Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века Мамырина Наталья Сергеевна

Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века
<
Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мамырина Наталья Сергеевна. Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Барнаул, 2006.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/40

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование традиций отечественной исторической живописи в XVIII - XIX веке

1.1. Специфика отечественной исторической картины как жанра станковой живописи 13

1.2 Становление традиций отечественной исторической картины в XVIII веке 21

1.3. Развитие традиций исторического жанра живописи в русском искусстве первой половины XIX века 26

1.4. Расцвет исторического жанра в русском искусстве второй половины XIX - начала XX века 31

Глава 2. STRONG Особенности воплощения традиций русской исторической картины в живописи Алтая второй половины XX века

STRONG 2.1. Традиции и преемственность в историческом жанре живописи в советском искусстве. Формирование «усеченной культуры» 39

2.2. Зарождение исторической живописи в искусстве Алтая 54

2.3. Влияние столичных мастеров на деятельность Алтайского отделения Союза художников РСФСР и на развитие исторического жанра живописи Алтая в 40-х годах XX века 60

2.4. Проблематика исторической живописи Алтая в середине XX века 66

Глава 3. Ведущие мастера исторической живописи на Алтае второй половины XX века

3.1. Общая характеристика исторической живописи Алтая во второй половине XX века 79

3.2. Историзм живописи алтайского художника Г.Ф.Борунова 86

3.3. Тема войны в творчестве мастеров живописи Алтая второй половины XX века 91

3.4. Исторический портрет в творчестве алтайских художников второй половины XX века 96

Заключение 105

Список литературы и источников 112

Приложение А 128

Приложение В 131

Иллюстрации 138

Сп исок иллюстраци и 175

Введение к работе

Актуальность исследования. В связи с историческими и экономическими изменениями в российском обществе пересматривается с новых позиций искусство социалистического реализма: одни исследователи отвергают художественную ценность советского наследия, другие идеализируют, эстетизируют его. Однако теоретики искусства XXI века не могут игнорировать факт влияния социалистического реализма на отечественную культуру. В отечественном искусствознании практически отсутствует систематизированная фактологическая база, позволяющая объективно оценивать сибирскую живопись. Столь же насущным является воссоздание картины развития исторического жанра в сибирской живописи. В искусствоведческой литературе отмечается, что среди всех живописных жанров наибольшее значение для развития образных представлений имеет исторический жанр; воссоздающий перед зрителями события, лица, взаимоотношения людей, отражая представление о времени и его героях, он помогает лучше понять прошлое. Между жанрами наблюдается тенденция взаимопроникновения. Картины, написанные современниками изображаемых событий, могут служить историческими документами. Произведения, в которых позднейший художник воссоздает прошлое, представляют собой более или менее достоверную реконструкцию исторических событий и явлений.

В настоящее время происходит переоценка места исторического жанра в искусстве. Чистый исторический жанр - редкость. Но нельзя отрицать того факта, что исторический жанр, являясь ведущим в русской живописи на протяжении нескольких столетий, заложил глубокие традиции и отражает историческую память народа, являясь выражением русской духовности. Произведения исторического жанра советского периода на Алтае не были предметом специального изучения. Не сформулированы особенности исторического жанра, не определено его место и роль в творчестве алтайских художников второй половины XX века. Данное исследование является попыткой восполнить этот пробел.

