Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественные особенности изображениймонастырской архитектурной среды в миниатюрахрусских лицевых житий XVI века Карманенко, Татьяна Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карманенко, Татьяна Анатольевна. Художественные особенности изображениймонастырской архитектурной среды в миниатюрахрусских лицевых житий XVI века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Москва, 2000.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Древнерусские миниатюры XVI века сохранили и донесли до нас богатый изобразительный материал о монастырских архитектурных постройках того времени. В зависимости от характера иллюстрируемого текста миниатюры лицевых житий разделялись на исторические и богослужебные. Основная масса древнерусских миниатюр, изображающих монастырскую архитектуру, должна быть отнесена к иллюстрациям исторического плана. Такие миниатюры располагались внутри текста на отдельных листах рукописи или внутри текста и встречались в основном в житийной и летописной литературе. В работе рассматриваются внутритекстовые житийные миниатюры-иллюстрации, так как они в большей степени обладают способностью воспроизводить облик русских обителей, отражая расцвет монастырского строительства, и являются уникальным историко-художественным документом, позволяющим более полно представить и яснее понять художественный язык миниатюры, ее значение в духовной культуре древней Руси.

Исследование житийных внутритекстовых миниатюр XVI века, изображающих архитектуру Руси, позволяет выявить их композиционные особенности, проследить композиционное единство рукописного шрифта и иллюстрации, а также проанализировать роль изображений монастырской архитектурной среды в организации художественного пространства древнерусской миниатюры.

Актуальность темы. Исследование изображений архитектуры монастырских сооружений Руси, представленных в житийной миниатюре XVI века, относится к числу важных искусствоведческих проблем. В настоящее время вопрос о роли архитектурных сооружений в древнерусской миниатюре недостаточно изучен. Миниатюра XVI века смогла сохранить и донести до нас богатый изобразительный материал о монастырской архитектурой среде. Изучение житийных иллюстраций дает представление о некоторых конструктивных деталях сооружений монастырей, о внутреннем и внешнем облике храмов и келий древнерусских обителей.

В настоящее время недостаточно разработаны и вопросы композиционной взаимосвязи житийной миниатюры с рукописным шрифтом.

Степень разработанности проблемы. До настоящего времени монастырская архитектура, представленная в миниатюрах лицевых житий XVI века, не имела своей историографии и не выделялась, как самостоятельный объект изучения. Исследования монастырской архитектуры, изображенной в иллюстрациях древнерусских рукописных книг впервые были представлены в работе Султанова Н.В. (1881), посвященной изобразительным особенностям древнерусской архитектуры в миниатюрах жития Николая Чудотворца XVI века.

Этапы формирования книжной миниатюры и развитие оформления рукописной книги рассматриваются в работах Айналова Д.В. (1911). Буслаева Ф.И. (1908, 1910), Щепкина В.Н. (1899, 1904, 1918). Однако в работах практически не уделялось внимание изображениям архитектуры Руси в житийных иллюстрациях.

В 20-е годы XX века на характер оценки художественных особенностей миниатюры XVI века повлияла работа Олсуфьева Ю.А. (1929). Проведенный автором анализ иконописи позволил представить полную характеристику стилевых изменений в рассмотренных им произведениях от XII до XIX веков.

В 30-ё и 40-е годы XX века книжная иллюстрация XVI века исследуется авторами как самостоятельный вид искусства. Было отмечено наличие условного характера изображений архитектуры в древнерусской иллюстрации (Алпатов М.В. (1933), Арциховский А.В. (1944), Щепкина М.В. (1945)).

В конце 50-х годов в работе Сидоровой Т.А. (1958) изучались изображения деревянной архитектуры и ее конструктивные характеристики в миниатюре средневековой Руси. Эти исследования как бы продолжили путь, начатый Султановым Н.В. (1881) в изучении архитектурных изображений в древнерусской миниатюре. Особенности художественного решения изображений архитектуры исследовались Подобедовой О.И. (1962), где автор по-новому раскрывает проблему передачи архитектурных изображений, выявляет композиционную связь строений и окружающей среды.

Способы передачи архитектуры древнерусского монастыря и его связи с окружающим миром рассмотрены в работе Черного Д.В. (1982).

Большое научное значение в изучении древнерусской житийной миниатюры XVI века имеет факсимильное издание рукописного жития Зоси-мы и Савватия Соловецких с комплексным исследованием миниатюр (Жу-равский Б.П., Попова Г.В., Черниловский М.М. (1986)).

Однако, работ, рассматривающих композиционно-образующую роль изображений монастырской архитектуры в книжной миниатюре XVI века, до настоящего времени не было.

