Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ средневекового зодчества в миниатюре Мавераннахра XV-XVII вв. Рахматуллаева, Сулхинисо Джаваршоевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахматуллаева, Сулхинисо Джаваршоевна. Образ средневекового зодчества в миниатюре Мавераннахра XV-XVII вв. : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Ташкент, 1991.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Зодчество Средней Азии, прошедшее в своем развитии долги и сложный путь, составляет особую область в архитектурном наследил Ближнего и Среднего Востока. На разных этапах этого пути оно испытало значительное влияние архитектура других стран и, тея не менее, сумело сохранить свои самобитные традиции и черты.

Истоки изучения памятников архитектуры Средней Азии восходят еще ко второй половіне XDC ьэка. В настоящее время накоплен огромный иатериал, освещающий история развития средне-азиатского зодчества, его художестЕенио-образные идеи.

Однако история архитектуры Средней Азии и поныне пред--ставляет собой далеко не полностью изученный предмет науки. Здесь имеются выдающиеся памятники архитектуры различных эпох, но, к сожалению, многие из них сильно разруиени или видоизменены под воздействием лозднейстих реконструкций. Более того, время не сохранило и множество уникальных сооружений и ансамблей. В частности, почти исчезли памятники фортификации, садово-парковые ансамбли, дворцовые сооружения и ыассо'юе жилища, гузарные (квартальные) мечети, мактабы (начачьные духовные школы), хаимэш (бани), чайханы, торговые и ремесленные лавки, малые архитектурные формы и многие другиа постройки.

Существующие памятники зодчества в силу своей малочисленности не в состоянии воссоздать в полной мере облик былой архитектуры, многообразие конструхтивно-технических, монументально-декоративных форы и приемов, а письменные источники ограничивается лишь названиями памятников ):ли восторженными воспоминаниями современников. Вследствие этого создаются определенные трудности в их систематизации, в исследовании эстетических и технических свойств построек, в суждении о стиле и развитии архитектуры отдельных эпох.

Среднеазиатская миниатюра ХУ-ХУИ вв. сох'ранила и донесла до азе обширный изобразительный иатериал о современных ей памятниках зодчества. Ценность миниатюры как историко-художест-венного документа заключается в том, что она возрождает билэЦ облик отдельных архитектурных сооружений и ансамблей, дает представление о некоторых конструктивных деталях, внешнем и

внутреннем убранстве несохранившихся. построек, либо дошедших до нас в разрушенной или видоизмененном состоянии.

Несмотря на условность язика миниатюры, содержащей элементы определенной идеализации, условности изображения человека и окружающего пира, мокно отметить, что в ней художники-ыусаввкры достаточно реалистично передавали среду, предметы материальной .культуры и, наконец, архитектуру именно того периода, в которой они жили и создавали. Исследование живописных композиции, проводимое нами в диссертационной работе, показало, что архитектурный объем моделировался миниатюристами точным построением архитектурных форм и деталей, тщательпой тэорисовской элементов декора. И это подтверждается сопоставлением изображенных архитектурных композиций с большим археологическим материалом и сохр; ивяимися памятниками зодчества.

Особую значимость приобретает то обстоятельство, что живописны, соблюдая і .е условности книжной иллюстрации, воспроизводили не только характерные особенности монументального зодчества, но и нз монументально го (гражданского): жилых домов, гузарных мечетей, мактабов, бань, садово-парковых сооружений и малых архитектурных форм: всевозможных беседок, павильонов, тропов, панджара, бассейнов и фонтанов.. Таким образом, вполне закоюмерно, что исследователи часто обращаются к миниатюре как источнику по истории архитектуры.

Ценность миниатюры как документального источника возрастает еще и потому, что значительная ее часть датирована, а некоторая даже определена по месту изготовления.

В этой связи выбор диссертационной темы весьма актуален. Надо полагать, что проведенный анализ архитектурных сооружения, запечатленных на миниатюре с привлечением археологического материала и письменных источников, представляет в определенной степени новый аспект исследования эволюции архитектурных типов и деталей, технических и эстетических особенностей памятников зодчества.