Степень разработанности проблемы. Литературу по теме исследования можно разделить на два блока. Первый посвящен изучению исторического жанра в России с момента образования Академии художеств и выделения исторической картины в самостоятельный жанр. Основные закономерности развития русской исторической живописи отражены в «Очерках о жизни и творчестве художников второй половины XIX века» под редакцией А.И.Леонова; в работах Т.Н.Горина «Русская историческая живопись середины XIX века», «Русское искусство второй половины XIX века», «Русское искусство XIX века - начала XX века» М.М.Раковой; а также в обобщающих трудах «История русского искусства» под редакцией И.Э.Грабаря., В.С.Кеменова., В.Н.Лазарева., Л.С. Алешина, в сборнике исследований и публикаций под редакцией Е.А.Борисовой, Г.Г.Поснелова, Г.Ю.Стернина «Из истории русского искусства второй половины XIX века - начала XX века». В трудах А.Г.Верещагиной, в частности, в се работе «Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII - начала XX века», наиболее полно представлена проблематика жанра, осуществлен комплексный подход к вопросам жанра, принципам историзма, рассматриваются сюжеты, идеи, темы исторической живописи XVIII -начала XX века. Особая заслуга А.Г.Верещагиной состоит в том, что именно она выявила и проанализировала устойчивые традиции русской исторической картины, которые оказывают столь длительное влияние на историческую живопись России. В работе Н.А.Яковлевой «Жанры русской живописи» на обширном материале русской станковой живописи даются теоретические основы системно-исторического жанрового анализа, поднимается проблема жанра исторического портрета, в частности - «исторического героя и художественного образа». Русский исторический жанр в его эволюции достаточно подробно рассмотрен в статьях Г.Жидкова, К.Шмидта, С.Гольштейн, Н.Гейнике. Среди исследователей 1970 - 80-х годов отметим статьи О.Буткевича «Заметки об исторической и историко-революционной живописи последних лет», И.Горина «Историческая живопись на современном этапе», А.Рощина «За новый подъем исторической картины» и «Проблемы развития советской исторической революционной картины 1960-1980 годов». Проблема многослойности отечественной культуры разработана в исследованиях A.M.Кантора, признающего важность понимания особенностей взаимовлияния пластов культуры, заложенных разными поколениями художников, А.И.Морозова, отмечавшего многообразие стилистических исканий мастеров XX века, начало которым было положено на рубеже 1950-х- 1960-х годов. Проблеме динамики развития исторического жанра посвятил ряд статей В.С.Манин. Круг литературы, посвященной изучению сибирской живописи, узок и не обладает спецификой постановки проблемы исторического жанра. Первую попытку прикоснуться к сибирскому искусству 1960-х - начала 1970-х гг. сделали историки искусства П.Д.Муратов, Л.И.Снитко, В.И.Эдоков, позднее -Г.И.Прибытков, Т.М.Стеианская, М.Ю.Шишин, Л.Н.Шамина, И.К.Галкина, Ю.Н.Сорокин, Л.Г.Красноцветова, Л.И.Леонова, Л.Н.Новикова, еще позднее, в начале XXI века, - Л.Н.Лихацкая, Л.И.Нехвядович, Е.В.Орловская, А.Л.Усанова. Ценные материалы содержат вступительные статьи к каталогам выставок, написанные названными авторами, а иногда художниками (Б.Н.Лупачев, Ф.С.Торхов, Л.Р.Цесюлевич и др.): каталог «Алтай в дни Великой Отечественной войны» (Барнаул, 1944), каталог XII краевой выставки произведений алтайских художников (Барнаул, 1959), XIII краевой художественной выставки (Барнаул, 1962), каталог «Алтайской краевой художественной выставки» (Барнаул, 1967), каталог «Алтайской краевой художественной выставки, посвященной 40-летию победы» (Барнаул, 1986), каталог выставки «Сибирь социалистическая» (Барнаул, 1980) и т.д. Гражданская война является темой, к которой обращались многие художники Алтая, О мастерах, оставивших след в исторической живописи Алтая (Г.И.Гуркине, А.О.Никулине, А.Н.Борисове), писали В.И.Эдоков, Л.И.Снитко, И.К.Галкина, ряд новых материалов из архива государственного художественного музея Алтайского края ввели в научный оборот в коротких, но ценных публикациях Е.И.Дариус и В.В.Глебов. В региональной литературе наиболее широко представлено отражение в живописи темы Великой Отечественной войны. Серьезную работу «В годы суровых испытаний и радости победы советского народа. Алтайский художник-педагог Д.И.Кузнецов» посвятил исторической теме военных лет исследователь искусства Г.И.Прибытков. Развернутые и глубокие анализы темы Великой Отечественной войны существуют в статьях И.К.Галкиной, Н.Гусслышковой и других авторов. Важным событием явилось издание «Художники Алтая. XX век», которому предпослана обширная, содержащая ценную информацию о живописцах, посвятивших творчество историческим сюжетам, статья Л.И.Леоновой; данное издание содержит биографические справки и включает репродукции.

Таким образом, анализ литературы позволяет заключить, что исторический жанр в трудах сибирских искусствоведов и, в целом, в отечественном искусствознании не представлен трудом обобщающего характера, не воссоздана динамика развития исторического жанра в изобразительном искусстве Алтая, - все это актуализирует тему исследования.

Цель исследования: выявить степень влияния традиций отечественной исторической живописи на развитие исторического жанра в творчестве алтайских художников XX века; определить динамику развития и особенности исторической живописи Алтая.

Задачи исследования: 1. Рассмотреть процесс становления, формирования и развития традиций в русской исторической живописи.

2. Показать преемственность традиций русской исторической живописи в советском искусстве.

3. Проследить зарождение исторической живописи в искусстве Алтая.

4. Выявить влияние столичных мастеров живописи на развитие алтайского исторического жанра в 1940-х гг..

5. Проанализировать творчество художников, оставивших наиболее заметный след в развитии исторической живописи Алтая.

6. Определить типологию исторической живописи Алтая.

7. Сформулировать особенности развития исторической живописи, показать характер интерпретации традиции русского исторического жанра в творчестве алтайских художников XX в..

Объект исследования: историческая живопись России.

Предмет исследования: специфика преломления традиций русской исторической живописи в творчестве алтайских художников и динамика развития исторического жанра в искусстве Алтая XX века.

Хронологические рамки: XX вв.

Территориальные рамки: Алтайский край.

Методологическая база и методы исследования. На общей концепции работы сказались идеи, представленные в трудах ведущих историков искусства в области исследования исторического жанра, таких как А.Г.Верещагина, Н.А.Яковлева. Использовался системный подход. Тема рассматривалась в контексте исторических и социокультурных процессов па основе принципа междисциплинарпости. Использовалась комплексная методика: исторический, типологический методы, методы сравнения, аналогии, метод искусствоведческого стилистического анализа. Источники. В основу исследования легли разнообразные источники, систематизированные с учетом специфики проблематики: картины алтайских авторов, хранящиеся в фондах Государственного художественЕіого музея Алтайского края, в Музее истории, литературы, искусства Алтайского края, в фондах Бийской картинной галереи, были использованы фонды частных галерей города Барнаула: А.П.Щетинина и С.Г.Хачатуряна. Кроме того рассматривались произведения, выставлявшиеся на различных выставочных площадках региона. В основу работы легли архивные материалы краевой организации Союза художников Алтая, а также каталоги художественных выставок: персональных, групповых, областных, краевых, зональных, республиканских. Привлекались материалы центральной и местной периодической печати: журналы «Художник», «Творчество», «Искусство», газеты «Алтайская правда», «Молодежь Алтая», «Вечерний Барнаул», «Бийский рабочий». Документальную основу изучения темы составили также правительственные документы: постановления высших государственных органов по вопросам искусства, принятые в исследуемый нами период; нормативные документы партийного аппарата (сообщения, записки), характеризующие текущие процессы в сфере культуры; фонды отделов культуры - краевые, городские. Также использовались источники мемуарного характера, интервью с художниками. Таким образом, источпиковая база разнообразна и позволила развернуть исследование. 

