Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Инновации в живописи второй половины XX в. : искусствоведческий анализ Молчанова, Лилия Анатольевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Молчанова, Лилия Анатольевна. Инновации в живописи второй половины XX в. : искусствоведческий анализ : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Молчанова Лилия Анатольевна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2012.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/149

Введение к работе

Актуальность темы исследования связана с необходимостью изучения влияния переломной эпохи на появление инноваций в живописи.

Проблема новаторства наиболее кардинальна в развитии искусства, независимо от исторического периода. Новое ощущение художника в современном мире, вытекающее из коренной ломки всех ранних установлений и представлений социального, онтологического и психологического порядка, выразилось в поисках новых способов выражения.

В границах сжатого периода совершался процесс обновления как
самой действительности, так и духовного мира художника: действи
тельность открыла ему свои неведомые ранее стороны и новые аспек
ты их восприятия; привела к формированию нового художественного
мышления. Ориентация общественной жизни с середины XX в. на ин
формацию и знание, виртуализацию и глобализацию привела к возрас
танию роли инноваций. Эти явления затронули все аспекты человече
ской деятельности, в том числе отразились и на культуре. Спровоци
рованный инновациями резонанс в искусстве как одной составляющей
культуры требует теоретического осмысления инновационной про
блематики. ..-,.,. - Ч»(--

Степень научной разработанности проблемы. Проблема нова- ... торства давно стала предметом исследований в области философии и психологии искусства. Так, представители немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель) возникновение нового и неповторимого в искусстве связывали с талантом и гениальностью.

Тема нововведений (новаций) изучалась отечественными искусствоведами в советский период, но в основном в отношении зарубежного искусства или российского искусства рубежа XIX-XX вв. В искусствоведческих исследованиях В.М. Алпатова, И.Я. Богуславской, Е.Ю. Деготь, Ю.Д. Колпинского, Е.Ф. Кожиной, В.Н. Лазарева, М.Г. Неклюдовой, Ц.Г.Несселынтраус, Е.И. Ротенберга, Д.В. Сарабьянова, И.А. Смирновой и других тема новаторства рассматривается на основе анализа развития школ, направлений и стилей.

Так, М.Г. Неклюдова в работе «Традиции и новаторство в русском искусстве конца ХІХ - начата XX вв.» (1991 г.) исследует то, как новое мироощущение и миросозерцание концепции всеобщего бытия и представлений о прошлом, настоящем и будущем во многом определили своеобразие эстетического мышления, потребность воплотить новое содержание в соответствующих ему новых пластических формах, с чем связывалась идея создания большого современного стиля, способного выразить художественные и этические идеалы времени. Взаимодейст-

вие традиции и новаторства в искусстве рассматривается в работах В.В. Ванслова, Р.Н. Джангужина, Ю.Д. Колпинского, посвященных проблемам эстетики. Исследователи особенностей этнической культуры С.А Арутюнова и СВ. Лурье рассматривают взаимодействие традиции и новации в культуре.

В западноевропейской науке существует традиция анализа культуры XX в. в контексте развития техники (Й. Хейзинга, Э. Фромм, К. Манхейм, А. Тойнби, Г. Маркузе, А. Моль и др.). Большинство исследователей фиксируют «болезненный» характер целостного организма культуры.

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. стали актуальными вопросы взаимосвязи культуры со средствами массовой информации (В.А. Ку-тырев, Л.А. Коробейникова, СП. Батракова, О. Юшкова).

Своеобразию художественных процессов отдается приоритет в работах Г.Ю. Стернина, Д.В. Сарабьянова, М.Г. Неклюдовой, Н.А. Дмитриевой, Д.С Лихачева, А.К.Якимовича. Создание новых систем эстетических категорий, выявление новых аспектов закономерностей развития культуры Л.Н. Гумилевым, Ю.М. Лотманом, А.Ф. Лосевым, М.С Каганом позволяют наиболее полно изучать интересующие нас понятия «инновация», «традиция», «художественный образ».

Значительный вклад в исследование проблем развития искусства второй половины XX в. внесли иностранные специалисты. В частности, они выработали терминологический язык, который объясняет новые формы выражения в изобразительном искусстве. Теоретиками философии искусства, среди них Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, У. Эко, Ф. Джеймисон, А. Моль, были введены такие понятия, как «постистория», «репродукция произведения искусства», «симулякр», «симуляция творчества».

