Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Итемгенова Бекзат Упышовна

Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий
<
Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Итемгенова Бекзат Упышовна. Интерпретация этнокультурных традиций в живописи художников Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетий: диссертация ... кандидата : 17.00.04 / Итемгенова Бекзат Упышовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет], 2017.- 163 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Этнокультурная компетентность мастеров казахского изобразительного искусства и ее роль в сохранении и развитии национальных этнокультурных традиций в современном художественном творчестве Республики Казахстан 14

1.1. Сущность понятий «Этнокультурная компетентность», «диалог культур», «традиция» 14

1.2. Усиление этнического начала в современном изобразительном искусстве Республики Казахстан как средство сохранения национальных художественных традиций 30

1.3. Роль Алматинского художественного училища им. Гоголя (ныне О. Тансыкбаева) в формировании национальной художественной школы Республики Казахстан 36

Глава II. Актуализация национального духовного начала в творчестве живописцев павлодарского прииртышья 42

2.1. Особенности творческого метода казахских живописцев как синтеза национальных истоков и влияния русско - европейской художественных школ 42

2.2. Проявление творческих индивидуальностей в произведениях изобразительного искусства современных живописцевПавлодара 60

2.3. Творчество Игембаева Ануара Есмухановича как выражение национальных особенностей в контексте влиянии западно-европейской художественной культуры .72

Заключение 100

Список сокращений 103

Список литературы и источников .104

Иллюстрации .115

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глубокие изменения,

произошедшие во всех сферах жизни независимой Республики Казахстана,
выдвигают ряд новых задач, связанных с осмыслением роли

изобразительного искусства в общей панораме художественной культуры.
Оно приобретает в этих условиях принципиально новый статус, формируется
целостная система «Государство-искусство-общество». Как следствие
появляются новые художественные произведения, отражающие и

выражающие происходящие в современном обществе процессы.

Показателен факт, что творческий ответ на вызовы Истории создается не только в центрах, крупных городах, северной и южной столицах, но и в регионах. В числе таких локальных по месту происхождения, но значимых по масштабу, произведения живописцев, чье творчество характеризуется органичным взаимодействием этнокультурных традиций и различных художественных школ. К таким художникам принадлежат и павлодарские мастера кисти А.Е. Игембаев, Г.Р. Каржасов, О.А. Шоранов и ряд их современников.

Художественный уровень произведений данных авторов позволяет

представить их не только казахскому, но и мировому сообществу. Это обусловлено тем, что живопись павлодарских мастеров, опираясь, на глубинные константы казахской традиции, органично претворяет их в контексте эстетических и стилистических принципов европейской и русской художественных школ.

Исходя из изложенного выше, данное исследование направлено на выявление и анализ этнокультурных традиций в контексте современного изобразительного искусства в творчестве трех ведущих живописцев Павлодарского Прииртышья. Будучи представителями одного культурно-исторического периода, они выражают и отражают посредством

художественного языка, казалось бы, одну и ту же картину мира. Вместе с

тем, творчество каждого из них отличается неповторимостью, наличием авторского стиля, присущего только состоявшимся мастерам. Произведения А.Е. Игембаева, Г.Р. Каржасова и О.А. Шоранова востребованы, узнаваемы в обществе.

Тем не менее, несмотря на то, что их лучшие произведения известны не
только в стране, но и за его пределами, их творческое наследие пока не стало
предметом научных исследований. Публикации о художниках

приурочиваются преимущественно к предстоящим выставкам, которые проводятся не только на Родине – в городе Павлодаре Республики Казахстан, но и других городах: это статьи в периодике на русском и казахском языках, каталоги. Что касается научных публикаций, то о них содержатся краткие сведения в учебниках по ИЗО, также дается анализ отдельных картин в трудах Ж.Таниевой, в материалах из интернет ресурсов.

Отсутствуют не только монографии, но и общие труды о творчестве ведущих художников Павлодарского Прииртышья. Все сказанное определяет актуальность темы диссертации.

Степень изученности проблемы. Тема исследования потребовала
обращения к таким общетеоретическим определениям, как «этнокультурная
компетентность», «диалог культур», «традиция», которые являются
предметом исследования искусствоведения и культурологии, эстетики и
философии. Специфика же искусствоведческого анализа заключается в
изучении особенностей и закономерностей развития современного

изобразительного искусства с целью определения вклада региона в
общемировую сокровищницу искусства и современный художественный
процесс. В связи с этим исследование предполагает междисциплинарный
подход в различных научных областях. В процессе исследования

использовались труды Р.А.Ергалиевой, А.Юсуповой, О.Батуриной,

А.Гaлимжановой, Г.Мухтаровой, в коллективном сборнике «Современное

искусство Казахстана, проблемы и поиски» (2002 г.) .Среди исследований
по казахскому изобразительному искусству для нас оказались актуальны
труды Р.А. Ергалиевой, в частности, «Этнокультурные традиции в

современном искусстве Казахстана» (2002), «Феномен степи в живописи»
(2008), посвященные рассмотрению генезиса, эволюции и специфики
национальной школы живописи сквозь призму традиционного

