Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Плафоны Чарльза Камерона в Царском Селе. Опыт исторической реконструкции Бобров, Филипп Юрьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бобров, Филипп Юрьевич. Плафоны Чарльза Камерона в Царском Селе. Опыт исторической реконструкции : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Бобров Филипп Юрьевич; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2013.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/106

Введение к работе

Диссертация посвящена росписям плафонов и сводов в Арабесковом зале Екатерининского дворца и в помещениях Агатового павильона дворцового ансамбля в Царском Селе, созданных по эскизам Чарльза Камерона в 1780–х годах.

Актуальность исследования

Актуальность исследования обусловлена неизученностью живописных плафонов Чарльза Камерона – одного из самых ярких архитекторов и декораторов эпохи раннего русского классицизма.

Реставрация интерьеров, созданных по проекту Чарльза Камерона в Царском Селе, начатая несколько лет назад и еще не законченная, сделала изучение росписей этих залов крайне актуальной задачей. Без достоверной реконструкции состава, тематики, сюжетов, иконографии росписей, изучения их стилистики и техники невозможна была бы научно обоснованная реставрация ансамбля.

Исследование плафонов Ч. Камерона, определение их идейного замысла и сюжетного состава позволило восполнить пробел в истории развития отечественной монументальной живописи. Без реконструкции росписей Камерона, украсивших главную резиденцию русских императоров, невозможно воссоздание общей картины становления русского классицизма, особенно ввиду многочисленных утрат, которые понесла эта область русского искусства за прошедшие столетия.

При реставрации архитектурно-художественного ансамбля возникает проблема разрешения неизбежного противоречия между желанием воссоздать памятник в его первоначальном виде и необходимостью сохранить те изменения, которые возникли в процессе его исторического бытования.

В диссертации впервые в практике реставрации дворцового ансамбля подготовлено научное обоснование применения новой методологии. Она основана на применении обратимых технологий, внедрении практики виртуального моделирования проекта воссоздания. Разработанные и примененные автором методы позволили придать реставрации научную достоверность и заметно ограничить влияние субъективных художественных решений на состояние памятника.

Степень разработанности темы

Междисциплинарный характер исследования сталкивается с фактом неравномерной изученности проблем, затрагиваемых в диссертации. Собственно вопросы истории создания и переделок плафонов Арабескового, Большого залов и библиотеки подробно не рассматривались ни в одной из публикаций. Сюжеты и семантика плафонов Арабескового зала Екатерининского дворца, Большого зала и Библиотеки Агатовых комнат в Царском Селе оказались полностью неисследованными – росписи воспринимали только как часть декорации интерьера.

Например, в обобщающем очерке А.Н. Петрова по истории дворцов и парков г. Пушкина сказано лишь, что «…в немногих помещениях и в особенности в Арабесковой гостиной живопись получала у него (Ч. Камерона – Ф.Б) значение не вспомогательного, а одного из равноправных декоративных средств». Любые упоминания названных плафонов носят общий характер, что не дает возможности судить о сюжетах картин, составляющих плафон. Лишь в публикации М. Г. Воронова и Г. Л. Ходасевич «Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине», целиком посвященной Термам Камерона, названы несколько фигур античных божеств, изображенных на плафонах.

Фундаментальные труды по исследованию творческого наследия Чарльза Камерона В.Н. Талепоровского, Г.К. Козьмян и Д.О. Швидковского, посвящены, главным образом, архитектурным проектам мастера. При этом, если В.Н. Талепоровский отмечает, что «плафон носит античный характер» и что «роспись – уже позднейшая», то Д.О. Швидковский, давая подробное описание архитектурного декора стен Арабескового зала, композицию плафона описывает по предварительному неосуществленному эскизу Чарльза Камерона. Таким образом, собственно росписи Камерона остались вне изучения.

Проблемам реставрации архитектурных ансамблей посвящен фундаментальный труд А.А. Кедринского, в котором рассматриваются основные виды реставрационных работ и их методика. Труд А.А. Кедринского включает и описание методики восстановления залов Екатериниского дворца, созданных по проекту Чарльза Камерона – Зеленой столовой, Голубой гостиной, Китайской голубой гостиной. Однако в связи с тем, что к реставрации Арабескового зала и Камероновой галереи в те годы еще не приступали, в исследовании А.А. Кедринского вопросы реставрации плафонной живописи этих залов не затронуты.