Научная новизна диссертации:

1. Па основе анализа процесса становления отечественной исторической живописи сформулированы наиболее устойчивые традиции исторического жанра в России.

2. Рассмотрены истоки зарождения исторической живописи в искусстве Алтая в начале XX века; определено влияние столичных мастеров на развитие исторического жанра в алтайской живописи. 3. Выявлена типология исторической картины в искусстве Алтая

XX века.

4, Определены особенности и степень влияния на развитие исторической живописи Алтая традиций исторического жанра русского искусства.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования служат основанием для осуществления дальнейшего изучения сибирской живописи XX века; могут быть востребованы для разработки музейной комплексной экспозиции по историческому жанру алтайской живописи XX века; материалы исследования могут использоваться для разработки специальных учебных курсов по истории искусства, а также при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Историческая живопись, являясь динамичным и сложным понятием, к началу XXI в. не сохранила чистоты и границ жанра, что объясняется частично такими явлениями, как тенденция к стиранию границ между жанрами вообще, размывание понятий «художественность» и «искусство»; перспективы развития исторического жанра в изобразительном искусстве требуют специального исследования.

2. В советском искусстве были широко востребованы традиции русского исторического жанра в живописи, традиции «передвижнического» характера.

3. У истоков исторической живописи Алтая стояло творчество художников двух направлений: академической (Г.И. Гуркин) и европейской художественной школы (А.О. Никулин).

4. На развитие исторического жанра живописи в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы существенное влияние оказали столичные мастера (М.Черемных, С.Лучишкин, М.Шипулин, Д.Цап лин, И.Чашников), чьи консультации, творчество, выставочная и педагогическая деятельность поднимали общую культуру живописи региональных художников.

5. Историзм присущ многим художникам Алтая, но яркий след в исторической живописи оставили немногие авторы. К ведущим мастерам исторического жанра принадлежат Г.Ф.Борунов, И.С.Хайрулинов, А.П.Ботев. Основной темой этих художников стали главные исторические события XX века (1917 год, гражданская война, Великая Отечественная война).

6. Историческая тема находила воплощение в развитии на Алтае историко-архитектурного пейзажа (М.Я.Будкеев, А.П.Фризен, В.В.Коньков,), в жанре исторического портрета (Г.Ф.Борунов, И.Р.Рудзите, И.С.Хайрулинов, Л.Цесюлевич), в пейзаже и натюрморте (М.Я.Будкеев, В.П.Марченко, М.Д.Ковешникова, А.Е.Емельянов).

7. Исторический жанр на Алтае воспринял и интерпретировал на основе особенностей исторического прошлого Алтайского края, неповторимости географической среды, уникальности творческих индивидуальностей, рожденных на Алтае, традиции русской исторической живописи. Преемственность проявилась в обращении к сюжетам национальной истории, присутствии в многофигурных исторических полотнах образа народа («хоровое» начало), в высоком статусе исторической картины. К особенностям алтайской живописи можно отнести утраты таких традиций, как внимательное отношение к деталям исторического костюма, подмена исторической картины индустриальным пейзажем, такими сюжетами, как новостройки и т.н., появилась такая черта, как репортажность; иными словами, в настоящее время чистота исторического жанра в алтайской живописи отсутствует, его заменило понятие сюжетно-тематической картины, границы жанра «размылись» и расширились, приняв в свои рамки и целинный пейзаж, и городскую среду, и элементы традиционной культуры, отраженные в натюрморте. Лейтмотивом в исторической картине алтайских художников проходит тема Великой Отечественной войны, разрабатывается тема современных «малых» войн, к концу XX в. в историческую картину возвращаются религиозные сюжеты, развивается исторический портрет. Апробация исследования: Основные положения исследования были представлены в докладах и сообщениях на таких научно-практических конференциях и семинарах, как Седьмая Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 2001); республиканский семинар по проблемам культурного наследия Сибири (Барнаул, 2001, 2002); научно-практический семинар «Наследие и современность» (Барнаул, 2005); международная конференция «Языки и литературы народов Горного Алтая» (Горно-Алтайск, 2006), всероссийский научно-практический семинар «Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства» (Барнаул, 2006), региональная научная конференция аспирантов, магистрантов и студентов «Молодежь - Барнаулу» (Барнаул, 2006). Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих по четыре параграфа, заключения, списка используемой литературы и источников, приложений, иллюстраций. Общий объем диссертации - 178 страниц стандартно оформленного текста. 