мирочувствования и мышления казахского народа2. В ходе анализа
привлекались также искусствоведческие, исторические и

культурологические исследования, посвященные изучению искусства
Павлодарского Прииртышья. В их числе - многочисленные публикации
ученых, историков, библиографов, журналистов, проведенных по программе
«Этнокультурные исследования Павлодарского Прииртышья (2001 – 2003
гг.), а также энциклопедии «Павлодарское Прииртышье» под редакцией
Е.Арына (Павлодар, 2003 г.). Это исследование Е.Ю.Личман «Развитие

станковой живописи Казахстана в середине ХХ века в контексте влияния
русской художественной школы» (2010). Нами также вовлечены в научный
оборот статьи искусствоведов Павлодарского Прииртышья опубликованные
в журналах и сборниках, в каталогах к республиканским, областным и
зональным выставкам (персональным и групповым), посвященые

художественному музею, творчеству отдельных мастеров и развитию
изобразительного искусства. Наиболее значимыми являются такие труды,
как каталог «Галым Каржасов» со вступительной статьей Н.Аверьяновой,
(Павлодар, 2000); каталог «Ануар Игембаев» под редакцией А.Канафиной,
Г.Шестопаловой со вступительной статьей Е.Червонцевой (Павлодар, 2004);
Каталог «Осербай Шуранов. Живопись» со вступительной статьей

Е.Дубовой «Контраст-дизайн» (Павлодар, 2000). Ценным в перечисленных печатных изданиях является практическое знание материала авторами, их

1 «Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски», сост.С..Кабдиева – Алматы: Фонд Сорос-
Казахстан, 2002- 248 с. - С.245.

2 Ергалиева Р. Феномен степи в живописи. - Алматы: Арда, 2008. - С.118

личное свидетельство и непосредственное участие в событиях

художественной жизни региона. Общее представление о культуре и
изобразительном искусстве Павлодарского Прииртышья содержится в

научных и научно-популярных статьях таких авторов, как Т.М. Степанская,
Б.Д. Кокумбаева, Е.Ю. Личман, Н.И. Денисова, Ж. Таниева. Немало

сведений о творчестве художников Прииртышья содержат опубликованные
каталоги и буклеты выставок, но, как правило, в них преобладают
биографические справки, но отсутствует искусствоведческий анализ даже
программных произведений А.Е. Игембаева, Г.Р. Каржасова и О.А.
Шоранова. Эти пробелы в некоторой степени восполняют краткие разделы в
учебниках по изобразительному искусству для общеобразовательных
учреждений. Тем не менее, в них доминирует биографическая информация,
не выделяются ключевые произведения, не раскрывается идейное духовное
содержание живописных образов. Исключение составляет научная статья
Р.А. Алимкуловой (Павлодарский государственный университет им.

С.Торайгырова)3. Традицией становится издание альбомов, в структуру
которых входят, как правило, вступительная статья и репродукции
произведений, в связи с чем ценность альбомов обусловлена презентаций
картин художников. Таким образом, как показывает проведенный краткий
анализ, творчество ведущих современных художников Павлодарского
Прииртышья все еще не стало предметом обстоятельного

искусствоведческого анализа, а потому и требует глубокого исследования.

Объект исследования. Изобразительное искусство Павлодарского Прииртышья.

Предмет исследования. Этнокультурные традиции в живописи художников Павлодарского Прииртышья.

3 Алимкулова Р.А Изобразительное искусство Павлодара. Взгляд со стороны… Павлодарский государственный университет им. Торайгырова, колледж. 2013.- С.6

Цель исследования: выявление и анализ национальных истоков творчества живописцев Павлодарского Прииртышья в контексте в контексте влияния европейской и русской художественных школ.

Достижение цели потребовало решения следующих задач:

рассмотреть этнические истоки современной национальной живописи;

выявить этапы творческого пути художников второй половины ХХ - начала ХХІ вв. в контексте казахских художественных традиций;

> определить программные и ключевые произведения художников Павлодарского Прииртышья;

> раскрыть индивидуально-стилевую специфику их живописи;

> доказать национальную природу мышления, представляющую новый этап развития традиционной живописной семантики со своей этнической системой художественно-выразительных средств;

рассмотреть многообразие форм интерпретаций этнокультурных
традиции в современной художественной культуре Республики Казахстан.

Хронологические рамки исследования: вторая половина XX -начало ХХІ столетий.

Территориальные рамки исследования: Республика Казахстан.

Источниковая база исследования. Специфика работы потребовала
использования достаточно широкого круга источников,

систематизированных с учетом характера проблематики. В процессе исследования были выявлены и использованы разнообразные источники:

Опубликованные источники: 1) Документальную основу исследования составили правительственные документы фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан: постановления высших государственных органов по вопросам искусства, принятые в исследуемый нами период; нормативные документы партийного аппарата (сообщения, записки), характеризующие текущие процессы в сфере культуры - союзные, республиканские, краевые.

2) каталоги позволяющие получить достоверную информацию о содержании и ходе проведения выставок, о количественном, видовом и жанровом разнообразии экспонатов.

