Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков Ван Сяо

Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков
<
Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ван Сяо. Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков: диссертация ... кандидата искусствоведения наук: 17.00.04 / Ван Сяо;[Место защиты: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2015.- 196 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. История развития искусства народной картины няньхуа 14

1.1. Появление и развитие народной картины няньхуа в Китае 22

1.2. Историография изучения народной картины няньхуа в Китае и за его пределами 40

Выводы по главе 1 65

ГЛАВА 2. Иконография народной картины няньхуа в период династии Цин 67

2.1. Иконография цинских няньхуа. Герои и сюжеты 71

2.2. Региональные особенности композиции и техники исполнения народной картины няньхуа в разных регионах Китая 92

2.3. Влияние офортов цинского императорского двора на развитие народной картины няньхуа 112

Выводы по главе 2 124

ГЛАВА 3. Народная картина няньхуа в современном Китае. Типология сюжетов и образов 126

3.1. «Календари» времен Китайской Республики 128

3.2. Художественные и сюжетные особенности няньхуа в период Второй мировой войны 142

3.3. Характерные особенности няньхуа нового Китая 151

Выводы по главе 3 170

Заключение 172

Библиография

Историография изучения народной картины няньхуа в Китае и за его пределами

Народные картины занимают особое место в китайском народном искусстве. Они берут начало от древних изображений богов-хранителей входа, которые исконно имели охранительное и сакральное значение, воплощая в себе народные верования в небожителей, и постепенно становятся неотъемлемой частью праздничных поздравлений, молитв о благополучии и счастье, о защите от бедствий [142, с. 26-27]. Народные картинки, как правило, расклеивают на двери в канун празднования китайского Нового года (№, синьнянь) с пожеланиями счастья (см. прил. 3 илл. 1–10), откуда и взялось их название — няньхуа, «новогодняя картинка»

Названия разновидностей картин зависят от размера, способа или времени их изготовления. Так, няньхуа, представляющие собой цельное изображение, называются гунцзянь а картины, состоящие из трех частей — саньцай ( Н if ), те няньхуа, изображения которых отличаются большей тщательностью в прорисовке деталей, называются хуагунцзянь (ШШ с) или хуасаньцай ([ESlH f), а няньхуа с золотым напылением относятся к категории цзиньгунцзянь (&%:). Картины, изготовленные до июня, объединяют в категорию весенних, после июля и августа — осенних [118, с. 30-32].

Цена на китайскую гравюру обычно невелика, цветные отпечатки с деревянного клише отвечают рыночной потребности в массовом производстве. Такая гравюра называется «няньхуа», но ошибочно полагать, что к ней относятся только ксилографические гравюры, использующиеся для того, чтобы проводить старый год и встретить новый («няньхуа», как уже было сказано, дословно переводится «новогодние картинки»). Практически только часть ксилографических гравюр развешивалась с этой целью в канун Нового года.

Изображения «мэньшэней» — богов-хранителей входа (см. прил. 3 илл. 35), располагающиеся на главных воротах и подверженные воздействию солнца, ветра и других факторов, легко повреждались, поэтому раз в году требовали замены; а изображения бога очага (см. прил. 3 илл. 15, 16) ежегодно сжигались во время жертвоприношения, поэтому также была необходимость заменять их на новые. Кроме того, ежегодно отмечались дни различных божеств-хранителей (см. прил. 3 илл. 17, 18, 19, 22, 24, 26), во время которых следовало приносить в жертву гравюру.

