Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История развития и современное состояние каменной пластики Тувы Иргид Айлана Кадыр-ооловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иргид Айлана Кадыр-ооловна. История развития и современное состояние каменной пластики Тувы: диссертация ... кандидата : 17.00.04 / Иргид Айлана Кадыр-ооловна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические предпосылки возникновения скульптуры малых форм в Туве

1.1. История появления и развития малой пластики на территории Тувы 14

1.2. Влияние «звериного стиля» на создание каменной скульптуры малых форм 26

1.3. Трансформация традиций анималистической каменной скульптуры малых форм 38

Глава 2. Классификация камнерезного искусства Тувы середины ХХ века

2.1. Сказочно-фантастические мотивы в каменной скульптуре малых форм 54

2.2. Жанровые композиции в каменной скульптуре малых форм 62

2.3. Шахматы в камнерезном искусстве Тувы 72

2.4. Орнамент в скульптуре 84

Глава 3. Тувинское камнерезное искусство ХХ-ХХI веков

3.1 Технологические приемы и способы художественной обработки агальматолита 90

3.2. Роль бай-тайгинских мастеров в камнерезном искусстве Тувы 97

3.3. Продолжение художественных традиций камнерезного искусства Тувы молодыми мастерами 112

Заключение 120

Список сокращений 126

Словарь терминов 127

Список литературы и источников 130

Иллюстрации 146

Приложения 165

Введение к работе

Актуальность темы исследования, посвященного истории развития камнерезного искусства Тувы, обусловлена внутренней потребностью искусствознания республики, направленного на изучение разных видов художественного творчества. Изучение генезиса народного творчества тувинских камнерезов, определение тенденций и направлений на каждом из этапов развития, характера влияния мировоззрения, мифологии, семантики, верований, а также современной художественной практики в области формообразования и содержательности произведений, восполняет пробелы в исследованиях камнерезного искусства Тувы. Республика Тыва (Тува) – уникальный регион Центральной Азии, отличающийся многообразием культурных традиций и вызывающий огромный интерес у исследователей. Будучи древнейшим населением азиатских степей, тувинцы донесли до наших дней специфику культуры и мировоззрения, во многом архаичных, а также самобытные культурные традиции. Искусство тувинского народа характеризуется особо выраженным национальным своеобразием, широким набором уникальных элементов и форм, к которым относится и каменная скульптура малых форм.

Таким образом, данное исследование представляет обширный
фактологический и теоретический материал, который вызывает

необходимость систематизации и каталогизации каменной скульптуры малых форм Тувы, имеющей большую научную и художественную ценность.

Степень изученности и историография вопроса.

Долгие годы изучением искусства коренных жителей нашей
республики занимался Севьян Израилевич Вайнштейн. Имя ученого широко
известно не только в России, но и за ее пределами. Его исследования высоко
оцениваются ученым миром, научные работы выходят в переводе на многие
языки планеты. С.И. Вайнштейн – крупный ученый, внесший поистине
неоценимый вклад в развитие истории, археологии, этнографии, культуры
тувинского народа. С.И. Вайнштейном опубликовано шесть

фундаментальных монографий по этнографии и археологии Тувы, около трехсот научных работ, включая их переводы на западноевропейские языки. Среди них – замечательный труд «История народного искусства Тувы», в основу которого положены материалы, собранные автором в результате двадцатипятилетней работы, в том числе в ходе полевых исследований в Туве, начиная с 1950 г. в составе экспедиций Тувинского музея, Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.

Огромное внимание автор уделяет камнерезному искусству Тувы, которое тесно переплетено с условиями жизни и мифологией народа. С.И. Вайнштейн первый предложил придать камнерезному искусству профессиональный статус, создать творческое объединение камнерезов в Союзе художников. Он много лет работал научным сотрудником Тувинского республиканского краеведческого музея, лично знал старых мастеров, был свидетелем создания замечательных творений мастеров прикладного искусства, вошедших в сокровищницу тувинского народа. В основу исследований С.И. Вайнштейна положены материалы автора по археологической истории Тувы, музейные коллекции. С восторгом писал академик А.П. Окладников об этом труде: «Автор книги выпукло показал не только самобытность искусства тувинского народа, не только его богатейшее историческое наследие, но и то, как эти традиции плодотворно и ярко проявляются в настоящее время. Так наглядно и неопровержимо показана связь времен».

Кроме этого, С.И. Вайнштейн выступает как художественный критик, отмечая: «Нельзя также не отметить, что наметившаяся с конца 1950-х годов тенденция к подчеркнутой декоративности скульптуры приводит в работах отдельных мастеров к созданию перенасыщенных декоративными элементами слащаво-манерных статуэток, в которых утрачивается ощущение связи с лучшими традициями народного искусства».

Важнейшие исследователи, посетившие в разное время тувинскую землю, –академик В.В. Радлов, Д.В. Адрианов, Е.Г. Грумм-Гржимайло и другие – в своих работах оставили ценнейшие сведения о далеком прошлом тувинского народа. Ими были найдены первые памятники древности, произведены первые археологические раскопки, описаны рисунки и писаницы на скалах.

В монографии «Художественное наследие тувинцев» по мнению
ученого-философа Т.Б. Будегечи, Точка отсчета в истории изобразительного
искусства Тувы – это наскальные рисунки, петроглифы, которые изображали,
главным образом, животных, зверей и людей в шаманском обличии. В своем
историческом развитии изобразительный опыт Тувы проявлялся далеко
неоднозначно: наряду с примитивными рисунками встречаются поистине
совершенные изображения, порой усложненные многофигурные

композиции. Развиваясь сюжетно и содержательно, наскальное искусство все более разнообразилось и стилистически: в нем наблюдаются как схематические изображения, так и реалистические, а иногда предельно стилизованные».

В нашем исследовании привлекаются статьи С.И. Вайнштейна, В.П. Лапшина, И.М. Мягкова, С.В. Киселева, С.М. Червонной, А.Ф. Дмитренко и других.

Каменной пластике кочевых тувинцев посвящена небольшая статья И.М. Мягкова о коллекции статуэток, вырезанных из агальматолита, хранящаяся в Томском университетском музее. Он утверждал, что тувинской скульптуре присуща статичность – «здесь нет совсем движений», что в ней отсутствует разработка деталей, а изображения людей строго фронтальные».

Первые искусствоведческие работы о малой скульптуре тувинских камнерезов книги «Художники Республики Тыва» и «Оживший камень» вышла в 1969 году; это альбом со вступительной статьей С.М. Червонной, списком авторов, их произведений и большим количеством черно-белых репродукций. С.М. Червонная, при оценке творчества камнерезов, дает краткую, но емкую стилистическую характеристику анималистических образов. В заключении автор подчеркивает: «В бесконечном многообразии живых творческих поисков, в уважении к традициям прошлого работают тувинские народные мастера – мастера, умеющие не только резать камень, но и любить жизнь, слышать песни родных гор и степей, освобождать волшебные сказки от чародея – чонар-даша».

