Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980) Ахунд-Заде, Лейла Джамиль кызы

Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980)
<
Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980) Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980) Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980) Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980) Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980) Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980) Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980) Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ахунд-Заде, Лейла Джамиль кызы. Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980) : Дис. ... канд. искусствоведение : 17.00.04.-

Содержание к диссертации

Введение

I глава Традиции пейзажа в изобразительном искусстве Азербайджана 10

II глава Становление и развитие пейзаяшого жанра в азербайджанской советской живописи. 1920 - I960 годы 26

III глава Пейзажное творчество С.Бахлул-заде и его вклад в историю азербайджанской пейзажной живописи 61

ІV. глава Тенденции развития азербайджанской пей зажной живописи. I960 - 1980 годы 95

Заключение 141

Библиография 144

Введение к работе

Азербайджанское советское искусство за 60 лет своей истории прошло большой и сложный путь. Больших достижений и подлинного успеха добились азербайджанские художники в различных его видах и жанрах.

Современная азербайджанская живопись, отмеченная именами Са-лахова, Нариманбекова, Абдуллаева и других, не имеет аналогии в прошлом, в старой национальной традиции... Но столь выражено здесь творческое своеобразие школы, что мы имеем все основания видеть в ней одно из замечательнейших проявлений современного социалистического искусства. Это неповторимый вклад народа Азербайджана в многогранное целое советской художественной культуры",-пишет Г.Недошивин .

В истории изучения проблем азербайджанской советской живописи большую роль сыграли исследования искусствоведов республики К.Д.Керимова, Н.М.Миклашевской, А.Ю.Казиева, Н.Д.Габибова, М.Н.Над-жафова, Р.С.Эфенди, Р.К.Керимовой, Н.К.Заманова, М.А.Тарланова и других.

В их трудах обобщен и систематизирован большой изобразительный материал, выявлены кардинальные пути развития живописи Азербайджана, дана характеристика творческих исканий видных художников, определяющих лицо сегодняшнего искусства.

Актуальность проблемы. Изучение и анализ современного азербайджанского искусства с его высоким нравственным потенциалом, глубокой идейностью, самобытной художественной культурой, является требованием времени, и необходимо для более разностороннего понимания процессов, происходящих в окружающей нас действитель-

I Г.Недошивин. Роль национальных традиций в развитии социалистического искусства. "Искусство", 1971, № 2,с. 17.

ности.

Природа для человека - непреходящий источник эстетического наслаждения и нравственной силы. Бытие человека в природе являлось содержанием произведений искусства на протяжении многих веков.

Большое значение приобретают взаимоотношения человека с природой, с окружающей средой в наше время, в век научно-технической революции, бурных экологических всплесков.

Это позволяет говорить об особой актуальности пейзажного жанра на современном этапе развития человечества, когда активный техницизм стал палкой о двух концах, и когда значительно усложнились связи между человеком и природной средой.

"Главная задача искусства - создание не совершенных произведений, а совершенного мира", - так четко и образно выразил свою

т мысль о назначении искусства К.Либкнехт .

Пейзажной живописи, воспитывающей любовь к Родине, позволяющей ощутить кровную причастность человека к природе, принадлежит одно из главных мест в претворении этой задачи.

Если в 50-е годы в советской живописи существовало условное деление на мастеров "тематической картины" и пейзажистов, и довольно редко можно было встретить на выставке "чистый пейзаж" мастера фигуративной живописи, то со П половины 60-х годов художественная ситуация резко меняется.

Круг художников, серьезно занимающихся пейзажем значительно расширился, вне зависимости от узкой ориентации на какую-либо определенную тематику. Сейчас практически нет живописца, не работающего в этом прекрасном, столь необходимом для истинного художника жанре.

I К.Либкнехт. Мысли об искусстве.-М.,І97І,с.І45.

Большой интерес к пейзажу демонстрирует и возрастающее с каждым годом количество пейзажных работ, появляющихся на художественных выставках,а также проведение специальных выставок, как общесоюзных /Всесоюзная выставка пейзажа в Вильнюсе 1976г./,так и республиканских /"Пейзаж - натюрморт - интерьер" в Баку,1979г./.

