Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Первобытная керамика как художественно-эстетический феномен : Сосуды Южной Сибири эпохи бронзы Машукова, Татьяна Константиновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Машукова, Татьяна Константиновна. Первобытная керамика как художественно-эстетический феномен : Сосуды Южной Сибири эпохи бронзы : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.05 / Моск. высшее художественно-промышленное училище.- Москва, 1990.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/1822-0

Введение к работе

Актуальность духовного освоения я эстетической интерпретация культурных памятников не вызывает сомнения. Керамический сосуд - не только произведение древнейиего из ремесел, но и многомерный символ синкретичного мифологического сознания. Он в равной мере содеряит материальное и духовное, этноисто-ричеекое и общечеловеческое, является своеобразным выражением -арконзчэской целостности человека, культуры, космоса.

Псгяаго акадагического интереса, исследование предметов доисторических ремесел имеет худогественно-практическое значение. Изучение структурных образных основ искусства того периода кязни человечества, который принято называть "беесозна-твльно худояествекным" и который дал импульс рождению всех искусств, ножет быть продуктивным в понимании и развитии современного художественного творчества.

Выбор материала (керамика) в качестве основного среди свойств, определяющих объект и предмет исследования, связан с тем, что в первобытной древности природные свойства материала агаяя большее значение в формировании образа предмета, чей этяегсторачесгаю его черты.

В искусствознании существует ряд работ, посвященных история, типологии и технологии керамики. К их числу относятся обобп^пцЕЗ труды Х.5дзтчера, Е.Чарлистона, К.Пиколпасси, ЛЛЗогэра, представлящие, главным образом, евразийскую псзле-срвдневековув керамику, достаточно развитую африканскую и латиноамериканскую. Наиболее древние образцы, входаще в круг интересов археологов и историков, хотя и были представлены в отечественном искусствознании в исследованиях Б.А. Рыбакова, В.С.Ворсяова, А.В.Салтыкова и некоторых других авторов в раз-

деле ремесел и в связи с проблемами народного искусства, однако отдельному искусствоведческому анализу не подвергались (исключение составляют краткие по содержанию издания В.А.Го-родаова и Н.Бортвкна).

ЦЕЛЬ настоящего исследования - определение образной специфики и художественно-эстетической ценности доисторической керамики; репрезентация и оценка неисследованных в эстетическом и искусствоведческом плане экспонатов.

ЗАДАЧИ работы: анализ структуры и содерашшя худоЕэсе-венных образов архаической керамики; характеристика конкретной формы, которую находят специфические образные свойства в южкосибирских сосудах; определение места исследуемой минусинской керамики среди аналогичных образцов из синхронных и сан-стадиальных культур; определение художественно-эстетического значения первобытной керамики (и в частности шноснбирсквх сосудов) в связи с проблемами современного искусства и в категории "непреходящее".

ПРЕДАЕТ исследования - первобытная керамика как художественно-эстетический феномен.

ОБЪЕКТ исследования - ганоскбирские керамические сосуды эпохи бронзы.

ГРАНИЦЫ исследования помимо выбора материала (карзшша) очерчены хронологическими рамками: в диссертации рассматриваются сосуды, относящиеся к афанасьевской, окуневсвоЗ и ан-дроновской историческим культурам, существовавшим в III - середине II тыс. до н.э. Региональные границы, определяемые общим ареалом распространения названных этноисторачесшах образований, очерчивают территории Цшаусияской ккзшэнкоста в сред-

нем течении Енисея на юге Сибири.

ИСТОЧНИКИ исследования - материалы сибирских коллекций, относящиеся к эпохе бронзы, из музеев Ленинграда (Гос. арми-таж, Музей антропологии и агиографии АН СССР), краеведческих музеев городов Сибири - Минусинска, Абакана, Красноярска. В работе учтены сведения о более чем ста археологических памятниках, использованы сведения из ра'бот по философии, эстетике, истории мировой культуры, мифологии, социологии, психологии, этнографии, фольклористике, теории изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. К их числу относятся научные труды А.А.Потебни, Н.Гартиана, М.М.Бахтина, К.Юн-га; исследования Л.Леви-Брюля, Н.Леви-Сгросса, БД.Иелетинс-кого, А.Ф.Лосева, Й.М.Дьякова, В.Н.Топорова, Б.Ф.Поршнева, А.Д.Стояяра, Л.С.Выготского, Л.С.Салямока; исторические исследования С.В.Киселева, Ы.П.Грязнова, Л.Р.Кнзласова, М.Ф.Косарева, Г.А.Максименкова, Э.Б.Вадецкой, Е.Е.Кузьминой; работы А.А.Михайловой, Б.М.Бернштвйна, Н.А.Ястребовой, Л.И.Акиыо-вой, Н.Я.Брагинской, К.А.Макарова, Г.Рида, Г.К.Вагнера и др.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Предложенная диссертация является первой попыткой системного эстетико-искусствоведческого исследования древнейшей пжносибирской керамики в ценностном аспекте и в связи с ее образной природой.

МЕТОДИКА и СТРУКТУРА диссертации. Работа включает исто-рико-логическое исследование (1 и 111 главы) и, по принципу дополнительности, структурный анализ (II глава). В качестве наиболее обіцкх правил в основу исследования положены законы всеобщей связи и развития, применены элементы системного подхода.

Соответственно трем (условным) этапам существования образа: образ-замысел, образ-произведение и образ-восприятие главы диссертации посвящены: художественно-образному мышлению древних (гносеологический анализ) - I глава, первобытной керамике в качестве художественного произведения (онтологическое объективированное исследование) - II глава, художественно-эстетическому значению доисторической керамики в системе современного восприятия (аксиологический анализ) - III глава.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Элементы исследования (как формальные образные структуры, так и содержательное наследие синкретичного доцивилизованного искусства) могут включаться в концептуальные творческие решения и применяться в разработке программ и методической литературы для музеев, учебных художественных учреждений.

АПРОБАЦИЯ материалов диссертации осуществлялась на научных конференциях, в публикациях (список приводится в конце автореферата), в авторских творческих работах, участвовавших в отечественных и зарубежных выставках.

ОБЪЕМ работы: диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, таблиц с иллюстративным материалом (360 рисунков w фотографий), списка литературы.