Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Орнамент в монументальной живописи Древней Руси конца XIII - начала XVI вв. Орлова Мария Алексеевна

Орнамент в монументальной живописи Древней Руси конца XIII - начала XVI вв.
<
Орнамент в монументальной живописи Древней Руси конца XIII - начала XVI вв. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси конца XIII - начала XVI вв. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси конца XIII - начала XVI вв. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси конца XIII - начала XVI вв. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси конца XIII - начала XVI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орлова Мария Алексеевна. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси конца XIII - начала XVI вв. : Дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.04 : Москва, 2004 482 c. РГБ ОД, 71:05-17/7

Введение к работе

Актуальность темы исследования и состояние вопроса

Диссертация посвящена теме, которая до сих пор не была предметом специального изучения. При том, что уже многое сделано в области исследования средневековой рукописной орнаментики, об орнаменте в монументальной живописи Древней Руси лишь вскользь упоминается в работах, посвященных отдельным памятникам, и в общих трудах по истории искусства. Орнаментальные формы, являвшиеся важнейшей составной частью живописных ансамблей, имевшие не только существенное декоративное, но и смысловое значение, до сих пор остаются вне сферы интересов историков искусства, занимающихся прежде всего сюжетными изображениями.

В настоящее время ощущается необходимость создания систематизированных баз данных, способных служить основой для атрибуции памятников, выявления групп сходных произведений. Орнамент является одним из важнейших источников такого рода, источником тем более существенным, что в целом ряде случаев его фрагменты, в том числе обнаруженные при архитектурных и археологических исследованиях, - единственное, что уцелело от храмовых росписей..

Состояние сохранности фонда памятников и значительные потери, происшедшие в нем за последние столетия, предопределили активное использование в работе архивных и документальных материалов: описаний утраченных росписей, архивных фотографий, копий, археологических документов и т.д. Изучение, наряду с орнаментом сохранившихся ансамблей монументальной живописи, орнаментов, обнаруженных в результате реставрационных и археологических исследований, а также орнаментов, известных нам лишь по фотографиям и копиям, иногда дающим почти исчерпывающее представление об орнаментальном репертуаре, существенно восполняет наши представления о процессе развития древнерусской монументальной живописи в целом.

Изучением стенописных орнаментов в странах византийского ареала исследователи занимались на материале сербской и болгарской средневековой живописи, обращаясь к ним как к самостоятельной художественной области, не связанной с общей системой декорации (анц 3. Орнамента фресака из Србщ'е и

.; и ПАЛЬНАЯ і

БИБЛИОТЕКА |

Македонке од XIII до средине XV века. Београд, 1961; Рошковска А., Мавродинова Л. Стенописен орнамент. София, 1985). Предметом тщательного и глубокого анализа служили также отдельные типы орнамента в стенописях византийского круга. Lepage С. L'ornementation vegetale fantastique et le pseudorealisme dans la peinture byzantine // Cah.Arch. 1969. Vol. 19. P. 191-211).

Типологический метод изучения орнамента. является наиболее-традиционным и в известном смысле наиболее объективным. Большая часть работ, посвященных орнаменту, относится именно к этой категории исследований. Известны, однако, и иные подходы к рассмотрению орнаментального материала.

Так, орнамент можно' рассматривать как своеобразный язык средневекового искусства. По замечанию В.В. Стасова, "ряды орнамента - это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувства" (Стасов В.В. Русский народный орнамент//Стасов В.В. Собр. соч., СПб., 1894. Т.1. С. 207).

Проблемы истолкования орнамента увлекали многих исследователей,

писавших об орнаментализации всего средневекового искусства как следствии

особой духовности мира, отобразить которую могли лишь условные

художественные средства, способные нести символическую нагрузку (Лелеков

Л.А. Семантический параллелизм в орнаментике. М., 1982). Отмечалось, что

"только орнамент мог воплотить идею строго упорядоченной и неизменной

вселенной. Естественно, что его наполняли символы вечности" (Worringer F. Form

in Gothic. London, 1957. P. 16-19), а его структура имела характер неизменной

повторяемости.