Методологическая основа исследования. В основу методологии были положены искусствоведческие концепции, сформулированные в трудах таких авторов как Г.Ю. Стернин, В.П. Лапшин, Д.В. Сарабьянов, П.Д. Муратов, А.И. Морозов. Теоретическую основу анализа художественной жизни Павлодарского региона составила концепция С.Ш. Аязбековой о бикультурной сущности современной казахской культуры. Актуальными для исследования явился этнокультурологический региональный подход, широко применяемый в культурологии и искусствоведении Р.А. Ергалиевой. Полезной для исследования явилась концепция, разработанная Р.А. Ергалиевой о преемственности изобразительного искусства Казахстана XX века с национальной духовностью, мировоззренческими приоритетами казахского народа.

Методы исследования. Использовались методы: общенаучные:
системный, исторический, сравнительно-исторический; специальные:

искусствоведческий, ретроспективный, проблемно-хронологический,

синтеза, сравнения, социологический. В исследовании применяется комплексная методика, включающая анализ, обобщение и систематизацию художественных произведении, архивных документов и натурных исследований. Главный метод – описание и анализ произведения на основе искусствоведческой науки.

Опубликованные источники:

1) Документальную основу исследования составили правительственные

документы фондов Центрального государственного архива Республики

Казахстан: постановления высших государственных органов по вопросам

искусства, принятые в исследуемый нами период; нормативные документы

партийного аппарата (сообщения, записки), характеризующие текущие

процессы в сфере культуры – союзные, республиканские, краевые.

2) каталоги позволяющие получить достоверную информацию о содержании
и ходе проведения выставок, о количественном, видовом и жанровом
разнообразии экспонатов. Каталог зональной выставки, посвященной 70-
летию Великого Октября (Караганда, 1987), Каталог: Ануар Игембаев
(Павлодар, 2004), Каталог выставки "Золотая колыбель" искусства
Республики Казахстан посвященный 75-летию Алматинского колледжа
декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева (Алматы
2013), Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским
искусством (Алматы, 1993), Каталог "Голос эпохи" (Павлодар, 2008),

Каталог-справочник CXPK (Алматы, 2000), Каталог книжной выставки: "Ертісті Павлодар ірі"// к 20 - летию независимости Казахстана (Павлодар, 2011), Каталог "Адыраспан" (Атырау, 2013), Каталог "Пленэр -Баянаул-2013" (Павлодар, 2013).

Альбомы и фотоальбомы с репродукциями картин художников:
Альбом пятитомник. Казахское искусство. Посвященный к 80- летию Союза
художников Казахстана (Алматы, 2013), Альбом «Художники Павлодара»
(Павлодар, 2003), Книга-альбом. "Золотая колыбель" Художественного

образования Республики Казахстан (Алматы, 2013), Портретная галерея ПГУ им. Торайгырова (Павлодар, 2003), Союз Художников РК в документах и фотографиях: 1933-1991 гг., автор проекта Е. Ж. Кожабаев (Алматы, 2009), Фотоальбом. Баянаул (Павлодар, 2006), Фотоальбом "Голос эпохи" к 20 -летию Независимости Казахстана (Павлодар, 2011) , Фотокнига. Сарыарка маржаны. Павлодар нiрі (Алматы, 2008), Художники Павлодара (Алматы, 2003).

Важную группу источников составили статистические и справочные

издания по городу Павлодару, содержащие информацию об обществах,

учреждениях культуры, сведения о художниках и представителях местной

интеллигенции Павлодарская область: календарь исторических событий и

дат (Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2003), Справочник. Художники

Казахстана. (Алма-Ата: Онер, 1987)

3) Материалы библиотечных фондов.
В ходе работы над диссертацией широко использовались материалы
Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я.Шишкова,
научной библиотеки Алтайского государственного университета, областной
библиотеки им. С. Торайгырова (г. Павлодар), библиотеки Павлодарского
государственного педагогического института, фонда редкой книги городской
библиотеки им. П.Васильева (г. Павлодар).

4) Материалы периодической печати дали возможность составить
общую картину. В ходе работы фронтально изучены материалы центральной
и местной периодической печати: газеты «Казахстанская правда», «Звезда
Прииртышья», «Сарыарка самалы», «Новое время» журналы «Искусство
Казахстана», «Айдын», «Искусствоведение», «Вектор успеха», «Аманат».
Извлеченная информация позволила восстановить не только события
художественной жизни и их последовательность, но и на ее основе
детализировать общую картину развития изобразительного искусства
Павлодара в изучаемый период.

Неопубликованные источники: Архивные фонды и экспозиции музеев.

5) Прямыми источниками исследования стали произведения живописи,
хранящиеся в фондах Павлодарского областного художественного музея;
Государственного музея искусств имени А. Кастеева; Музея современного
искусства г. Астаны; президентского центра культуры г. Астаны. Музея
Научно-практического центра археолого-этнологических и
палеонтологических исследований Павлодарского Государственного
Педагогического института, Музея Павлодарского Государственного
Университета им. С. Торайгырова. (г. Павлодар).

6) Материалы личного архива павлодарских художников – членов

Союза художников Республики Казахстан А.Е. Игембаева, Г.Н. Каржасова,

О.А. Шоранова. Воспоминания, фотографии, документы, видео и фото

документы, афишы выставок, произведения художественного творчества

мастеров стали весьма ценным источником информации в процессе исследовательской работы.