Пейзажная живопись республики демонстрирует разнообразие природы Азербайджана и многогранность творческих устремлений художников, обращающихся к изображению природы.

В монографиях, альбомах, статьях азербайджанских искусствоведов Н.Д.Габибова, М.Н.Наджафова, Р.С.Эфенди, П.А.Гаджиева,а также в публикациях русских искусствоведов Б.В.Веймарна, А.А.Каменского, Е.А.Зингер, Л.И.Акимовой, В.Трофимова, Г.Анисимова пейзажные работы рассматриваются в общем контексте творческих исканий того или иного мастера. В сборниках, посвященных общим проблемам изобразительного искусства республики, эволюции пейзажного жанра уделено незначительное место.

А между тем, азербайджанская пейзажная живопись в лице плеяды талантливых живописцев Т.Салахова, М.Абдуллаева, Т.Тагиева, Б.Мирза-заде, С.Бахлул-заде, Т.Нариманбекова, Р.Бабаева, А.джафа-рова, Э.Рзакулиева и других уже давно перестала быть достоянием одной лишь нашей республики. Высокие художественные качества пейзажа, его самобытность позволяют говорить о весомом вкладе азербайджанских мастеров живописи в историю советского пейзажа.

Однако, специального исследования, посвященного истории развития азербайджанского пейзажа, как самостоятельного жанра, нет.

Необходимость подробного специального исследования проблем и тенденций эволюции пейзажного жанра в Азербайджане и предопределила задачи настоящей работы.

Цель исследования. Вследствие недостаточной изученности и популяризации пейзажный жанр не получил должной известности.Изуче-

ниє азербайджанского пейзажа расширяет и дополняет картину современного искусства, делает более наглядным процесс формирования и развития национальной школы живописи.

Состояние пейзажной живописи Азербайджана определяется разнообразием взглядов на мир, образной неоднозначностью.

Объектом исследования стали произведения, отмеченные насыщенностью содержания, высокими живописными качествами, являющиеся определенными вехами на пути ее развития.

Цель исследования - на лучщих образцах проследить основные этапы развития пейзажа, определить его место в истории азербайджанской живописи, связать развитие жанра с общими тенденциями советской пейзажной живописи.

Степень разработанности проблемы. В истории изучения советского пейзажа главное место несомненно принадлежит А.А.Федорову-Давыдову.

Его книга "Советский пейзаж /1959/ внесла неоценимый вклад в постановку и разработку вопросов пейзажной живописи.

Важную лепту в изучение вопроса внес Н.Д.Габибов, в докторской диссертации на тему "Азербайджанская советская живопись 1917-1967 гг.", вплотную подойдя к проблемам развития пейзажа в Азербайджане. Делая основной упор на исследование тематической живописи, автор дает характеристику состояния пейзажного жанра в рассматриваемый период, отмечая его поступательное движение, и вскрывая отдельные недостатки.

Статья Н.Д.Габибова "Пейзажная живопись Азербайджана" /1969/, сконцентрировавшая в себе положения диссертации, является по существу единственной публикацией по исследуемому вопросу, дающей представление о проблемах пейзажа в республике.

Н.Д.Габибов и М.Н.Наджафов в многочисленных статьях, альбомах, книгах об азербайджанских художниках и о проблемах изобразительного

- 7 -искусства рассматривают в числе других работ и пейзажи,но в основном с точки зрения эволюции стиля данного мастера /См. библиографию/.

В таком же аспекте пейзаж рассматривается в работах Б.В,Вей-марна, Е.А.Зингер, Л.И.Акимовой, посвященных азербайджанскому искусству.

Среди обобщающих трудов по истории изобразительного искусства республики необходимо отметить 2 книги "Искусство Советского Азербайджана"; первая написана Н.Д.Габибовым и М.Н.Наджафовым /I960/, в написании второй участвовали Н.М.Миклашевская, Д.Г.Нов-рузова, Н.Д.Габибов, М.Н.Наджафов и др.

