Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное стекло в интерьерах метро (советский опыт 1935-1985 гг.) Омельченко, Ольга Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Омельченко, Ольга Николаевна. Художественное стекло в интерьерах метро (советский опыт 1935-1985 гг.) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.05.- Москва, 1992.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Стекло относится к числу наиболее экономичных и перспективных материалов, имеющих многофункциональное использование в архитектуре. В условиях интенсивного, строительства метрополитенов в крупных городах СССР особую остроту приобретают вопросы применения художественного стекла и материалов на' основе стекла в интерьерах метро, как одного из средств формирования эстетической среды.

Внедрение художественно-декоративного стекла в индустриально-типовую подземную архитектуру повлияло на достижение архитектурно-художественной выразительности интерьеров, привело к разви- . тйю новых форм синтеза искусств и дизайна.

Обладая специфическими качествами, стекло имеет разностороннее использование в интерьерах, метро: а/ стекло в осветительной арматуре ; б/ стекло в монументально-декоративных произведениях /мозаика,

витраж, скульптура, эмаль/ ; в/ архитектурное стекло /облицовочный и конструкционный материал/. Термин "архитектурное стекло" условный, под ніш подразумевается образно-пластические гормы его решения.

Исследование складывается вокруг проблем целесообразности использования из стекла произведений монументально-декоративного __ и декоративно-прикладного искусства, дизайна. Никакой другой искусственный материал не имеет талого пирокого применения в интерьерах метро. Главная проблема заключена в поиске новых нетрадиционных принципов формообразования в стекле, которые были бы органичны решениям современных интерьеров метро, созвучны его пластическим структурам. Традиционные произведения из стекла: светильники, витражи, мозаики, имеющие богатую истории использования в архитектуре общественных зданий, обретает в современных подземных интерьерах метро новый функциональный смысл, ккуг> эстетическую

4
ценность. "Можно утверледать, что метрополитен создал свой мир,
"где архитектура и искусство 'существуют по собственным правилам,
далеко ке во всеы совпадающими с порядками, свойственными другим
отраслям творческой деятельности". *

Новые принципы формотворчества стекла обогатили и расширили выразительные возможности этого материала. Развиваясь в русле общих художествекных задач, стекло имеет свои проблемы, обусловлен-»

;ше спецификой интерьеров метро. Области использования стекла в
интерьерах метро принципиально не отличаются от функционирования
его в других общественных интерьерах, однако существуют отличия,
которые заключаются в более сложном многомерном характере вырази
тельности стекла в подземном пространстве архитектуры метро, даю-
с;ие нетрадиционные решения. Многофункциональное использование
стякла в интерьерах метро в нашей стране в совокупности охватыва
ет главные характерные тенденции современного стекла в архитекту
ре в целом. '

Актуальность исследования отечественного наследия на примере .художественного стекла в метро определяется проблемами, связанными:

а/ с возрастающим интересом к новым художественным возможностям стекла в архитектуре метро, системному анализу его истории, к тенденциям развития в современных интерьерах ; б/ с возросшим активным участием художников монументального и декоративного искусства на объектах кегростроя ; в/ с заменой природных декоративных материалов искусственными в

том числе из стекла или на основе стекла. ~- Особенно актуальными представляются проблемы обобщения положительного опыта и опшбок в использовании художественного стекла

Полевой В.М. Вчера и сегодня московское метро. //Декоративное искусство СССР.-1985.-й.6.-СЛ.

5 в интерьерах метро, вопросы связи современного стекла с традициями*, задачи выявления новых возможностей на'современном уровне.

Цель работы - выявление художественных возможностей стекла в формировании эстетической среды метрополитенов. '

Для" решения намеченной цели определяются основные задачи:

- выявить специфику стекла в интерьерах метро, его роль и место
среди других видов монументально-декоративного искусства;

' - рассмотреть многофункциональность использования стекла в усло
виях метро; --

- дать ретроспективный анализ художественных традиций использова-
кия стекла в метро ;

- - показать эволюции формообразования изделий из стекла;

- выявить перспективные направления художественных возможностей (
стекла в современных интерьерах метро. ~

Определяются 3 аспекта исследования: I/ Анализ видовых направлений стекла ;

2/ Преобразующее взаимодействие стекла с архитектурным пространством метро;'_ 3/ Прогностические запросы к художественному стеклу в современных интерьерах метро.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются интерьеры станций метрополитенов СССР, предметом исследования -функционирование" и синтез художественного стекла в архитектурном решении интерьеров ,метро.

