Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера Спанаки Юлия Александровна

Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера
<
Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Спанаки Юлия Александровна. Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера : диссертация... кандидата искусствоведения : 17.00.04 Санкт-Петербург, 2007 265 с. РГБ ОД, 61:07-17/119

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Крестьянская вышивка как традиционный вид народного искусства

1.1. Истоки и региональные особенности крестьянской вышивки Северо-Запада России конца XIX - начала XX века 23

1.2. Функционально-обрядовое назначение вышитых предметов и их роль в убранстве крестьянского жилища 30

1.3. Материал и техника крестьянской вышивки 42

Глава 2. Семантика орнамента русской крестьянской вышивки Северо-Запада России XIX - начала XX века

2.1. Виды геометрического и растительного орнамента Северо-Запада и их смысловое значение 61

2.2. Изобразительные мотивы в вышивках Северо-Запада России 70

Глава 3. Связь народного поэтического творчества с «полотняным» фольклором .

3.1. Устное народное творчество тесно связано с изобразительными мотивами крестьянской вышивки 87

3.2. Использование традиций крестьянской вышивки в современном народном творчестве и художественных промыслах 108

Заключение 115

Список литературы 122

Введение к работе

Крестьянская вышивка является одним из наиболее древних и распространенных видов народного искусства. Издавна она была связана с национальным своеобразием, художественными вкусами и бытовым укладом её создателей.

Крестьянское искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным ритмом, который во многом определил особый специфический строй народного творчества, его формы и содержание. "Мерное и медленное развитие крестьянского искусства в течение долгих веков обеспечило ему органическое нарастание и кристаллизацию очень высоких мастерских навыков и приемов в художественной обработке дерева, в различных технических особенностях женской вышивки. Основные черты этого искусства - декоративность, конструктивность и орнаментальность, сливаясь воедино в каждом отдельном памятнике, дают крестьянскому бытовому творчеству твердое и крепкое художественное основание"- писал B.C. Воронов в своей работе «О крестьянском искусстве».

Истоки крестьянской вышивки Северо-Запада России

прослеживаются еще в домонгольском периоде, о чем красноречиво свидетельствуют результаты археологических исследований и письменные источники. Вышитые ткани XI - ХШ столетий были обнаружены при раскопках захоронений в Новгородской, Псковской, (Каргопольской), Вологодской, Архангельской и других областях. На Северной Двине, и в бывшей Олонецкой губернии также сохранились образцы вышитых тканей XIV - XVII веков.

Территориальные границы данного диссертационного исследования распространяются на современные Ленинградскую (быв. Санкт-Петербургскую и Олонецкую губернии), Новгородскую, Псковскую, Вологодскую и Архангельскую области, (быв. Каргопольский уезд), что

объясняется не только их недостаточной изученностью, но и особой спецификой материала, существенно отличающегося от крестьянской вышивки центральных и южных районов страны, где народное искусство формировалось в иных условиях и обладало своими специфическими особенностями, существенно отличающимися от Северо - Запада. Кроме того, искусство данного региона было менее подвержено иноэтническим влияниям, что, в свою очередь, также позволяло ему долгое время оставаться в рамках местных традиций.

Актуальность темы во многом определяется недостаточной степенью изученности предмета исследования. Несмотря на то, что крестьянская вышивка, как один из традиционных и наиболее древних видов русского народного искусства, неоднократно привлекала к себе внимание специалистов и отдельные аспекты данной темы получили отражение в трудах отечественных исследователей, далеко не все грани этого значительного и многообразного явления изучены достаточно глубоко и полно. В частности, это относится к проблеме выявления региональных художественных особенностей крестьянской вышивки Северо-Запада России конца XIX - начала XX века.

Малоизученность конкретного материала, хранящегося в музейных и
архивных фондах страны, его недостаточное осмысление в художественно-
стилистическом и культурологическом аспектах позволяет говорить о
насущной потребности строгой научной систематизации,

профессионального описания изобразительного ряда, а также тщательного искусствоведческого анализа, что в настоящее время и в данном контексте делает предлагаемое исследование, несомненно, актуальным и своевременным.

Степень изученности проблемы. Народное искусство, в котором существенное место занимает крестьянская вышивка, становится объектом пристального внимания ученых в середине XIX века. Период формирования новых общественных отношений вызвал к жизни

неподдельный интерес к народу и его национальной культуре. В этот период предпринимаются значительные усилия по сбору, изучению и осмыслению произведений народного искусства, в котором крестьянская вышивка, благодаря яркой выразительности и глубокой символике, играла весьма значительную роль.

Известные исследователи и деятели русской культуры второй половины XIX - начала XX столетия, такие как В.И. Даль, В.В. Стасов, В.В. Суслов, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг, И.Я. Билибин и другие внесли большой вклад в изучение традиционных видов народного искусства, в число которых входила и крестьянская вышивка.

Интерес к этому виду народного художественного творчества тесно связан и с развитием музейного дела в России. Именно музеи, наряду с частными коллекционерами, начали систематически приобретать, хранить и изучать народную одежду, ткани, кружева, вышивки. Большие текстильные коллекции Румянцевского музея (Москва), пополнявшиеся экспонатами с Всероссийской этнографической выставки, собрания Государственного Исторического музея (Москва) и Этнографического отдела Русского музея (Санкт-Петербург), а также собрания губернских и уездных городов составили ценный и неисчерпаемый фонд произведений народного искусства России, который до сих пор остается не до конца исследованным.

В 1872 году В.В. Стасов осуществил издание первого альбома
образцов народной вышивки, кружева и ткачества, который был снабжен
воспроизведениями орнаментов, что являлось прекрасным источником для
изучения крестьянской вышивки, поскольку впервые в истории
отечественной науки иллюстрации сопровождались научными

комментариями автора.