В 1959 году вышла в свет книга Р.Эфенди "С.Бахлул-заде", охватывающая творчество художника до 1958 года.

Статья А.А.Каменского "Древо традиции" /1980/ много дает для понимания поэтики и образной сути азербайджанского искусства.

В целом, можно сказать, что, хотя произведения пейзажного жанра выборочно рассматривались в предыдущих исследованиях, задача полного анализа эволюции пейзажа оставалась далеко не решенной.

Метод изучения. Исследуемый изобразительный материал диктует свой метод изучения, основанный на отборе, систематизации, художественном анализе пейзажей с целью выявления общих закономерностей развития жанра и одновременно раскрытия своеобразия манеры каждого мастера.

В разработке поставленных проблем автор руководствовался научной методологией, которой придерживались ведущие ученые советского искусствознания, и в первую очередь А.А.Федоров-Давыдов, видный теоретик живописи, создатель фундаментальных исследований по истории русской и советской пейзажной живописи, определивший место пейзажа в изобразительном искусстве.

Научная новизна. В диссертации впервые проводится изучение и комплексный анализ произведений пейзажной живописи 20-70-х годов, что позволяет определить сюжетное и стилистическое многообразие пейзажа и изменения его в процессе эволюции.

В результате работы с фондами Музея изобразительных искусств им. Р.М.Мустафаева, Картинной галереи,с выставочными каталогами, с частными коллекциями, привлекая произведения, находящиеся в мастерских художников, автору удалось выявить мало изученные, неопубликованные работы, представляющие определенный интерес с точки зрения эволюционных процессов в пейзажной живописи.

Это, некоторые работы С.Бахлул-заде, работы С.Салам-заде 20-х годов, пейзажи молодых художников, хранящиеся в запасниках музеев,в мастерских художников,в частных коллекциях.

В диссертации делается попытка путем сравнительного анализа оттенить своеобразие пейзажного мышления как отдельных мастеров, так и азербайджанского народа в целом.

Апробация. Диссертация обсуждалась на заседании Отдела изобразительного искусства Института архитектуры и искусства АН Азерб. ССР.

Основные положения диссертации доложены на I и П конференциях молодых ученых Института архитектуры и искусства АН Азерб.ССР в 1979 и 1981 годах и на ХУ республиканской научной конференции аспирантов АН Азерб.ССР в 1981 году, и опубликованы в ряде статей.

Структура и объем работы. В соответствии с целью исследования была определена логическая последовательность в изложении материала, носящего историко-художественный характер. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и альбома иллюстраций.

Практическая ценность. Исследование рассматриваемой проблемы имеет немадовалшое значение для создания истории изобразительного

- 9 -искусства Советского Азербайджана.

Современные азербайджанские художники используют в своем творчестве прогрессивные традиции искусства прошедших лет. И потому всесторонний анализ пейзажной живописи республики приобретает несомненную практическую ценность.

Помимо этого, материалы и выводы диссертации могут быть использованы в лекциях и спецкурсах по истории советской живописи.

Публикации. По результатам работы автором было опубликовано 6 статей, общим объемом 1,5 печатных листов.

Традиции пейзажа в изобразительном искусстве Азербайджана

В каждой стране, на каждом этапе развития культуры возникали и складывались свои, присущие только ей специфические образные структуры, нормы, представления.

В силу исторически сложившихся культурных и религиозных традиций азербайджанское искусство развивалось очень своеобразно. Как известно, ислам запрещал изображение живых существ. Это ограничение оказало существенное влияние на эволюцию многих видов искусства - мало развивалась сюжетная монументальная и станковая живопись, скульптура.

"Но творческую силу народа-созидателя можно временно ослабить, менять направления ее развития, но остановить ее нельзя",-пишет известный исследователь азербайджанского искусства К.Керимов . Запрет на изображение живых существ активизировал поиски художников в других областях искусства. Большое развитие получили декоративно-прикладные виды художественного творчества, где художники создавали подлинные шедевры, бесконечно варьируя растительные и геометрические формы. Богато украшенная медная посуда, ковры с их прихотливой вязью узоров славились далеко за пределами Азербайджана. Великолепные по тонкости исполнения орнаменты украшают средневековые архитектурные памятники /мавзолей Момине Хатун в Нахичевани, Усыпальница Ширваншахов в Баку и многие другие/.