Источники исследования. Главным источником исследования служат образцы миниатюр лицевых житий XVI века: житие Сергия Радонежского, лицевое житие Зосимы и Савватия Соловецких, миниатюры из житийных циклов Радзивиловской летописи XV века и Лицевого Летописного свода XVI века.

На основании трудов Айналова Д.В., Алпатова М.В., Артамонова М.И., Буслаева Ф.И., Кондакова Н.П., Лазарева В.Н., Олсуфьева Ю.А., По-добедовой О.И., Свирина А.Н., Султанова Н.В., Шахматова А.А., Щепки-ной М.В. и ряда других исследователей древнерусской рукописной книги, иконописи и архитектуры XV-XVI веков появилась возможность подойти к изучению композиционного, символического и познавательного значения изображений монастырской архитектуры Руси, представленной в житийной иллюстрации XVI века.

Предмет исследования - художественные особенности и функции изображений монастырской архитектурной среды в миниатюрах русских лицевых житий XVI века и их взаимосвязь с рукописным текстом.

Объект исследования - русские житийные миниатюры XVI века.

Целью настоящего исследования является изучение изображений монастырской архитектуры в миниатюре XVI века и классификация конструктивных их элементов, выявление общих композиционных принципов и закономерностей построения пространства житийной иллюстрации, изображающей древнерусские обители.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  1. Выявить состояние изученности проблемы и показать отношения предшествующих исследователей к проблеме значения архитектурной среды в миниатюрах лицевых житий XVI века.

  2. Изучить особенность изображения монастырей Руси в миниатюрах XVI века.

  3. Разработать классификацию изображений архитектурных элементов монастырских построек, представленных в житийной миниатюре.

  4. Проанализировать изображения строений обителей, представленные в житийных иллюстрациях XVI века, выявить их сходства и различия.

  5. Исследовать влияние монастырской архитектуры и ее расположение на миниатюре на течение художественного времени и скорость внутреннего движения в иллюстрации.

  6. Исследовать композиционные характеристики миниатюр XVI века с изображением монастырских ансамблей.

  7. Выявить характер композиционного построения разновременных сюжетов и установить последовательность их восприятия.

Методика исследования базируется на анализе житийных миниатюр XVI века. Исследование проводилось с использованием современных знаний в области книжного искусства Руси XVI века, архитектуры XV-XVI веков и изучения соответствующей литературы по данной проблеме.

В работе использовались разнообразные походы к исследованию. В одних случаях выводы формулировались в результате сравнительного анализа монастырской архитектуры, изображенной в миниатюрах XVI века и архитектуры обителей, представленной в рукописных житиях XV века. В других - выводы получены на основе анализа миниатюр XVI века; установлены их композиционные особенности, определено влияние архитектурных сооружений, изображенных в иллюстрациях, на характер шрифтового блока, на композицию листа и всего разворота в целом.

Научная новизна исследования. Разработана классификация изображений монастырской архитектуры, изучены композиционные особенности и своеобразие иллюстраций с изображением русских обителей.

В работе показано влияние изображений монастырской архитектуры на организацию художественного пространства средневековой миниатюры.

Выявлена композиционная связь житийной миниатюры, изображающей архитектуру русских обителей с блоком рукописного шрифта.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Изображения монастырских архитектурных сооружений, представленных в житийной миниатюре XVI века, позволяют целостно и органично соотнести несколько разновременных сюжетов в рамках единой графической композиции.

  2. Шрифтовой блок рукописных житий XVI века является композиционным дополнением миниатюр, образующим художественную целостность книжного разворота.

  3. Житийные миниатюры, изображающие архитектуру монастырей Руси, композиционно и стилистически связаны с житийными иконами и житийными циклами в росписях храмов.

  4. Изображения монастырских строений в миниатюрах XVI века определяют характер внутреннего и внешнего композиционного движения и влияют на его скорость.

  5. Архитектурная среда, изображенная в житийных миниатюрах имеет иконописную трактовку Художественного пространства иллюстраций и, в тоже время, своими средствами воспроизводит «мирское» природное окружение обителей.

Практическая значимость. Представлены способы прочтения символического художественного языка древнерусской миниатюры.

Результаты исследований могут найти применение при оформлении современной книги и при работах по реставрации памятников рукописного искусства.

Ряд положений, выводов приведенных в работе могут быть использованы в учебных пособиях по истории искусства и искусствознанию, теории графики и книжного искусства.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждены на плановых заседаниях кафедры Рисунка, живописи и композиции и ХТОПП МГУП* (Москва 1997, 1998, 1999), доложены на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и научных сотрудников МГУП (Москва 1998, 1999), депонированы в НИО Информ-культуры Российской государственной библиотеки. Всего 10 публикаций.

Структурное построение диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, к ним прилагается список использованной литературы (153 наименования). Приложение включает в себя 35 иллюстраций.