Выступая от имени Общества поощрения художников, он писал: "Если взглянуть на русские народные узоры со стороны чисто художественной, эстетической, то нельзя не найти здесь любопытные и

полные вкуса образцы такой игры линий, такой мастерской распорядительности с самим узором и с его промежуточными формами, которые свидетельствуют об очень значительном художественном чутье и опытности и должны оказаться драгоценным руководством и советом современному нашему художнику, когда он пожелает творить в области и в характере народного искусства.... Но кроме этой, покуда еще внешней, стороны изящества и интереса для глаза, русское шитье представляет много других еще любопытных и важных элементов. Здесь лежат драгоценные и покуда еще не тронутые материалы для изучения разных сторон древнерусской национальности вообще...»1

Выдающийся критик отмечал традиционность художественных образов вышивки: "Между тем, сколько ни расспрашивай, в любом углу России, крестьянок, вышивающих полотенца, простыни, головные уборы, всюду постоянно услышишь, что они шьют, хотя и на память, но по прежним, исстари ведущимся образцам, передаваемых из рода в род."2

Впервые Стасовым была отмечена и связь сюжетов северной русской вышивки с дохристианскими верованиями. В них он видел "изображения древнего славянского богослужения и праздников русальных."3

Помимо национальных традиций исследователь усматривал здесь также финские и персидские влияния, утверждая, что "русская орнаментика - это позднее эхо орнаментики азиатской." 4 Сопоставляя узоры и высказывая замечания по вопросам их происхождения, он заложил основу понимания художественных образов, региональных стилистических особенностей, исторической и художественной ценности русской вышивки.

Во второй половине XIX - начале XX века появились альбомные публикации редких экземпляров вышивок, взятых, в основном, из частных

Стасов ВВ. Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружево. СПб., 1872. С. 16

  1. Там же. С. 12-13

  2. Там же. С. 18

  3. Там же. С. 20

собраний. Так, Ф. Буслаев в предисловии к альбому "Узоры старинного шитья в России" С.Н. Шаховской (1885), усматривал сходство этих вышивок с искусством «необозримых степей и дебрей азиатского Востока», с искусством позднеримского периода5

Позднее, в 1910 году, В.П. Сидамон-Эристова и Н.П. Шабельская издали еще одну посмертную публикацию С.Н.Шаховской «Собрание русской старины. Вышивки и кружева». Теми же авторами были опубликованы характерные образцы русской, украинской и белорусской вышивки из коллекции Н.Л. Шабельской (1912). (Sidamon-Eristov Al. Chabelskja N. The Peasant Art of Great Russia. The Studio. London-Paris-New York. MCMXII.) Издание представляло интерес в контексте выявления региональных особенностей и взаимовлияний народного искусства различных областей России.

Первые послереволюционные годы были ознаменованы выходом работы B.C. Воронова «О крестьянском искусстве» (1920), где автор большое внимание уделял вышивке, приравнивая ее по художественному значению к русскому деревянному зодчеству.

Он полагал, что "вышивка является хранительницей древнейших и художественных глубочайших образов и мотивов русского искусства вообще и по своим... качествам и достоинствам давно должна быть признана классической."б

По ее формальным достоинствам автор приравнивал вышивку к северному деревянному церковному зодчеству и старой русской иконе. В его книге, вышедшей позднее, в 1972 году, проанализированы особенности отдельных видов вышивки: культура линии в ее северных образцах, взаимоотношение узора и фона в южных, рельефная пластика в золотном шитье. Воронов завершил свой краткий обзор словами: "В этом искусстве скрывается та завидная и редкая стройность и уравновешенность

S Шаховская С.Н. Узоры старинного шитья в России, М.,1885, С.1-2

Воронов B.C. О крестьянском искусстве. - М.., 1972,С. 83. 7 Там же, С. 84.

художественного процесса, в котором все отдельные начала, его составляющие, органически слиты и соединены в стройный и мудрый труд

г*

искусства, облекающего невзрачный быт в художественные формы."

Попыткой впервые датировать ранние образцы русской вышивки и выявить истоки этого вида искусства явилось исследование В.А. Городцова «Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве», созданное на основе изучения собрания Государственного Исторического музея (Москва, 1926).

В работах исследователей 1920-х годов было рассмотрено несколько разных направлений в изучении орнамента русской вышивки. Е.Н Клетнева в книге «Символика народных украс Смоленского края» (1924) предлагала искать истоки русской и финской вышивки в культуре Востока, в то время как В.И. Смирнов в предисловии к альбому Н. Калиткина «Орнамент шитья костромского полушубка» (1926) в поисках генетических корней орнаментальных мотивов обращался к местному археологическому материалу, а также обнаружил в нем прямые параллели с геометрическим орнаментом вышивки ХГХ века. В то же время B.C. Воронов, вместе с В.И. Смирновым, усматривал в орнаменте различные «напластования», начиная от древних геометрических узоров, мотивов средневекового растительного орнамента, до присутствия элементов барокко и классицизма.

Развивавшееся в эти годы этнографическое изучение русской народной одежды, особенно южнорусских областей, содействовало изучению орнамента вышивки и тканья. Исследователи зафиксировали терминологию, технику, материал, основные мотивы орнамента, обогатив науку новыми данными.

В 1930-е годы специалисты обратились к проблеме культовой значимости орнамента, к его связям с религиозно - магическими представлениями, которые он имел в далеком прошлом, и влияния этих воззрений на последующие периоды развития орнамента, включая конец

8 Воронов B.C. О крестьянском искусстве. - М, 1972, С. 96.

XIX - начало XX века. В частности Н. П. Гринкова в своих трудах

подробно проанализировала культовое значение мотива руки в русском

народном искусстве, вышивке и резьбе.9

Трудно переоценить вклад отечественных ученых 1940 - 1950-х

годов Л.А. Динцеса, Б.А. Рыбакова, Н.С.Королевой, И.П. Работновой,

В.Я.Яковлевой и других в проблемы периодизации, классификации и

осмысления семантики орнамента русской вышивки. В частности,

академик Б.А.Рыбаков, при анализе археологического и изобразительного

материала древнерусских памятников, рассматривал вышивку как

источник изучения проблемы взаимовлияний различных культур.

В послевоенный период исследователи сделали немало для

выявления генезиса и раскрытия семантики древних орнаментальных

мотивов русской вышивки. Этому посвящены статьи Б.А.Рыбакова10

"Древние элементы в русском народном творчестве" и статьи Л.А. Динцеса.

В 1951 году Л.А. Динцес публикует одну из работ, наиболее полно

отражающих его взгляды: "Древние черты в русском народном искусстве",

где он рассматривает вопросы семантики орнамента и вносит дополнения в

теорию В.А. Городцова, также затрагивая проблемы изобразительных

средств в создании художественных образов. Динцес Л.А. классифицирует

крестьянскую вышивку как явление изменяющееся, в котором, наряду, с

образами уходящими истоками в глубокую старину, присутствует усвоение

и переработка мотивов феодального искусства и заимствование извне. В

статьях Динцеса Л.А. немало интересных исторических экскурсов, широких

сравнений и выводов. В 1950-1960-е годы исследователи обращали особое

внимание на неоднородность вышивки XVIII - XX веков, на

необходимость более четкого дифференцирования, как архаических

"9

Гринкова Н.П. Отражение производственной деятельности руки в русской орнаментике. СЭ, 1935. 1.