В своем монографии «Духовная культура тувинцев» А.К. Кужугет утверждает: «Изобразительное искусство Тувы начала ХХ было в основном декоративно-прикладным. Оно было тесно взаимосвязано с кочевым образом жизни и традиционным жилищем – юртой. Доминирующими жанрами народного изобразительного искусства тувинцев являлись: художественная обработка метала, кожи, дерева, кости, камня – агальматолита».

В сборнике статьей «Десять зональных выставок» 1964 года автором вступительной статьи В.П. Лапшиным было отмечено: «Самым интересным видом декоративно-прикладного искусства Сибири является резьба по камню, которая распространена в Тувинской автономной республике. Основная тема их произведений – мир животных. В небольших фигурках на узеньких плинтах, выполненных из черного или светло-серого камня, тувинцы изображают коней, верблюдов, ланей – тех животных, которых они повседневно видят вокруг себя. Иногда мастера создают небольшие жанровые сценки, изображая пасущихся на лугу коней, дерущихся медведей, козлов, объедающих листву деревьев. В их работах много наблюдательности, творческой выдумки, выразительных деталей. Мастера умеют в простых и незамысловатых сюжетах выразить красоту и поэзию животного мира. Искусство тувинских камнерезов сейчас активно развивается и, думается, что в ближайшее время получит такую же широкую популярность, как

дымковская игрушка, палехские лаки и другие прославленные изделия народных промыслов».

В трудах С.В. Киселева приведен довольно значительный фактический материал. Здесь исследуются некоторые традиции изготовления фигурок животных: «Сохранявшаяся до недавнего времени древняя традиция изготовлять фигурки прямостоящих оленей со вставными рогами (эта традиция, вероятно, восходит к таштыкской культуре на Енисее) указывает на необходимость большой осторожности в датировке случайных находок такого рода».

В своей статье А.Ф. Дмитренко пишет: «Высочайшим

профессионализмом, органично впитавшим в себя глубинные, древние народные истоки, отмечены работы тувинских камнерезов. Традиционность мотивов отнюдь не лишает индивидуальной самобытности работы Х.К. Тойбухаа, Р.А. Аракчаа, Э.Б. Байынды, Д.Х. Дойбухаа и других замечательных мастеров Тувы». Большая работа по описанию и каталогизации работ была проведена В.А. Кореняко. Технологию изготовления скульптур малых форм из агальматолита тувинцев в своих работах рассматривают Кухта М.С. и Ооржак В.О. Среди зарубежных исследователей скульптуру малых форм изучали Миннс E.Х, Андерсон Л.Г.

До настоящего времени остается малоизученным и нуждается в
системном исследовании, в определении исторической динамики

становления и развития художественной жизни Тувы для объективного определения его места в истории художественной культуры Республики Тыва. Камнерезное искусство Тувы имеет всероссийский и мировой статус, а скульптура малых форм из агальматолита тувинских камнерезов находятся в сокровищницах мировых и российских музеев.

Объектом исследования стало декоративно-прикладное искусство Тувы как часть духовной культуры тувинского народа.

Предметом исследования является каменная скульптура малых форм тувинцев во всем многообразии ее жанровых, композиционных, технологических особенностей.

Цель исследования заключается в системном, целостном

исследовании скульптуры малых форм в камнерезном искусстве тувинцев как феномена художественной культуры Центральной Азии. Указанная цель определила следующие основные задачи исследования:

1. Обобщение и систематизация данных по камнерезному искусству

Тувы.

  1. Детальный анализ художественных особенностей камнерезного искусства, включающий весь спектр вопросов происхождения, эволюции и формотворчества камнерезного искусства.

  2. Классификация видов камнерезного искусства и построение типологических схем, принципов композиционных построений и модификаций.

  3. Исследование технологий, приемов и способов художественной обработки агальматолита.

  4. Анализ творчества мастеров камнерезного искусства, выявление места камнерезного искусства в современном декоративно-прикладном искусстве Тувы.

  5. Характеристика современного состояния камнерезного искусства, перспективы и пути его дальнейшего развития.

Территориальные рамки исследования: Республика Тыва Хронологические рамки исследования: скульптура малых форм начала XX-XXI веков.

Материалы и источники.

Источниками для искусствоведческих исследований являются

подлинные произведения тувинских народных мастеров-камнерезов, хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва и в других музеях Сибири, коллекции предметов из фондов и архивов музеев Минусинска, Иркутска, Томска, Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга, выявленные в результате собирательской деятельности экспедиций (коллекция Ф. Я. Кона в Иркутском Краеведческом музее, собранная в 1900-1903-е годы, а также памятники, хранящиеся в Минусинском краеведческом музее им. Н. М. Мартьянова), произведения, находящиеся в собственности мастеров и в частных коллекциях России; материалы государственного архива Республики Тыва; фонды декоративно-прикладное искусство и этнография, метал и дерево национального музея Республики Тыва; материалы личного архива члена союза художников РТ. Личные встречи и собеседования с мастерами.

Изобразительные источники - фотографии, картины, каменные скульптуры малых форм, видеофильмы.

Материалы периодической печати. Газеты: «Шын», «Тыванын аныяктары», «Тувинская правда», «Плюс информ», «Сылдысчыгаш» «Правда». Важное место в научной систематизации частных и государственных коллекций занимает активная музейная и выставочная деятельность. Большая работа по описанию и каталогизации работ была

проведена в связи с образованием в Москве Музея Востока и организацией отдела Востока в Эрмитаже.

Каталоги выставок: третья республиканская художественная выставка.
«Советская Россия». Каталог. 1968. 50-летию Великого Октября; первая
всесоюзная выставка. «Скульптура малых форм». Издательство «Советский
художник». Каталог. 1972; Вторая всесоюзная выставка «Скульптура малых
форм». Издательство «Советский художник». Каталог. 1978; Третья
всероссийская художественная выставка «По родной стране». Ленинград
«Художник РСФСР» Каталог. 1983; Республиканская выставка «Анималисты
России». Издательство «Советский художник». Каталог. 1980; Зональная
Художественная выставка «Сибирь Социалистическая». Живопись, графика,
Скульптура, декоративно-прикладное искусство. Издательство «Художник
РСФСР». Ленинград. Каталог. 1983; Пятая зональная художественная

выставка «Сибирь Социалистическая». Барнаул. 1980; Шестая зональная
художественная выставка «Сибирь социалистическая». Кемерово. Каталог.
1980; Народная картинная галерея села Тесь Минусинского района
Красноярского края. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-

прикладное искусство. Каталог. 1983; шестая республиканская

художественная выставка «Советская Россия». Альбом. 1981; вторая всесоюзная выставка. Скульптура малых форм. Каталог. Советский художник Москва 1978 г.