Специфика отечественной исторической картины как жанра станковой живописи

Попытки сгруппировать живописные произведения по их общим признакам и в мировой, и в отечественной науке об искусстве отмечены очень рано. В России понятия «жанрового ряда» (парсуна, «ленчавт») появляются в трактатах художников и теоретиков XVII века Симона Ушакова и Иосифа Владимирова, где выделены первые сформировавшиеся жанры новой живописи - портретного и пейзажного родов. В соответствии с развитием жанровой системы живописи нового времени, сменившей средневековую, усложняется и ветвится комплекс определяющих новые явления понятий, складывающихся в основание их классификации. В дальнейшем понятия жанрового ряда становятся необходимыми во всякой работе, посвященной живописи.

Жанр (фр. - род, вид) - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации художественного материала. Как морфологическая единица системы искусств он делит ее виды на более мелкие художественные элементы. Различают основные жанры: исторический, бытовой, батальный, жанр портрета, пейзажа, натюрморта [85. С,45]. Существование множества жанров обусловлено многообразием реальной действительности, отражаемой в искусстве. Жанровая модификация внутри отдельного вида искусства определяется художественно-эстетическими задачами, поставленными при создании произведения художником. Поскольку избирательность художественного творчества, выступающая основой жанровой дифференциации искусства, многопланова, то в делении вида на жанры возникает ряд классификационных аспектов. В одном из них искусства делятся по сюжетно-тематическому основанию, и в соответствии с этим выделяется исторический, бытовой жанр (в литературе и живописи), научно-фантастический, биографический, приключенческий (в литературе, театре, кино), жанр (пейзажа, портрета, натюрморта, батальный, религиозно-мифологический (в живописи). Такого рода жанрами в поэзии являются пейзажная, любовная и гражданская лирика, в музыке -симфония, соната, романс, песня и частушки, в архитектуре - жанр культового здания, жилого дома, дворца, замка, производственного сооружения и т.д. Основу другого ряда жанровой дифференциации составляет объем отражаемого в произведении искусства жизненного материала. В этом аспекте выделяется жанр батальной композиции и натюрморта в живописи.

Третий план жанрового деления видов искусства определяется ценностным отношением художника к изображаемым событиям. Спектр этих оценок крайне широкий: художник может утверждать воспроизведенную в своем произведении реальность или отрицать ее право на существование и подвергать критике, осмеянию. Реализация различных ценностных позиций художника к воспроизводимой реальности порождает соответствующие жанры. Исходя из такой жанровой дифференциации, конкретное художественное произведение может классифицироваться либо во всех жанровых аспектах, либо в одном из них. Существующая в современной художественной культуре жанровая дифференциация искусства является результатом ее длительного исторического развития. В этом смысле история художественной культуры - это история формирования новых жанров.

Сюжетные и временные рамки исторического жанра, то раздвигаются, то сужаются. В одних случаях понятие «исторические события» расширяется настолько, что включает современность, и тогда к исторической живописи относят картины, изображающие современную жизнь. В других же случаях эти же рамки так суживаются, что ограничивают историческую живопись одними лишь реально-достоверными сюжетами, а прошлое, преломленное в легендах и мифах (особенно библейских), остается вне пределов исторического жанра. Сюжетные границы исторической живописи должны быть поняты в соответствии с правилами того времени, когда создавалось художественное произведение. Вопрос о временных границах сюжетов картин исторического жанра следует решать исторически. Здесь необходимо развить понятия жанровой классификации картины и их исторической значимости. Доктор искусствоведения, профессор А.Г.Верещагина определяет временные границы исторического жанра, подходя к этому вопросу с учетом того, как решали его ведущие теоретики искусства второй половины XVIII - начала XIX века: «историзм явился признаком не только исторической, но и бытовой и пейзажной и даже портретной живописи». [58. С.5] В данном случае историческая живопись не превращается в некий жанр - гегемон, с присущей только ему высокой идейной ценностью.

С этой концепцией сопрягаются взгляды исследователя О.С.Семенова: «Искусство является историческим тогда, когда художник под воздействием мощного импульса, идущего к нему от реальной жизни, воссоздает образ Мира, в своих основных закономерностях восходящий к закономерностям визуального восприятия самой этой реальности, взятой в определенных рамках и пределах. В этом случае образный мир его произведения должен жить в пространстве и времени, типологически близких реальным пространству и времени, а художественное время и пространство должны быть непрерывными и динамичными по своей структуре. Они должны быть сорганизованы перспективной системой в пространственном аспекте. А во временном - категориями прошлого, настоящего и будущего, то есть теми моментами, благодаря которым человек воспринимает время как реальный временной поток, в котором он сам живет». [124. С.47].

Изменение представлений об обществе и о личности, динамика соотношений социальной среды и человека стоят в центре внимания художника, претендующего на создание истинно исторического произведения. Из вышесказанного мы видим, что в истории художественной культуры существовала как тенденция к установлению четких границ между жанрами и расположению их по степени «важности» (как это имело место в классицизме), так и противоположная тенденция к разрушению жанровых пограничных зон. Последнее характерно в истории художественной культуры романтизма с его идеей универсализма, мирового всеединства, с его видением назначения искусства в постижении надмирового начала. Романтическая традиция вылилась в стремление к созданию некого единого «всеискусства», где размывались границы между жанрами. В художественной культуре XX века под опосредованным влиянием техники и новых технологий идет процесс становления новой художественной образности и типа художественного восприятия и вместе с тем - возникновения новых жанров. Дальнейшее развитие художественной культуры, очевидно будет связано, с одной стороны, с процессом образования новых жанров, с другой стороны, с динамикой пограничных сфер между ними [97. С. 156].