С.60-89.

Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном искусстве. // Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.С.37-42

Динцес Л.А. Древние черты в русском народном искусстве.// История культуры Древней Руси.Л.,195і.С.52-63

сюжетов, так и более поздних. Они стремились определить сюжеты вышивок во времени, то есть выяснить их относительную хронологию. Дифференциация архаических и жанровых сюжетов более позднего характера при современной изученности вышивки стала вполне возможной.

В 1966 году вышла в свет работа А. К. Амброза "О символике русской крестьянской вышивки архаического типа", где отмечается исключительная заслуга В.А. Городцова в присоединении вышивки к источникам по изучению древнерусских и древнеславянских верований, а также в определении культовых сюжетов.12 Однако, А.К. Амброз отрицает их дако-сарматское происхождение.

В середине 1960 - 1970-х годов рядом исследователей был внесен новый значительный вклад в изучение орнамента русской вышивки. Вышли в свет работы И.Я.Богуславской («О трансформации орнаментальных мотивов», 1964), И.И. Шангиной («Образцы русской вышивки на обрядовых полотенцах XIX - XX в.в.», 1975), Г.С. Масловой («Бытовые сюжеты в русской народной вышивке», 1970; «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник», 1978) и другие.

Среди них особое место занимают работы И. Я. Богуславской. Рассматривая многообразие вариантов вышивок с древними мотивами, сохранившимися до наших дней, автор выявила их стилистическую и изобразительную неоднородность и определила три группы произведений, в которых внешние формы древнего извода полностью сохраняются, либо видоизменяются в другие мотивы.

В те же годы сотрудниками Научно - исследовательского института художественной промышленности собираются и анализируются отдельные типы и виды русской вышивки, систематизируются группы, составленные по региональным признакам и техническим особенностям,

12 Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. 1966. С.61-76.

изучаются пути возрождения и развития русских художественных промыслов. Публикации Н.С. Королевой, И.П. Работновой, В.Я. Яковлевой по характеристике вышивки районов европейской части России до настоящего времени не утратили своего значения.13

Несмотря на достаточную разработанность вопросов происхождения орнаментов русской вышивки и их особенностей, в начале 1970-х годов, на страницах журнала "Декоративное искусство" возникла дискуссия, инициатором которой явился доктор искусствоведения М.А. Ильин, выступивший против взглядов В.А. Городцова.14 Он заявил: "Русский крестьянин и городской ремесленник, создавая свои произведения, менее всего смотрел назад, в далекое прошлое. Он был деятельным наблюдателем своего времени житейского обихода и развивающихся, хотя и медленно, современных ему обычаев и обрядов. И.Я. Богуславская, В.М. Вишневская, И.П. Работнова, Т.М. Разина и другие в ряде статей опровергли это утверждение, хотя принципиальную научную оценку позиция М.А. Ильина получила еще в статье Г.К.Вагнера под названием "Трудности истинные и мнимые". «Мир старых, земледельческих образов умирает, - писал он, -но умирает ведь лишь внешняя форма представлений, об известном порядке и гармонии Природы. Столь фундаментальные представления вообще не могут умереть, наоборот, они прочно входят в развивающееся мировоззрение, преобразуясь из интуитивных в осознанные."15 Конец 1970 - начало 1980-х годов ознаменовались еще несколькими публикациями, среди которых труды Г.С. Масловой и Б.А. Рыбакова, явившиеся результатом накопленных за десятилетия обобщений, стали фундаментальными в данной области. Продолжая традиции изучения

13 Королева Н.С. Народная вышивка. М., 1961; И.П. Работнова, В.Я~Яковлева. Русская

народная вышивка. М., 1957.

,4 Декоративное искусство СССР.1973. № З.С11; 1974.№8.С.9; 1975.№1.С.З.

,сТамже.1975.№3. С.З

орнаментов как историко-этнографического источника, Г.С. Маслова рассмотрела многообразие их типов и видов, раскрыв значение этого искусства в жизни народа.

В этот же период И.И. Шангина провела ряд этнографических полевых исследований, получивших теоретическое осмысление в ряде статей и кандидатской диссертации, посвященной вышивке.

Б.А. Рыбаков завершил работу по анализу восточнославянского язычества на протяжении I тысячелетия нашей эры и проследил сложные связи древней народной религии с привнесенным извне христианством, используя при этом памятники народного творчества.17 Профессор В.М.Василенко также подчеркнул, что народная духовная культура, "создавая новое, редко забывает старое."ls

Вопросам существования народного искусства, в том числе вышивки как части духовной культуры, посвятила свои исследования доктор искусствоведения Е.А. Некрасова. Осмысливается его место в культуре не только прошлого, но и настоящего как части целостного гуманитарного мира.19

Существенный вклад в изучение интересующей нас проблемы внесли этнографические и фольклорные экспедиции 1990 - 2005 годов,предпринятые сотрудниками отделов народного искусства Государственного Русского музея, Российского Этнографического музея, Государственного Исторического музея, а также полевые исследования фольклористов Санкт-Петербурга и научных центров региона. Результаты их работы регулярно публиковались в научных сборниках и материалах специальных конференций. Это позволило сделать некоторые обобщения и

Маслова Г. С.Бытовые сюжеты в русской народной вышивке.//Сов.этнография.1970.С.18-21. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.,1978. 17 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987. и Декоративное искусствоСССР.1975Д3. С.20. 19 Некрасова. Е.А.Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М., 1983

отразить их в данной диссертации.

Объект исследования: крестьянская вышивка Северо - Запада России конца XJX - начала XX века.

Предмет исследования: произведения крестьянской вышивки
Северо - Запада России конца XIX - начала XX века, хранящиеся в фондах
Российского Этнографического музея, в большинстве своем не
публиковавшиеся ранее, а также материалы Государственного Русского
музея и других собраний страны. Из всего многообразия предметов,
декорированных вышивкой (одежды, головных уборов, тканей, и т.д.)
представляется целесообразным вычленить определенный круг

памятников, тематически ограничив его, описанием наименее изученных предметов убранства интерьеров, таких как полотенца и подзоры, особенно распространенные в Северо - Западном регионе и отражающие специфику данного вида искусства, а также провести их систематизацию и художественно-стилистический анализ.