7) Интернет-источники. Официальные сайты художественных галерей, сайты отделений Союза художников Казахстана, персональные сайты художников и другие вспомогательные электронные ресурсы.

В целом собранная источниковая база, характеризуясь достаточным разнообразием информации, позволила развернуть исследование и осуществить его в достойном объеме.

Научная новизна исследования.

Определены и охарактеризованы этнические особенности средств художественной выразительности в современных произведениях художниках Павлодарского Прииртышья.

Рассмотрены такие этнические истоки современной национальной живописи, как орнаментальность, декоративность, символичность.

Выявлены и охарактеризованы этапы творческого пути художников в контексте с художественными традициями Павлодара.

> Раскрыта индивидуально-стилевая специфика живописи художников А.Е. Игембаев, Г. Н. Каржасов, О.А. Шоранов.

Показано значение национальной природы мышления,
представляющего новый этап развития традиционной живописной семантики
со своей этнической системой художественно-выразительных средств.

Теоретическая значимость исследования состоит в накоплении результатов, которые пополняют отечественную и зарубежную историю искусства новым историко-художественным материалом, востребованным в контексте диалога культур. Положенные в основу методы исследования и те обобщения, которые они содержат, расширяют представления о произведении искусства как этнокультурном тексте и углубляют его характеристику в процессе синтеза средств художественной выразительности

различных жанров живописи.

її

Практическая значимость состоит в возможности использования положений и выводов при создании обобщающих научных трудов по истории культуры и искусства Казахстана. Также материалы могут быть использованы в научно-педагогической работе при чтении спецкурсов; при организации художественных выставок; при подготовке каталогов, статей и альбомов; при проведении экспертизы и атрибуций произведений живописцев Павлодарского Прииртышья для дальнейшего изучения изобразительного искусства Казахстана.

Основные положения, выносимые на защиту:

В современном многополюсном мире востребованы оригинальные авторские произведения, порожденные национальным своеобразием художественных школ. Однако понимание их смысла и семантики, созданных творческой интуицией живописцев, требует искусствоведческой интерпретации, базирующейся на научных понятиях. В данном случае, это такие ключевые слова, как «этнокультурная компетентность», «диалог культур», «традиция».

На материале творчества казахских мастеров живописи А.Е. Игембаева, Г.Р. Каржасова и О.А. Шоранова дано представление об одной из ведущих национальных школ Евразийского культурно-художественного пространства. В ходе целостного анализа, включающего и интервьюирование павлодарских художников, определены общие черты и особенности творческого пути и лучшие произведения мастеров, вошедшие в культурно-художественный фонд Республики Казахстан.

Выявлено, что индивидуально-стилевую специфику живописи А.Е. Игембаева, Г.Н. Каржасова и О.А. Шоранова составляет доминирование этнокультурных традиций, получивших авторское преломление в художественных почерках павлодарских авторов.

На примере произведений павлодарских художников выявлено общечеловеческое содержание подлинно национального эстетического

мироощущения, содержащего, с одной стороны, этнокультурные
константы, а с другой стороны, органично синтезирующего
универсальные художественно-выразительные средства.
Апробация результатов исследования. В процессе работы над
исследованием результаты его неоднократно обсуждались на заседаниях
кафедры отечественного и зарубежного искусства Алтайского

государственного университета. Отдельные положения и выводы нашли
отражение в докладах и выступлениях на конференциях различного уровня
таких, как: Международная научная конференция ученых, магистрантов,
студентов и школьников XIII Сатпаевские чтения (Павлодар, 2013),
Международная научно-практическая конференция «Тенденции и

перспективы культурной интеграции» (Астана 2014), VI Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Казахстан в Международном образовательном пространстве», (Алматы, 2014); Международная научная конференция ученых, магистрантов, студентов и школьников XIV Сатпаевские чтения (Павлодар, 2014), Республиканская научно-практическая конференция «Национальная история: Казахскому ханству – 550 лет» (Павлодар, 2015), Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы этнокультурного образования в современном мире» (Павлодар, 2016).

Структура и объем диссертации определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, иллюстраций и приложений.

Усиление этнического начала в современном изобразительном искусстве Республики Казахстан как средство сохранения национальных художественных традиций