Существовали и няньхуа с аллегорическими изображениями божеств (см. прил. 3 илл. 20, 21, 23), которые в свадебную пору способствовали зачатию ребенка, а в дальнейшем — благоприятному протеканию беременности. Прочие няньхуа, не требующие ежегодного обновления, включают сюжеты из повседневной жизни, иллюстрации к романам, повестям и легендам, к ним относятся и гравюры на тему традиционных театральных постановок [120, с. 33–36]. И, наконец, существовали ксилографы, использовавшиеся для оформления светильников, изготовления вееров, бумажных змеев и райков (ящики с передвижными картинками). Произведения няньхуа занимают значительное место в китайском фольклоре, уходя своими истоками глубоко в народную культуру, они отражают психологию, вкусы простых людей, показывают особую прелесть народной жизни, заслуживая тем самым глубокую любовь китайцев. За длительное время своего развития няньхуа стали ценнейшим фольклорным наследием, придав простой и гармоничной форме выражения насыщенный крестьянский колорит. Со стремительным развитием науки в настоящее время становится возможным через изучение народной картины не только исследовать китайский народ, особенности его мышления, культуру, нравы и быт на различных исторических этапах, но также понять всю ценность няньхуа как источника, незаменимого при исследованиях в области истории, теологии и фольклора [158, с. 4]. Народная картина по праву считается ценнейшим культурным наследием, хранящим в себе опыт и наставления последующим поколениям; зародившаяся и вышедшая из народа, она может раскрыть и пояснить многие особенности китайской культуры и психологии.

Няньхуа, будучи тесно связанными с древними первобытными верованиями, появились в период наивысшего развития китайской культуры при династии Тан (618–907 гг.), формировались в условиях многогранной и насыщенной городской жизни в правление Сунской династии (960–1279 гг.) и достигли своего расцвета в мирное и спокойное начало правления цинского императора Гуансюя (1871–1908 гг.), став с течением времени одним из любимых видов народной живописи Китая [122, с. 58]. По мере повышения уровня жизни и увеличения населения росли потребительские нужды, а также требовательность к внешнему облику продуктов, в том числе и произведений искусства. Это неизбежно вело к расширению и все большему многообразию художественных форм в искусстве. В народной картине этот процесс нашел отражение, в частности, в переходе к ксилографическому способу печати и увеличению, таким образом, числа копий, позволив няньхуа стать особым видом китайского изобразительного искусства, в котором сочетаются характерные черты рисунка и гравюры. Все мастера няньхуа были в первую очередь высококлассными портретистами. На начальных этапах, для того чтобы сохранить в тайне технологию изготовления картины, копии с исходной гравюры снимались с помощью бумаги, а затем поступали в продажу [127, с. 13].

Региональные особенности композиции и техники исполнения народной картины няньхуа в разных регионах Китая

Композиция картины создает в первую очередь особый художественный мир, наполняемый при помощи различных приемов особым смыслом. В благопожелательных картинах настроение пребывания в праздничной атмосфере создается благодаря сочетанию особых символов и атрибутов картины, специфическому взаимопроникновению идей и реалий [11, с. 25]. Считывание этих символов в силу культурной принадлежности зрителя, его включенности в определенную метафорическую атмосферу рождает самостоятельное переживание уже знакомых ему ощущений. Подобный эффект благотворно влияет на зрителя, регулярно стимулируя этот процесс вспоминания и переживания положительных эмоций.

Народные картины из Чжусяньчжэнь (пров. Хэнань) имеют более чем тысячелетнюю историю и характеризуются пятью отличительными признаками:

Композиция народных картин Чжусяньчжэнь строится согласно традиционным принципам: четкое разделение персонажей на главных и второстепенных, гармоничное сочетание различных по длине и толщине линий, позволяющее добиться эффекта движения [66, с. 92]. Кроме того, эти няньхуа обладают огромной художественной, научной и исторической ценностью, вобрав в себя реалии современной им эпохи.

Уцянские няньхуа (пров. Хэбэй) обладают теми же признаками, что и чжусяньчжэньские няньхуа. Среди уцянских народных картин есть картины, украшающие двери, окна, светильники, доуфан, чжунтан, а также предназначенные для расклеивания на стены, потолок, имеются парные надписи для дверей и резные ширмы. Для коровника и конюшни также существуют специальные народные картины [66, с. 95].

По имеющимся данным, уцянские няньхуа появились в конце династии Сун (960–1279) и начале Юань (1280–1368), а расцвет их пришелся на время правления династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911). События начала XX века, положившие конец существованию империи, повлияли и на этот район, его экономическое и культурное положение: многие мастерские были уничтожены, в настоящее время работают лишь около сорока производств. В 1985 году согласно постановлению хэбэйского министерства культуры был учрежден первый специализированный музей — Уцянский музей няньхуа. В 1992 и в 1994 годах были проведены два съезда, посвященные китайским няньхуа, а в декабре 1993 года Министерство культуры Китая официально провозгласило поселок Уцян «поселком картин няньхуа» [66, с. 56].