Выделение данных экземпляров в отдельную группу объясняется и тем, что украшенные вышивкой полотенца и подзоры в крестьянском быту выполняли не только утилитарную, но и обрядовую функцию, а потому орнаментальные и сюжетные мотивы несли смысловую, знаковую нагрузку. Кроме того, эти вещи в большей степени, чем другие предметы убранства интерьера, сохраняли древние орнаментальные мотивы.

Следует отметить, что в процессе работы были просмотрены и тщательно изучены материалы фондов Российского Этнографического музея. В частности, впервые были исследованы более 500 вышитых предметов (полотенец, подзоров и др.), а также составлены их научные описания с указанием данных, общепринятых при составлении музейных научных каталогов. Часть этого исследования дается в разделе «Приложения» к данной диссертации.

Задачи работы:

1. Выявить и систематизировать обширный материал по избранной теме, до сих пор не входящий в поле зрения исследователей и хранящийся в государственных музейных фондах.

  1. Выстроить сюжетно-тематический изобразительный ряд вышитых предметов крестьянского быта, провести его типологическую классификацию и художественно - стилистический анализ.

  2. Проанализировать цветовую и изобразительную символику крестьянской вышивки.

  3. Выявить семантику изображений сюжетных и орнаментальных мотивов крестьянской вышивки.

  4. Исследовать ритуальный и эстетический аспекты крестьянской вышивки Северо - Запада России конца XIX - начала XX века.

  5. Сопоставить взаимосвязи народного поэтического творчества с «полотняным фольклором».

  6. Рассмотреть различные техники вышивки и проследить их эволюцию на протяжении конца XIX - начала XX века.

  7. Представить процесс эволюции крестьянской вышивки Северо-Запада России на протяжении конца XIX - начала XX века.

  8. Рассмотреть возможности использования традиций крестьянской вышивки в современном народном творчестве и художественных промыслах.

Методология и методика исследования

В диссертации предпринято комплексное изучение теоретических и исторических источников, специальной научной и периодической литературы, проанализированной с позиций искусствоведческого и историко-культурного подходов, а также на базе конкретного исследования обширного материала музейных фондов, которые в данной диссертации впервые вводятся в научный оборот и подвергаются тщательному описанию и анализу.

Методика работы определяется как задачами изучения и систематизации вновь выявленного материала, так и характером исследования, осуществленного с искусствоведческих и общекультурных позиций.

Источниковедческая база: фонды Российского Этнографического музея, Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея (Москва) и музеев Северо-Запада России.

Научная новизна исследования

Впервые в научный оборот вводится обширный пласт музейного коллекционного материала по крестьянской вышивке Северо-Запада России конца XIX - начала XX века.

Выявлено и проанализировано более 500 экземпляров вышитых предметов (полотенец, подзоров и др.), малоизвестных до настоящего времени и не получивших отражения в печати.

На основе исследования составлено научное описание с указанием данных общепринятых для научного каталога, и помещенное в разделе «Приложение к диссертации».

Разработана концепция изучения художественных и технологических особенностей традиционного народного искусства на примере образцов крестьянской вышивки Северо-Запада России конца ХГХ - начала XX века.

Практическая значимость. Материалы диссертационного

исследования могут быть использованы в вузовской практике, при подготовке учебных пособий и разработок, а также при проведении лекционных и семинарских занятий общего искусствоведческого и историко-культурного циклов.

Основные положения и выводы диссертации применимы к современной практике развития художественных промыслов, опирающихся на традиции и достижения народного искусства.

Автором диссертации подготовлено и издано учебное пособие «Художественные особенности крестьянской вышивки в традиционном

искусстве России», курс лекции и практических занятий для учащихся лицеев, колледжей средних специальных учебных заведений.

Материалы исследования могут быть использованы также дизайнерами при разработке коллекций, декорированных вышивок в русском стиле, а также в области театрально-декорационного искусства при оформлении постановок на фольклорные сюжеты и т.д.

Апробация результатов исследования. Основные положения
работы обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории искусства
ЛГУ им. А.С. Пушкина, на научно-практических конференциях,
проводимых в рамках данного Университета, на международных научно-
практических конференциях по проблемам развития художественных
промыслов и ремесел, в Комитете по культуре Ленинградской области.
На защиту выносятся следующие положения:
- Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX -

начала XX века является традиционным видом народного искусства, истоки которого прослеживаются еще в домонгольском периоде, о чем красноречиво свидетельствуют археологические раскопки и письменные источники.

Историко-культурные и художественно—стилистические особенности крестьянской вышивки данного региона отличаются самобытностью, так как искусство удалённого от центральных областей северного края было менее подвержено иноэтническим влияниям, что позволяло ему долгое время оставаться в рамках местных традиций.

- Функционально-бытовой, обрядовый, ритуальный характер вышитых предметов убранства интерьера Северо-Запада России конца XIX - начала XX века отразился в их декоративно-образных решениях, изобразительных мотивах, композиционном и колористическом строе, в материалах, технике, особенностях семантики образов.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения, а также списка иллюстраций и блока иллюстративного материала.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования, определены теоретическая и практическая значимость работы, представлен обзор использованной литературы.

В первой главе «Крестьянская вышивка как традиционный вид народного искусства», состоящей из трех параграфов рассмотрены истоки и региональные особенности крестьянской вышивки Северо-Запада России конца XIX - начала XX века, функционально - обрядовое назначение вышитых предметов и их роль в убранстве крестьянского жилища, а также материал и техника крестьянской вышивки.

Существенное внимание в диссертации уделено художественным особенностям крестьянской вышивки Северо-Запада конца XIX - начала XX века, что объясняется своеобразием народного искусства данного региона. Избранные в качестве территориальных границ: современная Ленинградская (включающая и бывшую Олонецкую), Новгородская (включавшая бывший Каргопольский уезд), Псковская, Вологодская, Архангельская области занимают особое географическое положение. Народное искусство этого северного края отличается яркой самобытностью. В области сюжетной вышивки здесь развивались местные художественно-стилистические черты, для которых было характерно использование зооморфных и антропоморфных мотивов в большей степени, нежели орнаментально-геометрических, типичных для среднерусских и южных регионов страны.

Большое значение в вышивке имеют материалы, техника и инструменты.

Традиционным материалом для вышивки издавна служила основа (ткань, кожа, замша и т. д.), а также нитки растительного или животного происхождения, нити из металла (золотые, серебряные), жемчуг, бисер, волос, солома и прочее.

