Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Костюм раннесредневекового Тохаристана : (по памятникам искусства и археологии) Майтдинова, Гузель

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Майтдинова, Гузель. Костюм раннесредневекового Тохаристана : (по памятникам искусства и археологии) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Ин-т искусств. им. Хамзы Хаким-Заде Ниязи.- Ташкент, 1991.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-5/1665-9

Введение к работе

Актуальность исследования.. Этапы развития история костюма населения Средней Азии изучены неравномерно. Сложность исследования исторической одеглы связана прегще-всего с огра-ниченностьв подлинных одезд определенной эпохи. Достаточно хорошо изучен лишь кости.гаый комплекс классической этнографии, а также периода позднего срэдневековья Средней Азии по данным миниатюрной еивопеси и единичным экземплярам археологической одеядн этого периода. Но ее древние формы все еде мало исследованы..

Хотя отдельные види одежды древности и раннего средневековья и были предметом изучения, эти исследования носили историко-этаографический характер, вне поля зрения остался искусствоведческий аспект проблемы. Учитывая, что кости/! -одно из проявлений материальной и духовной культуры и в то se время - произведение декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразувдэе облик человека, мы рассматриваем его

как вид художественного конструирования. Ибо художественная специфика искусства костша определяется тем, что объектом творчества является сам человек.

йібор темы в качестве предмета исследования данной диссертации вызван рядом причин:

Отсутствием обобщапцего исследования по истории ранне-средневекового костша Средней Азии,.в частности, Тохариста-на;

Отсутствием четкой периодизации раннесреднэвековсй одежды, что лазало иногда возможности точно атрибутировать произведения искусства; г

Важностью разработки этой проблемы для истории косима з истории культуры как самого Тохаристана, так и сопредельных с кил областей Центральной Азии, в их взаимоотношениях.

Костям Тохаристана не был до сих пор объектом специального исследования, за исключением некоторых статей, рассматривавших тсхаристанскузо одеялу е совокупности с согдийской и затрагивавших лишь отдельные аспекты проблемы. Не рассматривались специально, в контексте исследования всего костшного комплекса, ткани, конструкция кроя,-украшения, детская одек-да, цветовая гамма.

Актуальность исследования обусловлена также накоплением определенного изобразительного материала, открытием подлинных археологических одежд Тохаристана, что позволяет теперь восполнить определенные пробе^ш в истории костхш среднеазиатского регхона.

Учитывая, что находки подлинных одежд раннего средневековья из Тохаристана подтвердили историческую достоверность костшоз, изображенных в короаластике и раняесредневекоЕой жгвопнсл Средней Азии, данные изобразительного искусстза, исходя из жт: многочисленности, являются одним из основных источников для реконструкции костила прошлых эпох.

Зосооздание истерии костша ватжо как продолжение древних традиций, прозедпш: испытание временем, і: как обогащение современной практики художественными идеями, z для творческих поисков художников, модельеров, сезданаих нсгіє нгдравлйиик моды.

Шли g задачи исследовала. В дизеертацк.,: рассматривается весь круг вопросов, саязаньи:: с костшом Тохаристана, Екла-дазаз в понятие "костш" сочетание предметов сдечды, тканей,

украшений, прически, косметики, выполненных в едином стиле и художественно согласованных меэду собой.

Основной целью исследования является создание обобщавшей работы по истории ксетю.га Тохаристана периода У-УН! вв. В число задач диссертации входят:

вяявление и исследование тканей, используемых в костше;

исследование принципов орнаментации, определение истоков наиболее характерных декоративных приемов и общей цветовой гаммы;

определение основных видов и форм одежды;

определение з стилистике костюма эстетического идеала эпохи;

выявление конструктивного решения одеяды и выделения приемов нятья;

выявление украшений, их роли в обще! композиции косткма;

выявление эволщии основных составных частей костшного ком-плекса;

выяснение в костшах населения Тохаристана художественных особенностей, отличающих их от костшов народов Центральной Азии или сблккашцих с ними;

выявление периодизации раннесредневековой одежды;

обобщение полученных данных для общей характеристики ранне-средневекового костила Средней Азии.

Источниковедческая база исследования. В качестве основных источников использованы изобразительные и археологические материалы. Дополнительно привлечены письменные и этнографические источники. Широко используется сравнительный материал по костюмам сопредельных стран Центральной Азии в различные хронологические периоды, причем понятие "Центральная Азия" в соответствии с определением ШЕСКО включает территории совет-скзх республик Средней Азии, Северо- Западную Индию, Лакиохан, Афганистан, Восточный Иран, Синьцзян (западная провинция Китайской Народной Республики). Для исследования привлекались раннесредневековая живопись Тохаристана и сопредельных областей (Дильбердяин, Еалалыхтепе, Аджинатепе, Калаикафирна-ган, Калаиподмон, Бамиан, фуядукястан). При необходимости использовались другие изобразительные источники: скульптура, короплаетака, торевтика, нумизматика.

Епервые вводятся в научный обиход подлинные археологические одежды, ткани, украшения из Кургана, в Старом Терхззе.

В 1932-1984 и в 198Ь гг..исследование и реставрацию термезских уникальных находок проводили А.К.Елкина н автор настоящей работы. В комплексе с изобразительными источниками использованы археологические материала аз паштетксз Тохаркстана - Кургана, Бкттепэ, Кафыркалы, Ляхпа и др.