Границы исследования. Рассматривается художественное стекло в интерьерах метрополитенов-Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку, Харькова, Еревана, Минска, начиная с открытия столичного метро в 1935 году и до 1985 года.

Выявление традиций и современных тенденций художественного стекла в интерьерах метро проводилось на основе исследования 3-х

условно обозначенных периодов: *

I/ 1935 - 1955 гг. , /рассматриваются произведения из стекла в интерьерах 4-х линий московского и-1-й линии ленинградского ыетро/ ; 2/ 1955 - 1970 гг. /стекло в интерьерах метро Москвы, Ленингра--

да, Киева, Тбилиси, Баку/ ; 3/ 1970 - 1985 гг. /стекло в интерьерах метро Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку, Харькова, Еревана, Минска/. Методика исследования базировалась на анализе натурных материалов в интерьерах метрополитенов страны, литературных источников, ознакомления с документацией проектных организаций ыетро: Ккевметропроект, Кавгипротранс, Белгдспроект, управлений метро Москвы, Ленинграда, Харькова, Баку, Еревана.

Систематизация материала проводилась по видовым направлениям использования стекла в интерьерах метро: а/стекло в осветительной арматуре ;-б/стекло в монументально-декоративных произведениях /мозаика, витраж, скульптура, эмаль/ ; в/архитектурное стекло /облицовочный материал/. В исследовании использовался сравнительно-описательный метод.

"Научная новизна исследования - работа является первой^попыт-кой обобщающего и научного осмысления творческого опыта видовых направлений стекла в интерьерах метро нашей страны за 50 лет. Автором исследованы новые приемы использования стекла в метро, дана оценка эволюционных процессов формообразования'художественного стекла в интерьерах метро, стилистических особенностей в исторической ретроспективе. Выявлены традиционные и нетрадиционные, возникшие на современном этапе, возможности стекла в эстетической организации среды метрополитенов. Пристальное внимание уделено художественным особенностям материала в различных видовых направ-

?

лениях его использования.

Практическая значимость исследования-состоит в том, что она дополняет сведения о художественном стекле в архитектуре метро, способствует осмыслению и практическому освоению опыта, накопленного в этой области за 50 лет. Рэзультаты исследования могут быть использованы при проектировании интерьеров станций метро, при подготовке специалистов художественно-промышленных вузов, художников по интерьеру, по стеклу, монументалистов, дизайнеров, архитекторов.

В отечественной литературе нет исследования, посвященного проблемам эволюции художественного стеклаув условиях метро и формирования эстетической среды современных интерьеров подземного -транспортного сооружения.

В литературных источниках можно выделить тематические группы: - Основная литература - статьи в периодической печати и общие све-.' дения, приводимые в изданиях по монументально-декоративному, прикладному и строительному стеклу. В трудах Гусева Н.М."Стекло в современном строительстве" /1952 г./, Левинсона К.А., Смирнова В.А., Шелковникова Б.А., Энтелиса Ф.С."Художественное стекло и его применение в архитектуре" /1953 г./, Качалова Н.Н."Стекло" /1959 г./ рассматриваются примеры применения стекла в советской архитектуре, упоминаются произведения монументального искусства и светильники московского и ленинградского метро до середины 1950-х годов, однако авторы довольствуются анализом собственно отдельных произведений, не касаясь проблемы их взаимодействия с архитектурой. Мозаичные произведения до середины 1950-х годов рассматривали Воейкова И.Н., Толстой В.П. ; -Архитектуре московского метро посвящены диссертации Климова М*В., Петухова Л.Г., Тосуновой М.И., Чарнецкого Г.В.-, Щипанова А.С, вышедшие в 1948 - 1952 гг., архитектуре метро Киева и Харькова -диссертация Гомоляки И.И. /1982 г./. Литература по метро других

8 городов представлена в виде путеводителей и'фотоальбомов.

- В публикациях середины 1970-х - 1980-х годов., развернули полеыи-
ку вокруг вопросов целесообразности применения в метро монумен
тально-декоративного искусства Голубев Г., Давыдова Н.И..Егоро
ва Е., Зиновьева Т., Иконников А.В.,' Левинсон И.Е. .Полевой В.М.,
Пясковский Ю., Соловьев Н., которые дали"критическую оценку ук
рашательским тенденциям в интерьерах транспортных сооружений.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы /224 названия/, изложенных на.163 стр. машинописного текста.' Иллюстративный материал /343 фотографии/ прилагается в виде альбома.