Техника вышивания: подразделялась на счетную, выполняемую по числу нитей ткани (по расчету), и несчетную, выполняемую по контурам намеченного рисунка (по наводу). К первой группе относилась вышивка по цельной ткани - набор, двусторонний шов, косой стежок, крестик по счету нитей ткани, счетная гладь и другие, и вышивка по разреженной ткани -разные виды строчки. Ко второй группе относился тамбур, несчетная гладь, крестик по канве и т. д.

Наиболее древним было шитье набором (бранью, по браному). При этом способе стежок клался то поверх, то снизу ткани. Именно этим двусторонним швом часто пользовались на Северо-Западе, в Олонецкой губернии и Онежском уезде Архангельской губернии при украшении одежды и полотенец.

В конце XIX - начале XX века стала популярна строчка с цветной обводкой гарусом - вырез. Тогда же стали широко применять и техники тамбурной, гладьевой вышивки и перевить. На основе перевити сложилась и, так называемая, крестецкая строчка, которая является разновидностью белой строчки по сетке, подготовленной путем выдергивания нитей утка и основы ткани или путем выреза отверстий определенной формы. Ею обычно украшались постельное белье, подзоры, скатерти и т. д.

Эта тема, наиболее разработана в трудах Г. С. Масловой, И. Я. Богуславской, И.И. Шангиной и других исследователей.

Во второй главе «Семантика орнамента русской крестьянской вышивки Северо-Запада России ХГХ - начала XX века» состоящей из двух параграфов рассмотрены виды геометрического и растительного

20 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.,198б.С.Г>5-88

орнамента Северо-Запада и их смысловое значение, изобразительные мотивы в вышивке Северо-Запада России.

Геометрический орнамент, как наиболее древний вид украшения тканей, достаточно полно исследован в трудах Г. С. Масловой, В.А. Городцова, И.Я. Богуславской и других. Тем не менее, в диссертации рассматриваются не только типичные образцы подобного типа орнамента, но также экземпляры, не вошедшие до настоящего времени в научный оборот, хранящиеся в фондах Российского Этнографического музея и непосредственно связанные с Северо-Западным регионом России, а именно Санкт-Петербургской, Олонецкой и Новгородской губерниями.

Местной особенностью геометрического орнамента северных областей, в отличие от среднерусских, было то, что он редко выступал в качестве самостоятельного элемента, а чаще - сопровождал основной сюжетный или растительный узор.

Среди геометрических форм предпочтение отдавалось квадрату и ромбу в сочетании с заметными очертаниями еловых лап, проросших ветвей, цветов-розеток, условных очертаний человеческих фигур и животных. Зачастую он выполнял роль бордюра, помещавшегося по краям полотенца и окаймляющего центральную сюжетную композицию вышивки.

В этой главе диссертации впервые рассматриваются крестьянские вышитые предметы (полотенца, подзоры и т.д.), характерные для Кирилловского, Тихвинского, Устюжского уездов Новгородской губернии, Каргопольского, Повенецкого Пудожского уездов Олонецкой губернии, Новоладожского, Лужского, Подпорожского уездов Санкт Петербургской губернии и т.д. Эти до сих пор не публиковавшиеся оригинальные экземпляры, хранящиеся в фондах Российского Этнографического музея, дают возможность проанализировать различные типы орнаментов и определить их художественно-стилистическую и образно-декоративную функции.

В третьей главе «Фольклорные мотивы крестьянской вышивки Северо-Запада», состоящей из двух параграфов рассмотрены связь народного поэтического творчества с «полотняным фольклором» и использование традиций крестьянской вышивки в современном народном творчестве и художественных промыслах.

Устное народное поэтическое творчество тесно связано с изобразительными мотивами крестьянской вышивки. Старинные предания, заговоры, песни, загадки получили отражение в конкретных образцах вышитых предметов.

Широко распространен образ «Мирового дерева», представленного в окружении птиц и животных. Поэтический образ дерева в устном народном творчестве встречается многократно. Известно предание о золотой сосне, на которой «птицы райские поют песни царские», а также о яблоне с золотыми листьями и плодами, дающими молодость, либо о «чудном дубе» или белой березе. В тексте диссертации приводятся примеры стихотворных текстов, слов заговоров.

Не менее распространенным и в вышивке, и в фольклоре являлся образ птицы. Орнамент, состоящий из парных изображений птиц, сидящих на ветке или дереве чаще всего ассоциировался с брачующимися и был украшением свадебных полотенец и подзоров. Ему соответствовал текст песни «На дубочке /Два голубочка...» или « Как на этой вербочке /Золотые веточки, / Как на этих веточках/ Канарейка гнездо вьёт, /А соколик воркует»21 и т. п. (Новгородская, Олонецкая, Вологодская, Архангельская и другие губернии).

Излюбленным мотивом было также изображение коня, соответствующее фольклорному образу песен: «Кони вороные...», «Усе на комонях разъезжают...», что можно наблюдать на полотенцах и подзорах Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии, Устюженского уезда и др. Отождествление образа коня с солнцем (солярные знаки,

зі русские народные пословицы и поговорки. СЛ16., 21)04. С. 12

вкомпанованные в его изображение), растениями и водой, его связь с сельским трудом отчетливо выражена в орнаментах полотенец Сольвычегодского уезда и т. д.

Русские северные заговоры и причитания получили зримое воплощение в образах небесных светил солнца, луны, звезд («Во первой раз вышивала/ Светел месяц со лунами,/Светел месяц со лунами,/Со чистыми звездами»). В Олонецкой губернии орнамент, состоящий из кругов, прочитывался не только как символ солнца, но и «месяца».

Особое место занимали вышитые надписи и поговорки, украшавшие предметы убранства крестьянского жилища, указывающие на назначение вещи или содержащие доброе пожелание. Чаще всего полотенца и скатерти имели шрифтовую орнаментальную вышивку, составленную из текстов пословиц и поговорок: «Хлеб батюшка,/ Водица матушка», «Что город, то норов, что деревня, то обычай»22 и др. Анализ этого типа вышивок представлен в трудах К.Д. Далматова, А.В. Алексеева и других.

В этой главе диссертации подробно рассмотрены и другие, типичные для Северо-Запада, мотивы крестьянской вышивки, имеющие прямые аналогии с фольклором.

Заключение подводит некоторые общие итоги исследования.