В рамках философии постструктурализма происходило изучение феномена постмодернистского искусства в 1970-1980-е гг. Западные искусствоведы (Р. Барт, И. Хасан, Б. Гройс и др.) разработали систему оценок и комментариев постмодернистских произведений искусства, описали их признаки и свойства. В 1990-е гг. представители отечественного искусствознания провели анализ произведений постмодернизма в отечественном изобразительном искусстве (Е.А. Бобринская, А.А. Кур-бановский и др.). Так, А.А. Курбановский изучил тенденции новейшего искусства на примере художественной жизни Санкт-Петербурга конца XX в. В своих исследованиях он опирается на труды ведущих западных теоретиков, которые рассматривали явление постмодернизма комплексно, с точки зрения эстетики, психоанализа, литературоведения. К ним в первую очередь относятся сочинения Ж.Ф. Лиотара, Ж. Бод-рийяра, Ж. Дерриды, Ф. Джеймисона, П. Козловски, У Эко, в которых

явление постмодернизма рассматривается в эстетическом аспекте. Западные искусствоведы используют методики указанных выше дисциплин, к примеру, исследования постмодернизма А. Бонито Олива в 1970-1980-е гг. В работах российских эстетиков и культурологов В.В. Бычкова, В.М. Диановой, И.П. Ильина, Н.Б. Маньковской раскрываются философско-мировоззренческие основы постмодернизма.

Н.А. Бердяев и Г.Г. Гадамер обращают внимание на роль индивидуальности в формировании художественного образа. В диссертационной работе Н.В. Коптель исследована проблема изменения художественного пространства во второй половине XX в.

К наиболее важным отечественным и зарубежным работам об искусстве второй половины XX в. относятся монографии и научные статьи таких авторов, как Е. Ю. Андреева, Б. Тейлор, К. Хоннеф, В. Хоф-ман, В.А. Крючкова, А.Е. Обухова, М.В. Орлова, Н.Б. Маньковская, М.Т. Кузьмина, Л. Рейнгард, B.C. Турчин и др. Так, в теоретическом исследовании В. Хофмана, посвященном изобразительному искусству

XX в., сравниваются абстракционизм и натурализм. Автор утверждает,
что новации в искусстве XX в. опираются на предшествующую худо
жественную практику и имеют родство с искусством Средних веков,
Ренессанса или таким стилем, как маньеризм. Изобразительное искус
ство XX в. рассмотрено В. Хофманом во всем многообразии его фор
мальных и мировоззренческих поисков.

Общий художественно-исторический и теоретический контекст искусства второй половины XX в. представлен в работах Е.Ю. Андреевой «Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала

XXI в.» и «Все и ничто: символические фигуры в искусстве второй
половины XX в.». В первой работе автор последовательно исследует
смену концепций современного искусства, затрагивая его основные на
правления: абстрактную живопись, поп-арт, неодад, минимализм и др.
Во второй работе проанализированы ключевые художественные явле
ния и персоналии искусства второй половины XX в.

Английский искусствовед Б. Тейлор в монографии «Art today: Актуальное искусство 1970-2005» рассмотрел тенденции развития искусства последней трети XX - начала XXF в. Его работа служит актуальным источником для изучения инноваций в живописи данного периода. Автор считает, что основными причинами появления множества инноваций в искусстве являются высокие технологии, Интернет, обострение социальных противоречий, межконфессиональные конфликты. При этом исследователь разделяет развитие искусства последних тридцати лет XX в. на два периода: 1970-е - конец 1980-х гг. - период, для которого в искусстве характерен отказ от устоявшихся художественных форм, модернизма в частности; конец 1980-х - начало 1990-х гг., когда в готовые формь/ вернулся образ.

При всем многообразии перечисленных трудов проблема изучения особенности проявления и сущности инноваций в живописи остается открытой и требует специальных исследований, позволяющих дополнить картину развития искусства второй половины XX в.

Цель диссертации заключается в теоретическом осмыслении особенностей инноваций в живописи второй половины XX в. как адекватной формы самовыражения творческой личности в конкретном культурно-историческом контексте.