Современное искусство Казахстана характеризуется интеграцией различных видов, жанров и стилей. Современные художники расширяют палитру профессионального творчества на основе традиционнго мировидения. «Традиции образуют “коллективную память” обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в развитии. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое» [12, с. 265]. Традиционная культура является предметом изучения смежных областей социогуманитарного знания (этнографии и искусствоведения, истории и философии, мифологии и культурологии. К настоящему времени в ее определении как предмета научного исследования сложились разные авторские позиции, что обусловлено объективными причинами - этногенетическими различиями, закономерными проявлениями которых является множественность субкультур. В свою очередь, многообразие культурных традиций связано с множеством различных социально-политических, историко-экономических факторов. По-разному определяются исследователями временные (хронологические) рамки традиционной культуры. Одни авторы, как, например, Б. С. Ерасов, связывают ее структуру и ценности с доиндустриальным обществом, хотя культурные традиции, культурное наследие, культурное достояние народа могут играть в дальнейшем значительную, хотя и противоречивую роль в процессе социокультурной модернизации при переходе к индустриальному и постиндустриальным обществам [3, с. 462-467]. Другие авторы, (например, казахстанский философ Г. Шалабаева) характеризуют традиционную культуру как явление локальных обществ, которая, осознавая свою самоценность, выходит на мировую арену на стадии индустриальной цивилизации. Эти аспекты динамики культуры определяются как явления разного исторического характера: традиционная и современная культуры, различия между которыми обусловлены «переходом от эпохи замкнутого существования локальных обществ к современной эпохе всеобщих связей и взаимодействий» [54, с. 15]. И, наконец, третья группа ученых отстаивает «вечный» характер традиции как синонима культуры вообще. Так, российский культуролог К.В.Чистов считает, что переход «от доиндустриального общества к индустриальному и урбанизированному сопровождался не ликвидацией традиции как таковой или (что в этом случае одно и то же) культуры как таковой, а сменой одной системы традиций другой, одного типа культуры другим». Следовательно, по мысли автора, «противопоставление доиндустриального общества как “традиционного” индустриальному как “нетрадиционному” не имеет теоретического основания и сохраняется по инерции или (что чаще) весьма условно». Свою точку зрения К.В. Чистов обосновывает следующим образом: «Всякая трансмиссия текста, фольклорного или литературного, устного или закрепленного на письме, распространенного изустно, тиражированием рукописи или типографским способом изготовленной книги, есть традиция. Различие между ними — это различие в содержании того, что передается посредством прямой или опосредствованной коммуникации, в способах формирования такой трансмиссии, наборе стереотипов, темпе и способах их обновления» [6, с. 305]. Подобной точки зрения придерживается и Э. Маркарян, согласно которому традиция является неким символом непрерывности в движении. Автор определяет культурную традицию как «универсальный механизм», который благодаря «аккультурации и пространственно-временной трансмиссии жизненного опыта позволяет достигать необходимой для социальных организмов стабильности и прогрессивного развития», где «динамика культурной традиции – это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых. Он выступает в качестве стержня процесса социальной самоорганизации» [7, с.155-169].

На рубеже XX-XXI столетий свой вклад в этнокультурологию, в этноискусствознание внесли сибирские искусствоведы, среди них, Т.М. Степанская, Л.И. Нехвядович К.А. Мелехова, а также ученые Казахстана и Китая: Р.А. Ергалиева (Казахстан), Кокумбаева Б.Д. (Казахстан), Е.Ю. Личман (Казахстан), Д.М. Мергалиев (Казахстан), Нурланова К. (Казахстан), Сино Гуань (Китай). Внимание ученых сосредоточено на проблеме интеграции культур, на рассмотрении этнического фактора в художественном творчестве. Все эти вопросы в настоящее время обостряются в связи с таким явлением как глобализация.

Этнокультурная компетентность предполагает знание и понимание научной концепции об этничности как совокупности признаков, отличающих один реально существующий этнос от другого. Плодотворное взаимодействие культур прошлого и настоящего несет в себе позитивный интеграционный потенциал. В достижении этой цели в обществе решающую роль призвана сыграть личность, мировоззрение которой формируется в современной исторической ситуации в современном образовательном пространстве. Понимание личности как абсолютной жизненной ценности имеет наибольшее значение для самоопределения человека в окружающем мире. В связи с этим в образовании возрастает значение гуманитарных наук. Толерантность успешно можно воспитывать на основе национальных компонентов, включенных в гуманитарное знание. Любить возможно только то, что знакомо, известно, изучено. Изучение художественных культур различных народов - наиболее короткий путь к взаимопониманию.

Концепция личности тесно связана с идеалом. Национальный идеал имеет общечеловеческое содержание; как воплощение человеческой мысли он подвергается символизации. Важно то, чтобы при каждом витке символизации человеческого идеала не происходило эмоционального обеднения, душевного оскудения личности.

Роль Алматинского художественного училища им. Гоголя (ныне О. Тансыкбаева) в формировании национальной художественной школы Республики Казахстан

В современной художественной культуре Казахстана переплетаются традиции и современность, присутствует взаимодействие различных культурно-исторических эпох, художественных направлений и стилей. Ныне осуществляется диалог альтернативных культурных миров – традиционного искусства и художественных устремлений современных авторов. Искусствоведческая интерпретация национального искусства призвана способствовать пониманию тех констант, которые питали и продолжают питать культуру и искусство Казахстана: это образы тюркской богини Умай, природные стихии и первоэлементы (вода, огонь, глина, древо жизни), казахские родовые знаки (тамги), символизирующие энергию жизни.