Изучение крестьянской вышивки Северо-Запада России конца XIX -начала XX века на материалах фондов Российского Этнографического музея, Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея (Москва) и музеев других городов страны, в большинстве своем не публиковавшихся ранее, позволило выделить определенный круг памятников убранства интерьера, тематически ограничив его описанием наименее изученных экземпляров, таких как полотенца и подзоры, особенно распространенные в Северо-Западном регионе и отражающие специфику данного вида искусства.

22 Русские народные пословицы и поговорки. СПб., 2004. С. 14

Приложения включают в себя словарь терминов, описание образцов полотенец и подзоров Новгородской, Олонецкой, Санкт-Петербургской губерний хранящихся в фондах Государственного Этнографического музея ( публикуется впервые). На основе этого материала, систематизации и художественно-стилистического анализа стало возможным выявить специфические особенности крестьянской вышивки данного региона, определить функционально-обрядовую роль вышитых предметов в крестьянском быту, рассмотреть технику и раскрыть семантику образов народного искусства, а так же составить словарь терминов и понятий, относящихся к вышивке.

Истоки и региональные особенности крестьянской вышивки Северо-Запада России конца XIX - начала XX века

История развития вышивки позволяет последовательно проследить процесс эволюции художественной культуры крестьянского быта. Ее по праву называют хранительницей древних образов русского народного искусства, со всем его богатством и многообразием. По своему характеру вышивка сродни северному деревянному церковному зодчеству и старой русской иконе.

Вся полнота одаренности народа запечатлена в ней необыкновенно ярко и тонко. Этот вид творчества является прекрасным примером проявления богатейшей многовековой культуры, запечатленной в линии, рисунке, цвете, сюжете, символике, мотивах изображения, в ее своеобразных образах и их художественном воплощении.

Возникновение вышивки, одного из самых массовых и древних видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры. На территории России, на Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились тканые, вышитые и украшенные аппликацией кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками ковры, седла, чепраки, одежда и обувь знатных скифов, изготовленные в VI-IIT веках до н.э. В европейской части страны при раскопках старинных курганов и поселений обнаружены фрагменты одежды скифов и сарматов I-III веков. Обильно украшенные вышивкой шерстяными, шелковыми, золотыми и серебряными нитями, они свидетельствуют о высоком художественном мастерстве их создателей. Первые упоминания о русской вышивке в письменных источниках относятся к Х-ХП векам.2 На Руси ею издревле украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта и культа. В своей работе "Русская народная вышивка" И.Я.Богуславская указывает на то, что последовательно показать историю развития русской вышивки невозможно. Что сведения "слишком обрывочны и неполны ее сохранившееся страницы."3 Наиболее ранние образцы фрагментов вышитых тканей были найдены археологами как в среднерусских землях Владимиро - Суздальской, Рязанской, Смоленской, так и на Северо - Западе в Санкт-Петербургской, Новгородской, Псковской, Вологодской и Архангельской областях. В Великом Новгороде мастерство вышивания было на очень высоком уровне, о чем свидетельствуют такие памятники XII века, как поручи Варлаама Хутынского.4

В южной части России в захоронениях богатых землевладельцев были обнаружены тканые, набивные и вышитые предметы ХШ века. Среди фрагментов встречались не только привозные образцы, но и местные. Они отличались техническим совершенством исполнения, богатством и разнообразием узорочья. О расцвете художественного шитья на Руси более позднего времени свидетельствуют документы, хранящиеся в архивных и музейных фондах. Часть их заключена в текстах приходо-расходных книг и описей имущества монастырей Северо - Запада XIУ - ХУ веков, где вышитые предметы служили для украшения утвари (покровы, «воздух» для покрытия потиров и т.д.), а также входили в декоративное убранство облачения духовенства. В провинциальной России почти все они делались руками монастырских крестьян.

Упоминания о вышивке встречаются и в, так называемых, кроильных книгах. В них часто перечисляются «шитые», т. е. вышитые, предметы (плат, ширинка, полотенца, подзоры, рубахи и т. д.), принадлежавшие представителям разных социальных групп населения, в том числе и крестьянам.

Мотивы и принципы построения узора русского орнаментального шитья XVI-XVII веков, тесно связанные с другими видами русского декоративно-прикладного искусства, получили свое дальнейшее развитие в народной вышивке XVIII-XIX столетий. Это прослеживается в золотном шитье праздничных женских головных уборов, одежды и обрядовых предметах ряда областей Русского Севера.

Художественные особенности крестьянской вышивки Северо-Запада конца XIX - начала XX века отличаются особой спецификой, что объясняется яркой самобытностью и своеобразием народного искусства данного региона. В области сюжетного орнамента здесь развивались местные художественно-стилистические черты, для которых было характерно использование зооморфных и антропоморфных мотивов в большей степени, нежели геометрических, типичных для среднерусских и южных регионов страны.

На севере в Архангельской, Олонецкой, Вологодской губерниях вышитый геометрический орнамент редко был самостоятельным и обычно сопровождал основной сюжетный или растительный узор.

Характерным примером подобного орнамента, распространенного в Олонецкой губернии и основанного на сочетании геометрического, раститительного и орнитоморфного мотивов, может служить полотенце из Пудожского уезда, хранящееся в фондах Государственного Этнографического музея (размер: дл. 248 см.; шир. 34 см.),5 вытканное из белого льняного домотканого холста. Оно орнаментировано тремя полосами вышивки, расположенными по концам и выполненными хлопчатобумажными нитками.

Виды геометрического и растительного орнамента Северо-Запада и их смысловое значение

Орнаменты народной вышивки на протяжении многих веков сохраняют свои исконные черты и постоянно привлекают к себе внимание исследователей. В.В. Стасов писал, что в народном узоре заключены «драгоценные... материалы для изучения... древнерусской национальности».

А.А. Бобринский отмечал, что «исследование основ орнамента должно служить к освещению истории человека в давно минувшее время», «и неопровержимо свидетельствует о символическом и религиозном характере его первых иконографических слоев».

Известный археолог В.А. Городцов связывал его с олицетворением сил природы и земледельческим культом и видел в нем сцены поклонения женскому божеству земли и плодородия.4

А.П. Амброз отмечал тесную связь орнамента с сельскохозяйственной магией, а женское изображение отождествлял с культом Матери-земли. В отличии от них Г.С.Маслова прослеживала связь узора вышивки с весенне-летней календарной обрядностью, а академик Б.А. Рыбаков находил аналогию сюжета с аграрной обрядностью русской деревни.