Задачи исследования:

  1. рассмотрение понятия «инновации в живописи»;

  2. определение степени влияния уровня развития техники и средств массовой информации на искусство второй половины XX в.;

  3. осмысление конкретного историко-художественного материала, представляющего инновационные тенденции в живописи второй половины XX в.;

  4. составление периодизации появления инноваций в живописи во второй половине XX в.;

  5. исследование классификационных признаков инноваций в живописи второй половины XX в.

Объект исследования - основные инновации в живописи второй половины XX в.

Предмет исследования - особенности проявления инноваций в живописи второй половины XX в.

Хронологические рамки исследования - вторая половина XX в. Такие временные рамки позволяют проследить динамику появления инноваций в живописи с середины прошлого столетия до наших дней, изучить основные этапы новейшей художественной практики и исследовать сущность инноваций. Во второй половине XX в. произошел переход от модерна к постмодерну во всех сферах общества. Искусство модернизма, возрожденное в послевоенное время в США, переходит во второй половине 1960-х гг. в постмодернизм. Если модернизм характеризовался как новация, то основой искусства постмодерна можно назвать инновацию.

В связи с тем, что необходимо переосмысление проявления инноваций в общемировой практике современной живописи, территориальные рамки исследования не имеют чётких границ. В частности, рассмотрены произведения художников западноевропейского и американского искусства, а также представителей других стран: Чехии, Японии.

Методология и методы исследования. Методика исследования предполагает комплексный подход, что означает изучение теоретических концепций и художественной практики в совокупности. Объект и предмет исследования обусловили сочетание философско-эстетического и искус-

ствоведческого подходов. Сравнительно-исторический метод способствовал выявлению связей между художественными процессами и задачами теории искусства. В технологии исследования применены системный, искусствоведческий, логический, описательный, хронологический и типологический методы, а также сопоставления и стилистического анализа.

Теоретико-методологическим обоснованием данного исследования являются научные труды по истории и теории искусства, эстетике, философии искусства, истории западноевропейского и американского искусства, а также фактические материалы, касающиеся живописи второй половины XX в.

Данное диссертационное исследование базируется на следующих основных искусствоведческих и культурологических концепциях:

социально-философские исследования и прогностические концепции постиндустриального социума (Р.Ф. Абдеев, Ж. Лиотар, А. Тойнби, Л.А. Коробейникова);

историко-культурные исследования (А.Я. Гуревич, Л.М. Каган, А.Ф. Лосев, Й. Хейзинга);

постмодернистские концепции эстетики (М. Фуко, Р. Барт, Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, У. Эко, Н.Б. Маньковская);

исследования, посвященные проблемам глобализации, виртуализации общества (Ж. Деррнда, С. Хантингтон, Н.А. Чешков, В.А. Ку-тырев, Н.А. Носов);

концепция социального функционирования искусства и понимания истории искусства как части общего историко-культурного процесса (Б.М.Бсрнштенн, Г. Гром, М.С. Каган, О.А. Крпвцун);

концепция современного искусства как сложного синтетического феномена, включающего в себя многообразные виды и формы творческой практики (ЕЛО. Андреева, Б. Гройс, А.В. Карпов, Б. Тейлор, В. Хофман, СП. Батракова, В. Беньямин, В.М. Дианова, А.К. Якимович).

Источники исследования:

  1. научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций и др.) по изобразительному искусству, теории и истории искусства, философии искусства, теории и практике искусства второй половины XX в.;

  2. научные каталоги и пресс-релизы следующих музейных экспозиций и галерейных выставок: галерея Тейт (Лондон, Великобритания), Музей современного искусства и Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Музей современного искусства «Луизиана» (Хумлебек, Дания), Музей Кайзера Вильгельма (Крефельд, ФРГ), Государственный музей искусства и дизайна (Нюрнберг, ФРГ), галереи Карсен Грев и Стадлер (Париж, Франция), Национальная гале-

рея искусств (Вашингтон, США), Норденхаке (Стокгольм, Швеция), художественный музей Куму (Таллин, Эстония);

  1. специализированные периодические издания, освещающие актуальные события художественной жизни, анализирующие современную художественную ситуацию, а также рецензирующие ключевые события и проекты («Художественный журнал», «Искусство», «Арт-хроника» и др.);

  2. информационно-художественные интернет-порталы, освещающие события художественной и культурной жизни, персональные сайты художников, сайты музеев, галерей, фестивалей и ярмарок современного искусства (, , , , и др.).