В работе использовались каталоги выставок, участниками которых были камнерезные мастера: десять зональных выставок 1964 года в Ленинграде – это десять всенародных творческих отчетов мастеров изобразительного искусства Российской Федерации – самого большого коллектива художников Страны Советов, готовящихся с славному пятидесятилетию. Свыше двенадцати тысяч произведений почти четырех тысяч авторов разных возрастов, национальностей, индивидуальных творческих манер были показаны зрителям в городах республики. Выставки стали праздником изобразительного искусства, крупными событиями в культурной жизни Федерации. Они вошли в историю изобразительного искусства страны как важная веха, знаменующая новый этап развития искусства.

Таким образом, была выявлена многогранная источниковая база, позволяющая решить поставленные в диссертации задачи.

Методологическая основа и методы исследования. Работа основана
на трудах российских и тувинских ученых по изобразительному искусству.
Основу исследования использовались методы: общенаучные: исторический,
сравнительно-исторический, художественно-эстетический, системный;

специальные: искусствоведческий, сравнения, синтеза, проблемно-

хронологический; объективный показ явлений, событий и фактов в их диалектическом развитии с соблюдением хронологии. Сравнительно-исторический метод позволил путем обнаружения историко-типологических параллелей выявить общее и особенное в декоративно-прикладном искусстве тувинцев и сопредельных кочевых народов Сибири и Центральной Азии.

Таким образом, применены общенаучные методы. Методы

исторических, стилистических анализов использованы для решения проблем датировки отдельных работ. Главный метод – описание и анализ произведения на основе искусствоведческой науки. На сегодняшний день в связи с малым количеством исследований и обширным творческим наследием мастеров камнерезное искусство датируется не однозначно.

К настоящему времени учеными немало сделано для изучения
каменной пластики. Однако исследование каменной пластики, с точки зрения
комплексного подхода, включающего философские, эстетические, теоретико-
историко-искусствоведческие аспекты, а также музееведческую
проблематику, остается актуальным. Недостаточная разработанность
искусствоведческого интерпретационного подхода ограничивает
пространство смыслов каменной скульптуры, не способствует раскрытию
полноты ее феномена.

Научная новизна исследования. Предлагаемое исследование является первым опытом всестороннего изучения народного камнерезного искусства тувинцев, включая его современное состояние. Научная новизна работы заключается в рассмотрении каменной пластики с позицией сегодняшнего дня: в использовании актуальных методологических подходов, комплексной постановки проблемы; в обобщении накопленного в последние годы иконографического материала, в привлечении к анализу малоизученных произведений. Введены в научный оборот имена народных мастеров, оставивших заметный след в художественной жизни Тувы.

Теоретическая значимость исследования связана с тем, что его
результаты расширяют теоретические представления о феномене

произведения искусства как культурном тексте, углубляют научный взгляд, малая пластика притягательна для художников и тем, что предоставляет широкие возможности творческого поиска, пластического эксперимента, импровизации, наиболее очевидных в рамках больших экспозиций.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее материалов и выводов историками искусства и культуры в научно-исследовательской и музейной практике, а также в учебно-методической работе на учебных курсах художественных, гуманитарных

факультетов высших учебных заведений; материалы исследования могут быть полезны научным сотрудникам, краеведам, этнографам, способствовать развитию традиционной тувинской культуры Республиканского центра народного творчества и досуга, Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел, а также другим учреждениям культуры и искусства преподавателям общеобразовательных школ, и т.д.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Народные промыслы Тувы существуют как в форме творчества индивидуальных мастеров, так и в коллективной. Наибольшее развитие каменной скульптуры малых форм, вобравших в себя местные особенности, характерные черты, самобытность сюжетов и приемов.

  2. Каменная пластика является традиционным видом творчества тувинского народа.

  3. Важное практическое значение имеет анализ каменной пластики малых форм.

10. Впервые описана современная каменная пластика малых форм

Тувы, которая развивает в трех направлениях: реалистическая, декоративная, фантастическая.

  1. Использование современных технологий и возрождение традиции камнерезного искусства.

  2. Значительный след в развитии скульптуры малых форм оказали бай-тайгинские мастера, которые выделялись и выделяются высоким профессионализмом.

  3. Анималистика выделена один из ведущих жанров скульптуры малых форм Тувы.

Апробация результатов исследования. Основные положения и
разделы диссертации получили отражение в ряде публикаций в научных
изданиях и сборниках, а также в докладах на научных конференциях:
нанаучно-практической конференции «Профессиональное художественное
образование в Туве: прошлое и настоящее» (Кызыл, 2009); на четвертой
Региональной научно-практической конференции «Традиционное и

современное декоративно-прикладное искусство Хакасии: диалог культур» (Абакан, 2009); на Международной научно-практической конференции «Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование», посвященной 80-летнему юбилею Национального музея Республики Тыва (Кызыл, 2009); на Международной научно-практической конференции «Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии» (Кызыл, 2010); на Всероссийской научно-практической конференции «Образ современника» (Красноярск, 2014);на

международной научно-практической конференции университета (Кызыл,
2015); на международной научно-практической конференции по

возрождению прикладного искусства, ремесел и верований народов Саяно-Алтайского нагорья (Кызыл, 2016); на Всероссийской научно-практической конференции «Культурное наследие Сибири» (Барнаул, 2016); на первых Салчаковских этнопедагогических чтениях «Этнокультурное содержание образования» (Кызыл, 2016); на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Декоративно-прикладное искусство, дизайн и народная художественная культура. Образовательные и творческие аспекты» (Красноярск, 2017).

На базе представленных материалов на кафедре технологии и
предпринимательства Тувинского государственного университета (курс
«Декоративно-прикладное искусство Тувы») подготовлен ряд лекций «Виды
декоративно-прикладного творчества Тувы», «Камнерезы Тувы»,«С.М. Когел
– камнерез и педагог», лекции о творчестве Х.К. Тойбухаа,М.Х. Черзи, Б.С.
Дупчур, лекции для преподавателей на курсах повышения и

переквалификации педагогических кадров, семинары для учителей изобразительного искусства и черчения.