Степень научной разработки проблемы; Для изучаемой проблемы представляют значительный интерес исследования А. У. Поопа, Дя.М. Уптона, Ф.А.Аккерман, отраженных в пятитомном труде "A Surveu of Person Art « (Лондон - Нью-Йорк, 1938-1939 гг.), где они впервые рассматривают миниатюры и фрагменты со-

хранившейся настенной .'живопис и как источник но изучению садов и парков, шатров и павильонов, специальной мебели (тахт), установленной в интерлрах и экстерьерах построек.

Большое внимание архитектурному декору построек, изображенных на ииниатюре, даедяет И.С.Щукин в своей книге, посвященной живописи рукописей зпохи Тимуридов "Lea peintures des manuscripts timurides " (Париж, IS5** г. ).

В целой, однага, в этих работах миниатюра привлекалась в ограниченной степени. 3 основном рассматривались садово-парковая архитектура (А. У.Пооп, Дас. М. Уптон, Ф.А.Аккериан) или архитектурный декор (И. С. Щукин). К тому яе эти исследования имеют отношение к архитектуре и архитектурному декору средневекового Ирана, а не зодчеству среднеазиатского региона.

В советской искусствоведении в этой области ииеется единственная опубликованная в IS60 г. статья Г.А.Пугаченковой "Восточная миниатюра как источник по истории архитектуры ХУ-

ХУІБВ."

Вместе с тем за прошедшие десятилетия в науку были введены новне памятники миниатюрной живописи Мавераннахра, в связи о чем возникла необходимость заново рассмотреть накопленный богатейший материал.

Цель и задачи исследования: Диссертация имеет целью дать подробный анализ архитектурных сооружений и декора в среднеазиатской миниатюре ХУ-ХУП вв. и определить вклад художников-миниатюристов в передаче образа средневекового зодчества в живописи.

В круг задач, поставленных в диссертации, входят: определение архитектурного облика н архитектурных деталей, конструктивно-технических идей, художественной эначишоти декоративного убранства сооружений, изображенных в миниатюрах ХУ-ХУП вв.:

  1. Фортификации;

  2. Ыечетей:

а) иасчиди джами (мечеть джами) - соборной мечети; ... б) ыасчиди гузар - гузарной (квартальной) мечети;

3. Гражданского зодчества:

а) ііахтаб - начальной духовной школы;

б) Хаммои - бани;

_ ц _

в) Вялой архитектуры и садово-парю во го искусства; *(. Архитектурных деталей сооружений:

а) деревянного ордера;

б) резных дверей и пандяара;

в) малых архитектурных форы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые получили научное осмысление те типы архитектурных построек, которые в силу оложившихся обстоятельств бесследно почезли, либо дошли до нас в разрушенном и полуразрушенном состоянии, либо видоизмененными под воздействием позднейших реконструкций, но, к счастью, сохранившиеся в композициях среднеазиатских миниатюр ХУ-ХУП вв. Принципиально нов и сам метод сопоставительного исследования, сочетающий архитектурный анализ построек, запечатленных в живописи ХУ-ХУП вв., с данными исторических источников, археологического материала и сохранившихся памятников зодчества.

В работе впервые делается попытка представить по данным миниатюры конструктивно-технические решения, строительную технику рассматриваемого периода. Такое исследование развития самобытного среднеазиатского зодчества по данным миниатюр, сопоставление его с сохранившимися архитектурными памятниками позволяет во многом расширить научные представления об общей картине развития архитектуры Средней Азии ХУ-ХУП вв.

Материал исследования. Основным источником исследования являются избранные образцы миниатюр среднеазиатских рукописей ХУ-ХУП вв. из собраний СССР (Государственная публичная библиотека ид. М.Е.Салтыкова-Щедрина - Ленинград, ГОБ. Ленинградское отделение Ійститута востоковедения Академии наук СССР ЛО KB АН, Государственный музей искусств народов Востока, Москва - ШШВ, Институт востоковедения Академии наук УзССР им. Беруни, Ташкент - ИВ АН й. Рукописный фонд им. А.Мирзое-ва Института востоковедения АН Тадж. ССР - Душанбе); из фонда музеев и библиотек зарубежных стран (Британский Музей - Лондон, Библиотека Королевского Азиатского общества - Лондон, Королевская дворцовая библиотека - Виндзор, Библиотека Честер Битги - Дублин, їрировская галерея искусств - Вашингтон, Метрополитен Музей - Нью-Йорк, Гучистанский музей - Тегеран, Национальная библиотека - Каир, Библиотека йвдшз - Стамбул),

а также из частных коллекций Англии, Франции, США, опубликованные и доступные для исследования.

Методологически основой диссертации является фундаментальные положения современного искусствоведения, исторической науки о культурноы наследии прошлого.

При разработке теш диссертации возникла необходимость изучения: I) искусства миниатюры Средней Азии ХУ-ХУп вв. как историко-художеотвенного источника по архитектуре; 2) археологического материала УІ-ХУШ вв., письменных источников XI-ХУПвв., касающихся архитектуры и сопоставления их с материалом книжной миниатюры; 3) сохранившихся памятников архитектуры; А) строительных и художественных ремесел Средней Азии эпохи средневековья.

Основные положения диссертации базируются на трудах широкого круга советских археологов: М.Е.Масоона, С. П. ТЬлстовя, А.Ю. Якубовского, В. А. Шишкина, Я. Г. Гуляиова, A. U. Беленицкого, Б.А.Литвинокого, Н. Н. Негматова, Б. И.№аршака, Э.В, Ртвеладзе, Ю. Я,Якубова, У. П.Пулатова и др., исследователей архитектуры и миниатюры: Б. Н. Засыпкина, Б. ПДепике, (LU. Бач и не ко го, Б.В.Вей~ иарна, Г.А. Пугаченковой, Л.И.Ремпеля, ЕЛ.Ворониной, Л.Ю. Ыаныовстй, С. Г. Хмельницкого, В.А.Нильсена, А.Ы. Прибитковой, И.Ф.Бородиной, Ы. Ы. Ашра^и, 0. И. Галеркиной, 0. Р.Акиыушкина, А.А.Иванова и др., а также зарубежных ученых: Э. Блоше, t.Мартина, А.Сакисяна, Л. Биньона, Ди.Вилькинсона, БЛрея, Е. Квнеля, Т.Арнольда, И.С. Щукина, А.Поопа, Дж. Уптона, Ф.А.Аккерман, Б,В. Робинсона, Э. Грубе и многих других.

Практическая значимость. Полученные в хода исследований основные результаты позволяют шире представить картину эволюция среднеазиатского зодчества во всем ее многообразии, тем самый восполнить некоторые недостающие звенья в общей цепи развития архитектуры рассматриваемого периода.

Необходимо отметить, что системное историко-культурное исследование памятников зодчества, запечатленных в средневековых миниатюрах, кмеет не менее важное значение я для моторки материальной культуры Средней Азии.

В силу этого, диссертадая содержит сведения, представляющие научный интерес для широкого круга исследователей в написання статей и разработке лекционных курсов по история

- б -

материальной культури, по истории среднеазиатского зодчества.

Выявленные в диссертации оригинальные решения планировочных схем архитектуры ХУ-ХУП вв., принципы взаимосвязи помещений между собой и снешней средой, системы айванов и полуайва-нов, прекрасно связывающие архитектурные объемы с внешним пространством, а также выводы по садово-парковому искусству из гут быть использованы в архитектуре современного жилья и планирования садов и парков.

Выводы, полученные в результате исследования, будут полезны реставраторам архитектурных памятников Средней Азии, художникам театра и кино, книжным иллюстраторам при воссоздании ими архитектурных сооружений.

Апробация работы. Осно.лые положения диссертации изложены в 8-ми публикациях и докладах, подготовленных на IX Региональную конференцию молодых ученых (Душанбе, IS87), на Всесоюзную конференцию о архитектуре и искусству Ближнего и Сред- . него Востока (Баку, I98SQ, на Международный симпозиум, посвященный 1400-летию со дня рождения Борбада (Душанбе, І5ЇО).

Диссертация прошла апробацию на' заседании Отдела иоторив культуры Института истории, археологии и этнография АН Тадж. ССР.

Структурное построение диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, списка основной использованной литературы, словаря терминов по искусству миниатюры в зодчеству Средней Азии, списка рассмотренных миниатюр ХУ-ХУП вв., иллюстративного материала.

Во введении обосновывается актуальность, научная и практическая значимость темы, определяются цель и задачи диссертации. Дан краткий историографический обзор литературы, связанной с темой диссертации и исследованиями по среднеазиатской миниатюре.