Народные картины из Янлюцин (г. Тяньцзинь) впервые появились в начале правления династии Мин и практически сразу стали крайне популярными не только на севере, но и по всему Китаю. Сюжеты этих няньхуа часто заимствовались из театральных сценок, на них нередко можно увидеть красавиц и пухлых детей — символ благополучия. При изготовлении этих народных картин на некрашеную основу наносилась резьба, а в некоторых случаях — черные откопированные или отпечатанные линии, и в зависимости от желаемого результата, предпочтений и стиля каждого художника глубина (в случае с резьбой) и ширина этих линий могла различаться [138, с. 35]. Использование способа, совмещающего печать и раскрашивание, позволяло достичь красочности, изящества линий и реалистичности изображения. Это дало возможность янлюцинским няньхуа стать одними из самых известных в Китае. Янлюцинские картины отличают интересный сюжет, богатая символика, композиционная насыщенность. Народные картины из Таохуау зародились во времена династии Мин. К настоящему времени в провинции Сучжоу работает 10 мастерских, выпускающих в год более миллиона народных картин, многие из которых сохранили стиль художников минского периода, таких как Чжан Синцзюй, Чжан Вэнцзюй, Вэй Хунтай, Люй Юньлинь, Лу Фушунь, Лу Цзяшунь, Мо Сянчжай, Чжан Цзай, Тан Юань, Чжан Линь, Ли Сянцзе. Богатая палитра красок, лаконичность линий, простота и четкость — именно эти черты присущи няньхуа из Таохуа [43, с. 78]. В основном сюжеты обращаются к скрытым за символичностью бытовых предметов поздравлениям, сценкам из народной жизни, традиционному китайскому театру, пейзажам. Няньхуа из Таохуау изготавливаются тремя способами — рисование, гравирование и печатание. За долгий период существования этого вида искусства местные мастера и художники заимствовали и внедрили достижения как китайской, так и западноевропейской живописи, создав свои особые технологии производства. Технологический процесс обычно делится на создание эскиза, гравировку, печать и раскрашивание, а также наклеивание на основу (раскрашивание лиц персонажей) [113, с. 25]. Главным инструментом в процессе гравировки служит нож для вырезания в сочетании с гнутым долотом, плоским долотом, игольчатым долотом и подрубом.

Народные картины из Янцзябу (пров. Шаньдун) насчитывают более 500 лет истории. Получив расцвет при династии Цин, они распространились в низовьях реки Хуанхэ. Этим няньхуа присущи яркие цвета, широкие линии; чаще всего их можно увидеть на дверях китайских домов, на бумажных фонарях [111, с. 57]. Пожалуй, именно для этой разновидности картин особенно характерны народный колорит и праздничный вид, поскольку их использовали по праздникам.

Народные картины Пухуэй из Гаоми выделяются среди других картин няньхуа. Они появились в династию Мин и получили распространение при цинской династии. Их история насчитывает более 500 лет. Эти картины отличает особый тип ручной росписи. Наиболее сложным является способ, при котором используется ветка ивы для нанесения контура, в дальнейшем пускают в ход копировальную кальку (с одной такой кальки можно отпечатать до 10 копий) [111, с. 63]. После нанесения черными чернилами контура рисунка плоскость покрывают красками, оттеняют лицо, для завершения образа наносят золотое напыление. Пожалуй, этот тип няньхуа самый изящный, искусный и тонкий по работе, стоящий ближе всего к классической китайской живописи.

В народных картинах Пухуэй цвета подбираются мягкие, в цветовой гамме нередко используются контрасты, позволяющие акцентировать персонажей, но на основе пастельных, спокойных тонов. Этот способ существовал еще в Древнем Китае, до появления ксилографии. Изначально в традиционных китайских няньхуа превалировал черный цвет, однако при династии Цин наметилась тенденция к красочности. В основе сюжета лежали народные сказания, предания о Цзаоване, боге очага, который отправлялся с докладом о добрых и плохих делах к небесному владыке, Цайшэне — боге богатства (см. прил. 4 илл. 83, 100, 102, 103).