В последние десятилетия наметились новые подходы к изучению семантики

орнамента. Весьма интересные исследования эмблематического, символического

значения геометрических орнаментальных мотивов и их сочетаний проведены на

материале раннехристианских напольных мозаик и тканей (Maguire Н. Magic and

Geometry in Early Christian Floor Mosaics and Textiles // JOB. 1994. Bd. 44. P. 265-

274).

Орнамент имеет и своеобразную этнологическую ценность и анализ его

элементов, как верно отмечал О.М. Далтон, может пролить неожиданный свет на

фазы истории наций. "Когда высшие формы художественного выражения

приходят в упадок или вымирают, орнамент выказывает наибольшую силу сопротивления. Он передается из поколения в поколение даже тогда, когда собственно изобразительное искусство, некогда сопутствовавшее ему, забывается. Если бы все исторические документы исчезли, о преемственной связи византийской культуры с искусством Греции. Египта, Сирии и Персии можно было бы судить лишь на основании изучения орнамента" (Dalton О.М. Byzantine Art and Archaeology. Oxford, 1911.P.685).

К особому направлению исследований относятся отдельные работы последних десятилетий, посвященные анализу функций орнамента - обрамляющей и соединяющей, а также психологии зрительского восприятия. (Gombrich E.N. The Sense of Order: A Study in the Psychology of Decorative Art. Ithaca, 1979).

Еще одним направлением исследований последних лет является эстетическое осмысление орнамента, отношением к нему как к уникальному виду искусства, который в отличие от декорации в целом наделен лишь свойствами "несения" красоты и доставления "чистого наслаждения" (Grabar О. The Mediation of Ornament. Princeton, 1992). Интерес подобного подхода определяется не столько аспектом изучения, сколько особенностями личностного художественного восприятия авторов исследований. Такого рода метод изучения орнамента при всей глубине анализа все же ограничен. Все эти крупные системные труды, в которых орнамент рассматривается вообще как специфический вид искусства, имеют характер достаточно отвлеченный.

Орнамент в средневековом искусстве - сфера, в каких-то отношениях более консервативная, а в каких-то гораздо более свободная, чем сюжетная живопись. Орнамент гораздо острее реагировал на время. Мобильность орнаментальных мотивов дает иногда возможность, пусть предположительно, говорить о связях и влияниях, которые не всегда удается проследить, исходя из сюжетных композиций.

Несмотря на многовековое существование и естественную трансформацию, орнамент сохраняет качества, способные указать на его происхождение. Однако в большинстве случаев стилистические нюансы можно проследить даже в устоявшихся формах. При возрождении тех или иных "архаичных" орнаментальных моделей они никогда не воспроизводятся в точности, хотя бывают и очень близки к оригиналам. Тем более отслеживается процесс сложения

относительно новых форм, во всяком случае, для определенного культурного региона. Варианты композиционных решений, характер интерпретации мотивов, даже масштаб могут достаточно отчетливо свидетельствовать о стадии развития определенного типа орнамента.

Приемы использования орнамента, состав орнаментального репертуара и способы интерпретации орнаментальных форм нередко в большей степени, чем сюжетные изображения, свидетельствуют о происхождении мастера, или по крайней мере, об его ориентации на определенный круг памятников, известную эпоху, нередко многое проясняя в характере сюжетной живописи..

Орнамент как почерк эпохи, как формульно сжатое, точное и отчетливое выражение того или иного стиля - все это является аспектами его изучения как особого вида художественного творчества. Орнамент мог служить своеобразным творческим "шифром" мастера, индивидуальность которого особенно явственно проявлялась именно при его создании. Однако эти его качества до сих пор мало интересовали исследователей.

Цели и задачи исследования

Целью настоящего исследования было создание корпуса орнаментов в древнерусской монументальной живописи конца XIII - начала XVI в. и изучение на его основе специфических особенностей орнаментальных форм, анализ орнамента в древнерусской живописи как неотъемлемой части системы декора и пространственной структуры храмов.