Автор пользовался коллекциями їєягозского областного краеведческого музея, Института историк, археологии и этнографии имени А.Дошша АН Тадкакской ССР, музея истории народов Узбекской ССР АН Узбекской ССР, Еацангалского областного краеведческого вдзєя, музеев Китайской Народной Республики (Урумчи, Турфан, Дуньхуан).

В качество срашительного материала в исследовании худо-явственного стиля костхма зпсхк, рассматривается изобразительные источники Соїда, Уструшаны, Чача, Ферганы, Монголии, Алтая, Китая, Ирана, Византии. Для поучения культурных взадло-дейстзлй в среднеазиатском регионе ггрлзлеч-знн еєїїястізєіїчцє находки из ІІендхпкокта, Афраснаба, Взд&хага, Курката, Чыль-худзры к др. Для реконструкции ракнесредоевоковой сдез&ы Средней Азіш впервые привлекается унл;:алыше одез?да из Цуычак-теяе (Пая; Наманганекая обл., ysCCF), реставрированные а исследованные с участием диссертанта.

Новизна работа. В диссертации впервые в среднеазиатском искусствознании ка примере костила Тохаристсна рассматривается целиком костшный. комплекс, раннего средневековья. Еперше рассматривается архитектоника с конструктивное решение одежды, выявляется эстетический идеал зяохи. И наконец, впервые вводятся в науку археологические подлещики одежд исследуемого периода, изучается детский костил, дается сведения о подлинных хлопчатобума'йшх и шелковых тканях Тохаристана.

В диссертации рассматривается все виды одежд, доступных исследованию по изобразительным и археологическим данным. Для реконструкции недостаыцих звеньев эволюции костша привлекались этнографические источники. Таким образом, впервые дается подобный комплексный источниковедческий подход к исследованию истории костша, что позволяет наиболее достоверно реконструировать костш эпохи. Бея предвествундая литература по истории костша, как правмо, отдавала предпочтение какой-либо одной категории источников, либо затрагивала только отдельные аспекты костша Средней Азии. Новизна данного исследования заклинается:

в комплексном источниковедческом подходе к решению исследовательских задач:

в типологии и классификации составных частей костила;

во вводе в научный оборот, наряду с уже известными, новых изобразительных, археологических данных, прежде не рассматривавшихся при освещении истории среднеазиатского костша;

сопоставительном анализе подлинных археологических находок -составных частей костша и изображений в раннесредневековых росписях Средней Азии.

Практическое применение. Впервые по росписям Балалыктепе и Калаишодмоп с привлечением данных археологически обнаруженного текстиля диссертантом были восстановлены на Яенинабадском шелковом комбинате образцы тканей УІ-УП вв. Удалось реконструировать средневековый текстиль, его орнамент, приблизить фактуру ткани, используя современную технологию производства. На том же комбинате при непосредственном участии автора данной работы, Елервые использован ранносредневековнй орнамент тканей в производстве набивных шелков. Выводы автора позволили создать реконструкции моделей одежды раннего средневековья, что легло в основу коллекции Дома моделей "Бону" (г.Душанбе). Эта коллекция была показана на театрализованном спектакле в г.Душанбе (апрель, 1990 г.). На основе традиций костша раннего средневековья художниками-модельерами Дома моделей "Бону" созданы современные коллекции одежды. Многолетние исследования диссертанта позволили воссоздать образ основоположника персидско-таджикской музыки Борбада (этнический тип, одежду, прическу), затем графически и живописно выполненный художником Б. Напмовым.

Результаты исследований и выводы диссертации о раннесред-невековой одежде Средней Азии были использованы автором при подготовке глав и разделов нового издания "Истории таджикского народа", "Истории культуры таджикского народа", а также позволили реконструировать недостапцие части археологических под-лшшиков уникальных одежд из Мунчактепе.

Методологической основой данной работы стали принципиальные положения современного искусствознания и исторической науки. Главной методологической посылкой явилась необходимость изучения костила не по видам, а в комплексе, многосторонних связях с культурной средой.

При выполнения диссертационной работа автор опирался на достижения искусствоведения, ориенталистики, археологии и этнографии, отраженных в трудах многих советских и зарубежных ученых, которые использованы автором в связи с поставленной проблемой. В основу ке диссертации легли собственные исследования автора.

Апробация работа. Основные положения диссертации изложены в ряде опубликованных статей, а тшсже в докладах на международных, всесоюзных, региональных конференциях: Всесоюзной конференции "Бактрия-Тохаристан на древнем и средневековом Востоке" (1983), Всесоюзной научной сессии по итогам этнографических и антропологических исследований 1986-1987 гг. (сентябрь 1988 г.), отчетных археологических сессиях региона (1988, 1989 гг.), Международном симпозиуме '-Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность" (апрель 1990 г.), Международном семинаре ЮНЕСКО "Формирование и развитие трасс Великого Шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье" (сентябрь, 1990 г.), Научно-практической конференции, посвященной 70-летаю Чимкентского областного историко-краеведческого музея (октябрь 1990 г.). Отдельные главы и диссертация в целом были обсуждены на заседаниях Отдела истории культуры Института истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений, списка иллюстраций, а такЕе приложения с рисун-ка\я, графическими таблицами, чертежами и фотографиями.