Исторический жанр имеет сложный путь развития и становления в России. На протяжении двух столетий понятие «историческая живопись» наполнялось разным содержанием. Это зависело от понимания истории в ту или иную эпоху. Становление исторического жанра имеет несколько этапов, тесно связанных с историей нашей Родины. В начале XVIII века историческим называли некий универсальный жанр, включавший в себя батальные, религиозные, мифические и аллегорические композиции и крайне редко - собственно исторические. В середине века, с момента организации Академии художеств исторический жанр начал развиваться и занял ведущее положение в искусстве, а мифологическая, религиозная и батальная живопись рассматривались теперь как его разновидность.

Расцвет исторического жанра в русском искусстве второй половины XIX - начала XX века

Вторая половина XIX века явилась периодом расцвета русского реалистического искусства. Это был период высокого подъема русской живописи. Высокая гражданственность, страстность обличения, политическая направленность были отличительными чертами художественной культуры того времени. В этот период жили и работали такие художники, как В.Г.Перов, И.Н.Крамской, В.В.Верещагин, И.Е.Репин, В.И.Суриков, И. И.Левитан, В.А.Серов и другие.

В 70-80-х годах в исторической живописи возникает глубокий интерес к национальной истории, понимание роли парода как основной движущей силы, обращение к важнейшим переломным событиям русской истории, умение раскрыть их во всей сложности, стремление к психологическому решению образов. Начало этого явления в исторической живописи было положено творчеством В.Г.Шварца. В картине «Иван Грозный у тела убитого им сына в Александровской слободе» (1861) появился новый герой, совсем не похожий на героев классицистических и романтических картин прошлых лет.

Подробно разобрав это произведение, можно понять, как, благодаря психологической правде, художник смог подойти к созданию типического образа и, в конечном счете, показать типическую ситуацию, исторически верно отразившую кровавую эпоху, жесткую и полную противоречий. Отошел в прошлое идеальный классический герой, бывший воплощением нравственных, этических идей времени, являвшийся примером для подражания. На смену полуобнаженным фигурам, патетическим позам и жестам, красивым драпировкам приходят иные художественные приемы и живописные решения. От картины Шварца открывался прямой путь к тем произведениям исторической живописи, в которых история будет раскрыта через психологическую драму отдельной исторической личности. Вершинами этой линии исторической живописи второй половины века стали картины П.П.Ге («Петр I допрашивает царевича Алексея»), И.Е.Репина («Царевна Софья») - в семидесятые годы, В.И.Сурикова («Меньшиков в Березове») - в восьмидесятые годы и другие.

В 60-е годы рождается новый вид исторической картины -историко-бытовая, родоначальником которой явился также В.Г.Шварц. Быт прошлого во всем его многообразии - вот главный сюжет его полотен. Его работы «Сцены из домашней жизни русских царей» (1865), «Русский посол при дворе римского императора» (1866), «Вешний царский поезд на богомолье во времена Алексея Михайловича» (1868) -воссоздают национальное своеобразие, колорит русской жизни далекой эпохи. В начале 60-х годов приходят другие композиционные приемы: художники предпочитают относительно неглубокие интерьеры, немногочисленных действующих лиц. Это было связано со стремлением живописцев «приблизить» лицо героя, изолировать его от толпы. Это был этап формирования специфического творческого метода психологизма, требующего соответствующей формы, В это же время происходит «интерьеризация» исторической живописи (термин А.Г.Верещагиной). В этом случае интерьер был не только обрамлением или фоном действия, но раскрывал социальную среду в которой формировались характеры и которая определяла поведение людей.

Среда, понятая очень широко, в ее национальном своеобразии, определяет содержание одной из ветвей исторической живописи - историко-бытовой. Начинания Шварца были подхвачены его современниками, а затем и передвижниками. В эти же годы появилась еще одна линия развития исторической живописи, восходящая к традициям искусства А.А.Иванова. Эта линия нашла свое полное воплощение в творчестве Н.П.Ге, создавшего в 1863 году картину «Тайная вечеря» па сюжет евангельской легенды, и продолжалась в творчестве И.Н.Крамского «Христос в пустыне» (1872). Эти картины, как и многие другие работы, заключали в себе целый пласт сложных этических, нравственных проблем, связанных с мировоззрением и устремлениями интеллигенции того времени. Евангельская тема в подобной трактовке обретала глубокое человеческое содержание, наполняясь злободневным современным звучанием. Создание сложных, психологически-диалектических образов главных действующих лиц, характеров не только положительных, но и отрицательных - это великое открытие реалистического искусства, преодолевшего односторонне положительные и односторонне отрицательные характеристики действующих лиц, свойственные романтикам и классицистам, было сделано Ге [57. С 11]. В конце 60-х годов определились главные сюжеты академической исторической живописи, характерные не только для этой эпохи, но и для последующих: сцены из быта боярской Руси (К.Е.Маковский и др.), из жизни древних греков и римлян (Г.И.Семирадский и С.В.Бакалович).

Особое место в исторической живописи второй половины XIX века занимают произведения В.М.Васнецова. В русской живописи его работы были совершенно необычным явлением. Его полотна открывали собой абсолютно новую разновидность исторической картины. Их специфику обусловило обращение художника к фольклорно-поэтическому переосмыслению исторических фактов в русских былинах и сказаниях. Искусство Васнецова при всей своей самобытности тесно связано с идеями передвижничества, питается ими и восходит к ним.

С именем В.В.Верещагина связано начало подлинно идейной, гражданской батальной живописи. До него батальная живопись имела в основном официальный, хронико-документальный характер. Баталии были скорее похожи на торжественные парады, смотры, чем на подлинные сражения. Война изображалась приукрашенно, в традициях академической живописи. Художник внес в батальную живопись ту смелую, суровую правду, которой до него не знало русское искусство в этом роде живописи. Батальная тема в его творчестве была раскрыта в связи с темой народа.

Огромный вклад, многообразие тем, творческих манер в русскую историческую живопись внесли передвижники. Одни художники -П.Ф.Плешанов, А.Д.Литовченко, Г.С.Седов обратились к эпохе Ивана Грозного, к оценке его исторической деятельности. Другие, с просветительских позиций, воспринимали события прошлого с элементами обличительства: В.Д.Поленов «Право господина» и «Арест графини д Этремон» (1876), Г.Г.Мясоедов «Дедушка русского флота», «Самосжигатели», Н.В.Невреев «Роман Галицкий» и другие. В 80-е годы непременным условием исторической академической картины становится пейзаж, что является непременным условием жанра. Было преодолено условное членение пространства, барельефность первоилановой композиции.

Новое слово в исторической живописи второй половины XIX века было сказано двумя крупнейшими мастерами этой эпохи - И.Е.Репину и В.И.Сурикову. В творчестве Репина широко и многогранно отразилась вся эпоха и жизнь народа. Герои полотен художника - это люди, сильные духом, обуреваемые могучими страстями, неуемные в своих благих поступках и в роковых прегрешениях: «Царевна Софья Алексеевна через год после ее заключения под стражу в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). Наряду с собственно историческими произведениями Репин писал полотна на темы современной ему жизни («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»), на темы народнического революционного движения 80-х годов XIX века ( «Отказ от исповеди" (1879-1885), «Не ждали» (1884-1888), «Арест пропагандиста» (1880-1892)) и другие. В этих жанровых или бытовых работах проявился историзм того времени, и они стали яркими и выразительными документами эпохи, приобрели для нас историческую ценность,

Зарождение исторической живописи в искусстве Алтая

Историческая живопись на Алтае начала формироваться только после 1917 года. Причиной тому явилось отсутствие профессиональной художнической среды. На волне новых преобразований в послереволюционный период создаются благоприятные условия для развития художественного творчества по всей стране, в том числе на Алтае. Становление изобразительного искусства приобретает динамичный характер. Исчезает провинциальная замкнутость отдельных городов, устанавливаются контакты далеких окраин с искусством Москвы и Петрограда.

В связи с событиями, произошедшими в стране после свершения Октябрьской революции, творчество многих художников было посвящено революционным преобразованиям, событиям гражданской войны и другим изменениям в социальной и политической жизни страны. В этом смысле творчество таких известных живописцев, как Г.И.Гуркин (1870-1937г.г), А.Н.Борисов (1889-1937г.г.), А.О.Никулин (1875-1945г.г), не осталось в стороне от новых тем времени. Творчество художников этого периода вызывает интерес, так как на заре формирования профессиональной живописи на Алтае, они являлись основными носителями живописных традиций русской школы и своими работами создавали фундамент для последующих художников края не только в пейзаже, портрете, но и в жанре исторической картины. В этот же период на Алтае начинает свою деятельность самобытный художник-самоучка Н.И.Чевалков (1892-1937г.г.), в его творчестве первого послереволюционного десятилетия можно выделить ряд работ на историческую тему.

В 20-е годы А.О.Никулин (Прил. В) проявляет интерес к жанровой и историко-революционной тематике. Всплеск интереса именно к исторической живописи следует соотнести еще и с общим подъемом этого жанра в советском искусстве. Подтверждением этому служат его работы «Красные партизаны в засаде», «Отступление белых в Монголию», «Партизаны на Алтае», «Сибирские партизаны». В композициях этих произведений автор следует традициям русской реалистической школы живописи, органично включая в них пейзаж.

В полотне «Красные партизаны в засаде» запечатлен один из эпизодов партизанского движения на Алтае, и решение образного строя работы идет у художника через пейзаж. В картине «Сибирские партизаны» разворачивается величественная панорама предгорий Алтая - перелески, заснеженные склоны с оранжевыми соснами и холодными тенями, на фоне которых представлен эпизод из жизни небольшого партизанского отряда. Вневременной пейзаж конкретизируется, нарушая идиллическое настроение. Обе работы выполнены автором в сложной технике акварели и имеют внушительный размер. В это время художником были написаны работы «Отступление белых в Монголию», «Партизаны», «Проводы на войну». Все работы выполнены в акварели. В 1920-1930-е годы некоторые произведения Никулина приобрели широкую популярность и репродуцировались в открытках («Сибирские партизаны», «Красные партизаны в засаде»),