Основными задачами первого этапа, работы в силу почти полной
неизученности материала являлись выявление, собирание, разработка принципов
классификации и типологической характеристики орнамента в монументальной
живописи Древней Руси. Состояние сохранности фонда памятников и
значительные потери, происшедшие в нем, предопределили активное

использование в работе архивных и документальных материалов - описаний утраченных росписей, архивных фотографий, копий, археологических документов и т.д. В свод памятников, наряду с орнаментом в реально сохранившихся ансамблях монументальной живописи, орнаментов, обнаруженных в результате реставрационных и археологических исследований, включены орнаменты,

известные нам лишь по фотографиям и копиям.

При всей существенности этих задач, если бы мы ими ограничились, результатом явились бы каталог и альбом мотивов - безусловно, важная и кажущаяся наиболее "объективированной" часть работы, которая в дальнейшем с наибольшей пользой и . эффективностью могла быть использована исследователями. Тем не менее, приоритетность типологического анализа при изучении орнамента, построение работы лишь по этому принципу, вычленение и классификация отдельных орнаментальных форм на самом деле привели бы к искажениям реальной картины.

Изучение отдельно взятых орнаментальных мотивов и поиски их прообразов, группировка этих мотивов в определенные типологические и хронологические ряды, разумеется, весьма существенны для формирования представлений о фазах их эволюции. Однако то, что главным образом интересовало наших предшественников - классификация орнамента, - для нас явилось лишь частью исследования. Не менее важным для нас был второй этап работы, связанный с выявлением закономерностей взаимодействия орнаментальных форм с системой живописи храмов, с архитектурным их пространством, а также с анализом художественной природы орнамента.

Методы исследования
Орнамент является во многом самостоятельной и специфической
художественной областью. Его изучение требует специального подхода. Однако в
тех случаях, где это возможно, отдельные мотивы рассматривались в общем
контексте орнаментального репертуара определенного памятника. Мы

руководствовались тем, что не только сам факт появления в нем новых мотивов и характер их взаимодействия с традиционными темами, но и определенный набор орнаментальных форм, их обилие или ограниченность, их соотношения между собой (разумеется, при постановке в соответствующий культурно-исторический ряд), могут являться своего рода указаниями на определенные этапы развития' художественной культуры в целом.

Принципиально важным для нас являлось и другое методологическое положение - изучение орнамента в связи с той пространственной средой, в которой он пребывает, или с теми предметами, на поверхности которых он находится. При исследовании орнамента в монументальной живописи такой

подход особенно важен. В настоящей работе орнамент рассматривается не изолированно от той росписи, в которой он существует, но учитывая их взаимовлияние, взаимодействие, наконец, связь с архитектурой храма и зависимость от нее. Подлинная значимость, художественная образность и символика орнаментальных форм выявляются только при рассмотрении их в едином композиционном организме храма, они определяются особенностями его внутреннего пространства и системы построения сюжетной живописи. В ряде случаев своеобразие трактовки орнамента можно оценить, только учитывая его местоположение. Именно этот тезис является отправной точкой данной работы.

Еще одно основополагающее для нас положение заключается в том, что индивидуальность орнамента в большей степени, чем в любом другом виде художественной деятельности, из-за консервативности орнаментальных форм проявляется не на уровне типологии или типологических вариантов, а на уровне стилистической интерпретации.

Орнамент, разумеется, не может являться абсолютным критерием при датировке росписи и определению ее принадлежности к тому или иному художественному направлению. Вместе с тем, анализ орнамента, позволяет различить несколько планов. Типология орнамента дает возможность судить и об устойчивых моделях, давно находившихся в обиходе, нередко восходящих к античной древности, и об образцах, появившихся в ходе исторического развития благодаря определенным контактам, влияниям и по-своему фиксирующих эти воздействия, выявляющих их острее и точнее, нежели сюжетные росписи. Наряду с типологией, принципы использования орнамента также могут являться характерным свидетельством происхождения мастера, ориентации на некий круг памятников, известную эпоху. И, наконец, интерпретация орнамента может непосредственно определяться временем его создания и почвой, на которой он был создан, и, соответственно, указывать на нее.