Диссертация в полном объеме обсуждалась и рекомендована к защите
на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Красноярского государственного художественного института.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав определений, обозначений
и сокращений, иллюстрированных схем, библиографического списка,
иллюстраций, приложений. Первая глава посвящена предыстории развития
скульптуры малых форм. Во второй главе показана классификация
камнерезного искусства. В третьей главе описаны способы художественной
обработки камня и материалы о творческом пути камнерезов. Все главы
делятся на параграфы (10 параграфов), которые в соответствии с логикой
изложения могут включать подразделы. Диссертация завершается

заключением и выводами исследования, списком литературы и источников. Общий объем работы составляет 216 страниц.

Влияние «звериного стиля» на создание каменной скульптуры малых форм

Нарубеже II и I тысячелетия до н. э. на территории центрально азиатскихстепей природно-климатические условия позволилиразвить скотоводство. Оно стало экономически более выгодным, и это способствовалоокончательному утверждению кочевой цивилизации.

Жизнь ранних кочевников проходила в постоянном движении вместе со стадами в поисках плодородных пастбищ. Сходная среда обитания, близкий уровень развития, этническое родство и кочевой образ жизни, способствующий экономическим и культурным контактам между народами, населявшими самые отдаленные территории, приводили к оформлению более или менее близких культур, образующих некое единство, которое принято называть «скифским миром». Во всех культурах скифских племен наблюдается удивительно много общих черт – именно они придают этим комплексам «скифский облик», в этом проявляется своеобразие глобальной евразийской культурно-исторической ситуации I тысячелетия до н.э.Наиболее ярко общность культур ранних кочевников Центральной Азии проявилась в существовании у этих племен так называемой «скифской триады». В ее состав входят близкие формы вооружения,конского снаряжения, а также своеобразное искусство, так называемый «скифо-сибирский звериный стиль», для которого характерны стилизованные с помощью особых приемов изображения сильных и быстрых животных в определенных позах. «Звериный стиль», как правило, использовался в оформлении оружия и конского снаряжения. Благодаря мобильности кочевых племен наиболее передовые формы вооружения и конской упряжи быстро распространились на огромных территориях. При общем единообразии культура каждого из крупных регионов степного мира имела свои достаточно ярко выраженные особенности, связанные с условиями жизни, окружающей среды и конкретными историческими событиями. Искусство скифо-сибирского звериного стиля – неотъемлемая часть этой триады и обязательный диагностический признак культур скифских племен.

Между скотоводческими племенами зоныстепей – от скифов на западе до племени Тувы на востоке – в это время устанавливаются тесные культурные связи.Знатные и богатые предводители племен, владевшие огромными табунами, окружали себя роскошью. В это время происходитвозникновение и развитие стиля в искусстве, отразившего новые художественные вкусы. Излюбленными мотивами украшений были реальные и фантастические животные, выполнявшиеся в особой манере, получившие название скифо-сибирского «звериного стиля». Приемы и сюжеты, выработанные в скифо-сибирском искусстве, предназначенные главным образом для декорирования оружия, одежды и конского снаряжения, получили сугубо прикладной характер.Особенно важное место в религиозных и мифологических представлениях народов Центрально-азиатского региона занимал анимализм, который был свойствен декоративно-прикладному искусству «Звериного стиля». Популярность изображений с борьбой животных («сцены терзания») и нападений хищников на травоядных объясняется тем, что такие композиции, их экспрессия, их своеобразная динамика находили глубокие отзвуки в сознании кочевых племен эпохи варварской военной демократии. Эти сцены отражают борьбу родов или племен, выраженную в борьбе их тотемов, или борьбу добра и зла.

Изделия, выполненные в «зверином стиле», на территории Сибири встречаются в погребениях тагарской культуры (VII – IIIвв. до н. э.):в Минусинской котловине,уюкской культуре в Туве, памятниках раннего железного века. Десятки вещей из тагарских и уюкских курганов украшены фигурками баранов и козлов, оленями с ветвистыми рогами в традиционной позе с поджатыми ногами, такженайдены круглые бляхи в виде свернувшегося хищника. Кроме отдельных диких и домашних животных, птиц и фантастических зверейвстречаются и композиции из нескольких фигур, например, кошачий хищник грызет голову косули. Плоские фигурки лежащей лошади, архаров, баранов, тигров, косуль, птиц с распластанными крыльями соседствуют с объемными фигурками – такими, как на верхушке булавки в виде стоящего козла, склепанного из золотыхпластин [91, c. 3 -13].

В Туве исследованы два объектав «Долине царей», относящиеся к высшему социальному слою номадов Центральной Азии – Аржаан –1 и Аржаан – 2. Материалы первого памятника, раскопанного в 1971 – 1974 гг. М.П. Грязновым и М.Х. Маннай-оолом, позволили по-новому взглянуть на вопрос об азиатских истоках раннескифского культурного комплекса.Аржаан – название поселка, расположенного в центре Турано-Уюкской котловины. На тувинском языке слово «аржаан» означает «целебный источник». Исключительный интерес представляет случайно найденная в Туве золотая скульптурная композиция, изображающая охоту на кабана и включающая три фигуры: человек мечом-акинаком поражает под сердце дикого кабана, а сопротивляющийся кабан вонзил клык в левую ногу охотника, сзади в кабана вцепилась охотничья собака. Охотник одет в короткий кафтан (край кафтана и рукава обрамлены сердоликовыми вставками), показан обшлаг рукава на правом боку охотника, лук и колчан. Очень характерно лицо человека – это ярко выраженный европеоид с подчеркнуто длинным носом и большими загнутыми вверх усами. В ушах кабана и собаки сердоликовые вставки, глаза человека и обоих животных бирюзовые.

Поистину сенсационными стали находки, сделанные в Туве группой археологов под руководством К.В. Чугунова осенью 2001 года: они обнаружили в одном из захоронений Долины царей – Аржаан II (долина реки Уюк)почти пять тысяч золотых изделий – подвески, серьги, бусы. В общей сложности вес найденного золота составил около 20 килограммов.Жемчужиной ее по праву является всемирно известная бронзовая пантера, которая в составе международной выставки «Кочевые народы Центральной Азии» более 10 лет путешествовала по разным городам США, Канады, Франции, Японии в 1980 годах(рис. 10).

Массивная золотая шейная гривна служила символом царской власти. Она представляет собой кольцо из толстого прута, с лицевой стороны которого выделяется прямоугольный брус, сплошь покрытый маленькими фигурками кошачьих хищников – пантер, несущихся друг за другом в динамичном беге (рис.11). Их насчитывалось более 2,5 тысяч. Найдено женское нагрудное украшение – пектораль, оно тоже покрыто фигурками зверей, вписанных в единый орнамент. Стиль напоминает скорее модерн. Образы зверей, запечатленных на золотых изделиях, в этом поистине царском захоронении, поразительно разнообразны: и хищники из породы кошачьих, и различные копытные, в том числе, главное животное кочевников – лошадь. Примечательно, что среди изображений животных нет ни одного фантастического образа. У всех животных есть реальные прототипы в живой природе.Их отличает поразительная красота, цельность образов.Мастера с удивительным совершенством использовали богатейшиетехнологические приемы (тончайшая инкрустация золотом железных изделий, чеканка, литье). Все это свидетельствует о том, чтонаселения раннескифского времени Тувы дали высокую культуру созданиям ювелирного искусства. Изделия из Долины царейпредставили самобытную страницу в истории мирового искусства.