Но не только запрет ислама сыграл свою роль в специфическом развитии изобразительности в Азербайджане, причины этого кроются и в мироощущении народа. Как справедливо замечает А.Каменский: "Востоку, в том числе и Азербайджану, веками были свойственны в большей мере сверхчувственные формы художественного осознания мира, поэзия, музыка, орнаментально-декоративное и зодческое творчество преобладали там над изображением жизни в "формах самой жизни" . Если мусульманская религия тормозила развитие культуры,то передовые поэты и художники поощряли и приветствовали искусство. Великий Низами в поэме "Хамсэ", например, прославляет художника Шапура, а в "Искандер-намэ" описывает состязание художников в мастерстве. В поэме "Семь красавиц" Низами сравнивает прекрасный весенний день с картиной живописца, высоко оценивая возможности искусства. "Кто живой водою розы здесь нарисовал? Кто тюльпаны ярко-алой краской написал? Как картина живописца - вешний день в саду, Стаи птиц в листве резвятся,стаи рыб в пруду"2. Особо надо сказать о светском искусстве при дворах просвещенных владык, где религиозный запрет часто носил условный характер. Сами правители нередко были меценатами и заказчиками художников и поэтов. Таким правителем был Шах Исмаил I - глава сильного централизованного Сефевидского государства в начале ХУІ века. Его столица Тебриз стал признанным центром культуры Среднего Востока во многом благодаря изысканным вкусам и любви к искусству Шаха Исмаила, который сам был прекрасным поэтом, известным под псевдонимом Хатаи. При дворе Шаха Исмаила I, а позднее при дворе его сына Tax-масиба I существовал литературный меджлис, в шахской библиотеке работали лучшие каллиграфы и художники, в частности Султан Мухаммед, творчество которого стало венцом тебризской миниатюрной живописи. Образы природы занимают значительное место в творчестве азербайджанских художников и поэтов средневековья. И это не случайно. "Именно на протяжении периода средневековья художественное воображение человека впервые пыталось воспроизвести стройную картину вселенной в ее единстве, природы - в ее бесконечности и изменчивости. Желание представить себе мироздание как гармоническое стройное целое, равно как и мысль о взаимодействии всех сил природы явились важным этапом в познании мира человечеством". В азербайджанской поэзии издавна бытуют поэтические произведения "бахария" /"бахар" - "весна"/, в которых славится приход весны, буйное цветение природы. Стихи великих азербайджанских поэтов средневековья Низами, Насими, Физули, Хатаи о природе проникнуты сладостным ощущением радости бытия, тонкой одухотворенностью. В их трактовке весь мир одушевлен и природа наделена чертами человека. Яркие осязаемые образы создает в Бахария Насими: "Как уста улыбнулись бутоны вокруг и неслышно раскрылись цветы. И в прекрасную розу с приходом весны снова снова бедный влюблен соловей. Сколько разных цветов,сколько ярких цветов, но под утренним солнцем они, Потеряв пестроту, все горят золотым отраженьем небесных лучей" . Красочными искрящимися словами описывает весеннюю природу Хатаи: "Плащ земли тысячецветный горит, И дождем червонцев листва дрожит, Над водою склонились левкои в цвету, Ясень вскинул руки свои в высоту, Чтобы в шумной зеленой рубахе плясать, Чтобы золото разом горстями бросать. Азербайджанская поэзия очень образна, полна удивительных метафор, пышных эпитетов, в каждой строке скрыто множество смысловых оттенков. Образы природы играют в ней большую роль, выступая часто в качестве поэтических метафор, сравнений, и встречаются не только в "Бахария". Показателен многогранностью поэтической символики следующий фрагмент из Введения к Азербайджанскому Дивану Физули: "Молодое деревцо моей природы, получив влагу из облаков об-щения с этим кружком /кружком молодых поэтов/ зазеленело цветами даров поэзии, а розовый куст моей души, вдохнув воздух этого общества, расцвел, и в саду моей природы распустилась роза вос-торженных стихов" . На природе отражается и благополучие страны, если страна процветает, то и природа цветет, если дела государства идут плохо, войны его разоряют, то и природа мрачна и уныла.