В творчестве А.Н.Борисова, приехавшего на Алтай сразу после событий Октябрьской революции, также можно выделить интерес к злободневным темам современности. Тема индустриализации воплотилась в картинах о Днепрогэсе, Кузбассе, заводах Барнаула. Сохранившиеся наброски и акварельные эскизы к картине «Пробный выезд на сенокос» - свидетельство интереса художника к теме коллективизации. А.Н.Борисов не мог остаться равнодушным к историческим событиям на Алтае. В рабочих журналах Борисова, хранящихся в Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств, есть рисунки, датированные 1919 годом, где скрупулезно перенесены детали жилища алтайцев, домашняя утварь, орнамент на одеждах и др. Позднее, в 1926 году, он задумывает картину «Ойроты-бурханисты» и пишет для этого большую серию этюдов, что является традиционным в подготовке написания исторического произведения живописи. В этом же году им были созданы две картины, посвященные партизанскому движению на Алтае: «Взятие красными партизанами села Шебалино» и «Расстрел улалинских коммунистов в селе Шебалино». В настоящее время сохранились лишь фотографии с этих работ. Две работы А.Н.Борисова о партизанах находятся в Алтайском краевом музее изобразительного и прикладного искусства. Одна из них - «Партизанская разведка» (1935), а другая - эскиз к картине «Интеллигенция на Алтае. 1919 год» (1927). На ней изображены берега Кату ни, на переднем плане мы можем увидеть четырех женщин в строгих классических платьях, чьи позы, жесты и выражения лиц говорят о глубокой задумчивости, грусти и печали. На противоположном берегу из-за гор, написанных в реалистической манере, с передачей деталей и световых нюансов, неожиданно появляются всадники чисто красного цвета, будто бы сошедшие с плакатов революционного времени. Эта работа является символом времени, символом перемен, происходящих как в обществе, так и в искусстве, - смешение нового и традиционного подхода к решению исторического сюжета.

Г.И.Гуркин (1870-1937г.г.) и Н.И.Чевалков (1892-1937г.г.) - яркие представители художественной культуры Горного Алтая. К середине 30-х годов XX века в творчестве этих художников отразился глубокий интерес к преобразованиям жизни алтайского народа, к историческим событиям гражданской войны и созидательной деятельности нового строя.

К историческим произведениям Г.И.Гуркина (Прил. В) принадлежат картины «Алтайские партизаны», «Делегатка», «Красноармеец на побывке», «Комсомольцы», «Агитатор», «Ойротия на пути к заветам Ленина». В творчестве Н.И.Чсвалкова также можно выделить работы, тесно связанные с историей родного края. В 1934-36г.г. художник задумывает и отчасти осуществляет ряд исторических полотен, которые в комплексе должны были представить цикл об историческом прошлом и настоящем Горного Алтая. Чевалкову удалось осуществить только часть своего замысла. В Горно-Алтайском краеведческом музее хранятся картины «Зайсанский суд», «Расстрел мальчика белым офицером» и «Разгром банды». Художником были написаны работы «Ликвидация неграмотности», «Секретарь сельсовета», «На съезде».

Анализ этих произведений убеждает в том, что они были созданы на основе традиций русской исторической живописи. К таким традициям можно отнести «хоровое» начало - многофигурность композиции, взаимопроникновение исторического и бытового жанров, то есть изображение исторических событий через бытовые сцены с включением пейзажа, который играет важную роль в раскрытии исторической атмосферы и образов. Композиции создаются творческим методом, в основе которого лежит длительный и строгий отбор натурного материала - фундамент реалистической живописи.

Общая характеристика исторической живописи Алтая во второй половине XX века

60-е годы для советского искусства стали началом нового этапа в расширении круга традиций с целью создания нового, монументально значимого образа положительного героя, современника, занимавшего активную позицию в жизни [76. С137]. На Алтае в 60-е годы организация Союза художников стала пополняться выпускниками художественных институтов Москвы , Ленинграда, Казани, Иркутска, Свердловска, Алма-Аты, Риги и других городов. Складывается коллектив художников, работающих в разных жанрах изобразительного искусства. Творческая деятельность организации активизировалась с 1954 года - начала освоения целинных земель. Всенародный патриотический подъем в стране захватил и алтайских художников.

Значительное количество тематических и пейзажных картин, портретов передовиков труда экспонировалось на краевой выставке художников Алтая в 1954 году. Основой экспозиции стали произведения, отвечавшие основному методу советского искусства - методу социалистического реализма. Правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности - основное требование метода социалистического реализма - явились стержнем творческих работ алтайских авторов. Документально-исторические полотна отображали размах покорения целинных земель, а также людей, совершавших этот трудовой подвиг. К середине 60-х годов художники Алтая начинают работать в близком общении со многими коллективами художников РСФСР и становятся постоянными участниками республиканских выставок, где знакомятся с творчеством Г.Коржева, П.Никонова и др. В это же время, после окончания высших и средних учебных заведений, приезжают художники Г.Борунов, В.Добровольский, И.Рудзите-Цесюлевич, Л.Цесюлевич. Их приезд стимулировал резкий подъем творческой активности алтайской организации художников. «Суровая» стилистическая направленность советского изобразительного искусства 60-х годов коснулась алтайской живописи. Главную задачу художники видели не в психологической разработке индивидуального характера, а в героизации типа строителя, землепроходца, своеобразной разновидности «человека производящего». Их привлекал художественный образ сильной, социально активной личности и природы, преобразованной его руками. Как бы ни различны были работы этих художников, объединяет их одно - не прямое следование натуре, а стремление переосмыслить ее, найти и отразить черты времени, поэтому для них характерна строгая продуманность и картинное построение пейзажа [151. С. 445].

В 1970 году в Москве, в Центральном доме работников искусств, состоялась групповая выставка «Земля алтайская». Всего было показано 56 работ 23 авторов, Это ретроспективная выставка, на которой природа и люди Алтая, их труд на родной земле стали главной темой.

На 17 и 18-й краевых художественных выставках ярко прозвучала тема индустрии Горного Алтая, представленная тематическими пейзажами М.Я.Будкеева. и С.И.Чернова. На страницах местной периодической печати авторы обзоров по выставке отмечают все большее тяготение алтайских художников к созданию монументальных образов, больших серьезных произведений. Особо отмечены городские пейзажи Риги Л.Р.Цесюлевича и пейзажи старого Барнаула кисти Н.И.Сурикова, В.Т.Федосова, А.В.Нижегородцева. На ряду с традиционным пейзажем в экспозиции представлена серия работ на историческую тему Д.И.Кузнецова «В.И.Ленин на Енисее».

Во второй половине 1970-х годов центр внимания алтайских художников перемещается на проблему строительства котельного завода, Коксохима и Кулундинского канала. Эти исторические для края темы заняли ведущее место в экспозициях 20-й (1976) и 23-й (1978) краевых выставок (П.Еровикова, В.Кушнерова, В.Борзова, А.Малышева, В.Т.Федосова, А.П.Фризена, В.Ф.Проходы, С.К.Двойноса) [Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство // Советский художник, 1989. -С.321]

Новым шагом в развитии художественной культуры Алтая и в развитии исторической картины явилась проходившая в Барнауле пятая зональная выставка «Сибирь социалистическая» (1980). Произведения представленные на выставке, раскрывали содержание социалистического образа жизни, его идеалы. Выставка показала, как углубился интерес художников к нравственным проблемам, к сложному духовному миру современников. На зональной выставке 1964 года в Новосибирске появились картины И. и Л.Цесюлевичей «Строители» и «Творец химии». Идеи величия происходящих в стране перемен были выражены в монументальности полотен. Следуя традициям исторической картины рубежа XIX - XX веков, в своем творчестве художники стали освобождаться от изображения бытового действия в полотнах, перенося центр тяжести на передачу состояния героев. Произошло укрупнение и упрощение замысла. Прежняя проработка деталей уступила место широким цветотональным сопоставлениям, иногда с ныоансировкой внутри больших плоскостей, иногда без нее. Новое отношение к задачам потребовало от художников гораздо большей сосредоточенности при обдумывании замысла, пропорционально этому усложнилась и живопись. Все эти качества: напряженная цветовая гамма, стремительные ритмы композиции, монументально-обобщенные формы и неординарное построение картинного пространства - проявились в работе Г.Ф.Борунова «Мои земляки». Герои его полотна - это обобщенный образ человека земли, хлебороба.

В 1960 - 1970-е годы Министерство культуры и художественный фонд РСФСР активно заключают творческие договора с алтайскими художниками. Особенно интенсивно этот процесс получает развитие в конце 1970-х годов. Доказательством тому служит тот факт, что в 1979 году перед предстоящей выставкой «Сибирь социалистическая - 5» (Барнаул, 1980) вышеназванные государственные структуры материально обеспечили создание 101 произведения. В формировании тематики произведений активно участвовали трудовые коллективы, городские и районные комитеты партии, руководители промышленных предприятий, колхозов и совхозов, специалисты сельского хозяйства, механизаторы и животноводы, писатели и сами художники. Состоялись встречи с героями будущих произведений. Мастера изобразительного искусства побывали на полях и фермах, в цехах заводов, посетили места знаменитых событий, изучили исторические документы, побеседовали с ветеранами партии, труда и войны. В следствие столь большой творческой работы экспозиция республиканской выставки «Нивы Алтая», проходившая в Москве и Барнауле (1982), отражала исторические лица, эпохальные события и перемены, происходившие в крае. На выставке были представлены полотна таких художников как, Ф.С.Торхов «Мелиораторы осваивают Чуйскую степь», Н.Н.Иванова «Страдный полдень», Г.Ф.Борунова «Первая в России железная дорога» и другие историко-тематические полотна. История края всегда привлекала художников. Образы изобретателя парового двигателя И.И.Ползунова, колыванских мастеров камнерезного дела, события времен гражданской и Великой Отечественной войны, освоения целины - все это находило место в творчестве алтайских живописцев.

Одно из исторических полотен, посвященных колыванским мастерам, принадлежит кисти Г.К.Тарского («Перевоз монолита яшмы на Колыванский камнерезный завод», 1959г.). «Композиция картины решена в традициях живописной «хоровой» картины русских мастеров второй половины XIX века. Работа Г.К.Тарского композиционно напоминает картину И.Е.Репина «Бурлаки на Волге». В построении композиции своей картины Г.Тарский исходил из традиционных навыков колыванских мастеров на всех этапах работы с камнем, отобразив один из них» [89. С. 134]. В 1973 году на Алтае была организована творческая группа «Хлеб Сибири» под руководством П.Л.Миронова в которую вошли М.Ковешникова, Г.Ф.Борунов и другие. Художники создавали произведения о героическом труде сельчан.

Похожие диссертации на Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века