Влияние офортов цинского императорского двора на развитие народной картины няньхуа

Календари имели огромный спрос, так как сочетали в себе практичность коммерческой рекламы и календаря с эстетической составляющей картины, которая со временем стала непременным атрибутом дома каждого шанхайца. Постепенно календари распространились по всей стране, выйдя за пределы одного лишь Шанхайского округа [125, с. 198]. По данным издания «Иллюстрированный Компаньон», календарных няньхуа, нарисованных одним из самых известных художников того времени Се Чжигуаном, выходило тиражом более ста тысяч в год.

Третий период — 1936–1949 годы. Здесь календарные няньхуа по содержанию и форме отличаются от двух предыдущих этапов. Основной причиной возникновения этих изменений является не что иное как состояние общества, погрузившегося в хаос и экономический коллапс, вызванный вторжением японских войск на территорию Китая и последовавшей затяжной освободительной войной. Экономический ущерб был фатальным. Абсолютная политическая, экономическая и культурная стагнация и отсутствие каких-либо, в том числе и человеческих, ресурсов, на тот момент задействованных в войне, привели к деградации вида календарных няньхуа [125, с. 201]. В течение этого периода картины скучны, однообразны, похожи по форме и содержанию: как правило, в центре композиции размещался портрет девушки с рекламной информацией в углу. Редко, когда сюжет картины был хоть как-то связан с содержанием рекламы.

Во время Второй мировой войны, с усилением в обществе настроений патриотизма и национального достоинства, стали появляться календарные няньхуа, агитирующие против японской агрессии и вдохновляющие на борьбу с иноземными захватчиками [125, с. 206–207]. Производители часто использовали тему антияпонской борьбы для продвижения своего товара (см. прил. 5 илл. 133, 139).

Влияние гравюр из Таохуау на календарные няньхуа.

Сучжоу расположен в юго-восточной провинции Цзянсу, дельте реки Янцзы, к востоку от Шанхая. Этот регион имеет богатое культурное наследие именно благодаря своему географическому положению: Сучжоу находится очень близко к Шанхаю, что и определило культурное взаимопроникновение между этими городами на протяжении всей их истории [106, с. 86].

Таохуау, городок, расположенный близ Сучжоу, стал колыбелью китайской народной картины няньхуа. Пройдя длительную историю развития печати картин с помощью деревянных оттисков, таохуауская традиция и технология постепенно начала изживать свой век вместе с приходящей в упадок империей Цин. Как раз на пике этого падения получил расцвет другой вид няньхуа — календарные картины [125, с. 45]. Несмотря на то, что эти два вида во многом отличны друг от друга, при детальном анализе видно, что таохуаусские няньхуа оказали сильное влияние на новый вид календарных картин как в плане тем и сюжетов, так и в художественных приемах.

За исключением небольшого количества написанных от руки картин, основную массу таохуауских няньхуа составляют гравюры на дереве [123, с. 96]. К моменту появления календарных няньхуа гравюры из Таохуау насчитывали более чем тысячелетнюю истории развития, имели особенный, только им присущий стиль и сюжеты, в основном базирующиеся на народных историях и театральной драме. Ближе к концу династии Цин, с появлением западных технологий печати, традиционные технологии деревянного оттиска уступают место гравюре на металле [123, с. 106]. Таким образом, традиция таохуауских няньхуа приходит в упадок, присущие им художественные приемы постепенно исчезают под давлением новых художественных видов из динамично развивающихся европеизированных мегаполисов.

В тот момент Европа находилась на этапе перехода от кустарного прикладного искусства к индустриальному. Новые продукты и приемы ведения бизнеса проникли в Китай, и, чтобы быть здесь успешными, им необходимо было соответствовать китайской действительности. Чтобы сбыть продукт, нужно было сообщить покупателю необходимость его приобретения, но привычные для Европы методы не работали. Требовалось связующее звено между европейской и китайской культурами, которое бы существовало в обеих культурах, было понятно и знакомо простому народу, отвечало современному развитию и было способно эффективно разрекламировать товар [125, с. 93–96]. В тех условиях няньхуа были наиболее 136 предпочтительны. Поэтому в Шанхае и начали печатать календари, дублирующие солнечный и лунный циклы, с изображениями пейзажей или портретами девушек, целью которых была реклама товара. Такие календари дарились при покупке товара в предновогодние дни. С течением врмени и ростом популярности календарных картин стали изготавливать и ежемесячные календари [93, с. 178]. Постепенно различные традиционные мотивы и темы также перекочевали на поверхность календарей, что означало окончательный упадок традиции няньхуа из соседнего региона Таохуау.

Художественные и сюжетные особенности няньхуа в период Второй мировой войны

Народная картина представляет собой своеобразное явление в традиционном изобразительном искусстве, является примером мудрости и наблюдательности китайского народа, его образного мировосприятия. Изучение процесса эволюции народной картины позволяет глубже понять историческую роль данного вида искусства в жизни китайского общества, а раскрытие глубинного смысла образов и иконографии няньхуа дает возможность по-новому взглянуть на другие виды народного искусства, понять истинное значение няньхуа для мирового искусствоведения.

В ходе диссертационного исследования сделаны следующие выводы:

1. Различные внешние факторы привели к формированию нескольких различных традиций и школ, отличающихся по форме и содержанию, разнящихся внешне, но при этом остающихся верными классическим сюжетам и образам няньхуа. В то же время внешние факторы привели к адаптации техник и художественных приемов, присущих западноевропейской художественной традиции, значительно обогативших вид народной картины;

2. В диссертации определены четыре основных региона производства няньхуа — Чжусянь, Таохуау, Янлюцин и Мяньчжу, — сформировавших основные художественные направления в рамках вида няньхуа; приведена их сравнительная классификация, позволившая четко определить развитие иконографии и сюжетов в народной картине;

3. Несмотря на столь очевидные различия между разными регионами производства, на столь очевидную разницу между историческими периодами создания картин, еще более очевидна иконографическая преемственность различных жанров и форм внутри художественного мира народной картины. Очевидна наследственная связь в содержании, сюжетах и коннотациях, идущая из поколения в поколение, из эпохи в эпоху, сохранившая общие для няньхуа ценности, образы и художественно-эстетические каноны.

4. Многие традиционные жанры няньхуа оказались стилистически гибкими, и были преобразованы в новые исходя из насущных общественно-политических задач. Иконография и сюжеты народной картины претерпели значительные изменения. Наиболее легкими для переработки стали благопожелательные, календарные и декоративные парные наддверные картины мэньхуа с образами рабочих, крестьян, солдат. Типичный пример таких «осовремененных» картин — календари с сюжетами о кооперации в деревне; традиционная форма благопожелательных няньхуа с видами плотин и линиями электропередач, с изображениями строек; парные картины, призывающие встать на защиту государственных рубежей, любить родину, собирать богатый урожай и т. д.

5. Ведущую роль в искусстве няньхуа второй половины ХХ века играет общественно-политическая и бытовая тематика, портрет. В свете новой концепции культурного развития Китая перед художниками няньхуа встала задача — на основе нового реалистического метода отражать общественные события, создавать образы новых людей, героев, рабочих, портретные образы партийных руководителей, показывать их труд и борьбу.

6. На примере приведенного в данном исследовании сравнения специфики четырех основных регионов производства няньхуа можно проследить влияние изменений в самых различных сферах жизни общества на развитие стилей и техники, а также оценить значение зафиксированных в художественном мире народной картины исторических и культурных процессов.

Искусство китайской народной картины няньхуа чрезвычайно сложно и многообразно. Каждая жанровая форма представляет интерес для самостоятельного исследования. Однако для такого дифференцированного изучения каждого жанра необходимо осмысление явления няньхуа как художественной целостности, четко структурированной и развивающейся по своим специфическим законам, что и было осуществлено в диссертационном исследовании.

Похожие диссертации на Иконография китайских новогодних картин «Няньхуа» XVII–XX веков