Становление и развитие пейзаяшого жанра в азербайджанской советской живописи. 1920 - I960 годы

Азербайджанское искусство помнит периоды своего блестящего расцвета. Оно подарило миру замечательную архитектуру, прекрасные образцы декоративно-прикладного творчества, неповторимую миниатюрную живопись.

Жестокая эксплуатация, в течение многих десятилетий являвшаяся основой политики местных феодалов и российской царской власти, превратила Азербайджан в окраину империи не столько в территориальном, сколько в духовном смысле. Глубокая реакция, косность, царившие в политическом и экономическом укладе, отразились и на изобразительном искусстве узостью кругозора,консервацией старых форм, традиций, хотя живой дух творческого гения народа не угасал никогда.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества. Она освободила народы царской России от многовекового гнета, распахнула перед ними новые горизонты экономического и духовного развития.

В первые годы установления советской власти азербайджанский народ под руководством коммунистической партии начал великую созидательную работу во всех областях экономического и культурного строительства. Видные представители национальной культуры Н.Нариманов, У.Гаджибеков, М.Магомаев, А.Азимзаде, Д.Мамедкулизаде, А.Ахвердов отдавали свои силы и талант делу народного просвещения, приобщения широких масс к величайшим духовным ценностям, к искусству.

При Наркомпросе Азербайджана был создан подотдел изобразительных искусств, который возглавил А.Азимзаде. В 1920 году были приняты постановления о национализации частных театров, о создании Государственного музея, Комиссии по охране памятников архитектуры и художественных ценностей, первой в истории Азербайджана Государственной художественной студии.

Эти мероприятия открывали большие возможности для развития изобразительного искусства, и особенно для живописи, находившейся в зачаточном состоянии. В 1921 году поэт С.Городецкий, один из активных участников культурного строительства в Азербайджане, писал: "Восток,а вместе с ним Азербайджан, еще знает старинные формы искусства, уже забытые Западом. Здесь еще поют ашуги, здесь жива музыкальная импровизация, и не ушел еще из быта орнамент. В простых формах искусство глубоко гнездится в массах. Художественное чутье впитывается с молоком матери. Ковры, миниатюры, майолика - все,чем любуется Запад в музеях, на Востоке сохранилось в жизни". Это высказывание в общем верно обрисовывывает художественную ситуацию в Азербайджане в рассматриваемый период. 20-е годы были сложным временем в истории искусства Азербайджана. Глобальные социальные коллизии, Великая Октябрьская социалистическая революция, поставившая весь механизм общественно-экономической жизни на новые рельсы, породили ряд новых жизненных проблем, идеи, уже не вмещавшихся в рамки старых представлений, возникали новые, разноречивые искания. Основной проблемой было определение сущности национального своеобразия нового, создаваемого в условиях советской власти социалистического искусства. В частности, были попытки отгородить национальное искусство от прогрессивных реалистических традиций,сохраняя приемы старого ис-кусства . Поиски национального стиля в столь тесных рамках, сопровождаемые слабой профессиональной подготовкой художников, часто приводили к декоративизму, пустому формотворчеству. В процессе становления станковой живописи основными источниками, питающими художественное самосознание были традиционные виды азербайджанского искусства - миниатюра, декоративно-прикладное творчество и русская реалистическая живопись. Русским художникам принадлежит большая заслуга в укреплении реалистических позиций молодой азербайджанской живописи. В эти годы в Азербайджане побывали И.Бродский, Ф.Модоров, Б.Яковлев, С.Рянгина, С.Герасимов, П.Кузнецов,А.Куприн, К.Бога-евский и многие другие. Результатом этих поездок были интересные работы,среди них много пейзажей - "Белый город", "Гудронная дорога" Б.Яковлева, "Нефтяные резервуары" С.Рянгиной, "Завод Крекинг", "Вид Баку" Ф.Модорова. Значительным событием в культурной жизни Баку явилась выставка АХР 1928 года, на которой демонстрировались также работы местных художников М.Герасимова, В.Тер-Погосова, Л.Гурицкого.