Сложные семантические ряды скифо-сибирского звериного стиля – это многослойный сплав, отражающий и такие идеологические системы, уходящие своими корнями в глубокую первобытность, как тотемизм и магия, и конкретный социальный фон эпохи разложения первобытнообщинного строя и рождения нового общества – эпохи, когда война стала постоянным общественным явлением. Им соответствуют основные сюжетные варианты произведений скифо-сибирского звериного стиля: «спокойные» изображения отдельных животных и многофигурные группы существуют со сценами борьбы зверей и терзаниями копытных животных хищными и фантастическими животными.

Сюжетной основой искусства «звериного стиля» сталимифы, пришедшие из глубины веков, посвященные происхождению людей от различных животных. Человек был тесно связан с природой. Древние люди изображали птиц, зверей, которые выполняли рольоберегов и талисманов. Каждый тотем (животное, покровительствующее племени или роду), украшавший оружие,одежду, головной убор воина, по представлению этого воина незримо помогал ему на охоте в бою, придавая ему смелость, делая его неуязвимым.

Тотемами могли быть лошадь, лось, орел и др. Лошади часто встречаются в скифских изделиях из золота, серебра, бронзы. Это могут быть украшения, оружия, разнообразные сосуды.Конская голова украшала скипетры скифов – символ власти. Скифским мастерам была характерна обобщенность в создании образов животных.

Жанровые композиции в каменной скульптуре малых форм

Тувинские камнерезы создали множество портретов государственных деятелей, артистов, поэтов, простых граждан.Портретная скульптура малых форм становится настоящей драгоценностью, в которой изящество форм и красота материалов гармонируют с утонченностью образа в целом. У знаменитого старейшего камнереза Хертека Тойбухаа есть настольные портретные бюсты. Например, портретруководителя страны Иосифа Виссарионовича Сталина, где лицо его дышит мужеством и энергией, его живые, полные ума глаза зорко смотрят вперед, туда, где решается судьба народа.Также графически переданы морщины на лбу и в уголках глаз, тонкий и горбатый нос, пряди заметно редеющих волос – все эти детали призваны с максимальной точностью передать портретное сходство. Скульпторуудалось передать решительный характер персонажа, живой и смелый взгляд.

Портрет отличается красотой, одухотворенностью образа и художественным мастерством – ясностью и четкостью пластической формы, общей законченностью, внимательной проработкой деталей. «Портрет И.В Сталина» (1956) Х.К. Тойбухаа (рис 44).

Еще один бюст –С.К. Тока, поражающий своей схожестью и жизненным реализмом. Лицо очень портретнои выразительно. Более сорока лет в ХХ столетии развитие тувинского общества было связано с именем видного партийного и государственного деятеля, народного писателя Тувы, лауреата Государственной премии СССР, Героя Социалистического Труда Салчака Калбак-Хорековича Тока. Его яркая личность и многогранная деятельность оставили глубокий след в истории и памяти многонационального народа Тувы. «Портрет С.К. Тока» (1977) Х.К. Тойбухаа (рис.45).

Автопортрет Елизаветы Байынды – один из лучших интересных портретов в камнерезном искусстве. Тонкое продолговатое лицо с правильными чертами лица по-своему трогательно и привлекательно. Выражение лица немного грустное и задумчивое. В нем мастерски переданы не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир.

Е.Б. Байынды относится к династии народных мастеров, которые во многом восприняли традиции старшего поколения камнерезов. Она стала достойной ученицей и продолжательницей своего отца, Байыра Байынды, известного камнереза, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.«Автопортрет» (1985) Е. Байынды(рис. 46).

Лариса Матпаковна Норбу – третья женщина в Туве, овладевшая техникой резьбы по агальматолиту. Она успешно продолжает и развивает новые современные трактовки образов людей в малой пластике изобразительного искусства. Творчески работает, создавая из камня прекрасные одухотворенные образы знаменитых актеров театра и кино: «Донгур-оол» (1994), «Максим Мунзук» (1995) (рис.47), «Кара-кыс Мунзук» (1995) (рис.48), «Дерсу Узала» (1996). В этих скульптурных работах Лариса Норбу тщательно прорабатывала лица актеров, которые были запечатлены в характерных позах и костюмах. Поразительно, что Л.М. Норбу, не имея профессионального художественного образования, добивается реального портретного сходства – это редкое качество для малой скульптуры. «Максим Мунзук» (1995). Л.М. Норбу.В ее скульптурах преобладает портрет, которому свойственны попытки проникновения во внутренний мир личности, острота и точность характеристик. Будучи традиционными по своей жанровой принадлежности, эти скульптуры своеобразны по пластической трактовке с очень точной передачей характерных черт. В своих работах Лариса Норбу продолжает использовать древние традиции народного искусства Тувы, сохраняя при этом особенную и яркую творческую индивидуальность их создателя. «Кара-кыс Мунзук» (1995).

Скульптуры ЛарисыНорбу последних лет раскрывают образы известных государственных, политических деятелей, ученых и артистов – «Сергей и Лариса Шойгу», «Монгуш Буян-Бадыргы», «М.Б. Кенин-Лопсан», «Конгар-оол Ондар».А малая скульптура Ларисы открывает новую яркую грань развития традиционного народного искусства Республики Тыва, подчеркивая творческую индивидуальность художника.

Отдельного внимания в анималистическом жанре заслуживает образ коня. Изображения коня встречаются в искусстве с первобытного времени и до наших дней. Во многом это связано с той ролью, которая отводилась лошади веками – быть главным помощником кочевника. Дойбухаа Дондук «Укрощение коня» (1973)(рис.49). Слово «всадник» всегда олицетворяло ловкость арата, которая заставляет покориться молодого коня, медлительного верблюда, упрямого быка. Конь – верный друг арата-скотовода, арата охотника и арата-воина, недаром о нем созданы замечательные работы мастерами камнерезного искусства. Всадники всегда в движении: «Возвращение тувинца на коне с охоты», «Скачущий воин тувинец»(рис.50),«Тувинка – всадница в национальной одежде», «Всадник, преодолевающий препятствие», «Аратка едет на верблюде», «Арат на верблюде», «Два вьючных коня» на двух разных подставках, «Всадник-богатырь Самбажык». В истории тувинского народа Самбажык – национальный герой. Он руководил вооруженным восстанием бедных аратов против угнетателей – местных феодалов в концеXIX века. Резчик изобразил Самбажыка воином-всадником. Самбажык в национальной одежде арата сидит на скакуне, левой рукой правит конем, в правой держит копье, через левое плечо у него перекинуто кремневое ружье. Эта статуэтка– одно из лучших достижений камнереза в области исторического жанра (рис. 51).

