Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурная жизнь Киева второй половины XIX - начала ХХ веков (К вопросу о формировании частных коллекций и первых городских музеев) Акинша, Константин Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акинша, Константин Александрович. Культурная жизнь Киева второй половины XIX - начала ХХ веков (К вопросу о формировании частных коллекций и первых городских музеев) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Москва, 1990.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Общая характеристика работы. Диссертация посвящена формированию частных собраний и первых городских музеев Киева на рубэяе

XIX - XX веков и их рола в культурной и художественной жизпн
третьего по величине города Российской империи.

Актуальности исследования. История частного сооаратедьства, взаимоотношения коллекций и совраманноз им культури представляет значительный интерес. С одной стороны, обращение к истории собирательства и музейного строительства помогает паи понять характерные для времени пристрастия и увлечения, выделить их региональную специфику, о другой - se прояс.чит-ь связь между создаплем частной или музейной коллекции и нквьш художественным процессам. Изучение истории формирования частных собраний и первых городских музеев есть та область исследования, которая можег бить отнесена к истории художественной культуры. Бытование произведений искусств на той или ином историческом этапе может пролить сват не только на формирование коллекционерской моды,, но й на процессы, протекавшие в тот период в культуріой яизни, да н на изменения нзучннх взглядов на историю искусств.

История культурной кизни Киева второй половины XIX - начала

XX столетия еще не получила достаточного освещения в научной ли
тературе. Это касается как сообщающих трудов, так и кселедовзний,
посвященных частная проблемам. Одной аз таких проблей а являетсп,
на наш взгляд, история частного коллекционирования и создания
первых общественных музеев в городе Киеве. Поэтому в раооте и
предпринимается попытка описания таких коллекций как, например,
собрание Б.И. и В.Н.Ханенко, которое, вне всякого сомнения, на
только и не столько играло лекальну» роль; оно являлось одной аз
наиболее интересных и богатых коллекций музейного типа, создан-

2. ках в стране в последней четверти XIX столетия.

Обращаясь к рассмотрению роли музея в культурной жизни города, мн не ставим перед собой чисто музееведческие задачи. Сам феномен музея представляет огромный интерес для современного культурологического псследовапия. Особенно актуальна эта проблема для истории культуры ИХ столетия. D этог период музей как бы аккумулирует в себе многие чертыг характерное для культурного и художественного процесса,, претендует на то,, чтобы стать запечатленным образом истории искусств и в то so времяотражает в себе философские концепции культури, присущие данной эпохе.

Период, которому посвящено наше исследование,, интересен уже в силу того,, что в это время сформировалась культурная инфраструктура Киева. Если в середине столетия город оставался в прямом смисле этого слова провинциальным, в значительной степени изолированным от тех'процессов,, которые протекали в художественной жизни столадн, то к началу XX века он трансформировался в крупний культурний центр. Если в середине столетия для города характерно присутствие лишь художественных памятников церковной стариш та во второй половине века в Киеве появляются коллекции по количеству и качеству состава могущие успешно конкурировать со столичными еоор-звиями.

В работе автор питается, с одной стороны, дать краткий исторический очерк формирования собраний, с другой же - проследить их роль в культурной жизни города в целом, определить взаимовлияние художественного процесса и сооирательотва, рассматривая коллекционирование как гчотъемлемую часть культурной жизни. Подобный опыт исследования истории и проблематики сооирятельотна и формировапия музейных коллекций в одном регионе на протяжении по-

э.

лустолетня предпринимается в отечественной наука впервые."На-, дат взгляд,, исследования данного типа могли бы внести определенный вклад в историю отечественной культури, стать полезным дополнением к уже существующим фундаментальным трудам.

Цели и задачи исследования. Изучая развитие собирательства в Киеве, автор ставит своей задачей анализ различных типов коллекций, сменявших друг друга с 50-х годов XIX века вплоть до начала XX столетия, и в то же время пытается определить роль этих собраний в развитии культурной жизни города, их влияние на художественный процесс, на становление тех или иных культурных учреждений. Зачастую влияние это опосредовано, порой оно проявляется через несколько лат,, а иногда л десятилетий. Тег.? интереснее прознгзлизпролать пнатил'ость тех пли иных коллекций или роль к/-чейнкх собраний, которая сказывалась на форгятроячпет нових худе-кественных направлений.

ИетодЕка исследования. В качества методологической бази автор использовал труды современных советских и зарубекних учекшс, занимающихся прсб~ема>.:и истории культура :; гаученкем ху.їсяєстіміі-пого вкуса н частного коллзглиоппронагптя. Сжя тйгл псоледовапк,:: определяет возможный подход к ее освещению. Автор ставал своей задачей дополнение истории культуры - как истории искусства второй половины ХТХ - начала XX в.,. так и истории науки об искусстве, - материалами,, относящимися к пограничной сфере этих дисциплин, которой, по нашему мнению, и является история частного коллекционирования и формирования коллекций городских музеев Кнава.

I Интересно, что формирующаяся в современной зарубежной гуманитарной науке отрасль "история коллекционирования" включает в себя историю как частного, так и музейного собирательства.

4. Источвиковая база исследования. В работе над диссертацией был использован широкий круг архивных источников. Обращение к архивам било вызвано,с одной стороны, желанием звести в ооиход искусствоведческой наукп рапве неизвестные фактические материалы, с другой же - почти полним отсутствием литературы по теме исследования. К сожалению, киевские архивы сохранились фрагментарно, тем не менее, именно в них удалось обнаружить ряд материалов, представляющих значительный научный интерес. К уникальным источникам относятся в первую очередь мемуарные записки Богдана Ивановича Ханенко, хранящиеся в архиве Киепского музея западного и восточного искусства. Из других материалов этого архивного соорания использованы документы послереволюционного периода,, среди которых выделяются каталоги усадебных собрании, составленные С.А.Гпляро-віш, описи коллекции Ханенко, дополняющие каталог 189&года, и документы из фонда В.А.Щавинского. В архиве Государственного музея украинского искусства нами оыли обработаны фонды Н.Беляшевс-кого, н.Сероэковского, г.нароута, Е.Кузьмина, К.Широцкого. и работе 1<г'д диссертацией были также использованы дневники Н.її.Мурашко, основателя Киевской рисовальной школы. Ценный фактический ма- . тернал удалось обнаружить в фонде Всеукраинокого комитета охраны памятников искусства и старины /бывшего аналогом Российского музейного фонда/. В неразобранном фонде В.А.Щавинского был выявлен ряд писем Б.И.Ханенко и другие документы. В рукописном фонде ЦНБ АН УССР им. В.й.Вернадского нами были использованы записные книжки директора церковно-археологического музея Н.И.Петрова, письма Б.Н.Ханенко к Агафангелу Крымскому, переписка П.Л.Семенова-Тян-Шанского с В.А.Шавинским. В ЦП1А УССР мы обратились к материалам фонда Киевского общества древностей и искусств,, в котором окон-

5. цептрироваии документи, сшзашшо со строительсттюм худояесткен-но-яромшлленного музея. В архиве ГГГ п фондах В.МДіаонецова, И.С. Оетраухова, И.Е.Цвегкона находятся шіськя, помогающие точнее определить место ккеьеккх собраний и контексте всероссийской культурной ситуации.

Значительней интерес для нашего исследования представила це-мноточисленнне работ, поі;няі'4єі!ііі;є истории формчрошпшн частных колш-дай и обвдстне.чннх лгузеен Кнена; речь н данном случае идет как о трудах, унидонших о йот в и.чч-па столетия /книги и статьи ГЛуксмского и К.;,!о::;енко/, так і; исошдонанщіх, опубликовании;; >j послевоенный период /работ.: A.dm, М.Факторовпча, Я.Членопой/.

Іійсцеїінич источником дли исследования поолукила кпавскан периодика птороп полонини прошлого столетия. Публикации иурцплов, уделяюах значительное внимание проблематике частного коллекционирования /"('лчрие годн", "Сттілі'цц и уоадъба", "Оредя колдекцно-нерон"/, били ноиользонанч длгі типологических оооодюнйй а поясі» аналогий.

Б ходе исследования ми неоднократно обращалась к трудам ?>-ких учешк как П.*.Лашшсон-лесскнг, Г.Ю,Стернин, Е.И.Кириченко, Iі.И.Вздорное, которые в той или иной стелен;: затрагиьнлл интересующую нас проблематику.

Из многообразной зарубежно/, литературы, попользованной в работе над диссертацией, хотелось би выделить труды английского ученого Фрэнсиса Хапкола, поевнканные истории западноевропейского собирательства и художественного вкуса, предстанджкше для нашего исследования как фактологическую, так и кзтодологическу» ценность.

6.