Профессиональные кадры художников готовила Бакинская художественная школа. В 20-е годы здесь преподавали А.Косичкин, В.Тер-Погосов, М.Герасимов, проводившие обучение на принципах реалистического искусства. В 1928 году наиболее талантливые ученики школы были командированы в районы Азербайджана, откуда они привезли работы, рассказывающие о новом быте азербайджанского народа, пейзажные зарисовки,портреты.В том же году состоялась выставка произведений молодых художников, где эти работы были экспонированы. Основное место на выставке занимали картины на производственные темы, отражающие преобразования в колхозном строительстве, в промышленности. Пейзаж был представлен работами этюдного характера.

Пейзажное творчество С.Бахлул-заде и его вклад в историю азербайджанской пейзажной живописи

Трудно переоценить роль С.Бахлул-заде в формировании и развитии азербайджанской пейзажной живописи. В конце 40-х - начале 50-х годов, когда художник начинал свой творческий путь,азербайджанский лирический пейзаж был слабо развит. Значительные произведения были созданы в жанре индустриального пейзажа. Работы Т.Таги-ева "Баку" /1947/, М.Абдуллаева "Огни Мингечаура" /1948/, Б.Мирза-заде "Эстакада" /1953/ совершили переворот в азербайджанском индустриальном пейзаже, вывели его на широкую дорогу полнокровного искусства социалистического реализма. Они отразили бурный рост промышленности Азербайджана, гуманистические преобразования действительности, и стали гимном созидательной силе народа. Природа же Азербайджана была в основном объектом для этюдов, передающих в быстрой сбивчивой манере мимолетное, часто поверхностное впечатление от заинтересовавшего мотива, или служила фоном в тематической картине. С.Бахлул-заде был одним из первых художников Азербайджана по достоинству оценившим выразительные выразительные, эмоциональные возможности пейзажа. Создав великолепные по художественной ценности образцы этого жанра, он поставил пейзаж на один уровень с тематической картиной, портретом. Образы природы в его пейзажах обладают глубоким содержанием; бьющим через края ощущением жизни, способностью выражать идеи своего времени.

С.Бахлул-заде навсегда связал свое творчество с природой родной земли, в его пейзажах отражена "история души", чуткой восторженной души поэта. Искусство Бахлул-заде - явление глубоко национальное, всей своей плотью и кровью связанное с азербайджанской землей, с традициями древнего азербайджанского искусства.

Саттар Бахлул-заде родился и прожил почти всю свою жизнь в Амираджанах, апшеронском селении, имеющем свою древнюю историю. Здесь сохранилось немало памятников старины - мечеть ХУЛ века, ов-даны, склепы. Архитектура Амираджан, типичная для Апшерона, порождена сухим, жарким и ветреным климатом. Замкнутые кубы домов с плоскими крышами, высящийся над ними минарет мечети, скудная зелень - при этом описании невольно встают перед глазами апшеронские пейзажи Т.Салахова. Много писал Амираджаны и Бахлул-заде, но не этими пейзажами вошел он важнейшей вехой в историю азербайджанской пейзажной живописи.

С детства впитал художник живительные соки народного искусства, он был окружен им и дома. В доме, где он жил, до сих пор царит обстановка обычная для азербайджанского деревенского жилища - полы застланы коврами / в Амираджанах изготовляли знаменитые на Востоке ковры "хилы"/, в стенах - ниши для посуды,спальных принадлежностей. Традиционные предметы быта из его натюрмортов - покрывала, медная посуда и др. - это не дань национальной традиции, не стилизация. С этими предметами художник вырос, они окружали его всю жизнь и были в действии, а не стояли экспонатами с некоторым оттенком "экзотики", как они хранятся в современных квартирах.

С.Бахлул-заде начал свое художественное образование в 1927 году в Азербайджанском Государственном техникуме. Окончив его в 1931 году, художник два года работал в редакции газеты "Коммунист" карикатуристом. Здесь он впервые столкнулся с замечательным художником А.Азим-заде. Именно Азим Азим-заде почувствовал лирическое дарование молодого живописца и рекомендовал его в Московский художественный институт /ныне институт им. В.И.Сурикова/. С.Бахлул-заде два года учился на графическом факультете у таких великолепных педагогов, как В.А.Фаворский, Л.А.Бруни. На третьем году обучения, следуя своей склонности и во многом благодаря советам Г.М.Шегаля, который был руководителем живописного отделения, С.Бахлул-заде перешел на живописный факультет.

В 1939 году художник заканчивает учебу и возвращается в Баку. В 1940 году он впервые участвует в республиканской выставке исторической картиной "Оборона крепости Бааз войсками Бабека", над которой работал больше двух лет, изучая в библиотеках, архивах исторические факты, костюмы, оружие той эпохи. Натурные этюды Бахлул-заде делал в Амираджанах. Удивительное впечатление производит эта картина. Живет в ней только пейзаж, исторические же персонажи,при всем стремлении художника к убедительности и достоверности, ему не удалось оживить. Бахлул-заде несколько раз обращался к историческому жанру. В I94I-I946 годах он написал картину "Героические сыны азербайджанского народа", исторические портреты "Портрет Фа-тали-хана Кубинского", "Каллиграф Мир Али". В этих работах происходит аналогичное предыдущему явление. Когда художник изображает цветущие сады Кубы /фон портрета Фатали-хана/, его кистью водит вдохновение, когда он пишет человеческие фигуры, они статичны, надуманны, маловыразительны. Однако, совершенно неверно было бы говорить об отсутствии историчности в произведениях Бахлул-заде,или о его неумении писать портреты.Достаточно вспомнить его поздние работы "Гншистанская крепость" /1972/, "Моя мама" /1973/,чтобы убедаться в обратном. В пейзаже "Гюлистанская крепость" Бахлул-заде изобразил крепость, затерявшуюся на вершине горы. Столкновение напряженных, разорванных линий в изображении гор, дорог, деревьев вызывают ассоциации с бурными событиями, происходившими у древних стен крепости. Образ ее встает здесь символом величия человека, творение рук которого выстояло перед стремительным потоком времени и грозовыми днями минувших событий. Можно ли с помощью простого пейзажного мотива более наглядно и осязаемо преподать урок историзма? Или, возьмем для примера пейзаж с включенным в него портретом матери художника. Сколько светлой любви, проникновенности, тонкого психологизма вложено в эту работу.

И дело не только в несомненно возросшем за эти годы мастерстве художника, но и в сущности его творческого метода, делающего основополагающим эмпирический метод познания мира. Только то,что основано на чувственном впечатлении, только то, что пропущено через глаз и сердце художника, продолжает жизнь в его картинах. Там, где есть заданность, рационалистический расчет интеллектуального замысла - художник отступает. Его религия - живая природа.

Интерес Бахлул-заде к историческому жанру в тяжелые годы Великой Отечественной войны представляется глубоко закономерным.Про-изведения, обращенные к славному прошлому Азербайджана, к героическим образам истории были призваны ковать патриотическое чувство борющегося народа, поддерживать боевой дух советских воинов.

Тенденции развития азербайджанской пей зажной живописи. I960 - 1980 годы

В 60-е годы подъем наблюдается во всех видах и жанрах советского искусства, что было вызвано большими успехами советского народа в социально-экономическом и культурном строительстве.

В Программе КПСС, принятой в 1961 году на ХХП съезде КПСС были сформулированы задачи, стоящие перед творческими работниками:

"В искусстве социалистического реализма, основанном на принципах народности и партийности, смелое новаторство в художественном изображении жизни сочетается с использованием и развитием всех прогрессивных традиций мировой культуры. Перед писателями, художниками, деятелями театра и кино открывается широкий простор для проявления личной творческой инициативы, высокого мастерства,многообразия творческих форм, стилей и жанров" .

Важное значение для плодотворного развития многонационального советского искусства имели решения ХХШ, ХХІУ, ХХУ, ХХУІ съездов КПСС, постановления ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" /1972/, "О работе с творческой молодежью" /1976/, "О дальнейшем улучшении идеологической и политико-воспитательной работы" /1979/.

Активизация художественной жизни, организации таких представительных выставок, как выставка к декаде азербайджанского искусства и литературы в Москве /1959/, Всесоюзные и республиканские юбилейные художественные выставки, посвященные годовщине Великой Октябрьской социалистической революции /1957,1967,1977/,выставки, посвященные годовщине установления Советской власти в Азербайджане /1960,1970,1980/ и многих других стимулировали художников на поиски новых интересных живописных решений. Для развития пейзажного жанра большое значение имели осенние и весенние выставки Д962,1967,1977/, которые носили более камерный характер, на которых пейзаж был представлен более широко. Многочисленные поездки художников по Советскому Союзу и в зарубежные страны, также способствовали обогащению тематического диапазона пейзажной живописи. В 1964 году состоялась большая выставка "Зарубежные страны глазами азербайджанских художников", где были представлены работы А.Абдулхалыка, Т.Тагиева, Наджафкули, А.Мехтиева, КДанла-рова. Б эти же годы состоялись выставки С.Салам-заде "По арабским странам" Д96І/, Э.Рзакулиева "По Мексике" /1961/, Т.Садых-заде "По Японии" Д964/, Дж.Джемаля "По Монголии" /1964/ и другие. Представленные на выставках пейзажи объединяет общее стремление передать характер страны, ее своеобразие. В этот период в Азербайджане активно работают мастера старшего поколения и те, кто начали свой творческий путь в 50-е годы. В художественный коллектив республики вошла также талантливая молодежь, получившая образование уже в 60-е годы. Интерес художников к насущным проблемам современности, к проблеме претворения традиций, расширение арсенала средств художественного выражения характеризуют азербайджанскую пейзажную живопись 60-70-х годов. Круг произведений пейзажного жанра разрастается, что обусловлено многообразием творческих устремлений. Значительным явлением в живописи стал "суровый стиль", одним из проводников которого был Т.Салахов, утверждающий своим творчеством красоту будничной реальности. Влияние "сурового стиля", выражавшееся в активности художественной интерпретации, ла-конизации формы, аскетизме колорита проявляется в разное время у Н.Касумова, Т.Джавадова, Р.Бабаева, А.Вердиева. Одновременно существуют и развиваются многие традиции и направления. У многих художников определился круг излюбленных сюжетов. С.Бахлул-заде претворил свое лирическое мировосприятие в щедрнх цветом и радостью полотнах природы Азербайджана, экспериментируя с фактурой, колористическими аффектами. Т.Нариманбеков создает в пейзажах свой Баку, рожденный экспрессией форм и неистовством красок. М.Абдуллаев в монументальных, крепко построенных работах воплотил жизнь сельского Азербайджана, неразрывно связанную с трудом крестьян. А.Джафаров сделал объектом своих работ уютный тихий мир дачного Апшерона. Тенденция к обогащению сюжетного материала сочетается с обогащением эмоционально-образного языка, живописных почерков. Персональные выставки Малахова, М.Абдуллаева, Т.Нариманбекова, Р.Бабаева, С.Бахлул-заде, состоявшиеся в 60-70-е годы продемонстрировали яркие художнические темпераменты, разнообразные концепции мира природы и жизни человека в ней. В конце 60-х годов на выставках начинают преобладать пейзажи лирические, сельские, возрастает количество апшеронских пейзажей, и гораздо реже становится обращение художников к индустриальной тематике. В этом сказывается общая художественная ситуация, где установилась ориентация на духовность, камерность, "жизнеописание" простых человеческих радостей, что где-то связано с проблемами последствий научно-технического прогресса.

Похожие диссертации на Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980)