Работа «Два вьючных коня» М.Х. Черзи посвящена кочевому образу жизни тувинцев. Конь всегда был главным видом транспорта для кочевников – таково содержание данной работы. Один конь вырезан из черного серпентинита,его голова повернута влево, постановка ног передает ритмичное движение вьючного животного. Постановка фигуры другого коня, белого, зеркально повторяет первый вариант. У каждого коня четко видна уздечка. На спине поверх попоны, находится «ынгыржак» – вьючное седло, закрепленное специальным арканом. По бокам приторочены две «барбы» – два кожаных мешка, вокруг груди опоясан «хондурге» – ремень, который двумя концами закреплен на седле. На крупе и под корнем хвоста виднеется кудурга – прикрепительный ремень. «Хондурге» и «кудурга» предназначены для удержания вьюков во время спуска и подъема на крутых местах горной дороги. Гривы обоих коней указывают на зимний период – они очень густые.

Жанровая работа Монгуша Черзи «Два вьючных коня» имеет этнографическое значение для сравнения исторического прошлого и современной жизни тувинцев (рис. 52).

В экспозиции Национального музея Тувы есть исторические документы за подписью И.В. Сталина. Вот некоторые отрывки из текстов: «Победа советского народа будет также победой братского тувинского народа…», «Прошу передать трудящимся Тувинской Народной Республики мой братский привет и благодарность Красной Армии». Помощь тувинского народа Красной Армии получила свое реалистическое отражение в работах резчиков: «Красный обоз с подарками для Советской Армии» (белый агальматолит, 1969 г.) и «Помощь фронту. Верблюд везет обоз с подарками».

В историческом жанре работал Монгуш Черзи,он воспел братскую любовь тувинского народа к своему великому соседу – Советскому Союзу, в состав которого Тувинская Народная Республика вошла только в 1944 году.В то время СССР вел священную войну против фашисткой Германии. «Красный обоз с подарками для Советской Армии» – это слово братства, идущее от души арата-патриота. Стоит зимняя стужа. Молодой арат сидит на санях, нагруженных подарками. Впереди саней красный флаг – символ нерушимой дружбы советского и тувинского народов в годы испытаний. Конь-силач везет дорогой груз по степной дороге. Как бы далеко ни было расстояние до фронта, арату близка и понятна борьба, которую ведут красноармейцы – таков смысл этой работы.

Бытовой жанр раскрывает этнографические стороны кочевой жизни и деятельности тувинских чабанов. Иногда создаются многофигурные композиции в работе «Комплексная чабанская бригада» (серпентинит, 1962) (рис. 53). Монгуш Черзи изобразил одну чабанскую бригаду: юрта, возле которой отдыхает оседланный конь, а рядом новый дом. В своей работе Монгуш Черзи правдиво показывает быт тружеников колхозного села. Народным мастерам досконально известен их бытовой уклад, образ жизни и весь предметный мир, который окружает тувинца с детства. Ведь многие камнерезы старшего и среднего поколения родились в юрте, с детства пасли домашний скот, повзрослев, становились охотниками. Они прекрасно знали анатомию, пропорциональное строение и повадки зверей. Народные резчики старались изобразить в дереве и камне реалистично трактованные скульптуры животных, жанровые композиции всадников, сакманщиц и т.д.

Технологические приемы и способы художественной обработки агальматолита

Агальматолит – самый распространенный в Туве поделочный камень, называемый по-тувински «чонар-даш».Из агальматолита режут различные фигурки и украшения.

Как поделочный камень агальматолит используется народными умельцами Тувы, Бурятии, а также в Корее и Японии.Помимо Юго Восточной Азии месторождения агальматолитанаходятся на Южном Урале, в Узбекистане, на Украине, в Чехии, Румынии и США. Обширные месторождения агальматолита существуют на территории Монголии.Благодаря тому, что его легко обрабатывать, он используется с глубокой древности: в захоронениях Vвека. до н.э. встречаются агальматолитовые бусины.

Название агальматолита происходит от греческих agalma–изваяние, статуя, украшения и lithos - «камень». Впервые термин «агальматолит» был введен в 1797 году. Синонимы агальматолита: бихарит, восковой камень, жировик, картинный камень, кореит, ледяной камень, образный камень, фигурный камень, горшечный камень, пагодит. По генетической классификации в геологии агальматолит – метаморфическая горная порода, которая может иметь различный состав и происхождение.

Агальматолит образуется в результате низкотемпературных гидротермальных процессов (вне зависимости от состава различных образцов камня)[67, с. 104].

Существуют два критерия качества художественной обработки агальматолита: эстетические свойства материала и специфика технологий его обработки.Эстетические свойства агальматолита определяются уровнем его декоративных качеств: цветом, прозрачностью, блеском, фактурой.

Агальматолит непрозрачен, обладает матовым блеском, в тонком срезе пропускает свет. Цвета и оттенки агальматолита разнообразны: он бывает черным с мягким, как иней, серебристо-серым матовым оттенком или с блеском голубой, как антрацит, черноты; он бывает белым, как снег холодным, сероватым, с жемчужной проседью; бывает золотисто-розовым, нежным, как краски заката, реже наблюдаются оттенки красного цвета, вплоть до тёмно-вишнёвого. Низкая твердость делает его хрупким и жирным на ощупь, именно поэтому агальматолит называют «восковым камнем», или «жировиком».

Специфика технологии художественной обработки камня определяется его физическими свойствами – плотностью 2,8 г/см3 и твердостью 2 – 3 по шкале Мооса (Таблица 2.) что относит агальматолит к мягким породам[44].

Есть два легендарных месторождения агальматолита в Туве. Залежи камнятемных оттенков агальматолита – серпентинита, находятся на сопках Аргалыга и Шеттиг-Арга, с. Ак-Туруг в Улуг-Хемском районе и на вершине горы Сарыг-Хая (Желтая скала) в Бай-Тайгинском районе.Высота горы 2400 метров. В недрах горы располагается агальматолит. Глубина залегания обычно от 1 метра и ниже. Агальматолит добывается кустарным способом. Традиционно добыча камня осуществляется в конце сентября – начале октября, когда земля начинает промерзать. Камень Сарыг-Хая отличается от других агальматолитов особой мягкостью, податливостью, разнообразием цвета.

До сих пор неизвестно: кем и когда найден этот ценный камень? Как начали применять? Про него нет исторических записей, исследовательских работ, есть только народные легенды, которые передаются из поколения в поколение.

Заслуженный художник Республики Тыва С.М. Когел рассказал следующую легенду: «Старик Кокей (прозвище Карчын) с молодых лет охотился, поэтому отлично знал свои охотничьи угодья, где какие растут деревья, где находятся утесы, скалы, камни; знал, где может затаиться заяц, косуля, бил без промаха. Как-то раз Кокей пошел на охоту. Он взошел на вершину Сарыг-Хая, где много желтых камней, и сидя на одном из них, отдыхал, курил, раздумывая куда идти. Охотники очень наблюдательны, внимательны. Среди множества желтых камней он увидел небольшие, беловатого цвета камни, и заинтересовался, подумав, что это огниво. Взяв в руки небольшого размера камень, попытался высечь огнивом. Камень разбился, углубление оказалось белым, податливым. Кокей достал нож и стал соскабливать, оказалось, что камень очень мягкий, сыпучий. Охотник соскоблил желтый камень, и он оказался тверже. Опытного охотника чутье не подвело, он понял, что нашел особый камень. Кокей еще походил, поискал и обнаружил много таких камней. По-житейски мудрый, много на своем веку повидавший, смекалистый, работящий умелец смекнул, что камень подходит для формы заливки пули.

Охотник Кокей не мог надивиться находке, рассказывал всем знакомым, друзьям, хозяевам соседних стойбищ про нее. Из камня легко вырезались формы желаемого размера. Земляки стали собираться в юрте Карчына. С большим интересом они рассматривали камни, вырезанные формы для отливки пуль, расспрашивали, где охотник нашел камни, некоторые выпрашивали камни и сами вырезали форму для отливки пуль. Охотник, народный умелец Диртээки, который проживал неподалеку от Кокея, как-то раз подробно расспросив про место, где тот нашел камень, отправился на самую верхушку горы Сарыг-Хая. И в самом деле, на земле лежали груды камней. Под ними находились камни белого, желтого, серого, красноватого цветов. Так Диртээки обнаружил, что камни находятся не только наверху Сарыг-Хая, но и в глубине груд. Он отобрал из своей необыкновенно красивой находки камни разных цветов и привез домой. Земляки были очарованы красотой камней. Мастера-умельцы Кокей и Диртээки творчески подошли к делу и из найденных камней начали вырезать образы животных. Постепенно умельцы стали вырезать шахматные фигурки.

Спустя многие годы, вслед за Кокеем и Диртээки, многие араты в свободное время стали вырезать животных из агальматолита. Так были созданы первые агальматолитовые скульптуры. Они не блистали качеством и совершенством. Среди лучших умельцев выделялись Кокей, Диртээки, Содунам, Дуктуг-оол, Дырдай и другие. Араты, которые приходили любоваться работами резчиков, хвалили их, просили у них понравившиеся образы фигурок, чтоб показать детям, выставляли работы на видное место на сундуки. Желающих поиграть с шахматами резчиков из камня прибавлялось, многим хотелось выучиться этому ремеслу. Резчики камня из Коп-Соока дарили свои работы людям, которые приезжали смотреть на их поделки.

Первым резчиком шахматных фигурок из агальматолита по заказу стал сын Шанчылан-Хелина умелец Содунам. Кто был заказчиком этих шахмат– неизвестно, по предположению, по тем временам знатный, богатый человек. Заказчик, видимо, был человеком творческим: шахматные фигурки были вырезаны очень искусно, красиво.

На первых порах особый камень, который нашелся в Сарыг-Хая, называли «белый мягкий камень». Со временем камни стали различать по цветам вроде «белый камень как курут», «желтый камень как ээжегей», «желто-пестрый камень», «гладкий камень». Возросло и число умельцев. Вот таким образом народ стал применять камень из Сарыг-Хая в своей жизни. В других местностях Тувы нашлось немало умельцев, которые последовали примеру резчиков по камню» – так закончил свою легенду народный умелец.

Находка и применение ценного камня повлияли на жизнь аратов Коп-Соока, развили их творческие, художественные качества.

Существует особый ритуал добычиагальматолита: у горы необходимо побрызгать молоком во все четыре стороны света, умилостивить таким образом духов священного места.

Важным технологическим этапом работы с агальматолитом (чонар дашем) является его добыча ручным способом, чтобы не повредить месторождение и не нарушить целостность камня. Обязательно осуществляется проба камня с целью определения его пригодности для художественной работы. Наличие внутренних дефектов и трещин определяется по характеру звука при простукивании молотком, в случае определения микротрещин, камни распиливают и сортируют. Трещины чаще обнаруживаются на более твердых камнях – красных оттенков.

При хранении камня важно обеспечить влажность, исключить попадание солнечных лучей и промерзание. Камни закапывают в грунт (в коровниках, кошарах.). Правильные условия хранения обеспечивают сохранение пластичности и исключают возникновение трещин и деформаций при последующей обработке камня.

Продолжение художественных традиций камнерезного искусства Тувы молодыми мастерами

Молодое поколение тувинских резчиков в 1980-е годы формируется в значительной части из тех, кто ощущает себя непосредственным наследником творческих традиций мастеров старшего и среднего поколений. В Тээли и Кызыл-Даге это ученики Тойбухаа Хертека, Саая Когела и других прославленных бай-тайгинских камнерезов, в Эрзине – юные воспитанники Дупчура Бригада. Небольшую, но в чем-то уже обособленную от бай-тайгинской школы, самостоятельную группу резчиков составляют молодые (и недавно бывшие молодыми) художники-прикладники города Кызыла. Среди них бывший педагог детской художественной школы Нурзат Байдыков (1947 – 1978), младший брат Хертека Хуна – Хертек Монгун-оол (1942 - 1986), сын Байынды Байыра – Байынды Эрес-оол (род. в 1948), его сестра Байынды Елизавета (род. в 1951 году) и другие. В конце 1980-х начале 1990-х годах фонды Национального музея стали значительно пополняться камнерезными произведениями мастеров нового поколения, среди которых выделяются ученики известных камнерезов и сыновья, дочери из династии потомственных народных мастеров.

Елизавета Байыровна Байынды – известная тувинская художница камнерез. Она относится к новому поколению народных мастеров, которые во многом восприняли древние навыки и традиции старшего поколения камнерезов современной Тувы. Она стала достойной ученицей и продолжательницей творческого наследия своего отца Байыра Сарыговича Байынды, известного камнереза, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, ученика знаменитого резчика Монгуша Черзи. В дальнейшем Елизавета Байынды значительно расширила круг анималистических сюжетов, стала вырезать многофигурные композиции из жизни тувинских аратов-скотоводов, придавая им мягкую поэтическую трактовку.