Анализ введения тех или иных инноваций был осуществлен на основе произведений разных художников с целью как прослеживания общих намечающихся линий, так и раскрытия отдельных, наиболее характерных творческих модификаций одной и той же инновации. Но поскольку искусственное разделение такого единого явления, как творчество каждого мастера, грозит известным упрощением и схематизацией, то одновременно даются примеры более целостного рассмотрения творчества некоторых художников в аспекте интересующей нас проблемы. Были изучены произведения, созданные художниками в рамках исследуемого временного интервала, а также для сравнения -произведения западноевропейской и американской живописи данного периода.

Научная новизна полученных результатов

  1. Предложено и обосновано определение понятия «инновации р. живописи».

  2. Исследовано влияние развития техники и средств массовой информации на искусство второй половины XX в.

  3. Произведен анализ художественных произведений, представляющих инновационные тенденции в живописи второй половины прошлого столетия,

  4. Выделены периоды появления инноваций в живописи исследуемого периода.

  5. Разработана и обоснована классификация инноваций в живописи.

Практическая и теоретическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших теоретических изысканиях и исследованиях истории живописи, при подготовке учебных пособий, разработке лекционных курсов по истории и теории живописи второй половины XX в. В научный оборот вводится теоретический, исторический и критический материал.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Появление инноваций в изобразительном искусстве связано с культурными изменениями в обществе, развитием техногенной цивилизации и, в отличие от традиционных цивилизаций, ориентируется на непрерывный и постоянно убыстряющийся научно-технический прогресс, который непосредственно влияет на художника.

  2. Инновация в живописи - это использование новых технологических приемов при создании художественного произведения, новых предпочтений художника в духовной сфере. Инновации в живописи -это результат исследований, разработок, новое или усовершенствованное художественное решение. Сущность нововведений в живописи составляет наиболее точное отражение духовно-культурных поисков художника в нетрадиционном способе выражения. Инновация в живописи - это культурно-социальный феномен, представляющий собой реакцию художника на этический и эстетический климат общества. При этом форма выражения зависит во многом от нравственных потребностей самого общества.

4. Выделены следующие периоды появления инноваций в живо
писи во второй половине XX в.:

первый период - 1945 г. - начало 1960-х гг. - возвращение к идеям модернизма начала XX в.;

второй период - 1960-е гг. - появление искусства без шедевра, без художника, без музея;

третий период - 1970-1990-е гг. - возврат интереса к изобразительности, цвету и фигуративности, но с обращением к живописи мирового культурного наследия.

5. Предложена классификация признаков инноваций в живописи:

по типам (изобразительно-выразительные, технико-технологические, образно-тематические);

инновационному потенциалу нововведения в живописи (радикальные, комбинаторные, модифицирующие);

принципу отношения к своим предшественникам («замещающие», «отменяющие», «возвратные»);

масштабу новизны (индивидуальные, групповые (элитарные), общезначимые);

причине появления в живописи (авторская, внутренняя потребность художника в изменениях, реакция на культурные, политические, социально-экономические изменения в обществе; заказные инновации).

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в докладах и сообщениях: на научно-практическом семинаре «Проблемы отечественного искусствознания на рубеже XX-XXI столетий» (Барнаул, 2004); V Всероссийской научно-технической конференции, посвященной 70-летнему юбилею фило-

софской науки на Алтае «Интеллектуальный потенциал ученых России» (Барнаул, 2005); научно-практической конференции «Формирование художественной культуры личности в пространстве университетского образования как условие успешного развития современного общества» (Барнаул, 2005); научно-практическом семинаре «Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства» (Барнаул, 2005; 2006); региональной научно-практической конференции «Третьи Снитков-ские искусствоведческие чтения» (Барнаул, 2008). Материалы исследования обсуждались на заседании кафедры истории отечественного и зарубежного искусства факультета искусств Алтайского государственного университета.

Структура и объем диссертации определяются целями и задачами исследования. Работа содержит введение, две главы (6 параграфов), заключение, библиографический список, иллюстрации, приложения (информационно-аналитические таблицы). Основной текст диссертации составляет 124 станицы, общий объем исследования - 151 страница.

Похожие диссертации на Инновации в живописи второй половины XX в. : искусствоведческий анализ