Пытаясь проникнуть в прошлое и раскрыть истинный смысл народного узорочья ученые сопоставляли археологические памятники, исследовали хозяйственную деятельность создателей орнамента и их мировоззрение, привлекали данные фольклора и языка.

Большое внимание уделялось самим узорам, их смысловому значению и местным названиям. Орнамент русской народной вышивки трактовался как своеобразный исторический источник.

Творчество мастеров, имена которых в основном остались неизвестными, протекало в рамках выработанных художественно -декоративных традиций. Орнаментальные формы отшлифовывались в течение многих веков, представляя результат коллективного творчества.

Г.С. Маслова в своей работе «Орнамент русской народной вышивки» отмечает, что «орнаментальное искусство каждого народа имеет определенные этнические черты, в большей или меньшей степени отличные или сходные с орнаментикой других народов. Являясь элементом культуры народа, связанным с его историческими судьбами, орнамент представляет собой полноценный источник для освещения некоторых вопросов этнокультурной истории».5

Геометрический орнамент возник на заре человеческой культуры. В основном это были прямые или волнистые линии, круги, клетки, кресты и квадраты. Именно эти мотивы украшали стенки глиняных сосудов первобытных людей, древнейшие изделия из камня, металла, дерева и кости.

Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он выражал свои понятия о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая - воду, крестом изображали огонь, ромб, круг или квадрат символизировали небесный огонь - солнце. Из комбинаций простейших элементов составляли более сложные знаки - символы. Часто они играли роль оберега, их чертили как заклинание.

Археологи и этнографы пытались расшифровать древние символы. Простейшие из них сходны у разных народов и не вызывают 5 Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978, С. 48 у исследователей расхождения во мнениях. Но и сейчас остается много загадок и предположений о том, что значили отдельные элементы орнаментов. Например, в квадрате, разделенном на четыре части с кружками в каждой, предполагают идеограмму усадьбы, нового строящегося двора. Ромб с продленным сторонами, возможно, был знаком венца сруба деревянного дома.

Прямолинейно-геометрический стиль орнамента был характерен для произведений первобытного искусства. Наивная непосредственность восприятия реальных предметов у древних людей сочеталась со способностью к обобщениям. Из множества признаков любой вещи или явления они умели выбрать самые главные и существенные и изобразить их просто с помощью прямых и волнистых линий. Этот стиль дожил в народном искусстве до XX века, неожиданно проявляясь в архаических примитивах и наиболее традиционных по содержанию предметах и орнаментах. Возможно, не случайно именно в геометризированных композициях дошли до нас древнейшие сюжеты русской народной вышивки.6

Хотя со временем первоначальная магическая роль геометрических фигур была утрачена, народная традиция сохранила внешнюю форму знаков. Они превратились в чисто декоративные мотивы, из которых составлялись орнаментальные композиции. В различных регионах вырабатывались излюбленные типы узоров со своими местными особенностями.

Геометрический орнамент не отличался большим разнообразием. В нем преобладали прямоугольные формы и реже встречались круги, овалы, сложноузорные контуры, свойственные Востоку. Ромбы квадраты, клетки, полосы, крючковатые кресты - таков типичный набор фигур. Самым распространенным среди них был гордчатый ромб или квадрат. Цельный или рассеченный по частям, поставленный на сторону или углом, он принимал различные очертания и входил в состав многих орнаментов. Особенно характерен он для вышивок Южнорусских губерний, исполненных в технике перевити - белыми или цветными нитями, которые перевивали узор по предварительно продернутому полотну.7

Среди геометрических мотивов вышивок Северо-Запада, в Санкт-Петербургской, Олонецкой, Новгородской, Вологодской и Архангельской губерниях мастерицы предпочитали квадраты и ромбы с заметными очертаниями еловых лап и проросших кустов, цветы-розетки, сильно геометризованные формы человеческих фигур. Они умели обобщать конкретный образ и получать условную геометризированную схему.

Иногда в таких схемах сохранялись черты, указывающие на их трансформацию из изображений растений или фигуры человека. Вышивальщицы давали мотивам конкретные названия. В Тамбовской губернии ромб назывался «репей». Геометризированная цветочная розетка в Калужском шитье называлась «кудри». Среди геометрических украс Смоленского края вытянутый ромб получил прозвище «барабанчика».

«Названия эти не воспроизводили древнего смысла геометрических фигур, а скорее начинали их вторую жизнь, возникшую из новых, современных вышивальщицам XIX века реальных представлений», -полагает И.Я. Богуславская.

Изобразительные мотивы в вышивках Северо-Запада России

В XIX веке первые исследователи народного искусства обратили внимание на сюжетные композиции, которые часто повторялись в русской вышивке. Они отражали древние легенды и поверья, давно ушедшие и во многом позабытые. Вначале В.В. Стасов, а позднее В.А. Городцов предложил первый вариант расшифровки содержания этих сюжетов, восходящих к эпохе прародителей славян и воспринятых славянским язычеством. Предположения Городцова были развиты академиком Б.А. Рыбаковым.

В отличие от историков и археологов, использовавших народные вышивки для более полного воссоздания жизни восточных славян, B.C. Воронов, Л.А. Динцес и другие искусствоведы видели в них, прежде всего художественное творчество народа и изучали его стилистические особенности.

Для древних славян изображения пышного дерева, человеческой фигуры с поднятыми руками, кони или птицы были олицетворением сил природы. От природы зависело хозяйство земледельцев. Её наделяли божественной властью; населяли всё окружающее добрыми и злыми духами и, заклиная их, изображали условными знаками. Эти образы древней славянской мифологии давно пришли в народную вышивку и жили в ней веками не случайно. Они украшали полотенца, подзоры, рубахи, передники, которые имели важное ритуальное значение во время народных праздников и традиционных обрядов. Народ свято соблюдал законы отцов и дедов; вместе с ними от поколения к поколению шли и образы древней мифологии. Но в ХГХ-ХХ веках, когда эти орнаменты вышивали на подзорах и полотенцах, они воспринимались иначе, чем во времена язычества. Подобно геометрическим узорам, древнее содержание обрело новый смысл, изменилась и форма. Многие поколения мастериц, уже не знали о первоначальном значении этих сюжетов, повторяли их как красивые узоры.

Силой традиции они вышивали их на определенных предметах. Со временем сюжет отдалялся от своей смысловой роли и превращался в орнаментальное украшение. Его декоративные свойства постоянно совершенствовались внутри традиционной формы, или разрывая и видоизменяя ее. Этот процесс протекал неравномерно. Все подобные сюжеты в шитье XIX-XX веков - всего лишь орнаментальные перепевы и отголоски древней мифологии, даже внешняя связь с ней ощущается по-разному. Одни композиции, наиболее традиционные, воспринимаются далекой поэтической сказкой, а другие принимают более реальный, даже бытовой облик или превращаются в чисто орнаментальное узорочье.