Она с детства любила рисовать и часто наблюдала, как отец с дедушкой Монгушем Черзи режут чонар-даш (агальматолит), как бы оживляя фигурки домашних и диких животных. Маленькая Лиза восхищалась и удивлялась искусным мастерам, способным из камня создать реальный образ живого существа. Но огромную роль в воспитании любви к искусству, рисованию, музыке сыграл старший брат Ким-оол Байырович Байынды. Под его влиянием юная Лиза стала много рисовать, интересоваться изобразительным искусством и пробовать вырезать фигурки из дерева. Первые ее камнерезные работы изображают одиночные фигуры животных: лошадей, козлов, сарлыков, арзыланов, быков, баранов, верблюдов. Затем камнерезчица стала придавать фигурам определенное движение, выделяя характер и повадки конкретных зверей.

С 1976 года Елизавета Байынды стала постоянно участвовать на республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставках таких, как «Сибирь Социалистическая», «Скульптура малых форм», «Молодые художники Сибири», «Молодость России», «Анималисты России», «По родной стране», «Народное искусство России», «Сибирь», «Россия» и зарубежных странах – Канаде, США, Монголии, Японии.

В конце 1970-х в начале 1980-х годов в творчестве Елизаветы Байынды появилась серия всадников – «Всадник» (1979), «Стремительная всадница» (1980), «Всадник революции» (1984). Эти композиции отличаются резвым движением лошадей, фигуры всадников прижаты к туловищам лошадей, выделены складки одежды, головных уборов, которые развеваются на ветру от стремительного бега скакунов. С середины 1980-х до конца 1990-х она создает много скульптур животных, львов и новые жанровые композиции в малой пластике. Наиболее выразительные из них, это – «Друзья» (1986), «Упрямый верблюд» (1988), «До встречи» (1989), «Громовержец-дракон, змея и обезьяна» (1989), «Наше детство» (1990). Все они навеяны воспоминаниями о незабываемом детстве, об играх своих детей-сыновей. Эти пластические композиции мягко смоделированы, образы детей переданы по-матерински с большой теплотой и нежностью. Сценки трактованы лаконично, без лишней орнаментации. В эти годы Елизавета Байыровна создает серию высокохудожественных малых скульптур, посвященную мифическим драконам, один из которых экспонировался на выставке «Декоративно-прикладное искусство СССР» в Торонто (Канада) в 1989 г.

Талантливая камнерезчица Е.Б. Байынды, преподавая в Республиканской школе искусства им. Р.Д. Кенденбиля пластическое искусство резьбы по агальматолиту, с полной отдачей и большим воодушевлением обучала юных ребят-камнерезов, которыев дальнейшем стали известными художниками-прикладниками. В последующие годы ею были созданы замечательные групповые композиции горных козлов, сарлыков и всадников.

За свою многолетнюю творческую деятельность Елизавета Байыровна Байынды награждена многими дипломами, грамотами Союза художников Российской Федерации, Министерства культуры Тувинской АССР и Республики Тыва; медалью «В память 850-летия Москвы» (1997); серебряной медалью Российской Академии художеств (1998); ей присвоено звание «Заслуженный художник Тувинской АССР» (1991); «Лауреата Государственной премии Российской Федерации» в области литературы и искусства (1992). Некоторые лучшие камнерезные произведения Е.Б. Байынды были репродуцированы в книгах, альбомах и каталогах, посвященных декоративно-прикладному и народному искусству Российской Федерации и, даже показаны по Центральному телевидению в передачах, посвященных народным художественным промыслам России.

Лучшие ее камнерезные скульптуры представлены в художественных музеях Красноярска, Читы, Иркутска, Российском этнографическом музее г. Санкт-Петербурга, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства г. Москвы и частных художественных коллекциях.

Кагай-оол Алексей Салчакович (род. в 1958 году) закончивший Кызылское училище искусств в 1980 году, за время работы с народными мастерами, стал одним из ведущих мастеров камнерезного искусства Тувы. Его работы, имеющие ярко выраженный индивидуальный почерк, привлекают внимание знанием законов анималистики, изящными формами мелкой пластики,тончайшей деталировкой орнамента в «Сосуде-когээржике» (1990).В его произведениях появились новые формы декора и орнаменталистики, основанные на традициях Бай-Тайгинских камнерезов. Произведения Алексея Кагай-оола находятся в фондах многих музеев России, в том числе в Государственном музее искусства народов Востока находятся скульптуры из агальматолита «Кошкар» и «Верблюд». В Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, в Российской академии наукв Санкт-Петербурге, в фондах Национального музея Республики Тыва находятся 26 работ. Основные работы находятся в частных коллекциях России, США, Финляндии.

Наряду с уже известными мастерами появилась плеяда молодых профессиональных скульпторов, народных мастеров резьбы по камню. Это Донгак Хеймер-оол Байдосович, – выпускник (1988) Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной – (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица), сочетающий профессионализм скульптора-монументалиста с традициями исконно народного камнерезного искусства. Его дипломная работа «Укротитель» принята как монументально-декоративная скульптура – произведение, в котором нашли воплощение идеи монументальной формы и традиции мелкой пластики. Это работа сейчас украшает фасад Национального музея Республики Тыва.Имя Хеймер-оола Донгака становится известным в Туве после награждения его премией Ленинского комсомола Тувы в 1989 году за участие на крупнейших всесоюзных и всероссийских выставках. Он – профессиональный скульптор-монументалист, талантливый камнерез, всегда находится в творческом поиске, воплощая замыслы в разных материалах: дереве, агальматолите, серпентините, песчанике, бетоне, граните, мраморе. Член Союза художников России, он пользуется среди камнерезов и скульпторов заслуженным авторитетом. Его крупнейшее творение – монументально-декоративная скульптура «Укротитель» у входа в Национальный музейсимволизирует обуздание дикой силы природы в образе мощного сарлыка богатырем-кочевником, держащим в правой руке большой лук, как символ защитных сил перед грядущими врагами. В целом, это монументальная композиция раскрывает образ единения человеческих и природных сил перед неведомыми опасными стихиями и врагами. Основой художественного мировоззрения скульптора стала традиционная культура искусство кочевого народа, сохранившего древние истоки народного творчества. За создание высокохудожественных произведений Хеймер-оол Донгак награжден Серебряной медалью Академии Художеств России в 1998 году и Дипломом Союза художников России и в 2003 году на выставке «Сибирь-IX».