Художественное образование в Казахстане, приобщение авторов к творческим методам европейской живописи берет свое начало в 1917-1920 – х гг. прошлого столетия, т.е. с самого начала становления советской системы образования. В числе первых педагогов-художников следует назвать Николая Гавриловича Хлудова, приехавшего в Казахстан в город Верный (Алматы) в 1877 г. Он преподавал в училище и гимназии города Верного; в 1921 г. начала свою работу его частная школа – студия. Учениками Н.Г. Хлудова были А. Костеев, С. Чуйков, А. Бортников и многие другие. Н.Г. Хлудов является одним из первых русских художников, благодаря которому реалистическая школа живописи XIX века прозвучала и нашла своих последователей на территории Казахстана. Художник много путешествовал, делая зарисовки жизни и быта Средней Азии и Казахстана, на основе которых были созданы его живописные произведения. Нельзя забывать тот факт, что на профессиональную подготовку первых художников Казахстана, Киргизии оказало влияние образование, полученное ими в его студии. А. Кастеев, А. Бортников, Н. Савельев. С. Чуйков овладели в его студии основами рисунка и композиции, и навсегда сохранили в своем творчестве любовь к природе и человеку. Истоки становления художественного образования Казахстана в XX веке восходят к 20-м годам. Его зарождение связано с именем Николая Григорьевича Хлудова (1850-1935). Художник получил обучение сначала в Одесской школе рисования (1873-1875), затем в студии Н. Гоголинского в Санкт-Петербурге (1875-1876). Н. Хлудов прибыл в Казахстан в 1877 году. Вместе с работой Межевом управлении и участвуя в географических экспедициях в качестве художника, Н. Хлудов имел возможность непосредственно наблюдать жизнь и быт казахского народа и запечатлевать многообразную природу Казахстана в своих произведениях. Его работы это достоверная художественная констатация быта, уклада и традиций казахского народа, в которых присутствует взгляд любознательного исследователя. Преданность художника Казахстану проявилась в его изучении казахского края, а также участии в становлении художественного образования в республике. В 1921 году художник создал первую школу-студию, где начинающие живописцы обучались азам станкового искусства. С 1910 года по 1917 годы Н.Г.Хлудов преподавал уроки рисования в Верненском начальном училище, женской гимназии, в учительской семинарии. Н.Г.Хлудов имел последователей и учеников. Среди них - А.Кастеев, С.Чуйков, А.Бортников, В.Уфимцев и многие другие. Хлудовские ученики, в частности А.И.Бортников, продолжали традиции участия художника в научных экспедициях. А.Кастеев, став первым национальным художником, создавшим произведения станковой живописи, в своем творчестве следовал методу реалистического изображения, полученного у Н.Г.Хлудова. Работа, проводимая преподавателем и его учениками, сыграла важную роль в приобщении населения Казахстана к изобразительному искусству. В Верном помимо известной студии Н.Г.Хлудова действовала студия Г.Бострема из Оренбурга, а также приехавших из Ленинграда Пурма и Федорова, которые проводили занятия в помещении городской публичной библиотеки. В 1920-22 году в Алма-Ате были открыты художественно производственные мастерские, которые возглавил А.С.Пономарев, закончивший в 1917 году Петроградское училище технического рисунка барона Штиглица. Эти художественные мастерские прекратили свое существование через два года, но создание их имело большое значение для консолидации художников республики. Одновременно работала студия для взрослых. Под руководством В.Антонова и А.Пономарева учащиеся изучали рисунок и живопись, а также помогали в оформлении улиц и площадей во время революционных демонстраций и празднеств. Деятельное участие в творческо-художественном обустройстве города Алма-Аты принял уроженец г.Верного Г.А.Брылов (1898-1945). Возвратившись в 1927 в Алма-Ату году после окончания Академии художеств в Ленинграде, художник написал теоретические работы «Техника рисунка. Общее положение психофизического метода», «Изучение рисования и живописи по психофизическому методу», «Вольно-художественный кружок 1922г.», издал альбом по цветоведению.

В Казахской Национальной художественной галереи коллекция 1920– 1930-х годов представлена, главным образом небольшими искренними акварелями и рисунками. Ранние работы А. Кастеева, А. Исмаилова, К. Ходжикова, X. Ходжикова ценны ощущением времени, достоверностью изображения, стремлением выразить глубоко личные, внутренние чувства.

Период 1930–1950-х годов отличается особым приподнятым настроем, проникнутым пафосом советских пятилеток. События времени запечатлены талантливыми мастерами. Для них важно не только остановить мгновение, но и осмыслить его. Насколько различно решают эти проблемы каждым отдельно взятым художником интересно проследить на коллекции этого периода: «Балхаш ночью» (1935) Ю.А.Зайцева, «Эстакада шахты им. С.М. Кирова» (1936) НИ. Крутильникова, «Строительство моста через Иртыш в Семипалатинске» (1934) Ф.И. Болкоева, графика А. И. Бортникова, Л. В. Гербаневского и многие другие.

Рядом с официально признанными художниками жили и творили мастера, чье творчество выходило за рамки существующих критериев. Все же они являются историей нашего народа и в том, что их работы сохранены, и ныне мы по праву гордимся редчайшими произведениями С. Калмыкова. В.Эйферта, И. Иткинда.

Проявление творческих индивидуальностей в произведениях изобразительного искусства современных живописцевПавлодара

Позднее он обратился в своем творчестве к истории, написал портреты великих деятелей культуры и науки Казахстана. Мастер обратился также к батальному жанру, показав борьбу казахских батыров за свободу родины. Увлечение художника казахским фольклором определило появление серии полотен «Мелодии казахской степи», в которых красота древней степи воспринимается в целостности поэтических, изобразительных и архитектурных символов.

Творческое становление Игембаева Ануара была тесно связано с развитием художественно-педагогического образования в регионе. В конце 70-х начале 80-х Ануар Есмуханович Игембаев начинает писать цикл картин, который обозначает главной темой «Я и мой аул. Люди моего аула» о родной земле и близких ему людях. Картины «Двор», «Наш дом», «Сабантуй», «Сумерки» (1980, ил.21) «Я и мой аул» (1979, ил. 5) по особому лиричны и проникновенны. В конце 90-х начале 2000-х годов павлодарский художник с большим увлечением погружается в изучение казахского фольклора и эпоса, изучает историю культуры Великой Степи. И как результат появляются новые серии картин: «Казахские степные мотивы» (1998-2001). Ануар Есмуханович - разносторонняя творческая личность, сформированная на традициях казахской, западной и восточной художественных культур. Любит музыку, поэзию, играть в шахматы, читает наизусть дастаны Бухар жырау. Его идеалы в живописи: Рембрандт Харменс ван Рейн и Николай Константинович Рерих.

Широта интересов и активность жизненной позиции обусловили и многогранность его творчества. А. Игембаев - автор повествовательных мотивов: «Сумерки» (1979 г.), серия «Я и мой аул» написанная в 1980 (ил.21), «Мать и сын» (1982 г.), «Детство» (1984 г.). Живопись девяностых годов обретает характер философского поиска и монументальной обобщённости: «Баянаульские горы» (1991), серия «Казахские степные мотивы» (1998, 2001), «В степи» (1999), «Уш жуз» (2000). Как мастер портрета подчёркивает выразительную конструктивность формы и глубокое проникновение в образ («Портрет отца» (1979)), цикл портретов известных исторических личностей, в числе которых выдающиеся деятели Великой Степи Коркыт, Бухар Жирау и Касым хан, Кенесары, Абай и Мади, Едиге би и Шон би, академик К. Сатпаев и писатели С.-М. Торайгыров, Г. Мусрепов, Г. Мустафин и другие. Автор ряда монументальных работ: «Каникулы» (1985, роспись), «Аргамаки» (1986, маркетри), «Гостеприимство» (1992, роспись), «Казахские степные мотивы» (1993, роспись).

У каждого художника и творца бывает свой индивидуальный стиль, особенность в колорите. Так же и творческий почерк Ануара Игембаева можно характеризовать как реалистически-импрессионистский. Именно реалистически - импрессионистский, поскольку, как известно, импрессионистов менее всего интересовал сюжет картины. Художник изображал реальных людей, а не идеализированные типы, свободно передавал на полотнах реальные ситуации, лишенные привычной эстетики и универсальных истин. «Сюжетом для них становился любой фрагмент природы. Потому что заняты они всегда были в первую очередь живописными задачами – передачей света и воздуха, изучением рефлексов на различных поверхностях. Их поглощал процесс переживания «импрессий» природных мгновений, атмосфера которых могла менять облик бесконечно, в результате чего один и тот же мотив принимал разнообразное и неожиданное звучание». Батурина О.

Если обратиться к энциклопедическому словарю, то реализм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многогранен и многовариантен. Что мы и наблюдаем у нашего художника. В работах Ануара Игембаева природа сосуществует слитно, как бы неразрывно с людьми, с предметами окружающих человека. Они взаимосвязаны, взаимно дополняют одно другое, ведь именно таково мировоззрение казахского народа. Степняк слит с природой и составляет с ним единое целое. И эта целостность мироощущения сохранилась и передана в картинах художника.

В русском изобразительном искусстве 80-х годов достижения очевидны - достаточно даже мысленно вспомнить созданные в эти годы лучшие полотна, графику - и перед нами откроется целый пласт художественной культуры, обладающей огромным эстетическим потенциалом и ярким своеобразием. В 80-е годы возросла полифункциональность искусства, его самосознание как самостоятельной ценности, утвердилось значение искусства как искусства, как творческой деятельности, предназначенной не для служебно-прикладных целей, а способной и призванной по своим законам, в присущих искусству образно-пластических формах осуществлять социально- эстетическую миссию. Отметим преобладание пейзажных работ в процентном соотношении 70/30 относительно других жанров живописи. Это объясняется сложившейся в Плёсе еще со времен И. Левитана особой «культуры Пейзажа»: с 1888 г. городок стал меккой для русских художников-пейзажистов, а с появлением пленэра «Зеленый шум», и для иностранных мастеров кисти. В 1997 г. в Плёсе был открыт единственный в своем роде Музей пейзажа, один из разделов постоянной экспозиции которого должен был образовать блок из работ живописцев советского периода, в чьем творчестве фигурировали Плёс, Волга, традиции "левитановского лирического пейзажа". Таким образом, при кажущейся разнохарактерности, коллекция советской живописи формировалась с соблюдением жанрового и стилевого единства.

Творчество Игембаева Ануара Есмухановича как выражение национальных особенностей в контексте влиянии западно-европейской художественной культуры

У Ануара Игембаева природа сосуществует слитно-неразрывно с человеком, с людьми. Они взаимосвязаны, взаимно дополняют одно другое, ведь именно таково мировоззрение казахского народа. Степняк слит с природой и составляет с ним единое целое. И эта целостность мироощущения сохранилась и передана в картинах художника. Пример сказанному – картина «Родовые тамги трех жузов». Ранние графические знаки - родовые тамги, как известно, использовались еще в древности. В основе простейших начертаний знаков казахских родов лежат сложные по значению «смыслы». Этими «смыслами» являются символика значимых предметов и явлений, вошедших в общую знаковую систему как доминантные символы традиционной культуры и мировоззрения. Форма, которая функционирует в качестве тамгового знака имеет культурно-значимую, ценностную информацию, в то же время являясь символом, в рамках понимания которого человек моделировал, классифицировал и интерпретировал окружающий мир, общество и себя. Примером сказанному можно расмотреть - тамгу рода Дулат.

Основное понятие – солярный знак, символ неба, бескрайней степи. Круг является непременным атрибутом религиозно-мифологических представлений древних, магическим элементом тенгрианства, может выступать в роли «священных солнечных дисков» или «образов богов солнца». Для древних обозримая вселенная виделась, без всяких сомнений, кругообразной – сюда входили не только сами планеты, включая предполагаемый земной диск, но и циклические движения, смена времен года. Небесный символизм и вера в небесную силу лежали в основе первобытных ритуалов и ранней организации жилого пространства: круглые формы юрт, шатров и самих стойбищ кочевых народов. Рисунки круга в некоторых наскальных изображениях в эпоху неолита имеют отличия от зооморфных рисунков и это скорее связано с развитием в этот период шаманского культа. Круги в виде лунок-углублений также встречаются в ранних петроглифах и условно обозначают женскую рождающую утробу. Символизирует Баан – длинный шест, подпорку шанырака, дымового круга в центре юрты. В традиции тюркоязычных народов Центральной Азии бакан служит для поднятия купольного круга во время установки юрты и для покрытия войлоком верхней части остова юрты. Бакан символизирует мировое дерево. Символика мирового дерева занимает центральное место в традиционном и мифопоэтическом сознании, моделируя пространство и время, воплощая универсальную концепцию мира. При этом означает ось мира и сам мир. Дерево - структурообразующее начало в традиционной картине мира. Посредством этого образа и его алломорфов организуется весь пространственно-временной континуум. Связывая все сферы бытия по вертикали, дерево служит и осью мира, и его центром. Это точка отсчета координат, как временных, так и пространственных. Вертикальная структура мира, предполагающая наличие середины, верха и низа, наиболее полно реализуется в образе мирового дерева (мировой горы), с различными зонами которого соотнесены различные классы явлений, как природных, так и социальных. Верх - это крона дерева, небо, светила, вершина горы, исток реки, птица, верхний мир. Низ - корни дерева, пещера, ущелье, вода, животные, обитающие в норах и нижний мир. Середина - ствол дерева, долина, человек, животные. Рассмотрев некоторые тамги казахских родов, мы увидим, что в их основе – не случайные предметы, а важные, значимые категории для жизни народа: небесные светила, важнейшие элементы жилища, символы власти и управления, оружие и орудия труда и др. С момента возникновения знаки – тамга – выполняют функцию средства создания, аккумуляции и трансляции культурных кодов. Возникнув как графические, скульптурные образы, знаки-символы, они становятся универсальным инструментом фиксации, классификации, моделирования, интерпретации, связующим звеном между миром человека и миром природы, между отдельными членами, родами, племенами и даже этносами, тем самым обозначая границы и обеспечивая контакты между ними.

Ануар Игембаев в своей картине посредством изобразительных знаков-тамг представляет сложную трехжузовую родовую структуру казахского народа. На полотне он изображает почти все родовые знаки-тамги казахских родов в символической интерпретации. Знаковый и композиционный строй данного произведения сложен и интересен, в первую очередь, тем, что передает ценность значения истории, генеалогии казахского народа. Важные элементы обрядов, музыкальные атрибуты баксы, жилище, оружие, петроглифы, орнамент – все это отражено словно в калейдоскопе цветных живописных осколков. Эти осколки времени, соединяясь между собой, приобретают вневременное значение. В преданиях о шежире родословная казахов берет начало от легендарного первопредка, родоначальника. Как правило, им является смелый и непобедимый воин, ведущий за собой свой род или целый народ. Может, поэтому в напоминание об этом, в центре картины изображен сакский вождь. Рядом с «Золотым вождем» изображен казах в национальном костюме, символизируя завершение цепочки времени в традиционной картине мира. Знаковое значение имеет белая птица, как бы парящая над фигурами. Птица, как посланец высшего мира символизирует -свободу, связь времен, независимость, стремление к цели, быстроту духовных процессов, полет мысли. В картине она служит объединяющим звеном между прошлым и настоящим, предками и их потомками, у которых вне зависимости от истории, времени и пространства, главной ценностью в жизни является свобода.