Наиболее распространенным и любимым образом русской северной вышивки была птица. Чаще этот образ обобщен и в нем трудно определить ее вид. Птицы изображались в сложных архаических сюжетах и являлись важными атрибутами женской фигуры. На некоторых вышивках помещались до 40-60 изображений птиц.

Из птиц составляли самостоятельные узоры в различных композициях: в виде ряда, трехчастной композиции с деревом (кустом, розеткой) и с женской фигурой в центре. Очень часто встречался мотив дерева с сидящими на нем птицами. В костромской вышивке такой узор назывался «ягодник с птахами». Весьма примечателен мотив птицы с птенцами (в вышивках Заонежья и Петербургской губернии). Она часто изображалась несущей в клюве веточку или звездочку. Образ птицы с птенцами был широко распространен в русском фольклоре: «серая утица с утятами», «лебедь белая с лебедятами» и так далее. Значительно распространен мотив парноголовых птиц, как бы сросшихся корпусами в разных трактовках. Они изображаются с деревцами или растением на спине, в некоторых случаях выполняют функции коня, так как на спинах несут всадников и всадниц. Орнаменты из птиц выполнялись всеми видами техники и в разных размерах: фигуры птиц были от 1 до 40 см высотой. Бордюры наиболее характерны для вышивок Новгородской и Олонецкой губерний. Узоры из гусей, уток, лебедей иногда украшали полотенца, части одежды, но в основном женские головные уборы. Изображения лебедя особенно часто встречаются в золотошвейных изделиях Подвинья, Вологодской, Архангельской губерниях.

Лебедей вышивали очень обобщенно, лаконично, но выразительно. Они подчинены главному орнаментальному строю узора и часто изображаются в виде S - образной фигуры, (связь с иконой XVIII века - по низу 3-4 лебедя, «Рождество»).

Г.С. Маслова отмечает, что мотивы лебедей были обнаружены в орнаменте кокошников Новгородской губернии. Спиралевидные водоплавающие птицы глубоко архаичны, хотя они и украшают крестьянские кокошники XIX века. И.Я. Богуславская пишет, что «изображение лебедей можно обнаружить и в сложных узорах венцов челок XVIII века из Новгородской и Олонецкой губерний»1. Мотив лебедей, сросшихся корпусам и напоминающих ладьеобразную фигуру, вышивали на полотенцах и подзорах, которые выполняли двусторонним швом или строчкой, особенно в Ярославской, Петербургской, Олонецкой и Новгородской губерниях.

Устное народное творчество тесно связано с изобразительными мотивами крестьянской вышивки

Большая заслуга в раскрытии семантики древних образов принадлежит русским археологам и этнографам В.А. Городцову, Б.А. Масловой. Художественный образный язык орнамента многообразен. Г.С. Маслова отмечает, что "выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, явления средством выражения народного мировоззрения" Язык русской крестьянской вышивки - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и чаще всего красная нить. Понятие "писать" в древности имело значение "украшать" и "изображать". М.А. Ильин пишет, что "строчить письмо" значило вышивать строкой назнаменовывая один за другим ряд символических знаков.

У разных народов существовала своя социальная функция орнамента. (Например, в узорах хантов и манси отражались родоплеменные особенности).

Можно отметить большую связь орнамента с верованиями. У туркмен, например, существовали священные узоры. Распространенный у киргизов узор "когти ворона" считался оберегом, его вышивали на головных уборах, на войлочном покрытии юрты. У карелов особое значение имело орнаментальное изображение четырехлистника клевера, который являлся символом любви и брака и обладал особой силой при колдовстве. Также особое значение защиты от дурного глаза - имели узор из восьмиконечных звезд у латышей.

Первоначальная семантика сложных древних сюжетов давно забыта, что показали не только исследования XX века, но это было отмечено еще В.В. Стасовым в 60-70 годах прошлого столетия.3 Понять ее можно лишь о привлечение данных о верованиях, обрядах, фольклоре русской деревни XVIII-начала XX века, а также разнообразных исторических свидетельств и древних иконографических памятников. Орнамент со временем изменялся, его мотивы подвергались переработке. Но архаические сюжеты лицевых вышивок позволяют проследить устойчивость определенных черт. Такими элементами являются образы женщины, дерева, всадников в окружение птиц, зверей, представленных в определенной трактовке, имеющих ряд особенностей, что позволяет в них видеть архаический пласт в вышивке. Все части сложной композиции взаимосвязаны и отражают соподчиненность персонажей, обращение к центральной антропоморфной, в основном женской фигуре (или дереву), которая как бы посылает окружающим благословление, а иногда выражает устремленность к высшему существу.

Преувеличенные кисти рук, их положение выражают взаимоотношения персонажей. Особое значение придавалось изображению рук, они благотворно воздействовали на окружающую действительность, а также ограждали от несчастий, усиливая просьбу.

Н.П. Гринкова, рассматривая этот мотив в русском народном искусстве пришла к выводу, что изображение руки были амулетами и служили добрыми пожеланиями у многих народов.4 Например у русских изображение руки можно встретить в деревянной скульптуре, вышивке, обрядовом свадебном печенье (пироге)-ручки, которое мать невесты выпекали для семьи жениха. Оно являлось пожеланиями дочери счастливо жить в новой семье. А.К. Амброз, Б.А. Рыбаков отмечали, что геометрические знаки играли не только важную роль в композиции, но и несли большую смысловую нагрузку (например, ромбические фигуры являлись символами плодородия) А.К. Амброз писал, что "судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно".5

В. Даркевич отмечает, что круговые фигуры на славянских вещах X-XIII века можно рассматривать как символы огня, солнечного божества, как языческие, очистительные и охранительные знаки.6 Главные антропоморфные фигуры в композициях вышивки, а также птицы, животные, были отмечены кругами, розетками показывают их причастность к небу. Особенностью шитья архаического типа является не только насыщенность их солярными, космическими символами, но и растительными мотивами. Определенные черты, которые устойчиво повторялись в различных вариантах вышивки, являлись не просто игрой воображения мастериц, а были глубоко традиционными. Их связывали с древними мифологическими представлениями.

Похожие диссертации на Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера