Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народная картинка как художественная традиция в современном искусстве стран Магриба Махир, Бужемаа

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махир, Бужемаа. Народная картинка как художественная традиция в современном искусстве стран Магриба : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Санкт-Петербург, 1993.- 29 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Утверядение национального самосознания в независимых странах Арабского Востока сопровождается ныне все более крепнущим интересом к отечественной истории и культуре, в том числе к основательно забытьи или малоизученным видам изобразительного искусства. Среди последних до недавнего прошлого находилась и народная картинка, которая в настоящее время переливает свое второе рождение, зашшая достойное место в живописи и графине арабское стран и играя важную роль в процессе выработки самобытных преемственных представлений. Являясь одной из самых популярных форм местного изобразительного фольклора, она привлекает к себе пристальное внимание как исследователей культуры проплых веков, так и современных профессиональных художников. Чутко реагируя на ход времени, лубочная картинка наглядно демонстрирует движение истории, ее общественно-политические реалии прежде всего в свете традиционных воззрений арабского общества, припедлих из глубины столетий и бетзетно сохраняемых до наших дней. Именно в этой внутренней связи целых эпох и поколений видится особое, ни с чем несравнимое назначение лубка как своеобразного хранителя и пропагандиста культурных, нравственных, гражданских идеалов арабской нации, нередко обретавдих новое расширительное звучание в практике современных мастеров.

Подобная точка зрения кажется особенно справедливой по отношению к ряду стран Ближнего Востока, где фольклор, по вполне понятим причинам, рассматривается как действенное средство борьбы за отсталванпе н утверядение национальной культуры и еэ многовекового наследия. Совершенно естественно, что в иерархии наиболее устойчивые tfiipoB033peH4ecrctx ценностей оказывается п лубок

~z-

c его поразительной способность!} хранить и обогащать основы эстетического народного сознания. И хотя сама идея общеарабской художественной интеграции претерпевает ныне серьезные эволюцион-ные изменения, именно народная картинка, чрезвычайно стойкая в историческом плане, во многом сближает культурные устремления арабов, способствует их сплочению под знаком духовного единства всего обширного арабского мира.

Этот процесс достаточно отчетливо прослеживается у художников стран магриба, увидевших в лубке богатейшее хранилище достижений многовековой арабской культуры, в том числе и в ее западном (магрибинском) проявлении. Как и в других частях обширного арабского региона, деятели искусства Марокко, Алжира и Туниса пытаются, используя специфику своего духовного наследия, найти связующее звено между старым, во многом еще сохраняющим прежнюю силу миропониманием и новым, продиктованным временем осмыслением жизни. Даже весьма предварительное знакомство с художественной практикой в государствах Магриба показывает, что народная картинка, породив целую систему образных и стилистических представлений, успела прочно войти в творческое сознание мастеров нескольких поколений. Ведя с ней свободно направленный диалог и вместе с тем как бы заново постигая ее жанровые каноны, распространенные мотивы, устойчивые композиционные структуры и отдельные приемы выражения, многие живописцы и графики сумели добиться впечатляющего синтеза образной мысли и необходимого зрелищного эффекта. Местный магрибинский "акцент" явственно звучит в произведениях большой и влиятельной группы художников, хотя мера проникновения любого из них в животворный источник народного творчества может быть весьма различна и далеко не всегда совпадать в формально-стилистическом плане. Однако при всем расхожде-

нии индивидуальных методов восприятия лубочной традиции, ее приверженцы в названных странах Северной Африки, как правило, едины в главном — во внутренней близости к фольклору своих народов, а, следовательно, и к самой системе образно-пластических ценностей, унаследованных от прошлого. Выявлению и характеристике как общих, так и специфических тенденций в их восприятии посвящен один из аналитических аспектов диссертации, особенно в той ее части, где речь идет об искусстве второй половина нынешнего столетия. Автор выражает надежду, что введенные им в научный оборот новые материалы позволят составить достаточно ясную картину "вхождения" народной картинки в творчество мастеров Нагриба, а вместе с тем и воссоздать в обшит чертах панораму художественной жизни всерегио— нальной значимости и масштаба.

Целью исследования является рассмотрение в рамках национальных школ Марокко, Алжира и Туниса процесса освоения арабского лубка как одного из традиционных средств современного художественного миаления. Внутри данной проблеіш предполагается выявить общие закономерности восприятия наследственных связей, а также обосновать наиболее интересные, эстетически результативные варианты бытупцах ныне индивидуальных способов реаений этой задачи. Необходимо также, по мнению автора, использовать метод сравнительного анализа трех названных школ с целью уяснения исторических, познавательных и стилевых особенностей современного понимания лубка. Поскольку изложить все эти вопросы крайне затруднительно без объяснения роли и значения народного искусства в целом (а значит и фольклора как проблемы наследия), следует, наконец, проделать соответствугеве экскурсы в область магрибкнекого, впрочем, как и всего арабского лубка, специфика которого малознакома европейскому искусствознанию. Естественно, что освазеяке общях и частных

аспектов поставленной проблемы возможно лишь на фоне изучения национального искусства новейшего времени, с учетом историко-культурных условий художественного возрождения в каждой стране Магриба, что также является одной из задач настоящей работы.

Научная новизна диссертации состоит в том, что по существу впервые в русском и арабском искусствознании на достаточно широкой документальной основе предпринята попытка систематизировать абсолютно новый (особенно в магрибинском его варианте) художественный материал, проследить общий ход эволюции народной картинки западных арабов с момента ее зарождения в начале минувшего века, охарактеризовать, этот процесс применительно к становлению и развитию искусства в указанных североафриканских странах, выявить, наконец, определяющие тенденции национального эстетического сознания на современном этапе, а следовательно-, и сделать ряд выводов о характере живописи и графики Магриба, примыкающих к "фольклорному" направлению.

Необходимость проведения такого рода работы, помимо ее историке—художественной значимости, продиктована едва ли не полным отсутствием специальной литературы. Разумеется, указанный недостаток относится не только к собственной проблематике диссертации, а распространяется на всю художественную критику современного Магриба, переживающую, в силу своей молодости и очевидной незрелости (как и само новейшее искусство стран региона), период принципиальной выработки основополагающих мировоззренческих основ. Это последнее обстоятельство должно быть принято во внимание, поскольку именно оно в немалой степени определяет как историю сформулированного в диссертации вопроса, так и предварительный характер его теоретического освещения.

Практическая ценность работы состоит в выявлении некоторых

закономерностей развития искусства Магриба и в возможности использования сделанных в результате этого выводов и наблвдений в современной творческой практике. Несомненный интерес представляет систематизированный по главам диссертации изобразительный материал, значительная часть которого никогда прежде не издавалась. В тексте работы впервые приведены высказывания ряда мастеров и критиков, а также некоторые другие сведения документального характера, позволявшие более четко и последовательно уяснить своеобразие трактовки народной картинки как внутри национальных школ Магриба, так и на фоне общей эволюции арабской живописи и графики. Такое расширительное истолкование роли искусства лубка имеет бесспорное значение для более полного и всестороннего восприятия основ общеарабского (и прежде всего магрибинского) культурноґо возрождения в исследуемый период.

Апробация диссертации была произведена на кафедре истории искусств зарубежных стран Института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина Российской Академии художеств.

Объем и структура работы. Представленная к зачите диссертация, изложенная по историке—хронологическому принципу, состоит из двух частей. I часть — 130 страниц машинописного текста, включающих введение, две главы, заключение, список использованной литературы. П часть — альбом, состоящий из 84 фотографий, иллюстрирующих текст работы.