Воссозданию архитектурных памятников Петербурга посвящен ряд журнальных публикаций и книг общего характера. Общая теория и методология реставрации памятников архитектуры в отечественной науке была сформулирована в трудах Е.В. Михайловского "Реставрация памятников архитектуры. Развитие теоретических концепций" и С.С. Подъяпольского "Реставрация памятников архитектуры. Учебное пособие для архитектурных вузов".

Хронологические рамки исследования

Диссертационная работа базируется на изучении росписей интерьеров Екатерининского дворца и Агатовых комнат, работа над созданием которых велась в период с 1781 по 1784 гг., а также фактах истории бытования, реставрации отразившихся в документальных и библиографических материалах с XVIII в. по настоящее временя. При этом для атрибуции сюжетов к работе привлечены материалы по античным росписям I в. н.э., и изображениям аллегорических фигур в европейском искусстве XIII-XVIII вв.

Источники исследования

Диссертация основывается на документах и фотографиях архива Государственного музея-заповедника «Царское Село», в том числе исторических справках сотрудников музея, реставрационных описаниях и протоколах, на материалах Российского государственного исторического архива (РГИА), относящихся к «истории Села Царского».

Важнейшим источником являются собственноручные чертежи и рисунки Чарльза Камерона, хранящиеся в отделе рисунков Государственного Эрмитажа и опубликованные лишь в малой части, а также альбом из ста пятнадцати рисунков архитектора «Drawings 1764» (Рисунки 1764) в библиотеке Санкт-Петербургского университета инженеров железнодорожного транспорта.

Отдельную группу источников составляют редкие издания XVIII в. Это, в первую очередь, труд самого Камерона «Термы римлян» (английское издание 1772 г., русское издание 1939 г.), многотомное издание гравюр с изображениями росписей Помпей и Геркуланума (Le Antichita di Ercolano esposte, 1757-1792), источники по иконологии и эмблематике, в частности, описание аллегорий Чезаре Рипы (Iconologia or Moral Emblems, 1709 и других годов издания) и его русская версия (1803).

Однако главным основанием для выводов в диссертации послужили сами росписи, которые впервые удалось детально обследовать, описать и изучить в процессе их реставрации. К ним относятся, в первую очередь, четыре медальона с изображением аллегорических фигур – фрагменты первоначальной композиции 1780-82 гг. Арабескового зала, и живописные вставки на бумаге, украшающие своды Библиотеки и Большого зала Агатовых комнат. Также исследованы чертежи и эскизы Чарльза Камерона к этим росписям: подлинный чертеж Арабескового зала с эскизом плафона, перспектива Большого зала Агатовых комнат, и др.

Огромное значение имела натурная фотофиксация всех сохранившихся фрагментов, проделанная автором и реставраторами. Такой возможности не было ни у одного из предшествующих исследователей – росписи практически были недоступны для изучения, так как были искажены поздними записями, темным лаком и были вмонтированы в потолки. Кроме того, в послевоенный период и вплоть до последних лет залы были закрыты для посещения.

Важным свидетельством первоначального облика росписей является историческая документация: акварели Э. Гау «Вид Арабескового зала» (ок. 1857) и Л. Премацци «Вид Большого зала Агатовых комнат» (1859), документальные фотографии 1900-х и 1930-х годов, описания и современный проект реставрации, согласно которому в настоящее время осуществляется воссоздание декоративного убранства залов. Отдельную группу составляют копии композиций помпейских росписей, выполненные в смешанной технике художниками команды Камерона, по гравюрам в качестве подготовительного материала.

Использовались публикации, описывающие античные росписи Геркуланума, Помпей и Стабии, росписи по проектам английского архитектора Роберта Адама, аллегорические композиции настенных росписей итальянских палаццо XVI-XVIII веков, потолочные росписи петербургских дворцов и особняков эпохи классицизма.

Также широко использовались атрибутированные произведения искусства из собрания музеев России и мира, привлекавшиеся, наряду со специализированными изданиями увражей и наставлений, для идентификации сюжетов изучаемых произведений Ч.Камерона.

Объект исследования

Объектом исследования являются сохранившиеся фрагменты росписей плафона Арабескового зала Большого Екатерининского дворца, росписи сводов Большого зала и Библиотеки Агатовых комнат, а также элементы их декоративного убранства.

Предмет исследования

Предметом исследования настоящей диссертации выступают два связанных между собой в практической реставрации аспекта: (1) идейный замысел и содержательная сторона плафонов Арабескового зала Екатерининского дворца, Большого зала и Библиотеки Агатового павильона как характерного явления искусства эпохи европейского неоклассицизма, и (2) обусловленные степенью руинированности памятника возникающие методологические проблемы воссоздания утраченного произведения, с другой стороны.

Цель исследования

Цель исследования состоит в том, чтобы установить сюжетный состав росписей, раскрыть их идейный замысел как целостного художественного явления эпохи неоклассицизма, и использовать полученные результаты исследования при реставрации памятника.

Задачи исследования

Задачи исследования включают в себя:

  1. Описание сохранившихся подлинных росписей Камерона;

  2. Реконструкция первоначального идейного замысла и сюжетов композиций плафонов Арабескового зала, Большого зала и Библиотеки Агатового павильона, в контексте русской придворной культуры XVIII века;

  3. Детальное восстановление иконографии изображений, атрибутов, поз, деталей одежды, орнаментики и тому подобных форм, без которых невозможна достоверная реконструкция;

  4. Изучение истории бытования и реставрации плафона Арабескового зала;

  5. Изучение и обобщение исследовательских и документальных данных о работах Чарльза Камерона в России и, в частности, о его деятельности в Царском Селе;

  6. Стилистическое и технико-технологическое исследование сохранившихся оригинальных фрагментов, которые впоследствии могут быть использованы при атрибуции других произведений декоративной живописи;

  7. Обоснование возможности внедрения методики виртуальной реконструкции в реставрационную практику.

Гипотеза

Научная гипотеза заключалется в том, что плафон Арабескового зала Большого Екатерининского дворца, и росписи сводов Агатовых комнат, должны иметь смысловую и художественную завершенность, носить программный характер, и не могут являться просто набором стилизованных изображений.

Целостность замысла, в силу позднейших переделок и утрат, могла быть нарушена, вследствие чего сохранившиеся фрагменты стали казаться чисто декоративными украшениями стен и сводов.

Сложность символики, использованной Ч. Камероном в своих композициях, не позволила исследователям – очевидцам, сосредоточенным, в первую очередь, на архитектурной составляющей памятника, изучить сюжетную тематику плафонов.

Чарльз Камерон, призванный императрицей Екатериной Великой, должен был, в традициях времени, в аллегорической форме прославить ее мудрое правление. Иконография фигур в кессонах Большого зала Агатовых комнат давала надежду обнаружить прямые аналоги среди античных росписей.

Эти предположения и определили основные направления исследовательской работы, воплощенные в диссертации.

Методология исследования

Методология исследования носит комплексный, междисциплинарный характер. В ее основе лежит сочетание историко-культурного, искусствоведческого (иконографического, иконологического), и технико-технологического методов анализа. Фундаментом исследования является натурное описание подлинных фрагментов росписей, систематизация данных старинных руководств по изображению аллегорических образов, изучение атрибутированных произведений мирового искусства, современных проектам Ч. Камерона, а также относящихся к более ранним периодам, и их сравнительный анализ.

В своей работе диссертант опирался на многочисленные работы отечественных и зарубежных историков и теоретиков русского и европейского искусства и архитектуры, исследователей монументально-декоративной живописи эпохи Ренессанса, барокко, европейского неоклассицизма и русского классицизма, труды историков античного искусства, в частности, публикации росписей Помпей и Геркуланума.

Благодаря методу сравнительной иконографии удалось достоверно воссоздать атрибуты и визуальную конкретность аллегорических образов, необходимую для выполнения реставрации.
Большое значение в работе над исследованием имел практический опыт диссертанта в качестве художника-реставратора и преподавателя методологии реставрации живописи.

Научная новизна

Научная новизна исследования состоит в том, что в научный оборот вводятся росписи Ч. Камерона в Царском Селе как целостное художественное произведение, а именно впервые:

- установлены сюжеты плафонов Чарльза Камерона, выполненных мастерами его «живописной команды», проведено их комплексное изучение на основе натурного обследования, систематизации и обобщения полученных данных;

- определены иконографические источники композиций, в частности, античные фрески Помпей и Геркуланума, росписи Рафаэля в Папском дворце в Ватикане;

- реконструирован первоначальный аллегорический замысел плафонов Арабескового зала, Большого зала и Библиотеки Агатового павильона, которые были искажены поздними переделками XIX века;

- установлены имена живописцев, принимавших участие в росписи интерьеров по проектам Чарльза Камерона.

- росписи, выполненные в России, включены в контекст европейского неоклассицизма и рассмотрены как часть явления европейской культуры XVIII века, получившего название «Гранд тур» (Grand tour);

- в научный оборот введены не только сами росписи Камерона, но и весь корпус эскизов и подготовительного материала, хранящегося в фондах ГМЗ «Царское Село»;

- исследованы технико-технологические особенности кессонных вставок в росписи сводов Большого зала Агатовых комнат.

Автором раскрыт индивидуальный метод Камерона-декоратора, показано своеобразие стиля мастера, отличающегося от работ других представителей «россики» этого периода не только построением композиции плафона, но и использованием сложных аллегорических сюжетов, объединенных общей программой.

Теоретическая значимость

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно впервые вводит в научный оборот росписи Чарльза Камерона, делая их частью истории европейского и русского искусства последней четверти XVIII века. В диссертации раскрыта методология создания живописных композиций, практиковавшаяся художниками европейского неоклассицизма, основанная на использовании и переработки антиков, выявлено место росписей Камерона в истории русской монументальной живописи. На примере живописных плафонов архитектора показан процесс преобразования персонажей античной мифологии в аллегории, символизирующие христианские добродетели. Исследование раскрыло назидательную роль монументальных росписей Камерона, воплотивших идеалы эпохи Просвещения. Эти выводы в дальнейшем могут быть использованы и развиты в искусствоведческих работах, посвященных проблемам развития отечественного искусства второй половины XVIII – начала XIX вв.

На основе примененной автором методологии исследования и методики реставрации могут разрабатываться корректные способы музеефикации историко-художественных объектов, применяться обратимые методы реставрации.

Практическая значимость исследования

Результаты проведенного исследования легли в основу выполненной реконструкции плафонов Арабескового зала, реставрации плафонов Большого зала и библиотеки Агатовых комнат.

Выработанная методика проведения исследования и сравнительного анализа может использоваться при подготовке проекта реставрации других объектов культурного наследия.

Иконография и сюжетный состав росписей Камерона, установленные автором в диссертации, могут служить сравнительным материалом и основанием для идентификации сюжетов других изображений аллегорического содержания. Также возможно их использование в качестве эталонного материала при создании проектов воссоздания разрушенных плафонов и произведений монументальной живописи.

Данные по иконографии аллегорических фигур, их атрибутике могут быть использованы как в курсах лекций по специальностям искусствоведение, реставрация, культурология и т.п., в справочниках по мифологии, а также служить практическим руководством для искусствоведов, музейных работников и художников-реставраторов.

Данные технико-технологических исследований материальной структуры росписей могут быть использованы для изучения, сравнительного анализа и реставрации других произведений живописи рассматриваемого периода.

Проведенное технико-технологическое исследование произведений живописи дает возможность использовать полученные достоверные данные для атрибуции и подготовки проекта реставрации других произведений аналогичного периода.

Обширный иллюстративный материал, сопровождающий диссертацию, представляющий Ч. Камерона как автора проекта художественных росписей, может быть издан в виде монографии или альбома, интересных как специалистам, так и широкому кругу читателей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На основе проведенного автором диссертации исследования установлено, что росписи плафонов, выполненных по эскизам Чарльза Камерона в Царском Селе, являются уникальным образцом живописной декорации неоклассицизма в России.

2. Автором реконструирована первоначальная композиция живописного плафона Арабескового зала, в центре которого располагалась аллегорическая сцена «Торжество Добродетелей» на основе интерпретации иконографии мифологического сюжета «Суд Париса», в окружении восьми медальонов с аллегорическими фигурами. Своей росписью Камерон льстит императрице, изображая добродетели, которые расцвели в России в годы ее правления.

3. Роспись сводов Большого зала Агатовых комнат, основанная на композиционной схеме декорации античных терм, включает в себя два типа изображений: мифологические композиции и фигуры, стилизованные, либо прямо заимствованные из произведений знаменитых художников середины – второй половины XVIII века, и образы, взятые из росписей древнего Геркуланума. Концепция оформления плафона остается неизменной, начиная от проекта, и до создания потолочной росписи.

Впервые называются все сюжеты композиций, входящие в состав плафона.

4. Росписи сводов библиотеки и «Кабинетца» Агатовых комнат образуют единую смысловую программу со скульптурными барельефами и настенными гризайлями. Камерон продолжил тему воспитания героя, воплощенную в образах античных мифов, с помощью которых он воспел заботу Екатерины II о воспитании юного наследника Александра.

В диссертации впервые определены сюжеты росписей и скульптурных рельефов в «Кабинетце» и Библиотеке Агатовых комнат.

5. Камерон использует прием переосмысления образов античных божеств, когда персонажи олимпийских мифов истолковываются в христианском духе как аллегории добродетелей или пороков в полном соответствии с традицией европейского неоклассицизма.

6. Разработана инновационная методика использования компьютерной визуализации при разработке концепции реставрации поврежденных произведений искусства, позволившая провести восполнение утрат, не прибегая к использованию недостоверных форм.

7. Реставрация трех залов, выполненных Ч. Камероном – Арабескового, Большого и Библиотеки – демонстрирует три основных существующих принципа реставрации разрушенных произведений. Практическая реализация иллюстрирует достоинства и недостатки каждого из методов.

Достоверность научных результатов

Достоверность обеспечена полнотой и репрезентативностью собранного материала и адекватностью использованных в его анализе методов, подтверждена физико-химическими исследованиями пробных образцов основы, грунта и красочного слоя росписей Арабескового зала, библиотеки и Большого зала Агатовых комнат. Авторство Чарльза Камерона, даты проведения работ, имена художников, участвовавших в росписях плафонов, подтверждены архивными документами: рапортами и письмами Камерона, счетами и отчетами в «Команду строения села Царскаго». Достоверность атрибуции и реконструкции сюжетов и аллегорий в росписях доказана также с помощью иконографических источников и аналогий. При этом автором использован комплекс методов, адекватно отвечающих целям и задачам исследования.

Апробация исследования

По результатам исследования был реставрирован живописный плафон Арабескового зала Царскосельского дворца Государственного музея – заповедника «Царское Село» силами реставраторов ООО «Рестстрой» под научным руководством сотрудников ГМЗ «Царское Село» в 2006-10 годах.

На основании проведенного исследования был разработан проект и осуществлена реставрация плафона помещения библиотеки Агатового павильона. Работы проведены силами реставраторов ООО «Царскосельская янтарная мастерская» при участии автора и под научным руководством сотрудников ГМЗ «Царское Село» в 2011-12 гг. Реставрация была осуществлена с использованием разработанного автором инновационного метода восполнения утрат с помощью обратимых печатных технологий.

Основные результаты исследования изложены в 8 публикациях, в том числе в 4-х сборниках из списка, рекомендованного ВАК, и в докладах на Всероссийских научных конференциях, проводившихся ГМЗ «Царское Село» (2008) и СПб ГУ (2011).

Структура и объем диссертации

Похожие диссертации на Плафоны Чарльза Камерона в Царском Селе. Опыт исторической реконструкции