Существенным для нас являлся анализ стиля, приемов интерпретации орнамента, а также набора орнаментальных форм и элементов, особенностей орнаментального репертуара как элемента атрибуции, как своеобразного ключа к идентификации памятников, выявлению групп сходных произведений. Это наиболее сложная часть работы, несмотря на наличие во многих случаях опорных

точек и определенных критериев оценки, и потому, что известное значение здесь имеют моменты индивидуального восприятия и осмысления, и из-за трудности прослеживать связи, намечать определенные линии развития на основании немногих уцелевших памятников.

Большое значение в работе придается выявлению происхождения орнаментальных форм, которые не всегда восходят к тем же изобразительным источникам, что и сюжетные росписи. Изучение орнамента основывается на анализе обширного материала храмовых росписей, находящихся в разных частях православного мира, на исследовании орнамента в иллюминированных рукописях, произведениях прикладного искусства, архитектурной резьбе, литургической утвари и тканях.

При изучении орнамента как неотъемлемой части храмового декора рассматриваются и такие, условно говоря, имитационные приемы, как воспроизведение мраморной облицовки или подвесных тканей, обычно используемые в цокольном регистре росписей. Помимо семантической значимости подобных изображений, принимать их во внимание следует и потому, что подвесные ткани нередко украшались орнаментом, а имитация мраморной облицовки или инкрустации приобретала характер своеобразных орнаментальных панно.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки исследования обусловлены целым рядом

обстоятельств.

Конец XIII - XV в. - это особая эпоха в истории орнаментики в странах

византийского мира, эпоха новых интерпретаций традиционных мотивов,

своеобразных композиционных решений, появления, особых декоративных

приемов, новых принципов взаимодействия с живописной системой и

архитектурным пространством храмов. На Руси эта эпоха представлена немалым

числом стенописных ансамблей, орнаментальный репертуар которых отражает

общие процессы и вместе с тем демонстрирует характерные индивидуальные

особенности.

На XIV - XV вв. пришлись и расцвет, и оскудение искусства во многих

странах византийского ареала, это время коренных изменений в историко-

культурной ситуации и в Византии и на Балканах. Турецкие нашествие вызвало активные миграционные процессы, в которые художественные силы включились почти сразу. Экономический и политический расцвет Руси, ее освобождение от татаро-монгольского ига также приходятся на тот период. Эти процессы во многом определили своеобразие и сложность культурной жизни того времени, в том числе и на Руси.

XIV - XV вв. в истории монументальной живописи Древней Руси были периодом активного строительства и украшения храмов. Однако известные в наши дни росписи составляют менее одной десятой от стенописных ансамблей, созданных в тот период.

В ряде случаев от фресковых циклов уцелели лишь фрагменты орнаментов, существовавших некогда в нижних частях стен храмов или на откосах окон. Так, от росписи церкви Богоявленского монастыря в Москве, созданной, по предположениям исследователей, в первой половине XV в., остался только незначительный фрагмент орнамента, возможно, украшавшего некогда "пелену" в цокольной зоне храма. От росписи Феофана Грека в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405) также уцелели лишь остатки орнамента на "пелене". От рублевской стенописи в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря сохранились только фрагменты орнамента на откосах окон. От первоначальной росписи Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря уцелели лишь остатки росписи алтарной преграды и фрагмент орнамента в цокольной зоне жертвенника. От росписи Дионисия в Рождественском соборе Пафнутьево-Боровского монастыря, кроме части лика, до нас дошли несколько фрагментов орнаментированных медальонов на "пелене" в нижней части декорации и т.д.

Орнамент и декоративные приемы в наиболее полно сохранившейся стенописи собора Ферапонтова монастыря, созданной Дионисием в начале XVI в., завершает собой известный этап в развитии стиля и определенного типа орнамента.

