит острое наблюдение, конкретные, узнаваемые люди, взятые из реальной жизни тюменского купечества. Все работы художника отличают зоркий взгляд реалиста-сатирика, живописность и точность бытовой детали, меткость портретных характеристик. Выразительный силуэт, характерный жест, типическая внешность позволяют создать зрительно целостный, эмоционально-сатирический образ. Его стремление к карикатурности и гротеску придают изображениям вполне конкретных людей значение типичных представителей провинциального сибирского города.

Тюменским «отцам города» - купцам и чиновникам, участвовавшим в управлении городом, посвящены две картины Калганова.

Одна из интереснейших работ художника - «Пляска вокруг золотого тельца» (ил.1), написанная им на железе в Тюмени в 1872 году. Изображен момент награждения городского головы, миллионера и золотопромышленника Подаруева золотой медалью «за усердие для ношения на шее». На переднем плане постамент с корчагой, на которой высечена надпись «Здесь погребен здравый смысл». Корчага увенчана огромной медалью, на которой ясно читается слово «туз». Вокруг нее пляшет и толпится, несется в диком хороводе ликующая толпа тюменских купцов и чиновников, сверкая накрахмаленными манишками и лакированными штиблетами. На втором плане слева, на пьедестале из книг, на котором видна надпись: «Здесь покоится мудрость», задумчиво сидит Высоцкий, находящийся рядом с ним купец указывает пальцем на стоящего у края пьедестала Глазунова - претендента на должность городского головы, который обеими руками потрясает над толпой «Городскими положениями». В облаках «в грозе и молнии» бог Саваоф - купец Чукмалдин, а рядом помещен библейский текст. В глубине картины стоит народ и «безмолвствует». Здесь мы можем увидеть и автопортрет Калганова. Но изображает себя художник несколько необычно — со спины, в руках у него мусштабель, палитра, кисти. Он является свидетелем, очевидцем происходящего события.

С большой наблюдательностью и портретным сходством переданы каждое лицо, каждая фигура. Несомненно стремление к карикатурности.

Эта же тема - «увековечение деяний отцов города» звучит и в выполненной в 1873 году картине «Памятник величия и славы». На первом плане во всю плоскость холста возвышается «проект» памятника городскому голове -золотопромышленнику, тюменскому купцу-миллионеру Лонгинову. Калганов использует прием, часто встречающийся в работах народных уральских мастеров-умельцев. Полуфигура, лицо главного «героя» составлено из портретов ограбленных и разоренных во время его правления тюменских горожан. По плечам Лонгинова тянется ожерелье из более мелких голов купцов и купчих. На воротнике, в виде золотого шитья, длинная цифра 200000 и надпись: «Незабвеннейшему из незабвенных и дорогому». Материалы областного архива разъяснили эту цифру и надпись: за время своего правления Лонгинов разорил около 20 купцов, ограбив их свыше чем на 200 тысяч рублей. Калганов прекрасно понимал, что «деятельность» Лонгинова — это деятельность всей городской управы, купечества и церковников, недаром художник в правом нижнем углу картины поместил щит с надписью: «Столетие величия и силы кончились раньше срока. Материалы созрели и памятник выразителю и олицетворителю оного и оных готов». Фоном композиции является пейзаж Тюмени, данный Калгановым достаточно условно. В правой ее части, в глубине, можно увидеть мост через речку Тюменку, часть зданий Гостинного двора и городской Думы, а на самом краю обрывистого берега реки Туры - белокаменный Благовещенский собор, красиво выделяющийся на фоне закатного неба. Живописная гамма картины сдержанна, строится на сочетании охристо-коричневых, серовато-зеленых тонов с введением осторожных цветовых акцентов, в частности, в изображении предзакатного неба.

Выдающаяся роль художников-педагогов в развитии художественной жизни Тюмени 1920-х годов. И.И. Овешков. К.П. Трофимов. Е.К. Кропивницкий

Своеобразие, активность, напряженность культурной жизни Тюмени в 1920-е годы напрямую связаны с именами И.И Овешкова, Е.Л. Кропивницкого, К.П. Трофимова - опытных и талантливых художников, в силу разных обстоятельств оказавшихся здесь, вдали от крупных художественных центров.

Известный исследователь художественной культуры Сибири 1920-х годов П.А. Муратов подчеркивал: «...Наиболее существенные перемены в художественных обществах сибиряков и во взглядах местных живописцев и графиков на искусство происходили под влиянием многих русских художников, пришедших в Сибирь из европейской части России. Каждый город приобрел ту или иную творческую физиономию в зависимости от творческого облика приехавших в него художников»1.

На протяжении первого послереволюционного десятилетия они оставались самыми крупными фигурами, авторитетом и центром притяжения художественных сил города. С годами все яснее вырисовывается масштаб их личности и место в художественной культуре Тюмени исследуемого десятилетия. Они активно занимались общественной и педагогической работой, принимали участие в оформлении улиц и площадей города к революционным праздникам, работали в качестве художников-карикатуристов в местных газетах, художниками-декораторами в городских театрах, были инициаторами организации художественных выставок, студий ИЗО, мастерских.

Деятельность художников-педагогов носила универсальный характер. Знания, полученные в столичных учебных заведениях, готовивших специалистов широкого профиля, давали прекрасную возможность применить их на практике. Яркость, самобытность дарования сочетались с разносторонностью их художественной деятельности, разнообразием творческих интересов.

Известная исследовательница искусства первого послеоктябрьского десятилетия О. Ройтенберг, многие годы посвятившая изучению творческого наследия малоизвестных и забытых художников Москвы и Петрограда 1920-1930-х годов, в одной из статей писала: «Полная картина развития советского искусства 1920-х годов долгое время была вне пределов внимания историков. Сплошные белые страницы, утерянные звенья цепи, усечение сложностей художественного процесса».1

В настоящее время назрела острая необходимость на основе нового, вновь выявленного архивно-документального и изобразительного материала стереть «белые пятна» в жизненном и творческом пути художников М.И. Авилова, И.И. Овешкова, К.П. Трофимова, заложивших основу профессионального искусства Тюмени в первое послереволюционное десятилетие.

Жизненный и творческий путь Ивана Ивановича Овешкова (1877-1944) тесно связан с нашим краем. Будущий художник родился 15 июня 1877 года в Тобольске. Отец его, Иван Ефимович, был одним из образованных и передовых людей своего времени. Он являлся учредителем и почетным членом Тобольского губернского музея и организованного при нем «Общества по изучению местного края». Исполняя должность окружного межевого землемера, все свое свободное время он отдавал занятиям любительской археологией. Его увлечение историей и археологией совпало с изучением художественных промыслов и ремесел. В 1874 году благодаря его усилиям в Тобольске была открыта первая образцовая «Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости».

После окончания первого городского четырехклассного уездного училища Овешков в течение двух лет осваивал токарно-резную специальность в мастерской отца, а затем самостоятельно работал резчиком по кости. В 1896 году он становится вольнослушателем Центрального училища технического рисования имени барона Штиглица (ЦУТРа), которое готовило специалистов-универсалов европейского класса - по стилевой ориентации и высокой технической выучке. Небольшая коллекция графических работ 1905-1910-х годов представлена в собрании ТМИИ. В основном это эскизы предметов декоративно-прикладного искусства: конфетниц, подстаканников, братин, ковшов, портсигаров отмеченных изысканностью цветовой гаммы, «текучими» формами, тонкой графической прорисовкой орнамента, филигранной техникой (ил. 21). В них проявились новые формы с особой конструкцией, силуэтом, доведенным до уровня ритмического знака, гладкие, блестящие или матовые, украшенные стилизованным прорезным или резным орнаментом, с плавно скользящими линиями и неожиданными объемными деталями - ручками в виде скульптурных птиц, животных или бутонов цветов, которые придают предметам экстравагантность и остроту. В эскизах явно просматривается связь с идеями и эстетическими концепциями стиля модерн.

По окончании училища с увлечением и свойственным ему темпераментом Овешков осваивает множество профессий: проектирует дома и особняки в Петербурге, работает формовщиком на керамическом заводе в Риге, скульптором на бронзолитейном заводе, обращается к ювелирному искусству. С 1904 по 1906 год исполняет должность художника, скульптора, конструктора в мастерской учебных пособий и игр в Петербурге.

Похожие диссертации на Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв.