Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Копирование в системе Академии художеств XVIII века. Вопросы исследования и атрибуции Давыдов, Владимир Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давыдов, Владимир Анатольевич. Копирование в системе Академии художеств XVIII века. Вопросы исследования и атрибуции : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Рос. академия художеств. Санкт-Петербургский гос. академический ин-т живописи, скульптуры и архитектуры.- Санкт-Петербург, 1994.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-1/2295-3

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ постановки проблем копирования связана со все возрастающим.интересом к истории худовэственной культуры XVIII века вообще и с задачами атрибуции произведений этого времени в частности. Щэоведенные исследования позволили уточнить многие параметры учебного копирования,ввели в научный оборот новую группу картин, а тэкее позволили проследить историю развития техники акадеіаіческой апзописи второй половины XVIII-начала XIX веков. В их процессе выявились как шсдга-бы.так и неоднозначность такого многопланового явлення, кагааі являлось копирование европейской жавопЕсн в России, а такж необходимость пересмотра многих привычных представлений о его роли в развитии отечественного искусства.

533ТОДЙЧБСКЙ работа построена на анализе архивных и литературных источников и результатах стЕлнетического и технико-- технологического изучения учебных картин. Выбор подобной методологии обусловлен недостатком информации по истории копирования как внутри Академии худсшеств.так и в русской живописи в целом.

Таким образом ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ составили копии и самостоятельные картины воспитанников Академии,созданные в рамках технологической системы учебной живописи.

Централизованный характер Российской Академии неоднократно отмечался в специальной литературе. Созданная по образу и подобию аналогичных учреждений Запада и изначально ориентированная на распространение эстетических и технологических принципов европейского искусства Петербургская Академия трех знатнейших художеств стала тем центром,который,во-многом, определял культурную политику внутри государства. Внедрению новых методологических и технических знаний в ткань отечественного искусства были подчинены многие аспекты ее непосредственной деятельности,в том числе и система учебного копирования, основанная на широко распространенной в Еьропз практике обучения "живописной науке".

Процесс сложения системы академического копирования был во-многом эмпирическим. Его конкретным содержанием стала повседневная деятельность многочисленных воспитанников и их преподавателей,реальные объемы которой были поистине огромными. Только пс неполным сведениям на протяжении XVIII века учениками Академии было исполнено около 1500 копий и самостоятельных учебных картин. Данные о них сохранились среди материалов академического архива, хранящихся в РГИА и в Отделе рукописей ГНБ им. U. . Салтыкова-Щедрина Эти сведения и стали документальной основой настоящей диссертации. Их дополнили результаты технико-технологических исследований,включавшие в себя изучение структуры грунта и красочного слоя,исследования в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, а так же рентге-графирование.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ. Настоящая диссертация является, по-

сушеству, первой попыткой комплексного изучения системы академического копирования в контексте культурной ситуации XVIII столетия. В работе впервые рассмотрена эволюция феномена копирования, а такяе результаты проникновения его европейского варианта в Россию. В научный оборот введены 1500 произведений исполненные.учениками Академии во второй половине XVIII века. Кроме того проанализирован количественный и качественный состав оригиналов, а так не найдены новые материалы по технике академической живописи второй половины XVIII - первой четверти XIX веков. Проведенные исследования позволили дополнить традиционные представления о развитии изобразительного копирования в условиях русской культуры XVIII столетия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ. Теоретические результаты исследований югут быть использованы в ходе дальнейзего изучения истории копирования в России. Данные о составе академических копий, а так ж сведешш об их технико-технологических осо^ бешюстях прішенкш при практической атрибуции и датировке картин из собраний различных музеев. России. Кроме того подученная информация,может быть использована при чтении лекционных курсов по технике живописи и истории русского искусства АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежного искусства института" 2ИВОПИСИ,скульптуры и архитектуры им. Репина (Санкт-Петербург, 1991,1993) и были представлены на научных конференциях:!. "Типология искусства переходных эпох" (йзсква, МГУ, 1987); 2. 4-ая научная конференция в память члена-корреспондента АН СССР м. В. Доброклонского (Санкт-Петербург,институт им. Репина,1991); а 5-ая научная конференция в память М. R Доброклонского

(Санкт-Петербург,институт им.Репина, 1992);4. 6-ая научная конференция в память М.ЕДоброклонского (Санкт-Петербург,институт им. Репина, 1993).

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ Общий объем диссертации составляет 239 страниц. Основное содержание изложено на 130 страницах. Структура работы включает в себя: ВВЕДЕНИЕ, 3 главы основного текста,а также ЗАКЛЮТЕНИЕ и ПРИЛОЖЕНИЯ (примечания, список основной и использованной литературы,перечень архивных источников,список сокращений,а также Список работ исполненных воспитанниками Академии художеств во второй половине XVIII века. Кроме того в состав диссертации входит альбом иллюстраций, включающий в себя 58 фотографий.