Научная новизна работы

Научная новизна работы заключается прежде всего в выделении орнамента в монументальной живописи Древней Руси в особую, самостоятельную тему истории древнерусского искусства, специфический объект исследования.

Впервые предпринимается фундаментальное многоаспектное изучение орнамента в древнерусских стенописях и создание корпуса орнаментальных форм.

Впервые осуществлена систематизация и классификация орнаментальных форм в живописных ансамблях древнерусских храмов конца ХШ - начала XVI вв., группировка их в определенные типологические и хронологические ряды и сравнительный анализ с орнаментами в смежных сферах художественной деятельности: каменной и деревянной резьбе, керамике, орнаментированных рукописях, тканях, памятниках литургической утвари и пр.

В настоящей работе типологический анализ дополняется стилистическим и
архитектурно-пространственным анализом орнамента в ансамблях

монументальной живописи Древней Руси, конца XIII - начала XVI в.

Впервые решаемой научной задачей является рассмотрение Орнамент впервые рассматривается и как декоративный элемент, и как "конструктивная" часть простанственно-композиционной организации системы росписи.

Введение в научный оборот орнаментального материала позволяет не только значительно обогатить картину развития монументальной живописи Древней Руси путем привлечения тех памятников, от которых сохранились только орнамент и элементы декоративной росписи, но существенно дополнить представления и о стенописях, сюжетная часть которых давно и хорошо известна, в некоторых случаях позволяя корректировать общепринятые датировки.

Практическое значение исследования

В науку вводится новый, специфический пласт материала, ранее не привлекаемый исследователями. В равной мере он может быть интересен и полезен для историков искусства, культурологов, археологов, реставраторов, художников. Материал работы может быть использован при изучении общих художественных процессов в древнерусском искусстве, для изучения орнамента в других видах художественного творчества, в лекционных курсах по истории

искусства и культуры средневековой Руси. Он может найти применение в архитектурно-археологических исследованиях, в реставрационной практике, а также в современной художественной практике, в частности при восстановлении храмовых интерьеров и иконостасов.

Апробация работы

Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях Отдела истории русского искусства Государственного института искусствознания и введены в научный оборот в публикациях, докладах, сообщениях на научных конференциях, в том числе международных.

На защиту выносится

1. Разработка типологии и создание свода всех орнаментальных
мотивов, использовавшихся в ансамблях монументальной живописи Древней Руси
конца XIII - начала XVI вв., включающего их фрагменты, обнаруженные при
археологических работах и архитектурно-реставрационных исследованиях, а также
копии, зарисовки и фотографии орнаментов в утраченных декорациях. Методика
выявления на этой основе орнаментального репертуара, которым владели
средневековые художники и определение известного им круга источников.

2. Опыт классификации орнаментальных форм в стенописях
древнерусских храмов конца XIII - начала XVI вв., имеющих специфический
характер, определенный их связью с функциональными элементами архитектуры,
разработка принципов их типологической характеристики, сравнительный анализ
с орнаментами в других сферах художественной деятельности.

3. Методика изучения орнамента как части системы живописи,
исследование его роли в программе и композиции стенописных ансамблей,
рассмотрение его значения в организации архитектурного пространства храмов.

4. Выявление закономерностей развития орнамента в монументальной
живописи Древней Руси общих для искусства Средних веков и одновременно его
специфики как явления национальной художественной культуры.

5. Разработка методов стилистического анализа орнамента в монументальной живописи, использование их при решении вопросов атрибуции памятников.

. Структура исследования

Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Диссертация состоит из исследовательской части (включающей Введение, пять глав и Заключение), каталога памятников по основным художественным центрам Древней Руси (в каждом ансамбле фресок рассматриваются основные принципы декорации и декоративные приемы, а орнамент классифицируется по видам, типам и вариантам с подробным их описанием и характеристикой состояния сохранности) и альбома орнаментальных мотивов в монументальной живописи Древней Руси конца XIII - начала XVI в.

Похожие диссертации на Орнамент в монументальной живописи Древней Руси конца XIII - начала XVI вв.